ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена.Орлы Афганистана в первые годы войны. Часть 2. История командования Ввс и Пво: хитрые, как Черчилль, и как Форд.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой очерк о месте ВВС и ПВО в Вооруженных силах ДРА и истории его командования с субъективными оценками бывшего начальника штаба ВВС.


   Афганская арена. Орлы Афганистана в первые годы войны.
   Часть 2. История командования ВВС и ПВО: хитрые, как Черчилль и как Форд?
  
   Зоны Афганистана. С целью повышения эффективности хозяйственного, политического руководства и военного управления территория Афганистана была разделена на 8 зон, которые включали в свой состав по несколько провинций:
  -- Центр (Кабул, Парван, Бамиан);
  -- Северо-Запад (Герат, Гур, Бадгиз, половина Фарах);
  -- Юго-Запад (половина Фарах, Нимроз);
  -- Юг (Гильменд, Кандагар, Урузган, Заболь);
  -- Юго-Восток (Газни, Пактия, Пактика);
  -- Восток (Нангархар, Кунар, Лагман);
  -- Северо-Восток (Бадахшан, Тахар, Кундуз, Баглан);
  -- Север (Саманган, Балх, Джаузджан, Фарьяб).
   В каждой зоне был назначен ответственный работник правительства Афганистана, советские партийные, военные советники, а также советники от МВД и КГБ.
  
   Вооруженные силы Афганистана в 1979-1981 годах включали в свой состав Сухопутные войска (СВ) и Военно-воздушные силы и Противовоздушная оборона (ВВС и ПВО). Но Сухопутные войска не имели обособленного командования и все объ­единения, соединения, части и ВУЗы подчинялись непосредственно Геншта­бу и Министерству обороны. ВВС и ПВО как вид вооруженных сил имели и свой Главный штаб, и своего Главкома. В состав Сухопутные войска входило 3 армейских корпуса (1,2,3 АК), 4 отдельные пехотные дивизии (17, 18, 20, 25 пд), 2 танковые бригады (7, 15 тбр), отдельные части и военно-учебные заведения. Основные силы СВ (все 3 армейских кор­пуса и 25-я пехотная дивизия) предназначались для прикрытия афгано-пакистанской грани­цы. Прикрытие северных направлений обеспечивали 3 пехотные дивизии (17, 18, 20 пд).
  
   ВВС и ПВО ДРА являлись видом вооруженных сил, в состав которого входили:
   - Военно-воздушные силы (ВВС);
   - Зенитная артиллерия и зенитно-ракетные войска (ЗА и ЗРВ);
   - Радиотехнические войска (РТВ).
   - Военно-учебные заведения (Лет­но-техническая школа, а затем Училище ВВС и ПВО, курсы подготовки младших специалистов - сержантов).
   В состав ВВС входили:
   - 6 авиационных полков (в последующем сформирован 7-й от­дельный вертолетный полк),
   - авиационный тыл, основу которого составляли 5 аэродромно-технических частей (АТЧ), развернутых на ос­новных аэродромах,
   - авиаремонтный завод (АРЗ).
   В состав ЗА и ЗРВ входили:
   - зенитно-ракетная бригада (3 диви­зиона С-75 "Двина", 3 дивизиона С-125 "Печора", 2 технических дивизио­на),
   - 2 полка и 4 отдельных дивизиона ЗА.
   В состав РТВ входили:
   - 1 полк и 2 отдельных радиотехнических батальона.
  
   Из истории Главного командования ВВС и ПВО Афганистана (со слов начальника штаба ВВС). Первым Главкомом ВВС примерно в 1318 году (1939 г.) был назначен Мухаммед Эхсан. До него авиацией командовал прямо из Министерства обороны какой-то пехотный офицер, да и авиации было мало-мало. Мухаммед Эхсан был самым первым летчиком в Афганистане, он был очень хороший человек и имел очень большой общественный и физический вес. Говорят, что по весу он занимал второе место в мире. Сын его Потан Эхсан учился в г. Фрунзе, был пилотом Ми-8, после революции убежал в Германию. Мухаммеда Эхсана сменил генерал-майор Абдул Резак, очень хитрый человек, но он не ладил с командиром Центрального армейского корпуса, который был зятем Захир-Шаха. Его решили уволить из армии, но по нашим уставам генерала уволить нельзя. Тогда его разжаловали до полковника и уволили в отставку. На его место пришел генерал Гуль Бахар. Он из Пактии, из племени Джаджи. Он проработал 3-4 года до переворота Дауда. После переворота Дауда (26 саратана 1352 года) первым Главкомом ВВС и ПВО стал летчик-истребитель майор Саид Амир из Лагмана. Он учился в Индии, в Советском Союзе, в США, он был самый хитрый, как сам Черчиль. Происходил он из бедняков. При назначении ему сразу дали два звания и он стал полковником, но он принял участие в одной из групп генералов-монархистов против Дауда. Он пробыл в должности всего месяца три (от 26 саратана до 10-15 мезана). Его арестовали, а потом казнили. Его родители в Лагмане отреклись от него письменно. Командующим ВВС в этот период стал майор Абдул Кадыр, он сел на такси и примчался из Шинданда в Кабул одним из первых и прибыл к Дауду с верноподданическими заверениями. Ему также дали сразу полковника и назначили командующим, т.е. после казни Саид Амира Абдул Кадыр стал следующим Главкомом ВВС и ПВО. Начальником штаба ВВС и ПВО в этот период был Мухаммед Акбар Махсуди, который был членом националистического движения. Другие должности занимали: Сарвари - командир транспортного полка, Хамза - заместитель командира полка, Юсуф - начальник штаба полка, Фазыл Кадыр - старший инженер этого полка, Гуль Саид - инженер 1-й эскадрильи. В это время все кроме Фазыл Кадыра вступили во фракцию хальк НДПА. Дауд нанес удар тем товарищам, которым он обещал националистический путь. Абдул Кадыра отправили в отставку и он стал директором мясокомбината. В конце 1352 года Главкомом стал генерал-лейтенант Мухаммед Муса, страшно тупой, без мозгов человек. Заместителем к нему поставили самого хитрого человека - генерал-майора Абдул Саттара, который перед этим занимал пост главного инженера. За хитрость за ним закрепилась кличка "Форд". Командующим ВВС был полковник Дин Мухаммед, родом из Нуристана. Потом Абдул Кадыра вызвали с мясокомбината и назначили начальником штаба ВВС и ПВО. Мухаммед Муса и Дин Мухаммед работали на своих должностях до самой революции, а в первый день революции их уничтожили, расстреляли. После революции 7 саура 1357 года примерно неделю не было Главкома. Командовал Назар Мухаммед, а инженерной службой руководил Фазыл Кадыр. Командиром транспортного полка был Хаджи Мамад, который управлял всем авиационным гарнизоном Хаджираваша, и одновременно летал на прикрытие войск. Главкомом был назначен подполковник Мулла Саид Мухаммед, он учился в Индии, США, имел хорошие знания, но в партию вступил за 5-10 дней до революции. Фактически он управлял второстепенными делами, а боевые дела вел Назар Мамад. Фазыл Кадыр ушел в Министерство обороны и стал там начальником отдела внешних сношений. Хаджи Мамад стал помощником Назар Мамада. Главком Мулла Саид Мухаммед никаких указаний не давал. Указания войскам давали или Назар Мамад или Хаджи Мамад. Через несколько дней Саид Мухаммеда убрали в Министерство обороны, где он возглавил разведуправление, а министром обороны в это время был Абдул Кадыр. Опять 4-5 дней не было Главкома, а потом Хаджи Мамад и Назар Мамад предложили на эту должность назначить полковника Гулям Сахи. Начальником штаба ВВС и ПВО назначили Латифа. До этого он был командиром 322 авиационного полка. Назар Мамад стал командующим ВВС, а Хаджи Мамад - начальником штаба ВВС. Гулям Сахи управлял ВВС и ПВО номинально, плохо, не по-человечески. Главные задачи по-прежнему решал Назар Мамад. После переворота Амина (сентябрь 1979 года) Назар Мамада сняли и назначили заместителем министра транспорта и туризма по наземной части. Латифа убрали в управление ВУЗ Министерства обороны. Мир Гаусуддина из командира полка в Баграме перевели работать в авиакомпанию "Бахтар". На должность Командующего ВВС прибыл из Шинданда командир полка Мухаммед Хусейн. Начальником штаба ВВС и ПВО стал полковник Абдул Кадыр из Баграма, который был там начальником гарнизона. После 27 декабря 1979 года, начала второго этапа Саурской революции, Мухаммеда Хусейна убрали. 2-3 дня он был в тюрьме в Хаджироваше, но потом его освободили и уволили в отставку. Полковника Гуляма Сахи посадили в тюрьму. Главкомом ВВС и ПВО стал подполковник Назар Мамад, которому в апреле 1980 года сразу присвоили звание генерал-майора. Командующим ВВС Ватанджар назначил Хаджи Мамада, начальником гарнизона был назначен Мир Хамза. В гарнизоне Кабула было два полка. Вертолетным полком командовал Мухаммед Наим, это друг Амина, который потом был переведен в службу безопасности полетов в штабе ВВС и ПВО. Транспортным полком командовал Нурутдин. Через 1,5-2 месяца после 27 декабря 1979 года (6 джади) командующим ВВС был назначен Мир Гаусуддин, а еще через 1,5 месяца Хаджи Мамада перевели на должность начальника авиационного факультета Училища ВВС и ПВО, а на должность начальника штаба ВВС назначили Джелалуддина.
   Командование ВВС и ПВО ДРА в 1980 году: главнокомандующий ВВС и ПВО генерал-майор Назар Мухаммед, командующий ВВС подполковник Мир Гаусуддин, командующий ЗРВ и ЗА генерал-майор Абдул Каюм Самади, командующий РТВ полковник Абдул Хак, начальник связи и РТО ВВС и ПВО полковник Насер, начальник тыла ВВС и ПВО майор Абдул Вакиль, начальник политического отдела подполковник Дуст Мухаммед.
  
  

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023