ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Советские соколы в первый год войны . Часть 1. Афганистан. Мы влетели ... .

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.79*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сухопутные войска в Афганистан вошли, а ВВС - влетели. Хотя последний глагол можно применить ко всей операции ...


Афганская арена. Советские соколы в первый год войны.

   Часть 1. Афганистан. Мы влетели ...
  
   Военно-воздушные силы Советской армии были втянуты в афганскую войну еще задолго до времени "Ч" - ввода на территорию Афганистана Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ), которое официально называют началом войны.
   Основная нагрузка "предвоенного" периода лежала на людях и крыль­ях Военно-транспортной авиации (ВТА), которая доставляла военные грузы на все аэродромы Афганистана. На аэродроме Баграм к этому времени уже базировались вертолетная эскадрилья Ми-8 280 отдельного вертолетного полка (командир эскадрильи - подполковник Белов) и военно-транспортная эскадрилья (отряд) из 10 самолетов Ан-12 (командир - полковник Ишмуратов, а в последующем - полковники Низамов И.З. и Маматов В.М.). Во всех афганских авиационных частях и подразделениях, вплоть до эскадрильи, работали советские военные со­ветники и специалисты.
   В авиационных военно-учебных заведениях СССР увеличился объем и интенсивность подготовки кадров по всем специальностям. Активно работали наши советники и специалисты в Училище ВВС и ПВО ДРА.
   Непосредственно перед официальным вводом наших войск в Афганистан пос­ле капитального ремонта на аэродром Баграм прибыли самолеты с советскими экипажами, кото­рые не случайно задержались в Афганистане, передавая технику афганс­кой стороне до завершения мероприятий начального периода.
   Ввод регулярных частей Советской армии на территорию Афганистана начался 25 декабря 1979 года. Группировка войск официально называлась Ограниченным контингентом советских войск (ОКСВ). Фактически из этих войск в первой половине 80-го года было завершено формирование 40-й отдельной армии. Командующими ОКСВ и 40-й отдельной армии в период войны в Афганистане служили: генерал-лейтенанты Тухаринов Ю.В. (ввод ОКСВ 1979 - 23.09.1980 гг.), Ткач Б.И. (23.09.1980 - 07.05.1982 гг.), Ермаков В.Ф. (07.05.1982-04.11,1983 гг.), Генералов Л.Е. (04.11.1983- 19.04.1985 гг.), Родионов И.Н. (19.04.1985-30.04.1986 гг.), Дубынин В.П. (30.04.1986- 01.06.1987 гг.), Громов Б.В. (01.06.1987-15.02.1989 гг.).
   25 декабря 1979 года в 18.00 местного времени началась переброска по воздуху десанта с посадкой самолетов на аэродромах Кабул и Баграм. Для перевозки личного состава и техники 103-й ВДД и отдельного пара­шютно-десантного полка было совершено 343 самолето-рейса, в том числе 66 рейсов Ан-22, 77 - Ил-76, 200 - Ан-12, затрачено всего 47 часов. Всего в Кабул и Баграм за это время было доставлено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных гру­зов. К сожалению, не обошлось без жертв - в 19.35 25 декабря при захо­де на посадку в Кабуле врезался в гору и взорвался самолет Ил-76 (ко­мандир - капитан Головчин В.В.), на борту которого находилось 37 де­сантников и 7 человек экипажа. В Кабуле работой ВТА руководил генерал-полковник Гайдаенко И.Д. На предварительную разведку места катастрофы утром 26 января 1980 г. вылетал генерал Егоров А.А. на вертолете Ми-8 из эскадрильи Белова. Начать сразу же поисково-спасательные работы в полном объеме не представлялось возможным, не было для этого ни сил, ни средств, ни по­годы.
   По распоряжению генерала Гайдаенко И.Д. в Кабул из армейского спортивного клуба была вызвана группа альпинистов, которые тренировались в горах Средней Азии. Большинство из них в последующем оказались перво­восходителями на восьмитысячники Гималаев. А 29.12.79 г. их вооружили, дообмундировали, дали охрану из 5 десантников и на БТРах отправили в район катастрофы. Список альпинистов, получивших оружие в Главном штабе ВВС и ПВО ДРА: Ильинский Е.Т., Смирнов В.А., Валиев К.Ш., Хрищатый В.Н., Попенко Ю.С., Фомин С.Г., Пантелеев Н.В., Луняков Г.Е., Роднищев В.Е., Воско­бойников А.П. Старшим группы был Ильинский Е.Т. С альпинистами поддерживали радиосвязь через радиостанцию Р-118, пульты которой были установлены в комнате дежурного советника по ВВС и ПВО ДРА.
   30.12.79 г. В 16.00 с вертолета Ми-8 N 420 при очередном облете предполагаемого места катастрофы доложили: "Нахожусь под гребнем горы в месте удара Ил-76. Одна часть само­лета находится на одной стороне, другая с другой стороны гребня. Наи­более интересующие части находятся с противоположной стороны палатки альпинистов".
   31.12.79 г. Погода в Кабуле еще ухудшилась: снег, нижний край не просматривается, видимость менее 1 км, температура около нуля. Альпи­нисты доложили: "В районе базы погода плохая, сильный ветер, снегопад. При улуч­шении погоды выйдем на поиск и на связь. Площадка для вертолета есть. Нужны три раскладушки, три матраца, пять одеял, пять 8-микратных би­ноклей, дрова и сигареты".
   01.01.80 г. В 10.30 через оперативного дежурного 103 мсп поступи­ло сообщение: "Альпинисты нашли кабину Ил-76 с останками тела Шишова - коман­дира корабля".
   02.01.80г. Вернулись почерневшие и измотанные, предельно уставшие альпинисты. Снег по грудь. Найти что-либо трудно. Они высказали предпо­ложение о динамике происшедшего: самолет зацепился за один из пиков и сломался пополам. Передняя часть (кабина) обнаружена. Нашли осколки и планшет штурмана. Магнитофон не нашли. Поиски продолжаются...
   Одновременно с Сухопутными и Воздушно-десантными войсками, передвигавшимся и занимавшими отведенные позиции вдоль дорог и в населенных пунктах Афганистана, на аф­ганские аэродромы началось перебазирование авиационных частей, фронто­вой и армейской авиации, которые в последующем были включены в состав ВВС 40-й армии. Боевой состав и аэродромы базирования ВВС 40-й армии 2 января 1980 года на 18.00 приведены в таблице.
  

Таблица

Аэродром базирования

Воинская часть (подразделение)

Боевой

состав

Фамилия

командира

  
  
   Баграм
   иаэ 115 иап
   14 МиГ-21 БИС
   подполковник Ванченко
  
   раэ 87 орап
   10 МиГ-21 Р
  
  
   таэ
   8 Ан-12
   подполковник Ишмуратов
  
   вэ 280 овп
   12 Ми-8Т
   подполковник Белов
   Шинанд
   аэ 217 апиб
   16 Су-17, 1 Су-17У
  
  
   302 овэ
   5 Ми-8МТ, 1 Ми-9,
   2-Ми-2
   подполковник Панферов
   Кандагар
   аэ 136 апиб
   13 МиГ-21ПФМ
  
  
   вэ 280 овп
   11 Ми-8МТ, 1 Ми-24
   майор Харитонов
  
  
   В дальнейшем состав ВВС 40-й армии (ОКСВ) дополнили 181 овп, эс­кадрильи которого базировались в Кундузе и Файзабаде, а также 292 овп, эскадрильи которого базировались в Джелалабаде и Гардезе. На базе аэ­родрома Кабул был сформирован 50-й осап. Боевой состав ВВС ДРА и ВВС ВВС 40-й армии первой половины 1980 года приведен в таблице.
  
   Таблица
  

Аэродром базирования

ВВС ДРА

ВВС 40-й армии

воинская часть

боевой состав

воинская часть

боевой состав

  
  
  
  
   Кабул
   377 овп
   5 Ми-25,
   9 Ми-24,
   11 Ми-8
   50 осап
   16 МиГ-21ПФМ
   12 Ми-24
   12 Ми-8МТ
   4 Ан-26
   4-Ан-12
  
   377 тап
   9 Ан-26
   1 Ан-30
   5 Ил-14
   7 Ан-2
  
  
  
  
   Баграм
   322 иап
   28 МиГ-21
   раэ 87 арап
   10 МиГ-21Р
  
   355 апиб
   24 СУ-7БМК
   аиэ 115 иап
   14 МиГ-21Бис
  
  
  
   таэ
   8 Ан-12
  
  
  
   вэ 280 овп
   12 Ми-8Т
   Мазари-Шариф
   393 уап
   12 Л-39
   11 МиГ-17
  
  
  
   ово
   10 Ми-8
  
  
   Кундуз
  
  
   вэ 181 овп
   12 Ми-24
   Файзабад
  
  
   вэ 181 опв
   12 Ми-8 МТ
   Джелалабад
  
  
   вэ 291 овп
   12 Ми-24
   Гардез
  
  
   вэ 292 овп
   12 Ми-8 МТ
   Газни
  
  
   во 280 овп
   8 Ми-8 МТ
   Кандагар
   366 иап
   54 МиГ-17
   иба 136 апиб
   16МиГ-21 ПФМ
  
  
  
   во 280 овп
   4 Ми-8 МТ
   Шинданд
   335 сап
   24 Ил-28
   18 МиГ-17
   ибэ 217 апиб
   16 Су-17
   1 Су-17У
  
  
  
   302 овэ
   5 Ми-8 МТ
   1 Ми-9
   4 Ми-2
   6 Ми-24
  
   Первым командующим ВВС 40-й армии в этот период был Лепаев Б.А. Шесть командующих ВВС 40-й армии, сменяя один другого, выполняли свои нелегкие обязанности в афганской войне: генералы Лепаев Б.А. (1980-1981 гг.), Шканакин В.Г. (1981-1982 гг.), Каленский С.А. (1982-1983 гг.), Колодий Г.В. (1983-1985 гг.), Кот В.С. (1985-1987 гг.), Романюк Д.С. (1987-1989 гг.).
   Кроме того авиационная группировка ОКСВ усиливалась частями, ко­торые прибывали на время проведения наиболее масштабных мероприятий.
   Боевые действия сухопутных и пограничных войск в северных провин­циях Афганистана, а также нанесение авиационных ударов по базам, рас­положенным в этих провинциях, обеспечивалось авиационными частями, ко­торые базировались на территории СССР.
   Удары по наиболее защищенным труднодоступным целям наносили само­леты Дальней авиации. Работали в небе Афганистана и самолеты - развед­чики.
   Продолжала свою повседневную напряженную работу Военно-транспорт­ная авиация по доставке грузов, замене личного состава, вывозу ране­ных, больных и погибших. "Черные тюльпаны" с телами погибших регулярно стали уходить в СССР с афганских аэродромов. Также регулярно облетали гарнизоны и забирали тяжелораненых и больных санитарные самолеты, под которые по мобилизационному плану были переоборудованы пассажирские самолеты Ил-18 из уральских авиаотрядов Министерства Гражданской Авиации.
   Но главная боевая работа в течение всей афганской войны лежала на ВВС 40-й армии. Указом от 28.04.1980 г. двум авиаторам-вертолетчикам Гайнутдинову В.К. и Щербакову В.В. было присвоено звание Героя Советского Союза.
  
  
  
  

Оценка: 4.79*6  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023