Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Военачальники Ссср 1972 - 1992 гг. Главные советские военные советники, специалисты и консультанты в Афганистане и их заместители 1972 - 1992 гг. Главный военный советник в Афганистане 1988 - 1989 гг. Генерал - полковник Соцков М.М
Аннотация: Афганская арена. Военачальники СССР 1972 - 1992 гг.
Главные советские военные советники, специалисты и консультантыв Афганистане и их заместители 1972 - 1992 гг.Главный военный советник в Афганистане 1988 - 1989 гг. Генерал - полковник Соцков М.М.
Афганская арена. Военачальники СССР 1972 - 1992 гг.
Главные советские военные советники, специалисты и консультанты
в Афганистане и их заместители 1972 - 1992 гг.
Главный военный советник в Афганистане 1988 - 1989 гг.
Генерал - полковник Соцков М.М.
Документы
Послужной список
Соцков Михаил Михайлович - генерал - полковник.
Родился 8 декабря 1930 г. в деревне Еронкино Мещевского района Калужской области в семье рабочего. Первый класс Еронкинской начальной школы закончил 1949 г., 2,3,4 классы начальной школы - в деревне Новой Балашихинского района Московской области, куда переехала семья, 5, 6 класс - в неполной средней школе г. Балашиха, 7,8 классы - в Горенской школе рабочей молодежи. В 1948 г. был направлен в Ярославское пехотное училище имени генерал - лейтенанта Харитонова, нормальный курс которого по должности командира стрелкового взвода, окончил по в 1951 г. Там же закончил и 9 класс средней школы.
Дальнейшая служба проходила следующим образом:
1951 - 1955 гг. - командир стрелкового взвода 106 гв.механизированного полка 33 гв.мех. дивизии Отдельной мех. Армии, г. Арад Румыния.
1955 - 1957 гг. - командир стрелковой роты106 гв.механизированного полка 33 гв.мех. дивизии Отдельной мех. Армии, г. Арад Румыния.
1957 - 1959 гг. - командир стрелковой роты 106 гв.мотострелкового полка 33 гв. мотострелковой дивизии 1 Отдельной Армии. В июле 1958 г. в составе 33 гв. мсд убыл в Одесский военный округ (ОдВО).
1959 - 1962 гг. - слушатель основного факультета Краснознаменной, ордена Ленина и ордена Суворова 1 ст. Военной Академии им. Фрунзе.
1962 - 1963 гг. - командир мотострелкового батальона 279 мсп 54 мсд ЛенВО, поселок Пинозеро Мурманской области.
1963 - 1965 гг. - офицер оперативного отдела, штаб 6 Армии, ЛенВО, г. Петрозаводск.
1965 - 1966 гг. - заместитель командира полка, 10 мсп 131 мсд 6 Армии ЛенВО, Мурманская область.
1966 - 1969 гг. - Командир полка, 269 гв. Мсп 64 гв. мсд ЛенВО.
1969 - 1971 гг. - начальник штаба - заместитель командира дивизии, 77 гв. мсд ЛенВО.
1971 - 1973 гг. - слушатель основного факультета Военной академии ГШ ВС СССР им К.Е.Ворошилова. Назначена на 1972 - 1973 учебный год стипендия им. М.И.Кутузова. Окончил основной факультет с дипломом с отличием и золотой медалью.
1973 - 1975 гг. - командир дивизии, 6 гв. мсд.
1975 - 1977 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего и член Военного Совета, 2 гв. танковая армия, ГСВГ.
1977 - 1979 гг. - командующий и член Военного Совета, 3 армия, ГСВГ.
1979 - 1981 гг. - начальник 2 управления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС СССР.
04.1981 - 12.1981 гг. - начальник 1 управления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС СССР.
12.1981 - 10.1985 гг. - первый заместитель командующего войсками и член Военного Совета, Закавказский военный округ (ЗакВО).
1985 - 1987 гг. - заместитель начальника Главного управления, Главное управление Сухопутных войск. Командировки в ДРА в составе ОГ МО СССР: 21.03.1986 - 17.05.1986 г.; 16.08.1986 - 19.09.1986 г.; 02 10.1986 - 31.10.1986 г., руководил выводом из Афганисана 6 боевых частей в 1986 г.
1987 - 1988 гг. - генерал - инспектор Сухопутных войск, Главная инспекция Министерства обороны СССР.
1988 - 1989 гг. Главный военный советник в Вооруженных Силах Республики Афганистан (с 21.05.1986 г. по 13.08.1989 г.). В этот сложный период обеспечивался полный вывод советских войск из Афганистана, создание стратегических запасов для Вооруженных сил Афганистана, передача им материальных ценностей, боевой техники от 40-й общевойсковой армии ВС СССР, полный переход к самостоятельным поевым действиям ВС РА против вооруженных формирований противника. После вывода советских войск Главный военный советник принамал активное участие в подготовке решений по строительству и формированию ВС РА, совместно с командованием афганской армии принимал участие в руководстве войсками в Джелалабадском сражении, обороне Хоста, в защите основных транспортных коммуникаций, включая боевые действия на Саланге.
13.08.1989 г. Освобожден от занимаемой должности, направлен в распоряжение Главнокомандующего Сухопутными войсками.
Приказом МО СССР - 0361 от 04. апреля 1990 г. уволен в запас по статье 59 пункт "б" (по болезни) с правом ношения военной формы одежды. Исключен из списков личного составачасти с 15 апреля 1990 г. приказом начальника Главного штаба Сухопутных войск - 72 от 10 апреля 1990 г.
Воинские звания: лейтенант -1951 г., старший лейтенант - 1954 г., капитан - 1957 г., майор -1962 г., подполковник - 1966 г., полковник - 1971 г., генерал-майор - 1975 г., генерал-лейтенант - 1979 г., генрал-полковник - 1988 г.
Награды: Орден Ленина (1989 г. За успешное выполнение задания по оказанию интернациональнй помощи Республике Афганистан и проявленное при этом мужество), Орден Красного Знамени (1987 г. За успешное выполнение задания по оказанию интернациональнй помощи Демократической Республике Афганистан), Орден Красной Звезды (1956 г. За боевое отличие), орден За службу Родине в Вооруженных силах СССР 2-й степени (1981 г. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке и поддержание высокой боеготовности войск) и орден За службу Родине в Вооруженных силах СССР 3-й степени (1976 г. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, поддержание высокой боевой готовности войск и освоение новой сложной боевой техники) медали СССР, награды иностранных государств.
Скончался генерал-полковник Соцков М. М. 18 марта 2013 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Автобиография
Я, Соцков Михаил Михаилович, родился в 1930 г.рождения в д. Еронкино Мещевского р-на Калужской обл. в семье рабочего.
Отец, Соцков Михаил Алексеевич, 1910 г. рождения работал столяром в г; Мещевске. В настоящее время проживает в г. Казани, на пенсии, живёт с новой семьей.
Мать, Соцкова Татьяна Александровна, 1910 г. рождения, работала учительницей. В 1971 г. умерла, похоронена на Никольќском кладбище Московской обл.
В 1938 г. поступил учиться в Еронкинскую начальную школу, где окончил I кл. В 1939 г. семья переехала в Московскую обл. Балашихинский р-н д. Новая. Там я окончил начальную школу. Поступил в Балашихинскую неполно-среднюю школу, в которой окончил пятый и шесќтой классы, седьмой и восьмой классы закончил в Горенской школе рабочей молодежи.
1948 г. подал заявление в Балашихинский РВК с просьбой послать в военное училище. 9 августа 1948 г. был направлен в Ярославское военное училище им. генерал-лейтенанта Харитонова, в котором закончил девятый класс В ноябре 1949 г. вступил в члены ВЛКСМ.
В 1951 г. окончил училище и был направлен командиром взвоќда в 106 гв. мех. полк, 33 гв. мех. дивизии, отдельной мех. армии в Румынию.
В 1955 г. был назначен командиром мотострелковой роты в этом же полку.
В 1956 г. участвовал в подавлении контрреволюционного мяќтежа в Венгрии. Награжден орденом Красной Звезды.
Член КПСС с мая 1957 г. Партбилет - 07611184.
В 1958 г. закончил десятый класс при Арадском доме офиќцеров.
В 1959 г. поступил в Военную академию им. Фрунзе, которую закончил в 1962 г. По окончанию академии был назначен командиќром мотострелкового батальона в 269 гв. мотострелковнй полк 54 мотострелковой дивизии Ленинградского военного округа.
В 1963 г. был назначен офицером оперативного отдела штаба 6 армии Лен.ВО, г. Петрозаводск.
В 1965 г. был назначен заместителем командира 10 мотострелкового полка, 131 мотострелковой дивизии, 6 армии ЛенВО, поќселок Печенга Мурманской обл.
В 1966 г. был назначен командиром 269 гв. мотострелкового полка, 64 гв. мотострелковой дивизии ЛенВо, поселок Куликово Соржавальского р-на КаССР.
В 1969 г. был назначен начальником штаба 77 гв. мотострелковой дивизии ЛенВО г. Архангельск. В том же году закончил академические курсы при ВАФ.
С 1971 г. - слушатель Военной академии Генерального Штаба ВС СССР им. К.Е. Ворошилова.
Женат с 1952 г. Жена, Соцкова Варвара Григорьевна, 1930 г., родилась в д. Новая Балашихинекого р-на Московской обл. В 1952 г. окончила Московский Экономико-статистический институт. В настоящее время домохозяйка.
Родители жены: отец, Гарнизонов Григорий Семенович, работал председателем Новского сельского Совета депутатов трудящихся, в настоящее время на пенсии. Член КПСС. Проживает в д. Новая Балашиќхинекого работа Московской.области.
Мать жены: Гаринзонова Вера Ивановна работала продавцом, член КПСС, сейчас на пенсии, проживает в д. Новая.
Сестры жены: Гавриленкова Нина Григорьевна, врач, работает и живет в г. Москве.
Голубкова Анна Григорьевна работает в совхозе д. Новая.
Мои и родственники жены не судимы.
Братьев и сестер не имею.
Дети: дочь Светлана 1953 г. рождения, учится в Педагогическом училище им. Ушинского в г. Москва.
Сын Сергей 1965 года рождения учится.
Взысканий по партийной и служебной линиям не имею.
Март 1973 г. М.М.Соцков
АТТЕСТАЦИЯ
За период с октября 1985 г. по май 1986 г.
На генерал-лейтенанта СОЦКОВА Михаила Михайловича, заместителя
начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск Д-239735
Год рождения 1930 Партийность и стаж член КПСС с 5.1957 г.
Национальность русский С какого года в ВС СССР с 11.8.1948 г.
Стаж в должности с 5.10.1978 г. Дата присвоения воинского звания 19.02.1979 г.
Образование: а) гражданское 10 классов в 1958 г.
б) военное (военно-специальное) Ярославское пех. Уч-ще в 1951 г.,
ВАФ в 1962 г., ВАШ в 1973 г.
Вывод по последней аттестации за 1982 г. Занимаемой должности соответствует. Назначен первым заместителем командующего войсками военного округа.
I. Текст аттестации
Генерал-лейтенант СОЦКОВ М.М. имеет большой опыт службы: в войсках и штабах. Командовал полком, дивизией, армией и около 4-х лет был первым заместителем командующего войсками ЗакВО. За весь период службы характеризуется политически зрелым, хорошо подготовленным в военном отношении, инициативным, трудолюбивым и исполнительным генералом. Систематически работает над повышением своих военных и политических знаний. Основы с организации современных фронтовых и армейских операций, а также планирование и применение объединений и соединений в современных боевых действиях знает твердо.
Генерал СОЦКОВ М.М. в должности заместителя начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск с окќтября 1985г., за этот период проявил себя с положительной стороны. Обладает достаточными организаторским способностями и умением нацелить коллектив на качественное выполнение решаемых задач по организации и контролю за ходом боевой подготовки в войсках. Принимал активное участие в ряде мероприятий, проводимых Главнокомандующим Сухопутными войсками. При выездах в войска ведет непримиримую борьбу с послаблениями и упущениями. Объективно оценивает состояние организации и хода боевой подготовки. Вскрытые недостатки добивается устранения на месте. Принимает активное участие в партийно-политической жизни управления. Систематически ведет работу в войсках по разъяснению и претворению в жизнь решений ХХVII съезда КПСС путем повышения качества боевой подготовки укрепления воинской дисциплины, повышения организованности и соблюдения строгого уставного порядка.
В 1986 году принимал активное участие в работе оперативной группы МО по оказанию интернациональной помощи ДРА по повышению боеспособности соединений и частей Афганской армии, планированию боевых действий по разгрому бандформирований.
По характеру выдержан, скромен. В обращении с подчиненными вежлив и отзывчив. Решителен. Может брать ответственность на себя. Способен критически оценивать свою деятельность.
Морально устойчив. Идеологически выдержан. Состояние здоровье хорошее.
Делу КПСС и социалистической Родине предан.
Вывод: Занимаемой должности соответствует.
Заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками
по боевой подготовке - начальник Главного управления боевой подготовки
генерал - полковник В.Меримский
27 мая 1986 г.
СЛУЖЕБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
на генерал-лейтенанта Соцкова Михаила Михайловича,
генерал - инспектора Сухопутных войск Главной инспекции МО СССР
1930 г.р., член КПСС с 5.1957 г.,
образование: общее - 10 классов в 1958 году,
военное - Военная академия им. М.В.Фрунзе в 1962 г.,
Военная академия Генерального штаба в 1973 г.
В ВС - с 1948 г.
В занимаемой должности с марта 1987 года. Имеет большой опыт службы в войсках и Центральном аппарате Министерства обороны. После окончания Военной академии Генерального штаба ВС СССР занимал должности командира мотострелковой дивизии, начальника штаба и Командующего армией, начальника управления Главного оперативнго управления ГШ ВС СССР, первого Заместителя Командующего и члена Военного Совета ЗакВО.
В Главную инспекцию был назначен с должности Заместителя начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск. За весь период службы характеризуется политически зрелым, хорошо подготовленным в военном отношении, инициативным, трудолюбивым исполнительным генералом. Успешно освоил свои обязанности генерал - инспектора Сухопутных войск, умело организует и проводит инспектирование, вносит целесообразные предложения по укреплению боеготовности и боевой подготовке войск. Проявляет принципиальность и объективность.
Постоянно совершенствует свои политические и военные знания. По характеру выдержан, скромен, решителен. В общении с подчиненными вежлив и отзывчив. Способен критически оценивать свою деятельность.
Морально устойчив. Идеологически выдержан. Состояние здоровья шее.
За успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан в 1987 году награжден орденом Красного Знамени,
Рекомендую генерал-лейтенанта Соцкова М.М. для направления в загранкомандировку в качестве Главного военного Советника в Вооруженных Силах Республики Афганистан вместе с женой Соцковой В.Г.
Заместитель Министра обороны СССР - Главный инспектор
генерал армии М.Сорокин
20 апреля 1988 г.
Материалы СМИ и публикации.
По материалам издания: Варенников В. И. Неповторимое. В 7 томах. - М.: Советский писатель, 2001. Том 5. Часть VII. Афганистан. И доблесть и печаль. Чернобыль. - М.: Советский писатель, 2001. - 448 стр.
Генерал-лейтенант М.М.Соцков бывал в Афганистане много раз и в разном качестве: вначале - как заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск; затем - как представитель Главной инспекции Вооруженных Сил. С ним была группа 12-15 офицеров. На период пребывания в Афганистане эта команда органически вливалась в состав Оперативной группы МО СССР в Афганистане и действовала по нашему общему плану, сосредоточивая основные усилия на боевой подготовке войск 40-й армии и афганских Вооруженных Сил. Генерал-лейтенант М.М.Соцков был моей "правой рукой" при подготовке к возвращению в СССР 12 тысяч воинов (или 6 боевых частей). А в 1988-м году Михаил Михайлович Соцков прибыл в Афганистан уже в качестве Главного советского военного советника.
Из книги: Гареев М.А. Афганская страда. - М.: Инсан, 2002. - 416 с.
Больше всего сложностей во взаимоотношениях у меня возникало с генерал-полковником М.М. Соцковым. Я знал его, как хорошего коќмандующего армией в группе войск в Германии. Затем вместе с ним мы работали в Главном оперативном управлении. Михаил Михайлович отличался добротной оперативно-тактической подготовкой, хорошиќми организаторскими качествами. В Афганистане часто бывал в райоќнах боевых действий и показал себя очень мужественным человеком. Он начал работать в Афганистане еще до вывода советских войск и осќновательно знал обстановку и особенности афганской армии. Но М.М.Соцков имел излишне упрямый характер. Поскольку я тоже особенќно мягким характером не отличался - это, видимо, было одной из приќчин некоторых трений. Но, на мой взгляд, главная ошибка М.М. Соцкова состояла в противостоянии (вместе с министром обороны) линии преќзидента Наджибуллы. А каждый из нас не мог выбирать себе власть в Афганистане. Мы должны были помогать той власти, которую официќально поддерживает наше государство. Думаю, что, если бы у нас были данные о связях Таная с лидерами оппозиции, тогда было бы больше ясности и определенности и в линии нашего поведения.
Вместо М.М. Соцкова главным специалистом в Министерство обоќроны прибыл генерал Б.П. Шеин, который по ряду причин находился в Афганистане сравнительно немного, но показал себя хорошо подготовќленным, энергичным и творчески работающим генералом.
По материалам книги: Соцков М.М. Долг и совесть. Закрытые страницы афганской войны., Санкт -Петербург: НПО Профессионал, 2007. - Кн. 1 - 618 с., Кн. 2 - 684 с.
Когда и как Вы ступили на тропу афганской войны?
Афганская война для меня началась в 1986 г. треќмя продолжительными командировками, итогом котоќрых был вывод из Афганистана шести советских полков. Война была рядом, но прямого участия в ней я практически не принимал: раќботал с группой офицеров в афганских частях, участќвовал в планировании и проведении боевых действий 40-й армии и афганских Вооруженных сил.
Во время трёхмесячной командировки в 1987 г. мы работали, в основном, в афганских частях.
В мае 1988 г. я прибыл в Афганистан на должќность Главного военного советника. Прибыл по просьќбе Наджибуллы, которому я запомнился по выводу шести полков.
Как проходило назначение Вас на должность Главного военного советника?
Недолго продолжалась моя служба в Главной инќспекции - всего какой-то год. Уже привыкать стал к кочевой жизни: побывал за это время в Германии, Беќлоруссии, Прибалтике, Одессе и Севастополе, на Ураќле, Дальнем Востоке и Сахалине, прошел через хребты Памира, инспектируя войска ПВО. Скольких встретил людей, знакомых и незнакомых, бывших начальников и подчинённых! Такая насыщенная всякими событияќми военная жизнь позволила несколько иначе посмотќреть на многие, ещё вчера очень понятные вещи.
А скольких афганцев я встретил! По - разному складывались судьбы: некоторые стремительно пошли вверх по служебной лестнице, а кто-то возвратился из Афгана к "разбитому корыту", хотя труса и шкурника не играл там. Но удивило меня то, что почти все вспоминали Афганистан с какой-то непонятной грустью и ... стремились снова туда. Да, это, наверное, нужно было пережить, побыќвать на той обожженной земле, чтобы в душе человечеќской зародилось и жило это непонятное, но прекрасное чувство.
Годичная командировка по Союзу захватила меня своей постоянной новизной встреч и дел, и я поќтихоньку стал забывать Афганистан. Теперь только гаќзетные статьи, иногда секретные сводки напоминали о нём. И я уже стал привыкать к мысли, что с Афганистаном в моей военной судьбе покончено. Домашние, хоть и не видели меня месяцами, но были откровенно рады - всё-таки дома, а не там.
Всё хорошо, только ещё не родился на Земле тот, кто заранее знает свою судьбу. Всё от рождения до смерти будет покрыто вечной тайной, иногда лишь приоткрывающей свою суть.
10 мая 1988 года я ушел в отпуск, наметил план по приведению в порядок доставшегося по наследству от матери дома и небольшого садика. Литературу по саќду-огороду приобрел, чтоб хотя бы не Мичуриным, так огородником-любителем стать.
Но 22 мая прибыл офицер из Генштаба (нашли ведь и в деревне!) и передал: 24 мая быть у начальника Генштаба. Быть, так быть - 24 мая прибыл к Маршалу Советского Союза С.Ф. Ахромееву, который без предисловий сообщил: "У Вострова (главный военный советник в Афганистане) кончился срок. Мы тут искали, кого послать вместо него - остановились на тебе, тем более тебя из Кабула попросили. Обстановка там никому, в том числе и нам, не ясна и как она будет развиваться - тем более. Может быть, переходное правительство и прекратит войну - это лучший вариант. В армии расќкол, там большая опасность междоусобной борьбы. Офицеры - "халькисты" написали письмо в ЦК КПСС о засилии вверху "парчамистов", воюют "халькисты", а командиры - "парчамисты". Много написано о министќре обороны Афганистана. Ты это учти - Рафи не миќнистр, старайся решать через начальника Генштаба. Танай - одна из сильных фигур, это личность, у него вся армия, обстановка, разведка. В последнее время Наджиб приблизил его к себе, но от него ожидать всего можно. Району Джелалабад - Асадабад особое внимаќние - это дорога на Кабул, иначе группировка войск растворится и погибнет; аэродромам Джелалабад. Канќдагар, Шинданд, Баграм - особое внимание. Это единќственная возможность оказывать помощь фронтам и влиять на обстановку в этих регионах. Охрана, охрана и ещё раз - охрана аэродромов.
По порядку комплектования армии: где советские войска ушли, могут и враждебные формирования встать на сторону правительства, их нужно включить в состав афганских соединений.
Следить за обстановкой в районах, откуда вышли наши войска, и наладить управление группировками войск афганской армии, оставшихся там. Оставленные военные городки, где было всё, вплоть до полотенца, разграбили и разрушили, как вандалы. Посмотри там на месте.
Советники выходят с последними подразделениями советских войск и сосредоточиваются в Кабуле. Там органиќзовать из них оперативные группы для оказания помоќщи афганским войскам в подготовке к боевым действиќям, проверке вооружения и боевой техники. По размеќщению советников в Кабуле - реши на месте сам.
Помощь до конца 1988 года будет идти. Сейчас подготовлено на 900 млн. рублей, возможно до миллиќарда.
Трехмесячные запасы генерал Гапоненко А.Г. сдаст по акту афганским представителям, ты проследи за этим. Варенников утвержден на Политбюро как главный советник при руководстве Республики Афганистан.
Посол - бывший первый секретарь Московского горќкома, к военным отношение - не очень, но ты найди контакты, он старший представитель ЦК в Афганистане. Посол, представитель КГБ, МВД и Главный военќный советник - четверка, которая решает там, но Ваќренников для тебя старший.
Сейчас зайдёшь к Министру обороны, получишь указания. Вострову - 4-5 дней на сдачу. Вылетаешь 26 мая в 9.00, самолёт заказан на Кабул. Желаю удачи".
Такое вот лаконичное, но емкое напутствие-инструктаж. Откровенность и какая-то грустная довеќрительность, с которой говорил маршал, настораживаќли. Уж кто-кто, а он Афганистан знал досконально, но чтобы вот так - "обстановка никому, в том числе и нам, не ясна и как она будет развиваться тем более"...
По-моему он сказал мне всё то, что можно было сказать и даже больше. Но что-то главное, что он знал или предвидел, он не стал говорить. Недаром же он подчеркнул: "Ты там на месте разберись, может быть там виднее".
Скажу откровенно, от начала до конца моего пребывания в Афганистане я помнил эти слова, листал иногда запись этого напутствия и всё искал ответ. Правда, жизнь сама ставила вопросы и подсказывала ответы. Не знаю, правильно ли я их понимал и распорядился ими?!
Министр обороны генерал армии Язов Д.Т. приќнял меня сразу. Он был краток: "Тебя попросили отќтуда, так что езжай, следи и разбирайся с обстановкой на месте. Помни их коварство. Наджиб гвардию создаёт из 17 тысяч, сейчас уже есть 6 тысяч, для чего - не ясно, но если хочет - пусть создаќёт.
Поддерживай их решения, но по принципиальќным вопросам продумай и настойчиво посоветуй, как нужно. Найди контакты, это трудно, но найди.
Пока едешь до вывода войск, но, возможно, приќдётся остаться ещё. Семью не берешь? - это хорошо. Успеха, береги себя".
Это было 24 мая, а 26-го под майский дождичек взлетели с аэродрома Чкаловский и взяли курс на Каќбул. Через 4 часа 4 минуты подполковник Бабенко поќсадил ТУ-154 на Кабульском аэродроме. Открылась дверь и перед нами Кабул, Афганистан...
Как Вас встретили в Афганистане?
Я прибыл в Кабул 26 мая 1988 г. Встретивший меня генерал-полковник Востров В.А. пробыл в Афганистане уже два года. Мы старые с ним друзья: вместе учились в академии им. Фрунзе, вместе заканчивали и академию Генштаба, по воле судьбы и Главного управления кадров поехали командирами дивизий в ГСВГ - только он в 8 армию, а я в 20-ю. Вместе прошли большую жизненную и воќенную школу у главкома группы генерала армии Иваќновского Е.Ф. Генерал-полковник Востров В.А., впрочем как и все мы, кадровые военные, прошел сложный жизненный путь. Перед Афганиќстаном командовал войсками Сибирского военного окќруга, там на боевых действиях его БТР перевернулся, Восќтров оказался в госпитале, но ничего, оклемался тогда и вот теперь заканчивал очередной ответственный этап военной службы. Владимир Андреевич очень подробно ввел меня в курс военно-политической обстановки, состояния армии, аппарата главного военного советника и советниќков вообще.
В этот же день состоялась встреча с послом Егорычевым Н.Г., который был назначен два меќсяца назад. Человек интересный: до Гришина был 1-м секретарём горкома КПСС г. Москвы, потом что-то не так выќсказался по ПВО Москвы и... затем 10 лет был поќслом в Дании, затем - 4 года зам. председателя Внешќторга. Военных откровенно не любит, хотя сам прошёл Великую Отечественную войну. Об армии судит в осќновном по печати. Беседа была откровенно наставиќтельной. Много уделялось внимания делам посольстќва и возможным осложнениям. Вокруг посольства возводился нашими военными строителями высокий бетонный забор, строилось убежище со всем автономќным оборудованием человек на 150. В конце тон смягќчил и по-простому сказал, что хотел бы со мной иметь более тесные отношения, встречаться почаще: "Вы ведь обстановку знаете не по докладам, и мне бы хотеќлось знать о ней из первых уст от вас". Скромно поќобещал и попросил соответственно поддержки, осоќбенно по выводам и докладам в Москву. Почти дружеќски расстались.
Затем я заслушал советника начальника разќведки Генштаба афганской армии полковника Набойщикова А.М. по группировкам оппозиции, оргаќнизации разведки в армии. Начальник оперативќного отдела Главного военного советника полковник Морозов А.А. доложил по афганской армии, по оперативной обстановке. За ним долоќжили советник Главкома ВВС и ПВО генерал Алексеев В.И. и советник при заместителя Министра обороны по вооружению и технике генерал Якушев В.Г. (окаќзался сослуживцем по Закавказскому военному округу).
В 21.30 мы встретились с генералом армии В.И. Варенниковым, который к этому времени прилетел из Кундуза. Тепло поќздоровались и часа три беседовали. Он рассказал, что у него был разговор с Наджибуллой в отношении главного воќенного советника, что он предложил мою кандидатуру. Президент вспомнил по выводу 6 полков и однозначно согласился и сказал, что позвонит в Москву Горбачёву и попросит о назначении меня главным воќенным советником. Естественно, откаќза не было. Валентин Иванович очень подробно рассказал об обстановке в стране, в партии, меньше в армии и преќдупредил, что мы теперь, в связи с решением о выводе войск работаем на два фронта и что цветочки только зацвели, ну а ягодки - они будут впереди.
27 мая на заседании Ставки Валентин Иванович представил меня Президенту и всему руководству Афќганистана. Было даже шампанское. О, если бы мы знаќли, что нас ждёт и как сложатся наши отношения, моќжет быть и не нужно было шампанского! Впрочем, а почему бы и нет?! Оглядываясь на прошлое, я не вижу особых причин, чтобы очень серьёзно и строго судить себя, военных советников да и наших афганских друзей в нашей совместной работе. Видимо сама обстановка то простая, то сложная, то до головной боли критичеќская, заставляла принимать то или иное решение, гоќворить те или иные, не всегда лицеприятные слова.
Как осуществлялось управление афганской войной?
Пройдя военную службу на различных командных должностях, я очень хорошо понял одну истину - кто твёрдо управляет, тот побеждает. Наблюќдая за работой крупных военачальников и штабов, я видел, что львиную долю своей практической деятельности они уделяли организации управления. Несмотря на боќгатый опыт Великой Отечественной войны, военачальќники и штабы искали новые формы управления, котоќрые соответствовали бы современным условиям.
Генеральным штабом была разработана, опробирована на различных учениях и внедрена новая систеќма управления группировками войск на Западном, Юго-Западном, Южном и Дальневосточном направлеќниях. Были созданы Главные командования (главкоматы) войск на этих направлениях.
На главкоматы возлагалась подготовка группироќвок войск и театра военных действий, а также управлеќние этими группировками в случае развёртывания боеќвых действий на этих театрах. Предполагалось, что эти главкоматы должны вести боевые действия самостояќтельно и автономно. Центр оставлял за собой согласоќвание планов военных действий и поставку мобресурсов для войск.
К сожалению, как это нередко случается, новые открытия и новые решения имеют короткую жизнь, а то и вообще не находят практического применения. Так случилось и с новой системой управления. С началом афганской войќны она была похоронена... Самими создателями. В осноќву управления афганской войной был положен старый консервативный метод - управлять везде, всем и вся из центра.
Созданное на Южном направлении Главное командоќвание после робких "трепыханий" превратилось в стаќтиста. Из войск этого Главного командоќвания в Афганистан вводилась 40-я армия, и, казалось бы, в соответствии с существовавшей доктриной, этот орган должен быть главным органом управления действий войск на территории Афгаќнистана.
Вместо законного органа управления была создана Оперативная группа Министерства обороны, сначала на временной, а затем, с "увязанием" в войне, на постоянной основе.
Министр обороны и Генеральный штаб решили управлять "ограниченным контингентом" сами, отќстранив законный орган управления - Главное команќдование войск Южного направления.
В ещё более двойственном и сложном положении оказалось командование Туркестанского военного окќруга: 40-я армия входила в состав войск округа и подќчинялась ему, а в Афганистане воевал "ограниченный контингент", не входивший в состав войск округа. Тут у любого, даже талантливого начальника, голова пойќдёт кругом! Но надо отдать должное командованию округа - оно стоически решало подчас настоящие кроссворды, которые подкидывали ему Центр и Кабул, руководило армией и собирало обильные шишки от тоќго же Центра.
Война войной, но на плечах командующего ТуркВО были ещё и другие войска округа - ими тоже надо рукоќводить. По просьбе командующего ТуркВО была ввеќдена дополнительная должность заместителя, который со своей оперативной группой обосновался в Кабуле. Вот так, вместо единого органа управления афганской войной - многоступенчатая надстройка: Министерство обороны и его оперативная группа, главком и штаб войск Южного направления, командующий и штаб Туркестанского военного округа и его опергруппа.
От командующего и штаба 40-й армии требовали доклада обстановки и указанные органы управления и по своим вопросам многочисленные центральные (главные) управления. Только в Генеральном штабе обстановку ежедневно, два раза в сутки запрашивали: Центральный командный пункт, дежурный Главного оперативного управления, начальник направления опеќративного управления. В общем, желающих знать обќстановку было предостаточно, ещё больше тех, кто из служебного любопытства или скорее из желания обезопасить себя, в случае чего, хотел знать, а "что там, за этим поворотом".
Я уже не говорю о высшем политическом и военќном руководстве - если что-то кому-то захотелось узќнать или получена "достоверная информация" - тут все становились "на уши".
Неистребимое порой, тщеславное желание поучаќствовать в афганской войне, прикоснуться к её уже тоќгда сомнительным лаврам руководило некоторыми военачальниками и просто начальниками. Победа, победить, побить, разбить, уничтожить, невзирая ни на что, - такое было заложено в головах некотоќрых и находившихся там и временно прибывавших начальниках. Наезды некоторых военачальников подчас были связаќны с их великим желанием пополнить (или получить) свой боевой опыт, несмотря на то, что это выливалось в потери 40-й армии.
А сколько всевозможных комиссий из различных ведомств и по поручению Министра обороны и Генќштаба побывало там! И все они, хотели или нет, но даќвали свои советы, рекомендации, а порой и прямые указания - это сделать так, это - так. И командарму, и штабу, и командирам других степеней необходимо, ну если не выполнить их в полной мере, то хотя бы долоќжить.
Из Вооруженных сил СССР воевала только одна армия, но практически все центральные и главные управления МО и Генштаба, тыл Вооружённых сил, различные НИИ, КБ раќботали на эту армию.
Маршал Ахромеев был начальником штаба ОГ МО. Всю афганскую военную и политическую "кухќню" знал и не раз на себе испытал её неписаные, но жёсткие и беспощадные законы. Он прекрасно видел, что во многих вопросах, особенно в руководстве войќной, много лишнего, ненужного. И, несмотря на всю очевидность несовершенства и громоздкости управлеќния, маршал Ахромеев С.Ф., став начальником Генќштаба, создал ещё один орган - группу представителей начальника Генштаба в Афганистане. Видимо ещё помнил, какую подлакированную информацию для Генсека посылали из Кабула. Создал, как он сам объќяснил, для получения наиболее объективной и незавиќсимой информации о положении дел в Афганистане. Начальник этой группы имел права представителя Ставки ВГК времён Великой Отечественной войны.
Жесткий и постоянный контроль Генштаба по отќношению к ОГ МО, Главному военному советнику, коќмандованию 40-й армии (да и к другим категориям), с одной стороны, ограничивал их самостоятельность и инициативу, с другой - как бы снимал ответственность с этих должностных лиц за происходящее в Афганиќстане.
Если у нас была такая непонятная пирамида управлеќния афганской войной, то что спрашивать с афганцев. У них мы делали все практически "как у нас". Такое же недоверие, жесткая централизация и разобщенность различных ведомств пронизывали все: государство, партию, вооружённые силы, взаимоотношения.
Как Вы оценили обстановку в Афганистане ?
Афганистан - это нечто большее, чем война, когда воќкруг мир, война, когда о ней не говорят, но она говорит и кричит о себе. Вот в этой тихой, молчаливой, но очень жестокой и кровавой войне предстояло работать, не оглядываясь на тыл - тыл-то далеко и он крайне нестабилен и иногда неискренен ни с тобой, ни с твоими подсоветными.
Твёрдость, гибкость и мужество должны были стать моими хорошими союзниками. Прошёл год, как я поќследний раз покинул Афганистан. Какой он сейчас, что изменилось, а если изменилось, то к лучшему или худшему? Какие новые проблемы возникли здесь, как решаются они? Какими стали за этот прошедший год шурави и афганцы, так ли крепка наша дружба, как гоќворят наши и афганские руководители? С кем придётќся работать, кому доверять и на кого опереться? И воќобще - что там, за этим поворотом? Много вопросов встало передо мной, и главное от них никуда не уйти, на них надо найти ответ. Другого не дано. Главное, что успокаивало, это то, что придется работать вместе и под руководством генерала армии Варенникова В.И. - человека, котоќрого я знал, который многому меня научил. Я твёрдо верил, что его поддержка будет искренней и доброжеќлательной.
Конечно, самым главным событием этого года стало подписание Женевских соглашений по поќлитическому урегулированию положения вокруг Афќганистана. Эти соглашения считали переломным моќментом в разблокировании одного из самых затяжных региональных конфликтов. Даже начавшийся окончаќтельный вывод советских войск не только не смягчил обстановку, а, наоборот, показал на каких непримиќримых позициях стоят две афганские силы. Было ясќно, что несмотря на подписание и вступление в силу Женевских соглашений, обстановка в стране не только не нормализуется, но в ближайшей перспективе ещё более осложнится. В основе ее борьба за власть и разделение зон влияния среди различных политичеќских группировок оппозиции. Роль НДПА как основќной политической силы в данный момент всё более и более будет утрачиваться.
Лидеры оппозиционных партий категорически отвергли положения Женевских соглашений и предложения афганского руководства по мирному урегулированию внутриполитических проќблем и заявили, что будут продолжать вооружённую борьбу до полного свержения существующего режима и создания исламского государства. Стремясь показать свою силу, руководство афганской оппозиции объявиќло о формировании временного правительства в изќгнании, приняло конституцию исламского государстќва.
Основным оружием противодействия прогрессивќным преобразованиям в стране по-прежнему являлась вооружённая оппозиция, численность, боеспособность и оснащенность которой продолжала возрастать и соќставляла уже 4240 отрядов и групп общей численноќстью около 142700 человек. С момента вступления в силу Женевского соглашения с территории Пакистана были переброшены 6 полков (от 250 до 500 человек каждый) и 31 группа общей численностью более 4,5 тыс. человек.
Со складов пакистанской армии (Пешавар, Хайбер, Кветта) на перевалочные базы оппозиции, расположенные в зоне проживания свободных пуштунских племён на территории Пакистана, и в приграничные районы Афганистана было переброшено свыше 80% всех запасов оружия и боеприпасов, предназначенных для контрреволюции. Вопреки ожиданиям, отвод поќгранвойск от госграницы не сказался на улучшении обќстановки в приграничных районах. Оппозиция испольќзовала передислокацию афганских частей и вывод соќветских войск для переброски военных формироваќний, баз, складов, учебных центров с территории Паќкистана в афганские провинции Пактия, Пактика, Нангархар, Кунар и тем самым не только усилила свои группировки, но и практически взяла под контроль большинство всех этих провинций. В это время НДПА в борьбе с оппоќзицией предпринимала разноплановые военно-политические акции в попытке любыми способами удержаться у власти.
Как Вы оценивали состояние Вооруженных сил РА?
К 1988 г. Вооруженные силы РА включали три главные составляющие - вооруженные формирования, входившие в структуры армии (МО), МВД и МГБ.
Конечно, меня как Главного военного советника в Республике Афганистан интересовало реальное соќстояние армии. Я хорошо ещё помнил, как год назад мы предпринимали отчаянные попытки увеличить укомќплектованность и повысить боеспособность армии. Особо стоял вопрос о численности армии. Известно, что состояние укомплектованности воюющей армии зависит в основном от двух факторов: от потерь, которые она несёт, и наличия людских реќсурсов для их восполнения. Первой особенностью для афганской армии было то, что дезертирство превышало боевые и небоевые потери, а призыв, который долќжен восполнить эти потери, носил принудительный хаќрактер и практически не превышал 30-50 % от необхоќдимого количества призывников. Второй особенноќстью было непрекращающееся увеличение штатной численности за счёт развёртывания всё новых и ноќвых воинских формирований. А под штаты, а не под имеющуюся численќность немедленно запрашивалось вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и запасы материальќных средств. Разумеется, безвозмездно.
Еще Б. Кармаль - глава государства и партии говорил о необходимости создания, при всесторонней помощи СССР, в том числе и по военной линии, хоќрошей армии в 200 - 250 тысяч человек, которая была бы способна даже противостоять Пакистану и Ирану.
Однако, сами руководители НДПА, сначала Б. Кармаль, а затем Наджибулла в спешном порядке стали искать противоќдействие армии - усиливая имевшиеся подразделения МВД и создавая боевые формирования МГБ. Одновреќменно они не предпринимали особых усилий по повыќшению боеспособности армии - им было это удобно вдвойне. Во-первых, нам говорить, что афганская армия слабая и поќэтому нужно, чтобы, в основном, действовали советские войска. Во-вторых, использовать это время для создаќния своей "парчамистской армии", тем более, что мы не только не были против, а наоборот, по рекомендаќции КГБ шли на это и активно помогали им. В этом особо преуспел Наджибулла, именно по его решению при полном одобрении и поддержке КГБ и Политбюро ЦК КПСС в короткие сроки была создана Гвардия особого назнаќчения (ГОН), входившая в состав МГБ и подчинявшаяќся лично Президенту. Основные кадры, вплоть до коќмандующего ГОН, на все 100% были "парчамисты". Подготовленные кадры были изъяты из армии. Техника и вооружение частично были взяты из армии, остальное было в срочном поќрядке поставлено из СССР. Вскоре МГБ и МВД по численности и вооружению мало чем уступали арќмии. В мае 1988 г. армия (МО) имела 137 тысяч, МВД - 120 тысяч, МГБ - 100 тысяч человек. Созќдание ГОН и увеличение боевых формирований МГБ не решало задачу полного контроля "парчамистами" над вооруженными силами, оставались ещё МВД и армия (МО), котоќрые находились под руководством "халькистов". Убрать сразу обоих руководителей этих ведомств Наджибулла не решился - слишком сильны были их "халькистские" позиции в подчинённых ведомствах.
Б. Кармаль и Наджибулла проводили своеобразную дискриминационную полиќтику в отношении к армии - она получала пополнения чуть больше трети всего призыва.
В сентябре 1988 года М.Рафи, ставший к этому времени вице-президентом и курировавший вопросы призыва, предложил на Ставке очень "мудрое" решеќние: ввести "свободный призыв", т. е. каждое миниќстерство призывает само для себя. Верховный главноќкомандующий Наджибулла согласился. В результате таких целенаправленных мер и решеќний за 10 месяцев 1988 года численность армии сокраќтилась на 12,5%, численность МВД и МГБ возросла на 20 - 30%.
Это было уже естественно, - молодежь с охотой шла служить в "престижные" министерства МВД и МГБ, тем более, что, как правило, призывники оседали в своих провинциях. Этому способствовала и политика советов обороны провинций - иметь у себя сильные формирования МВД и МГБ, на которые они опирались.
За 7 лет (с мая 1982 по январь 1989 г.) штатная численность афганской армии выросла на 70 тыс. человек, с 203 до 273 тыс. человек, а списочная - на 17 тыс. человек, со 120 до 137 тыс. человек. Укомплектованность армии в 1988-1989 гг. не превышала 50%. За это же время боевые части МВД выросли с 51 тыс. до 120 тыс. человек. МГБ, не имевшее в 1982 г. боевых подразделений, к 1989 г. имели в боевых и оперативќных формированиях (вместе с ГОН) более 100 тыс. человек.
Армия, все эти годы ведшая боевые действия, неќсла безвозвратные потери. Невосполнимые потери быќли от дезертирства. Особенно нагляден в этих вопросах 1988 год: есќли на 1 января в армии насчитывалось по штату 255 905 человек, а по списку имелось 157 430 человек, то на конец года по штату было 265 884 человек, а по списку - всего 131 454 человека. За 1988 год списочная численность армии сократиќлась на 18%. Это произошло в результате убыли из арќмии около 69 тыс. человек (30751 человек - дезертирство, 34 тысячи уволено по выслуге лет, убито и ранено 3340 человек.) Кроме этого передано в МГБ более 3 тысяч человек.
Дезертирство - это, на мой взгляд, своеобразный показатель отношения армии к войне и политике, проводимой политическим руководством. Судите сами: за 9 лет только из армии дезертировало 278120 человек. Если же учесть дезертирство из частей МВД и МГБ, то эта цифра перевалит за 400 тысяч.
Высокая степень деќзертирства, можно с уверенность сказать, является одќной из черт состояния новых "революционных" армий в гражданских войнах. Созданные на скорую руку "революционные" арќмии, как правило, страдают одной болезнью - крайне низкой морально-политической устойчивостью. Приќзванные или насильно мобилизованные солдаты плохо разбираются в целях и задачах ведущейся войны, подќчас не понимают, почему они должны стрелять и убиќвать таких же, как и они, соотечественников. А если учесть, что командный состав остался от старого реќжима или выдвинут из солдатской массы и не обладает профессиональными навыками воспитания, обучения и ведения боя, то становится ясным, какие противоречия и взаимоотношения разделяют командиров и подчиненных.
Кроме того, армия, как и любой организм, ежегодќно обновлялась, увольнялись по выслуге и болезни тыќсячи солдат и офицеров. Всё это выливалось в значиќтельные цифры, которые не пополнялись призывом.
В то же время на фоне такого некомплекта личноќго состава в армии по наќшим рекомендациям решением политического руководства РА происходило развёртывание новых армейских формирований. Это соответствовало реќшаемым армией задачам, особенно с учётом передачи ряда функций, которые выполняла 40-я армия, и страќтегической концепции использования ВС после вывода ОКСВ. В основном это происходило во второй полоќвине 1988 года и первой половине 1989 года. За это время вновь сформированы и переформированы: четыре оперативные группы, управление 5-го АК, 7 пехотных дивизий, пограничная, танковая и десантно-штурмовая бригады, пять полков, 11 отдельных батальонов, отдельная авиаэскадрилья, отдельные дивизионы ракетных систем залпового огня (РСЗО) "Ураган", оперативно-тактических ракет (ОТР) Р-300 и тактических ракет (ТР) "Луна М",
Однако и эти серьёзные организационно-структурные изменения в армии не изменили отношеќния Наджибуллы к проблеме укомплектования армии. Более того, для восполнения некомплекта офицеров и младших специалистов в ГОН и других формированиќях МГБ волевым решением президента из армии переќдавалось значительное число офицеров всех звеньев и подготовленные младшие специалисты.
Развёртывание и формирование новых соединений и частей требовало не только личный состав, но и боеќвую технику, вооружение и необходимые запасы матеќриально-технических средств (МТС). Здесь руководство РА заняло однозначно жесткую позицию: мы развёртываќем войсковые формирования по вашим рекомендациям, поэтому на все эти соединения и части необходимо поставить боеќвую технику, вооружение и запасы МТС на 100 % штаќтов этих формирований. В то время как в самой армии содержалось (на январь 1989 года) без экипажей и расчетов 26% танков, 30% БМП, 23% БТР, 17% орудий и миномётов и 42% автомобилей. По этому вопросу возникла одна из серьёзных причин осќложнения моих отношений с Наджибуллой. Во время приезда делегации Бакланова обсуждался вопрос о поќставках боевой техники и вооружения. Наджибулла представил такую заявку на неё, что ни МВД, ни МГБ не смогли бы обеспечить её эксплуатацию и тем более боевое применение. Я жестко высказался по этому воќпросу, но Наджибулла настаивал, тогда я предложил записать в соглашение, что афганская сторона обязуетќся к моменту получения техники и вооружения подгоќтовить необходимое количество специалистов. Наджиќбулла, Якуби, Гулябзой и другие возражали против этого обязательства, но я настоял. У нас произошёл нелицеќприятный разговор с Наджибуллой, но дипломатическими стараниями Бакланова и генерала Варенникова В.И. нашли компромисс: запиќсали как "особое мнение ГВС в РА". "Особое мнение ГВС в РА" дало старт и "особым отношениям" ко мне со стороны Наджибуллы и нашего представительства КГБ.
В то же время президент, несмотря на свою явную антипатию к армии, прекрасно понимал, что никакие сильные МВД и МГБ не решают вопросы обороноспоќсобности государства. Это может решить только боеќспособная армия. И президент постоянно стоял перед дилеммой: иметь сильную армию - это опасно для него лично, иметь слабую армию - опасно для государства и для режима НДПА. Эти колебания президента видели многие и некоторые играли на этом и использовали в своих ведомственных и личных целях. Некоторые проќсто с интересом наблюдали: чья возьмёт (!), чтобы поќтом оказаться на нужной стороне. К сожалению и мы, военные, представители Минобороны, МВД и КГБ и военные советники были вовлечены в эту политичеќскую возню, где каждый старался тянуть одеяло на сеќбя.
К середине 1988 г. афганские армейские группировки занимали семь основќных зон ответственности и пять отдельных гарнизонов:
1. Зона гарнизона Кабул. Здесь размещались Министерство обороны, боеќвые части и соединения, вузы и учебные части, соединения и учреждения тыла и вооружения. Общая численность войск составляла 44,5 тыс. человек, в том числе 17 тыс. - боевые войска.
2. Зона ответственности 1 армейского корпуса (1 ак) (провинции Кунар и
Нангархар). Здесь размещались гарнизоны: Джелалабад ( 12,5 тыс.), Асадабад (3,9 тыс.), Асмар ( 900 человек). Общая численность войск в зоне свыше 17 тыс. человек.
3. Зона ответственности 2 ак (провинции Кандагар, Заболь, Урузган, Гильменд). Здесь размещались гарнизоны: Кандагар (свыше 13 тыс.), Калат, Лашкаргах, Киджаки, Тиринкот ( около 3 тыс.). Общая численность войск в зоне около 18 тыс. человек.
4. Зона ответственности 3 ак (провинции Гардез, Газни, Логар, Пактия, Пактика, округ Хост). Здесь размещались гарнизоны: Гардез ( 2,9 тыс.), Хост (10 тыс.), Газни ( 1,5 тыс.), Пули - Алам, Матварх (1 тыс.). Общая численность войск в зоне свыше 15 тыс. человек.
5. Зона ответственности 4ак (провинции Герат, Фарах, Нимруз, Багдиз. Гур). Здесь размещались гарнизоны: Герат ( 9 тыс.), Шинданд (8 тыс.), Фарах, Допушта (7 тыс.). Общая численность войск в зоне свыше 24,5 тыс. человек.
6. Зона ответственности ОГ "Север" (провинции Баглан, Кундуз, Саманган, Балх, Фарьяб, Сари-Пуль, Джаузджан, Тохар, Бадахшан). Здесь размещались гарнизоны: Баглан (3,5 тыс.), Кундуз (1 тыс.), Меймене (700 человек), Мазари-Шариф (7 тыс.). Общая численность войск в зоне свыше 12 тыс. человек.
7. Зона ответственности ОГ "Баграм" (провинции Парван, Каписа). Здесь размещались гарнизоны: Баграм (б тыс.), Джабаль - Уссарадж (2 тыс.). Общая численность войск в зоне свыше 8 тыс. человек.
8. Отдельные гарнизоны (Вардак, Файзабад, Ургун, Суруби, Зарандж). Общая численность войск свыше 5 тыс. человек.
С военно-политической точки зрения, армия соќвместно с войсками МВД и МГБ контролировала все стратегически важные объекты: столицу, провинциќальные и некоторые уездные центры, основные марќшруты, связывающие эти центры. С точки зрения чисто военной, вооруженные силы находились в глухой обоќроне, начисто отдав инициативу противнику. Практически под контролем правительства находились те объекты, где размещались войска. Остальная территоќрия провинций находилась под контролем формироќваний оппозиции. Зоны ответственности группировок вооружённых сил Афганистана были скорее символичќными, так как войска дислоцировались в гарнизонах, вокруг которых создавались режимные зоны на удалеќнии от 5 до 20 км. Все маршруты находились под поќстоянным наблюдением, а то и контролем бандформиќрований. Малейший шаг частей правительственных войск контролировался оппозицией, и соответственно принимались те или иные решения.
При подавляющем превосходќстве группировок правительственных войск, особенно в бронетехнике, артиллерии и авиации, в контролируеќмых зонах они не владели инициативой. В этом отноќшении формирования оппозиции, постоянно контролиќруя действия правительственных войск, имели свободу маневрирования, навязывали им свои условия ведения боевых действий. Обладая свободой манёвра, они конќцентрировали свои силы на избранных направлениях или объектах и держали в постоянном напряжении правительственные войска, изматывая и нанося им подчас значительные потери.
Важнейшей составной частью Вооруженных сил Республики Афганистан являлись Территориальные войска, малиши и Гражданская оборона. Созданные в феврале 1983 г. Территориальные войска были включены в состав Вооќруженных сил. Территориальные войска формироваќлись из племён, вооружённых групп, перешедших на сторону правительства, и других добровольцев. Созќдавались они по просьбе министерства племён и наќродностей, советов обороны зон и провинций по соглаќсованию с МГБ и по предложению одного из миниќстерств Вооруженных сил (МО, МВД, МГБ). Территориальные форќмирования создавались с целью нормализации обстаќновки, расширения и укрепления госвласти на местах, обеспечения безопасности и мирного труда граждан РА в зоне ответственности, привлечения вооружёнќных приграничных племён совместно с ВС к защите госграницы с Пакистаном и Ираном.
Создавая Территориальные войска, политическое руководство Афганистана рассматривало их как важќный вариант создания противовеса организованной контрреволюции непосредственно на местах. В целом они представляли значительную силу в различных реќгионах страны и от их надёжности и активности завиќсела во многом военно-политическая обстановка не только в регионах, но и в стране в целом. В своём абќсолютном большинстве территориальные войска были созќданы из бандгрупп, воевавших с правительством, а затем по различным причинам перешедшим на его сторону. Необычайно сложный социальный состав определял и их политическую надёжность.
Руководство территориальными войсками в миќнистерстве обороны осуществлялось через управление территориальных войск. Непосредственное управление территориальными формированиями осуществляли командиры армейских корпусов, дивизий, бригад и полков афганской армии, в состав которых они входиќли организационно. Поверхностное и неконкретное руќководство со стороны Министерства обороны, отсутствие согласованных действий между местными партийќными и госорганами, органами МВД, МГБ и командиќрами соединений и частей в вопросах использования их на местах обрекали большинство формирований на пассивность и бездействие.
Общее руководство территориальными войсками, подчинёнными армии, осуществлял заместитель миниќстра обороны по территориальным войскам. Советником заместиќтеля МО РА по территориальным войскам был полќковник Ермолаев П.П. Непростая ему досталась доля...
Справедливости ради необходимо сказать, что осќновная часть территориальных формирований сохраќнила верность госвласти, а некоторые в самые критиќческие моменты показали настоящее воинское мужеќство, защищая районы и объекты ответственности.
Но были среди территориальных формирований и такие, которые на словах были за народную власть, а на деле или не вмешивались в борьбу, или были пряќмыми пособниками оппозиции. Некоторые из них шли на договор с госвластью ради денег и других материќальных благ и при первом случае переходили на стоќрону оппозиции.
Кто такие малиши и какова их роль в вооружённой борьбе госвласти с оппозицией? Пуштунќские племена Афганистана и Пакистана составляют около 16 миллионов человек, которые в 1893 г. были искусственно разделены "линией Дюранда". В организации племен издавна имелись постоянные воќенные формирования, отличавшиеся выносливостью, натренированностью, умением вести боевые действия в самых сложных условиях местности. Общая численќность военизированных формирований племён опреќделяется из расчёта около 20 % от их общей численноќсти. Таким образом, становится понятным, от того, каќким будет отношение пуштунских племён к госвласти, во многом зависит стабильность обстановки на граниќце с Пакистаном и в стране в целом. Там, где власти находили общий язык со старейшинами племён, там из военных формирований создавались сначала отряќды, а затем и кадровые формирования малишей для охраны границы в составе пограничных войск МО РА. К маю 1988 года в состав пограничных войск входило 134 формирования малишей: 7 полков, 51 баќтальон, 52 роты и 24 отдельных взвода, всего свыше 26 тысяч человек. Они находились на полном гособеспечении, как и пограничные войска, имели зоны ответственности, как правило, в районе проживания своего племени. Большинство погранмалишей мужественно сражались, защищая свой род, племя, защищая народную власть. К соќжалению, крайне слабое политическое воздействие на подразделения малишей, плохое снабжение, контроль за их деятельностью, авантюризм назначенных центром командиров приводили к тяжёлым последствиям. Так только за один месяц (с 15.5 по 15.6) 1988 г. на сторону оппозиции перешли: 1 полк, 4 батальона, 2 отќдельные роты пограничных малишей, всего 1616 челоќвек.
Гражданская оборона (ГО ДРА) была созќдана по нашим рекоќмендациям, постановлением Политбюро ЦК НДПА и Совета министров ДРА 18 августа 1982 года. Главная задача её заключалась в защите предприятий, сельскохозяйственных ферм от нападения на них банд мятежников силами самих рабочих, служащих и жителей кишлаков. В соответствии с положением о ГО ДРА, общее руковоќдство её осуществлял Совет министров. Непосредстќвенное же руководство ГО осуществлял министр обоќроны через своего заместителя по ГО. Штабы ГО были в 11 провинциях и в городе Кабуле. Всего в РА на май 1988 г. имелось 49 объектов гражданской обороны (42 на промышленных предприятиях и учреждениях и 7 на сельхозфермах). Общая численность формирований ГО на объектах составляла 11 858 человек, из них вооружённых, входящих в отряды охраны общественќного порядка 2,5 тысячи человек. Начальник ГО - заќместитель министра обороны РА генерал-майор Дост Мохаммед, 1945 года рождения, пуштун, член НДПА с 1974 года, назначен с должности начальника политотќдела ВВС и ПВО. В 1969 г. окончил Киевское высшее военное авиационно - инженерное училище, в 1985 г. - 3-месячќные курсы ГО в СССР. Характеризуя руководство ГО МО ДРА, советник при нём полковник Ермоќлаев П.П. так докладывал: "Генерал Дост Мохаммед - подготовленный и знающий своё дело руководитель. Настроен просоветќски, но после заявления о выводе соќветских войск из Афганистана резко изменил своё отќношение к нам, открыто заявив: "Вы быстрее уходите из Афганистана, мы сами здесь разберёмся". Под разќными предлогами увольняет и избавляется от офицеќров "парчамистов". Зам. начальника ГО по политчасти полковник Хаким Мухаммад, член НДПА с 1973 г., окончил Киевское высшее военное авиационно - инженерное училище, Военно-политическую академию имени В.И.Ленина, к нам относится крайне недоброжелаќтельно, причём, не скрывает этого. В целом обстановка в Управлении ГО с каждым днём становится всё агресќсивнее по отношению к советским".
Таково было состояние армии, территориальных войск, ГО к моменту моего прибытия в Афганистан на должность Главного военного советника в Ресќпублике Афганистан...
15 мая начался вывод ОКСВ, и естественно, нужно было ждать серьёзных изменений во всей военно-политической обстановке в Афганиќстане и вокруг него. Нужно было во многом глубже и детальнее разобраться, но война шла своим чередом и диктовала свои условия, не взирая на наши планы и трудности. У неё свои законы - писаные и неписаные, и с этим приходилось считаться.
Военные советники в Афганистане. Кто они? Сколько их? Какая система?
Эти и друќгие вопросы вставали передо мной, когда я летел в Афќганистан главным военным советником. Будучи в Афќганистане в 1986-1987 гг. я сталкивался с ними не раз, выполняя то или иное задание, но мысли как-то глубоќко разобраться почему-то не возникало, видимо, мы вот такие: интересуемся только тем, что делаем сейќчас.
Военные советники, специаќлисты и переводчики были издавна в Афганистане, их количество и состав менялись в зависимости от наших отношений с Афганистаном и развития обстановки в нём.
При Захир-Шахе в 1956 г. было 23 человека, заќтем их количество то возрастало до 254 человек, то снижалось до 99 в 1972 г. При Дауде их количество было 121 в 1973 г. и 164 чел. в 1977 г.
При Тараки и Амине в 1979 г. количество советников, специалистов и переќводчиков с обслуживающими подразделениями возќросло с 454 чел до 1406 чел. С 1980 по 1988 г. их количество поќстоянно возрастало и к маю 1988 г. достигло 2192 чел. Сюда входили (по штату): советники - 735 чел., спеќциалисты - 219 чел.; переводчики - 250 чел.; аппарат ГВС - 28 чел.; политотдел - 8 чел.; узел связи - 548 чел.; батальон охраны и обслуживания - 316 чел.; подќразделение правительственной связи - 88 чел. Кроме того, оперативно подчинялась авиационная эскадриќлья Ан-12 -126 чел.
В соответствии с директивой Генштаба - 318/0561 от 22. 05. 82 г., подписанной генералом армии Ахромеевым С.Ф., сроки пребывания советских военных советников и специалистов в РА были опреќделены следующими:
советникам командиров батальонов, полков, бригад, дивизий, корпусов в группах управления боеќвыми действиями в зонах ответственности, приниќмающим участие в подготовке и проведении боевых действий, - 2 года;
советникам при МО. генштабе, главпуре, ВВС и ПВО,.родов войск и служб, военно-учебных заведений, учреждений тыла ВС РА - 3 года;
сроки пребывания переводчиков определяќлись в соответствии с их служебным использованием применительно к срокам пребывания советников, при которых они состояли;
сроки пребывания военных специалистов опќределялись контрактами и дополнительными соглаќшениями, подписанными афганской стороной по лиќнии Министерства внешнеэкономических связей.
Аппарат ГВС предназначался для обеспечения всей деятельности состава военќных советников, специалистов и переводчиков.
В 1988 г. в него входили: отделение кадров, финансовое отделение, секретќное делопроизводство, офицеры-специалисты, помощник ГВС по режиму, т.е. представиќтель КГБ, и шоферы-механики. Коллектив был дружный, в достаточной меќре сработавшийся, хотя всякое бывало.
В этот период помимо аппарата при ГВС находилась группа соќветников, которые не имели подсоветных. Они работали в оперативном отќделе и группе управления боевыми действиями и обеспечивали планирование и управление боевыми действиями. Подчиќнялись они непосредственно начальнику штаба - первоќму заместителю ГВС генералу Левченко Л.Т. Работали практически вместе с оперативќным управлением Генштаба МО Афганистана. Работаќли дружно, согласованно, постоянно вели и знали всю оперативную обстановку в Афганистане. Операторов возглавлял полковник Морозов А.А., который к этому времени в Афганистане уже прослужил 1,5 года. Офицер грамотный, неплохой организатор, неќредко бывал на боевых действиях, постоянно знал обстановку. После вывода ОКСВ добровольно попроќсил оставить его в аппарате ГВС, заменился в конце 1989 года и был направлен на курсы "Выстрел". Генерал Левченко Л.Т. имел очень тесные контакќты с начальником Генштаба МО Афганистана Шах Навазом Танаем. И хотя при Танае был советник генерал Чаус П.Г. (впоследствии зам. МО Ресќпублики Беларусь), Танай многие вопросы решал чеќрез генерала Левченко Л.Т. Здесь во многом влияли личные отношения, сложившиеся между ними. Делу это не мешало, а в некоторых щекотливых моментах помогало своевременно, правильно сориентироваться и принять соответствующее решение.
Несколько слов о заместителях. Генерал Левченко Л.Т. был первым заместителем и начальниќком штаба при ГВС, а генерал Строгов И.Н. - заместителем ГВС по боевым действиям. Замесќтитель ГВС по политчасти - начальник политотдела геќнерал Зинченко О.В. был советником начальника Главпура МО Афганистана генерала Зиярмаля. Заместитель ГВС по вооружению и технике геќнерал Якушев В.Г. был советником зам. Министра обороны по вооружению и техники полковника Захина. Заместитель ГВС по тылу генерал Бевз М.Г. был советником зам. Министра обороны по тылу генерала Фатеха.
Почти все заместители прослужили в Афганистане боќлее года, обстановку, специфику работы знали не по бумагам, детально ввели меня в курс по своим вопроќсам и были хорошими помощниками в решении всех стоявших и возникавших задач.
Советникам и специалистам разрешалось преќбывать в Афганистане с семьями. В мае 1988 года в Афганистане находились 93 жены и двое детей. В связи с выводом ОКСВ и осложнением обстановки по моему представлению Генштабом ВС СССР было принято решение об отправке семей советников и специалистов в Советский Союз. В июле 1988 г. жены соќветников были отправлены на Родину.
Когда в феврале 1989 г. советские войска ушли из Афганистана, там остались несколько десятков военных советников, пеќреводчиков и радистов. По утвержденному министром штату аппарат ГВС в РА насчитывал 24 человека, из них 11 офицеров заниќмались оперативно-советнической работой, а 13 человек - охрана и обеспечение (2 переводчика, фиќнансист, врач, экипаж радиостанции, водители): начальник штаба - первый заместитель ГВС полќковник Никулин В.В., заместитель ГВС по политчасти - генерал-майор Гнездилов В.И., заместитель ГВС по ВВС - генерал-майор авиации Колодий Г.В., заместитель ГВС по тылу - полковник Медведев Н.В., помощник ГВС - начальник финансового довольствия подполковник Пую П.Е., старший офицер по вооружению - полковник Дудќка В.П., старший офицер-оператор - подполковник Шестопалов М.Н., старший врач-терапевт - полковник Рындин А.А., начальник информационно-разведывательного отќдела - подполковник Чаленко М.А., старший переводчик информационно - разведываќтельного отдела - капитан Битюков Е.Н., старший офицер по управлению воздушным двиќжением - полковник Табаков М.И.,старший офицер от управления начальника инжеќнерных войск - полковник Рыженко П.П., старший офицер от РВА СВ - полковник Егоров В.Д., старший переводчик - капитан Шашин П.Н., старший шофер-механик - прапорщик Чухрий С.Я., командир взвода обеспечения и охраны - прапорќщик Демин О.В., старший офицер ПВО - полковник Саранцев В.С., водитель БТР - младший сержант Файзулаев Т.Х., водитель БТР - рядовой Рейнхолдс Г.Р., экипаж станции космической связи - 4 чел.: начальник - капитан Стороженко Ю.Г., инженеры - капитан Иванов С.Н. и старший лейтенант Кириллов А.Е., а также водитель станции рядовой Жовниренко И.Г.
Некоторые вскоре заменились, вместо них прибыли не менее достойные и профессионально подготовленные офицеры. Обо всех них и о каждом в отдельности у меня осќтались самые добрые воспоминания. Именно они своей самоотверженной работой помогали решать задачи, сваќлившиеся на наши головы после вывода ОКСВ.
Осталась и Оперативная группа МО СССР во главе с генераќлом Гареевым М.А., прибывшим вместо генерала Варенникова В.И. и получившим официальный статус советника Президента РА. Осталось и небольшое количество советников в представиќтельствах КГБ и МВД. Осталось и Посольство СССР в сокраќщенном составе.
Все мы были сосредоточены в посольќстве, что вызвало у посольского люда трудно скрываемое недовольство. Представители КГБ и МВД находились там постоянно и были, как говорится, своими людьми. Тем более, что охрану посольства несли праќпорщики и офицеры КГБ. Теперь мы были под постоянќным контролем КГБ. Это нас не очень воодушевило, но делать было нечего, приказ Москвы надо выполнять. Каждый из нас при себе имел автомат, две гранаты и пистолет. В помещениях, где мы жили, был пулемет, гранатомет, запас гранат и боеприпасов. Обязанности по тревоге были четко определены. Каждый знал свое огневое место в случае нападения. Конечно, это не спасло бы нас, но моральное спокойстќвие и уверенность помогали нам выполнять свой долг. Хотя нахождение там принесло нам кучу неприятностей бытового и морального плана. Скажу откровенно, когда не было особой стрельбы, нам казалось, что мы нахоќдимся на каком-то сказочном курорте. То, что мы, армейцы, заглянули в эту скрытую высоким бетонным забором обитель, и было, видимо, тем раздражителем посольского и другого люќда.
Устраивало одно - Министерство обороны было ряќдом, всего в 1 км, и не нужно лишний раз офицерам езќдить через весь город. Но вскоре заседания Ставки ВГК пеќренесли в бывший шахский дворец, так что мне город приходилось видеть каждый день и нередко ночью.
Машины нам, военным советникам, выделил миќнистр обороны афганской армии. Связь с Москвой у нас была своя, с засекреченной аппаратурой, отдельно от посольќства. Начальник Генштаба ВС СССР и начальник войск связи выделили нам новейшую станцию космической связи, дооборудованную аппаратурой ЗАС. Хорошая, а главное, надежная станция. Связь с Генштабом в Москве была постоянной и надежной. Генерал Гареев М.А. и представиќтель КГБ хотели наложить и на это руку, но я однозначќно и определенно сказал, что это станция связи Главного военного советника непосредственно с Генштабом. Если необходимо воспользоваться, - пожалуйста, но с моего разрешения.
Генерала Гареева М.А. я знал давно, наши пути-дорожки перекрещивались и в войсках. Взаимоотношения складывались непросто.
Человек начитанный, с большим военным опытом и с "хорошо подвешенным языком", Гареев М.А. легко входил в доќверие к высоким должностным лицам. Его завидная работоспособность, готовность вовремя поддержать идею начальника, пусть даже неприемлемую для него самого, импонировала многим, в том числе и бывшему начальнику Генштаба. С подчиненными это был соќвсем другой человек. Пожалуй, именно тогда он бывал самим собой.
С генералом Гареевым М.А. мы одно время вместе раќботали в Генштабе под руководством Варенникова В.И., поэтому многое знали друг о друге. В совместной службе в Генштабе поначалу наши взаимоотношения складывались неплохо. Я как человек новый в Генштабе иногда звоќнил или приходил к нему за советом, и он никогда не отќказывал. Потом реќшением бывшего начальника Генштаба Огаркова Н.В. генерал Гареев М.А. был назначен заќместителем к Валентину Ивановичу.
С этим назначением он резко изменился, в разговоре начали проќскальзывать нотки пренебрежения, безапелляционноќсти, а то и откровенной грубости. Особо стало проявќляться его вмешательство в дела подчиненного мне оперативного управления. Для него ничего не стоило вызвать офицера, поставить ему задачу, даже не проќинформировав меня. Возникло несколько неприятных ситуаций, когда я и офицеры моего управления букќвально были подставлены. Я попросил его впредь не вмешиваться в дела подчиненного мне управления, в ответ он грубо обозвал меня и т.д. Я запретил офицеќрам и генералам управления выполнять его указания и поручения, если они будут исходить напрямую, минуя меня.
Дело дошло до Валентина Ивановича. Как у них проходил разговор, не знаю. Знаю, что генерал Гареев М.А. пришел ко мне, принес извинения и просил не держать зла на него. На том вроде и кончилось. Внешне. Потом судьба военная бросила меня в другое меќсто, все потихоньку стало стираться.
Советские войска уходили из Афганистана, война набирала темпы, мы "барахтались" в куче её проблем, и я не ожидал, что Москва приподнесет мне еще один сюрприз. Приказом министра обороны СССР Язова Д.Т. в Афганистан вместо генерала Варенникова В.И. был назначен генерал Гареев М.А. Такое наќзначение меня, мягко говоря, удивило и вызвало у меня великое недоумение - почему, а главное, для чего это было сделано?!
Спросил об этом Валентина Ивановича. Он, явно уходя от разговора, как-то виновато бросил: "Я говорил Министру, что нельзя этого делать, что у них слишком сложные взаимоќотношения. Но Язов не послушал меня. Ты, Михаил Михайлович, наберись терпенья. Тебя сейчас отсюда нельзя забирать, у тебя вся обстановка, к тебе прислуќшивается президент. Министр обороны Танай слушает тебя, и мы все знаем, что пока ты с ним, он не предќпримет никаких агрессивных шагов. Потерпи, будем думать, как развязать этот узел".
До сих пор не пойму, зачем Министру нужно было сводить нас, да еще в такой непростой обстановке?! Видимо, Москва решила испытать в афганской войне кроме нового оружия и боеприпасов и человечеќские взаимоотношения.
Теперь я очень четко вспомќнил - Гареев М.А. никогда ничего не забывал и никому ничего не проќщал. Я понял и другое, что в Афганистане для меня отќкрывается "второй фронт" и силы не на моей стороне.
Скажу откровенно, что афганцы быстро поняли, кто есть кто: Наджибулла увидел в нем своего единоќмышленника и всячески благоволил ему, хотя и лиќцемерил иногда. Министр обороны Ш.Н. Танай отќкрыто невзлюбил его, причем эта нелюбовь граничила с ненавистью, и мне иногда стоило больших усилий сдерживать его. Министр госбезопасности Ф. Якуби относился к нему с явным пренебрежением, видимо, другие чувства не мог выразить в связи с близкими отќношениями с Наджибуллой. В общем, афганцы по-разному восќприняли такую неравнозначную замену генералу Варенникову В.И. и некоторые стали пользоваться этим в своих целях.
Меня всегда раздражала манера Гареева М.А. вести себя на заседаниях Ставки. Я как Главный военный советќник в РА обязан был прорабатывать (чаше всего соќвместно с министром обороны или генштабом) варианќты решений по возникшим ситуациям на фронтах или районах боевых действий. Министр, как правило, предлагал мне докладывать предложения на Ставке, хотя я много раз настаивал на обратном - на докладе самим министром. Но у Таная, видимо, были свои приќчины поступать так, а не иначе. Докладывал я после министров МВД и МГБ и, хотя я часто говорил, что докладываемые варианты решения согласованы с миќнистром и генштабом, Наджибулла воспринимал их как лично мои - Главного военного советника. Пожаќлуй, в этом ничего предосудительного и не было. Я - Главный военный советник, и моя главная обязанность - предлагать возможные варианты и рекомендации по решению военных вопросов. Если бы не своеобразная манера поведения советника Президента. Выступая после меня, он, как правило, сосредоточивал свои усиќлия на критике и разборе моих предложений. Если бы это было в академии или на каком-то учении, то это куда ни шло. Но здесь была не академия и не учения, здесь была война, и нужна была не критика, а выраќботка наиболее оптимального решения.
Порой на Ставке между нами возникала ненужная, а подчас и нездоровая полемика. Президент, человек наблюдательный, вскоре понял, что из этого можно изќвлекать определенную выгоду для решения того или иного вопроса как бы нашими руками. Нередко после Ставки возникали неприятные разговоры у нас с миниќстром обороны, вроде того, что я подставил армию.