window.RufflePlayer=window.RufflePlayer||{};window.RufflePlayer.config={"autoplay":"on","unmuteOverlay":"hidden"}; Art of War. Наталья Данилова.
Наталья Данилова      Военнослужащие, воины-интернационалисты, ветераны: Динамика правового статуса участников войны в Афганистане (1980 - 2000)


     
     Введение
     
     В современном российском обществе формирование системы юридических кодов для обозначения правового статуса разных категорий граждан продолжает оставаться актуальной правовой и социологической проблемой. Раскрытие смыслов и значений юридических категорий, используемых для обозначения правового статуса группы, дает возможность, во-первых, выявить социальные последствия использования того или иного юридического кода, во-вторых, показать принципы оценивания действий группы в обществе в разные исторические периоды, в третьих, представить легитимные возможности изменения положения группы посредством изменения юридических категорий.
     Данная статья посвящена анализу юридических формулировок и категорий правовых нормативных актов, которые используются для обозначения правовой позиции участников войны в Афганистане (УВА). В рамках категории УВА выделяется категория граждан инвалидов войны в Афганистане (ИВА). Исследование кодификаций статуса ИВА проводится на основании наличия специального юридического инструментария для кодифицирования правового положения этой категории граждан отличного от обозначения статуса УВА.
     Исследование проводится методом дискурсного анализа. Суть метода заключается в контекстуализированном исследовании категорий - кодификаций, обозначающих юридическое положение группы, и анализе взаимосвязей между ними. Для проведения дискурсного анализа выделяются три основные категории, определяющие юридический статус УВА: терминологическое обозначение группы, ее прав и обязанностей, закрепленных в нормативных актах, терминологическое обозначение характера действий, которые осуществлялись при выполнении воинских обязанностей в Афганистане; терминологическое обозначение самих "событий в Афганистане" в период с 1979 года по 1989 год.
      Структуру работы можно представить следующим образом. В первой части разрабатываются методологические и методические основания исследования, во второй части кратко обозначен историко-политический контекст кодификации правового статуса УВА, в третьей, - основной части работы, - проводится анализ юридических кодов правового статуса УВА.
     
     Теоретико-методологические и методические основания исследования
     
     Методологическим основанием исследования является теория символического эффекта кодификации, разработанная П. Бурдье. Кодификация правового статуса группы обозначает юридическое и легитимное признание ее существования. "Иметь имя или занятие, утвержденное, официально признанное - значит существовать официально" [1]. Таким образом, само появление юридического кода для обозначения правового группы можно рассматривать как признание существования группы и легитимацию ее правового статуса. Показателем легитимации статуса является публикация правовых документов государственными органами в печати, когда "все одновременно берутся в свидетели и призываются контролировать, ратифицировать, освящать" [1]. Правом кодификации обладает государство и его официальные представители [1]. Следовательно, система юридических кодов, закрепленная в законодательстве, является отражением государственной политики по отношению к группе.
     Изменение юридических кодификаций является ставкой в политической борьбе за навязывание легитимного принципа формирования статусной позиции группы, определения размера ее символического капитала. Объем символического капитала группы зависит от кодификации ее правовой позиции. Кодификация правового статуса группы осуществляется на основе государственного признания заслуг, оценки выполнения гражданами государства гражданских, служебных, воинских обязанностей. Кроме того, объем символического капитала зависит от статуса юридического документа, которым кодифицируется правовое положение социальной категории граждан. Чем большей юридической силой обладает юридический документ, тем большим объемом символического капитала пользуется социальная группа.
     Идея рассмотрения юридических категорий как кодификаторов правового статуса группы заложена в самой системе права. С юридической точки зрения, право определяется как "система общеобязательных норм, правил поведения, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни" [2].
      Юридический статус каждой категории граждан закреплен в различных нормативных правовых актах. Система нормативных правовых актов Российской Федерации имеет трехуровневую структуру: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и уровень органов местного самоуправления. К федеральным нормативным правовым актам относятся: основной закон - Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти [3]. Среди федеральных нормативных актов после Конституции РФ высшей юридической силой обладают законы, которые принимаются законодательными органами государственной власти или референдумом в определенном законодательством порядке. Федеральные нормативные правовые акты рассматриваются в данной статье в качестве основного источника информации, поскольку предполагается, что они в наибольшей степени определяют принцип кодификации правового статуса социальной категории граждан. В исследовании также проводится анализ подзаконных актов (постановлений правительства, указов президента и т.д.).
     Любые нормативные правовые акты, в которых законодательно определяются права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат официальному опубликованию [3]. Однако некоторые органы федеральной власти, такие как Министерство Обороны РФ, Министерство Внутренних Дел и т.д. обладают правом принятия ведомственных нормативных правовых актов, которые являются внутриведомственными и обладают юридической силой при ограниченном доступе к документам, без публикации в печати. В Советском Союзе одним из инструментов правового регулирования являлись Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, которые представляли высшие органы исполнительной и распорядительной власти. Эти постановления принимались по важнейшим политическим и хозяйственным вопросам, были обязательны для всех органов исполнительной власти и партийных организаций [4].
     В период с 1991 по 1993 год в связи с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации происходит изменение юридической системы. В переходный период распространенным инструментом правового регулирования становятся Указы Президента РФ. Важно отметить, что механизм принятия данного типа нормативных правовых актов не требует их согласования с органами законодательной и исполнительной власти.
     В данной статье представлены результаты анализа нормативных правовых актов, регулирующих статус участников и инвалидов войны в Афганистане в период от начала боевых действий в Афганистане с декабря 1979 года до момента проведения исследования в 2000 году . Обратимся к анализу историко-политического контекста кодификации правового статуса участников и инвалидов войны в Афганистане.
     
     Историко-политический контекст кодификации
     
     Официальной датой ввода советских войск в Демократическую Республику Афганистан (ДРА) считается 27 декабря 1979 года, когда части 40-й армии перешли границу республики Афганистан. Ввод "ограниченного контингента советских войск" официально обосновывался решением таких политических задач, как оказание помощи афганскому народу в деле защиты завоеваний "Апрельской революции" , стабилизация обстановки в ДРА, защиты южных границ СССР, недопущения американского проникновения в Афганистан [5].
     "Ограниченный контингент советских войск" оставался в Афганистане в течение девяти лет, одного месяца и девятнадцати дней до 15 февраля 1989 года. Война закончилась для Советского Союза признанием ошибки вмешательства во внутренние дела чужой страны и невозможности победить в войне против целого народа. После вывода советских войск, с небольшими перерывами гражданская война в Афганистане продолжается до сих пор.
     По данным Министерства Обороны Советского Союза, в боевых действиях в республике Афганистан принимало участие 546 тысяч советских солдат и офицеров, в том числе 525 тысяч из ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) , около 90 тысяч военнослужащих пограничных войск и других подразделений Комитета Государственной Безопасности и порядка 5 тысяч военнослужащих Министерства Внутренних Дел . Официальные потери советских войск составили 14751 человек [6]. Численность инвалидов военной службы вследствие участия в боевых действиях в Афганистане составляла 17980 человек (на декабрь 1992 года). За десять лет войны в Афганистане около 400 тысяч человек перенесли заболевания, получили ранения, около 280 тысяч перенесли инфекционные заболевания [7].
     Во время войны в Афганистане в Советском Союзе начался процесс существенных социально-политических преобразований. После прихода к власти Михаила Горбачева в 1985 году начиналась перестройка. Гласность и демократизация были провозглашены основными принципами реформирования государства и общества. В рамках внешней политики проводится политика остановки "гонки вооружений", нормализации международных отношений и установления равных отношений со всеми странами [8]. Признанию права суверенного государства самостоятельно решать свои внутренние проблемы и "осуществлять политику национального примирения" препятствует ведение Советским Союзом военных действий в Афганистане [8]. Афганистан остается одним из наиболее ярких примеров демонстрирования "вооруженной агрессии" Советского Союза. Изменение политики государства приводит к принятию решения о выводе войск 15 февраля 1989 года.
     В период с 1991 по 1993 год происходит формирование нового государства Российской Федерации, в том числе осуществляется реформирование юридической системы, происходит принятие важных законов. В 1993 году принимается Конституция РФ.
     За исследуемый период в стране произошли значительные экономические, политические и социальные изменения, война в Афганистане продолжает по-прежнему влиять на жизнь ее участников. Выбор юридических кодов для обозначения правового статуса участников и инвалидов войны до сих пор остается для них значимым и актуальным.
     
     Формирование правового статуса
     
     На основе анализа юридических документов мною было выделено четыре фазы формирования правового статуса группы - участников войны в Афганистане, в течение которых действовали разные структурные условия и использовались разные принципы определения их правового положения.
      Первая фаза с 1979 по 1983 гг.;
     Вторая фаза с 1983 по 1988 гг.;
     Третья фаза с 1988 по 1994 гг.;
      Четвертая фаза с1994 по 2001 гг.
     Рассмотрим, как определялась статусная позиция группы в каждой из выделенных фаз.
     
     Первая фаза с1979 по 1983 гг. характеризуется отсутствием специальной кодификации для группы. В этот период в официальных юридических документах для обозначения УВА используется общая категория "военнослужащий". При этом спецификация статуса осуществляется на основании выполнения воинских (служебных) обязанностей по защите "интересов Отечества".
     Дислокация выполнения воинских обязанностей на территории ДРА и их боевой характер не находит отражения в гражданских юридических документах. Специфика выполнения воинских обязанностей остается скрытой за номером военной части. Недостаточность определения правового статуса осознается и военнослужащими. Так, например, один из участников войны в Афганистане вспоминает:
     -Пришло время нас на "дембель" по приказу в ноябре 1981 года. В военном билете "афганцем" не значусь, там лишь одна печать войсковой части ПП 127717 - и ни слова о пребывании в ДРА и участии в боевых действиях-[9].
     Согласно официальному политическому дискурсу Советская армия выполняла на территории Афганистана функции защиты мирного населения, а не вела войну, поэтому не было "официальных" документов, которые так или иначе могли указать на факт ведения боевых действиях.
     В этот период в юридических документах категория "войны" используется только по отношению к Великой Отечественной войне (ВОВ), и статус "ветеранов" получают только ветераны и инвалиды ВОВ. Правовой статус других военных конфликтов и их участников, в случае их официального признания, строится по принципу "отнесения", "приписывания" к категории ВОВ и приравниванию к статусу участника ВОВ.
     Определение статуса инвалидов - участников войны в Афганистане, строится аналогичным образом. Во-первых, военнослужащие, "получившие инвалидность вследствие участия в Афганской войне", могли быть причислены к категории "инвалидов ВОВ", в случае подтверждения факта получения травмы при исполнении обязанностей воинской службы и выполнении "интернационального долга", приведшего к инвалидности. В остальных случаях военнослужащие получают группу инвалидности по "общему заболеванию". Такая практика была распространена в отношении контузий, желудочных, кишечных и прочих заболеваний, число которых из-за специфики климатических условий в Афганистане до сих пор значительно. Таким образом, для обозначения правового гражданского статуса группы ИВА нет отдельной юридической категории.
      В целом в период с 1979 по 1983 год в юридических документах для определения правового статуса участников войны в Афганистане нет специальной категории, поскольку официально не признается ведение военных действий в Афганистане. Этой социальной категории граждан нет в юридическом дискурсе. Кодификации правового статуса участника и инвалида ВОВ используются для определения статуса участников войны в Афганистане. В результате фактически признается существование только одной "настоящей войны" и одной группы "настоящих ветеранов" - ветеранов ВОВ.
     В ходе анализа было выявлено противоречие между кодом обозначения правового статуса военнослужащих и кодом обозначения действий участников войны в ДРА. В законе "О статусе военнослужащего и воинской службе" действия военнослужащих определяются как "выполнение воинских (служебных) обязанностей" и "защита интересов Отечества". Такая атрибуция предполагает наличие общего кода для обозначения статуса военнослужащих, участников разного типа военных конфликтов. Однако, в действительности, оказывается, что "интересы Отечества" стратифицированы на основании скрытых, официально не артикулированных критериев. Эти идеологические критерии и служат основанием построения негласной иерархии "войн", "боевых действий", "воинских обязанностей" и, соответственно, "ветеранов" и "просто" военнослужащих. Можно предположить, что одним из этих критериев является политическая оценка, успешность, справедливость "войны". Дискурсивный статус "военных действий" для советского и российского государства играет основную роль при определении правового статуса военнослужащих.
     
     Вторая фаза с 1983 по 1988 год характеризуется частичным признанием правового статуса участников и инвалидов войны в Афганистане.
     Дискурсивная легитимация участия Советских Вооруженных Сил в военных действиях на территории республики Афганистан осуществляется в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года , через 4 года после ввода войск. Формируется специальная категория для обозначения правового статуса группы. На основании этого Постановления военнослужащие ограниченного контингента советских войск получают право на льготы. Это право сертифицируется личным удостоверением "О праве на льготы". В удостоверении указывается, что "предъявитель настоящего свидетельства за успешное выполнение заданий Правительства СССР имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года" [10] . Свидетельство являлось бессрочным документом и действовало на всей территории Советского Союза. На данный момент Постановление не отменено, а большинство льгот закреплено в Федеральном Законе "О ветеранах" от 1994 года.
     Кодификация "права на льготы" может рассматриваться как признание "выполнения военнослужащими воинских обязанностей" в "экстремальных" условиях. Однако расшифровка характера "выполнения воинских обязанностей", места действия, цели военной операции четко не артикулированы в документе. Удостоверение "О праве на льготы" было, с одной стороны, личным официальным сертификатом, подтверждающим признание государством "выполнения воинского долга", с другой стороны, - закрепляло специфическую позицию группы в советской стратификационной ранговой системе.
     В Постановлении определяются категории граждан, имеющие право на льготы: военнослужащие - участники событий, их семьи, семьи погибших, рабочие и служащие, которые получили ранения, контузии. Юридически закрепляются льготы для военнослужащих (включая военных советников и специалистов), рабочих и служащих, принимавших участие в боевых действиях в других странах и членов их семей.
     В этот же период изменяется кодификация инвалидности участников войны в ДРА. Инвалидность определяется как "следствие участия в боевых действиях". Происходит введение новой для юридического дискурса категории - "боевые действия". Эта категория может рассматриваться как более узкая по сравнению с категорией "войны".
     Исследования социальной политики и практики предоставления льгот военнослужащим дают возможность рассматривать льготы как инструмент военной политики государства и стимулирования военнослужащих для участия в боевых действиях. Так, например, социальная политика предоставления льгот, увеличения пособий военнослужащим и членам их семей активно применялась во время ведения военных действий во Вьетнаме правительством США. Она использовалась для активизации и продолжения военных действий, в то время как в средствах массовой информации говорилось об их скором прекращении [11].
     Постановление 1983 года имело гриф секретности, доступ к нему был ограничен до 1988 года . Ограниченная доступность документа создавала существенные препятствия для признания правового статуса УВА в обществе. В общественных местах появляются надписи, фиксирующие правила льготного первоочередного обслуживания "воинов - интернационалистов", но за что им предоставлено это "право" остается не артикулированным. Отсутствие четкого публичного обоснования льготной политики в отношении данной категории военнослужащих стимулирует увеличение противоречий в дискурсивном правовом определении их статуса. Статус военнослужащих даже на юридическом уровне является неопределенным и неустойчивым.
      В анализируемом Постановлении правовой статус "ветерана" Афганистана определяется следующим образом: "военнослужащие, - которые временно находились в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДРА". Эта формулировка маркирует статус участников и инвалидов войны в Афганистане. По прежнему события в Афганистане не определяются как "война" ("ветеранами" могут считаться только участники "войн"). Вследствие этого "военнослужащим" не присваивается статус "ветеранов". Действия УВА обозначаются как "временное пребывание" на территории ДРА, а не боевые, военные действия. Таким образом, подчеркивается временный характер военных действий, в то время как операция продолжается уже в течение более четырех лет; термином "пребывание" маскируется военный характер операции.
     В Постановлении вводится термин "интернациональный долг". С помощью этой категории обозначают статус "военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в странах, в которых велись боевые действия". Статус этой категории военнослужащих остается не расшифрованным. Таким образом, правовой гражданский статус участников боевых действий в других странах остается более скрытым, чем статус участников боевых действий в Афганистане. Код "интернациональный долг" обозначает выполнение воинских обязанностей, "защиту интересов Отечества" на территории других государств . Категория интернационального долга по отношению к военнослужащим, "временно находившимся на территории ДРА", в этот период не применяется.
     В этот период статус ИВА начинает обозначаться с помощью специального кода, происходит дискурсивное формирование группы. ИВА обозначаются как "военнослужащие, признанные в установленном порядке инвалидами вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных на территории ДРА".
     В Постановлении идентифицируются следующие причины инвалидности: ранения, контузии, увечья и заболевания. Выделяется категория специфических обстоятельств: место и время получения ранения - "территория ДРА". При этом не производится расшифровка контекста, не упоминается, что ранение явилось следствием участия в боевых операциях. Эта формулировка подчеркивает "рутинность" службы в Афганистане и уравнивает ее с "исполнением обязанностей воинской службы" в любом другом месте и при любых других обстоятельствах.
      Итак, во второй период происходит первичное определение правового гражданского статуса УВА в ДРА в юридических документах. Факт "пребывания на территории республики Афганистан" становится маркером выделения категории граждан, имеющих общий опыт. Постановлением определяется состав группы, гарантируется предоставление льгот. Однако форма обозначения правового гражданского статуса группы остается расплывчатой. Основными определяющими кодами правового статуса являются категории "военнослужащие" и "выполнение воинских обязанностей". События в Афганистане обозначаются категорией "боевых действий".
     
     Третья фаза с 1988 по 1994 год характеризуется закреплением специальной категории для обозначения статуса участников и инвалидов войны в Афганистане. Регулирование их статуса осуществляется посредством подзаконных актов, количество которых увеличивается от одного Постановления 1983 года примерно до 13-15 документов в разных областях права.
     В контексте реформ гласности Постановление от 17.01.1983 года было официально опубликовано в 1988 году, через пять лет после его принятия. В этом случае начинает работать "эффект официализации", описанный П. Бурдье. "Скрытое" обоснование статуса участников военных действий в Афганистане становится явным и фиксируется в юридических документах. Существование группы артикулируется. Все общество становится "свидетелем этого события".
     Кодификация гражданского статуса группы в этот период продолжает изменяться. Начиная с 1988 года, принимается ряд правовых актов, в которых происходит уточнение и расширение категории лиц, имеющих отношение к военным действиям в Афганистане и, соответственно, право на льготы. К ним причисляются военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в составе воинских частей в Афганистан; военнообязанные, находящихся на территории ДРА; военнослужащие автомобильных батальонов, осуществляющие доставку грузов в Республику Афганистан . Расширение номенклатуры категорий участников войны в ДРА может рассматриваться как реализации политики более целостного освящения войны в ДРА и признания разнообразия опыта и гражданского статуса ее участников.
     Категория "выполнение интернационального долга", обозначающая действия УВА становится основной и замещает более раннюю категорию "выполнение воинских обязанностей" . Наименование группы производится с помощью категории воин-интернационалист. Можно представить следующую расшифровку значения этой категории. Воин-интернационалист выполняет свои воинские обязанности на территории другого государства для оказания ему помощи в разрешении политических конфликтов. Использование этой категории можно рассматривать как средство идеологизации и политизации правового статуса группы.
     Введение в нормативное поле кода "воин-интернационалист" позволило дифференцировать группы участников ВОВ и участников других военных конфликтов. Основанием для различения правового статуса участников военных действий разного типа служит разные смысловые основания категорий воинского долга и интересов Отечества. В категорию воинского долга включается одновременно "долг перед своей страной" и "долг по отношению к другим странам - интернациональный долг". Основанием для выполнения воинских обязанностей (воинского долга) в обоих случаях служит общая категория "защита интересов Отечества", которые не ограничены территорией самого Отечества.
     Для обозначения статуса инвалидов войны в Афганистане в правовых документах используются категории "инвалиды из числа воинов - интернационалистов", "воины, выполнявшие интернациональный долг" . Статус инвалидов войны в ДРА строится как производный от статуса участника этой войны.
     Итак, в период с 1988 по 1994 год продолжает изменяться юридический инструментарий для обозначения правового статуса участников войны в Афганистане. Основной формой обозначения правового гражданского статуса группы становится категория "воин-интернационалист". Происходит более полная кодификация различных аспектов войны в Афганистане (состава группы, места выполнения воинских обязанностей). Социальные последствия такой кодификации заключаются в дифференциации льготных групп и спецификации статуса, что создает условия для реализации специфических статусных стратегий группы.
     
     Четвертая фаза с 1994 по 2000 гг. характеризуется закреплением обозначения правового статуса группы в Федеральном Законе. Федеральный Закон "О ветеранах" был принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года . В законе впервые уточняется период ведения боевых действий в ДРА с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года. Принятие Закона позволило более четко определить гражданский статус группы, ретроспективно оценив "заслуги перед Отечеством", представить четкую и единообразную систему прав и льгот. С одной стороны, в Законе делается попытка создать общую систему кодификации правового положения ветеранов ВОВ и участников разного рода "локальных войн". С другой стороны, иерархическая система статусных позиций участников разного типа военных конфликтов получает свое закрепление.
     Категория УВА обозначена специальным кодом "ветераны боевых действий на территориях других государств". Использование кода "ветеран" по отношению к участникам войны в Афганистане может рассматриваться как существенное повышение их статуса. Напомним, что до этого момента категория "ветеран" использовалась только для обозначения статуса участников ВОВ. Статус ветеранов боевых действий, наряду с участниками войны в Афганистане, получают участники других военных конфликтов (согласно перечню государств и территорий, представленному в приложении к закону), например, во Вьетнаме, Алжире, Египте, Камбодже, Лаосе и т.д. Республика Афганистан признается только одним из многих мест, где велись боевые действия. Такое расширение категории "ветеран" свидетельствует, в том числе об изменении идеологической интерпретации ВОВ. Дискурсивно преодолевается иерархическое разделение между участниками боевых действий в Афганистане и в других государствах. "Ветеран" перестает быть эксклюзивным термином, обозначающим статус участников ВОВ.
     Однако, военные действия в Афганистане, как и во многих других точках мира, по прежнему не обозначаются категорией "войны". Таким образом, происходит воспроизводство прежней системы иерархий разного типа военных конфликтов, войн, боевых действий. Категория ВОВ остается основной категорией для дискурсивного определения современных военных конфликтов.
     Значительные изменения происходят при определении статуса ИВА. В законе используется общая категория "инвалидов войны" для обозначения множества социальных категорий: инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств. Таким образом, осуществляется дискурсивное выравнивание статусов инвалидов разных войн, теряется зависимость правового статуса инвалидности от типа военных действий в результате участия, в которых она была получена. Статус инвалида войны определяется через категорию "выполнения воинских обязанностей и воинского долга" в любых официально признанных военных конфликтах. Основным критерием получения статуса инвалида войны является свидетельство о ранении, контузии, увечье или заболевании, полученных при "исполнении обязанностей военной службы". Характер военных действий, страна, на территории которой происходили военные действия, указаны в приложении к Закону.
     Использование общей категории для обозначения инвалидов разного типа военных конфликтов позволяет хотя бы на уровне нормативных актов нейтрализовать зависимость статуса ветерана от идеологической и политической оценки военного конфликта. Можно предположить, что образование общей категории без уточнения характеристик типа военных действий (например, "ветеран войны"), позволит разрушить дискурсивную зависимость между идеологической оценкой военных действий и кодом обозначения статуса и действий их участников.
     Итак, в заключительный период правовой статус участников и инвалидов войны в Афганистане был закреплен в федеральном законе. Война в Афганистане стала обозначаться кодом "боевые действия на территории других государств". Основной категорией для определения статусной позиции УВА становится категория "ветераны боевых действий на территории других государств", для обозначения статуса инвалидов войны в Афганистане - "инвалиды войны".
     
     Заключение
     
     В результате анализа нормативных правовых актов за период с 1980 по 2000 было выделено четыре фазы кодификации статуса участников войны в Афганистане. В каждой из этих фаз статус группы регулировался с помощью разных юридических инструментов и кодов. В исследуемый период типы юридических инструментов изменялись от отсутствия специального юридического кода, определяющего статус данной категории граждан, через закрепление статуса в секретных, ограниченно доступных документах, расшифровку и официализацию в подзаконных актах к закреплению статуса участников и инвалидов войны в Афганистане в Федеральном Законе.
     В течение этого времени участники войны в Афганистане обозначались термином "военнослужащие", "воины-интернационалисты" и "ветераны". Изменение дискурсивного определения статуса участников войны, выраженное в изменении юридических формулировок, каждый раз приводило к существенным изменениям содержания понятий воинских обязанностей, гражданских прав и социальных льгот участников войны. Кодификация менялась в соответствии с изменением политической и идеологической рамки.
     Разные коды использовались и для обозначения характера действий военнослужащих. Сначала они "временно пребывали на территории республики Афганистан", "выполняли интернациональный долг", затем выполняли "воинские (служебные) обязанности" и участвовали в боевых действиях на территории другого государства.
     Изменялись юридические формулировки обозначения "событий в Афганистане": от игнорирования, умалчивания факта участия Советской армии в боевых операциях на территории ДРА в гражданских юридических документах, до закрепления специального юридического кода в Федеральном законе - "боевые действия на территории других государств". Однако война в Афганистане так и не стала "войной". Лишь Великая Отечественная война дискурсивно осталась "настоящей войной" и основным кодом для определения статуса участников разного типа военных конфликтов. Динамику изменения юридических кодов обозначения статуса участников и инвалидов войны в Афганистане можно представить как путь от отсутствия специального кода, через обособление, идеологизацию и спецификацию статусных кодов к деполитизации статуса УВА с помощью кода "ветеран".
     Исследование нормативного регулирования статуса участников войны в Афганистане показало, что юридические коды являются частью идеологического политического дискурса гражданских прав. Кодификация политического события как войны или боевых действий является идеологической рамкой, которая определяет гражданский статус участников такого события. На данный момент гражданские права участников войны в Афганистане являются только частично признанными, так как противоречивость статусной позиции участников войны в Афганистане осталась закрепленной в кодификации их гражданского статуса. Они "ветераны боевых действий на территории" других государств, а не участники войны.
     Таким образом, разнообразие юридических формулировок, выбор того или иного юридического кода является не просто "игрой в слова" или основанием для распределения материальных ресурсов, но и выражает уважение к гражданам страны, показывает признание выполнения ими воинских обязанностей и конституционного долга.
     
     
     Литература:
      1.
     Бурдье П. Начала. Chose dites. М.: Socio-Logos, 1994, С. 126, С.205 2.
     Комаров С.А. Теория государства и права. Саратов: 1995, С.112 3.
     Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: учебник. М.: ЗАО "Бизнес Консалтинг Центр", 1998, С.6 4.
     Большая советская энциклопедия (БСЭ). М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1975, С. 417 (словарная статья - Постановление в СССР) 5.
     Сенявская Е. Психология войны в XX веке: Исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999, С. 98 6.
     Казаков А.В., Сазонов О.Н. Военная история. Факты, события, процессы: Справочное издание. СПб.: Нестор, 1999, С. 18 7.
     Захаров В.И. Структурно-функциональные основы медико-социальной реабилитации раненых и больных//Проблемы реабилитации, 1999, Ё1, С. 7 8.
     Горбачев М. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988, С.141, С.184 9.
     Книга памяти Ленинградской области. Афганистан 1979-1989, Автор-составитель Н.М. Калашникова. СПб.: ИПК "Вести", 1987, С. 24 10.
     Льготы воинам-интернационалистам. Краткий юридический справочник (1992). Омск. УВД Омск. Обл. 11.
     Herring G. America's Longest War: the United States and Vietnam, 1950-1975. Alfred-A-Knopf, New York, 1986, С.205 12.
     Геллер М. Я., Некрич А.М. Утопия у власти. М.: изд-во "МИК", 2000, С.700


     

Ваш вопрос автору
Напишите на ArtOfWar

Cтатья опубликована (после Интернет-публикации) в бумажном виде: Данилова Н. Военнослужащие, воины-интернационалисты, ветераны: динамика правового статуса // Социологические исследования. - 2001. - #10. - С. 77-85



(с) Наталья Данилова, 2001