ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Абрамов Олег
Первая Мировая война (1914-1918): 1917 год, май.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая Мировая война (1914-1918): 1917 год, май.


   1917 год, май.

Non, monsieur, ce n'est pas vrai.

Si vous voulez ma vie, mais ce n'est pas vrai. Jamais!

Ответ француженки В. Николаи на его объяснения

о преимуществах германского образа ведения войны.

...

   Православие. Шептицкий и Сандович.
   В мае 1917 г. Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского был освобождён священник и агитатор за победу Центральных держав Андрей Шептицкий (в миру граф Роман Мария Александр Шептицкий). Личность эта заслуживает нескольких слов - когда его поместили под домашний арест в 1914 г., а потом выслали вглубь России за антироссийскую агитацию, то по этому поводу было поднят довольно большой шум. Граф в своё время служил несколько месяцев в австро-венгерской армии, затем получил юридическое образование. Совершил несколько поездок: в Италию, где был принят папой Львом XIII, в Киев и Москву, где общался с украинскими националистами. В 1888 г. принял монашество с именем Андрей, вступил в орден Св. Василия (базилиан). В Австро-Венгрии он - архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский, занимается политикой - был депутатом Галицийского Сейма, австрийской Палаты Господ. После назначения Шептицкого на должность главы униатской церкви последовала "кадровая революция": в богословские семинарии стали принимать только тех, кто разделял антироссийские убеждения. Святой отец склонен к путешествиям авантюрного характера: осенью 1908 г. митрополит Андрей нелегально, по фальшивым документам, въехал в Россию, посещал подпольные униатские общины в Петербурге и Москве. 19 сентября 1914 г., после победы в Галицийской битве, его задержали русские военные власти за антироссийские проповеди и выслали в Россию. Находился Шептицкий в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почётном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. В 1917 г., после освобождения, он возвращается во Львов. После окончания Первой Мировой войны и распада Австро-Венгрии поддерживает идею независимой Западной Украины, за что арестовывается уже польскими властями. В годы оккупации немцами во время Второй Мировой войны его ни разу не арестовывают: наоборот, он будет неоднократно активно сотрудничать с нацистскими спецслужбами, в том числе участвует в создании дивизии СС "Галичина". Вообще много чего интересного будет ещё в его биографии: по приходу советских войск, в 1944 г., он направит Сталину поздравительное послание, как-будто бы скажет: "Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев... нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом..." Подписью этого же пастыря душ человеческих, как указывается в открытых источниках, двумя годами ранее, удостоверены и следующие строки на имя Гитлера: "Мы заверяем Вас, Ваше превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединёнными силами немецкого и украинского народа... претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе". В общем-то, все перипетии этого весьма богатого жизненного пути после исследуемой нами войны нас не особо интересуют, хотя они дают некоторое представление о личности человека, в отношении которого инициирован процесс его беатификации - причисления к лику блаженных Католической церкви. Уже сведений, имеющихся о поступках священной особы до задержания в 1914 г., достаточно для здравого рассуждения, что же должны были делать российские власти по факту распространения антироссийской пропаганды: очевидно, мера наказания, вызвавшая такое живое сочувствие к "репрессированному" в определённых кругах, должна оцениваться в соответствии с условиями того сурового времени, в которое святой отец взялся так активно участвовать в международной политике, в конце концов, повидал он и разные города в России, посмотрел лично и на жизнь российской православной братии.
   Справа: Максим Сандович.0x08 graphic
   История даёт нам пример для сравнения, из которого мы можем уяснить, как же поступали враги России в 1914 г. в аналогичных случаях. Речь пойдёт о священнослужителе Русской православной церкви. Он был на 21 год младше своего оппонента в Галиции - Максим Горлицкий (Максим Тимофеевич Сандович). Родился он в лемковском селе Ждыня, с юных лет хотел стать монахом или священнослужителем. Его душа легла к православному вероисповеданию, хотя к этому выбору он пришёл не сразу и не вдруг. Он переезжает в Россию, где образование получает в Житомирской духовной семинарии. Обратим внимание на имеющееся отличие от предыдущего деятеля: светского образования он не получил и уж тем более не служил в армии - ни в австрийской, ни в российской. В 1911 г. Антоний Храповицкий рукоположил Максима в священнический сан и благословил на служение на Лемковщине. Максим Сандович служил в нескольких сёлах, где имелась православная паства. Далее в биографии Максима происходит явление, которого "мученику" Шептицкому Бог не послал: австрийская тюрьма и искушение отказом от веры. В 26 лет у Андрея Шептицкого за плечами был жизненный опыт урождённого графа, солдата австрийской армии, студента юридического факультета, степень доктора права, поездки в Россию и Италию, наконец, принятие монашества. Заметно отличие? Такие подробности биографии говорят о многом. 28 марта 1912 г. Максима Сандовича арестовали и перевезли во Львов, где обвинили в шпионаже в пользу Российской империи (Ронге в своих мемуарах не стесняется равнять т. н. "русофильскую пропаганду" Сандовича с шпионажем и даже государственной изменой). Более д0x08 graphic
вух лет он провёл в тюрьме, где ему обещали освобождение в случае отречения от православия. В июне 1914 г. решением суда он был освобождён (его защитников также потом судили, за "русофильскую пропаганду" и шпионаж) и вернулся в с. Ждыня. К этому времени Шептицкий уже сделал весьма солидную карьеру в иерархии своего вероисповедания: сам король-император Франц Иосиф I назначал его, например, епископом Станиславовским. Он совершил поездку в США, побывал в Монреале, получил степень доктора теологии в иезуитской семинарии. Далее начинается Первая Мировая война и известные нам уже события в жизни Андрея.
   Слева: Андрей Шептицкий. Автор изображе- ния - Institute of church history of the Ukrainian Catholic University.
   Война - это испытание. Кажется русский философ Ильин считал, что, если естественный отбор оставляет жить лучших, то войны и революции, как искусственный отбор, щадят далеко не лучших - лучшие первыми гибнут в войну и революцию, спасая жизни других. Видимо, в наших случаях, это предположение философа находит своё подтверждение: с началом Первой Мировой войны Максим Сандович, его семья и односельчане, подозреваемые в пророссийских настроениях, арестовываются. По его делу в "просвещённой" Австро-Венгрии вовсе не проводится какого-либо следствия. Очевидно, потому в открытых источниках и не содержится конкретных указаний, в чём же выражался состав его преступления. Не было по делу Максима и никакого суда: 06 сентября 1914 г. австрийская военная команда палачей под предводительством ротмистра Дитриха просто-напросто расстреляла отца Максима во дворе тюрьмы города Горлице на глазах его беременной жены, отца и односельчан. Царство ему Небесное.
   Сравните, читатели, меру наказания австрийских властей и российских властей за, очевидно, подобные деяния, которые могли совершить Максим Сандович и Андрей Шептицкий. Тем не менее, на этом несправедливости в отношении этого человека и его семьи не заканчиваются: его вдова Пелагея Сандович (Григорук), дочь сельского священника из белорусского села Новоберёзова на Подляшье, остаётся в концлагере Талергоф и родит там же сына убитого. Она назовёт его Максимом и он тоже станет православным священнослужителем.
   Почитание священномученика Максима распространится среди карпаторусских православных, будет поддерживаться и после их депортации в концлагерь Талергоф. Максим Сандович канонизирован как священномученик Польской Православной Церковью в 1994 г., канонизирован он как священномученик и Русской Зарубежной Церковью в 1996 г. День памяти Максима Сандовича - 6 сентября (24 августа по ст. ст.), а также третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых). Остаётся только гадать, каким же мог быть жизненный путь Максима, и насколько он отличался бы от жизненного пути Андрея. И речь тут ведётся отнюдь не о том, что лучше - грекокатолическое или православное вероисповедание - речь о двух людях, человеках, об их поступках в год 1914, год тяжёлых испытаний. Один графского происхождения, и получается, что его посетила блажь "и нашим и вашим, и споём и спляшем", умер 79-и лет от роду; второй простолюдин, который в трудный час был уверен в своей правоте и не отступился от веры - убит 28-и лет от роду. Видимо, первый по праву и чину заслужил статуса блаженного, а второй лишь по своей твёрдой вере заслужил канонизации.
   Дезинтеграция России. Славянство. В конце мая 1917 г. в Петрограде состоялся первый Всероссийский съезд военных поляков. Было предложено формировать польские военные части. На съезде был избран Верховный Польский Военный Комитет, которому было поручено практическое осуществление пожеланий съезда. Временное правительство, поощрявшее сепаратизм, дало разрешение на формирование одного польского корпуса. В мае 1917 г. с согласия Временного правительства было создано Отделение Чехословацкого Национального Совета для России во главе с Томашем Масариком.
   Инициатива Эрцбергера. В России в мае 1917 г. был арестован Колышко, через которого германская политическая разведка пыталась прощупать варианты заключения мира. Оказалось, что в этих целях он на выделенные немецкими спецслужбами деньги купил как минимум газету "Петербургский курьер". Всего им было получено предположительно 2.000.000 рублей. Между тем, по словам Керенского, статс-секретарь Циммерманн в мае заявил, что для Германии "Российское государство как международная сила более не существует". Заявлено это было им в связи с переговорами между "немецкими" и "русскими" поляками, прошедшими в Стокгольме. Возможно, за этим контактом стоял также Керенский, общавшийся с "русским" поляком Ледневским по результатам этого рандеву.
   Справа: С. Цвилинг -- уголовник и ленинец.0x08 graphic
   Гражданская война в России. Июль-17. В апреле-мае 1917 г., после принятия большевиками установки Ульянова-Ленина на внеочередную социальную революцию последний рассылает по стране своих подручных с тайными заданиями по подготовке почвы для альтернативных мятежей в регионах на случай, если переворот в Петрограде не удастся. И ездуны едут: в Казахстан - известный нам Джангильдин, в Челябинск - Самуил Цвиллинг, в Тюмень - Арон Сольц, в Екатеринбург - Филипп Голощёкин (настоящее имя Исай Исаакович) и др. Посмотрим, что это за был народец. Небезызвестный нам Джангельдин - Алихан Букейханов арестовал было этого прыткого ходока, но через два месяца он был уже выпущен на волю. Как отмечается в открытых источниках, "его рассказы о виденном настолько поразили карауливших солдат, что они отпустили удивительного заключенного на все четыре стороны" - присел на уши доверчивым простофилям "товарищ". После чего немедля уехал в Петроград, от греха подальше. Назад он вернулся уже вооружённой мандатом Петросовдепа - теперь он "инструктор", представляющий эту ассамблею в Казахстане. Джангельдин агитаторствует, склоняя слушающих его против Временного правительства и упирая на то, что надо придерживаться большевистской линии. Сольц - купечий сынок и одновременно "совесть партии", в 30-е гг. он занят в пенитенциарных и юрисдикционных структурах, в конце концов "совесть партии" много лет проведёт в психушке, где и окончит свою жизнь. Цвилинг - по классовой терминологии из "мелкой буржуазии", сын цирюльника. До революции он промышлял бандитизмом и разбойными нападениями (в частности, застрелил аптекаря при ограблении аптеки) - естественно это называлось "эксами" на благо партии. За убийство аптекаря он был приговорён к смертной казни. Бушевала т. н. "столыпинская реакция", Толстой впадает в истерики, в газетах печатают объявления о казнённых, и "реакционеры" дают ход назад, в т. ч. и в деле о бандитизме Цвилинга: нет-нет, его не освободили, наказание заменили ему аж на 5 лет лишения свободы. В современной Российской Федерации правоприменительная практика исходит из того, что за убийство следует назначать наказание никак не меньше 10 лет, обычно 14-15 лет. Рекомендация уральским большевикам от имени Свердлова на Исааковича-Голощёкина гласит: "К вам на Урал поехал т. Филипп... Человек... очень энергичный, с правильной линией". Вот какого мнения о нём был "Шерлок Холмс русской революции" Бурцев: "Это типичный ленинец. Это человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами дегенерации". Обратим внимание на эту фамилию: Исаакович-Голощёкин станет одним из организаторов убийства Николая II и его семьи, "малого Октября" в Казахстане (когда от репрессий и голода в 20-30-е гг. вымрет до 800.000 казахов). В 1941 г. он будет расстрелян по совокупности следующих составов преступлений: соучастие в антисоветской организации и педерастия (отметим, что последний грех считался в Великобритании уголовным преступлением, и, например, уже упоминавшийся лорд Бочамп, уличённый в таковом в 1930-х гг. будет спасён от строгого уголовного преследования лишь благодаря личному вмешательству короля при условии того, что виновный навсегда покинет пределы "туманного Альбиона"). Но тогда, в 1917 г., Голощёкин в Екатеринбурге сошёлся (надо полагать, только лишь по политической части) с Янкелем Хаимовичем-Юровским, большевиком, который стал заместителем Исааковича-Голощёкина: вместе они грабили, прикрываясь мандатами представителей местных советов, шедшие на фронт эшелоны с оружием - это называлось "конфискациями". Награбленное оружие складировалось до "часа Х", когда большевики взялись бы за него для поднятия восстания. "Товарищ" Хаимович-Юровский после провала революции 1905-07 гг. бежал в Берлин (мы не удивляемся, ещё один страстный "революционер" из побывавших до исследуемой нами войны в Германии, Австро-Венгрии, Турции, уж как-то шибко много их таких наблюдается), где перекинулся из православия в лютеранство, в 1912 г. вернулся в Россию нелегалом, но был выслежен и арестован российскими спецслужбами. Его "репрессируют" - выслылают за вредную деятельность, но с правом выбора места жительства. Вредитель выбрал Екатеринбург, где открыл своё маленькое дельце - часовую мастерскую и фотографию, попутно обеспечивая нелегальную явку для большевиков и мастерскую по производству фальшивых паспортов. В 1916 г. он был мобилизован фельдшером в местный госпиталь. После Февраля-17 он перепрофилирует своё дельце из денежного бизнеса в бизнес политический: фотографию продаёт, на вырученный капиталец основывает большевистскую типографию "Уральский рабочий". По заслугам отвесили и шапку сему боярину революции: он становится членом местного Совдепа, маститым большевиком и одним из главарей т. н. революции на Урале. Как Вы уже понимаете, к этим персонажам истории российской придётся ещё разок вернуться, годом позднее они становятся соучастниками известного события, столь желанного недоброжелателями России. По воспоминаниям Войтинского, Ленин неоднократно заявлял, что "партия не пансион для благородных девиц. Нельзя к оценке партийных работников подходить с узенькой меркой мещанской морали. Иной мерзавец может быть для нас именно тем полезен, что он мерзавец... У нас хозяйство большое, а в большом хозяйстве всякая дрянь пригодится". Во времена Соборной клятвы 1613 г. всех сих вышепоименованных приспешников Ульянова-Ленина назвали бы согласно квалификации их деяний очень точными словами - головные тати.
   0x08 graphic
Справа: Юровский.

...


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015