ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Карпенко Александр
Так Странно О Войне

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

  её
  звали
  Вера.
  ...
  босая, едва жива,
  опять повторяет заученные слова
  про "только дождаться, не двигаться, не смотреть".
  луну обглодали собаки. едва ли треть
  осталась на небе. не видно луне-бельму,
  как девочка с раненой куклой глядят во тьму...
  
  ударом пластмассовой боли сойти с ума -
  от бывшего "ма-ма" осталось больное "ма-...",
  промокшее платье и шрам на ключице...
  ты
  боишься дышать, задыхаясь от пустоты,
  от пыли и гари. и куклу - к себе, тесней...
  касается ветер израненных в кровь ступней,
  разорвано платье, растерзаны мысли на
  осколки бутылок. но здесь, за спиной стена -
  ко всем безразличный, уныло-холодный ад.
  а в нескольких метрах - мальчишка, погибший брат.
  
  Не выжить, Не сбыться - на гулкое "не" дробя.
  и девочка-кукла бежит от войны в себя,
  где страх обрывается тем же обвальным Не,
  мерещится призраком в уличной шаркотне,
  в разбитых глазницах последних домов и стен...
  
  пригнуться пониже. унылых шагов рефрен
  смолкает, смолкает...
  и снова - шаги, шаги...
  рассветное солнце покрашено в цвет фольги -
  сереющей дымкой вползает на свой насест,
  глядит на безумные лица, бетон, асбест,
  на девочку с куклой... и девочка смотрит ввысь,
  на пыльное солнце.
  ...
  _____________________________________________________________________________
  
  Порой страшнее, чем летопись войны, хронология её рикошетов, то есть рассказ о тех людях, которые сами не воевали, но по какому-то несчастливому жребию попали под "раздачу слонов". И в этом плане меня "зацепило" стихотворение Татьяны Осетровой "Её звали Вера..." Рассказ о маленькой девочке и её живой кукле, о том, как они попали в грязные паучьи лапы войны и что из этого всего вышло...
  
  Достоинство этого стихотворения - в том, что судьба человека здесь доминирует над военными реалиями, а сама война автором не конкретизирована - это может быть и Афган, и Чечня, и Беслан, и просто криминальная разборка, когда неизбежно возникают невинные жертвы... Да и национальность девочки тоже не обозначена, что дает повод для универсального и широкого толкования этого стихотворения.
  
  Нельзя рассматривать войну вне изувеченных судеб её не-участников. В названии стихотворения Татьяны Осетровой проскальзывает "омонимический" символизм: девочку зовут Верой, но автор говорит о живом человеке в прошедшем времени, и это наталкивает меня на неожиданную мысль, что порой в жизни человека случаются события, которые приводят к потере имени. То есть перемена с человеком происходит настолько разительная, что старое имя уже плохо соответствует новой сущности. И тогда лучше его поменять. Или обозваться ником на период этого длящегося междужизния, междувременья. "Вера" - это ведь не просто имя... Это - олицетворённое будущее девочки. А теперь оно словно бы оборвалось, переименовалось после утраты матери и брата, размылось и стало невидимым. У девочки уцелела только её маленькая кукла - да и та ранена...
  
  Какая удивительная авторская метонимия! Татьяна Осетрова переносит страдания маленькой девочки на её куклу, и это вызывает у читателя ворох ассоциаций. Кукла - защитница, кукла - опора, кукла - душа... И дальше в повествовании девочка и кукла сливаются в одно лицо: "и девочка-кукла бежит от войны в себя". И понимаешь, что настоящий триллер - это не сама война, хроника её событий, а синдром войны, её последствия, хорошо темперированная ТРЕТЬЯ сторона медали, то, что происходит потом - и, к сожалению, часто остаётся "за кадром".
  
  Что же происходит с душой маленького человека, когда мир перевернулся? Она "повторяет заученные слова" - "только дождаться, не двигаться, не смотреть". Дождаться чего? Принятия этого страшного мира? Обретения хрупкого душевного равновесия? Но девочка не хочет и не может продолжать жить в этом чудовищном мире. Она потерялась, она - одна из тех многочисленных потерь, которые не обозначены ни в каких военных сводках... Она - на дне этого кошмарного сна жизни, её ступни уже омывают Летейские воды бездонного колодца, в который она так беспомощно, так бесповоротно угодила...
  
  Ей страшно. Кто-то нашёптывает ей тихие слова. Внутренний голос? Господь Бог? Или Ангел-хранитель, её раненая кукла-душа? Небо бесстрастно взирает на земную трагедию: "не видно луне-бельму, как девочка с раненой куклой глядит в тьму". "Вера" - не единственное стихотворение Осетровой, где речь идёт о попрании беззащитного живого существа. Например, в сущности, о том же, только в другом ключе, её стихотворение "Ангел":
  
  ***
  Благодать сошла на всех на рассвете -
  Между шпилей ангел падал, как птица.
  Вы вдыхали окровавленный ветер,
  Зная точно: ничего не случится.
  
  Что ж не спится под хрустенье баранок?
  Все сбежались, с детворой и конями.
  Ангел корчился в пыли, как подранок,
  Вы же, добрые,- добили камнями...
  
  Снег валил, как серебристая вата,
  Укрывая шапки, крылья и руки.
  Кто-то плакал за спиной, виновато,
  Кто-то маялся, зевая от скуки.
  
  Что ж вы вспомнили, не пившие Леты?
  От чего же вжались в тень, онемели?
  Вы же драли перья на амулеты,
  Так чего же схоронить не посмели?
  
  Так чего ж искали вещие знаки,
  Да крестились с остановками - надо ль? -
  Если мессу отслужили собаки,
  Растащившие по городу падаль?
  
  Бог не злился, для Него всё - крупица,
  Но звенел вопрос дырявым алтыном:
  От чего же Ты хотел откупиться,
  Если мало даже ангела... с СЫНОМ...
  
  Стихи Татьяны Осетровой вызывающе кинематографичны. Явственно ощущается "раскадровка" текущих событий. Можно сказать, что в поэзию внедрились элементы высокого кинематографа. Поэт - сам себе кинорежиссёр. Снимать кино - занятие трудоёмкое и дорогостоящее, а тут просто рисуешь стихами видеоряд, одновременно и рассказчик, и художник, и кинооператор.

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012