ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Джон Маккейн Третий. Бесстрашный Пилот, Униженный Военнопленный, Последовательный Политик - Непримиримый Мститель

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Каждая личность в истории оказывается многогранной и нарисовать ее только двумя красками -черной и белой, невозможно. Автор готовит новую книгу "ВОЙНЫ И ВОИНЫ" и этот материал - фрагмент из нее.

   ДЖОН МАККЕЙН ТРЕТИЙ. БЕССТРАШНЫЙ ПИЛОТ, УНИЖЕННЫЙ ВОЕННОПЛЕННЫЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТИК - НЕПРИМИРИМЫЙ МСТИТЕЛЬ.
  
   Вьетнам вместе с Лаосом и Камбоджей во второй половине XIX века входил в состав Французского Индокитая и находился в колониальной зависимости от Франции.
  Важную роль в организации национально-освободительного движения Вьетнама играл Нгуен Ай Куок (19 мая 1890-2 сентября 1969) - вьетнамский политический деятель, профессиональный революционер, последовательный сторонник коммунистической теории развития общества, член Французской коммунистической партии с 1920 года, видный деятель Коммунистического интернационала ("Коминтерна"), основатель Коммунистической партии Вьетнама (1930) и Коммунистической партии Индокитая (1930.), создатель "Вьетминя" (1941.), руководитель августовской революции (1945), первый президент Демократической Республики Вьетнам (1945) и создатель Национального фронта освобождения Южного Вьетнама ("Вьетконга", 1960) Нгуен Ай Куок вошел в историю не под собственным именем, а под псевдонимом Хо Ши Мин ("Просвещенный").
   Во время Второй мировой войны Вьетнам был оккупирован японцами. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 года французы не смогли немедленно восстановить свою власть в Индокитае.
  
  
   Хо Ши Мин воспользовался временным безвластием занял ключевые города страны, включая Ханой и 2 сентября 1945 года провозгласил создание независимой Демократической Республики Вьетнам (ДРВ).
   Франция отказалась признать утрату своей колонии и перебросила в Индокитай свои войска, которые в 1945 --1946 годах восстановили контроль над большинством территории Вьетнама.
   Основные отряды сил сопротивления "Вьетминя" отошли в отдаленные районы, создали там постоянные военные базы и обеспечили себе поддержку местного населения.
   Война продолжалась в 1951-1954 годах и к маю 1954 года закончилась полным поражением французов. 21 июля 1954 года Франция подписала в Женеве обязательство эвакуировать свои войска из Индокитая. При этом Лаос и Камбоджа получили независимость, а также были созданы два вьетнамских государства с границей по 17-й параллели, вдоль которой была создана демилитаризованная зона. Северный Вьетнам - Демократическую Республику Вьетнам возглавил коммунист Хо Ши Мин, а в Южном Вьетнаме - Государстве Вьетнам утвердился прозападный режим во главе с императором Бао Даем.
   Воссоединение страны предполагалось осуществить после всеобщих свободных выборов, которые должны были состояться не позднее середины 1956 года.
   Но 16 июля 1955 года премьер-министр Южного Вьетнама Нго Динь Зьем заявил, что не будет выполнять Женевские соглашения, всеобщих выборов не будет и провозгласил себя первым президентом "Республики Вьетнам".
   США усиливали военное присутствие в Индокитае. В декабре 1961 года в страну были переброшены первые регулярные подразделения Вооруженных сил США. Увеличилось число советников в стране и армии.
   США оказывали Южному Вьетнаму прямую военную поддержку, одновременно планируя вооруженную агрессию против ДРВ. В результате специально спровоцированного "Тонкинского инцидента" американская авиация трижды (5.08, 18.08 и 18.11.1964 г.) подвергла воздушным ударам военные объекты ДРВ, совершив при этом 56 самолетовылетов.
   Для активных боевых действий в воздушном пространстве ДРВ США за короткий срок построили и модернизировали десятки военно-воздушных баз в Таиланде и Южном Вьетнаме, где были размещены до 330 самолетов тактической авиации. Одновременно в Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: одну у берегов ДРВ (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) и другую у берегов Южного Вьетнама.
   7 февраля 1965 г. палубная авиация 7-го флота США подвергла воздушной бомбардировке и обстрелу населенные пункты ДРВ в районе 17-й параллели. Со 2 марта 1965 года США начали регулярные бомбардировки ДРВ, которые составили самую длительную бомбардировочную операцию авиации США после Второй мировой войны.
  8 марта 1965 года США направили в Республику Вьетнам два батальона морской пехоты. К концу 1965 года в Южном Вьетнаме находилось уже около 185 тысяч американских военнослужащих в составе двух полных дивизий и нескольких бригад. В последующие три года контингент был значительно увеличен, достигнув на пике войны в 1968 году 540 тысяч человек.
   США в ведении войны во Вьетнаме неоднократно нарушали международное гуманитарное право: применяли химическое оружие, напалмовые бомбы, боеприпасы объёмного взрыва, гербициды и дефолианты. Рассеивая йодистый свинец и серебро в дождевых облаках, американцы вызывали проливные дожди, которые затрудняли перемещение войск и техники, затапливали значительные территории, ухудшая не только снабжение воинских формирований, но и условия жизнедеятельности населения в целом. Фитотоксикантами было поражено около 43 % всей посевной площади Южного Вьетнама и 44 % площади лесов. Все применявшиеся фитотоксиканты оказались токсичными для человека и теплокровных животных. Всё это побудило ООН принять 10 декабря 1976 г. Конвенцию "О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду", которая поставила вне закона использование окружающей среды как средство ведения войны.
   Армия США в ходе войны во Вьетнаме все более деморализовалась. В 1970-м году наркотики принимали 65 тыс. военнослужащих США, то есть каждый пятый из 335-тысячной группировки, находившейся во Вьетнаме на то время.
   Обе стороны были существенно истощены в ходе затяжных боёв 1971 - 1972 г.г. Это вынудило стороны активизировать переговоры в Париже, чтобы дать США возможность скорейшего выхода из войны на "почётных" условиях.
   В начале января 1973 года переговоры между представителями США и ДРВ возобновились. 27 января 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение, по которому американские войска должны были полностью покинуть Вьетнам. К этому времени все сухопутные боевые части уже были выведены и в стране оставалось 24 тыс. американцев. Выполняя подписанное соглашение, 29 марта 1973 года США завершили вывод своих войск из Южного Вьетнама.
   США заплатили дорогую цену за войну во Вьетнаме: погибло, пропало без вести, умерло от ран и болезней - 58 тыс. человек (боевые потери - 47 тыс. человек, небоевые - 11 тыс. человек; без вести пропало по состоянию на 2008 год более 1700 человек); ранено - 303 тыс. человек (госпитализировано - 153 тыс. человек, лёгкие ранения - 150 тыс. человек).
   Следствием участия США в войне во Вьетнаме является возникновение "вьетнамского синдрома". Число ветеранов, покончивших жизнь самоубийством после войны, оценивается в 100-150 тыс. человек (то есть больше, чем погибло на войне).
   Кроме США в войне во Вьетнаме в разной степени принимали участие воинские формирования Республики Корея (РК), Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин, Тайваня и Японии, которые были выведены из Вьетнама до марта 1973 года.
  Парижское мирное соглашение в части прекращения огня сторонами не выполнялось. Все больше территорий Южного Вьетнама "де-факто" отходили под власть Северного Вьетнама.
   В начале марта 1975 года войска ДРВ развернули широкомасштабное наступление. В результате двухмесячной операции войска ДРВ заняли большую часть Южного Вьетнама и 30 апреля 1975 года вошли в Сайгон. Война закончилась полной победой ДРВ.
  Объединенный Вьетнам стал Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ).
   СССР оказывал помощь "Вьетминю" в борьбе против французских колониальных экспедиционных сил.
   С началом военной агрессии со стороны США руководство ДРВ обратилось за помощью к странам социалистического лагеря, в первую очередь, к СССР.
   В апреле 1965 года из Москвы в ДРВ прибыла первая Группа советских военных специалистов (СВС) ПВО и ВВС во главе с полковником A. M. Дзыза. А к началу 1966 г. Группа СВС уже насчитывала 382 человека. С апреля 1965 г. по май 1967 г. во Вьетнам было отобрано и направлено 2266 советских военных специалистов из состава Войск ПВО СССР.
   Во Вьетнам поставлялись новые партии вооружения, в том числе зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) СА-75 "Двина", С-75 "Десна", С-75М "Волхов", истребители МиГ-17 и МиГ-21, истребители-бомбардировщики Су-17, бомбардировщики Ил-28, транспортные самолёты Ил-14 и Ли-2, зенитная артиллерия среднего и малого калибра, радиолокационные станции обнаружения, техника связи и т. д. Для доставки этих грузов активно использовались военно-транспортные самолёты Ан-12 и Ан-22.
   Наибольшей интенсивности поставки вооружения достигли после 1971 года, когда правительство ДРВ согласовало вопрос о вступлении Вьетнамской Народной Армии в Южный Вьетнам.
   Всего с 1965 по 1972 гг. во Вьетнам из Советского Союза было поставлено 95 зенитно-ракетных комплексов и 7658 ракет к ним. Советские военные специалисты проводили обучение вьетнамских расчётов ЗРК С-75.
   В 1965-1966 г.г., американская авиация ежесуточно производила 150-300 самолётовылетов на объекты в ДРВ.
   По официальным данным США, во Вьетнамской войне американская авиация теряла один самолёт на каждые 60 самолётовылетов, в то время как в Корейской войне, где американцам также противостояли советские зенитчики-артиллеристы, она теряла лишь один самолёт на 750 вылетов.
   В 1965 г. над ДРВ было сбито 857 средств воздушного нападения США, из них сбито ЗРВ - 102 (12%), ЗА -739 (86%), ИА - 16 (2%), а за следующие два года войны (1966-1967 гг.) американцы потеряли 1787 средств воздушного нападения из них сбито ЗРВ - 592 (34%), ЗА - 1014 (56%), ИА - 181 (10%). Всего в 1965-1973 гг. ЗРК уничтожили более 1300 - 1400 американских самолётов и беспилотных летательных аппаратов. Только за 1972 г. во Вьетнаме с помощью ЗРК было сбито более 420 целей. Это заставило американцев отказаться от массированных бомбардировок вьетнамских городов, а военных стратегов полностью пересмотреть свои взгляды на использование авиации в современной войне.
   На первых порах противник нёс серьёзные потери. Известны случаи, когда одной зенитной управляемой ракетой удавалось сбить сразу два и даже три самолёта противника, шедшие в плотном боевом порядке.
   Однако после первых поражений американцы внесли ряд изменений в свою тактику: разработали удары по дивизионам, стали успешно применять атаки на малых высотах, на самолётах появились устройства по предупреждению о входе в зону излучения ЗРК и старте ракет, ставились активные и пассивные помехи, отрабатывались противоракетные маневры. Стали применяться самонаводящиеся противорадиолокационные ракеты (ПРР) "Шрайк" (AGM-45 Shrike).
  
  
  
   Маккейн (справа внизу) с лётчиками своей эскадрильи
   26 октября 1967 года с авианосца "Орискани" в составе группы из 20 самолётов на бомбардировку электростанции в центре Ханоя вылетел пилот 163-й штурмовой эскадрильи Джон Маккейн. В этом налете он был сбит зенитной ракетой ЗРК С-75 и попал в плен. Джон Маккейн - личность с неординарной биографией.
   Джон Сидней Маккейн III (третий) родился 29 августа 1936 года на авиабазе ВВС США "Коко Соло" недалеко от города Колон в Панаме (в то время арендованная США Зона Панамского канала).
   Дед Джона Маккейна, Джон С. Маккейн, имел звание четырёх звёздного адмирала, являлся одним из основоположников авианосной стратегии Военно-Морского флота США, участвовал в сражениях на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны.
   Отец Маккейна, Джон Сидней ("Джэк") Маккейн младший (1911-1981), был военно-морским офицером США, участником Второй мировой войны (в качестве офицера-подводника), также завершившим службу в звании четырёх звёздного адмирала. Награждён Серебряной и Бронзовой звёздами. Мать - Роберта Маккейн, урождённая Райт (род. в 1912).
   По окончании Второй Мировой войны семья Маккейна перебралась в Вирджинию, где Джон поступил в школу. Из-за частых переездов отца в общей сложности Маккейн учился примерно в 20 различных школах.
   Следуя по стопам отца, после окончания школы Маккейн поступил в Военно-морскую академию в Аннаполисе, окончил её в 1958 году. Ежегодно Джон получал не менее 100 выговоров и часто подвергался взысканиям за нарушение дисциплины и несоблюдение военного устава, от нечищеной обуви до неуместных высказываний в адрес начальства. В то же время при росте 1 метр 70 см и весе в 58 кг он отличался как способный боксёр в лёгком весе. Маккейн получал хорошие отметки лишь по тем предметам, которые его интересовали: история, английская литература и государственное управление. Поэтому из 899 выпускников 1958 года Джон Маккейн показал 894-й результат.
   В 1958-1960 годах в течение полутора лет проходил подготовку на штурмовике Дуглас A-1 "Скайрейдер" на базах морской авиации Пенсакола во Флориде и "Корпус Кристи" в Техасе. За это время он заработал репутацию "тусовочного человека", и, как позже заметил сам Маккейн, "напрасно тратил молодость и здоровье". Джон был воздушным лихачом и редко засиживался за руководством по лётной эксплуатации. Во время тренировок в Техасе двигатель на самолёте Маккейна вышел из строя, и самолёт рухнул на землю при посадке. Пилот отделался лёгкими ушибами. В 1960 году Маккейн окончил лётную школу и стал пилотом штурмовика в морской авиации.
   С 1960 года он служил на авианосцах "Интрепид" и "Энтерпрайз" в Карибском море. Проходил службу на "Энтерпрайз" во время Карибского кризиса и военно-морской блокады Кубы в октябре 1962 года.
   Во время службы в Испании Маккейн по неосторожности зацепил в полёте линии электропередач, и этот инцидент стал причиной его перевода инструктором на базу ВМС "Меридиан" в Миссисипи.
   В ноябре 1965 года с Маккейном вновь случилось летное происшествие. Перед заходом на посадку заглох двигатель. Джон успешно катапультировался, но самолёт разбился. Маккейн попросил начальство перевести его с инструкторской должности на боевую службу.
   В конце 1966 года его перевели на авианосец "Форрестол". Маккейн продолжил военную службу на штурмовике Дуглас A-4 "Скайхок".
   К марту 1967 года его отец стал главнокомандующим Военно-морскими силами США в Европе и проходил службу в Лондоне.
   Весной 1967 года "Форрестол" был переведён в акваторию Тихого океана для участия в операции "Перекаты грома".
   29 июля 1967 во время пожара на "Форрестоле" Маккейн чуть было не погиб. Самолёты были готовы ко взлёту, когда из самолёта F-4, стоявшего напротив самолета Маккейна, самопроизвольно стартовала ракета "Zuni", печально известная своей ненадёжностью. По одной версии она попала в топливный бак самолёта самого Маккейна, по другой - в соседний. Возник пожар, перекинувшийся на остальные самолёты. В результате пожара стали рваться подвешенные к самолётам боеприпасы. В катастрофе погибли 134 и ранены 62 военнослужащих ВМС США. Были безвозвратно утеряны более 20 самолётов. Маккейн был ранен осколками в ноги и грудь.
   После того, как "Форрестол" был отправлен в ремонт, 30 сентября 1967 Маккейн был переведён на авианосец "Орискани" в 163-ю штурмовую эскадрилью. До конца октября 1967 года он совершил 22 боевых вылета, в том числе на цели в районе Хайфона и Ханоя.
   26 октября 1967 года Маккейн, в составе группы из 20 самолётов, вылетел на бомбардировку электростанции в центре Ханоя и был сбит зенитной ракетой ЗРК С-75. Лётчик катапультировался и приземлился в озеро в центре Ханоя. При этом он сломал обе руки и ногу и был жестоко избит вьетнамскими солдатами. В таком состоянии Маккейн был помещён в главную тюрьму Ханоя.
   По фамилии вьетнамцы установили, что они взяли в плен сына высокопоставленного американского офицера. Ему была оказана медицинская помощь, и о его пленении было официально объявлено. Он шесть недель провёл в больнице. В этот период к нему допустили французского тележурналиста, его посещали видные вьетнамские деятели, считавшие Маккейна представителем американской военно-политической элиты.
  В декабре 1967 потерявшего 26 кг и поседевшего (позднее он получил прозвище "Белый торнадо") Маккейна перевели в лагерь военнопленных в Ханое, где о нём заботились товарищи по плену. В марте 1968 года он был помещён в одиночную камеру.
   В июле 1968 года его отец стал главнокомандующим Тихоокеанским флотом США и, соответственно, командующим американскими военно-морскими силами на Вьетнамском театре военных действий. Тогда северовьетнамские власти в пропагандистских целях предложили освободить Маккейна раньше его товарищей, однако он заявил, что принял бы предложение только в том случае, если бы также были освобождены американские военнослужащие, попавшие в плен раньше него. Об отказе Маккейна от освобождения вьетнамские чиновники сообщили американскому представителю на Парижских мирных переговорах Авереллу Гарриману.
   В августе 1968 года Маккейна подвергали постоянным избиениям, унижениям и издевательствам, стремясь сломить его волю. Позднее он вспоминал: "Я узнал то, что все мы узнали там: каждый человек имеет свой предел. Я достиг своего".
   В октябре 1969 года Маккейн был переведён в тюрьму "Хоало", известную среди американских пилотов под ироническим названием "Ханой Хилтон".
   Всего Маккейн провёл в плену 1967 дней (5 с половиной лет) и был освобождён 15 марта 1973 года, по условиям подписанных между США и ДРВ Парижских мирных соглашений.
   После возвращения из плена Джон Маккейн остался на военной службе и 14 сентября 1973 года на приёме в Белом доме встретился с президентом США Ричардом Никсоном.
   В 1973-1974 годах в Национальном военном колледже он проходил профессиональную переподготовку и одновременно курс изнурительной и болезненной физической терапии, после которого снова смог обходиться без костылей и восстановить свою квалификацию пилота.
   В конце 1974 года он был назначен на службу в учебную эскадрилью на военно-морском аэродроме Сесил Филд близ Джексонвилла, штат Флорида, а затем стал её командиром. С его организаторскими способностями связывали улучшение боеготовности этого подразделения.
   В 1977 году Маккейн стал морским офицером связи при американском сенате - позднее он назвал этот опыт "реальным входом в мир политики".
   В 1981 году, понимая, что последствия ранений и травм не позволят ему достичь адмиральского чина (подобно деду и отцу), он покинул действительную службу в звании капитана 1-го ранга.
   Личная жизнь Маккейна сложилась следующим образом. В 1964 году он познакомился с моделью из Филадельфии Кэрол Шепп, на которой женился 3 июля 1965 года. Маккейн усыновил двух её сыновей от первого брака - Дуга (3 года) и Энди (5 лет). В сентябре 1966 года у них родилась дочь Сидни.
   Когда Джон Маккейн был в плену, в 1969 году Кэрол Шепп попала в тяжёлую автокатастрофу, после чего в значительной степени утратила привлекательность.
   Вскоре после возвращения из плена Маккейн разошёлся с женой. Маккейн взял ответственность за крушение своего первого брака на себя, оправдываясь своим вьетнамским пленом. Официально супруги развелись 2 апреля 1980 года. При этом Маккейн оставил своей бывшей супруге дома в Виргинии и Флориде, а также продолжал финансировать её лечение.
   Уже 17 мая 1980 года он вступил в новый брак с Синди Лу Хенсли, преподавательницей из г. Финикса, штат Аризона, и дочерью местного крупного бизнесмена Джеймса Уиллиса Хенсли. Жена унаследовала огромную компанию, торгующую пивом.
   В 1984 году у них родилась дочь Меган, в 1986 году - сын Джон Сидни IV ("Джек"), в 1988 году - сын Джеймс. Оба сына продолжают военную карьеру и традиции семьи. В 1991 году супруги взяли в семью трёхмесячную девочку из Бангладеш, нуждавшуюся в лечении в США. Её назвали Бриджит и удочерили в 1993 году.
   С детства Маккейн принадлежал к Епископальной церкви США, но в 2007 году перешёл к баптистам, к которым принадлежит его жена.
  
  
   При активной поддержке тестя Джон Маккейн включился в политическую жизнь США. Стал членом Республиканской партии c 1982 года и уже в ноябре того же года был избран членом Палаты представителей Конгресса США от первого избирательного округа штата Аризона как республиканец. Спустя два года он легко переизбрался на новый двухгодичный срок. Маккейн, в целом, поддерживал политический и экономический курс президента Рональда Рейгана. Однако он проголосовал против пребывания в Ливане американских морских пехотинцев, входивших в состав многонациональных сил, так как не видел перспектив для военного присутствия США в этой стране. С этим голосованием, шедшим вразрез с интересами республиканской администрации, начала складываться репутация Маккейна как политика-индивидуалиста. Через месяц после этого голосования американская морская пехота понесла значительные потери в результате взрыва бейрутских казарм, что подтвердило правоту Маккейна.
   В ноябре 1986 года Маккейн был избран сенатором США от штата Аризона. Он переизбирался в сенат четырежды: в 1992, 1998, 2004 и 2010 годах.
   С 1987 года Маккейн работал в комитетах Сената по делам вооруженных сил, по торговле и по делам индейцев. В 1995-1997 и 2005-2007 годах он был председателем комитета по делам индейцев, в 1997-2001 и 2003-2005 годах - председателем комитета по торговле, с января 2007 года - старший представитель меньшинства в комитете по вооруженным силам.
   В 2000 г. Маккейн пытался выставить свою кандидатуру в президенты США от Республиканской партии, но проиграл Джорджу Бушу-младшему на партийных выборах.
   В 2008 году он был кандидатом в президенты США от республиканцев (официальную поддержку Маккейну оказал тогдашний действующий президент Джордж Буш-младший), однако проиграл выборы кандидату от демократов Бараку Обаме.
   С 2015 года Маккейн - глава комитета по вооруженным силам в сенате США.
   С 1993 года Маккейн - председатель Совета директоров Международного республиканского института.
   В 1985 году он впервые после плена посетил Вьетнам.
   В 2009 году, во время визита по странам Восточной Азии, повторно посетил свой тюремный блок, где к тому моменту вьетнамскими властями был открыт музей.
   В начале 1990-х годов Маккейн, совместно с другим ветераном вьетнамской войны, сенатором Джоном Керри, занимался проблемой американских военнослужащих, пропавших без вести во Вьетнаме, в связи с чем неоднократно посещал эту страну. Деятельность Маккейна способствовала нормализации американо-вьетнамских отношений.
   Сторонник войны в Ираке, Маккейн с учетом собственного опыта военнопленного, выступил в 2005 году с законодательной инициативой, которая запрещала негуманное обращение с заключенными, включая находящихся в тюрьме в Гуантанамо. "Поправка Маккейна" была принята Сенатом, а президент Буш, первоначально не исключавший возможности применения вето, в декабре 2005 года всё же подписал соответствующий закон.
  
  
   Джон Маккейн личным присутствием и выступлениями на "Майдане Независимости" поддержал участников "Революции Достоинства". За весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украинского государства он был удостоен высоких наград Украины.
   Награды и звания: Серебряная звезда, "Легион чести", Бронзовая звезда, Медаль "Пурпурное сердце", Крест "За выдающиеся заслуги", Медаль военнопленного, Медаль Национальной обороны, Медаль за службу во Вьетнаме, Медаль вьетнамской кампании, Орден Победы имени Святого Георгия (Грузия, 2006 г.), Орден Национального героя (Грузия, 11.01.2010 г.), Великий офицер ордена Трёх звёзд (Латвия, 12.10. 2005 г.), Орден Святого князя Владимира I степени (Украинская православная церковь Киевского патриархата, 03.02.2015 г.), Орден Свободы (Украина, 22.08.2016 г.) - за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украинского государства, популяризацию её исторического наследия и современных достижений и по случаю 25-й годовщины независимости Украины, Наградное украинское оружие (автомат) (Украина, 31.12.2016 г.).
  
   Информация и о боевом расчете пусковой установки ЗРК, который сбил самолет Джона Маккейна, появилась спустя десятилетия. Это были вьетнамские офицеры капитан Нгуен Лан, командир зенитного ракетного подразделения, и лейтенант Нгуен Сиань Дан, командир группы наведения. Оба они были награждены за сбитый палубный штурмовик А-4 "Скайхок".
  
  
   Советский военный специалист - ракетчик капитан Юрий Трушечкин был в составе того расчета, который прикрывал ТЭЦ "Иен Фу" 26 октября 1967 года.
   На войну в чужую страну советские военные специалисты летели на борту обычного лайнера "Аэрофлота", сначала в Иркутск. В Иркутске офицеров ждал китайский самолет. Для его экипажа не было секретом, куда направляются русские "туристы". До Пекина добрались быстро. Через сутки вновь перелет. Посадка. И наконец, ночью на самой границе с Вьетнамом военных устраивают в небольшой самолет, и буквально через несколько минут его шасси коснулись посадочной полосы страны назначения. Аэродром осветили лишь на время приземления борта. Крохотное летное поле вновь погрузилось в темноту непроглядной тропической ночи. И капитан Юрий Трушечкин ступил на землю Вьетнама.
   Первые два года, когда передвижные зенитные ракетные комплексы С-75 только появились во Вьетнаме, их боевые расчеты полностью комплектовались советскими военнослужащими. Вскоре вьетнамцы приняли технику у наших специалистов и сами сели за ракетные пульты. Советских офицеров направляли уже на подстраховку.
   Посылали во Вьетнам тех, кто хорошо знал технику и имел опыт боевых пусков ракет на полигоне. Трушечкин попал во Вьетнам 28-летним капитаном. Служил офицером наведения в смешанном ракетном боевом расчете. Задачей советских специалистов была, прежде всего, настройка техники, а также устранение неисправностей, обучение вьетнамцев, тренировки, а главное - полный контроль над функционированием комплекса. Дежурство уже нес вьетнамский расчет, который выполнял всю боевую работу. За пультом сидел вьетнамский офицер. Естественно, наш специалист был рядом с ним с задачей - страховать действия расчета. Вьетнамцы не разворачивали зенитные ракетные дивизионы полностью. У них, как правило, было по 4 пусковых установки вместо 6. Это позволяло расчетам быстро сворачиваться и в короткий срок менять место дислокации. Дивизионы всегда находились в движении, ведь их засекали космические средства разведки.
   Воевать к тому времени бойцы ВНА научились неплохо. Поэтому прибывающих русских специалистов они встречали нередко с некоторым высокомерием, присматривались к ним, могли устроить им проверку, но потом отношения налаживались.
  Учет количества сбитых самолетов по советским и вьетнамским данным имел различия. Так, признаком уничтожения цели для советского расчета ЗРК являлся, в первую очередь, факт подрыва боевой части ракеты в районе цели. Вьетнамцы же оценивали результат по обломкам на земле, к которым, ссылаясь на требования безопасности, советских специалистов подпускали крайне редко и неохотно. У каждого советского офицера был переводчик. А для всей группы специалистов еще имелась специальная команда, которая охраняла и обслуживала их. При перемене места дислокации зенитного ракетного комплекса специалистов всегда старались поселить в безопасном месте, как правило, на краю деревни. Крестьяне сразу рыли ямы, в которые вставляли бетонные кольца. Сверху они закрывались бамбуковыми крышками. Это были укрытия для специалистов, вьетнамских расчетов и местных жителей. Таких колодцев по всей стране было нарыто тысячи. Располагались они метрах в пятнадцати друг от друга, чтобы не попасть под один бомбовый удар. Каждый дивизион ЗРК был плотно прикрыт зенитками, даже выпустив все ракеты, ракетчики не были беззащитными.
   "Обычно ракетчики не видят результатов пусков: ракеты улетали от места пуска на 25-30 километров. А этот самолет упал в 5-6 километрах от позиции.
  Летчик катапультировался, - вспоминал Трушечкин, - и нам было видно, как он спускался на "крыле" - новой по тем временам форме парашюта. Через некоторое время переводчик принес на позицию его документы и летный шлем. На нем очень ценилось стекло - "хамелеон", которое изменяло свой цвет в зависимости от интенсивности света. Притащили ещё какой-то блок аппаратуры и "флаг нищего" - это такая бирка, где на нескольких языках было написано, что задержанный - американский гражданин, потерпел бедствие, просит оказать помощь. Нашита она была у каждого солдата и офицера армии США. Среди вещей были две сложенные пополам картонки. На ней фломастером было написано: "Джон Сидни Маккейн". На развороте - разлинованные графы, в которых были записаны даты проверки парашюта. Последняя отметка была сделана накануне вылета".
   Очевидцы рассказывали, что при приземлении Маккейн чуть не утонул в озере "Чук Бать", сломал обе руки и ногу, а также был жестоко избит вьетнамскими солдатами. Ему раздробили плечо, дважды ранили ножом. Он был в состоянии болевого шока и самостоятельно перемещаться не мог. Его бесчувственное тело люди несли на руках.
   Во Вьетнаме, когда сбивали американский самолет, американцы делали все возможное, чтобы спасти летчика. Старались всеми средствами обеспечить его отход к месту, где пилота мог бы подобрать вертолет. На палубах авианосцев всегда держали силы, готовые немедленно вылететь на помощь летчику, попавшему в беду. У каждого из них был аварийный передатчик, поэтому определить место нахождения человека пеленгатором не представляло большой сложности. Но здесь, в пределах города Ханоя все это было исключено.
   В личном деле Трушечкина значатся 5 уничтоженных расчетом ЗРК американских самолетов, не считая "беспилотников", за что он был награжден орденом Красной Звезды.
   Обратный путь на родину лежал уже по морю. На легкой джонке Трушечкин с товарищами подошли к танкеру "Амбарчик", стоявшему на рейде. Капитан принял на борт и доставил офицеров во Владивосток.
   Подполковник в отставке Юрий Трушечкин скончался 17.01.2009 г. в Красном Селе под Санкт-Петербургом после тяжелой продолжительной болезни.
   Валерий АБЛАЗОВ.

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023