ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Аблазов Валерий Иванович
Захват Пакистанского Boeing-720

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Валентин Герасименко, советник начальника связи и РТО ВВС и ПВО ДРА, 1979 - 1981гг., кавлер двух орденов Красной звезды, подготовил к изданию вторую книгу биографических рассказов "О войны пожарищах, о друзьях - товарищах". Она выйдет в Риге в этом году. Так было на самом деле.

  ЗАХВАТ ПАКИСТАНСКОГО BOEING-720
  
   Утро 2 марта 1981 года для Дмитрия не предвещало никаких проблем и тревог. Вернувшийся с совещания в Министерстве обороны ППС (Петр Павлович Софронов - генерал-лейтенант авиации; советник Главкома ВВС и ПВО ДРА) коротко проинформировал присутствующих в комнате дежурного о ситуации в районе Кандагара и планах на ближайшее время. Прибывший афганский дежурный по штабу передал ППС просьбу Главкома зайти к нему по срочному делу.
   ППС ушел к Главкому, но через несколько минут вернулся и поставил Дмитрию задачу срочно прибыть на КДП (Командно-диспетчерский пункт), выяснить обстоятельства захвата пакистанского гражданского самолета BOEING-720, обеспечить блокирование самолета после посадки, сохранность записей переговоров экипажа этого самолета и принять участие в разрешении всех проблем связанных с захватом и последующих событиях. В общем, "иди и обеспечь все, как надо"...
   ППС прибыл в Афганистан недавно; был третьим по счету советником Главкома в памяти Дмитрия и считал Дмитрия самым опытным в местных афганских делах. Формально это было близко к истине: при Дмитрии уже сменились все советники аппарата Главкома ВВС и ПВО, а некоторые уже и по два раза. Сам ППС еще не "отошел" от должности Командующего Воздушной армией, которой командовал до прибытия в Кабул и по инерции, давал свои поручения соответствующим образом.
   Порой эти поручения и приказы намного превышали обязанности и возможности того, кому это поручалось. Так было и в этот день...
   Придя на КДП, Дмитрий обнаружил нервозность и суету, какой с памятного декабря 1979 года не было. Причины этого Дмитрий узнал в течение нескольких минут.
   Пассажирский BOEING-720 заходил на посадку в пакистанском аэропорту Пешавар, когда группа вооруженных людей заставила его набрать высоту и взять курс на Кабул. Сейчас этот лайнер уже в воздушном пространстве Афганистана и запросил посадку в аэропорту Кабула.
   Расшифрованная запись радио-переговоров КДП Кабула (неофициальный перевод с английского): 720: Кабул, я ПК-326, как меня слышите? Кабул Тауэр: ПК-326, слышу на пять, продолжайте. 720: Кабул, послушайте джентльмена, он хочет с вами говорить. Кабул Тауэр (повторяет трижды): ПК-326, где вы находитесь? 720: Кабул, мы слышим вас хорошо, летим в Кабул, находимся на ...........................удалении 84 мили, 105 градусов по азимуту от ВОР Кабула. Кабул Тауэр: ПК-326, откуда вы летите? 720: Кабул, мы летим из Пешавара на Кабул, удаление 84 мили, посадку ...........................будем делать в Кабуле. Кабул Тауэр: ПК-326, вас понял, свяжитесь с Кабул Контролем, основная частота ...........................120,9 МГц, запасная 128,5 МГц. 720 Кабул Контроль. Кабул Контроль: ПК-326, Кабул Контроль. 720: Кабул Контроль, находимся 34 мили от Кабула, прошу разрешить ........................ посадку в Кабуле. Кабул Контроль: ПК-326, прошу сообщить, откуда и куда вы идете, тип самолета, вашу .. высоту. 720: Кабул Контроль, идем из Карачи на Пешавар, высота 31 000 фут, тип . "Боинг-720", находимся в 35 милях от Кабула, прошу разрешить . .. посадку в Кабуле. Кабул Контроль: ПК-326, верно ли, что из-за плохой погоды Пешавара, вы идете на . .. ..................... Кабул? Какой у вас запасной аэропорт, Кабул или другой?
  720: Кабул Контроль, мы хотим ... господин Аламгир хочет переговорить ...........................с доктором Наджибом. Мы хотим, чтобы доктор Наджиб прибыл на ...........................аэродром для переговоров со своими друзьями. Кабул Контроль: ПК-326, я вас понял, условия посадки на аэродроме Кабул: ... 720: Кабул Контроль, вас понял, погода Кабула (повторяет принятые . ...........................условия посадки). Дайте частоты ВОР и Кабул Тауэр. Кабул Контроль: ПК-326, (сообщил запрошенные данные), нам известно, что господин ...........................Аламгир вынудил экипаж садиться в Кабуле. 720: Кабул Контроль, этот Аламгир говорит, что он друг доктора ....... ...........................Наджиба. Пожалуйста, позвоните, чтобы с ним прибыли доктора ...........................Салауддин, Муртаза Бхотто и Джахангир Бхотто. Кабул Контроль: доктор Аламгир, пожалуйста, говорите с места второго пилота. Кабул Контроль: ПК-326, вы делаете вынужденную посадку на аэродроме Кабул? 720: Кабул Контроль, да. Кабул Контроль: ПК-326, сообщаю условия посадки (перечисляет параметры), ...........................разрешаю снижение. 720: Кабул, помогите нам связаться с доктором Муртаза Бхотто или ...........................доктором Салауддином по телефону N 25 798. 720: Кабул Тауэр, ПК-326, мы заходим на посадку на аэродроме Кабул, ...........................сообщите длину ВПП. Кабул Тауэр: ПК-326, длина полосы 2 800 м, несколько минут барражируйте над ...........................Кабулом. 720: Кабул Тауэр, ПК-326, вас понял, выполняю вынужденную посадку ...........................из-за отсутствия топлива, держаться в воздухе больше не можем. Кабул Тауэр: ПК-326, вы находитесь в такой точке, что должны делать второй ...........................круг. Пожалуйста, идите на второй круг. После второго круга делайте ...........................левый разворот и садитесь. Кабул Тауэр: ПК-326, время посадки 11. 57 Гринвича. Делайте разворот в конце ...........................полосы на 180 градусов и остановитесь. Двери не открывайте. 720: Кабул Тауэр, ПК-326, вас понял.
   Самолет пакистанской авиакомпании РIА, рейс Карачи - Пешавар произвел посадку в Кабуле 02.03.1981 г. в 16.27 по местному времени. На борту 140 пассажиров и 5 членов экипажа. Изменить маршрут вынудили террористы.
   Сразу после посадки взлетная полоса была заблокирована тяжелыми машинами ОБАТО (отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения); Взлет самолета запретили. Выставили два кольца окружения: одно советское, а другое афганское. Под утро советских десантников убрали. Террористы потребовали заправить самолет и обеспечить их перелет в Ливию. Потом изменили требования на отправку в Сирию.
   В аэропорт приехали Главный военный советник генерал армии Майоров А.М., генерал-майор КГБ Спольников В.Н., начальник ХАД (спецслужба Афганистана) Наджиб. Получена телеграмма от министра обороны СССР маршала Устинова Д.Ф. - задержать самолет, во что бы то ни стало! Террористам объяснили, что маршрут на Сирию проходит над территорией Ирана, запрос в посольство Ирана уже сделан, но ответа еще нет.
   На совещании у главного военного советника присутствовали премьер-министр Султан Али Кештманд, министр обороны Мухаммед Рафи, начальник ХАД Наджиб. Генерал армии Майоров А.М. рекомендует вести дело так, чтобы террористы сдались здесь. На борту около 30 женщин, несколько детей, 4 американца (1-сотрудник ООН, 3-военные), 1 иранец (экономсоветник Посольства Ирана в Пакистане) и, возможно, руководитель пакистанских мятежников. Террористы, предположительно, принадлежат к партии, которую возглавлял Бхутто. Его сын находился в Афганистане. Через него и пытались воздействовать на террористов. Из Пакистана пришла телеграмма, а потом прилетел и сам президент авиакомпании РIА. Он пытался сам установить контакт с экипажем. Но ему ответили, что для этого необходима официальная заявка от пакистанского посольства, которое практически не контактировало с новой властью Афганистана. Этим случаем, афганцы хотели воспользоваться для активизации де-факто своих отношений с Пакистаном. А пока обрабатывали террористов и экипаж. Пассажиров кормили, на борт неоднократно проходил врач.
   В телевизионной программе "Время" из Москвы сообщили, что в Кабуле сел пакистанский самолет Боинг- 720 (модификация Боинга-707).
   Около 00.00 часов террористы, захватившие самолет, потребовали от афганцев передать по радио, что они не бандиты, а политические эмигранты. Сообщение было передано на английском языке и языке хинди. Они по-прежнему продолжают удерживать в самолете пассажиров, охраняют их.................................................................................... 05.03.1981. Захватчики отпустили около 40 женщин, детей и стариков. Их разместили в отеле "Интерконтиненталь." Подозревают, что на борту 11 главарей афганских контрреволюционных банд. Недаром "джентльмен" с воздуха просил связать его с начальником ХАДа......................................................................................... 07.03.1981 Террористы с Боинга-720 убили одного пассажира. Их терпению пришел конец. Их уговаривали, объясняли, что решения не принимаются, потому что в стране отсутствует Президент страны Бабрак Кармаль. Но он прилетел, террористы это видели и потребовали, чтобы до 15.00 было решение пакистанского правительства об освобождении из тюрем всех своих политических соратников.
   Дмитрию пришлось в эти дни непосредственно участвовать в решении проблем захваченного лайнера на всех этапах. В самолете все было более трагично: застрелили англичанина, у которого сдали нервы и он взбунтовался. С питанием и водой тоже решился вопрос не сразу и не так просто. А вокруг посадки самолета все складывалось трагикомично... И в этом плане выразительна реакция наших начальников в разные периоды инцидента. До посадки все, особенно ППС, требовали: "... Посадить его, во чтобы то ни стало!" Каждому хотелось попасть в историю. Через несколько часов, когда поняли какую головную боль получили, начали искать стрелочника, который допустил посадку, и прятаться друг за друга, чтобы не влипнуть в эту историю. Особенно лютовал аппарат Главкома ВВС Главного маршала авиации Кутахова П.С. В один момент ППС даже хотел подставить Дмитрия: "... Ты ведь был тогда на вышке - почему не запретил?". Потом он несколько поостыл, вспомнил, что он уже не Командующий воздушной армии, а только советник местного Главкома, "простил" Дмитрия и забыл.
   Дело в том, что ППС отправил Дмитрия на вышку к афганскому руководителю полетов за 10 - 15 минут до посадки самолета. Из них минут семь ушло на дорогу. Так что запретить посадку Дмитрий теоретически мог, но... Ни полномочий, ни задач таких не имел. Советский руководитель полетов и диспетчеры тоже задачи вмешиваться в процесс не получали. Более красочно выглядела блокировка ВПП полусонными, полупьяными прапорщиками ОБАТО 50-го сап (смешанного авиационного полка), которые выкатили на ВПП всю "раздолбанную" технику ОБАТО, какая только способна была двигаться. Через пару часов, оставили только одну помятую и ободранную АЦ-4.
  08.03.1981. Пакистанский Боинг-720 выпустили в 22.00 на Сирию. Захватчики смягчили требования: в честь 8 марта выпустили всех женщин и потребовали отпустить из тюрем в Пакистане только 40 арестованных студентов. Пакистанцы тянули с ответом. Женщины не все воспользовались своим правом на освобождение. Ушли 2 американки, а шведка и пакистанки остались со своими мужьями. Туда же, в самолет еще сели осмелевшие журналисты. Перед заправкой захватчики потребовали выгрузить весь багаж и сделать еще одну посадку в Кандагаре. Все требования были выполнены. Но после взлета они отказались от посадки в Кандагаре, передумали.
   Взлет лайнера Боинг-720 с кабульского аэродрома ночью смотрелся очень красочно. Была включена вся иллюминация и штатная и декоративная, которой авиакомпания РIА оборудовала самолет по какому-то праздничному поводу. В ночи самолет с включенной иллюминацией смотрелся, как рождественская елка.
   Самолет на юго-западе пересек афгано - иранскую границу и через несколько часов благополучно приземлился в Дамаске.
   Дмитрий вернулся домой только к исходу суток на потрепанном и видавшим виды афганском "ГАЗике", на который ни один, уважающий себя душман не подумал бы нападать. Зашел к Ивану, у которого еще горел свет. Вместе поднялись на пятый этаж в "келью" Дмитрия. Сосед Дмитрия, как обычно, читал какую-то книгу и делал пометки в своей "исторической" тетради. Дмитрий достал "заначку" - 0.5 "Московской" импортного разлива. Непьющий Иван заварил чай, по "своему фирменному рецепту". Под "рюмку чая" Дмитрий доложил высокому (на пятом этаже) собранию все, что видел и в чем непосредственно участвовал эти семь дней... И все что накопилось у него за эти семь дней... Под конец послал своего (уже крепко спящего) начальника туда, куда обычно сослуживцы посылают в таких случаях... И отправился спать...
   На следующее утро Дмитрий на службу не поехал... Занялся более важными и ответственными делами - стиркой, замоченного еще 1 марта, т.е. накануне международных событий, белья.
   На служебном совещании, на котором Дмитрий в тот день не присутствовал, ППС отметил решительные, правильные и своевременные действия Дмитрия, под руководством его - ППС и поставил Дмитрия в пример всем присутствующим...
   ...афганские, индийские и советские спецслужбы играли важную роль, в поддержке аля-Зульфикара - пакистанскую левую террористическую группу, ответственную за угон в марте 1981 самолета Boeing720. Cтарший сын бывшего пакистанского премьер-министра Зульфикара Али Бхутто, был организатором этого угона. Цель Аль-Зульфикара состояла в том, чтобы свергнуть военный режим, который выгнал Бхутто. После марта 1981 Аль Залфикэр не требовал никаких дальнейших нападений... и других решительных действий...
   2009 - март 2018 Schwabisch Halle -Рига

Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023