ArtПроза.
Александр Каменев     Бомбы на борту


     
     Сентябрь 1991 года. Ура! Командировка! Будучи переводчиком Главного военного советника генерала армии Грачева лечу с ним из Кабула на неделю в Союз. В Термез. Хоть и Узбекистан, но все же советская земля. Родина. А будем работать в Афганистане: проверять состояние войск, их обеспечение всем необходимым и работу тыловых баз в Хайратоне. После работы - на ночевку в Союз. Очень гуманно.
     Николай Степанович Клыша - порученец Главного военного советника первым делом отправился в термезский военторг и сообщил, что туда завезли баночное голландское пиво. Есть возможность купить. Рассчитывать на Степаныча не приходится. Степаныч себе-то купит. А мы в это время либо будем бороздить на вертушке небесные просторы Афгана, либо устраивать смотры правительственным войскам. Послали в военторг полковника Партыку. Он всю Советскую армию знает практически поименно. Партыка привез каждому по 10 упаковок. Все-таки неделя впереди. Утром с шефом пересекли границу по мосту "Дружбы", а там вертолетом - в Мазари-Шариф. Из Мазара полетели по родным местам Дустума. На обратном пути под Шибирганом нас чуть было не сбили. Сопровождающий вертолет сделал несколько заходов и уничтожил НУРсами цель. К обеду возвратились. Клыша оседлал местную гражданскую оборону и теперь есть возможность звонить в Москву бесплатно по закрытой связи. Вечером посетили ресторацию. Завтра опять до обеда - работа на афганской территории.
     Вот и прошла неделя. Неделя удачная. В зеленых диппаспортах не отмечают пересечение границы, поэтому живешь полдня в Союзе, а получаешь как за границей. Степаныч вообще всю неделю торчал в Термезе. И разрешение было на пересечение границы с оружием, бродил по Термезу с "макаровым", боялся потерять. Все, завтра вылетаем опять в Кабул.
     В пять утра по местному времени за нами подъехали "Волга" и УАЗик. В "Волгу" загрузились Главный военный советник с женой и порученец. В УАЗик - три полковника и я в штурманском кресле. То есть командирском. Как известно, в армии за дорожно-транспортное происшествие отвечает не солдат-водитель, а старший машины. Я этого пока не осознавал. Полковников быстро сломила усталость, и они быстренько заснули. Меня тоже укачало. Минут через пятнадцать открываю глаза. Метрах в двадцати пяти дорога плавно поворачивает налево, водитель спит за рулем, но держит машину прямо.
     - Боец!!
     - А?! Что?
     - Спишь?!
     - Нет.
     - Не спи за рулем - замерзнешь.
      Сон как рукой сняло. После этого не могу вообще спать в авто, даже на штурманском месте в каком бы ни был состоянии.
     Приехали на аэродром. ИЛ-76 уже ждет. Поднимаемся по трапу. Вдруг:
     - Александр Иванович!
     Поднимаю голову:
     - А, мальгэрай Русин! Салям алейкум. Какими судьбами?
     Младший лейтенант Русин находился в командировке и в качестве бортпереводчика летал из Ташкента в Кабул. А учился в Военном институте иностранных языков у меня в группе, изучал пушту и фарси. Один из лучших моих учеников.
     - Ну, есть тут укромное место на борту? Пойдем поговорим.
     Пошли в хвост самолета. Сели на ящики с бомбами. Генерал поднялся в кабину к пилотам. Достали сигареты.
     - Курить-то можно?
     - В рукав можно, главное, чтобы ваш генерал не увидел.
     - А пилоты?
     - Они и сами бы курили, если бы не ваш генерал.
     - Ну, как работается? Часто бываете в Кабуле?
     - Два раза в месяц получается. Иногда реже.
     - Работа нравится?
     - После первого полета разонравилась.
     - Почему?
     - В Ташкенте экипажи ждут своей очереди на Кабул по две-три недели и в это время каждый день пьют. И тут дают добро на взлет. Взлетели. Пока никаких поручений не было, шляюсь по салону. Что-то дернуло заглянуть в кабину к пилотам. А они все спят, самолет на автопилоте, а уже к Кабулу подлетаем. Всего-то час лету от Ташкента. Я их будить. После этого не могу спать в самолете. Хожу, проверяю, чтобы не спали.
     И тут у меня выпадает окурок и падает аккурат между ящиков с бомбами. А ящики так складированы близко друг к другу, что рука не пролезает, чтобы его достать.
     - Мальгэрай Русин, горящий окурок в бомбы упал. Что будем делать?
     - Да ничего страшного. Потухнет.
     - А не взорвется?
     - Не должно. Бомбы-то без запалов.
     - Главное, чтобы из-под ящиков не дымило. А то панику поднимут - потом не расхлебаешься. Залить нечем?
     - Да не волнуйтесь, Александр Иванович. Постоим здесь чуток, если дыма не будет - пойдем на другое место. Ну а если задымит, чем-нибудь зальем.
     - Главное, чтобы генерал не узнал. Это хуже, чем взрыв на борту.
     - Кажется, не дымит.
     - Да уже и подлетаем.
     - Пойду к штурману в кабину посмотрю на посадку.
     Обычно самолеты над Кабулом снижались с высоты шесть тысяч метров, делая несколько кругов и отстреливая горящие болванки. То ли от отсутствия опыта, то ли еще от чего, но самолет, выпустив шасси, шел на посадку не вдоль, а поперек полосы.
     Голос штурмана:
     - Командир, твою мать, поднимай машину, не попадаем на полосу!
     Самолет с пятнадцати-двадцати метров вновь пошел на очередной круг. Со второго раза благополучно сели. Генерала встречал посол. Посадка самолета на встречающих произвела впечатление. На пассажиров тоже.


Ваш отзыв
Напишите на ArtOfWar      

Предыдущий рассказ

Дальше

Ваш отзыв


(с) Александр Каменев, 2003