ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Ворошень Андрей Петрович
Репрессии в оборонной отрасли

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.92*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда-то во всех проблемах были виноваты колдуны и ведьмы, в 30-е годы - вредители и шпионы...

  От автора: данная статья - попытка хоть немного разобраться в истории предвоенных репрессий в оборонной промышленности СССР и влиянии кадровой "чистки" на обороноспособность страны. Тема эта была "заморожена" в Советском Союзе полностью, но даже сегодня, когда частично открыты архивы спецслужб, далеко не все ясно. Информация очень скудна и собирать ее непросто, поэтому сразу предупреждаю - точных статистических данных о масштабах репрессий в 'оборонке' и их влиянии на выпуск боевой техники и оружия здесь нет. Есть достаточно отрывочные данные и общая, но далеко не полная картина. Поэтому каждый читатель имеет полное право оценить собранные факты в меру собственного разумения.
  
  В конце 20-х гг. в СССР началась форсированная индустриализация. Средства на ее проведение поступали от продажи реквизированных церковных и музейных ценностей, а также продажи зерна, которое насильственным образом реквизировалось у крестьян. Чтобы упростить изъятие зерна, в сельском хозяйстве были проведены 2 крупных акции: раскулачивание и коллективизация. У колхозников зерно не надо было отбирать, потому что оно уже было колхозным. Денег на индустриализацию, естественно, все равно не хватало - развитая банковская система отсутствовала, частных инвестиций не было. Рабочему классу тоже пришлось несладко: при незначительных фондах материального стимулирования началась активная интенсификации трудового процесса. В результате перезаключения в 1927-1929 гг. коллективных договоров, тарифной реформы, пересмотра норм выработки усиливается уравниловка, у отдельных категорий рабочих снижается заработок. Как следствие многие партийные организации отмечают 'политическую напряженность в массах'. Растущее недовольство рабочих - неизбежное следствие политики "затягивания поясов" - партийно-государственное руководство направило в сторону так называемых 'специалистов-вредителей', как правило, из 'бывших'. Роль первого громоотвода сыграл широко распропагандированный 'шахтинский процесс' 1928г. По нему были привлечены к ответственности инженеры и техники Донецкого бассейна, обвиненные в якобы 'сознательном вредительстве', в организации взрывов на шахтах, в преступных связях с бывшими владельцами донецких шахт, в закупке ненужного импортного оборудования, нарушении техники безопасности, законов о труде и т. д. По данным обвинения, вредительские организации Донбасса финансировались "западными капиталистами". Заседания Специального судебного присутствия Верховного суда СССР по 'шахтинскому делу' состоялись летом 1928 г. в Москве под председательством А. Я. Вышинского. Суд оправдал четверых из 53 подсудимых, четверым определил меры наказания условно, девять человек - к заключению на срок от одного до трех лет. Большинство обвиняемых было осуждено на длительное заключение - от четырех до десяти лет, 11 человек были приговорены к расстрелу (пять из них расстреляли, а шести ЦИК СССР смягчил меру наказания). 'Шахтинское дело' обсуждалось на двух пленумах ЦК партии. 'Нельзя считать случайностью так называемое шахтинское дело, - говорил Сталин в выступлении на пленуме ЦК в апреле 1929 г. 'Шахтинцы' сидят теперь во всех отраслях нашей промышленности. Многие из них выловлены, но далеко еще не все выловлены. Вредительство буржуазной интеллигенции есть одна из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма. Вредительство тем более опасно, что оно связано с международным капиталом. Буржуазное вредительство есть несомненный показатель того, что капиталистические элементы далеко еще не сложили оружия, что они накопляют силы для новых выступлений против Советской власти'.
  
   Понятие 'шахтинцы' стало нарицательным синонимом 'вредительства' в советском обществе и послужило поводом к продолжительной пропагандистской кампании. Массовая публикация материалов о 'вредительстве' в Донбассе вызвала в стране эмоциональную бурю. В коллективах требовали немедленного созыва собраний, организации митингов. Из сообщений ОГПУ в Ленинграде: 'Рабочие тщательно обсуждают сейчас каждую неуладку на производстве, подозревая злой умысел; часто слышны выражения: 'Не второй ли 'Донбасс' у нас?' Наконец-то нашлись "конкретные виновники" творящихся безобразий: слабой организации, отсталого уровня планирования, низкой оплаты труда и снижения расценок, массовой аварийности и травматизма. Когда-то во всех бедах обвиняли ведьм и колдунов, а теперь - вредителей и шпионов.
  
   Плакат тех времен, посвященный борьбе с "вредительством" плакат времен борьбы с
  
   В Москве на фабрике 'Трехгорная мануфактура' рабочие говорили:
   'Партия слишком доверилась 'спецам', и они стали нам диктовать. Делают вид, что помогают нам в работе, а на самом деле проводят контрреволюцию'. А вот характерные высказывания, зафиксированные на фабрике 'Красный Октябрь' в Нижегородской губернии: 'Спецам дали волю, привилегии, квартиры, громадное жалованье; живут как в старое время'. Во многих коллективах раздавались призывы к суровому наказанию 'преступников'. Собрание рабочих в Сокольническом районе Москвы требовало: 'Всех надо расстрелять, а то покоя не будет'. На Перовской судобазе: 'Пачками надо расстреливать эту сволочь'.
  
   Играя на худших инстинктах масс, режим инспирировал еще ряд репрессивных процессов против 'специалистов', обвинявшихся во 'вредительстве' и в других смертных грехах. Одно дело следовало за другим: процесс Трудовой крестьянской партии (ТКП), арестованы выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. Н.Юровский, крупнейший ученый-агроном А. Г. Дояренко и другие. Осенью 1930 г. было объявлено о раскрытии ОГПУ вредительской и шпионской организации в сфере снабжения населения важнейшими продуктами питания, особенно мясом, рыбой и овощами. По данным ОГПУ, организация возглавлялась бывшим помещиком - профессором А. В. Рязанцевым и бывшим помещиком Е. С. Каратыгиным, а также другими бывшими дворянами и промышленниками, кадетами и меньшевиками, 'пробравшимися' на ответственные должности в ВСНХ, в Наркомторг, в Союзмясо, в Союзрыбу, в Союзплодовощ и др. Как сообщалось в печати, эти 'вредители' сумели расстроить систему снабжения продуктами питания многих городов и рабочих поселков, организовать голод в ряде районов страны, на них возлагалась вина за повышение цен на мясо и мясопродукты и т. п. В отличие от других подобных процессов приговор по этому делу был крайне суров все привлеченные 46 человек были расстреляны по постановлению закрытого суда. Теперь советскому народу должно быть ясно, почему в магазинах нет даже элементарных продуктов - их не завезли "вредители". 25 ноября - 7 декабря 1930г. в Москве состоялся процесс над группой видных технических специалистов, обвиненных во вредительстве и контрреволюционной деятельности: процесс Промпартии. К суду по обвинению во вредительской и шпионской деятельности было привлечено восемь человек: Л. К. Рамзин - директор Теплотехнического института, крупнейший специалист мирового уровня в области теплотехники и котлостроения, также видные специалисты в области технических наук и планирования: В.А.Ларичев, И.А.Калинников, И.Ф.Чарновский, А.А.Федотов, С.В.Куприянов, В.И.Очкин, К.В.Ситнин и другие.
  
   В ходе массовых репрессий 20-30-х годов немало пострадало конструкторов оружия и боевой техники, руководящих и рядовых работников оборонной отрасли. Ситуацию, сложившуюся на советском производстве в 30-е годы, рассмотрим на примере крупнейшего оборонного завода 'Новое Сормово' (завод 112), выпускавшего артиллерийские орудия. Журналы учета механических испытаний за 1934-1935гг. показывают хронически низкий уровень качества продукции. На испытаниях различных частей орудия Ф-22 (кожуха, трубы и т.д.) в среднем 42% плавок не были признаны не соответствующими параметрам качества. Согласно статистике механического цеха 1 за 1935г.,в январе было 13 серьезных аварий станков, в феврале - 7, в марте - 13, в апреле - 16, в мае - 12, в июне - 21. В 1938г. в механическом цехе 1 простои оборудования из-за различных аварий составляли 25% рабочего времени. 20 июня вышел из строя молот 6334, 27 июня - молот 6338. Регулярно разрушались электродвигатели, выходили из строя печи. В мае 1938г. В термическом цехе произошли 4 пожара, причем 1 из них привел к взрыву печи. Новый директор завода Мирзаханов приказом по заводу от 19 мая 1938г. объяснял это в духе времени:
   'Враги народа, орудующие на нашем предприятии, практикуют путем пожаров и взрывов выводить из строя цеха и завод в целом. Неразоблаченные вредители на заводе и сейчас пытаются делать свое гнусное дело. 9 мая - пожар в цехе 6, в этот же день калильщик Чиняев взорвал печь, 17 мая - 2 пожара'.
   Говоря 'и сейчас', Мирзаханов имел в виду, что кампания по арестам 'вредителей' и 'врагов народа' активно шла с лета 1937г. (а были еще крупные 'посадки' и до 1937г.),но теперь, мол, ясно, что всех не переловили и надо аресты продолжать. На самом деле аварии были прямым следствием перегрузки оборудования, хронической штурмовщины, низкой культуры производства и нехватки квалифицированных кадров. В другом своем приказе от 3 ноября 1938г. директор поднимал проблему брака:
   '...Данная деталь идет с большим браком: весь 1937г. - 88%, июнь 1938 - 68%, июль - 70%, август - 82%...'
   Указом Верховного Совета СССР от 5 февраля 1939г. завод наградили орденом Ленина, руководство завода получило личные поздравления от наркома вооружения Михаила Кагановича и начальника ГАУ РККА Григория Кулика. Однако в реальности достижения завода были весьма сомнительными: с 1935г. предприятие осваивало выпуск пушки Ф-22 и к началу 1939г. удалось поставить в войска всего 1429 единиц. Причем качество было на низком уровне и многие пушки приходилось переделывать по гарантии. Предшествующие Мирзаханову директора Радченко и Дунаев были арестованы и осуждены к длительным срокам заключения, однако Мирзаханову, несмотря на отсутствие реального прогресса, видимо, удалось наладить нужные отношения с высоким начальством. Впрочем, покровители Мирзаханова окончили жизнь не лучшим образом: М.Каганович вскоре застрелился, а Г.Кулика расстреляли уже после войны.
  
  
   Интересный документ эпохи - выдержка из протокола партсобрания в турбинном цехе завода им.Кирова в Ленинграде:
   'ПРОТОКОЛ 8
   общего партсобрания членов и кандидатов ВКП(б) турбинного цеха Кировского завода от 8 октября 1937г.
   Присутствовало: 143 чел.
   Председатель: Звингер. Секретарь: Колышкин.
   ПОВЕСТКА ДНЯ:
   1. Отчет парткома (секретарь п/к т.Смирнов)
   2. Разное.
   СЛУШАЛИ:
   Доклад секретаря парткома т. Смирнова, который сказал что выборы парткома зависят от членов и кандидатов ВКП(б). Партком начал свою работу с июня месяца сего года. За это время проделана работа по изменению состава организации.
   Выбыло из организации, не считая исключенных: 5 чел. Приняли: 3 чел. Перевели из кандидатов: 5 чел. Исключили: 18 чел.
   Отдельных членов партий исключали только решением парткома.
   Борна исключили за то, что он был связан с врагом народа Колецким, который был связан с врагом Марковским, за потерю классовой бдительности. Мыслицкий исключен из партии и сейчас взят органами Н.К.В.Д. Некрасову вынесли полит.недоверие. Прей исключен за то, что он способствовал переходу, за полит.недоверие исключили его из партии. Фуникова жена, работая в СКБ, занималась контрреволюционными разговорами, ходила и посещала польский костел. Фуников это не понимал, за неискренность перед партией его исключили. Исключили из партии Иоселева за то, что он был тесно связан с Коздроем. Дукмасова исключили за то, что он оторвался от партийной жизни (не посещал собрания). Капустина исключили из партии за то, что на холодной прокатке дело не совсем обстояло благополучно. Лопатки не стойкие, снижает на 20%. Прохлопали с разоблачением врагов с партбилетами: Трусковский, Камашин привлекаются по 58 ст., как шпионы. Казакевича исключили во время обмена партбилета за то, что он будучи заграницей, имел связь с одной учительницей и с ней имел переписку. Вынося решения об исключении партком поступил правильно...'
   Цитируется по книге 'Россия, ХХ век. Документы. Лубянка. Сталин и Главное Управление Госбезопасности НКВД в 1937-1938.' Составители:
   В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова
   МОСКВА, 2004.
  
   Проблем было множество, ведь фактически промышленность после разрушительных последствий революции и Гражданской войны надо было создавать заново. Не хватало всего, но особенно -грамотных специалистов. Но где брать деньги на массовую закупку современного оборудования, обучение, НИОКР, достойную оплату труда необходимых специалистов? В чью голову впервые пришла идея организовать бесплатный труд техспециалистов в тюремном заключении - сейчас сказать трудно, ясно только, что решение принималось на самом верху. Первыми попадали под каток репрессивной системы те, кто имел "непролетарское" происхождение и подозрительные пунктики в биографии. Одной из первых жертв стал основоположник гидросамолетостроения в России Д. П. Григорович.
  
   Авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович авиаконструктор Григорович []
  
   Его арестовали в его рабочем кабинете 1 сентября 1928 г. по обвинению во вредительстве и отправили в Бутырскую тюрьму. Вскоре там же оказались сотрудники конструкторского отдела Григоровича по гидросамолетам В. Л. Корвин-Кербер, Е. И. Майоранов, А. Н. Седельников, авиационные специалисты других организаций - П. М. Крейсон, Б. Ф. Гончаров, И. М. Косткин, А. В. Надашкевич, Н. Г. Михельсон. 25 октября 1929 г. был арестован авиаконструктор Н. Н. Поликарпов (сын священника). Ему инкриминировали участие в контрреволюционной вредительской организации и, так же, как других товарищей по несчастью, посадили в Бутырку. На основе группы Григоровича-Поликарпова ОГПУ в декабре 1929г. создало в Бутырской тюрьме первую в СССР так называемую "шарашку" - тюремное конструкторское бюро, которое официально называлось так: Конструкторское бюро - внутренняя тюрьма (КБ-ВТ). Работали в нем осужденные инженеры и конструкторы под охраной и руководством сотрудников ОГПУ. Поскольку тюремные условия были малопригодны для продуктивной конструкторской работы, эту "шарашку" перевели на территорию Ходынского аэродрома и переименовали в ЦКБ-39 ОГПУ. Главным конструктором назначили Григоровича, а Поликарпов стал его заместителем.
  
   Из истории организации "шарашечного" труда НКВД:
   В 1930 году было организовано Техническое отделение ЭКУ ОГПУ, руководивший работами специальных ОКБ, использовавших труд заключенных специалистов. Начальник ЭКУ ОГПУ с 1930 по 1936 Л. Г. Миронов (Каган), комиссар госбезопасности 2 ранга, был расстрелян в 1938г. В 1931-1936 годах в целях конспирации Техническому отделению последовательно присваивались номера 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР. В сентябре 1938 по приказу Берии был организован Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР (приказ НКВД No 00641 от 29 сентября 1938).21 октября 1938 г. в соответствие с приказом НКВД No 00698 данное подразделение получило наименование - '4-ый спецотдел'. 10 января 1939 г. приказом НКВД No 0021 преобразован в Особое техническое бюро (ОТБ) при наркоме внутренних дел СССР для использования заключенных, имеющих специальные технические знания. 4-й спецотдел НКВД-МВД СССР организован в июле 1941 г. на базе Особого технического бюро (ОТБ) НКВД СССР и 4-го отдела бывшего НКГБ СССР. Начальник отдела - В. А. Кравченко. С 1945 г. спецотдел использовал также немецких военнопленных-специалистов. В 1949 г. вышел новый приказ МВД СССР No 001020 от 9 ноября 1949 г., 4-му спецотделу МВД была поручена организация 'Особых технических, конструкторских и проектных бюро для проведения научно-исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ по тематике Главных управлений МВД СССР'. После смерти Сталина (1953 г.) "шарашки" были ликвидированы.
  
   В марте 1930г. начальник ВВС РККА Алкснис поставил ЦКБ-39 задачу: создать легкий истребитель мирового уровня за месяц. Заключенные работали, перефразируя известную поговорку, не за совесть, а за страх, ведь многие были приговорены не только к длительным срокам заключения, а некоторые имели отсроченные смертные приговоры. Задача была выполнена: 27 апреля 1930г. самолет И-5 выкатили из цеха. Истребитель получился хороший, было принято решение о серийном производстве и в дальнейшем построено около 800 машин.
  
   Истребитель И-5 истребитель И-5 []
  
   "Верхи", окрыленные таким успехом, ЦКБ-39 значительно укрупнили и переименовали в ЦКБ, которое организационно входило в состав Технического отдела Экономического управления ОГПУ. Это управление курировало объекты, возводимые трудом заключенных. В распоряжение ЦКБ полностью отдали авиазавод-39. Теперь ЦКБ поручили создать целую серию самолетов: истребитель, штурмовик и другие, однако на этот раз надежды не оправдались - машины, построенные в течение года, получились некачественными. Работа ЦКБ заглохла, часть специалистов амнистировали и отпустили на свободу, другие продолжали отбывать прежние сроки или полученные новые. Неудачей закончилась и попытка создать мощные авиадвигатели в ОКБ - Особом конструкторском бюро ОГПУ, которое работало на ул.Никольской в Москве. Там трудились видные специалисты по двигателям - заключенные А.А.Бессонов, Н.Р.Бриллинг, Б.С.Стечкин.
  
   Однако идея рабского труда техспециалистов не умерла. Когда по стране в 1937-1938гг. прокатился вал массовых осуждений "врагов народа", в подмосковном поселке Болшево НКВД создал целый "научно-сортировочный" лагерь для осужденных конструкторов и инженеров. Их выискивали по лагерям и тюрьмам, и уцелевших отправляли в данный лагерь; оттуда часть заключенных (з/к) со временем переправляли в отдельные КБ НКВД. Через Болшево прошла почти вся элита советского авиастроения: авиаконструкторы Р.Л.Бартини, В.М.Мясищев, Н.И.Базенков, Д.П.Григорович, И.Г.Неман, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, А.И.Путилов, А.Н.Туполев, В.А.Чижевский, А.М.Черемухин, Д.С.Макаров. Там же "сидели" и трудились конструкторы ракетной техники С.П.Королев, Ю.В.Кондратюк, В.П.Глушко; специалисты по подводным лодкам - группа Кассацнера и Дмитриевского, спецы по торпедным катерам - группа Бжезинского, по артиллерийскому вооружению и боеприпасам - группа Беркалова. Позднее туда доставили крупнейших представителей фундаментальной науки мирового уровня: математика К. Сцилларда, профессора физики Ю. Б. Румера, специалиста по механике члена-корреспондента АН СССР А. И. Некрасова. Чудом не погибшего за год пребывания в колымских лагерях Сергея Павловича Королева доставили в Болшево в 1940г.
  
   Конструктор-ракетчик Сергей Павлович Королев конструктор реактивных систем С.П.Королев []
  
   А.Н. Туполев был привезен в "шарашку" из Бутырской тюрьмы в апреле 1939 г. с "роскошным" букетом обвинений: участие в антисоветской, троцкистской, вредительской организации, работа на французскую и американскую разведку и т.д., и т.п.
  
   авиаконструктор Туполев [] Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев
  
   Андрей Николаевич, как и подавляющее большинство зэков, был вынужден подписать все, что требовали от него тюремщики, но когда ему предложили вместо лагеря работать в "шарашке", выдвинул единственное условие: он согласен работать в тюремном КБ только в том случае, если получит записку от жены, в которой будет сказано, что она не арестована, живет дома и дети с ней. Туполев беспокоился не зря, его жена действительно к тому времени была арестована, но уж больно важен был великий конструктор для страны и это понимали все. "Наглое" требование Туполева удовлетворили: его жену отпустили и записку от нее он получил. Позже дочь Туполева вспоминала:
   - Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После ареста отца я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье. Трудное было время - я работала на овощебазе, где не платили денег, но можно было взять несколько килограммов овощей домой. Но надо сказать, что и после ареста отца мне встречались люди, готовые помочь. Как-то меня вызвал секретарь райкома и поинтересовался, как мы живем. Он сказал: "К сожалению, не могу вам дать никакой другой работы, кроме как в архиве НКВД". Поскольку это в любом случае было лучше, чем овощебаза, я с радостью согласилась. А спасли нас от голода туполевский заместитель Александр Архангельский и его жена Наталия.
  
   Под руководством заключенного Туполева НКВД создал мощное КБ под названием ЦКБ-29 НКВД, именно там были созданы пикирующие бомбардировщики ПЕ-2 (в 1940) и Ту-2 (в 1941). Данное учреждение находилось по адресу: г.Москва, ул.Радио, 24 - там раньше было КБ Туполева и его производственная база (завод 156).
  
   Здание ЦКБ-29 в Москве Здание ЦКБ-29 в Москве []
  
   Все работы велись под личным руководством Берия, который возглавил НКВД после Ежова, причем поначалу Берия даже пытался ставить руководителям КБ технические задачи по разработке самолетов. Рассказ Туполева об одной такой истории воспроизвел в своих мемуарах "Туполевская шарага" Л.Л.Кербер (один из видных авторитетов в области радиосвязи, работавший в ОКБ-29 под руководством Туполева):
   "Прием у Берия... На столах разостланы чертежи... Берия - Туполеву: - Ваши предложения я рассказал товарищу Сталину. Он согласился с моим мнением, что нам сейчас нужен не такой самолет, а высотный дальний четырехмоторный пикирующий бомбардировщик, назовем его ПБ-4. Мы не будем наносить буловочные уколы, - при этом Берия неодобрительно покосился на чертежи легкого пикирующего бомбардировщика, который предлагал Туполев, - нет, мы будем громить зверя в его берлоге!
   Обращаясь к Давыдову (сотруднику НКВД):
   - Примите меры, что через месяц они, - следует кивок в сторону зэка Туполева, - подготовили предложения. Все!"
   Далее Кербер описывает, что Туполев вернулся злой, затея Берии была явно несостоятельной, технически полностью дилетантской. Как можно пикировать на точечную цель на тяжелом неповоротливом четырехмоторном самолете!? Он рассказал о полученном задании от Берии своим ближайшем помощникам, и заявил, что делать такую машину - полное безумие. А если отказаться - расстрел, новый срок? Через месяц Туполева вновь повезли к Берии на Лубянку. Когда он вернулся в КБ, рассказал следующее:
   - Мой доклад вызвал у Берия раздражение. Когда я закончил, он взглянул на меня откровенно злобно. Видимо, про ПБ-4 он наговорил Сталину достаточно много, а может быть, и убедил его. Меня это удивило, из прошлых приемов у Сталина я вынес впечатление, что в авиации он если и не разбирался как конструктор, то все же имел здравый смысл и точку зрения. Берия сказал, что они со Сталиным разберутся. Сутки я волновался в "одиночке", затем был вызван вновь. Берия: "Так вот, мы с товарищем Сталиным еще раз ознакомились с материалами. Решение таково: сейчас и срочно делать двухмоторный. Как только кончите, приступите к ПБ-4, он нам очень нужен.
   Затем между нами состоялся такой диалог:
   Берия: - Какая скорость?
   Я: - 600.
   Берия: - Мало, надо семьсот! Какая дальность?
   Я: - 2000.
   Берия: - Не годится, надо 3000! Какая нагрузка?
   Я: - 3 тонны.
   Берия: - Мало, надо 4. Все!
   Обращаясь к сотруднику НКВД:
   - Прикажите военным составить требования к двухмоторному пикировщику, параметры уточните в духе моих указаний.
  
   Всего в ЦКБ-29 трудились примерно 2 сотни конструкторов-"вредителей" и около 1000 "вольных" конструкторов. Вероятно, это был самый крупный авиаконструкторский коллектив в мире. Как это ни парадоксально, все отделы возглавляли именно "вредители", среди которых было немало академиков, член-корреспондентов и докторов наук. И как это не глупо звучит, но всех их воглавлял полковник НКВД Кутепов, который несколько лет назал был слесарем-электриком на авиазаводе-39. От него требовалось разрешение на любые работы. Л.Кербер в своих воспоминаниях описывает случай, когда к Кутепову пришли конструкторы за разрешением создать 4-тактный двигатель. Кутепов спросил - какой двигатель был раньше? Те отвечали, что, мол, 2-тактный. Тогда Кутепов посоветовал им "не торопиться" и попробовать сначала создать "3-тактный". Кербер пишет, что после этого случая к Кутепову намертво приклеилась кличка: "Трехтактный".
  
   Одновременно в ЦКБ-29 работали над несколькими типами самолетов. Отдел под номером 100, который возглавлял В.М.Петляков по техзаданию конструировал 2-моторный высотный истребитель. Его проект закончили в апреле 1940г., и, после консультаций с военными, приказали переделать в пикирующий бомбардировщик. Для усиления и ускорения Петлякову выделили около 300 "вольных" специалистов из КБ А.С.Яковлева, В.М.Ильюшина и бывшего КБ Туполева, которое теперь возглавлял А.А.Архангельский. Осенью знаменитый ПЕ-2 пошел в серию - всего было выпущено около 11000 машин.
  
   Отдел 102, возглавляемый Мясищевым, работал над созданием дальнего высотного бомбардировщика под условным наименованием '102' (ДВБ-102). Весной 1942 самолет поднялся в воздух и по многим техническим решениям мог бы составить достойную конкуренцию знаменитым американским 'летающим крепостям'. Однако двигателей с необходимыми характеристиками к нему создать так и не смогли, и самолет в серию не пошел.
  
   Отдел 103 Туполева (самый многочисленный) после отмены задания на '4-моторный пикировщик' работал над созданием легкого пикирующего бомбардировщика, то есть, создавал машину, аналогичную ПЕ-2. Самолет получился хороший, первый полет состоялся в начале 1941г., и был запущен в серию под наименованием ТУ-2. Он находился на вооружении ВВС до 1950г.
  
   Бомбардировщик ТУ-2бомбардировщик ТУ-2 []
  
   Отдел 110 Томашевича делал истребитель. Он в итоге получился неудачным из-за слишком большого веса, и в серию не пошел.
  
   НКВДэшное начальство активно применяло к осужденным политику кнута и пряника. Отличившихся в труде "зэков" награждали по-разному: добавляли пайку, могли скостить срок, технических специалистов в 'шарашках' могли даже освободить, прикрепив к трудовому коллективу уже в качестве 'вольного'. Но особенно щедры были вертухаи на разного рода обещания, которые не обязательно выполнялись. Л.Кербер вспоминает:
   'Несмотря на эти посулы, подъем, царивший среди зэков последние дни, сменяется не менее острой депрессией. Людей словно подменили. Пустяковые вопросы, решавшиеся вчера походя, превращаются в квадратуру круга. Кабина никак не может скомпоноваться, обводы меняются ежечасно, не лезет на свое место мотор, поползла центровка, нужно новое шасси, изменения увеличиваются и растут, как снежный ком. Старик (Туполев) сидит в бригаде Егора до глубокой ночи, технические конфликты перерастают в личные, дружеское сообщество способных людей превращается в сборище неврастеников, все летит к черту, налицо угроза полного развала. Чувствуя трагизм обстановки, АНТ идет на беспрецедентный шаг. Вечером собирает собрание всех зэков, участвующих в проекте 103 - разумеется, это делается нелегально. Выставлены свои посты, "папа" очень подробно изложил все перипетии, вызвавшие изменения, информировал о собраниях, куда его приглашали, и о принятых там решениях, а закончил так:
   - Нас не информируют, нам приказывают, однако, только осел может не видеть, что дело идет к войне. Вам ясно, что никто, кроме нас спроектировать нужный стране бомбардировщик не может. Вероятно, я буду прав, если скажу, что мы любим свою Родину не менее других и, наверное, больше, чем те, кто нас собрал здесь. Условия трудные, а если отрешиться от личных огорчений и взглянуть шире - трагические. И понимая все это, я ставлю перед вами задачу, которую, кроме вас, никто не выполнит. А я знаю, что вы выполните, на то вы - есть вы. Мы должны вложить в 103-ю максимум своих способностей и знаний, больше того, максимум таланта. Давайте в последний раз сожмем зубы и решим эту задачу. Времени у нас в обрез, надо успеть. В этом залог освобождения. Нельзя нам к войне оставаться арестантами, нельзя воевать в цепях".
   Расходились мы молча, уж очень тяжела была ответственность. Через день Кутепов с усмешкой спросил А. Н. Туполева: "Что это вы за собрание устроили, в профсоюз выбирали, что ли?" Кто-то успел уже 'продать'.
  
  
  
   Крупное тюремное КБ по разработке авиадвигателей было организовано НКВД в Тушино под Москвой на базе моторостроительного завода 82. Среди заключенных были:
   - крупнейший специалист отрасли, один из основателей Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), создатель ряда мощных авиационных и танковых моторов Алексей Дмитриевич Чаромский;
   - выдающийся специалист по теории и практике моторостроения профессор Борис Сергеевич Стечкин, работавший еще над самолетом "Илья Муромец" в Российской Империи ("сидел" при Советской власти 2 раза - в 1930-1931гг. и в 1937-1943гг.);
   - крупнейший специалист в области реактивных двигателей Валентин Павлович Глушко, будущий генеральный конструктор НПО "Энергия" и Дважды Герой Соцтруда;
   - видный металлург, создатель советского дюралюминия профессор И.И.Сидорин;
   а также главные конструкторы моторостроительных заводов А.М.Добровольский, М.А.Колосов, А.С.Назаров. Когда началась война, эта 'шарага' переехала в Казань на территорию авиазавода 16. Позже туда перевели С.П.Королева, который вместе с Глушко работал над созданием авиационного реактивного ускорителя.
  
   Конструктор-реактивщик Валентин Павлович Глушко конструктор-ракетчик Глушко В.П. []
  
   В целом деятельность данной 'шараги' была успешной, о чем свидетельствует архивный документ - письмо Берии Сталину от 16.07.1944г.:
   'В 1942-43 гг. по проектам заключенных специалистов 4 Спецотдела НКВД СССР на заводе 16 НКАП выполнены следующие работы, имеющие важное оборонное значение:
   1. По проекту Глушко В. П. построены опытные реактивно-жидкостные двигатели РД-1, предназначенные для установки на самолеты в качестве ускорителей. Опытные образцы двигателей РД-1 прошли заводские летные и совместные стендовые испытания с удовлетворительными результатами. В настоящее время на заводе 16 изготавливается опытная серия реактивных двигателей РД-1 для отработки всех вопросов, связанных с применением и дальнейшим развитием этих двигателей.
   2. По проекту Добротворского А. М. на базе спаривания двух серийных моторов М-105 построены мощные авиационные моторы МБ-100 со взлетной мощностью 2200 л. с. и МБ-102 со взлетной мощностью 2450 л. с.
   В настоящее время моторы МБ-100 проходят летные испытания на самолете Ер-2 и моторы МБ-102 подготовлены к установке на самолете '102'.
   Помимо этих работ, специалистами 4 Спецотдела НКВД СССР была механическая база авиамоторостроения.
   По отзывам Наркомавиапрома тов.Шахурина, работы, выполненные заключенными специалистами 4 Спецотдела НКВД СССР, по технической новизне и успешному решению ряда сложных технических и конструктивных проблем являются весьма ценными.
   Учитывая важность проведенных работ, НКВД СССР считает целесообразным освободить со снятием судимости особо отличившихся заключенных специалистов, с последующим направлением их на работу в авиапромышленность.'
   (Государственный архив Российской Федерации - ГАРФ. Особая папка Сталина. Д.65.)
  
   'Шарашки' НКВД в Ленинграде:
   - Отдельное конструкторское бюро ОКБ-12 (1931-1932гг.), помещалось в Доме предварительного заключения, специализировалось на архитектурно-проектных работах: проект Большого дома, реконструкция гаража ОГПУ на Манежной площади и др., авторы проектов - заключенные Н. Е. Лансере, Б. К. Рерих и др.;
   - ОКБ Управления НКВД по Ленинградской области (с 1942г. ОКБ-172) в здании тюрьмы 'Кресты', специализировалось на разработках в области артиллерии: 130-мм 2-орудийная башенная установка Б-2-ЛМ; 45-мм противотанковая пушка М-42 и др., работали заключенные: инженер-конструктор С. И. Лодкин, профессор В. Р. Бурсиан, профессор А. М. Журавский, профессор И. В. Токов и др.;
   - ОКБ-5 Судоверфь Морпогранохраны НКВД (1933-1940гг., Уральская ул, 19; ныне Морской завод 'Алмаз'), работали: доктор технических наук Э. Э. Папмель, инженер-конструктор В. Л. Бродский и др.;
   - Специальное техническое бюро Ленинградского филиала института 'Гипрониислюда' МВД СССР (1953-1955, пос. Металлострой), работали заключенные инженеры: В. К. Акулов, Р. Я. Кольберг и др.; - ОКБ-196 (конструирование подводных лодок; ныне ЦКБ 'Рубин'); работали инженеры-конструкторы П. Г. Гойнкис, П. Ю. Орас и др.;
   - ОКБ на Кировском заводе (береговая артиллерия); работали кандидаты технических наук В. Н. Яворский, М. М. Мордухович и др.
  
   Не всем арестованным научным и техническим работникам оборонной отрасли повезло попасть в "шарашки". С 1937г. были расстреляны: Николай Михайлович Харламов, начальник ЦАГИ; Василий Иванович Чекалов, начальник 8-го отдела ЦАГИ; Евгений Михайлович Фурманов, заместитель начальника отдела подготовки кадров ЦАГИ; Кирилл Александрович Инюшин, заместитель начальника планово-технического отдела завода 156; Израиль Эммануилович Марьямов, директор завода 24; Георгий Никитович Королев, директор завода 26; Андрей Макарович Метло, начальник 2-го отдела 1-го Главного управления НКОП, и многие другие...
  
   Талантливый авиаконструктор К.А.Калинин работал на Воронежском, а затем Харьковском авиазаводах.
  
   Авиаконструктор Константин Алексеевич Калинин авиаконструктор Калинин []
  
   К маю 1926 года в КБ Калинина был разработан проект санитарного "К-2". Более совершенный "К-3" был построен в 1927 году. В июле 1928 года взлетел санитарно-пассажирский "К-4". На Берлинской международной выставке в октябре 1928 года "К-4" получил золотую медаль и коллектив ХАЗа приступает к серийному выпуску самолета. Вскоре взлетает "К-5", вобравший в себя все лучшее из предшественников. В августе 1930 года построен "К-6" (почтовый или бомбардировочный), "К-8", спортивный и связной К-10, 'безхвостовой' бомбардировщик К-12. Тяжелый бомбардировщик К-7 представлял собой настоящую "летающую крепость", которая появилась на девять лет раньше американского "Боинга" В-17.
  
   Тяжелый бомбардировщик К-7Тяжелый бомбардировщик К-7 конструкции Калинина []
  
   Оборонительное вооружение: 8 пушек калибра 20 мм, 8 пулеметов калибра 7,62 мм), бомбовая нагрузка 16 тонн; вместо бомб самолет мог взять на борт 112 десантников. Константина Алексеевича Калинина расстреляли в октябре 1938 г., через семь месяцев после ареста.
  
   В архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о масштабах кадровой "чистки" в промышленности. Вот выдержка из одного такого документа:
   Отчет Московского областного управления НКВД по ситуации на авиационном заводе-24 (там производили мощные двигатели конструкции А. А. Микулина) в 1937 г.:
   '... вскрыто и ликвидировано 5 шпионских террористических и диверсионно-вредительских групп, с общим количеством 50 человек, из них:
   1. Антисоветская право-троцкистская группа в составе бывшего директора завода Марьямова и технического директора Колосова.
   2. Шпионско-диверсионная группа японской разведки в составе 9 человек.
   3. Шпионско-диверсионная группа германской разведки в составе 13 человек.
   4. Шпионско-диверсионная группа французской разведки в составе 4 человек.
   5. Террористическая и шпионско-диверсионная группа латвийской разведки в составе 15 человек, созданная и возглавлявшаяся участником латвийской фашистской организации, быв. зам. директора завода 24 Гельманом.
   Также арестован начальник технического сектора ОТК завода троцкист Тарахтунов, по делу которого ведется следствие с расчетом на вскрытие организованной троцкистами работы на заводе. Завод до сего дня засорен антисоветскими социально-чуждыми и подозрительными по шпионажу и диверсии элементами. Имеющийся учет этих элементов по одним только официальным данным достигает 1000 человек'.
   (Российский Государственный архив экономики - РГАЭ. Ф.7515. Оп. 1. Д. 153.)
  
  
   Иван Платонович Граве - основатель отечественной школы баллистики.
  
   Граве И.П. []
  
   Именно он убедил Тухачевского в реальности создания боевого ракетного оружия, и замнаркома в 1933г. издал приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), где велась разработка реактивных двигателей и ракет. Иван Платонович в СССР отсидел 3 раза: в 1919г., в 1937-38г. - по "заговору" Тухачевского, и в 1952г. - в связи с очередным "заговором" в Главном артиллерийском управлении. Вышел на свободу он только после смерти Сталина.
  
   Работы в Реактивном НИИ в 30-х годах велись по двум направлениям: реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Георгий Лангемак (в состав этого отдела и вошел и сам И.П.Граве); другой отдел РНИИ разрабатывал ракеты на жидком топливе, в нем ведущими специалистами были Сергей Королев и Валентин Глушко. Директором РНИИ был назначен Иван Клейменов. Работы в отделах велись успешно, но наиболее эффективно продвигались разработки реактивных снарядов. В 1937 году было завершено создание первых боевых РС-82 и РС-132, а также пусковые установки для них. В присутствии Маршала Советского Союза М. Тухачевского были проведены стрельбы этими РС с наземных станков и с самолетов. Стрельбы прошли успешно, и уже в 1938г. первые отечественные боевые реактивные системы могли быть приняты на вооружение. Однако после ареста Тухачевского практически все руководство института и виднейшие специалисты были арестованы. Любое смутное время как пену выносит наверх подленьких людишек, которые преследуя свои шкурные карьерные интересы, идут наверх по головам своих товарищей. Поводом к арестам послужила серия доносов сотрудника института А.Костикова в различные инстанции о 'вредительской деятельности' в РНИИ.
   В результате практически все руководство РНИИ и виднейшие конструкторы были арестованы. Клейменов, Лангемак и еще три человека были расстреляны.
  
   Директор РНИИ Иван Терентьевич Клейменов директор РНИИ И.Клейменов []
  
   Королев оказался на Колыме; Глушко, Граве и некоторых других сотрудников сразу отправили в "шарашку". Бесследно сгинул в недрах репрессивной системы создатель осколочно-фугасного варианта реактивного снаряда Василий Николаевич Лужин, осужденный в 1940 году на 8 лет. А бдительный товарищ Костиков в 1938г. стал руководителем преобразованного в НИИ-3 института, получил Героя Соцтруда и долгое время его считали единственным создателем 'Катюши'. После прихода к руководству Костикова в институте закипела работа: шло интенсивное выявление 'врагов народа'. Только в конце 1939 года появилась директива Генштаба РККА, потребовавшая активизировать работу по созданию реактивных снарядов. НИИ-3 подчинили наркому вооружения Борису Ванникову, который сменил директора, добился освобождения И.П.Граве, С.П.Королева и других сотрудников, а также привлек к подготовке производства три предприятия своего наркомата. В короткий срок была организована доработка реактивных снарядов, которые получили наименования М-82 и М-132. Были также сконструированы пусковые устройства для использования реактивных снарядов на самолетах и на автомобильном шасси - установка БМ-13 (ставшая знаменитой 'Катюша'). Однако, хотя установки БМ-13 и реактивные снаряды к ним были полностью отработаны и успешно прошли испытания, первые серийные машины были собраны намного позже. Причиной явилось очередное дело о 'вредительстве' в наркомате вооружения, в результате которого все руководство наркомата и сам нарком Борис Ванников попали в лубянские подвалы. Работа института была в который раз заморожена, и к началу войны смогли выпустить лишь одну батарею 'Катюш', которую впервые применили летом 1941г. под Оршей.
  
   Знаменитая "Катюша" БМ-13
  
   Борис Викторович Раушенбах - советский физик-механик, крупнейший ученый в области реактивных систем, один из основоположников советской космонавтики. В марте 1942 его арестовали по приказу НКВД о депортации лиц немецкой национальности, и отправили в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле махать киркой. К счастью, на него обратил внимание известный авиаконструктор В. Ф. Болховитинов, и договорился с НКВД об использовании заключённого в качестве "расчётной рабочей силы". Затем новый руководитель РНИИ М.В.Келдыш добился возвращения Раушенбаха в институт. Формально ссылка Раушенбаха закончилась только в 1948г.
  
   Конструктор Курчевский Леонид Васильевич, создавший безоткатную пушку, работавший над созданием глиссера, крылатой торпеды, вертолета, 25 ноября 1937 года на судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР за 20 минут был приговорен к расстрелу и 26 ноября 1937 года расстрелян.
  
   В те же годы были посажены в тюрьмы морские инженеры М.А.Рудицкий, создавший впоследствии первую советскую крейсерскую ПЛ типа "К"; конструктор и строитель подводных лодок Г.М.Трусов; конструктор карликовых ПЛ В.Л.Бжезинский.
  
   С 1921 по конец 30-х годов Ленинграде в обстановке строжайщей секретности работало Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (ОсТехБюро), которое возглавлял талантливый инженер В.И.Бекаури.
  
   Инженер-конструктор Владимир Иванович Бекаури конструктор Бекаури []
  
   В бюро конструировали приборы управления по радио взрывами мин-фугасов, радиоуправляемые танки, миниподлодки с экипажем и без, торпеды, новые образцы радиостанций, металлоискатели. Инженеры Ф.В.Щукин и К.В.Старчик возглавляли научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по радио- и телеуправляемым миниподлодкам. Наиболее успешно продвигались работы по созданию радиовзрывателей большой дальности, данные типы взрывателей активно применялись советскими диверсантами в ходе Великой Отечественной войны. О созданных в 'Остехбюро' образцах дистанционного оружия мало что известно до сих пор из-за высокой секретности разработок. Радиоуправляемые торпеды 'Акула-1' и 'Акула-2' испытывались в Петрозаводской губе. В 1934-1936 годах параллельно проектировались: автономное подводное специальное судно (АПСС); автономная подводная лодка (АПЛ); радиотелеуправляемая подводная лодка и малая подводная лодка водоизмещением 60 т. АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение 7,2 т, подводное - 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых 'водителей' - надводных кораблей или самолетов. 'Волновое управление' должно было осуществляться с помощью установленной на этих 'водителях' специальной аппаратуры 'Кварц', созданной специалистами того же 'Остехбюро'. В телемеханическом варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки весом 500 кг. Автономная подводная лодка 'Пигмей' имела надводное водоизмещение составляло 18,6 т, длина - 16 м, ширина - 2,62 м. Скорость надводная - 5 узлов, подводная - 6 узлов. Предельная глубина погружения - 30 м. Автономность - 3 суток. Экипаж - 4 человека. 'Пигмей' был вооружен двумя 450-мм торпедными аппаратами и одним 7,62-мм пулеметом. Лодка испытывалась в Севастополе, после захвата города немцами она оказалась в руках оккупантов. В августе 1942-го лодку с большим интересом осмотрели итальянские офицеры - командиры сверхмалых подводных лодок. При попытке отбуксировать АПЛ для доставки в Германию она затонула и до сих пор лежит на дне Черного моря.
   Большинство идей, лежавших в основе этих разработок, намного опережали технические возможности своего времени, поэтому с воплощением их в реальность были значительные трудности. В документах того времени прямо говорится об 'объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов'. Однако наступил 1937 год и трудности, связанные с разработкой новейших образцов боевой техники были истолкованы как "вредительство". В сфабрикованном сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро А.П. Грунским обвинительном заключении по делу главного конструктора АПСС и АПЛ 'Пигмей' Ф.В. Щукина говорилось, что обвиняемый 'проводил ... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов ... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ'. Ведущие инженеры - руководители и организаторы работ Остехбюро Щукин, Старчик и некоторые другие специалисты были расстреляны. 8 февраля 1938 года был расстрелян бессменный руководитель Остехбюро Владимир Иванович Бекаури по обвинению в шпионаже в пользу Германии (реабилитирован в 1956г.). Бюро претерпело несколько переформирований и прекратило свое существование. Уцелевшие специалисты и оборудование были переданы в различные оборонные НИИ.
  
  
   В 1933 г. группа инженеров-конструкторов и моряков-подводников, включавшая С.Г.Туркова, В.Н.Перегудова, В.Ф.Критского, В.В.Перловского, З.А.Дерибина и А.Г.Соколова, была командирована в Германию для проверки чертежей средней ПЛ, разработанных по секретному договору с фирмой "Дешимаг". Помимо Германии, советские специалисты побывали также в Испании, где уже строилась подобная лодка, и в Италии. После возвращения эта группа, на основе чертежей немецкой фирмы, разработала подобный же проект средней ПЛ типа "С" (IX серии).
   Руководил проектом С.Г.Турков, разработка была завершена в 1934 г. Когда эти подлодки строились и уже успешно эксплуатировались в 1937 г., в НКВД поступил донос на Туркова о его "связях с зарубежными разведками". В следующем году Турков был расстрелян. Вместе с Турковым был арестован и его друг В.Н.Перегудов по аналогичному обвинению. Во время тюремного заключения некоторое время Перегудов находился в одной камере с будущим маршалом Рокоссовским. Через год после ареста Перегудова освободили и назначили главным конструктором ПЛ типа "С". Впоследствии В.Н.Перегудов стал создателем первой советской атомной подводной лодки.
  
   Конструктор подлодок Владимир Николаевич Перегудов конструктор подлодок Перегудов []
  
  
  
   Инженер-кораблестроитель Сергей Константинович Бондаревский был арестован в 1937г. на должности начальника производственного отдела судостроительного завода 'Дальзавод' (Владивосток). При обыске в ящике письменного стола у него обнаружили пистолетную обойму с патронами, которой у него никогда не было. Сотрудники НКВД сразу забрали все наиболее ценные вещи из квартиры без всякой описи и акта. На допросах от Бондаревского требовали дать компрометирующие показания на сослуживцев и сознаться в стандартном наборе обвинений в 'правотроцкистской, вредительской и диверсионной деятельности'. За год допросов на 'конвейере' он сотрудничать со следствием так и не стал, обвинительное заключение подписать отказался. Заочно он был осужден Военной коллегией ВС СССР к 10 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Из владивостокской тюрьмы его отправили в Болшево, где содержалось множество технических специалистов, работавших над различными заданиями оборонного характера. Затем Бондаревского и группу специалистов перевели в г.Молотовск Архангельской области (будущий Северодвинск), где они в качестве заключенных работали на судостроительном заводе. Сергей Константинович исполнял обязанности начальника цеха, в котором строились корабли серии 'Большой охотник'. Освободили его в 1947г. В 1949 арестовали вновь и отправили в ссылку в Игарку (Красноярский край), где он трудился на подсобных работах в колхозе. Освобожден он был только в 1954г., а в 1957 получил справку о полной реабилитации. В дальнейшем работал по профессии в г.Николаев, участвовал в строительстве многих кораблей, в том числе в должности главного технолога на строительстве противолодочных крейсеров 'Москва' и 'Ленинград'. При получении справки в управлении КГБ ему дали ознакомиться со своим 'делом', из материалов которого Бондаревский узнал, что в основе обвинения против него лежали ложные показания его сослуживца Егорова Е.П. Данный субъект осужден не был и впоследствии стал директором крупного завода и получил даже звание Героя Соцтруда. Другой сослуживец и друг Бондаревского - Клопотов Б.Е. - накануне ареста заходил к нему в гости и никто, кроме него, не мог подложить в стол обойму с патронами. Клопотов также сделал хорошую карьеру. С.К.Бондаревский написал интереснейшие воспоминания под названием 'Так было', которые есть в интернете.
   Вот один из эпизодов воспоминаний Бондаревского:
   'В камере находился военный летчик Иллес - латыш. Недавно арестованного, его вызвали на допрос один раз. Об этом он так рассказал:
   'Я не понял - то ли следователь меня разыгрывал, то ли он был редкий дурак, ничего не соображающий. Сообщив мне, что к ним поступили сведения о том, что я, Иллес, хотел на своем самолете переправить в Китай маршала Блюхера, он спросил: 'Правда ли это?' Я со смехом ответил ему: 'Конечно, правда! Я, военный летчик, летающий на 1-местном истребителе, хотел захватить с собой Блюхера и махнуть с ним за границу.' А он вроде не понимал юмора и продолжал спрашивать, как бы я это сделал. Я ответил: 'Да очень просто: подвязал бы его за руки-ноги под фюзеляж и пусть повисит час-другой, пока долетим.' А он, чудак-следователь, все записал в протокол и, переспросив меня - не вру ли я ?- дал мне подписать.'
   Мы считали, что он напрасно подписался, но Иллес беззаботно смеялся: дескать, кто же поверит подписанной им чепухе?!'
  
   Методично уничтожены крупнейшие специалисты в области организации связи в стране и армии:
   Крупный организатор системы связи в СССР, занимавший руководящие посты в наркомате связи с 1919 по 1934гг., Любович Артемий Моисеевич, расстрелян 28.06.1938
   Крупный организатор системы связи в СССР, занимавший руководящие посты в наркомате связи и Управлении связи РККА с 1919 по 1937гг. комкор Халепский Иннокентий Андреевич, расстрелян 29.07.1938г.
   Начальник Управления связи РККА (1924-1935) командарм Синявский Николай Михайлович, расстрелян 29.07.1938г.
   Начальник Управления связи РККА (1935-1937) комкор Лонгва Роман Войцехович, расстрелян 8.02.1938г.
   Начальник Управления связи РККА (1937-1938) комкор Аксенов Алексей Михайлович, расстрелян 22.08.1938г.
   В 1939г. начальником Управления связи РККА был назначен И.Т.Пересыпкин, который в 1932г. командовал эскадроном, а в 1937г. закончил Электротехническую академию и получил звание капитана.
  
   Павел Кондратьевич Ощепков конструктор РЛС Ощепков []
   - выдающийся советский ученый, основатель отечественной и мировой радиолокации и интроскопии, 'отец' первых советских РЛС. По инициативе М.И.Тухачевского 16 января 1934г. Ощепков представил свою схему по обнаружению различных объектов на значительном расстоянии с помощью электромагнитного луча на заседании Академии наук. По личной просьбе Тухачевского С.М.Киров, с которым Тухачевский был в дружеских отношениях, обеспечил Ощепкову необходимые условия для НИОКР в Ленинграде, результатом чего стало создание в том же 1934г. первых отечественных РЛС 'Вега' и 'Конус'. По признанию многих зарубежных ученых, в том числе американских, приоритет в создании первых действующих РЛС принадлежит именно СССР. Однако в 1937г. Ощепков был арестован по делу Тухачевского и отсидел ровно 10 лет. Великую Отечественную войну страна встретила, имея незначительное количество РЛС. Серьезное внимание данному направлению было уделено только во второй половине войны, когда 4 июля 1943г. был образован рабочий орган по проблемам радиолокации - Совет по радиолокации при ГКО. Тем времени английские ученые значительно продвинулись в данном направлении и приняли на вооружение рабочие РЛС с лучшими характеристиками в мире, которые по ленд-лизу поступали на вооружение в СССР во время войны.
  
   Конструктор Таубин Яков Григорьевич первым в мире изобрел автоматический станковый гранатомет для огневой поддержки пехотных подразделений.
  
   Автоматический гранатомет Таубина автоматический гранотомет АГ-2 конструкции Я.Таубина []
  
   Кроме этого, в ОКБ-16 он и его соавтор М.Н.Бабурин разработали 23-мм авиационную пушку МП-6 (БТ-23) и 12,7мм авиационный пулемет АН-12,7. 16 мая 1941г. Таубин и несколько сотрудников ОКБ были арестованы по типичным обвинениям (антисоветская деятельность, вредительство). 28 октября 1941г. Яков Таубин был расстрелян в поселке Барбыш вместе с большой группой видных военных по приказу Берии.
  
   Конструктор Яков Григорьевич Таубин конструктор Я.Таубин []
  
   В 1931г. Спецмаштрест получил техзадание ГАУ на разработку целого ряда самоходных орудий. В качестве основных калибров предлагались: 107, 152, 203 и 305мм. К 1934г. появился опытный образец САУ под условным наименованием СУ-14 с 203мм орудием, разработанный конструктором Сячинтовым.
  
   Су-14 конструкции Сячинтова Су-14 []
  
   В течение 3-х последующих лет шла работа над устранением многочисленных техпроблем, был заменен двигатель, а вместо 203мм орудия поставили более удачное 152мм с уникальной дальностью: 27км. В феврале 1937г. 2 опытных образца СУ-14 и СУ-14-1 успешно прошли полный цикл госиспытаний и можно было начинать их серийный выпуск. Однако 31 декабря 1936 года был арестован П.Сячинтов, который был осужден по статье 58 пп.6, 7, 8 и 11. Главного конструктора советских САУобвинили в 'шпионаже, вредительстве, совершении террористических актов, саботаже и ведении подрывной работы в коллективе'. Суд над Сячинтовым состоялся 5 мая 1937 года, а на следующий день он был расстрелян. Та же участь постигла и создателя гаубицы Б-4 директора завода 'Большевик' Магдисиева - обвинение во вредительстве и расстрел. В Великую Отечественную войну Красная армия вступила без 'вредных' САУ, выпуск которых был налажен только в 1942г., то есть, на 5 лет позже, чем это могло быть при нормальном подходе к делу.
  
   Чудом избежал участи многих уничтоженных НКВД видных работников оборонной отрасли главный конструктор танка Т-34 М.И.Кошкин. Органы НКВД арестовали коллег Кошкина: конструкторов А.О.Фирсова, Н.Ф. Цыганова, А.Я. Дика. Должность главного конструктора стала смертельно опасной - за любую ошибку и неудачу ему грозили тюрьма и расстрел.
  
   Документ НКВД:
   докладная записка 'О конструктивных дефектах и задержке производством выпуска новых танков А-34 на заводе 183 в г. Харькове'.
   "При проектировании танка А-34, под руководством главного конструктора завода 183 инж. Кошкина, было выявлено ряд дефектов, влияющих на боевые качества машины...
   Кошкин и его заместитель Морозов вместо того, чтобы работать в направлении создания конструкции с люком и боковым обзором, поставили вопрос: или с люком без обзора, или боковой обзор, но без люка...
   Кошкин вместо того, чтобы учесть эти замечания и поручить опытному конструктору-корпуснику сделать проект без указанных дефектов, распорядился срочно деталировать будку водителя по проекту конструктора Барона. Указывая на недостатки конструкции будки, инженер Таршинов сам предлагал разработать проект последней, но был отослан Кошкиным в командировку в гор. Мариуполь, хотя надобности ехать именно ему не было никакой...
   Чтобы прикрыть разбазаривание средств, Кошкин готовит для пуска в серию будку водителя по проекту конструктора Барона, а по проекту инженера Таршинова изготовление почему-то будет производиться как опытный образец...
   Кошкин считает, что в готовой машине обнаружатся места, где якобы можно будет разместить дополнительное количество пулеметных дисков, хотя в проектных данных таких площадей в машине нет...
   По существу поставлен в известность НКВД СССР для принятия соответствующих мер через Наркомсредмаш и АБТУ РККА."
   Зам. наркома внутренних дел УССР Горлинский '7' февраля 1940 г. 551/сн ГДА СБ Украины. Машинопис, Ф. 16. - Оп. 33 (1951 р.). - Спр. 90. - Арк. 213-217. Копия.
  
  
   Два раза арестовывался при Советской власти Александр Александрович Пороховщиков, "отец " первого в истории России гусеничного бронеавтомобиля (1914г.) и родной дед популярного киноактера Александра Шалвовича Пороховщикова. А.А.Пороховщиков стал авиаконструктором, в качестве заключенного работал на строительстве Беломор-Балтийского канала, занимался конструированием шлюзов. После нескольких лет лагерей его отпустили, но в 1940г. арестовали снова и расстреляли.
  
   В ноябре 1936 г. был арестован начальник кафедры танков и тракторов Военной академии механизации и моторизации РККА беспартийный профессор В. И. Заславский, автор первой русской книги о танках. По оценке известного специалиста в области танкостроения американского профессора М. К. Кристи, Заславский был крупным советским ученым в области танкостроения, задававшим тон в науке о танках и танкостроении. Целый ряд других известных специалистов характеризовали его как крупного советского ученого и теоретика, положившего начало развитию танкового дела в Советском Союзе. Арестован 19 ноября 1936. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 14 июня 1937 на 56 чел. по представлению нач. 4-го отдела ГУГБ НКВД М.И.Литвина. Подписи: "За" - Сталин, Молотов, Ворошилов. Приговорен ВКВС 20 июня 1937 по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации. Расстрелян 21 июня 1937. Прах захоронен на территории Донского монастыря г. Москвы. Реабилитирован 5 ноября 1955.
  
   В августе 1937г. начались аресты на крупнейшем советском автозаводе ГАЗ. Сначала арестовывали специалистов и начальников цехов, к апрелю 1938г. добрались до директора С.С.Дьяконова. По данным НКВД директор был сущим дьяволом: работал на разведки Японии, Германии и еще нескольких государств, 'срывал работу завода', 'специально назначал' на руководящие должности антисоветские элементы, и т.д., и т.п. Через 5 месяцев следствия директора расстреляли. Заодно выяснилось, что 'врагами народа' были главный бухгалтер Чуйко, 19 старших бухгалтеров, почти все инженеры, конструкторы, технологи, заведующие детсадом и кинофотобазой, главврач района. Поголовны истреблены были специалисты, прошедшие стажировку в США и американские специалисты, помогавшие строить завод: И.Тучельский, Д.Сиглер, М.Кадарьян и прочие. По данным НКВД, только за первую половину 1938г. на ГАЗе были 'изобличены' 407 'шпионов иностранных разведок' из таких стран, как: Германия, Япония, США, Италия, Латвия, Франция, Румыния, Болгария. Многие из них работали на разведки сразу нескольких государств. Интересно, что именно специалистам ГАЗа ГУ НКВД поручило разработать и выпустить партию спецмашин для перевозки заключенных, которую затем в народе прозвали 'черный ворон'. В этих 'воронках' специалистов потом и перевозили. Аналогичное положение складывалось и на другом автомобильном гиганте - заводе 'ЗИС' в Москве. Главный конструктор завода ЗИС Важинский Е.И., под руководством которого были созданы такие знаменитые модели, как ЗИС-5 и ЗИС-6, в 1938 г. был арестован, а затем расстрелян, как и руководитель проектного бюро ЗИС Бондарев Д.Д.; та же участь постигла директора Ярославского автозавода Еленина В.А. и многих других видных работников отрасли.
  
   В 1940 начались расправы в Наркомате боеприпасов, осенью были арестованы: начальник 2-го Главного управления Борис Ефремов, заместители наркома Николай Хренков, Василий Шибанов и Михаила Иняшкин, в мае 1941 г. дошла очередь до наркома Ивана Сергеева и члена Совета по оборонной промышленности при СНК СССР Александра Ходякова. Летом 1941г. взяли еще трех ответственных работников Наркомата боеприпасов: Сергея Горина, Даниила Ирлина и Георгия Толстова. В своих показаниях все они под копирку обвиняли друг друга во вредительстве и прочих стандартных для того времени преступлениях. Для экономии времени следователи организовывали перекрестное обвинение: Иняшкин уличает Сергеева, Сергеев уличает Иняшкина. Этот метод применялся широко и считался достаточным основанием для вынесения расстрельных приговоров.
  
   Краткие итоги репрессий в оборонной отрасли: на конец 1939г. в среднем лишь 35-40% директоров заводов имели высшее образование, около половины директоров имели стаж руководящей работы не более 1 года. Неудивительно, что когда к технологической отсталости отрасли добавилось некомпетентное управление, основанное в основном на принципе запугивания подчиненных, выпуск продукции стал стремительно падать. Так, на ГАЗе в 1938г. было выпущено 139 тыс. автомобилей, в 1939г. - 110 тысяч, а в 1940г. - всего 65 тысяч. Всего в автомобильной отрасли за 1937 было произведено 200 тыс. автомобилей, а за 1940 - 145 тысяч. Настоящий кадровый погром в оборонной отрасли государства накануне войны, видимо, не имел аналогов в мировой истории.
  
  Краткие сведения о некоторых специалистах оборонной отрасли мирового уровня, репрессированных в предвоенные годы:
   Беркалов Евгений Александрович (1878 - 1955). В 1895 г. окончил Кадетский корпус, в 1905 г. - Артиллерийскую академию. В 1905-1910 гг. - член Комиссии морских артиллерийских опытов, в 1910-1915 гг. помощник председателя Комиссии. В июле 1915 г. назначен первым помощником начальника артиллерийского отдела ГУК и, фактически, возглавил техническую политику Морского министерства в отношении разработки новых образцов артиллерийского вооружения для флота. Занимался тяжелой морской артиллерии и сыграл выдающуюся роль в разработке наступательных и оборонительных характеристик проекта линкора 1914 г. с 16" артиллерией. С января 1918 г. - начальник Главного морского полигона и Комиссии морских артиллерийских опытов. С 1926 г. - начальник Научно-испытательного артполигона РККА и председатель Опытовой арткомиссии полигона. В предвоенное время был арестован и несколько лет провел в одном из тюремных КБ НКВД. С июня 1950 г. - заместитель начальника Артиллерийского научно-исследовательского института (АМИИ). Автор ряда научных трудов по артиллерии, имеющих мировое значение.
  
   Лангемак Георгий Эрихович (1898-1938)конструктор реактивных систем Г.Лангемак []
  
   Отец - немец, мать - швейцарка. Окончил Елизаветградскую гимназию и в 1916 году поступил в Петроградский университет. В октябре 1916 года был призван в армию, в 1917 закончил школу Прапорщиков по первому разряду; служил в Российской, а затем в Красной Армии. В 1928 году Георгий Лангемак окончил Военно-техническую академию и был направлен в Газодинамическую лабораторию, где занимался разработкой реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. В январе 1934 Г. Э. Лангемак назначается на должность заместителя директора по научной части (главного инженера) Реактивного НИИ НКТП (с 1937 НИИ номер 3 НКОП). За время работы в институте Георгий Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132, впоследствии ставших основой реактивного миномета 'Катюша'. В этот период Г. Э. Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности их использования в космонавтике. Сам термин 'космонавтика' ввёл именно Г. Э. Лангемак. 2 ноября 1937 Г. Э. Лангемак был арестован (ордер номер А 810) органами НКВД г. Москвы. Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса. За 'вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение' и участие в 'антисоветской террористической организации', преступлениях предусмотренных ст. ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР Георгий Эрихович Лангемак был приговорён к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В день суда приговор был приведён в исполнение. Реабилитирован в 1955г. Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 21 июня 1991 Г. Э. Лангемаку посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
  
   Владимир Иванович Бекаури (1882-1938) родился в грузинском селе в 90 километрах от Тбилиси. В 1905 году закончил Михайловское техническое железнодорожное училище в Тифлисе. С 1907 года жил в Санкт-Петербурге, занимался конструированием и изготовлением металлических сейфов. Автор нескольких изобретений в области телеграфии и железнодорожного транспорта. В конце 1920 года В. И. Бекаури вместе с академиком В. Н. Ипатьевым организовали Экспериментальную мастерскую по новейшим изобретениям (ЭксМАНИ) при Государственном научно-техническом институте. Когда в 1921 году по указанию правительства было организовано Особое техническое бюро при ВСНХ РСФСР (Остехбюро), Бекаури был назначен его начальником. Под его руководством Остехбюро стало крупнейшим центром по разработке технических направлений, имевших важное оборонное значение. Он курировал и лично участвовал в различных проектах бюро: минно-торпедное оружие, миниподлодки, системы теле- и радиоуправления, и т. д. В 1937 году арестован и 8 февраля 1938 года расстрелян по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Определением Верховного Суда СССР от 9 июня 1956 года реабилитирован.
  
   Глушко Валентин Петрович (1908-1989) - крупнейший советский специалист в области ракетостроения. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-1929) работал в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929 сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе, продолжившие работу в Реактивном научно-исследовательском институте (НИИ No 3 НКОП) (1934-1938), впоследствии реорганизованное в ОКБ-СД (1941), именуемое затем ОКБ-456 ныне НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко. 23.03.1938 был арестован органами НКВД на основании на основании актов технической экспертизы, проведенной в институте по заданию НКВД, а также доносов А.Г. Костикова, Юкова, Панькина, М.К. Тихонравова, Л.С. Душкина и др. информации, располагаемой органами НКВД о вредительской деятельности В.П. Глушко в ракетной технике (следственное дело Центрального архива ФСБ No Р18935 (18102). 28.03.1938 подписано Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения по ст. 58-7-II, и содержания его под стражей. 15.08.1939 Особое Совещание при Наркоме НКВД приговорило его к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Работал в тюремном КБ НКВД, где вместе с С.П.Королевым создал семейство вспомогательных авиационных ЖРД. Освобожден 02.08.1944 и направлен в Германию с целью ознакомления с трофейной немецкой ракетной техникой.
   30.05.1956 постановление Особого Совещание при НКВД СССР было отменено и дело за отсутствием состава преступления прекращено, В.П.Глушко был полностью реабилитирован.
   В 1974-1989гг. - генеральный конструктор НПО "Энергия". Дважды Герой Социалистического труда.
  
  
  Источники информации:
   Зефиров М.В.,Дегтев Д.М., 'Все для фронта', АСТ-Москва, 2009г.
   Мозохин О., 'ВЧК - ОГПУ. На защите экономической безопасности государства и в борьбе с терроризмом', М., 2004г.
   Кербер Л.Л. 'Туполевская шарага' http://www.urantia-s.com/library/kerber-tupolevskaya_sharaga
   'РОССИЯ, ХХ ВЕК. ДОКУМЕНТЫ. ЛУБЯНКА. СТАЛИН И ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ НКВД в 1937-1938.' Составители: В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. МОСКВА, 2004.
   Бондаревский С., "Так было" http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Bondarevsky/0.htm
   Соболев Д.А. 'Репрессии в советской авиапромышленности' http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm#doc2
   Матвейчук А.А., "На пике Большого террора"
   http://matveychyk-aa.info/index/na_pike_quot_bolshogo_terrora_quot/0-112

Оценка: 4.92*11  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2017