Глава 9. Март 1985 года. Пакистан. Северо-западная пограничная провинция.
Край пуштунов -- Северо-западную пограничную провинцию -- в Пакистане обычно называют коротко "сархад" -- "граница". На карте территория племен выглядит узкой, извилистой полоской, протянувшейся вдоль западной границы Пакистана. Она не входит в состав Северо-западной пограничной провинции, а подчинена непосредственно столице -- Исламабаду. Пуштуны сохранили родоплеменную структуру и делятся на племена, распадающиеся в свою очередь, на родовые группы. Главная транспортная артерия, пересекающая полосу племен, ведет через знаменитый Хайберский проход и связывает Пешавар с афганским пограничным селением Торхам.
Знаменит Хайберский перевал. В свое время здесь проходили войска Александра Македонского, спешили конники Великих Моголов, тянулись в обе стороны купеческие караваны, груженные шелковыми тканями, рисом, ремесленными изделиями. С обеих сторон дорогу окружают мощные гранитные утесы или обвалы с кружевами водопадов. Вдоль дороги впаяны в гранит медные плиты с именами английских офицеров и солдат, а то и целиком наименования частей, нашедших смерть от пуль воинственных пуштунов, не пожелавших покориться чужеземному господству и не раз устраивавшим засады британским карательным отрядам.
А древнейший город Пешавар несколько столетий играл роль перекрестка торговых путей, связывающих Европу с Азией. Пешавар возник как крепость, контролирующая подходы к Хайберскому перевалу. Много веков его называли "воротами в Индию", и каждый из правителей считал своим долгом держать их закрытыми под надежным замком.
Железнодорожная ветка делит город на старый и новый город. Новая часть -- район особняков, где можно увидеть уголки старой Англии, улицы, закрытые зеленью чинар, кипарисов и высоких тополей. Из-за оград от тяжести свешиваются ветви с оранжевыми мандаринами и апельсинами, виноградные лозы.
Старому городу -- более тысячи лет. Это лабиринт глинобитных дувалов и мечетей, обступивших древний форт Бала Хиссар, возвысившийся в центре города и охранявший в прошлые времена путь через перевал Хайбер. Теснятся каменные и глинобитные караван-сараи с загонами для лошадей и верблюдов, манят прохладой глубокие каменные колодцы. Когда-то здесь останавливались купеческие караваны, приходившие из Самарканда, Бухары, Кашгара, Герата, Астрахани...
Велик пешаварский рынок Киса Хвани, что в буквальном переводе обозначает "улица сказочников". Знамениты пешеварские умельцы изготовлением оружия, которое делают в обыкновенных мастерских, напоминающих слесарни. В них вам покажут образцы продукции -- целую коллекцию ружей с резными ореховыми прикладами, карабинов и пистолетов. Больше всего удивляет умение сделать настолько точную копию любого пистолета, что если у оригинала чуть сбита одна из цифр номера, то такой она будет и на изготовленном здесь "вальтере" или "парабеллуме".
Район Хайберского перевала -- исконно пуштунские земли. Пуштуны -- кочевники, которые живут за счет отгонного скотоводства. Зимой они отгоняют скот на южные пастбища, где тепло, где влага. Весной же эти бессчетные стада овец и верблюдов медленно движутся на север -- на выпасы, находящиеся в Афганистане, и это является гарантом существования племен, гарантом процветания их экономики. И тот, кто пытается блокировать границу жестко, не согласовав вопрос с пуштунами, наживает себе в их лице непримиримого врага. А никто не хочет иметь врагом пуштуна -- почти все жители лихие наездники и меткие стрелки, а выйти за пределы деревни без карабина или винтовки считается просто неприличным. Непременный атрибут более или менее состоятельного пуштуна -- винтовка или пистолет, патронташ. Двенадцатилетние ребятишки без промаха бьют на звук или вспышку света.
Только эти глупые шурави, к которым раньше все относились с уважением, войдя в Афганистан с оружием в руках, попытались блокировать границу с Пакистаном. Целые роты снайперов русских войск занимали господствующие позиции по границе в зоне свободных племен и пытались силой оружия остановить миграцию племен. Чем и дискредитировали себя в глазах многих пуштунов, и нажили в их лице себе опытных воинственных врагов. Много гробов ушло отсюда в Россию.... И, тем не менее, война не нужна никому!
Привилегий свободных племен на свободное передвижение через границу и на свободное ношение оружия никто не смог лишить, а вот после непродуманных действий шурави приют среди пуштунов нашло много отребья, которое под видом беженцев уходило из Афганистана и осело в многочисленных лагерях в зоне свободных племен. Как не оказать помощь гостю, который, тем более, тоже пострадал от действий шурави? Который с тобой одной крови, религии, одного языка? Каждый пуштун пойдет на любые затраты, лишь бы выполнить долг гостеприимства. Гостю предоставляется самое почетное место за столом, самая лучшая пища, которую в состоянии приготовить хозяин дома. Которым даже правительство Пакистана на американские доллары открыто оказывает помощь в борьбе с неверными. Многие горцы, потеснившись, приютили у себя этих самых "беженцев", делились с ними пищей и одеждой. Не сразу поняли, какую змею пригрели. Поняли, когда банды, распоясавшись, стали терроризировать местное население, заниматься обыкновенным разбоем.
Вождь африди Вали Хан Кукихейль с одобрения старейшин и племенных авторитетов для защиты жизненных интересов племени, а проще сказать -- жилищ, полей, пастбищ, создал лашкар*1) численностью до 10 тысяч человек. И как метлой вымел всех подонков! Что в свою очередь не понравилось кое-кому в Пешаваре, который давно стал центром антиафганской борьбы.
К вождю в Джамруд приехал заместитель верховного комиссара по делам афганских беженцев в Пакистане, толстомордый розовощекий пакистанец, который под видом оказания помощи беженцам курировал учебно-тренировочные лагеря афганских моджахедов и распределение поступающей им военной помощи из-за границы.
-- Или ты вместе со своим лашкаром складываешь оружие, или мы уничтожим твой дом, -- закончил он свой разговор с Вали Ханом.
Наглец! Никто так не смеет разговаривать с пуштуном, тем более в его доме! Вождь скрипнул зубами, но законы гостеприимства не позволили ему ответить тем же, и он просто указал непрошеному гостю на выход...
Пакистанские воинские части пришли на следующий день, благо от Пешавара до Джамруда всего пятнадцать километров. Никто не верил, что они посмеют напасть, но ошиблись.... Дом Вали Хана обстреливали из пушек в течение 45 минут, после чего толстые, сложенные из камня стены сдались и рухнули. Но за это время вождь с семьей успел уйти, а вместе с ним из Джамруда ушли все мужчины.
Империалисты ответят за все свои прегрешения! За то, что раскололи пуштунский народ на два лагеря, за то, что разжигают войну в братской Афганской стране, за то, что несут свой неверный образ жизни на исламскую землю! Кому, какое дело, что между разными пуштунскими племенами и даже кланами внутри племен редко наступают мир и единство. Пусть истоки разногласий восходят к колониальной политике англичан, хотя и изгнанных из наших священных мест, но которые успели так поделить в свое время зону племен, что до сих пор не утихают споры по поводу владения лесными угодьями, караванными тропами, полями и пастбищами.
В конце концов, пуштунам плевать и на русских и на американцев! Они готовы воевать с любым, кто мешает им жить. Жить так, как жили их предки, живут они, и как будут жить их потомки.
Если пакистанцы рассчитывали напугать пуштунов и сломить их дух, то они ошиблись -- никто и никогда не мог навязать им свою волю! И пакистанцы получили то, что заслуживали -- войну на Хайберском перевале, который каждый воин африди знал, как свои пять пальцев.
Племя африди не было таким могущественным и многочисленным, как племена дуррани или гильзаев, но зато племя африди жило в зоне Хайберского перевала и контролировало участок этого важного в стратегическом отношении места.
Джирга*2) -- "племенной парламент", в сентябре прошлого года решила взять на себя контроль за границей с Афганистаном и не пропускать через пуштунские земли караваны с оружием и наемников для диверсий на территории братского Афганистана. Никто не смеет противиться решениям джирги. Но многие под предлогом джихада*3) ослушались. Хотя, какой может быть джихад за американские доллары, рекой текущими в карманы тех, кто ведет войну против Афганистана? Продажные собаки!
И вот теперь в подсобном помещении одной из пешаварских лавок был брошен крепко связанный пленник. Сафир лежал на пыльном холодном полу темной комнаты, и от собственного бессилия ему хотелось выть. Сафира привезли глубокой ночью из Джамруда, заткнув рот кляпом и закутав от чужих глаз в толстый ковер из верблюжьей шерсти. Его, пуштуна*4) из племени африди, взяли как паршивого, неопытного малиша*5)! Эти предатели, продавшие свой народ и за валюту готовые лизать зад любому, еще поплатятся за свои действия. Аллах велик, все видит и воздаст по заслугам этим неверным!
Шакалы! Они заплатят за все! После нападения пакистанских войск на их племя Сафир ушел из Джамруда вместе с вождем и уже следующей ночью лично обагрил лезвие своего ножа в крови пяти малишей, которые безмятежно спали на горной заставе. Он с двумя своими соплеменниками змеями проскользнули между камней, не потревожив и песчинки, сняли безмятежно дремавшего часового и сделали свое кровавое дело. Мстя за разрушенные дома, которые возводили еще их прадеды. Дома, которые в своих стенах хранили историю их племени и рода....
Вчера вождь племени отправил Сафира в Джамруд на разведку, чтобы собрать информацию, что творится в их родном городе, но видно за американские доллары можно купить все, в том числе и предателей, потому что не успел Сафир допить свой чай в чайхане родного города, как в нее ввалились малиши и скрутили его.
Глава 10. Февраль 1985 года. Пакистан. Лагерь "Пахчи".
-- Откуда, паря? -- аккуратно приняли Воинова в яме, поддержав, чтобы он не упал, -- Как звать?
-- Димкой, -- попытался он разглядеть своих соседей.
-- А я -- Десант, -- представился невидимый собеседник, -- вон тот, что громко сопит носом -- Летун, то есть летчик бывший. Черкасов. Дальше Прапор. Настоящий. Который за кожаным плащом поехал, а попал сюда. Анисимов. А ты, где ногу потерял? На противопехотке?
-- Бэтэр на фугасе подорвался....
-- А-а, -- понятливо протянул Десант, -- один выжил? Считай, что повезло.... Если б сюда не попал....
-- А где мы?
-- В Пакистане....
-- Как в Пакистане?! -- поразился Димка.
-- Как-как! Обыкновенно. Считай что мы по ту линию фронта. Здесь духи, как у себя дома живут. Пакистанцы им во всем помогают. А мы рабочая сила и подопытные животные в процессе обучения духов перед отправкой их в Афган.... Видел фильмы про концлагеря? Ладно, завтра увидишь.
* * *
Воспоминания о предыдущих днях были для Димки сплошным кошмаром. Не утихающая боль в ноге. Тряска на ишаке по горным потайным тропам, которыми его везли. Постоянные унижения, когда с ним обращались, как с бездомной собакой. Он не понимал, зачем все это. Зачем они спасли ему жизнь? Чтобы издеваться дальше? Почему они не дали умереть ему там, рядом со сгоревшим бэтээром, где погибли его друзья?
Вся его жизнь казалась ему глупой и досадной ошибкой. И вот теперь пакистанский лагерь. В лагере под руководством двух американских инструкторов проходили обучение афганские моджахеды. Одновременно лагерь служил перевалочной базой по доставке в Афганистан оружия и боеприпасов. Все это происходило в открытую, лагерь часто посещали сотрудники полиции и представители местной администрации, которые в упор не видели пленных и то, что здесь происходило.
Пленных было много. Наверное, около полусотни. Больше половины из них были советские солдаты и офицеры, другие были из числа афганских военнослужащих и пуштунов, вставших на сторону народно-демократической власти Афганистана.
Долго в лагере никто не жил. Одним из старожилов оказался Десант, капитан воздушно-десантных войск, попавший в плен, будучи контуженым, где-то под Кандагаром*6). Он обитал в лагере около полугода и держался только благодаря своему врожденному здоровью и оптимизму. Периодически кого-нибудь из пленных уводили по команде американского инструктора в бараки, где с моджахедами проводили занятия. По пыткам. Леденящие душу вопли бередили сознание, чуть не сводя с ума. Оттуда не возвращался никто.
Об этом не говорили. Никто не знал, кто будет следующим. Периодически их привлекали к разгрузке прибывающих машин с оружием, или же, наоборот -- к погрузке и отправке смертоносного груза дальше.
Иногда Димке казалось, что он уже не человек. Грязные, вонючие, обросшие и потерявшие надежду на жизнь, они действительно не были похожи на людей. Они были животными. И обращались с ними тоже соответственно, как с животными. Выливая пищевые отходы им на головы, в их ямы, которые служили им камерами, и они собирали остатки пищи на вонючем земляном полу и ели. Потому что хотели выжить.
Им не давали жить. Но и не позволяли умереть.
Примечания:
*1) Лашкар - вооруженное ополчение
*2) Джирга - совет вождей племен
*3) Джихад - священная борьба с неверными
*4) Пуштуны - одна из наиболее многочисленных народностей, населяющая Афганистан и Пакистан.
*5) Малиш - пакистанский наемник
*6) Кандагар - административный центр одноименной провинции на юге Афганистана
|