Аннотация: С 1992 года по 2002 год Послы РФ в Афганистане не назначались. Первую страницу в Новой истории взаимоотношений с Афганистаном открыл известный карьерный дипломат, ученый, востоковед, глубоко знающий традиции и историю страны Конаровский Михаил Алексеевич.
В части 5-й биографического справочника приведены материалы о руководителях дипломатической миссии РФ в Афганистане с 2002 по 2015 год.
С 1992 года по 2002 год Послы РФ в Афганистане не назначались. Первую страницу в Новой истории взаимоотношений с Афганистаном открыл известный карьерный дипломат, ученый, востоковед, глубоко знающий традиции и историю страны Конаровский Михаил Алексеевич.
В части 5-й биографического справочника приведены материалы о руководителях дипломатической миссии РФ в Афганистане с 2002 по 2015 год.
Конаровский Михаил Алексеевич
Конаровский Михаил Алексеевич, - российский дипломат, востоковед, дипломатический ранг ранг - Чрезвычайный и Полномочный Посол, Член-корреспондент РАЕН, член Союза писателей России.
Родился в 1944 г. в г. Москве; окончил Институт восточных языков (ныне Институт стран Азии и Африки) при МГУ им. М. В. Ломоносова в 1967 г., Дипломатическую академию МИД СССР в 1983 г.; кандидат исторических наук;
с 1970 г. работал на различных должностях в центральном аппарате МИД СССР, РФ и в дипломатических представительствах за рубежом (в т. ч. в Афганистане и США);
с июня 1999 г. занимал должность заместителя директора Второго департамента Азии МИД РФ;
с марта 2001 г. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Демократической Социалистической Республике Шри Ланка и с августа 2001 г. посол РФ в Мальдивской Республике по совместительству;
с марта 2002 г. - февраль 2004 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Исламском Государстве Афганистан;
2004-2009 гг. - Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Хорватия.
2010-2012 гг. - заместитель Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества;
с апреля 2013 г. - ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.
Владеет персидским, английским и немецким языками; автор ряда опубликованных научных работ по проблемам внешней политики в Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также очерков, литературных переводов; составитель русско-пушту-дари словаря.
Награды: Орден Почёта, Орден Дружбы, Орден "Знак Почёта", Орден князя Трпимира (Хорватия), Орден Славы (Афганистан), Медаль "За трудовую доблесть",
Нагрудный знак "Почетный работник Министерства иностранных дел Российской Федерации", Юбилейная медаль "10 лет Шанхайской организации сотрудничества"
Кабулов Замир Набиевич
Кабулов Замир Набиевич - российский дипломат, дипломатический ранг Чрезвычайный и Полномочный Посол. Родился 22 июня 1954 г.
В 1977 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Владеет: персидским языком, английским языком
C 1977 года - на дипломатической службе, работал на различных дипломатических должностях в центральном аппарате МИД СССР и МИД России и за рубежом, в том числе в составе советско-афганской пограничной комиссии, в которую входили представители Генштаба и МИД.
С 1979 года по 1983 год - работал в посольстве СССР в Иране.
С 1983 года по 1987 год - второй секретарь посольства СССР в Афганистане (Кабул).
С 1987 года по 1991 год - работал в центральном аппарате МИД и в Дипломатической Академии.
С 1991 года по 1992 год - советник посольства в Афганистане, затем в посольстве Российской Федерации в Пакистане.
В 1995 году участвовал в переговорах с движением Талибан об освобождении российского экипажа Ил-76, который оказался в плену в Кандагаре.
В конце 1990-х годов несколько лет работал старшим политическим советником в миссии ООН, которая занималась Афганистаном.
С 1998 года по 2004 год - заместитель директора Третьего департамента Азии МИД России, специальный представитель министра иностранных дел на переговорах в Бонне по Афганистану.
С 17 февраля 2004 года по 21 сентября 2009 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Переходном Исламском Государстве Афганистан.
С ноября 2009 г. - директор Второго департамента Азии МИД России.
Награды: Орден Дружбы (2003) за большой вклад в разработку и реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации.
Интервью Посла РФ в Афганистане З.Кабулова обозревателю А.Дубнову, газета "Время новостей", 11 марта 2004 г.
Можно ли считать назначение послом в Кабуле опытного и искушенного афганиста знаком того, что Москва снова "вспомнила" про Афганистан?
Я бы не стал так амбициозно оценивать свою роль. Россия вспомнила Афганистан гораздо раньше: мы поддерживали антиталибский фронт всем, чем могли. После свержения талибов мы одни из первых восстановили свое посольство в Кабуле и послали туда опытного дипломата, который с честью там отработал. Свое назначение я рассматриваю как повышение внимания российского руководства к Афганистану, что важно с точки зрения наркотической или террористической угрозы. Но есть и другие аспекты, геополитические и экономические.
Однако существуют определенные сложности при оказании нашей страной финансовой помощи Афганистану.
Сегодня мы действительно не можем быть финансовым донором. По российскому закону о бюджете мы не имеем права предоставлять кредиты странам-должникам. Долг Афганистана - более 9 млрд долл., большая его часть приходится на стоимость военных поставок бывшему коммунистическому режиму. Москва готова списать этот долг, но это должно делаться в соответствии с российским законодательством, правилами Международного валютного фонда (МВФ) и Парижского клуба кредиторов. Ведь если Россия готова списать афганский долг, то это должно учитываться, когда будут списываться российские долги. С другой стороны, афганская сторона утверждает, что для нее неприемлемо признание долга -- как с точки зрения морали, так и политики. И пока эту ситуацию мы не разрулим, ни копейки из российского бюджета в Афганистан не пойдет.
А если России заняться восстановлением предприятий, построенных в былые времена с помощью СССР?
Мы построили в Афганистане 142 крупных и средних объекта, на момент вывода советских войск еще более 150 объектов находились в стадии сооружения. В результате войны они были разрушены или просто встали. Мы предложили партнерам по антитеррористической коалиции, вкладывающим инвестиции в Афганистан, осваивать их совместно. Президент Карзай предложил такой список. Мы готовы работать при наличии финансирования, у нас есть опыт, специалисты, оборудование. Но прозападно настроенная часть афганского истеблишмента решила, что страну надо восстанавливать с нуля и ввозить современные технологии. Позиция понятная, если бы Афганистан не находился в коме. Преступно заниматься сейчас строительством воздушных замков на афганском песке, когда люди не имеют работы, крыши над головой, а часто и еды.
Вот конкретный пример: мы построили в Афганистане сеть цементных заводов, сейчас они стоят. Чтобы восстановить завод в Пули-Хумри, нужно вложить 5 млн долл., тогда через полгода он будет давать цемент гораздо лучшего качества, чем пакистанский, который сейчас закупают афганцы. Ведь даже американские войска отказываются от него из-за очень низкого качества. Строительство нового завода, в том числе и российского производства, не говоря о западном, обойдется в 25 млн долл. и понадобится на это два года.
И что афганцы решили?
Насколько мне известно, все цементные контракты без проведения тендера отданы американским компаниям. А вот другой пример: деньги для афганского правительства печатали сперва в СССР, затем в России. Года два назад под надуманным предлогом этот контракт передали германской стороне - мол, та будет печатать деньги более качественно. Денежную реформу провели, новые банкноты напечатали, но их стоимость оказалась в два раза выше, а защитные свойства -- ниже изготовленных в России. На уровне разговоров мы партнеры в стремлении сделать Афганистан нормальной страной, но когда спускаемся на грешную землю, все договоренности между лидерами куда-то улетучиваются.
Иными словами, сегодня Россия не имеет в Афганистане конкретных предоставленных ей контрактов?
Да, однако сама жизнь пробивает их. В Афганистане, к примеру, высокий спрос на наши "КамАЗы", "УАЗы". Недавно Ульяновский завод поставил по заказу ООН более тысячи "УАЗиков".
Неужели наши "козлики" все еще популярны у афганцев?
"Козлик" дешевле "Тойоты" и уступает ей по качеству. Но любой афганский водитель может с помощью булыжника починить "УАЗик", и тот будет бегать еще 20 лет. ГАЗ-2131 "Волга" - до сих пор самая уважаемая там машина. Когда появился ГАЗ-2410, правительство Карзая закупило для своих нужд 500 "Волг".
Стало быть, вы видите своей задачей защиту в Афганистане экономических интересов России?
Это одна из главных задач, поскольку политический диалог уже развивается весьма активно. Интенсивно идет и военно-техническое сотрудничество. Афганцы уважают русское оружие, их не смогли убедить перейти на другие образцы. Этот рынок не очень большой, но традиционный и устойчивый.
Чего вы ждете от предстоящей в конце марта в Берлине международной конференции по Афганистану?
Сохранения мирового интереса к Афганистану и совершенствования координации международной помощи этой стране. Правительство Карзая просит международное сообщество предоставить ему в течение семи-восьми лет помощь в размере 30 млрд долл. Чтобы эта помощь была эффективной, нужно удешевлять проекты, делать их рентабельными. К примеру, в Афганистане еще советскими геологами было разведано крупнейшее месторождение меди в Айнаке, это в 120 км южнее Кабула. Миллиардную прибыль для афганцев мог бы принести совместный консорциум для строительства горно-обогатительного комбината, российской частью уставного капитала могли стать материалы наших изысканий.
Остается ли в силе установка на неприемлемость непосредственного военного присутствия России в Афганистане? И согласны ли мы с той военной ролью, которую играют там западные партнеры?
Россия не видит необходимости направлять свои войска в Афганистан. Там действуют два типа воинских контингентов: один - антитеррористический, это американцы, второй - международные силы содействию безопасности, введенные в страну по мандату Совбеза ООН, а значит, и с нашего согласия. Мы понимаем политическую целесообразность этого присутствия, поскольку нет еще полностью сформированной афганской армии и спецслужб. Но чем скорее это случится, тем лучше, поскольку никакие иностранные войска не решат проблему Афганистана.
А как вы относитесь к слухам о поимке Бен Ладена в пограничных с Афганистаном горных пещерах Пакистана?
С юмором. Хотя в этой жизни нельзя ничего исключать. В Афганистане шила в мешке никогда не утаишь, и незаметно захватить Бен Ладена там не смогли бы даже американцы. Но мы искренне желаем им успехов.
Интервью Посла РФ в Афганистане З.Кабулова радиостанции "Голос России"
4 марта 2009 г.
Как можно оценить результаты деятельности Международной коалиции в Афганистане?
Международная коалиция во главе с США сделала в Афганистане очень много, но, к сожалению, главная задача - обеспечение безопасности и стабильности в стране - так и не выполнена. К сожалению, в Афганистане продолжают гибнуть тысячи мирных граждан, сотни военнослужащих международной коалиции. Это все говорит о том, что в реализации западной стратегии в Афганистане имелись серьезные недоработки, которые нужно учесть, исправить и попробовать вместе с афганским народом довести до конца. Сегодня необходимо подавить все очаги терроризма, экстремизма, наркобизнеса с тем, чтобы Афганистан стал достойным членов международного сообщества, государством, живущим в мире согласии вместе со всеми своими соседями.
Как Вы оцениваете дату 90 летия со дня установления российско-афганских дипломатических отношений?
В апреле 2009 года исполнится 90 лет со дня установления российско-афганских дипломатических отношений. Мы рассматривает эту дату как очень важную в наших отношениях, - отметил Замир Кабулова. - Россия была первой страной в мире, которая признала восстановление независимости Афганистана, который в то время возглавлял эмир Амулла Хан. История наших 90-летных отношений имела разные страницы, порой они были печальными, но если смотреть на весь период наших взаимоотношений, то любой объективный исследователь признает, что добрых и хороших страниц в истории российско-афганского сотрудничества было много. Это как раз та солидная основа, которая дает возможность и перспективу для развития наших отношений и в дальнейшем. Мы два близких друг другу народа, у нас много общего, и исторического и культурного. Мы еще в бытность СССР как соседи Афганистана внесли большой вклад в экономическую, социальную модернизацию афганского государства Более 140 экономических объектов на территории Афганистана были сооружены с помощью Советского Союза и все это является хорошей основой для продвижения дальше. Сегодня у Афганистана много забот. Это, прежде всего, решение вопросов безопасности, и Россия, в меру своих возможностей готова содействовать скорейшему восстановлению афганского государства во всех сферах его деятельности. Мы можем сотрудничать во многих областях: это энергетика, создание дорожной инфраструктуры, нефтегазовый сектор и т.д.
Что Вы можете сказать о периоде советского военного присутствия в Афганистане?
Этой странице нашей истории уже дана полная политическая оценка, как руководством бывшего СССР, так и руководством новой демократической России. И мне здесь добавить нечего. Но я все же думаю, что 20-я годовщина вывода советских войск из Афганистана - это положительная дата, это был совершено правильный шаг, и мы, отмечая эту дату, подводим черту под печальными страницами нашей совместной истории.
Как строятся теперь российско-афганские отношения?
Из бесед с моими афганским друзьями, я знаю, что здесь, в Афганистане, рассчитывают на помощь со стороны России. И такая поддержка уже поступает. За минувшие семь лет Россия оказала Афганистану гуманитарную помощь на 30 млн. долларов, а также еще 200 млн. долларов - безвозмездной помощи на восстановление афганской армии. Мы в прошлом году передали афганской стороне свыше 3 тысяч тонн муки, и в эти дни поставляем муку в объеме свыше 18 тысяч тонн. Москва заинтересована в скорейшем восстановлении не только самостоятельности, но и самодостаточности афганского государства. Мы хотим видеть Афганистан независимой, суверенной и процветающей страной. В настоящее время практически согласован проект межправительственного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. Это будет крайне важным шагом на пути укрепления наших торгово-экономических отношений, поскольку облегчит обеим странам возможность торговать и участвовать в экономическом процессе. На стадии завершения находится согласование проекта соглашения, касающегося нашего двустороннего сотрудничества в области борьбы с наркопроизводством. Мы, как заявил президент России Дмитрий Медведев в ответ на просьбу афганского президента господина Хамида Карзая, готовы оказать помощь в восстановлении афганских вооруженных сил.
Аветисян Андрей Левонович
Аветисян Андрей Левонович российский дипломат, дипломатический ранг -Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса.
Родился 19 мая 1960 г. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР в 1984г.
1984 - 1988 гг., 1990 - 1992 гг. - сотрудник посольства СССР (с 1991 г. - России) в Афганистане.
1994-1998 гг. - сотрудник постпредства России при ЕС в Брюсселе.
2000-2002 гг. - начальник отдела Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ.
2002-2006 гг. - заместитель постоянного представителя России при ЕС.
2006-2009 гг. - заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ.
21 сентября 2009 г. - 1 сентября 2014 г. - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Афганистане. Верительные грамоты вручил 28 октября 2009 года.
Интервью Посла РФ в Афганистане А.Аветисяна руководителю представительства РИА Новости в Афганистане А.Грешнову 10 февраля 2010 г.
Какие, на Ваш взгляд, кардинальные отличия существуют в работе российских дипломатов в Афганистане сегодня от работы дипсостава в советский и постсоветский период?
Мне очень приятно ответить на эти вопросы для тех, кто интересуется историей Афганистана и нынешней политической ситуацией в этой стране. Начну с того, что работал я здесь не только в 90-х, но даже в 80-х годах. Эти три этапа моей работы в Афганистане - середины 80-х, начала 90-х и сегодня друг от друга конечно разительно отличаются.
Первая моя командировка в Кабул была после окончания МГИМО, в 1984 году. В середине 80-х годов Кабул был совсем другим. Если начать с характера работы советских дипломатов посольства, то работа эта была меньше дипломатической, а больше была завязана на оказание помощи и содействия Афганистану. Посольство выступало своего рода координатором деятельности различных и многочисленных ведомств, представленных в стране - как военных, так и гражданских, и дипломатической работы, честно говоря, тогда было не много. Но в тот период жить и работать в Кабуле было несравненно приятнее. Хотя и шла война, но Кабул жил, по крайней мере, внешне, спокойной и мирной жизнью, бывшие здесь советские войска обеспечивали безопасность города на высоком уровне, да и выглядел внешне город совсем по другому. Не было сегодняшних блокпостов в центре города, и улицы не были изуродованы бетонными стенами и заграждениями. Когда я сейчас приехал в Кабул, это, конечно, меня неприятно поразило. Да и присутствие здесь в 80-е годы нашей армии внушало некоторые основания для более спокойного восприятия того, что происходило в стране.
Следующий мой приезд в Афганистан состоялся в 1990-м году. Главным отличием от предыдущего периода моего пребывания здесь было отсутствие на территории Афганистана иностранных войск. В его истории, к сожалению, такие периоды случаются не часто. На первых порах тогдашний кабульский режим вполне успешно удерживал ситуацию под контролем, в том числе и в области безопасности, достаточно успешно вел боевые действия с вооруженной оппозицией, и впереди была перспектива национального примирения. На этом этапе работа нашего посольства в основном заключалась в оказании поддержки режиму Наджибуллы, но больше - уже в передаче в Москву его просьб, которые все реже и реже выполнялись. В последние месяцы нахождения у власти правительства доктора Наджиба все его отчаянные, но тщетные просьбы оставались без ответа. Создалась такая ситуация, когда помощь со стороны Москвы Кабулу была прекращена вовсе. В то же время разнообразная помощь из-за рубежа силам оппозиции не прекращалась, ее уровень не снижался. Таким образом, будущее тогдашнего режима было предрешено.
Надо сказать, что наше посольство в то время поддерживало перед Москвой эти просьбы Наджибуллы, и анализ, который делало посольство и афганцы в то время, был правильный: если помощь со стороны Москвы прекратится, то страну ждет хаос. Так оно и случилось, хотя поначалу ничто этого не предвещало.
Весной 1992 года достаточно мирно и спокойно произошел переход власти к моджахедам. Интересно, что с новым правительством моджахедов у российского посольства сразу же установились нормальные и даже в некотором роде дружественные отношения - и с первым президентом Себгатуллой Моджаддеди, и со сменившим его на этом посту Бурхануддином Раббани. Казалось, что впереди есть перспектива нормального развития отношений между нашими странами и возвращения к тем традиционно дружеским связям, которые всегда существовали между Россией и Афганистаном. Если бы не началась, как ее сейчас принято называть, гражданская война. К середине 1992 года в Кабуле внезапно вспыхнули боевые действия между различными фракциями власти моджахедов, и кончилось это все закрытием посольства. Но последняя часть нашей истории перед закрытием посольства - это уже совсем не дипломатия, это драматическая история нашей эвакуации.
Не могли бы Вы напомнить читателям, как происходила эвакуации российского посольства из Афганистана в 1992 году?
После прошедших с той поры семнадцати лет эту печальную историю уже можно рассказывать с известной долей юмора. Но, честно говоря, с той ситуацией я бы не пожелал встретиться никому из дипломатов, да и вообще никому. Потому, что была она драматической, тяжелой, даже трагической.
К концу лета 1992 года ожесточенные столкновения между различными группировками моджахедов переместились в район, где располагалось российское посольство. Здесь бои шли в основном между хазарейским ополчением и бойцами "Исламской партии Афганистана" Гульбеддина Хекматиара. Хотя, надо сказать, что ситуация осложнилась и по всему городу. В июле и августе фактически ежедневно проходили совещания руководителей иностранных дипмиссий в разных посольствах, и все они готовились к эвакуации. Ситуация абсолютно вышла из-под контроля властей и рассчитывать на какую-то защиту было трудно.
К концу августа все решили, что уже в ближайшие дни отсюда надо уходить. Западные посольства в основном решили самостоятельно эвакуироваться наземным маршрутом в Пакистан. Для нас вопроса выбора не стояло. С Москвой был согласован план эвакуации самолетами. Несколько посольств восточноевропейских государств попросили взять их сотрудников с собой, на что мы дали согласие. Дальше, собственно, и началась драматическая история. Снаряды и ракеты начали летать безостановочно и падать на территории посольства, больше двух недель все сотрудники российского посольства прожили под землей, благо совсем незадолго до этого было сооружено бомбоубежище. Это был как раз тот случай, когда ты берешь с собой зонтик - и идет дождь, что случается довольно редко.
Решением руководства посольства все сотрудники оставили свои жилые дома и переселились под землю. В это время уже активно начали прорабатываться планы реализации эвакуации. Выходили наверх дипломаты по вахтовому методу, на несколько часов - поработать, послушать новости, собрать какую-то информацию. Было даже патрулирование территории посольства дипломатами в тяжелых по тому времени бронежилетах, которые весили, наверное, килограммов по 15 , в касках. С каждым днем становилось все яснее, что посольству причиняется огромный ущерб - прямыми попаданиями снарядов и ракет разбивались дома, в заборе стали появляться дыры. Стало очевидно, что на нашу территорию могли проникнуть посторонние элементы, которых сдержать уже было трудно.
Не обошлось и без трагических инцидентов. Нелепая смерть сотрудника аппарата экономического советника и его жены, которые без разрешения покинули бомбоубежище и отправились в свою квартиру в одном из домов, чтобы посмотреть один из популярных тогда мексиканских телесериалов. В результате прямого попадания танкового снаряда в комнату, где они находились, оба погибли.
Было решено назначить эвакуацию на 28 августа. План был таков: из посольства до рассвета все сотрудники выезжают на грузовых автомобилях, а у нас тогда их было несколько, направляются в аэропорт. С первыми лучами солнца в аэропорту приземляются три грузовых Ил-76, которые берут на борт всех сотрудников и членов их семей и тремя партиями вывозят. Все, что было ценного, перед этим было снесено в бомбоубежище. То, что нужно было уничтожить, было уничтожено. Но, как и большинство планов, этот план осуществился не совсем так, как было задумано. Трудно было скоординировать прилет самолетов точно в нужную минуту. Мы получили информацию о том, что самолеты задерживаются, и пришлось ехать через весь город, когда уже светало. Дверь бомбоубежища была заварена, все ворота в посольство были закрыты, с находившимися поблизости от посольства отрядами хазарейского ополчения была достигнута договоренность о том, что они будут охранять уже пустую территорию дипмиссии.
Караван машин добрался до аэропорта, когда уже всходило солнце. В это же время стали один за другим приземляться самолеты. Первая группа благополучно погрузилась в самолет, и он взлетел. Все было очень четко, борт пошел прямо на Чкаловский аэродром, где благополучно приземлился. В этой группе были и иностранные представители, которых мы взялись эвакуировать. И, как мне помнится, в первом рейсе были все иногородние, не москвичи. С Чкаловского их уже потом отправляли по домам.
Вторая группа также погрузилась в самолет, который начал двигаться к взлетной полосе. В этот момент с окружавших аэропорт гор начался обстрел полосы реактивными снарядами, из стрелкового оружия, гранатометов. При взлете у самолета было повреждено шасси, но он все-таки благополучно приземлился в Термезе, где пассажиров пересадили в другой самолет.
Третья группа, в которую входили и дипломаты, включая руководство посольства, и технические сотрудники, поехала от здания аэропорта на автобусе к своему самолету. В тот момент, когда мы стали выгружаться из автобуса, под крылом Ил-76 разорвался реактивный снаряд. Как известно, в крыле находится топливный бак. Все это сразу мгновенно вспыхнуло, люди бросились обратно к автобусу, падая друг на друга. Автобус понесся обратно к зданию аэропорта, это где-то сотня метров, и мы оказались в подвале аэропорта, мы опасались взрыва самолета.
Где-то, через полчаса, когда я поднялся наверх, оказалось, что самолета уже нет - он сгорел, на его месте стоял лишь металлический скелет. Я никогда не думал, что за 30 минут огромный Ил-76 может сгореть полностью. Слава Богу, тут обошлось без жертв. Вместе с нами в подвале аэропорта оказалось отделение десантников, которые сопровождали самолеты и должны были обеспечить безопасность при эвакуации. Один из бойцов был ранен. Незабываемая картинка того момента эвакуации: из горящего самолета вдруг начали выпрыгивать наши десантники. На афганцев, охранявших аэропорт, они произвели неизгладимое впечатление. Три года спустя после вывода советских войск на аэродроме вдруг оказывается группа наших солдат в полной боевой выкладке, с автоматами, которые бегут по направлению к башне управления полетами. Они, как и все мы, опасались взрыва самолета, поэтому бежали быстро. Видимо, было страшно всем...
И вот мы из этого подвала запросили срочную встречу с президентом Афганистана Раббани, но, как я уже сказал, в это время власти уже ничего не могли сделать и чем-то нам помочь. Поэтому вопрос дальнейшего спасения зависел от действий наших, Москвы, но никак не от кабульских властей. Аэропорт в то время контролировали узбекские ополченцы под командованием генерала Рашида Дустума. Они проявили к нам настоящее гостеприимство, какое только можно было проявить в той ситуации. Они позволили нам жить в подвале аэропорта, где мы провели следующие два дня: помнится, там было несколько помещений, мы наладили какое-то нехитрое питание. Умельцы собрали из имевшихся запчастей простейшую радиостанцию, и появилась связь с Москвой. Понятно, что после потери самолета ожидать, что сразу же будут высланы другие, не приходилось. В то же время дустумовцы стали предлагать воспользоваться их самолетами, которых на аэродроме было несколько, и улететь на них на север, в город Мазари-Шариф.
Два дня мы провели в сомнениях: прилетит ли за нами новый самолет или не прилетит и насколько рискованно было воспользоваться любезным предложением Дустума. Хотя что могло быть рискованнее, чем просто сидеть и не двигаться с места? В конце концов, после долгих дискуссий, которые, я считаю, в такой экстремальной ситуации были совершенно неуместны, группа "отчаянных" решила все-таки лететь на афганском самолете. Интересно, что в этой группе "отчаянных" оказались два будущих посла России в Афганистане - это Замир Кабулов и Ваш покорный слуга.
И вот мы загрузились в этот самолет, - по-моему, это был Ан-24, - закинули вещи, чтобы отправиться в полет. Там были и женщины, была моя жена, были другие героические русские женщины. Самолет стал взлетать, когда опять начали стрелять. Такое незабываемое зрелище: ракета пролетает в метре от крыла снизу вверх, оставляя за собой огненный хвост. В общем, впечатления были еще те...
Тем не менее, набрали высоту и с Божьей помощью где-то через час-полтора оказались в Мазари-Шарифе. Сразу же по приземлении дали знать об этом тем, кто еще оставался в Кабуле. Они, уже не сомневаясь, погрузились в оставшиеся два небольших самолета и тоже благополучно присоединились к нам в Мазари-Шарифе. Там мы воспользовались гостеприимством уже нашего генконсульства, которое находится в Хайратоне, на нынешней афганско-узбекской границе. На следующий день мы большой автоколонной отправились через реку в Термез и уже оттуда на присланном новом самолете Ил-76 долетели до аэродрома Чкаловский, мы были счастливы.
Тем временем война в Афганистане продолжалась, посольство в результате боевых действий было полностью, разрушено, разграблено, деревья вырублены. В общем, картина была неприглядная и тяжелая для моих коллег - предыдущих послов - М.А. Конаровского и З.М. Кабулова. Но благодаря их усилиям, сегодня мы работаем в комфортных условиях, таких же, какие были и раньше. Время то, конечно, было драматическое. Дай Бог, чтобы таких испытаний не повторилось ни для этого посольства, ни для какого другого.
Существуют ли, на Ваш взгляд, реальные перспективы интенсивного развития экономических, политических и культурных отношений между Россией и Афганистаном в обозримом будущем?
Я абсолютно уверен, что такие перспективы есть и что они реальные. И не в обозримом будущем, а в ближайшей перспективе. Потому, что для этого есть большой задел. Если говорить об экономических отношениях, то этот задел создавался на протяжении многих лет нашей страной, которая построила здесь порядка 150 различных объектов, серьезных инфраструктурных объектов - от сельскохозяйственных до промышленных. Строились дороги, предприятия, ирригационные комплексы. Они сейчас очень нужны Афганистану.
Афганцы во время всех моих встреч с ними говорят о том, что помощь в восстановлении хотя бы этих объектов была бы огромным шагом вперед для экономики их страны. Ни для кого не секрет, что за последние восемь лет во время ведения боевых действий против оппозиции здесь строилось очень мало. Школы, больницы, объекты местного значения, конечно, строились, но серьезных инфраструктурных проектов не было. Поэтому афганцы заинтересованы в том, чтобы мы эти объекты реабилитировали.
Кроме того, если взять субъективный момент, между афганцами и русскими существуют совершенно очевидные взаимные симпатии. И годы нашего военного присутствия этих взаимных симпатий в той перспективе, откуда мы сейчас смотрим, не смогли нарушить. Поэтому дружеские чувства, которые питают афганцы к русским и русские к афганцам, являются важнейшим субъективным фактором, который может способствовать активному восстановлению и развитию полномасштабных отношений между двумя странами.
Кроме экономических объектов мы, конечно, могли бы оказать большое содействие и помощь в социальной сфере, и, прежде всего, в образовании. Я убежден в том, что для этой страны образование - перспектива ее нормального и в будущем мирного существования. С нашей помощью в свое время были построены крупнейшие в этой области объекты - Кабульский политехнический институт, а ныне Университет, Кабульский автомеханический техникум. Большое содействие мы оказывали и продолжаем оказывать Кабульскому университету, прежде всего его кафедре русского языка.
Афганская молодежь очень хочет и способна учиться. Вообще, афганский народ, это народ очень способный во всех отношениях. Возьмите хотя бы торговлю, которая здесь не прекращалась и процветала при любых боевых действиях, медицину, а у афганцев есть хорошие доктора, которые в основном выучились за рубежом. Если с помощью России и других друзей Афганистана наладить здесь систему высшего образования, да и не только высшего, но и профессионального, и среднего, то страна, при условии нескольких лет мира, сможет вполне себя обеспечивать и нормально развиваться. Образование и здравоохранения это важнейшие направления содействия нормализации жизни афганцев.
Военными усилиями афганскую проблему не решить. К счастью, это поняли уже и в руководстве НАТО, и в руководстве Соединенных Штатов Америки. Сейчас начинают все активнее говорить, что военные усилия должны быть подкреплены адекватными гражданскими усилиями в социально-экономической сфере. Если ситуация будет развиваться именно в таком направлении, то тогда совместные усилия при условии их должной координации достигнут успеха. Россия готова участвовать в этом и как сосед Афганистана, а мы по-прежнему считаем себя соседями, хоть и не имеем общей границы, и как традиционный друг и партнер этой страны. Видим Афганистан в будущем стабильным, мирным, нейтральным и процветающим государством.
Интервью Посла РФ в Афганистане А.Аветисяна для Daily Telegraph 11 сентября 2010 г.
Великобритания и США совершили в Афганистане ряд стратегических ошибок, которые задержат вывод войск, заявил , разговоры о передаче тех или иных функций афганцам в настоящее время не реалистичны, поскольку коалиции не удалось отстроить национальные вооруженные силы и экономику. Коррупция, пронизывающая властные структуры Афганистана, является виной Запада, вливавшего огромные суммы в не скоординированные и непрозрачные гуманитарные проекты. Запад ничему не научился на ошибках СССР. Они повторяют все те же самые ошибки и делают новые.
Только теперь они начали понимать, что надо как-то обезопасить страну после их ухода. Но это невозможно сделать за месяцы или даже несколько лет. Если начать обучение афганской армии прямо сейчас, на это, по моим оценкам, понадобится не менее пяти лет. Если бы международное сообщество начало это обучение несколько лет назад, сегодня было бы реалистично говорить о графике передачи функций и вывода войск.
Кабул и Москва остаются "традиционными партнерами. В течение восьми-девяти последних лет Россия не играла заметной роли, но теперь она становится активнее в Афганистане.
Мантыцкий Александр Викентьевич
Мантыцкий Александр Викентьевич, российский дипломат. .Дипломатический ранг - Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса (18 июля 2007)
Родился 6 ноября 1955 г. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР (1984). На дипломатической работе с 1984 года. Владеет хинди и английским языками.
1984 - 1989 гг. - сотрудник Посольства СССР в Непале.
1991 - 1996 гг. - сотрудник Генерального консульства России в Карачи (Пакистан).
1998 - 2002 гг. - сотрудник Посольства России в Индии.
2003 - 2004 гг. - начальник отдела Третьего департамента Азии МИД России.
2004 - 2005 гг. - начальник отдела Второго департамента Азии МИД России.
2005 - 2010 гг. - генеральный консул в Мумбаи (Индия).
2010 - 2011 гг. - начальник отдела Второго департамента Азии МИД России.
2011 - 2014 гг. - заместитель директора Второго департамента Азии МИД России.
С 18 ноября 2014 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Афганистане.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023