Рассказ написан на основе воспоминаний
Игоря Водопьянова, офицера, служившего
в 1981-90гг. в школе младших авиационных
специалистов в Азербайджанской ССР
город Кусары
Случай этот произошёл давно, уже более двадцати лет назад. Тогда существовала Бакинская армия Противовоздушной обороны. Позже, в середине восьмидесятых она была переименована в Авиацию Закавказского Военного округа. Но тогда, в 1981-м году ещё была Бакинская армия ПВО. Штаб армии находился в Баку, а три авиационных полка, входивших в её состав, располагались на территории двух союзных республиках. Два полка дислоцировались на территории Туркменской ССР, в городах Красноводск и Небит-Даг. На вооружении этих полков были самолёты Су-15ТМ. Третий полк находился на территории Азербайджанской ССР, в посёлке Насосная. На вооружении в нём были перехватчики МиГ-25.
Все офицеры - лётчики, инженеры и техники в шутку называли МиГ-25 ''летающий гастроном'', а техника самолёта - ''Директор гастронома''. Всё это не спроста. МиГ-25 самолёт весьма оригинальный. На час полёта в него заливается около сорока литров чистого 96-типроцентного спирта и двести пятьдесят литров ''Массандры'', ну, в смысле, спирта на половину разбавленного дистиллированной водой. Одним словом, напиток уже готовый к употреблению...
Однажды из Насосной один МиГ-25 по служебным делам прилетел в Красноводск, приземлившись на аэродроме полка. Вылет обратно планировался на следующий день. Командир Красноводского полка не хуже других знал о ''летающем гастрономе'', и чтобы уберечь спиртовые запасы самолёта, на всякий случай выставил возле самолёта охранение, предварительно опечатав своей печатью лючки доставки к кранам.
"Граница на замке! Враг не пройдёт!" - подумал командир полка.
На следующее утро лётчик, сев в кабину самолёта и включив приборы, обнаружил, что спирта в системе нет.
- Как нет? - удивился командир полка.
- Нет и всё. Взлететь не могу, - ответил лётчик.
Командир полка был в недоумении. Он вместе с зампотехом проверил все печати, облазил весь самолёт... Всё в порядке, печати на месте, взломов нет. Что делать? Пришлось заправлять самолёт из своих полковых запасов.
После этого полковник построил личный состав и пообещал, что никто наказан не будет, если честно признается, и самое главное, расскажет, как именно всё было сделано. Видно, гнев командирский уже прошёл, осталось только любопытство.
Строй не шелохнулся.
- Никого не накажу, и спирт отбирать не буду, - произнёс командир.
После этих слов лица военнослужащих повеселели, и из строя вышел один техник - старший лейтенант, высокого роста и весьма крепкого телосложения.
- Ну, и как это ты сделал? - спросил командир полка.
Старлей, улыбнувшись, ответил:
- Всё не так сложно, товарищ полковник. Дело в том, что при перепаде давления в полторы-две атмосферы жидкость из баков будет выдавливаться в дренажную систему. Ну, а дальше дело техники.
- Дело техники, - задумчиво повторил командир: - Но как практически всё это происходит?
- Дайте ведро, и я покажу.
Принесли ведро. Старлей подошёл к МиГ-25, и показал, под какое именно дренажное отверстие под самолётом нужно его поставить.
- Так, ведро стоит, - произнёс командир полка, и добавил: - А потом ты насосом стал нагнетать воздух. Это понятно. Но где именно?
- Так точно, товарищ полковник, я вдувал воздух. Только зачем насос?
- Не понял! - удивился командир.
- Смотрите, - ответил старший лейтенант. Он залез на самолёт, и ртом стал дуть в горловину топливного бака. Через некоторое время из дренажного отверстия под самолётом полилась в ведро струйка спирта.
- Во, блин! Ну и лёгкие! - изумился командир полка.
Старлей спрыгнул с самолёта и подошёл к командиру:
- Товарищ полковник, вы обещали никого не наказывать. Ну.., и часового тоже.
- А, ну да, ты же с ним тоже договорился, - прищурившись, произнёс командир.
- Но ведь печати ваши все целы!
- Логично! Обещание - дело чести! - улыбнулся полковник, и спросил: - А откуда ты так хорошо МиГ-25 знаешь, у нас ведь в полку только Су-15ТМ?
- А я в военном училище ''МиГи'' изучал, а после выпуска на ''Сушки'' попал!
Командир полка посмотрел на строй офицеров и прапорщиков, и громко произнёс:
- Вот что значит хорошо знать материальную часть самолёта! В жизни пригодится!
Командир части слово своё сдержал. Никто наказан не был.
А на следующий день он вместе с зампотехом принимал зачеты у всех техников полка по знанию материальной части вверенной техники.
Июнь 2002 г.