ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Записки военного советника. В августе 79-го.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В августе 79-го обстановка динамично изменялась. Нам пришлось перестраивать свои отношения с подсоветными и больше брать на себя.


   Записки военного советника. В августе 79- го.
  
   Август 1979 года.
  
   01.08.1979. Материалы боевых донесений:
   Освобожден Шинкай, уничтожено 150 мятежников.
   Отряд, освобождавший Чора (140 км. северо-восточнее Кандагара) был окружен, при выходе из окружения к Тиринкуту (115 км. севернее Кандагара) понес потери. Мятежниками уничтожено: 1 радиостанция на автомобиле, 1 грузовой автомобиль; захвачено: 1 ДШК и один танк Т-54.
   Сводный отряд 17-й пехотной дивизии (2 пехотных роты, 2 танковых роты, 2 пушки 76-мм, 2 минометных взвода, 2 радиостанции, 1 топливозаправщик, 1 санитарная машина) достиг Гульран (95 км. северо-западнее г.Герата). Задача: в районе Кариз-Альяс (140 км. северо-западнее г.Герата) отбить или уничтожить один танк Т-54 и одну БРДМ, находящиеся у мятежников.
   Города Гардез и Ургун обстреляны мятежниками из пушек и минометов.
   Взлетно-посадочная полоса в г.Хост отремонтирована.
  
   03.08.1979. Материалы боевых донесений:
   В Панджшере (45 км. северо-восточнее Баграма) мятежники.
   По дороге (старая дорога) Кабул-Газни у Саидабада (65 км. от Кабула) группа мятежников до 500 человек с белым флагом. В Саидабаде - наши. Командующий послал Ми-25 с приказом действовать по обстановке и по погоде. Вертолет вернулся - погода плохая, ничего не выяснил.
  
   04.08.1979 Материалы боевых донесений:
   Погода плохая, нелетная, перевал закрыт. Общая обстановка: взорван железобетонный мост (длина около 50 м) у перевала Саланг (83 км. севернее Кабула), предпринимаются попытки восстановить его за счет РМ-49.
   Противник пытался взять Ургун, но отброшен. В Чемкани - стрельба, в Джаджи и Гардезе - спокойно.
   Отряд 15 пехотного полка 14 пехотной дивизии активными действиями в районе (12 км юго-западнее Катаваз) уничтожил 260 мятежников. Захвачено: 1 ДШК, 2 ручные гранаты китайского производства, 50 кГ взрывчатки, на упаковке которой написано "1-я Пакистанская дивизия". Получено указание Амина - доставить трофеи в Кабул.
   Мятежники перекрыли дорогу Кабул-Кандагар (в 20 км. от Газни в сторону Кандагара). Дорога разблокирована посланной группой, 14 мятежников убито.
   В боевых действиях 11 пехотной дивизии убито 53 мятежника.
   На базе в Хайратоне (на границе с СССР) загружено 70 автомобилей товарами с севера, но двигаться в Кабул не могут.
  
   05.08.1979. Мятеж. Рассказы участников и свидетелей.
   Кузнецов Е.Н., полковник, советник начальника связи ВВС и ПВО ДРА:
   В ночь с 4 на 5 августа был раскрыт самый крупный заговор против правительства. Аресты заговорщиков начали в ночь с 03.08. на 04.08. По плану реализация заговора должна была начаться в 3.00, ночью с 04.08 на 05.08. Но это не удалось и начало перенесли на 12.45 05.08 (время начала обеда, когда советники уезжают из воинских частей). Во всех полках и дивизиях были подготовлены группы с задачей уничтожить командование. К каждому танку были приставлены люди, которые должны их захватить. План обороны Кабула мятежникам был известен. Утечка информации происходила из Генштаба (Министерства Обороны). Ко всем точкам города, на которые выводились танки, были направлены группы из подкупленных бывших танкистов. После захвата танков каждая группа получала конкретную задачу. Однако общий сигнал не прошел. Но 26-й полк "Командос", базирующийся в крепости Балахисар выступил частью личного состава на стороне мятежников (1 батальон и все подразделение связи). Командир полка и 2 батальона отказались от выступления. Командир полка ранен. В это время в полку находилось 6 наших советников. Подавление мятежа проходило неорганизованно. Танкисты стреляли в воздух, а не по целям - уходящему в горы батальону, дали возможность мятежникам уйти. Прицельно била только авиация. Ник Мамад позвонил в штаб ВВС из Оперативной Группы Генштаба с указанием не наносить удар по штабу в Балахисаре. При подавлении мятежа авиация сделала 81 вылет в том числе 49 вылетов с боевым применением оружия. Руководство мятежа - полковник из Министерства Обороны (начальник отдела строительного управления), организаторы - парчамовцы, маоисты, братья мусульмане.
   Тутушкин С.П., генерал-майор, замполит аппарата советников:
   Я поддерживал связь с 26-м полком в течение всех событий. Спрашиваю советников: "Что вы делаете?" - "Стреляем" - "Куда?" - "Не знаем" - "Что видите?" - "Ничего не видим, но стреляем".
   Галахов В.И., полковник, советник начальника оперативного отдела штаба ВВС ДРА:
   Выступление возглавлялось чисто парчамовцами. 40 человек убиты, 7 - смертельно ранены и скончались, более 70 - ранены и отправлены в госпиталь.
   Другие советники:
   Госпиталь забит ранеными с обеих сторон. Арестовано 539 человек. Из штаба ВВС арестован Ник Мамад, который имел задание расстрелять оперативную группу. Амин сказал, что это заговор со стороны Ирана и Пакистана, а о парчамовцах ничего не говорил.
   В 26-м десантном полку все события 5 августа начались во время обеда. Члены партии (хальковцы) рузу не соблюдали и пришли на обед. Их встретили и сказали, что в столовую входить с оружием нельзя. Они сдали оружие, прошли в зал. Человек, который их встречал, начал их косить из автомата и сразу положил многих членов партии, в том числе и замполита.
   В батальоне "Командос" шло совещание офицеров. В кабинет вошел человек и расстрелял всех 8 или 9 человек.
   Напились два переводчика: один из них от радости, что остался жив (он был в 26-м полку), другой - с ним за компанию.
  
   06.08.1979. Материалы боевых донесений:
   В целом обстановка в стране резко обострилась.
   Мятеж в Кабуле (05.08.79 в 12-30) подавлен.
   На дороге Кабул-Кандагар (60 км юго-западнее Мукора) взорван мост, ведутся восстановительные работы.
   Отряд 58 пехотного полка 14 пехотной дивизии разгромил мятежников в районе взорванного моста. Убито 200 мятежников, уничтожено 4 орудия и несколько автомашин.
   Командир 2-го Армейского корпуса доложил, что в районе (30 км юго-западнее Тиринкута) окружен и сдался без боя мятежникам отряд 150 человек с оружием и техникой (1 танк, 1 БТР).
   На помощь в Тиринкут отправлен отряд 2 Армейского корпуса (200 человек, 5 танков, батарея 76-мм орудий, батарея 122-мм орудий, минометная батарея, инженерная рота, разведгруппа на 2 БРДМ, ремгруппа, радиостанция, запас продовольствия на 5 суток, 200 кг взрывчатых веществ).
   В 15 км северо-восточнее Калата подвергся нападению строительный отряд. Мятежники захватили 4 машины с личным составом, одну машину с взрывчатыми веществами, а также 15 бочек горючего.
   В районе 20 км восточнее Адраскана действует сильная группа мятежников. На ее подавление направлено: батальон 70 пехотного полка с двумя БТР и шестью 82-мм минометами.
   В районе Саид-Карам (20 км северо-восточнее Гардеза) сосредотачивается до 5000 мятежников с двумя танками и БТР. В районе Зурмата также наблюдается сосредоточение мятежников. Артогнем мятежники рассеяны.
   По докладу АКСА (спецслужба Афганистана) у мятежников в районе Чамкани имеется танк и БРДМ. Получены данные, что 6-7.08.1979 г. они предпримут попытку захватить Гардез. Население оказывает помощь мятежникам.
   По расположению 36 пехотного полка в Джаджи ведется огонь из минометов. Нарушено водоснабжение полка. Мятежники выгоняют население из Меланга и забирают пшеницу.
   В Ургуне со всех сторон с расстояния 500-600 м постоянно ведется ружейно-пулеметный огонь.
   В районе Гульбахара (30 км. севернее Баграма) мятежники попытались захватить мост. Рассеяны силами охраны.
   В остальных районах страны положение без изменений.
  
   06.08.1979. Доклад командира отряда ВТА полковника Василия Макаровича Маматова:
   Эксплуатационные и боевые возможности применения ВТА СССР в Афганистане.
   Основное назначение ВТА: десантирование, перевозка грузов, топлива, эвакуация раненых, постановка помех. Более 50% деятельности ВТА занимает перевозка грузов. Основными самолетами являются средние Ан-12 и Ил-76 и тяжелые Ан-22.
   Ан-12 могут садиться на 11 аэродромах Афганистана: Кабул, Кандагар, Мазари-Шариф (2 аэродрома), Баграм, Кундуз, Хост, Герат, Шинданд, Джелалабад и Лашкаргах. На последних двух - с определенными ограничениями.
   Ан-22 и Ил-76 могут сесть только в Кабуле, Баграме, Кандагаре и Шинданде. Стоял вопрос о возможности посадки Ан-22 в Хосте. Из Москвы задавали вопросы о прочности грунта, размерах полосы и др.
   Самолеты Ан-22, Ил-76 - герметичны. У Ан-12 - герметична только часть - пилотская кабина и кабина сопровождающих. Грузовой отсек негерметичен, но обогревается до положительных температур.
   Экипажи ВТА - летчики 1,2 класса (85% - 1 класс, 15% - 2 класс). Все командиры кораблей - летчики только первого класса.
   Характеристики самолетов ВТА приведены в таблице.
   Размеры груза по высоте и ширине должны быть меньше на 150 мм, а по длине на 2х500 мм размеров грузовой кабины. Грузоподъемность кран-балки - до 3 т.
   В санитарном варианте имеется несколько вариантов, например:
   64 лежачих + 3 сопровождающих;
   60 лежачих + 30 сидячих + 3 сопровождающих.
   Имеется система межсамолетной навигации, которая обеспечивает автоматическое поддержание интервала и дистанции самолетов в плотных боевых порядках.
  
   Таблица

Характеристики самолетов ВТА .

  
  
   Тип самолета

Ан-22

Ил-76

Ан-12

   Класс

тяжелый

Средний

Средний

   Состав в ВТА СССР, %

10

15

75

   Максимальный взлетный вес, т

225

170

61

   Максимальный груз, т

60

42

20

   Максимальная высота (потолок), м

9000

12000

9000

   Скорость, км/час

640

825

660

   Длина разбега, м

1460

1600

1230

   Размах крыльев, м

24,6

55,6

38

   Длина,м

57,3

46,6

33,1

   Высота, м

12,53

14,8

11,4

   Десант, чел.

145

115

60

   Боевая техника на платформах

4

3

1-2

   Перевозка личного состава, чел.

292

150

98

   Перевозка горючего

54 бочки

   Заправка полная, т

96

79

23

   Дальность, тыс.км.

3-4

2-3,7

3,5-3,7

   Длина ВПП аэродрома, м

2500

2500

2000

   Максимальная продолжительность
   полета

14 ч 28 мин

11 ч 39 мин

11 ч 40 мин

  
  
  
   07.08.1979. Советник Главкома ВВС и ПВО ДРА Орлов О.Г. обрисовал общую обстановку и поставил задачи советникам:
   Амин собирал верховное главнокомандование вооруженных сил. Советских советников никого не пригласили. В целях безопасности необходимо учесть, что приобретает значение индивидуальный террор. Особенно опасен период окончания рузы. В прошлом году в этот период только в армии было арестовано 600 человек.
   Главная задача на 08.08. - доставка боеприпасов и 24 солдат - командос в Ургун.
   Материалы боевых донесений:
   Наземная обстановка на 7.00:
   Ночью мятежники в районе Ургуна, Чамкани группами сосредотачивались на расстоянии 250-300 м от крепости и вели ружейно-пулеметную стрельбу.
   Артиллерия Гардеза всю ночь вела огонь по запланированным целям в районе Зурмата.
   Советник комкора Вишневский доложил об обстановке в зоне ответственности 2-го Армейского корпуса:
   В Ургуне на юге и войска, и мятежники находятся в непосредственной близости от крепости. Но аэродром Ургуна 06.08. в 17.00 отбит у мятежников, которых отбросили на расстоянии до 1 км. от аэродрома.
   В провинции Бадгиз мятежники напали на город Мургаб. Связь с группой (взвод) в Мургабе прервана. Направлен отряд из Калайнау, но обстановка остается неясной.
   В провинции Нимруз нападение на водохранилище Камалхан (200 км. южнее г.Фарах). 4 рабочих убито. Мятежники разграбили поселок, забрали автомашину и скрылись.
   Оба северных моста восстановлены. Все мосты взяты под охрану 8-й пехотной дивизией. Движение с Севера возобновилось.
   В остальных провинциях спокойно.
  
   08.08.1979. Совещание у Главного военного советника.
   Орлов О.Г.: Авиация попыталась высадить десант и грузы в Ургуне. Не все удалось сделать. Один вертолет подбит, экипаж получил ранения, другой рулил без остановки и с него сбрасывали грузы, третий - так и не сел. Там стоит проблема вывоза советских советников. Время уже упущено. Авиагарнизон Баграма и транспортный полк работают "на износ". Необходимо ехать к Амину и доложить, что авиация находится на пределе своих возможностей. Не известно, все ли нити заговора и мятежа выкорчеваны, надо быть бдительными.
   Плохая дисциплина среди переводчиков: двое напились, взяли "Тойоту", афганского офицера и погнали на Джелалабад, проскочили пост, устроили перестрелку.
   Для укрепления дисциплины первые мероприятия - это осмотр внешнего вида. Затем будут строевые смотры советников. Каждый день к 22.00 докладывать о наличии людей в коллективах советников. Каждый советник должен знать телефоны Главного военного советника и его заместителей.
   Козин Н.П.: Транспортный полк несет огромную нагрузку, а ряд афганских экипажей по 2-3 суток не выходит на службу. Сегодня во время разбора полетов выяснилось, что экипажи вертолетов, летавших на Ургун, не имели четкой задачи, не был назначен старший группы. Грузы бросили и никто их не собирал. Третий экипаж не стал садиться, сославшись на то, что оба члена экипажа были больны. Ставится вопрос: "Почему экипаж не выполнил боевой задачи?". Экипажам вертолетов Ми-8 не известен порядок применения других летательных аппаратов. Сигнал должен быть подан с севшего вертолета, командир должен был выпустить белый дым или флаг.
   Советник командира транспортного авиационного полка отстаивал летчиков и разъяснял их действия. Условия посадки не были переданы и, возможно, летчик не справился с посадкой. Группа прилетела в Ургун, но их никто не встречал из сухопутных войск, разгружали сами. Летчики уже боятся летать в Ургун.
   Из-под ареста освобожден Ник Мамад.
   Материалы боевых донесений:
   Наземная обстановка за 08.08.1979 г.
   В Мургабе спокойно, но связь не восстанавливалась.
   В Чамкани - перестрелка. Ночью (00.00-02.00) мятежники предприняли несколько атак, но были отбиты. В расположении мятежников замечено несколько человек в военной форме одежды армии ДРА.
   В Хосте спокойно, но кончились боеприпасы для 122-мм гаубиц и горюче-смазочные материалы.
   В Ургуне на исходе боеприпасы. Удары просят наносить не ближе 1 км. на юг и по реке Зама.
   Отряд прибыл в Тиринкут. По пути был обстрелян. Взято в плен 5 мятежников. В пути перевернулась одна автомашина - 18 человек ранено.
   Провинция Заболь, в Шаджое рабочие разоружили два поста царандоя. Людей увели в неизвестном направлении. На поиски направлено 80 всадников и 1 БТР.
   Пагман - в район Алишанг вышел отряд 11 пехотного полка (пехотный батальон, батарея 107 мм орудий, батарея 122 мм орудий, 3 БТР, 2 танка).
   Из Кабула в Мазари-Шариф по маршруту вышел отряд 100 человек (отборных) и 2 БТР.
   В районе Гульбахар ночью шел бой. Противник рассеян, заняты господствующие высоты.
   Отряд 14 пехотной дивизии выполнял разведку в районе Хузман (30 км юго-восточнее Мукора), попал в засаду, ведет бой в окружении. Выслана помощь.
  
   09.08.1979. Авиаремонтный завод (АРЗ) в Баграме. При полете Кабул-Баграм впервые заглянул сверху в жилье афганцев за высокие глинобитные стены-дувалы. Домики, дворики, посредине каждого - большое ветвистое дерево.
   АРЗ обеспечивал ремонт самолетов МиГ-17. Теперь планировалась его реконструкция и переход на ремонт новой техники - самолетов МиГ-21. Из Москвы прибыла группа авторов проекта реконструкции и члены комиссии по его приемке. Защита проекта проходила на месте его реализации с участием руководства авиационно-инженерной службы ВВС ДРА, завода и их советников. Начальник АРЗ и главный инженер - оба выпускники Киевского авиационного училища и его адъюнктуры. Обращение к ним особенное - "товарищ доктор". Оба коренасты, больше широки, чем высоки. На традиционном афганском обеде с грузинским коньяком, индийским рисом, американской "фантой" и баграмскими дынями "доктор" поставил мне точный диагноз: "Раз он не пьет - значит болен" (киевская школа!).
   Проект успешно защищен, акты подписаны, но обратный вылет затягивается. Неопределенность внес начальник гарнизона Баграм полковник Абдул Кадыр. Он никак не мог решить, лететь ли ему с нами или на персональном Ан-2. К сожалению, комиссия допустила протокольную погрешность - не представилась ему. Этот недостаток надо отнести в пассив организаторов. Но Кадыр сделал попытку уклониться от встречи. Его машина пошла к Ан-2 и наш Ан-26 запустил двигатели, вырулил на взлетно-посадочную полосу и начал разгон. Потом самолет вдруг тормознул и пошел обратно на рулежку. Все-таки Кадыр полетел с нами - его Ан-2 так и не запустился. На развороте при заходе на посадку в Кабуле увидел строгие очертания тюрьмы Поли-Чархи, построенной немцами. Впечатляет.
   Материалы боевых донесений:
   Наземная обстановка за 09.08.79.
   В Ургуне, Джаджи, Чамкани, Зурмате - ночью велась стрельба.
   Мятежники напали на уезд Джаджи, Майдан и волость Бак (30 км северо-восточнее Хоста). Население перешло на сторону мятежников.
   Отряд 2-го Армейского корпуса, посланный в Тиринкут, выполнил задачу и направляется в Неж (25 км юго-западнее Тиринкута).
   Оживились мятежники в районе Дари-Судо.
   В остальных районах без изменений.
   Задачи авиации на 09.08.1979 г.:
   Посадка в Ургуне 3-х групп по 3 вертолета Ми-8 (09.00; 12.30; 16.00). Прикрытие каждого вылета 2 вертолетами Ми-25 и перед прибытием вертолетов Ми-8 наносят удары 4 самолета Су-7Б. Интервалы в группе между вертолетами Ми-8 - 10 мин.
   Реализация: 1-й Ми-8 приземлился в 9.25, получил повреждения, 2-й Ми-8 приземлился в 9.35, выбросил грузы, получил незначительные повреждения, улетел в Гардез. Прекратили доставку грузов. Командир 22 горно-пехотного полка доложил, что не может обеспечить безопасную посадку вертолетов.
   В других районах работали:
   Чамкани - 6 самолетов Су-7Б.
   Джаджи - 2 самолета Ил-28, Зурмат - 1 самолет Ил-28.
   В Хост совершили 6 рейсов самолеты Ан-12.
  
   10.08.1979. Строевой смотр и совещание с переводчиками.
   Генерал Тутушкин С.П. (замполит аппарата советников): Главный военный совiтник генерал Горелов Л.Н. просил всех старших коллективов предусмотреть мероприятия по обеспечению выполнения правил поведения и бдительности за рубежом. В целом наши товарищи ведут себя достойно, как настоящие интернационалисты, показывают образцы своим подшефным товарищам. Мы гордимся этим. Но! Есть и такие, которые неоднократно позорят нас. На почве пьянства произошли ЧП, о которых знает Министр обороны СССР - это убийство переводчиком Садыковым советника. Однако и из этого трагического случая необходимых выводов сделано не было. Была драка между переводчиками. 7 августа снова произошло происшествие с переводчиком Рыжкиным. И только благодаря действию переводчика Глыбина удалось предотвратить преступление. Рыжкин в настоящих боевых условиях вел себя хорошо и достойно. Но недавно он встречается с афганцем Абуллой - темной личностью, старшим лейтенантом запаса, который учился в Рязани, очень интересовался событиями в полку, в свое время отказался стрелять по мятежникам. Жена Рыжкина, предвидя пьянку, учитывая состояние мужа, берет и выливает водку в унитаз. А водку снова приносит афганец. Они обиделись и ушли к Глыбину, у которого была водка из Москвы. Глыбин не пил. А эти двое напились и все вместе поехали на машине Абдуллы. Когда от Кабула отъехали на 25 км в сторону Джелалабада, Глыбин заставил остановить машину. Абдулла сквозь зубы сказал: "Ох, всех бы этих русских перестрелял!". Рыжкин объяснял свои действия желанием раскрыть новый заговор. Но на трезвую голову он оценил бы обстановку не так. Будут приняты самые решительные меры.
   Недавно были откомандированы из страны два переводчика Агаев и Якубов. Они установили связи (неделовые) с афганскими гражданами, которые доставали радиотовары по более низким ценам, а сами оказались агентами ЦРУ. Надо соизмерять свои силы в действиях разведки.
   Обстановка в ДРА остается сложной. Террор и беспорядки создают неуверенность в народе и армии. Боевой дух проверяется не на митингах, а в боевых действиях. А подразделения афганской армии сдаются вместе с техникой и вооружением. Всеми силами противник пытается проникнуть в ряды афганской армии.
   Если раньше советник выдавал рекомендации и не заботился о их реализации, то теперь подход другой - советник должен добиваться реализаций своих предложений, направленных на укрепление армии. Большая роль при работе в армии принадлежит переводчикам, которые более четко могут передать мысли и рекомендации советников своим афганским товарищам.
   Советники 12 пехотной дивизии в Гардезе требуют каких-то льготных условий, а боевых действий не ведут. Противник дезинформирует высшее командование, сеет панику (нет патронов, нет хлеба, сдаемся), а от наших советников нет соответствующей информации. Но и наши советники иногда теряют инициативу. А сведения должны проверяться и перепроверяться.
   5 августа был самый крупный мятеж в Кабуле с далеко идущими целями, захватом вооружения, полицейских участков, государственных объектов. Народ оставался спокойным, даже спокойнее чем 26 июня. Большие аресты проведены почти во всех дивизиях в Кабуле и других местах. Переводчик Алексин спас жизнь командира афганского корпуса и он представлен к ордену Красная Звезда. В Ургунском полку, в Чамкани наши товарищи служат примером храбрости и инициативы.
   Тов. Амин сказал: "Афганскую революцию вместе с афганцами в одних окопах защищают советские советники".
   Полковник Ефимов (начальник штаба аппарата советников): Добавлю о замыслах поездки пьяных переводчиков. Их друга афганца выдворили из СССР за попытку продавать наркотики, выгнали из армии, три раза он был у Рыжкина и тот ни разу не докладывал. Возможно, он, прикрываясь нашими людьми, хотел через все КП уехать в Пакистан. Он говорил, что является командиром бригады гвардии, а это его советники. Их все и пропускали. И Рыжкин вместо того, чтобы совершить подвиг, нарушил целую серию приказов: о внеслужебных контактах с афганцами, о пользовании афганским транспортом, о выезде за территорию городка, об употреблении спиртных напитков.
   Строевой смотр - итоги не радуют.
  
   11.08.1979. Материалы боевых донесений:
   В Гардезе с вечера 10.08.всю ночь велась стрельба по зданию аэровокзала (малым и большим калибром).
   В Логаре 01.20 - 01.50 стреляли по медному руднику. Связь между рудни%E@Пїр8Малиадагой прервана.
   В Ургуне 03.50-04.15 обстреляли радиолокационный пост и расположение полка.
  
   12.08.1979. Проводится большая работа в Чамкани (с 8.50 до 13.00). Далее будет Гардез. Там обстановка все хуже и хуже. Но вчера хорошо поработали самолеты МиГ-21 - уничтожили 3 танка и 1 автомашину мятежников. Была работа на севере и востоке от Баграма. Там появляются группы мятежников с гор. На юго-западе, на стыке 3-х границ тоже есть работа. С сегодняшнего дня начинаются ночные боевые вылеты на самолетах Ил-28. Определенных целей для них ставиться не будет. Они будут вешать осветительные бомбы, бить по кострам, сеять панику.
   В период 15-18.08 в Мазари-Шариф будет проведен первый выпуск летчиков, прием госэкзаменов на самолетах Л-39. Представитель в Госкомиссии от советников - Аблазов В.И.
   С 01.08 изменился курс рубль-афгани. Он был: за 100 руб-6724 афг., стал за 100 руб. - 6024 афг. Для компенсации потерь зарплата советников увеличивается на 17% (была 241 стала 290 инвалютных рублей).
  
   13.08.1979. Осложнилась общая обстановка в районе Баграма. Сдан Зурмат. С утра запланирована работа по Зурмату. Второй удар - по Ургуну, затем Джелалабад. Требуются вертолеты Ми-25.
   Получена шифротелефонограмма из Тиринкута: "В Тиринкуте дождь, дом губернатора смыт" (В Тиринкуте мятежники, губернатор пал).
   По результатам работы московской комиссии по проблемам эксплуатации и применения боевых вертолетов Ми-24А в Афганистане, вопреки согласованному с советниками акту, получена телеграмма за подписью Скорикова от 11.08.79: "После 2-х месяцев безграмотной эксплуатации афганскими специалистами при попустительстве советских советников три вертолета безвозвратно потеряны, а остальные приведены в аварийное состояние. Для восстановления ресурса потребуется оборудование на несколько миллионов инвалютных рублей. Эксплуатация аналогичных вертолетов в Закавказье и Средней Азии показала, что эти вертолеты работают надежно и вырабатывают установленный ресурс". В связи с этим Главный военный советник должен принимать серьезные меры, которые в первую очередь будут касаться советников.
   Задачи авиации на 13.08.1979 г.:
      -- 08.00 - 10.00 удар по Зурмату (2 Су-7Б, 2 МиГ-21, 2 Ми-24).
      -- 10.30-13.00 удар по Ургуну (2 Су-7Б, 2 МиГ-21, 2 Ми-25),
   доставка грузов (2 Ми-8, 2 Ан-2), удар по Ургун-Бала (2 Ил-28).
      -- Придаются командиру 8 пехотной дивизии:
   для работы в районе Панджшера 2 Ми-24,
   для работы в Джелалабаде 1 Ми-8.
      -- Резерв: 2 Ил-28, 2 Су-7Б, 3 Ми-25 (24).
  
   14.08.1979. О подготовке кадров для ВВС и ПВО ДРА.
   Решением Правительства ДРА и приказом Министра обороны ДРА в апреле 1979 г. на базе бывшей Летно-технической школы (ЛТШ) организовано Училище ВВС и ПВО ДРА. Основной задачей училища является подготовка летного и технического офицерского состава, а также младших специалистов для ВВС и ПВО. По штатно-организационной структуре в училище предусмотрено 4 факультета: Военно-Воздушных Сил (4 кафедры), Зенитно-Ракетных Войск и Зенитной Артиллерии (2 кафедры), Радио-технических Войск и Связи (2 кафедры), Тыла и транспорта (2 кафедры). В настоящее время проходит процесс формирования подразделений училища и создание материальной базы. По окончанию этого периода планируется иметь численность постоянного состава 1038 человек и обеспечить подготовку 930 курсантов по 20 специальностям. Должностная категория начальника училища - генерал-лейтенант, заместителя начальника училища - начальника учебного отдела - генерал-майор.
   Высшее образование офицеры ВВС и ПВО получают за рубежом, в основном, в СССР. Сведения о подготовке и переподготовке в СССР кадров для ВВС и ПВО ДРА приведены в таблицах (БА - бомбардировочная авиация, ИА - истребительная авиация, ИБА - истребительно-бомбардировочная авиация, ВА - вертолетная авиация, ЗРВ - зенитно-ракетные войска, РТВ - радиотехнические войска).
  
   Таблица

Подготовка в СССР кадров для ВВС и ПВО ДРА.

  
   Специальность
   Коли-чество
   Срок
   обучения
   Начало
   обучения
   Конец
   обучения
   Летчики БА

1

   4 года
   11.76
   11.80
   Летчики ИА и ИБА

16

   3 года
   11.78
   11.81
   Летчики ВА (Ми-25)

5

   3 мес.
   03.79
   06.79
   Летчики ВА (Ми-25)

4

   3 мес.
   04.79
   07.79
   Летчики ВА (Ми-8)

10

   3 мес.
   05.79
   08.79
   Штурманы-бомбардировщики

13

   4 года
   09.76
   09.80
   Операторы вертолетов

8

   3 мес.
   03.79
   06.79
   Командная операт.-тактич. ВВС

2

   4 года
   08.78
   08.82
   Инженер по фотооборудованию

4

   4 года
   11.79
   11.83
   Инженер по авиадвигателям

2

   3 мес.
   05.79
   08.79
   Техник по авиадвигателям

17

   3 мес.
   03.79
   06.79
   Техник по авиадвигателям

15

   3 мес.
   05.79
   08.79
   Техник по авиавооружению

4

   3 мес.
   03.79
   06.79
   Техник по авиавооружению

9

   3 мес.
   05.79
   08.79
   Техник по авиаприборам

4

   3 мес.
   03.79
   06.79
   Техник по авиаприборам

7

   3 мес.
   05.79.
   08.79
   Техник по радиооборудованию

3

   3 мес.
   03.79
   06.79
   Техник по радиооборудованию

6

   3 мес.
   05.79
   08.79
   Опер.-тактическая тыла ВВС

2

   4 года
   08.78
   08.82
   Техник по двигателям Ми-24

2

   3 мес.
   04.79
   07.79
   Командно-штабная ЗРВ

3

   5 лет
   08.75
   08.80
   Командно-штабная ЗРВ

2

   5 лет
   09.76
   08.81
   Командно-штабная ЗРВ

6

   6 лет
   08.78
   08.84
   Командно-штабнаяЗРВ

3

   6 лет
   08.74
   08.80
   Инженер ЗРВ

6

   6 лет
   08.78
   08.78
   Инженер ЗРВ

3

   6 лет
   08.74
   08.80
  
   Подготовка в СССР кадров для ВВС и ПВО ДРА (на 15.08.1979 г.)
      -- По полной программе ВУЗов
  
   Специальность
   Количе-
   Обучение
  
   Ство
   срок (г)
   Начало
   конец
   Летчик БА

1

   4
   11.76
   11.80
   Летчик ИА и ИБА

16

   3
   11.78
   11.81
   Командная опер.-тактич. ВВС

2

   4
   08.78
   08.82
   Инженер по фотооборудованию

4

   4
   11.79
   11.83
   Опер.-тактическая тыла ВВС

2

   4
   08.78
   08.82
   Штурман БА, ВТА

13

   4
   09.76
   09.80
   Командно-штабная ЗРВ

3

   5
   08.75
   08.80
   Командно-штабная ЗРВ

2

   5
   09.76
   08.81
   Командно-штабная ЗРВ

6

   5
   08.78
   08.84
   Командно-штабная ЗРВ

3

   6
   08.74
   08.80
   Инженер ЗРВ

3

   6
   08.78
   08.84
   Инженер РТВ

6

   6
   08.74
   08.80
   В с е г о

61

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      -- По программе переподготовки со сроком 3 месяца в период 03-08.1979г.
  
   (СД - самолет и двигатель, АВ - авиационное вооружение, АО - авиационное оборудование, РЛО - радиолокационное оборудование).
   Специальность
   Количество
   Летчик ВА (Ми-25)

9

   Летчик ВА (Ми-8)

10

   Оператор ВА

8

   Инженер по СД

2

   Техник по СД

32

   Техник по АВ

13

   Техник по РЛО

9

   Техник по АО

11

   В с е г о

94

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   15.08.1979. Первый выпуск летчиков училища ВВС и ПВО ДРА. Работу Госкомиссии возглавляет начальник штаба ВВС полковник Хаджи Мамад, от советников - АблазовВ.И.
   Выпускники, их всего 15 человек, сдают два экзамена: теоретический по авиационной технике и практический по пилотированию самолета Л-39. По плану средний налет на курсанта должен составить: общий(с инструктором и самостоятельно) - около 60 час, 210 посадок, из них самостоятельно - 20 час, 60 посадок. Реально удалось обеспечить средний общий налет около 77 час при 308 посадках, самостоятельно - 22 час при 66 посадках.
   Списочный состав выпускников и оценки их знаний по технике по 5-ти бальной системе и навыков пилотирования по 100 бальной системе приведены в таблице. Из них 5 оставлено в качестве будущих летчиков-инструкторов на Л-39, а 10 отправлено в Кабул для теоретической подготовки на самолетах МиГ-17.
   Таблица
   Результаты Госэкзаменов 1-го выпуска летчиков Училища ВВС и ПВО ДРА.
  
   Фамилия, имя
   Оценки
  
   Техника
   Пилотирование
   М.Ясин*
   4

96

   Мирзагул
   4

91

   А.Джамиль*
   5

100

   Зиявулла
   4

94

   А.Джалил
   5

96

   А.Вуаси*
   4

92

   Бахрамуддин*
   4

90

   Хамидулла*
   5

100

   А.Расул
   5

90

   Шахмамуд
   5

100

   А.Сабор*
   4

85

   Гулям Сахи
   4

96

   Латиф*
   4

92

   Хаким
   5

99

   Хабибулах*
   4

87

  
   * погибли в боях в последующие годы.
  
   16.08.1979. Ночью была стрельба в Ургуне, в результате которой возник сильный пожар на базаре, сожжен на земле самолет Ан-2, который был оставлен там из-за неисправности. Горячие точки - Гардез, Джаджи. Авиация работает с напряжением. В ночь с 15.08 на 16.08. разрушен мост между Мукором и Джаджи. Вчера авиаторы громили колонну с танками. Думали, что это противник, сожгли БТР, а потом разобрались - свои. Но они сами виноваты. Якуб (начальник Генштаба) оправдывался - выслал усиленную роту для охраны губернатора, но никого не предупредил.
   Основные задачи на 17.08:
   Удар южнее и юго-западнее Гардеза, Джаджи - 4 МиГ-21, 2 Су-7Б, 2 Ми-25.
   Вертолеты на Джелалабад.
   Завтра в 17.00 прибывает комиссия во главе с генералом Павловским И.Г. В ее составе по авиации от маршала Кутахова П.С. - генерал Новицкий П.Д. Делегация закрытая, ее цель - оказать помощь в борьбе с контрреволюцией. Всем советникам необходимо подготовить доклады о положении дел, подготовить подсоветных. Если встречает комиссию подсоветный, то и советник тоже должен быть на месте. В комиссии мало светлого говорится об афганских вооруженных силах, хотя все дела держатся только на них.
  
   18.08.1979. Вчера авиация работала интенсивно - выполнено 112 боевых вылетов. Сегодня авиация будет работать по вызову, но, в основном, обеспечивается предварительная подготовка.
   Происшествие - из Кандагара рейсовым автобусом возвращалась комиссия Министерства обороны Афганистана. Один из членов комиссии в путевом листе записал "майор Джон". Мятежники остановили автобус, взяли этого "Джона" и вместе с ним 8 других офицеров, связали им руки и увели. А автобус отпустили.
   Прибыла комиссия из Москвы - всем быть готовым! День авиации - с праздником!
  
   19.08.1979. День Независимости Афганистана.
   Сделаны доклады генералам Павловскому И.Г. и Горелову Л.Н.
   По текущей работе: перевезены боеприпасы для 22 пехотного полка. От руководства полка никто не встречал, скорее всего, боеприпасы им и не нужны, а использован только повод для вызова вертолетов. Неуправляемая масса офицеров и солдат полезла в вертолеты. Летчики угрожали применением оружия. На это "масса" ответила выстрелами и угрозами. В результате вертолеты были перегружены, получили боевые повреждения, а летчики - травмы. При посадке в Кабуле было повреждено шасси и только по счастливой случайности не произошла катастрофа. Информация советников из сухопутных частей о готовности к приему грузов и состоянии площадок - необъективна. Поэтому на них и должна быть возложена ответственность.
  
   20.08.1979. На аэродром Баграм прибывает для постоянного базирования 12 вертолетов Ми-8. Техническое имущество доставляется 24-мя рейсами самолетов Ан-12 и 4-мя рейсами самолетов Ил-76.
   Орлов О.Г.: Считаю нецелесообразным брать их под свою команду, поскольку часть из них обязательно погибнет и будет отправлена обратно в цинковых гробах. Афганцы будут посылать их в горячие точки. Советники ВВС и ПВО о присылке этой команды не знали и своих требований по этому вопросу не выдвигали.
   О работе московской комиссии: ее возглавляет генерал-майор Новицкий Павел Данилович, начальник отдела боевой подготовки армейской авиации ГШ ВВС, имеет большие полномочия. Эта группа не имеет конечного срока командировки. Новицкий будет проводить беседы со всеми советниками. Сегодня запланированы беседы: Кузнецов Е.Н.(Связь и РТО ВВС), Разуваев (РТВ), Нестеренко (Отдел боевой подготовки), Анохин (тыл). Завтра: Аблазов (Училище) и по остатку времени Козин Николай Прокофьевич (Политотдел), Маматов Василий Макарович (отряд Ан-12).
   На 30.08 запланирован отлет группы афганцев на переучивание в СССР на Ми-25.
   Долготелесову передайте большую "дыню" за то, что разрешил приехать в Кабул своей жене и жене Якименко. Кто их будет сопровождать, охранять? Кто их будет размещать? Где брать переводчиков?
   Землетрясение. Природа не выдержала нагоняев.
  
   21.08.1979. Кузнецов Г.В. (Политотдел): Выступление контрреволюции, намеченное на день 20.08, а затем перенесенное на ночь, все-таки не состоялось.
   Орлов О.Г.: Вчера с Главкомом решали вопросы размещения эскадрильи из 12 вертолетов Ми-8 (личный состав, площадки и т.д.). Потребовалось выделение от афганской стороны 74-х стрелков охраны, сопровождающих вертолеты. Это должны быть члены партии, с автоматами и пулеметами. Решили ускорить строительство жилых домов. Ну, а пока - большие трудности с размещением летчиков, техников, солдат. Были в хозяйстве Ломакина в Баграме. У них палатки стоят в капонирах, рвутся. Сейчас они сами стали делать кирпичи и будут строить казармы.
   Зам. Павловского И.Г. вылетел на рекогносцировку на Ан-2 в район Газни. В четверг Новицкий, Орлов и другие летят в Мазари-Шариф.
   Саврасенко Олег Сергеевич (советник главного инженера ВВС) - перед отпуском должен дать годовой отчет и заявку на технику и имущество на 1981 год. Они должны быть поданы в аппарат ГВС до 09.09.79 г.
   В СССР 01.09.79 г. отправляются 4 экипажа Ми-25. Афганцы все время крутят, до последнего дня не даны кандидатуры и поименные списки тех, кто полетит. Для тех, кого они хотят отправить, срочно увеличивают их налет, опыт.
   Раньше у нас была дружба, а теперь - братство, основанное на безвозмездном потреблении афганской стороной, а также полном обеспечении советников за счет нашей стороны, участие наших людей в их боевых действиях. Т.е. все - с нас, а нам - ничего. Это оценка ситуации. Даже "Волгу" нашему генералу - советнику Главкома - дали самую разбитую.
  
   22.08.1979. В Училище ВВС и ПВО все прибывшие советники-преподаватели и переводчики участвуют в проведении и обеспечении занятий. Нагрузка с каждой неделей возрастает. Произведен 1-й выпуск летчиков на самолеты Л-39, разработаны конспекты лекций, по ряду тем сделан их перевод на язык дари, написано 2 учебных пособия, разработано и изготовлено 5 схем, одна лабораторная установка и многое другое. В составе комиссии вопросами ВУЗов занимается полковник Котельников. Необходимо подготовить обобщенную заявку на все необходимое.
   Майор Ибрагим - начальник объединенного факультета жалуется: на факультете 120 человек, но для посылки в СССР подбросили на факультет 16 авиаторов, которых специально готовят, чтобы не брать людей с нашего факультета. Но эти люди к технике и боевому применению ЗРВ, ЗА, РТВ и т.д. никакого отношения не имеют. А на авиационном факультете - 180 человек. Противоречия между факультетами возникают из-за неумения управлять сверху. Вот сейчас около 80 человек отсутствует, ушли самовольно на празднование рузы. В виде угрозы им было сказано, что членов партии переведут в кандидаты. Но этого же не будет сделано. Так зачем же говорить?
   Козин Н.П.: в Сухопутных войсках срочно проводятся большие изменения руководства. В последние дни рузы в городе Кабуле было арестовано 600 военных и 1200 гражданских лиц. Душманы в эти три дня пытаются проникнуть в армию. Необходимо советническую деятельность проводить наступательно, но (!) - руками афганцев. Надо поднимать моральный дух Народных Вооруженных Сил (НВС). Дежурное подразделение курсантов - под особое внимание!
   Генерал Петров: наша промышленность для ВВС СССР выпускает продукции меньше, чем для ВВС Афганистана.
   В Кабуле скопилось более 20 человек с грузом на Кандагар (отпускники и др) - необходимо просить самолет Ан-26.
   Ночью в районе Гардеза опять стреляли.
  
   23.08.1979. Доклад: В 10.00 наносился удар в районе Ургуна (4 Су-7Б, 6 МиГ-21). Все пять пар поработали очень эффективно. Продовольствие в Ургун сбрасывалось с самолетов Ил-14. Все мешки попали к своим.
  
   24.08.1979. После проверки исполнения: В районе Ургуна производили сброс продуктов. Часть грузов попала на нейтральную территорию. Сразу вслед за этим по радио последовала команда: "Не собирать мешки до 17.00 часов". А сброс производился в 11.00. Наши приказ выполнили, а ихвановцы мешки собрали...
   КозинН.П.: в последнее время ихвановцами широко используется радиодезинформация: ложные вызовы, ложные телеграммы, например, панические сообщения о возможной сдаче крепостей, об отсутствии боеприпасов, ультиматумы ("если не пришлете продовольствие и боеприпасы, то сдадимся противнику"). На деле оказывалось, что боеприпасов достаточно и никакого тревожного положения нет.
  
   25.08.1979. Измена в Асмаре. Версия 1. Асмар (граница с Пакистаном) вызвали вертолет Ми-8 с посадкой. Он сел. Сообщили, что при посадке произошла поломка, требуется инженер с прибором и запасная деталь, которой нет в вертолете. Пригласили в полк также командира дивизии для решения каких-то вопросов. Просьбу удовлетворили. Тогда последовал запрос еще на один вертолет. Пилот, командир экипажа подлетел и обратил внимание, что никто не встречает, сделал второй круг, увидел, что над штабом нет флага, и ушел обратно. Оказывается еще 20.08.79 г. горно-пехотный полк, который там базировался, изменил правительству. Экипажи вертолетов захвачены. Радист, видимо, назвал деталь, которой нет в вертолете, но на это не обратили внимания. Один сержант ушел из полка в Пакистан, затем обратно вернулся в Афганистан, перейдя границу в другом месте. Пришел в Министерство обороны, когда решался вопрос о посылке еще одного вертолета в Асмар, доложил о происшедшем. Сейчас мятежники восстанавливают ранее взорванный мост в сторону Джелалабада и собираются совершить рейд. Среди экипажей - летчики, которых должны были направить на переучивание в СССР на Ми-24 (Ми-25). Они ранее проявили отвагу и преданность. Один из них сумел взять в плен пятерых мятежников: прижал их к земле, а техник с автоматом выскочил и заставил их сдаться. Летчик был за это награжден саблей от брата Амина. В полку много членов партии. Была выслана пара МиГ-21 для уничтожения вертолетов. Они обстреляли вертолеты, но те не взорвались.
   Версия 2. Командир полка - предатель самый настоящий. Его родственники - руководители у мятежников. Один солдат принес список на 9 человек, которые готовят в мятеж. Пять из них арестовали и решили послать к командиру полка пропагандиста с сообщением. Командир полка отреагировал: "Вызвать замполита и начальника контрразведки и мы сейчас мятеж разгромим". Замполит и начальник контрразведки были по дороге убиты. Затем он полностью поднял полк. Вызвали вертолет, посадили и заставили экипаж передать несколько телеграмм. Одна из них: "Сломали хвостовой винт, пришлите специалиста по авиационному оборудованию". Т.е. есть предположение, что они в закодированном виде предупреждали об опасности. Но второй вертолет к ним все-таки послали. Оба экипажа казнены. Среди них были летчики и оператор, которые должны 30.08.79 г. вылететь в СССР на учебу.
  
   27.08.1979. Материалы боевых донесений:
   В период 23-27.08 авиаэскадрилья Ан-12 выполнила 24 самолеторейса (47 самолетовылетов) с общим налетом 43 часа.
   Перевезено: личного состава 140 человек, боевой техники - 2 единицы (ЗиЛ-130, УАЗ-452), грузов - 211 тонн.
   По износу покрышек основных и передних стоек шасси прекращены полеты на 3-х самолетах Ан-12. По этому поводу направлены телеграммы 14 и 15.08.79 г.
  
   28.08.1979. Материалы боевых донесений:
   3 борта Ан-12 садятся в Баграме (8.00; 8.20; 9.00 мск вр.), после разгрузки сразу уходят. С одним из них улетит Василий Макарович Маматов - на Алтае умер его отец 76-ти лет. Он пойдет на Чкаловскую. Туда на аэродром товарищи доставят ему документы, деньги, жену и дадут самолет на Барнаул. ВТА - молодцы!
   В 7.30 в Джелалабаде при посадке произошла авария Ми-8 (вышел из Кабула на Джелалабад в 7.00). Отказало управление (педали) вертолета и он упал, разбился. Экипаж травмирован и отправлен в госпиталь.
   Орлов: "Говорят, порвался трос. Но там же 2 троса! Значит, один был порван раньше. Тогда надо разбираться с инженерами".
   В 7.45 при посадке на аэродроме Хост выкатился за пределы полосы Ан-26 (вылет из Кабула на Хост 7.05). Поломка. Причины аварии и степень повреждения устанавливаются. Экипаж просит выслать комиссию.
   Задачи:
   Необходимо взять под контроль подготовку летчиков МиГ-17.
   Завтра в середине дня Мишустин должен доложить о передаче полка Абрамову.
   На пятницу в 10.00 в библиотеке собрать жен офицеров-советников.
   До 15.09.1979 представить план командирской подготовки: каждый понедельник по 4 часа, училище выделено в отдельную группу (ранее была объединенная группа вместе с ГШ ВВС и ПВО).
  
   29.08.1979. Совещание у Главного военного советника (ГВС) генерала Горелова Л.Н.
   Объявлен приказ ГВС в ДРА N 038 от 21.08.79 г. о подчиненности советников и назначении старших коллективов.
   Поставлена задача: встретить ГВС и раненого в голову переводчика.
   Последующее сообщение: раненый переводчик умер при доставке к вертолету, труп оставлен в Гардезе. Генералов Горелова и Демидкова встречали две "Волги", РАФик, две санитарные машины.
   Приказ ГВС в ДРА N 038 от 21.08.79 г. г.Кабул
   Старшие коллективов являются прямыми начальниками всех советников, специалистов и переводчиков коллектива.
   Назначить старшими коллективов советских военных советников, специалистов и переводчиков:
   Генштаб НВС ДРА - генерал-майор Костенко П.Г.
   Главное Политическое Управление НВС ДРА - генерал-майор Заплатин В.П.
   ВВС и ПВО - генерал-майор авиации Орлов О.Г., советник Начальника Главного Штаба ВВС и ПВО ДРА.
   Центральный армейский корпус - полковник Аристов А.А., советник командира ЦАК.
   7 пехотная дивизия - подполковник Шеенков А.Г. - советник командира и НШ 7 пд.
   8 пехотная дивизия - полковник Абрамов В.И. - советник командира и НШ 8 пд.
   11 пехотная дивизия - подполковник Басенко В.В. - советник командира и НШ 11 пд.
   Кандагарский армейский корпус - полковник Белов А.Т. - советник командира КАК.
   15 пехотная дивизия - полковник Брединин Б.Т. - советник командира и НШ 15 пд.
   7 танковая бригада - подполковник Вакунов С.Е. - советник командира 7 тбр.
   Пактийский армейский корпус - полковник Вишневский, советник командира ПАК.
   12 пехотная дивизия - подполковник Кучук П.Г. - советник командира и НШ 12 пд.
   25 пехотная дивизия - полковник Мериновский В.М. - советник командира и НШ 25 пд.
   14 пехотная дивизия - полковник Ушаков А.Е. - советник командира и НШ 14 пд.
   17 пехотная дивизия - полковник Катичев С.Я. - советник командира и НШ 17 пд.
   18 пехотная дивизия - полковник Вожаченко А.А. - советник командира и НШ 18 пд, старший коллектива гарнизона Мазари-Шариф.
   20 пехотная дивизия - подполковник Бершед А.Г. - советник командира и НШ 20 пд.
   4 танковая бригада - подполковник Песецкий В.Н. - советник командира 4 тбр.
   15 танковая бригада - майор Еньков Л.Ф. - советник командира 15 тбр.
   88 артиллерийская бригада - подполковник Гаврилов В.И. - советник командира и НШ 88 абр.
   99 зенитно-ракетная бригада - полковник Постельников А.И. - советник командира и НШ 99 зрбр.
   355 авиационный полк истребителей-бомбардировщиков - генерал-майор авиации Аревшатян А.Г. - советник командира 355 апиб, старший коллектива гарнизона Баграм.
   322 истребительный авиационный полк - полковник Орлов Н.Д. - советник командира 322 иап.
   335 смешанный авиационный полк - полковник Бердичевский Н.Г. - советник командира 335 сап,
   373 транспортный авиационный полк - полковник Мишустин Е.И. - советник командира 373тап,
   393 учебный авиационный полк - майор Пехотин В.А. - советник командира 393 уап,
   Авиаремонтный завод Баграм - советник начальника АРЗ.
   Курсы "А" - полковник Никонов И.С. - консультант - преподаватель по общей тактике и оперативному искусству.
   Училище "Пухантун" - подполковник Антонюк Б.М. - советник начальника учебного отдела.
   Курсы при 4 танковой бригаде - подполковник Копытовский В.Н. - консультант - преподаватель по вооружению танков.
   Строительство складов ГСМ - полковник Ивановский Ф.Н. - главный инженер строительства складов ГСМ.
   Центральный военный госпиталь - полковник Чепурин В.В. - главный консультант при начальнике Центрального военного госпиталя.
   Центральный ремонтный завод - подполковник Козаченко Е.П. - советник главного инженера завода.
   Бригада народной Гвардии - полковник Пупшев Л.С. - советник командира и НШ бригады.
   Военный лицей - подполковник Кучиев Г.К. - советник начальника политотдела лицея.
   Учебный полк - полковник Просвиркин П.С. - советник начальника курсов и начальника учебного отдела.
   Летно-техническое училище - подполковник Стадниченко В.Д. - советник начальника учебного отдела училища.
   Парашютно-десантный полк - подполковник Богородицкий А.И. - советник командира и НШ пдп.
   Полк "Командос" - подполковник Горбатов В.Ф. - советник командира и НШ полка.
   ( Не назначены старшие ЗА и ЗРВ, 366 иап, 66 зенап)
   Начальниками штабов коллективов назначить советников начальников штабов, оперативных отделов коллективов (в ВВС и ПВО - полковник Галахов В.И.).
   Полковник Ефимов - назначен начальником штаба коллектива Советских Военных Советников в ДРА, помощником Главного Военного Советника.
  
   30.08.1979. Материалы боевых донесений:
   В районе Гардеза убит один и ранен другой переводчик. Оба в голову. Первый получил приказание передать распоряжение в другие БТР (связь не работала). Он вышел из БТР, выполнил приказ, вернулся и у своего БТР был убит. Парень молодой, таджик, студент 4-го курса Душанбинского университета. Похоже на работу снайперов.
   Началась большая работа по Ургуну. Все - на КП.
  
   31.08.1979. Дежурство по ГШ ВВС и ПВО.
   Прибыли 2 экипажа Ил-76 из Витебска. Долго, как обычно, искали хозяев грузов. В этот раз расшевелили всех представителей: Главного Инженерного Управления, Главного Технического Управления и нашли - Союзпромэкспорт.
   16.20 ГВС Горелов Л.Н. поставил задачу Егорову А.А. самому идти на разведку в предместье Кабула. Готовить Ми-25, другим пилотом пойдет Коренев. Результат: противник не обнаружен, хотя ходил на высоте 5 м., лесочек обстрелял. Кругом дети бегают, люди занимаются своим делом.
   Из Баграма звонил Акрам (начальник гарнизона ) - никак не найдут радиостанцию Р-809, которая нужна завтра для обеспечения взаимодействия и наведения с земли. Егоров по нашему совету предложил брать на борт вертолетов радиостанции Р-105 и связываться с войсками сверху, с воздуха в сухопутном диапазоне.
   Шамиль Фазиевич Ишмуратов: в машине, подвозившей боеприпасы к нашим Ан-12, за спинкой сиденья обнаружена высокочувствительная мина, не имевшая отношения к перечню доставляемых грузов. Рейсы на Хост отменены. Проводится расследование.
   Генерал Новицкий рассказал, как стал вертолетчиком. Был он пилотом Ил-28. Когда их резали, ему и некоторым другим предложили перейти на новую технику. Они дали согласие. Когда их привезли в Улан-Уде и они увидели вертолеты Ми-4, все дружно отказались летать. Написали рапорта и коллективные и индивидуальные. На занятиях демонстративно не слушали преподавателей, играли в морской бой и даже в карты. Тогда вообще не верили в вертолет - как это он без крыльев может летать? А потом прилетел маршал Скрипко. Он сказал, что это приказ и кто его не выполнит, пойдет под суд. В тот же день сдали зачеты. Преподаватель заставлял найти нужное место в книге и прочитать его, после чего ставил оценку. Начались полеты. К выпуску налетал 3 часа, а у других было и по 2. Посадили на левое сиденье - командиром. Обеспечивал ракетчиков. Там и увлекся вертолетом. Сам выбирал площадки, сам принимал решение на вылет. Есть погода - летим, нет - сидим. Так и прижился.
   Завтра в 10.30 самолет Ан-12 N 11740, командир Смуткин, садится в Баграме. Приказ от Медведева: перелететь на Кабул, забрать гроб с телом переводчика и лететь на Душанбе.
   О погибшем парне: Командная группа в ходе операции по вызволению нашей техники, брошенной афганцами, застряла - засел БТР. Решили вытянуть танком . Переговаривались о тросе с другими экипажами. Затем подошел танк. Из него выскочил переводчик Юсупов Наби. Он уже открывал замок для зацепления троса и в это время пуля снайпера его сразила. Она попала в надбровную дугу и вынесла все содержимое черепной коробки. Вскрытие и анализ показали, что стреляли из английской (американской) винтовки.
   Юсупов студент 4 курса Душанбинского университета, в тот день сменился с дежурства и сам напросился на операцию. У нашего переводчика, однофамильца Юсупова оказалась записка из Гардеза, передал какой-то проезжий советник. В записке по-таджикски написано: "Дорогой друг, береги себя". Она не успела дойти до адресата, а автор ее сам погиб.
   В той же операции ранен курсант-переводчик Максим Коробов в БТРе. Снайпер бил по смотровым щелям. Пуля на излете или рикошетом царапнула голову. Видел его в госпитале с перевязанной головой. Настроение отличное.
   Прощание земляков-таджиков с погибшим переводчиком Наби Азимовым. Рахматулло рассказывает: Он любил военное дело. Возле штаба находилась большая труба. Наби каждый день поднимался на нее и кричал: "Вот я вижу ихвановцев! Надо бить их...". Он ненавидел ихвановцев, хотя только слышал о них и ни разу не видел. Утром, когда мы хотели провести очередные ученья, Наби сказал: "Почему ты уже четыре раза участвовал в войне, а я нет?". И он попросил командира, чтобы его тоже взяли с собой. В танке он был на месте заряжающего. В кишлаке засел БТР и вызвали на помощь танк. Из танка вылез Наби...
   Он был веселый и шутливый парень, мечтал служить в погранвойсках, потому что он жил в пограничном районе Таджикистана в Калай Хумбе и своими глазами видел эту службу.
   Азим Юсупов рассказывает: 29 августа я дежурил в штабе. Какой-то полковник дал мне записку. А она адресовалась лейтенанту Хусейнову Абдуманону. Он выполнил свои обязанности в Ургуне. Наби недавно, 12 июля, прилетел в Кабул, а Абдуманон давно работает. Полковник все перепутал и привез ее мне в Кабул. Он увидел, что я таджик и смогу найти того, к кому она должна попасть. Записку писал погибший А.М.Юсупов. Содержание записки таково: "Абдуманон! Друг, таджикский привет. Я нахожусь в Гардезе. Береги себя. Будь здоровым. Наби - комната 47. Со мной Рахматулло и Сабур. Манон! Будь мужчиной, как был в нашем общежитии".
   Утром 30 августа после дежурства в штабе в 10 часов утра я сидел дома. Кто-то позвонил в дверь. Я вышел и увидел Рахматулло Нарзулоева. Он все рассказал о А.М.Юсупове. Они вместе ездили на "ученья". Он по радиостанции слышал, что кто-то погиб. Но кто погиб, он не понял, потому что шлемофон у него забрал командир танка.
   В 12 часов собрались почти все его однокурсники и земляки и пошли к дежурному по аппарату. Рахматулло приехал с трупом погибшего и его вещи сдал дежурному по аппарату. Мы зашли в комнату "дружбы" и составили опись личных вещей погибшего. Деньги, которые были получены со стороны Нарзулаемым, я сдал в кассу и получил 1611 чеков.
   Утром, в 8.00 часов 31 августа мы собрались около штаба и уточнили задачи. Пятеро из наших поехали в госпиталь, чтобы одеть его. Ночью мы собрались все и решили сдать чеки обратно и на афгани купить погибшему некоторые вещи, которые он сам хотел приобрести в Афганистане. Поэтому утром я написал рапорт генерал-лейтенанту Горелову Л.Н. и деньги нам вернули. Мы еще собрали с ребят по 50 афгани и поехали в город.
   Сперва мы заказали камень с надписью на таджикском языке: "Юсупов Амринаби М. (1957-1979). Нет больше горя в сердце, чем расставание с хорошими друзьями. Погиб за свободу." Эти слова из стихов основоположника персидской и таджикской литературы А. Рудаки (10 век).
   После этого купили некоторые вещи, а ночью камень был готов и мы его получили.
   1 сентября, когда дома все студенты пошли в институты, мы поехали в госпиталь. Он лежал в гробу. Вокруг него было много цветов. Мы организовали с председателем комиссии почетный караул. Приехал генерал-лейтенант Горелов Л.Н. Он попросил Нарзулоева, который летел сопровождающим, передать искренние соболезнования семье Юсупова А.М. В последний раз сфотографировали, попрощались с ним и в 11.45 мы закрыли гроб. Сами отнесли и погрузили на машину. В 12 часов на аэродроме в Хаджироваше погрузили гроб в самолет Ан-12 N 11740, командир Смуткин и самолет улетел...
  
   Таблица

Итоги работы ВВС ДРА за период 23-31.08.1979 г.

(количество вылетов по датам и типам летательных аппаратов)

   Дата,
   август 1979 г.

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Всего

   Ил-28

6

2

2

1

12

4

4

5

2

40

   МиГ-17

3

8

9

15

18

12

10

12

-

87

   Су-7

5

12

11

6

12

-

5

10

4

65

   МиГ-21

9

8

9

-

6

-

1

6

-

39

   Ми-8

21

12

13

41

28

28

31

36

12

222

   Ми-24

1

3

2

-

3

5

9

7

1

31

   Ми-25

4

2

8

6

5

2

6

8

5

46

   Л-39

-

4

-

-

-

6

1

-

-

11

   Ил-14

4

2

5

3

5

2

5

5

3

34

   Ан-26

16

18

12

18

14

15

14

16

5

128

   Ан-2

2

6

6

5

5

3

4

7

2

40

   Ан-12

5

13

-

-

24

-

16

-

6

64

   "Бахтар"

1

7

2

-

3

3

6

11

8

41

   Всего

77

97

79

95

135

80

114

123

48

848

  
  
  
   Фото о 1-м выпуске летчиков в Мазари-Шариф 15 августа 1979 года:
   Альбом. Школа афганских орлов 1,2,3,4,5.На фотографиях: 15.08.1979 г. Первый выпуск летчиков училища ВВС и ПВО ДРА. Работу Госкомиссии возглавляет начальник штаба ВВС полковник Хаджи Мамад, от советников - АблазовВ.И. Выпускники сдают практический экзамен по пилотированию самолета Л-39. 79-08-01 - 79-09-02 - Построение полка, на правом фланге советники комполка Пехотин и коэска Сыромитько. Начальник штаба ВВС полковник Хаджи Мамад и комполка майор Азам обходят строй. 79-08-03 - 79-08-08 - Первыми взлетают комполка и его советник. Разбор полета проводится в присутствии начальника политотдела ВВС майора Дуст Мамада. 79-08-09 - 79-08-14 - За ними в воздух поднимаются комэск и его советник. Детальную оценку действий курсанта дает советник комэска, ему помогает переводчик. 79-08-18 - 79-08-25 - В перерывах между вылетами: группа техников у самолета Л-39, начальник штаба ВВС полковник Хаджи Мамад с переводчиком и советником Аблазовым, офицеры и советники ИАС. 79-08-28 - 79-08-35 - Экзамен сдан, фотографии на память с инструкторами и командованием. 79-08-37 - Советники учебного полка. 79-08-38 - Почетный караул на аэродроме для встречи губернатора. 79-08-41 - Генерал Демидков, прилетевший на возможную замену Главного военного советника, знакомится с положением дел в беседе с комполка Азамом и его советником Пехотиным.

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023