Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Плен и безвестие. Часть 5. Решение Украиной проблем военнопленных и пропавших без вести в Афганистане в период войны !979-1989 гг. (по состоянию на ноябрь 2005 года).
Аннотация: Разделение государств на территории СССР не разделило Афганцев и их проблемы. ешать их приходится и дальше совместно, но уже в новых условиях
Афганская арена. Плен и безвестие.
Часть 5.Решение Украиной проблем военнопленных и без вести пропавших в Афганистане в период войны 1979-1989 гг.(по состоянию на ноябрь 2005 года).
Война в Афганистане, в которой в период с 1979-89 гг. принимала участие Советская армия, привела к тяжелым следствиям. Оценочный удельный вес участия и потерь Украины в Афганистане составляет около 25% (50% - Россия, 25% - другие республики Союза ССР). В Украину не возвратились с войны 3360 ее сынов, из которых 3280 погибли и умерли от ран, 80 - попали в плен и пропали без вести.
Проблеме военнопленных без вести пропавших (ВП и БВП) не удавалось найти эффективной развязки, не смотря на то, что к ее решению привлечены такие авторитетные международные организации как ООН и Международный Комитет Красного Креста (МККК), государственные и общественные деятели многих стран мира. Эта проблема всегда была не только гуманитарной, но и политической.
Особенности проблемы ВП и БВП в афганской войне: афганская война не объявлялась; пути попадания в плен были разными, часто осуждаемыми; наличие ВП скрывалась; освобождение ВП не связывалось с важными военными и политическими шагами (вывод войск, прекращение поставок вооружения и др.); срок пребывания бывших военнопленных в Афганистане превышает десятилетия; динамично изменяется политическая обстановка и государственное устройство сторон; жестокие боевые действия на территории Афганистана не прекращаются; отсутствует общая граница между Украиной и Афганистаном.
После вывода Советских войск из Афганистана возросла общественная активность воинов-интернационалистов, семей погибших, пропавших без вести и оставшихся в плену военнослужащих. Борьба за социальные права этих групп населения проходила в условиях радикальных политических преобразований, связанных с разрушением СССР и расширения полномочий бывших советских республик, которые последовательно обретали статус независимых, самостоятельных государств.
На день провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года основным нормативно-правовым документом, определявшим социальные гарантии или так называемые "льготы" для воинов-интернационалистов и членов семей погибших, было закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года. Это постановление было введено в действие в Советской армии приказом Министра обороны СССР, который имел гриф "совершенно секретно", что делало его и без того ущербное содержание недоступным для большинства потенциальных пользователей. Фактически вопросы социальных гарантий и социальной защиты, ликвидации последствий афганской войны, включая вопросы розыска и возвращения попавших в плен и пропавших без вести, в молодых независимых государствах оказались вне их правового поля и требовали постоянной общественной защиты.
В Украине инициатором и организатором реализации основных направлений социальной защиты стал Союз воинов-интернационалистов Украины, в последующем переименованный в Украинский Союз ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) (УСВА), который бессменно возглавляет Червонопиский Сергей Васильевич. Своей активной деятельностью УСВА сформировал общественное мнение о воинах-интернационалистах как о социально значимой группе населения Украины, способной конструктивно сотрудничать с властью, отстаивать не только групповые, но и общие социальные права ветеранов войны, труда и военной службы Украины.
В условиях переходного периода, когда ни одно государственное учреждение не было наделено полным комплексом обязанностей по розыску и возвращению на родину военнопленных из Афганистана, УСВА взял на себя инициативу и выделил решение этих проблем в отдельное направление деятельности. Персональная ответственность за разработку и организацию мероприятий, координацию деятельности с другими государственными и общественными организациями была возложена на заместителя председателя УСВА, который был наделен соответствующими полномочиями.
Носителями энергии, которой заряжалась вся деятельность по розыску пропавших без вести, были их родственники и, в первую очередь, мамы и жены. Они обладали невиданной способностью преодолевать любые бюрократические препятствия, доходить до высших должностных лиц, пересекать границы государств в поисках своих близких. Они готовы были отказаться от всего земного, лично пройти все пути и тропы розыска. Именно они жестко относились к тем, кому был доверен этот важный участок работы, требовали активизации, ускорения ее вне зависимости от условий в Афганистане и Украине, постоянных отчетов о результатах.
Поддержку начинаниям УСВА оказывали все создаваемые государственные структуры, органы законодательной и исполнительной власти.
Ветераны афганской войны, участники боевых действий были широко представлены в Верховном Совете Украины в 1990-1994 годах: Плосконос И.Н., Борщенко И.А., Маслов М.И., Теряник В.И., Севастьянов В., Науменко Н.В., Бойко И.Г. и др. Предложения УСВА, поддержанные народными депутатами, трансформировались в поручения Председателя Верховного Совета Украины Кравчука Л.М. и его заместителя Гринева В.Б. органам исполнительной власти. Представителям УСВА предоставлялись полномочия участвовать в международных переговорах по гуманитарным проблемам в составе государственных делегаций.
Первичные списки военнопленных были составлены по данным, которые предоставили родственники, областные военкоматы и уточнены по информации Службы безопасности Украины. В "украинский список" попали лица, у которых Украина была или местом рождения, или местом призыва, или местом жительства близких родственников, или по национальности были украинцами. Однако задачи розыска никогда не ограничивались этим списком. Украина предпринимала шаги к розыску и готова была содействовать возвращению всех и каждого из бывших военнослужащих, которые остались в Афганистане. Это было подтверждено в дальнейшем практической совместной работой с Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников СНГ и созданной по инициативе Аушева Р.С. Межгосударственной рабочей группой, ведущую роль в которой играл отдел по розыску, возглавляемый Бирюковым Л.И.
В последующем в Украине, несмотря на экономические трудности, проблемам ликвидации последствий афганской войны, уделялось большое внимание. Решение проблемы ВП и БВП находилось под контролем Президента Украины и Кабинета Министров Украины. Разработка и реализация мероприятий и предложений по этим вопросам с 1992 года были поручены Комитету ветеранов войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах при Президенте Украины. Для проведения практической работы была создана Межведомственная рабочая группа (МРГ), в состав которой входили представители Министерства иностранных дел (МИД), Министерства обороны (МО), Службы безопасности (СБ), Министерства внутренних дел (МВД), Пограничной службы, Государственного комитета по национальностям и миграции, Таможенной службы, Общества Красного Креста Украины (ОККУ), Украинского Союза ветеранов Афганистана (УСВА). В 1997 году был создан Комитет по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах при Кабинете Министров Украины, на базе которого в 1999 году сформирован Государственный комитет Украины в делах ветеранов (далее - Госкомитет), к компетенции которого отнесены вопросы организации розыска, возвращения на родину и обустройства бывших ВП и БВП на родине. В необходимых случаях Госкомитет координировал мероприятия по ВП и БВП с соответствующими организациями Содружества Независимых Государств (СНГ).
Основные направленияработы по проблемам ВП и БВП: информационное, законодательное (нормативно-правовое), международное политическое, общественное обеспечение; разработка и реализация мероприятий, направленных на возвращение ВП и розыск БВП; оказание моральной и материальной помощи семьям ВП и БВП и бывшим ВП, которые возвратились на родину; участие в разработке и реализации мероприятий, которые проводились совместно с другими государствами.
Для информационного обеспечения работы был создан единый банк данных о ВП и БВП, совместимый с банком данных организаций СНГ.
Банк данных включает списки и индивидуальные информационные карточки на военнослужащих, которые были призваны с территории Украины, направлены в Афганистан и попали в плен или пропали без вести в период 1979-89 гг. В официальном украинском списке ВП и БВП на 01.01.2002 г. насчитывались 72 человека. По данным МО СССР 1990 г. живыми из них считались 31 чел. В 1993-95 гг. была получена информация о гибели 7 человек и сообщение о том, что 10 человек вероятно живы, установлены (персонифицированы) места погребения 2 человек и уточняется принадлежность 6 погребений. Кроме того, имеются фотоматериалы, другая информация, а также списки погибших военнослужащих, родители которых не верят в гибель своих сынов и требуют проводить идентификацию останков и продолжить их розыск.
Информация о ВП и БВП в полном объеме была направлена в Посольства Украины в Узбекистане, Туркмении, России, Индии, Иране, Пакистане, США.
Продолжаются осуществляться меры по обновлению информации и получению новых данных.
В интересах законодательного обеспечения работы в Украине приняты:
- Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" (N 8551-ХП от 22 октября 1993 года).
--
Указ Президента Украины "О создании Комитета ветеранов войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" (N 74 от 8 февраля 1992 года) и Распоряжение Президента Украины "Об утверждении Положения о Комитете ветеранов войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" (N 41 от 12 марта 1992 года);
- Указ Президента Украины "Об образовании Комитета по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах при Кабинете Министров Украины" (N 3/97 от 4 января 1997 года), Указ Президента Украины "Об утверждении Положения о Комитете по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах при Кабинете Министров Украины" (N 1309/97 от 27 ноября 1997 года).
- Указ Президента Украины "Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины" (N 250/99 от 13 марта 1999 года, п. 1г): переименовать Комитет по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах при Кабинете Министров Украины в Комитет Украины по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах.
- Указ Президента Украины "Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти" (N 1573/99 от 15 декабря 1999 года, п. 1а): образовать Государственный комитет Украины по делам ветеранов на базе Комитета Украины по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах, который ликвидируется.
- Указ Президента Украины "О подтверждении факта амнистии граждан Украины - бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане, которые совершили преступления" (N 359/92 от 1 июля 1992 года).
- Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, которые попали в плен и пропали без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" (28 апреля 1993 года, Минск, СНГ).
- Постановление Кабинета Министров Украины "О содействии деятельности Украинского Союза ветеранов Афганистана" (N 238 от 2 апреля 1993 года).
- Постановление Кабинета Министров Украины "О моральной и материальной поддержке бывших военнослужащих, которые возвратились из плена в Республике Афганистан" (N 898 от 4 ноября 1993 года).
- Постановление Кабинета Министров Украины "О назначении уполномоченного представителя Украины в совместной рабочей группе уполномоченных представителей по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, которые попали в плен и пропали без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" (N 417 от 5 июня 1993 года).
- Постановление Кабинета Министров Украины "О финансировании мероприятий, связанных с освобождением и возвращением на Родину военнопленных, которые пропали без вести во время вооруженного конфликта в Афганистане" (N 343 от 19 марта 1996 года).
- Постановление Кабинета Министров Украины "О выделении средств на затраты, связанные с возвращением из Афганистана бывших военнопленных - выходцев из Украины" (N 326 от 4 апреля 2001 года).
Международное политическое обеспечение решения проблемы ВП осуществлялось с использованием каналов и возможностей МИД Украины. Вопросы о ВП и БВП были включены в повестку дня таких мероприятий: визиты Вице-премьер-министра (февраль, 1992 г.), Президента Украины (апрель, 1992 г.) в Иран; обращение Премьер-министра Украины (август, 1992 г.), Президента Украины к Президенту Афганистана (февраль, 1993 г., апрель 1996 г.); сессия Генеральной ассамблеи ООН (1993г.); Специальные миссии по поручению Президента Украины и Кабинета Министров Украины по проблеме ВП и БВП (Иран, ноябрь, 1993 г.; Пакистан, ноябрь, 1994г., декабрь 1998г., март 2000г.); переговоры с делегациями Афганистана (ноябрь, 1991г. Москва; ноябрь, 1992г. Киев; март, 1993г. Москва) и Пакистана (июль, 1994г. Киев); Международные конференции (август, 1993г. Женева; сентябрь, 1993г. Москва; июнь, 1994г. Махачкала; февраль, 1995г. Москва); совещания Глав государств, Глав правительств, министров иностранных дел СНГ и заседания других уставных органов СНГ.
Кроме того, были проведены переговоры, установлены контакты и направлены обращения с просьбой о содействии в решении проблемы военнопленных ряду неправительственных организаций (Франция, "Врачи без границ"; США, "Организация ветеранов зарубежных войн", "Дом свободы"; Канада, Украинская диаспора и др.).
В апреле 1995 года установлены дипломатические отношения с Афганистаном и в 1996 году начало работу в Киеве Посольство Афганистана в Украине, деятельность которого из первых шагов сориентирована на приоритетное решение проблемы ВП и БВП.
В 1998 году открыто Посольство Украины в Пакистане. Активно проводил работу по решению проблем бывших военнопленных в период 1998-2004 гг. Чрезвычайный Полномочный Посол Украины в Пакистане Пономаренко В.С.
В первом полугодии 1996 года в Киеве начала работать региональная делегация МККК, которая содействует активизации решения проблемы ВП и БВП.
Весомый вклад в решение проблемы ВП и БВП вносит Общество Красного Креста Украины (президент Усиченко И.И.), которое имеет связи с международными организациями и ставит эти вопросы ежегодно при проведении конференций и других мероприятий МККК и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКККП).
При разработке и реализации мероприятий, направленных на освобождение ВП, Украина исходит из необходимости предоставления им права выбора в определении своей дальнейшей судьбы. Поэтому на первом этапе, предшествующем освобождению, планировалась организация встреч военнопленных с их родными.
Для этой цели были разработаны и направлены в МККК (Женева) предложения об организации постоянных пунктов встреч в пограничных районах возле действующих мостовых переходов Кушка (Туркменистан) - Тарагунди (Афганистан) и Термез (Узбекистан) - Хайратон (Афганистан). Указанное предложение нашло поддержку МККК, который в свою очередь проинформировал о ней заинтересованные государства и организации.
В июле 1992 года была организована встреча бывшего ВП Цевмы Г.А. с отцом Цевмой А.М., жителем Донецкой области. Встреча проходила в пограничном районе Таджикистана. Цевма Г.А., по предварительной договоренности, был переправлен через границу в сопровождении моджахедов на таджикский берег реки Пяндж, а потом его возвратили назад, на афганский берег. Цевма Г.А. заявил о своем желании возвратиться в Украину. В последующем были организованы сеансы непосредственных телефонных переговоров Цевмы Г.А. с Посольством Украины в Пакистане, а также с родственниками, которые живут в Донецкой области, Цевме Г.А. предоставлялась материальная помощь Посольством Украины в Пакистане. В 2002 году был проведен полный комплекс подготовительных мероприятий по возвращению Цевмы Г.А. вместе с его афганской женой и тремя детьми в Украину, включая решение квартирного вопроса. Но на последнем этапе, непосредственно перед вылетом из аэропорта Кабула, Цевма Г.А. отказался от возвращения на родину.
В 2002 году было уточнено место пребывания в Афганистане Левенца А.Ю. (из Луганской области) и состоялся разговор с ним по телефону у Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Пакистане Пономаренко В.С., в которой Левенец А.Ю. высказал желание посетить Украину.
В декабре 1992 года была организована встреча бывшего ВП Быстрова Н.с родными, которые проживают в Луганской области. Встреча проходила в г.Мазари-Шарифе (Афганистан) через мостовой переход Термез-Хайратон. Тем самим были созданы предпосылки для возвращения Быстрова Н. на родину, что было реализовано во втором полугодии 1995 г. Быстров Н. принял решение остаться на постоянное проживание в Российской Федерации, дал согласие проводить разъяснительную работу среди бывших ВП, которые осталось в Афганистане, и оказывать содействие в их возвращении на Родину. По поручению Комитета по делам воинов-интернационалистов СНГ в последующем Быстров Н. неоднократно принимал участие в мероприятиях по розыску и возвращению ВП на территории Афганистана.
В предшествующие годы была организована передача писем от семей Левенца (Луганская обл.,), Цевмы (Донецкая обл.), Выродова (г.Харьков), Дубины (Днепропетровская обл.) в Афганистан. Были получены из Афганистана видеоматериалы и переданы семье Балабанова (Полтавская обл.). Для Левенца и Цевмы были отсняты в Украине и переданы в Афганистан видеофильмы о жизни их родных. Проведены организационные мероприятия по встрече бывшего военнослужащего В.Дубины с матерью М.Дубиной (Днепропетровская обл.).
На протяжении 1991-1996 гг. неоднократно осуществлялись попытки решить вопрос о судьбах бывших ВП Назарова В., Выродова Н.и Дубины В.
Как акт доброй воли 8 марта 1993 г. был возвращен бывший ВП Назаров В.(г.Мариуполь Донецкой обл.), который на всех предшествующих встречах с официальными представителями заявлял о своем желании возвратиться на родину.
25 мая 1996 года из Афганистана в Киев, благодаря проведению комплекса совместных мероприятий организаций Украины и СНГ, возвратились двое бывших ВП Выродов Н. (г.Харьков), Дубина В. (Днепропетровская обл.).
В 2000-2002 гг. пакистанская сторона подтвердила факт восстания военнопленных 25 апреля 1985г. и их попытку вооруженного освобождения из тюрьмы в населенном пункте Бадабер около г. Пешавара (Северо-Западная пограничная провинция Пакистана). Среди погибших военнопленных Коршенко С.В. был призван в Вооруженные силы из Украины и родители его жили в АР Крым. По представлению Совета министров АР Крым и Государственного комитета Украины по делам ветеранов Президент Украины Указом от 8 февраля 2003 года за личное мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, наградил орденом "За мужество" III степени Коршенка С.В. (посмертно).
В результате розыска найдены в Афганистане места погребения бывших ВП Балабанова В.А, Кускова В.Г., Петикова Е.В. Переданы матери Кускова В.Г. его личные вещи. Проведена идентификация и захоронены на родине останки Петикова Е.В., которые были доставлены из Афганистана в Москву очередной экспедицией Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников СНГ.
На основании материалов, полученных в результате розыска в 1993-1994 гг., установлены обстоятельства гибели и сняты обвинения в измене с офицера Зайца Н.Л. (Волынская область), который попал в плен и был казнен душманами за отказ от сотрудничества с ними. Информация представлена семье погибшего и общественности Украины.
Поддерживаются контакты с двумя бывшими ВП Цевмой Г. (Донецкая обл.) и Левенцом А. (Луганская обл.), которым были предоставлены все возможности для возвращения и обустройства в Украине. Но они воздержались от их реализации в свое время и теперь имеют возможность приехать в Украину в установленном законом порядке, воспользовавшись помощью консульских служб.
Продолжается поиск других ВП и БВП с использованием более широких возможностей, которые открылись в связи с изменением военно-политической ситуации в Афганистане и вокруг него.
Опыт работы Госкомитета, организаций других государств (Ирана, России, СНГ) показал, что достижение реальных результатов наиболее возможно при использовании так называемого "затратного механизма" - косвенного выкупа бывших военнопленных, необходимости "оплаты услуг исполнителей и посредников".
Учитывая конфиденциальность процессов получения и обновления информации по ВП и БВП, подготовки мероприятий, а также сжатые сроки реализации заключительных этапов мероприятий по организации встреч и освобождению ВП, Кабинет Министров Украины выделил в распоряжение председателя Госкомитета 100 тысяч долл. США с возможностью оперативного их использования.
Семьям ВП и БВП предоставляется материальная помощь государственными органами социальной защиты и общественными организациями ветеранов войны наравне с семьями погибших военнослужащих. С семьями ВП и БВП поддерживается постоянная связь. Представитель семей входил в состав МРГ. Обо всех планируемых и осуществляемых мероприятиях члены семей информируются через средства массовой информации, в письмах, по телефону или, в случае необходимости, лично. Ни один из запросов членов семей ВП и БВП не остается без ответа.
ВП,которые возвратилисьна родину, в период адаптации получают дополнительную помощь за счет средств из государственных источников и средств Украинского Союза ветеранов Афганистана. В дальнейшем на них распространяются меры социальной защиты, предусмотренные законодательством для всех ветеранов афганской войны.
Процесс реадаптации бывших ВП проходит очень болезненно. Не смотря на принятые меры, большинство из них чувствуют себя оторванными от общества. Так, в России имеются случаи возвращения освобожденных ВП обратно в Афганистан. Возвратился в Афганистан из Украины Выродов Н. в связи с неудовлетворенностью материальной стороной жизни в Украине, сложностью отношений в семье, индивидуальными психологическими особенностями характера. В 2008 году получена информация о его смерти в Афганистане. Отрицательную оценку своему положению давал в личных беседах и в интервью в средствах массовой информации Назаров В. После продолжительных сомнений и колебаний остался на Родине Дубина В. По отношению к нему решены все необходимые вопросы гражданства, легализации, трудоустройства, предоставления первичной материальной помощи.
Работа с Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ проводится на основе "Соглашения о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, которые попали в плен и пропали без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" (28 апреля 1993 г., Минск). В Комитете по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ создано отдельное структурное подразделение, которое на протяжении многих лет возглавлял Бирюков Леонид Игнатьевич. В дальнейшем на этом направлении успешно работали Желтаков М.Ю. и Каримов Р.А. Неослабное внимание этой работе уделяет Председатель Комитета Аушев Руслан Султанович, который неоднократно лично встречался с лидерами афганских моджахедов по вопросам освобождения ВП. В совместной работе решаются вопросы координации действий по проблемам ВП и БВП, независимо от того, гражданами какого государства они являются. Основные мероприятия, которые имели положительные результаты для Украины, были проведены совместно с Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участниц Содружества.
В связи с отсутствием у Украины общей границы с Афганистаном, работа по проблеме ВП и БВП организуется с использованием возможностей организаций и государств - посредников.
Общественное обеспечение включает привлечение общественного внимания к проблеме ВП и БВП, формирование положительного отношения к лицам, попавшим в плен как к жертвам войны, а также регулярное информирование общественности о роли государственных органов в решении проблемы, о проведенных мероприятиях и состоянии проблемы. Для этого широко используются возможности СМИ. Руководители Госкомитета, МРГ регулярно выступают в СМИ с обзором материалов, связанных с проблемами ликвидации последствий афганской войны. Решению этих вопросов оказывает содействие издание Украинским Союзом ветеранов Афганистана и Госкомитетом своей газеты, создание сайта, телевизионной и радио программ, которые освещают каждый шаг в решении проблемы ВП и БВП.
Анализ полученных результатов показал, что бывшие военнопленные на протяжении длительного времени остаются "живым товаром" для их непосредственных хозяев.
Организации государств, которые предоставляли Украине помощь в решении проблемы ВП и БВП или не имели достаточного влияния на лиц в Афганистане, которые удерживали военнопленных, или не использовали это влияние в полной мере, стараясь получить при этом собственную политическую выгоду.
Конкретные результаты по освобождению военнопленных достигались при установлении непосредственных связей с лидерами Афганистана, способными решать судьбы бывших военнопленных. Этому содействовало установление дипломатических отношений между Украиной и Афганистаном. Повышению эффективности работы в решении проблем ВП и БВП оказывает координация действий с организациями других государств, которые решают аналогичные вопросы.
Решение проблемы ВП и БВП всегда носит затяжной характер и нельзя рассчитывать на возможность его форсирования.
Участие органов законодательной и исполнительной власти Украины, активная позиция, настойчивая, целенаправленная работа в решении проблем ВП и БВП содействует росту политического авторитета Украины как правового государства, которое уважает нормы Международного гуманитарного права, а также способствует снижению социального напряжения среди граждан Украины, которые ощущают на себе последствия афганской войны.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023