ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Советские соколы в первый год войны . Часть 1. Первый год мы уже отлетали, кое-что лишь сумели понять ...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сделанные обобщения были использованы в 1980 г.для отчета о годовой работе ВВС 40-й армии СА.


Афганская арена. Советские соколы в первый год войны.

   Часть 2. Первый год мы уже отлетали, кое-что лишь сумели понять...
  
   Особенности ведения боевых действий авиации на территории ДРА.
  
   Природные условия. 70% территории ДРА - горная местность с бедной растительностью. Горный хребет Гиндукуш с высотой гор до 6-7 тыс. м. Лишь небольшая часть территории на севере страны - равнина. На юге и юго-западе - об­ширная пустыня. Ущелья с крутизной склонов до 70 градусов и глубиной до 3000 м. Ширина ущелий в отдельных местах не позволяет развернуться вертолету на 180 градусов даже при минимальной скорости полета.
   Более 8 месяцев в году над ДРА ясное безоблачное небо и палящее солнце. Летом температура воздуха достигает +50 градусов. Несмотря на большое количество безоблачных дней, в Афганистане имеются ограничения по летной погоде из-за пыльных бурь и ухудшения видимости из-за запыленной атмосферы, а также из-за высокой температу­ры воздуха. Особенности: горно-пустынный характер безориентирной, сильно пе­ресеченной местности, ограниченное количество автомобильных и полное отсутствие железных дорог.
   Горы затрудняют использование наземных радиотехнических средств (РТС). Основным способом са­молетовождения считается полет по курсу и времени с постоянным ведени­ем контроля пути по визуальным ориентирам. Однообразие горного рель­ефа, фона местности и поселений, а также сам характер целей усложняет их поиск и обнаружение. Значительные превышения аэродромов и посадочных поса­док (до 2500 м) и высокие температуры в дневное время ограничивают а, зачастую, и исключают использование авиации для выполнения боевых за­дач, влияют на предельный взлетный вес, уменьшают заправку топливом и полную боевую загрузку. При этом уменьшается тактический радиус само­летов и вертолетов, время пребывания их над полем боя и время огнево­го воздействия на противника.
  
   Тактика действий мятежников и их противодействие авиации. Противник вооружен, в основном, стрелковым оружием. Формирования мятежников действуют по всей территории страны. Сначала они насчитыва­ли в своем составе до 200-500 человек и пытались организовать активное сопротивление войскам. Однако, после нанесения эффективных ударов по ним, мятежники резко изменили тактику: они разделились на мелкие отря­ды по 15-20 человек, рассредоточились по ущельям и ведут боевые дейс­твия, в основном, диверсионного характера, не вступая в открытую войну с войсками. Приток сил и оружия осуществляется, в основном, из Пакис­тана. Опорные пункты оборудуются на вершинах гор, используя естествен­ные выступы и карнизы. Огневые точки оборудуются и в кронах деревьев, растущих по склонам гор. Мятежники часто организуют вылазки и нападения ночью при отсутствии авиации. Для противодействия авиации противник засекает маршруты полетов вертолетов и устраивает засады. Огонь ведется с дис­танции до 800 м. Как правило, ведущий пары пропускается, а огонь ве­дется по ведомому в заднюю полусферу, что затрудняет своевременное об­наружение огневых точек. При действии авиации над полем боя противник учитывает радиусы и уменьшение поступательной скорости вертолетов на разворотах, а также направления захода их на цели. Для противодействия противник использует групповой заградительный огонь из стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов ДШК. Все основные базы, склады оружия, штабы и исламские коми­теты мятежников прикрыты двумя, четырьмя и более ДШК. Применения зенитных управляемых ракет (ЗУР) Ред-Ай по летательным аппаратам (ЛА) не отмечено, но имеются сведения, что у противника они есть. Наиболее активные действия мятежников отмечались, как правило, к исходу дня и в случаях резкого ухудшения погоды, когда авиационная поддержка войск ограничивалась.
  
   Задачи и опыт боевых действий ВВС 40-й армии в Афганистане.
   ВВС 40-й армии за 1980 г.выполнили 72000 боевых вылетов с общим нале­том 83000 час.
  
   Истребительная (ИА) и истребительно- бомбардировочная авиация(ИБА):
   - осуществляет авиационную поддержку войск, прикрытие транспорт­ных колонн и сопровождение сухопутных войск в рейдовых операциях;
   - наносит авиационные удары по выявленным объектам противника;
   - прикрывает вертолетные подразделения;
   - уничтожает огневые точки ПВО, опорные пункты мятежников, склады;
   - ведет воздушную разведку;
   - прикрывает территорию ДРА в общей системе ПВО.
   Основным способом боевых действий при решении главных задач явля­ется нанесение последовательных ударов с использованием 4-х смешанных ударных групп и групп обеспечения:
   группа подавления ПВО (2-4 самолета МИГ-21) обрабатывает площадь в районе цели и склоны гор по обе стороны предпо­лагаемого боевого курса с использованием РБК и НУРС типа С-5;
   группа целеуказания (2 вертолета Ми-8 с наводчиком на борту) обозначает цель бомбами или НУРС. Целеуказание может выполнять одна пара самоле­тов из состава ударной группы;
   ударная группа (4-8 самолетов МИГ-21бис) с боевой зарядкой в зависимости от характера цели;
   группа контроля результатов удара (2 самолета МиГ-21Р или 2 вертолета Ми-8 с РА-39).
   Целесообразно применять следующие средства поражения:
   - по площадным, незащищенным, легкобронированным целям и живой силе: РБК, пушки, НУРС С-5 и С-24 с неконтактными радиовзрывателями типа РВ-24 для подрыва на высоте 15-30 м;
   - по прочным целям (крепости, пещеры, карнизы, склады оружия и боеприпасов): фугасные и осколочно-фугасные авиабомбы калибром 250-500 кг, НУРС С-24 с контактным взрывателем В-24 с задержкой 0,01 сек.
  
   Армейская авиация (АА):
   - осуществляет авиационную поддержку войск;
   - сопровождает транспортные колонны и войска на марше;
   - десантирует тактические воздушные десанты и разведывательные группы (группы захвата);
   - минирует приграничные тропы и перевалы;
   - наносит авиационные удары по заданным объектам противника;
   - ведет воздушную и инженерную разведку;
   - доставляет боеприпасы и материальные средства войскам, перево­зит личный состав и грузы;
   - обеспечивает связь между штабами, аэродромами, Оперативными группами (ОГ), Группами боевого управления (ГБУ) и авианаводчиками;
   - корректирует огонь артиллерии;
   - выполняет поиск и спасательные работы и эвакуирует раненых;
   -осуществляет поиск, досмотр или уничтожение караванов с оружием и боеприпасами.
   Все полеты выполняются только группами в составе не менее пары, на высотах - 1000-1500 м, исключающих поражение стрелковым оружием. В ходе боевых действий отказались от постоянных маршрутов и перешли к полетам в полосе марш­рута. Экипажи стали выполнять более энергичное маневрирование в районе боевых действий по всем параметрам - высоте, скорости, направлению. Для отдельных районов такое маневрирование необходимо в течение всего полета - от вылета до посадки.
   Авиационная поддержка и сопровождение войск являются основными задачами авиации в период проведения операции. На них расходуется ос­новной ресурс вертолетов - до 50%.
   Авиационная поддержка осуществляется, в основном, двумя парами вертолетов Ми-8 или Ми-24. Применение групп большой численности оказа­лось нецелесообразным. Это объясняется сложностью маневрирования в ущельях, а также необходимостью непрерывного воздействия на противника при ограниченном количестве вертолетов. Практически, вертолеты все светлое время суток находятся над полем боя. Смена пар осуществляется над полем боя.
   При уничтожении наземных целей используют принцип "замкнутого круга": ведущий после ударов выходит из атаки, а ведомый выходит на боевой круг. Последний ведомый в группе прикрывает выход из атаки ве­дущего последней пары имитацией выхода на боевой курс (БК), но, не достигая рубежа поражения огнем противника, выходит из боя без приме­нения средств поражения в последнем заходе. Это сохраняет 25-30% боеп­рипасов. Дальность открытия огня: НУРС - 1200-1500м, пулемет 600-800 м. Для уничтожения ДОТов и пещер целесообразно применять управляемые реактивные снаряды (УРС) типа "Фа­ланга", "Штурм" с вертолета Ми-24. Мелкие группы противника уничтожаются огнем автоматических гранатометов АГС-17 и дополнительных пулеметов ПКТ, ус­тановленных на вертолетах Ми-8Т и пулеметов ЯКБ на вертолетах Ми-24. Для усиления огня на каждый вертолет Ми-8, Ми-24 в состав экипажа включаются группы десантников по 2-4 человека с автоматами и пулеметами, которые ведут огонь через отк­рытые блистеры грузовой кабины, а на Ми-8 также через задний аварийный люк. Выполнен ряд доработок по усовершенствованию вооружения, увеличе­на мощность двигателей, установлены бронеплиты, экраны выхлопного уст­ройства и автоматы сброса отражателей АСО-2В.
   Сопровождение колонн и войск на марше выполняется парой вертоле­тов пролетом или барражированием над ней на высоте 1000-1200 м.
   В состав десанта выделяется до роты личного состава, но есть при­меры высадки до 1-2 батальонов. Количество десантников на каждый вер­толет определяется в зависимости от высоты площадки, ее размеров и температуры воздуха. Перед началом десантирования производится подго­товка высадки десанта (авиационная и артиллерийская). Высадка десанта и его действия прикрываются вертолетами Ми-24.
   Минирование троп и горных перевалов выполняются вертолетами Ми-8Т с вертолетной системой минирования ВСМ-1. Вертолетная система минирования ВСМ-1 - надежное и эффективное оружие. Но в условиях ДРА, где ущелья глубокие и узкие, а тропы, в большинстве случаев проходят по их дну, выдерживать заданную высоту нет возможнос­ти. Поэтому необходимо усовершенствовать мины, так как при незначи­тельном увеличении высоты минирования они взрываются. Задание выполня­ется тремя парами вертолетов: 1-я пара Ми-24 - подавление огневых средств; 2-я пара Ми-8Т - минирование; 3-я пара Ми-24 - прикрытие.
   На каждое направление выделяется пара Ми-8 для транспортных перевозок и пара Ми-8 для Поисково-спасательной службы (ПСС). Но этого оказывается недостаточно и пе­ревозкой попутно занимаются вертолеты ударных групп.
   Для досмотра караванов используют группу из двух пар: первая пара Ми-8 - досмотра, вторая пара Ми-24 - прикрытие.
   При обнаружении караванов экипажи вертолетов выбирают площадки и производят посадку: один - впереди (обычно ведущий) и один - сзади ка­равана. Высаживается группа досмотра. При обнаружении оружия лица, сопровождающие караван, подлежат аресту, а при оказании сопротивления караван уничтожается.
   Разведывательная авиация (РА):
   - вскрывает районы сосредоточения и направления перемещения групп мятежников;
   - контролирует состояние дорог на маршрутах передвижения войск;
   - осуществляет наведение ударных групп на вскрытые объекты про­тивника;
   - осуществляет фотоконтроль результатов ударов фронтовой и ар­мейской авиации;
   - выполняет фотографирование объектов противника;
   - поражает вскрытые объекты бортовым оружием.
   Для выполнения разведки самолеты МиГ-21Р 263-й оаэтр вооружены ночными и дневными контейнерами с фотооборудованием, телевизионным комплексом ТАРК-2 и аппаратурой для радиотехнической разведки (РТР). Экипажи фронтовой авиации ведут только визуальную воздушную разведку, армейская авиация на Ми-8 имеет аэрофотоаппараты АФА-42/100 и ручные аэрофотоаппараты РА-39.
   За период боевых действий январь-декабрь 1980 г. частями ВВС 40А выполнено 10860 вылетов на разведку, из них нештатными экипажами - 8152 (в среднем по 35 на экипаж), экипажами 263-й оаэтр - 2708 (в сред­нем по 156 на экипаж).
   На воздушную авиационную техническую разведку (АТР) выполнено 607 полетов. В результате вскрыта работа РЛС на территории Пакистана в н.п.: Читрал, Пешавар, Равалпин­ди, Чоквал, Кохат, Пхал, Милнвали, Минамшах, Дерисмаилхан, Танк, Вана, Форт-Семдиман, Вулгайкили, Чаман, Квета.
   Военно-транспортная авиация (ВТА) и самолеты - ретрансляторы:
   - осуществляет переброску войск и боевой техники на новое направ­ление;
   - обеспечивает связь оперативных групп, групп боевого управления (ГБУ), авианаводчиков с экипажами в воздухе, наземными пунктами и аэродромами, с наземными войсками на поле боя.
   Полеты на перевозку осуществлялись, как правило, с предельными полетными весами. ВТА за 1980 г. имеет общий налет 6300 часов (4160 полетов), из них: на перевозку войск, грузов, боевой техники - 4150 часов (3540 полетов); на обеспечение управления войсками - 2150 часов (620 полетов). В отдельные летные смены налет на экипаж самолета - ретранслятора Ан-26РТ сос­тавлял до 10 часов.
   Совместные действия сил авиации.
   Совместные действия разнородных сил ИА, ИБА, АА, РА применяются для нанесения ударов по заранее заданным целям с использованием 6-ти смешанных ударных групп и групп обеспечения: ударная группа (4-8 самолетов ИА или ИБА или 1-2 звена вертолетов Ми-24); группа целеуказания (2 вертолета Ми-8 с наводчиком на борту); группа подавления ПВО (2 - 4 истребителя, истребителя-бомбар­дировщика, редко 2 вертолета Ми-24); группа прикрытия (2-4 истребителя или 2-4 вертолета Ми-24); отвлекающая (демонстративная) группа (2 истребителя, истреби­теля бомбардировщика); группа контроля результатов удара (2 самолета РА).
   Организатором авиационного удара является ведущий группы целеука­зания, который назначается из опытных командиров Ми-8.
   Совместные боевые действия ВВС 40 армии и ВВС ДРА.
   Экипажи армейской авиации ВВС 40 армии привлекаются для целеуказания ударным группам ИБА ВВС ДРА. Практикуются смешанные интернациональ­ные ударные группы. Языковые различия сказываются меньше, растет число новых приемов выполнения боевых задач.
   При нанесении совместных ударов первой, как правило, наносит удар ударная группа ВВС СА, ведущая пара которой в дальнейшем выполняет на­ведение ударной группы афганских самолетов. Результаты таких ударов, как правило, намного эффективнее, чем при раздельных ударах самостоятельных групп.
   Типовая боевая зарядка летательных аппаратов ударной группы:
   МиГ-21: 4 бомбы ОФАБ - 250-270 и боекомплект ГШ-23.
   Ми-24: 2 бомбы ОФАБ - 250-270, 2 блока УБ32 с 64 НУРС, 2 УРС, боекомплект 12,7мм пулемета ЯКБ.
   Ми-8Т: 2 бомбы ОФАБ - 250-270, 2 блока УБ16 с 32 НУРС (или 2 блока УБ32 с 64 НУРС), боекомплект на 4 пулемета ПКТ и на гранатомет АГС-17.
   Ми-8МТ: 2 бомбы ОФАБ - 250-270, 2 бомбы ОФАБ - 100-12, 2 блока УБ-32 с 64 НУРС.
   Управление боевыми действиями.
   При проведении Сухопутными войсками рейдовых операций выделялось до двух мсб на БТР (БМП), усиленных танковой и инженерной ротой, а также предусматривался десант на вертолетах посадочным способом чис­ленностью до роты. В этом случае авиационному представителю, входящему в состав группы руководства, выделяли группу боевого управления (ГБУ) на БТР, усиленную средс­твами связи, обеспечивающими связь по радио (ЗАС) с КП ВВС армии. В каждый батальон выделяли ГБУ на БТР, а в роты, действующие на разных направлениях и десантную роту - авианаводчиков. В качестве авианавод­чиков работали офицеры боевого управления из состава Командного пункта Центра боевого управления (КП ЦБУ) и офице­ры авиационных частей, действующих на данном направлении. В горных ус­ловиях вызов авиации практически невозможен без использования самоле­тов-ретрансляторов Ан-26 РТ. Поэтому, в районе боевых действий войск постоянно приходится держать в зоне самолет-ретранслятор Ан-26РТ. В Сухопутных войсках не допускают мысли о том, что в их подразделениях не будет ГБУ или авианаводчика. Для обеспечения авианаводчиков, действующих в пеших по­рядках, выделяют 2-х автоматчиков. Место авианаводчика - рядом с командиром батальона, роты. С ним вместе он передвигается на БТР, БМП или в пешем боевом порядке с радиостанцией Р-809. Для переноски радиостанции выделяют радис­тов из состава мсб. Они более выносливы, чем радисты КП ЦБУ. Авиана­водчик разрешает применение оружия экипажами только с личного разреше­ния командира мср, мсб и мсп при полной уверенности, что свои войска не будут поражены огнем своей авиации. Авиационная командно-штабная машина (АКШМ) - БТР ГБУ постоянно находит­ся рядом с командно-штабной машиной (КШМ) командира мсп, что обеспечивает оперативное решение всех вопросов использования авиации.
   Команды при наведении: "выше", "ниже", "левее", "правее" с указа­нием расстояния в метрах. Все команды должны быть продуманы заранее. Нельзя при запрещении командовать "не разрешаю", надо "запрещаю".
   Для поиска и спасения экипажей, терпящих бедствие в районе боевых действий, от Сухопутных войск выделяются команды. Руководство их работой осуществляет начальник ГБУ.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023