ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Военачальники Ссср 1972 - 1992 гг. Главные советские военные советники, специалисты и консультанты в Афганистане и их заместители 1972 - 1992 гг. Генерал-лейтенант Сафронов Петр Павлович

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Генерал-лейтенант Сафронов Петр Павлович - советник Главкома ВВС и Пво ДРА

  Афганская арена. Военачальники СССР 1972 - 1992 гг.
  Главные советские военные советники, специалисты и консультанты
  в Афганистане и их заместители 1972 - 1992 гг.
  
  Генерал-лейтенант
  Сафронов Петр Павлович
  
  Материалы СМИ и публикации
  
   Из публикации: Андрей Сотников. Афганские небеса генерала Сафронова П.П.. Солдаты России, -2, 2002.,с.17-19.
   В декабре 1949 года Сафронов Петр Павлович оканчивает Фрунзенское истребительное авиационное училище (бывшую Одесскую школу пилотов), более пяти лет там же на инструкторской работе, учеба в Военно-воздушной академии и вновь инструкторская работа в 12-м Куйбышевском истребительном училище морской авиации, в Сызранском и Черниговском училищах. В последнем после фронтовых УТ-2, Як-3, Як-11 и первых реактивных МиГ-15БИС осваивает более современные истребители МиГ-17 и МиГ-21. В 1965 году, будучи зам. командира полка по летной подготовке, получает предложение от кадров принять в Приморье новый боевой полк.
   Из 32 выпускников Харьковского авиационного училища и 40 молодых техников в Новороссии сформировал свой первый полк. Через три года все летчики получили 1-й класс. За успехи в боевой подготовке комполка и замполит были награждены орденами Красного Знамени, комэски - Красной Звезды, остальные - медалями За боевые заслуги.
   За первыми успехами следует повышение - должность замкомандира прославленной 303-й истребительной авиационной дивизии, отличившейся в гоќды войны в Корее, и звание генерал-майора. Позже - назначение заместителем командующего Особой Дальневосточной воздушной армией по боевой подготовке в Хабаровск.
   В 1972 году из Генштаба Сафронову следует новое серьезное предложение - отправиться в первую ответственную заграничную командировку в Ирак советником главкома национальных ВВС и ПВО. По личным просьбам министра обороны Ирака Шихаба Маршал Советского Союза А.А.Гречко дважды продлевал ему срок пребывания в Ираке. А по возвращению в Союз он был награжден еще одним орденом - Красной Звезды.
   После Востока Сафронова ждала уже Европа - Венгрия - сначала должность первого заместителя командующего, а затем и командующего 36-й воздушной армией. За высокие показатели в боевой выучке войск и освоение нового истребителя МиГ-23 он удостаивается ордена За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III степени. Венгры наградили командарма своим орденом Красной Звезды. После окончания 3-х месячных курсов при Военной академии Генерального штаба в мае 1979 года Петр Павлович возглавил ВВС Сибирского военного округа.
   Но вскоре начались события в Афганистане. Молодая афганская авиация только вставала на крыло, осваивая современную советскую технику и вооружение. И осенью 1980 года предложение отправиться в ДРА последовало и генерал-лейтенанту авиации П.П. Сафронову.
   "На беседе с начальником ГУКа генералом Шкадовым я согласился без колебаний, - рассказал Петр Павлович. - Уже знал, что там было нелегко не тольќко нашим, но и афганцам. По сути разворачивалась настоящая война. В нашей семье отец на фронте стал инвалидом I группы, старший брат пропахал в пехоте всю Великую Отечественную, а средний - погиб в 43-м на Курской дуге. Мне же по возрасту не довелось повоевать. А тут реальная боевая работа, где может пригодиться все то, что приобрел за долгие годы службы в военной авиации.
   Хозяйство ВВС и ПВО ДРА досталось сложное, но находить взаимопонимание и работать с подсоветным главкомом генералом Назар Мухаммедом было достаточно легко".
   С первого же дня Петру Павловичу довелось участвовать в боевых операциях против "духов". 276 боевых вылетов сделал он в горячем афганском небе! Летал на МиГ-17, МиГ-21, Л-29, Л-39, на разведчиках Ан-30 и транспортниках Ан-26. Поняв, что основная боевая нагрузка в Афгане ложится на вертолетчиков, он переучивается на Ми-8 и Ми-24.
   Главная проблема заключалась в неукомплектованности частей национальными летными кадрами. Фрунзенский учебный центр и Краснодарское авиационное училище были переполнены иностранными слушателями и курсантами и с задачей обеспечения летчиков для ВВС ДРА не справлялись. Особенно тяжелым было положение в истребительной и штурмовой авиации. Учебу же вертолетчиков наладили в Мазари-Шарифе.
   По согласованию с главкомом ВВС главным маршалом авиации Кутаховым и, опираясь на помощь Главного военного советника генерала армии Майороќва и штаба 40-й армии, Сафронов вместо рекомендованной одной авиаэскадрильи формирует целый учебный полк на 80 курсантов - летчиков. О том, чего это стоило, достаточно сказать, что медкомиссию из каждых 400 афганцев едва проходили 5-6 человек. Набирать в пилоты приходилось из авиаќмехаников, мотористов, прибористов... Кроме того, практически заново пришлось отстраивать и аэродром. Уже к марту 1982 года половина новоиспеченных "рыцарей пятого океана" смогла летать самостоятельно и была направлена в боевые части. Оставшихся "возќдушных охотников" выпустили младшими лейтенантами и "посадили" правыми летчиками на вертолеты Ми-8 и транспортные борты Ан-26. Учебный же полк принял новое пополнение из 80 курсантов...
   Одной из памятных операций было участие в 1982 году в десантировании 1200 афганских и советских бойцов в Дарзап Для этого было привлечено 60 вертолетов Ми-8, 10 - Ми-6 и эскадрилья Ми-24. Чтобы принять эту воздушную армаду в ночных условиях на грунтовом аэродроме в Мазари-Шарифе, не оборудованном для обеспечения ночных полетов, вместо ближнего привода Сафронов приказал поставить пожарную машину с мигалкой, а ВПП обозначить горящим керосином, залитым в "цинки" из-под патронов, уложенные в свежевырытые канавы по бокам полосы. Потери в операции тогда составили 2 Ми-24 и 2 Ми-8.
   За год до этого приходилось в Мазари-Шарифе высаживать вертолетный десант и в 600 человек. Его огневое прикрытие осуществляли штурмовики Су-17 и бомбардировщики Су-24 с аэродрома Кокайты из Соќюза. Проведение подобного рода операций давало огромный опыт.
   По результатам первой командировки в Афганистан П.П.Сафронов был награжден двумя орденми Красного Знамеќни - советским и афганским.
   В 1983 г. П.П.Сафронов назначается заместителем начальника Военно-возќдушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского по оперативно-тактической подготовке. В 1984 г. генерал Сафронов вновь попадает в ДРА на месячную стажировку в числе рук. состава военных академий и кафедр для изучения накопленного опыта в ВВС 40-й армии и своевременного внедреня его в учебный процесс
   В июне - ноябре 1987 года - новое, более ответственное назначение в Оперативную группу МО СССР к генералу армии Варенникову заместителем по авиации, где он меняет генерал-полковника авиации И. Мадяева. Работать пришлось в тесном контакте с руководством 40-й армии - с командующими генерал-лейтенантами Дубыниным и Громовым, замом командарма по ВВС генерал-майором Котом, Главным военным советником в ДРА генерал-полковником Востровым... В тот год моджахеды стали особо досаждать советќской и афганской авиации переносными зенитными ракетными комплексами "Стингер" американского производства. Под Кандагаром 24 октября 1987 года пара штурмовиков Су-25, где ведущим был капитан Горохов, а ведомым лейтенант Голубцов, нанесла бомбово-штурмовой удар по позициям "духов". После сброса бомбы на четвертом заходе, на выводе из пикирования машина Петра Голубцова была подбита "Стингером". Завел "грача" на посадку ведущий, сам уйдя на второй круг. Вся обшивка и двигатель были посечены осколками. Только на диске турбины насчитали 13 прожегов. А двигатель работал... За мужество и героизм, проявленные в воздухе, лейтенант П. Голубцов по представлению генерала Сафронова был награжден орденом Красного Знамени.
   По возвращении в Москву в 1988 году генерал-лейтенант авиации Сафронов был награжден орденом Красной Звезды и в этом же году увольняется в отставку. Общей налет ветерана за период многолетней службы составил около 5 тысяч часов, из них около 500 - в Афганистане.
   Но уйдя в отставку, Петр Павлович продолжил работать в стенах академии, ныне Военном авиационном техническом университете на кафедре тактики и оперативного искусства, став доцентом.
   Правда, была еще и четвертая поездка в Афганистан . Но она была мирной - в мае 1990 года в составе делегации ветеранов по приглашению Наджибуллы и Посла СССР Бориса Пастухова на празднование 45-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. То, что П.П. Сафронов увидел уже тогда, поразило его: были разграблены и разрушены многие официальные здания и военные объекты: бывший дворец Амина - штаб 40-й армии, генштаб и здание Минобороны... Сейчас картина еще печальней.
   Богатый служебный опыт, организаторские споќсобности и личное обаяние П.П. Сафронова были по достоинству оценены товарищами по службе и работе. Он возглавил организацию ветеранов - "афганцев".
   Особой же гордостью заслуженного летчика являются двое сыновей - Петр и Павел, выбравших себе нелегкую профессию офицеров. Замужем за военным летчиком дочь Елена.
  
   Из книги: Майоров А.М. Правда об Афганской войне. Свидетельства Главного военного советника. - М.: Права человека, 1996.- 288 с.
  
   Генерал-лейтенант авиации Сафронов Петр Павлович - старший военный советник при главкоќме ВВС и ПВО ВС ДРА (и мой заместитель по авиации) - прибыл в Афганистан из Сибирского военного округа с должности командующего ВВС округа.
   Выше среднего роста, крепыш, русый, с густой, но мало заметной сединой, он казался медлительным в движениях и разговоре с собеседником. Но боевые решения он принимал быстро, точно и расчетливо. Его я ценил как профессионала высокою трудолюбия и скромности. Благодаря его требовательности удавалось поддерживать постоянную боевую готовность афганской боевой и транспортной авиации, боевых и транспортных вертолетов на уровне 70-80 процентов (!). И это - в армии государства, не имеющего своей авиационной промышленности, где техническая культура "соколов неба" низкая, а отношение к эксплуатируемой ими боевой технике - варварское: слетал, отбомбил, сел, а там - как Аллах распорядится...
   Как же удавалось Сафронову поддерживать столь значительную часть авиации и вертолетов в постоянной боеќвой готовности? С помощью Центра он создал и развернул три (!) ремонтно-восстановительных завода на аэродроме Баграм, близ Кабула: один - по обслуживанию и восстановлению (текущий и средний ремонт) истребитеќлей и истребителей-бомбардировщиков; другой - для боеќвых и транспортных вертолетов; а третий - для восстановления и ремонта наземной техники.
   Одновременно на аэродромах Кандагар, Герат, Кундуз, Мазари-Шариф, Джелалабад развернул филиалы этих заводов, выделив туда необходимое количество ремонтниќков и прочей технической обслуги. Вот так и "ковал" победу в небе Афганистана генерал-лейтенант авиации Советской Армии Сафронов П. П.
  
   Из электронной книги: Аблазов В.И. Афганская арена. Записки военного советника 1980 - 1981 гг.. www.artofwar.ru 2010 г.
  
   29.11.1980. Сегодня Главный военный советник генерал армии Майоров А.М. вручил погоны полковника советнику начальника войск связи и РТО ВВС и ПВО Герасименко В.Д., официальное поздравление по этому поводу и сказал: "Сейчас в Афганистане труднее получить полковника, чем кое-что другое, сокращающее жизнь". Валентин сказал, что нам придется лететь в Мазари-Шариф с группой Главкома ВВС и ПВО, а генерал Корсун В.С. уточнил, что личные вещи надо брать с расчетом на неделю. Вылетели через полтора часа, еле-еле успел проглотить консервы и запить их чаем. Группу возглавлял новый советник Главкома ВВС и ПВО генерал-лейтенант Сафронов Петр Павлович. Летели на самолете Ан-26, вел машину советник командира транспортного авиаполка Валера Петров. Сафронов П.П. еще никого из своих подчиненных не знает, официально ему никого не представили, каждого спрашивает: "А вы, кто?". Прилетели и здесь же, у самолетов, обсудили создавшееся положение и возможности отражения нападения на город и аэродром, которое по данным разведки намечено на 23.00 1 декабря 1980 г.
  
  
   10.01.1981. В штаб ВВС и ПВО позвонил советник командира 1-го АК генерал Бровченко В.Ф. и спрашивал, готов ли я к отправке в Джелалабад в качестве руководителя ГБУ. Я доложил о своей готовности, но сказал, что советник Главкома ВВС и ПВО генерал Сафронов П.П. мне задачу еще не поставил. Через несколько минут до меня довели решение Сафронова П.П.: с 12 января 1981 года Группе боевого управления авиацией (Аблазов В.И., Громов А.Н.) приступить к работе в составе Оперативной группы штаба 1-го АК в Джелалабаде. У генерала Сафронова П.П. хорошее настроение. Генерал Малахов Н.В. грозно шутит. Я только к 0.30 подготовил доклад о работе авиации за сутки и мгновенно выключился.
  
   11.01.1981. Проснулся от стука в дверь в 6.40, а уже в 7.00 прибыл генерал Сафронов П.П. Он ознакомился с докладом, отругал за нечеткое написание названий населенных пунктов. Сменился я с дежурства быстро, без задержек, и сразу пошел в Училище ВВС и ПВО. Тороплюсь, т.к. завтра, возможно, придется улететь в Джелалабад, поэтому надо надавать заданий всем на неделю вперед по контролю кафедр, по планированию.
  
   06.02.1981. В Джелалабад пришло распоряжение из Кабула сворачивать работу авиационной группы. Круг задач сузился до одной задачи для одной пары. Мы с афганским полковником Сарваром подошли к генералу Бровченко В.Ф. и окончательно решили вопрос об отлете на базу боевых вертолетов и о своем возвращении в Кабул. Проводив начальников в Асадабад, мы четверкой поднялись и ушли на Кабул.
   В Кабуле нас встретила настоящая зима. Снега очень много, хотя летели мы навстречу зиме всего 45 минут. В Главном штабе ВВС и ПВО только что закончилось совещание. Я доложил советнику Главкома ВВС и ПВО генерал-лейтенанту Сафронову П.П. об окончании работы в провинции Нангархар. Результаты ее, как обычно, никого не интересовали. Раз хорошо, значит - хорошо. Главное - чтобы не было претензий от сухопутчиков, а их нет. Генерал Сафронов П.П. дал общую оценку моей работы командованием ВВС и Сухопутных войск: "Вы работаете хорошо. На Вас поступают персональные запросы из Сухопутных войск. Вас представили к награде. Вы поднимаете авторитет авиации. Так что не волнуйтесь, все нормально".
  
   19.02.1981. В комнате дежурного по штабу ВВС и ПВО утренний гвалт, дежурного и не видно, здесь и пилоты, и улетающие. Из всей суеты дня трудно выделить что-либо главное. Генерал Сафронов П.П. приказал вызвать полковника Улезько В.Д. из Шинданда, генерала Корсуна В.С. из Мазари-Шарифа, а генералу Малахову Н.В. с группой приказал убыть в Баграм сегодня и до 5 марта. Улезько В.Д. прилетел аж зеленый, думал что-то случилось, у него мать болеет, боялся худшего. Но оказалось все хорошо, просто руководителей сбирают в центр. Есть сведения, что в период с 20 по 22 февраля можно ожидать выступлений против существующего режима, а также провокаций в отношении советских граждан. Созданы дежурные силы и они приводятся в повышенную готовность. Вводится дополнительное патрулирование, устанавливаются усиленные посты. Комендантский час остается прежним - с 22.00 до 05.00. Но "Дриш!" (Стой!) постовые начинают кричать раньше - с наступлением темноты.
   Генерал Сафронов П.П. вызвал Балабанова Е.Х. по поводу готовности дежурных сил Училища ВВС и ПВО. Завтра все собираются в штабе к 7.00. На всякий случай.
  
   22.02.1981. Утром к 7.00 прибыл в штаб ВВС и ПВО вместе с нашими генералами. Утро оказалось не очень добрым: в Кандагаре при рулении после посадки потерпел аварию вертолет. У него лопнуло колесо, он решил приподняться, зависнуть и перелететь на стоянку, но при этом перевернулся. Экипаж жив, но вертолет восстановлению не подлежит.
   С генералом Сафроновым П.П. поехали в Министерство обороны. В городе все спокойно. Дежурный доложил, что в Газни в батальоне связи междуусобная возня привела к убийству 4-х офицеров и нескольких солдат, выведена из строя техника связи. Об этом доложили Черемных В.П. В Газни направлена комиссия министра обороны. Сафронов П.П. побывал у Черемных, а потом с Главкомом ВВС и ПВО ДРА генералом Назар Мамадом ходил на доклад к министру обороны.
  
   04.03.1981. В МО ДРА Главный военный советник генерал армии Майоров А.М. вручил ордена Красной звезды группа офицеров, в том числе Мише Ашуркову из Меймене и четверым нашим вертолетчикам во главе с Федоровым, с которыми мы вместе работали в Джелалабаде.
   Генерал Бровченко В.Ф. предупредил, чтобы я готовился на новое дело, вылет 9 марта, именная заявка от 1-го АК на меня пошла. Но теперь впервые генерал Сафронов П.П. ответил отказом, сказав, что больше он меня в боевые действия не пошлет: "Хватит рисковать тебе одному, пусть выделяют кого-нибудь другого. А у тебя и здесь дел невпроворот." Он предложил другую фигуру и спросил мое мнение. Я сказал, что вопрос должен решаться в интересах дела. Бровченко В.Ф. настаивал и сказал, что еще вернется к этому вопросу и будет просить моего начальника: "Пусть кто-нибудь другой попробует делить полтора вертолета на 20 точек".
   Встретил генерала Шкидченко П.И. Отдал ему, наконец, фотографии и слайд, которые сделал на полевом командном пункте. Он очень искренне обрадовался и поблагодарил.
   "К вам претензий не имею"- оценил и завершил мое дежурство в 10.30 генерал Сафронов П.П.
  
   17.03.1981. По просьбе Сафронова П.П. у штаба ВВС и ПВО сфотографировал его, Главкома и все руководство ВВС и ПВО. Эти снимки нужны для Фрунзенского училища, которое готовится отмечать свой юбилей, на который получил разрешение слетать Сафронов П.П. Это училище заканчивали и Сафронов П.П., и Назар Мухаммед, и Мир Гаусуддин, и другие руководители ВВС ДРА. Для печати фотографий я предложил обратиться за помощью к советским авиаторам в АФС разведэскадрильи самолетов Миг-21Р. Фотографии получились удачные.
  
   03.04.1981. Сильный ветер и дождь. Нет никакого желания выходить на улицу. По поручению генерала Сафронова П.П. ко мне зашел переводчик Джума Катахонов. Он напомнил, что завтра я должен заступить на дежурство по Министерству обороны. Если мне здоровье не позволит этого сделать, то вместо меня должен будет пойти мой начальник.
  
   04.04.1981. Дежурство по Министерству обороны. Первая задача дня - собрать всех старших советников со всех гарнизонов на партийный актив. По этому делу идут все вопросы сверху. Организовали. Процесс пошел.
   В вертолетной эскадрилье, приданной советникам, какие-то внутренние распри. Генерал Сафронов П.П. вызвал на разбор вертолетчиков из Баграма. Но его самого срочно вызвали на совещание к Главному военному советнику. Прибыло из Баграма 5 человек. Мне пришлось побеседовать с ними. Внутри подразделения одних настраивают на других, много взаимных претензий, расшатывается и падает дисциплина. Все едины только в одном и все чаще приходят к одному выводу - надо возвращаться домой. Генерал Сафронов П.П., к сожалению, сегодня так и не смог их выслушать. Он выскочил на перерыв совещания, сказал слова напутствия и ушел, пообещав разобраться в проблемах коллектива в ближайшее время.
  
   06.04.1981. Партактив "Об итогах работы ХХVI съезда КПССС и задачах, вытекающих из доклада и решений съезда" проводился в Посольстве.
   Из выступления Сафронова П.П., советника Главкома ВВС и ПВО ДРА, генерал-лейтенанта: В боевых действиях успешно принимают участие все авиаполки ВВС ДРА - 355 ап, 366 ап, 373 тап, 393 уап, 377 вп и др. За зимний период было выполнено 11 000 боевых вылетов. ИАС действует, как на фронте: из 22 поврежденных вертолетов введено в строй 19.
  
   07.04.1981. С 14.30 строевая подготовка курсантов авиационного училища на полосе аэродрома. Новичков тренируют отдельно. Две роты ходят слаженно и достаточно подготовлены для парада. Но что-то сегодня ни ноги, ни энтузиазма нет. Выяснил, что у курсантов есть претензии по питанию, плохо кормят. Начальник Училища ВВС и ПВО ДРА Джурабек и его советник ушли выяснять и регулировать это дело. Мы один разок пропустили коробки и решили свернуться. Но в это время подошел советник Главкома генерал Сафронов П.П. и мы быстро организовали для него двукратное показательное прохождение. Сафронову П.П. сначала не понравилось, что третья коробка тренируется отдельно, потом не понравилось то, что ее собрали и пустили вместе с остальными. В итоге он дал высокую оценку: "Неплохо ... для 1360-го года", и предложил первым номерам шеренг надеть нарукавные повязки.
   Назавтра мне поручили возглавить утреннюю репетицию на площади.
  
   13.04.1981. У культурного центра СССР в Кабуле какая-то "Тойота" поравнялась с Волгой и из нее в упор расстреляли сотрудников ХАДа, которые ехали в Волге. Потом "Тойота" догнала, поровнялась, а затем и обошла машину, в которой ехали генерал Сафронов П.П. и полковник Сальников Н.Я., и скрылась.
  
   15.04.1981. Дежурство по штабу ВВС и ПВО ДРА. У генерала Сафронова П.П. день рождения. При докладе о приеме дежурства поздравил его. Настроение у него целый день хорошее. Главная задача дня - это обеспечение перевозок, связанных с подготовкой к поездке 19.04.1981 г. в Джелалабад Бабрака Кармаля и Главного военного советника генерала армии Майорова А.М. По этому вопросу меня в конце дня вызвал генерал Черемных В.П. и дал план этой работы. Надо перебросить в Джелалабад людей и машины.
  
   03.05.1981. Заступил дежурить по Минобороны. Генералы Майоров А.М. и Сафронов П.П. летали в Кандагар. Все вопросы крутились вокруг этого события. А когда они вернулись и успешно сели, то все вопросы исчезли, как и все нависавшие начальники. Организовали 2 авиаудара самолетами из Баграма по реализации разведдонесения. Назавтра также спланированы 2 удара. Сведений о бандформированиях и необходимости ударов по ним поступает все больше и больше.
  
   04.05.1981. Сменился поздно, около 10.15. Хотел связаться с Москвой, заказал "Рубин", потом "Завет", а там запросил 3 65. Но долго-долго не давали "Рубин", а потом пришел генерал Сафронов П.П., занял свое место рядом с телефоном и пришлось отказаться от хорошей идеи поговорить с москвичами. Генерал Сафронов П.П. перед сменой спросил, получил ли я очередное звание и когда меня представили к награде. Я ответил, что ни того, ни другого пока не имею. Он с удивлением посмотрел на меня, уточнил, сколько я здесь служу и весь его вид говорил о том, что он готов исправить эту несправедливость.
  
   11.05.1981. На аэродроме мы обеспечиваем выставку боевой техники. Туда должны прибыть высшие должностные лица государства и их советники. Генерал Сафронов П.П. приказал установить прямую связь с дежурным по штабу ВВС и ПВО. Начали работать, но появились то одна неисправность, то другая. Бабрак Кармаль, Султан Али Кештманд, Анахета Ротебзад, Мухаммед Рафи и другие члены правительства активно общались с авиационными советниками Сафроновым П.П., Корсуном В.С., Малаховым Н.В., Улезько В.Д. и другими и знакомились с объектами боевой техники, которые находятся в их распоряжении для борьбы с контрреволюцией. А рядом была выставлена экспозиция трофейной техники - стрелковое оружие. Самые крупные стволы здесь - это миномет и пулемет ДШК. Посол Табеев Ф.А. обратил внимание на вражеский миномет. Бабрак Кармаль все экспонаты рассматривал внимательно и с интересом выслушивал пояснения своих офицеров и советников. Главный военный советник Майоров А.М. и другие советники Минобороны старались держаться в тени. Бабрак Кармаль забрался в кабину истребителя Миг-21бис, поприветствовал летчика, который стоял около самолета в высотном снаряжении, ознакомился с рабочими местами летчиков и штурмана самолета Ан-26, прошел по его грузовой кабине, не оставил без внимания и другие самолеты. Интересно выглядит личная охрана Бабрака - офицеры в афганской форме с русскими лицами и русским языком.
  
   16.05.1981. Дежурство по Минобороны несколько облегчено. Генерал Черемных В.С. на докладе плана летних операций в Москве. К вечеру он позвонил и сообщил, что Огарков Н.В. план утвердил и завтра, в воскресенье, они пойдут на доклад к Министру обороны СССР.
   Вчера на горной площадке на высоте 3100 м в районе Газни перевернулся при посадке вертолет Ми-8. Экипаж жив, вертолет восстановлению не подлежит. Сафронов П.П. ругался страшно на безграмотность авиационного представителя в штабе 2-го армейского корпуса: на такой высоте Ми-8 не могут садиться по - вертолетному, а для посадки по - самолетному площадка была мала. Такие задачи могут решать только советские вертолеты Ми-8МТ с более мощными двигателями.
   Звонил из Джелалабада советник зоны Восток Онищенко. Он просил через "Помпу" (КП ВВС СА) помочь добыть для прикрытия афганских войск советские вертолеты. Сафронов П.П. отказался: пусть планируют свои боевые действия исходя из собственных возможностей, никакой экстренной необходимости нет. Я передал привет Бровченко В.Ф. и Халилю. На этот раз им авиации не дали, поэтому они меня с собой и не взяли.
   Сафронову П.П. рассказал о своей коллекции гильз. Ему идея понравилась. Наконец-то, нашел родственную душу, человека которому они интересны и нужны. Есть кому оставить наследство.
  
   20.05.1981. Генерал Сафронов П.П. провел совещание по содержанию двух директив Министра обороны СССР.
   Министр и высшее руководство СССР выражают озабоченность положением дел в ДРА. А руководство ДРА, мягко говоря, потворствует развалу армии, срывает проведение мобилизации. довел до советников задачи, поставленные в этих директивах МО СССР.
   Министр обороны Устинов Д.Ф. приказал обратить внимание на призыв в армию. Афганская армия разваливается. Руководители на самом высоком уровне не заинтересованы в создании своей крепкой армии, ставят нас под удар, обвиняют советников, технику и т.д. Мы должны не дать им себя перехитрить. Не заискивать, а требовать от подсоветных. Не бойтесь их жалоб. Характеристики вам будет давать советское руководство, а не они.
   В связи с этим необходимо силами советников:
   проверить в мае - июне 1981 г. боеготовность, укомплектованность и т.д. ВС ДРА (планы приведения в боевую готовность, планы командирской подготовки и т.д.);
   продолжать призыв в армию, в том числе и принудительный;
   улучшить работу с молодым пополнением;
   улучшить партийно политическую работу (ППР) в войсках ДРА;
   улучшить эксплуатацию боевой техники;
   ответственность за все, перечисленное выше, возлагается на советников.
   К началу летней кампании завершить формирование в Афганистане группировок СА, ВС ДРА, Погранвойск ДРА. Продолжать разгром противника. Обеспечить разведку и авиационное прикрытие.
   Кроме того, генерал Сафронов П.П. поставил задачи рассмотреть возможности подготовки в Училище ВВС и ПВО курсантов по специальности "техник самолета Ан-26", а также вариант разделения училища на два - Училище ВВС и Училище ПВО.
  
   28.05.1981. В Минобороны высокие гости, высокая комиссия: маршал Соколов С.Л., генералы Огарков Н.В., Модяев И.Ф. и другие, в том числе зам. министра Внутренних дел. Сегодня одна группа во главе с Соколовым С.Л. улетела в Кандагар, Модяев И.Ф. и Сафронов П.П. - в Шинданд. Надо для Генштаба определить момент их возвращения.
  
   06.06.1981. Получил из рук генерала армии Майорова А.М. погоны полковника. Вечером начали процесс вхождения в новое звание. Поэтому с утра состояние обычное послепраздничное: хоть и не пил ни капли, а голова болит и спать хочется. Но надо заступать на дежурство по Минобороны. Представился генералу Сафронову П.П. в связи с присвоением очередного воинского звания и спросил разрешения организовать "представление" для офицеров штаба. Он не стал возражать.
  
   08.06.1981. К автобусу при прибытии на службу подошел дежурный переводчик и сказал, что меня вызывает советник начальника тыла ВВС и ПВО Макаров Ким Кириллович. Выяснилось, что Сафронов П.П. поручил ему помочь мне в обеспечении "встречи друзей" в четверг. Основная проблема - это добыть хорошего "горючего" для сообщества. Оказалось, что есть возможность официально заполучить его в посольстве. Надо написать мотивированную заявку, которую должны подписать наши генералы. Их подпись для начальника УРСа Кириллова достаточно авторитетна. Прошу скромно - ящик. Генерал Корсун В.С. долго ворчал, но я его уговорил и он подписал со словами: "Это тебе за хорошую службу."
  
   09.06.1981. В штабе ВВС и ПВО никого нет, все улетели в Баграм. Там совершена диверсия - взорван афганский склад авиационных боеприпасов. Боеприпасы на складе начали взрываться около 5.00. Об этом без промедления доложили генералу Сафронову П.П. Сначала во все стороны начали разлетаться НУРСы, а потом стали рваться бомбы и снаряды. Болванки беспорядочно полетели на аэродром.
   В 6.30 туда, в Баграм, срочно, на единственном подготовленном к экстренному вылету боевом вертолете вылетели советник командира вертолетного полка майор Абрамов Слава в качестве командира экипажа, советник Главкома ВВС и ПВО генерал-лейтенант Сафронов П.П. в качестве штурмана-оператора, полковники Герасименко В.Д. и Макаров К.К. в десантном отсеке. Склад продолжал рваться еще до полудня. Не ожидая завершения "Баграмского фейерверка", я, боясь утратить возможность получить из посольства бесценный живительный эликсир для будущей компании, подлетел в Баграм к Сафронову П.П. за второй необходимой подписью. Нашел нашу группу и своего командира на КДП и понял, что прилетел со своей просьбой не ко времени. По хорошо знакомым лицам было видно, что им здесь прилично досталось. Генерал Сафронов П.П. увидев меня, спросил: "Что там у тебя?" Я молча протянул заявку. Прочитав ее, он устало улыбнулся и подписал со словами: "Это нужное дело." На обратный путь, получив разрешение на КДП, я воспользовался оказией - парой советских транспортных вертолетов, вылетавших по вызову на трассу Баграм-Кабул.
   На аэродроме обстановка постепенно стабилизировалась. Все реже стали стартовать НУРсы и падать болванки снарядов. На КДП генерал Сафронов П.П. заслушал доклады советников и афганских командиров, осмотрел опустевшую стоянку транспортной эскадрильи и поврежденные осколками летательные аппараты афганских авиаполков.
   Наша транспортная эскадрилья самолетов Ан-12 оказалась в опасной зоне. Надо было или ждать и надеяться на счастливый случай, или срочно уводить самолеты из-под разрывов. Из соображений безопасности советские командиры - авиаторы запретили всякие вылеты, т.к. в зону поражения попала и взлетная полоса. Но командир транспортной эскадрильи Лопатин принял решение перелететь на Кабул и отдал приказ на рискованный взлет. Зам. командующего ВВС 40-й Армии страшно ругался и кричал: "Посажу!" Но транспортные самолеты продолжали взлетать с 20-ти секундным интервалом. В итоге Лопатин вывел все свои самолеты из опасной зоны и посадил их в Кабуле без повреждений. Генерал Сафронов П.П. успокоил Лопатина, что никто его не посадит, потому что его решение было правильным и начальник у него не зам. командующего ВВС 40-й Армии, а он сам, советник главкома ВВС и ПВО ДРА, к которому прикомандирована эта эскадрилья.
  
   10.06.1981. Дежурный переводчик Наджапов передал мне: "Вас просили подъехать в посольство и забрать 20 пачек бумаги." Мне понятно, что это за "бумага". Заявка наша через много-много посредников все-таки дошла по назначению и целый ящик зелья в посольстве нам выдали.
   Вечером мы с Валентином зашли старый микрорайон и передали приглашения на наш праздник Деревянко Ю.Д., Сафронову П.П., Малиновскому Ю.Н., Бровченко В.Ф.
  
   11.06.1981. Советник Главкома ВВС и ПВО генерал Сафронов П.П. провел совещание по подведению итогов. Он обратил внимание на то, что указания старших начальников выполняются нечетко. Продолжают гнать колонны без надлежащего обеспечения. В Мазари-Шариф не чувствуется вообще, что там есть советники. По афганским кадрам - не должно быть ни одного назначения без нашего согласия. Военная обстановка обостряется, потери растут. Только за прошлую неделю 3 советника ранено, 1 переводчик убит. Ведутся активные боевые действия. Большое количество советников попало под влияние бездельников подсоветных. 27 мая 1981 г. в Афганистане вышел закон на основании которого можно разжаловать и осуждать бездельников и военных преступников. Главный военный советник подчеркивает, что обстановку надо предвидеть, хотя бы на месяц вперед, событиями управлять. С 16 по 19 июня советникам необходимо быть в войсках. Колонн без особого разрешения не отправлять.
   Праздник по поводу присвоения звания чуть-чуть не сорвался. Планировался разлет по гарнизонам основных действующих лиц. Но, к счастью, никто никуда не полетел и все собрались вовремя. Первым пришел представитель ГИУ ГКЭС Шкенев Виктор Алексеевич из Посольства. Петр Павлович никого раньше времени не отпустил, хотя все закруглили свои дела досрочно. В 18.30, как и было анонсировано в приглашении, подняли 1-й тост. Не смогли подъехать только Бровченко В.Ф и Малиновский Ю.Н. Вести вечер взялся сам Петр Павлович. Каждому была дана возможность высказаться. В 21.30 все дружно поднялись из-за не опустевшего стола, чтобы проводить Петра Павловича, и вышли на улицу. Потом ребята говорили, что Петр Павлович впервые так долго задержался за столом, видимо, из уважения к виновнику торжества. Застольные запасы еще далеко не заканчивались, но генерал Малахов Н.В. запретил кому-либо возвращаться в дом для продолжения праздника. По его мнению, все уже были "достаточно хороши" и продолжение могло стать лишним и испортить торжество. Но мы объявили назавтра день открытых дверей ... .
   25.06.1981. При прикрытии колонны в районе Бараки в экипаже советника командира вертолетного полка Абрамова в первой кабине вертолета Ми-25 смертельно ранили штурмана-оператора. На этот вылет на месте оператора был запланирован генерал Сафронов П.П. Но его срочно вызвали на совещание к Главному военному советнику и заменили афганцем. Погиб Абдул Кадыр из Лагмана, а Сафронова П.П. ангел-хранитель спас.
  
   01.07.1981. Меня в этом месяце трижды запланировали в наряд на дежурство по Минобороны 1,10 и 24 июля, хотя я говорил генералу Малахову Н.В. о том, что 8 июля мне прибывает замена. Сегодня отрабатываю первую позицию этого графика. Генерал Сафронов П.П. улетел с маршалом Кутаховым П.С. В 16.20 прилетел генерал армии Майоров А.М. Все вопросы вокруг этих полетов.
  
   04.07.1981. Улетел маршал Кутахов П.С. Они так и не встретились с генералом армии Майоровым А.М.. Не могли решить, кто из них главней и кто к кому должен прибыть. Кутахов П.С. все вопросы решил сразу на уровне Посла. Нанес Послу визит. Сафронов П.П. туда не попал и теперь не знает, как быть. Оба большие начальники. Вот теперь и провожать Кутахова П.С. приехал Посол Табеев Ф.А., а Главный военный советник Майоров А.М. не приехал.
  
   13.07.1981. Зашел домой к Сафронову П.П. по его приглашению. Он продолжает болеть, на карантине, на работу не выпускают. Встретил приветливо, говорил о больших заслугах нашей династии в авиации, поблагодарил за хорошую службу и сказал, что меня представили к правительственной награде. Очень сожалел, что поздновато спохватились по этому вопросу. Простились добрыми друзьями.
   От нашего дома проводил советников, которые уходили на боевые действия, уже без меня...
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023