ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Советские соколы в первый год войны . Часть 3. Обеспечение боевых действий авиации.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 6.33*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    2-3 годовых норм налета, расход до 730 т авиатоплива в сутки, безвозвратные потери, боевые и небоевые, недостаточная морально-психологическая подготовка ...


Афганская арена. Советские соколы в первый год войны.

   Часть 3. Обеспечение боевых действий авиации.
  
   Штурманское обеспечение. Для обеспечения совместного бази­рование и боевой работы ВВС СА и ВВС ДРА были отработаны все необходимые документы. В сжатые сроки были развер­нуты пункты наведения, необходимые для обеспечения приборной навигации, установлены радионавигационные системы и маяки: РСБН-4, ПРМГ-4, ПРМГ-5 на аэродроме Кабул. На всех аэродромах базирования ВВС СА развернуты системы посадки РСП-7, 10. На аэродромах Кабул, Баграм, Шинданд, Джелалабад, Кандагар установлены радиолокационные станции (РЛС) П-27, П-40. На аэродромах Баграм, Кабул, Шинданд, Кандагар, Герат проведены топогеодезические работы по привязке контрольных точек для применения прицельно-навигационных комплексов самолетов третьего поколения. Часть радиотехнических средств (РТС) установлена на временных позициях (ДПРМ, АРП-6, РЛС), так как по условиям боевой обс­тановки их невозможно развернуть по штатным схемам (Кундуз, Газни, Гардез, Джелалабад, Файзабад, Кабул). Таким образом, аэродромы базиро­вания обеспечивали полеты в сложных метеоусловиях в районе аэродрома.
   Директивными документами районы боевых действий ограничивались по месту и разрешенным эшелоном: для армейской авиации до 4500 м, для фронтовой авиации до 6000 м, для самолетов-ретранс­ляторов - от 6600 м и выше.
   В период ведения боевых действий схемы движения летательных аппаратов (ЛА) в районе аэ­родромов, особенно оперативных, должны постоянно меняться в соответс­твии с обстановкой. Маршруты полетов не должны повторяться по месту. Имели место случаи обстрела ЛА при заходе на посадку и на постоянных маршрутах. Поэтому в штурманском распоряжении на боевые действия указы­вается не маршрут полета, а ось полосы маршрутов, экипажам выделяются эшелоны с учетом необходимости маневрирования по высоте, задается не время взлета, а время удара, время выхода в район десантирования, на рубеж встречи, время посадки на заданной площадке. Экипажи имеют воз­можности самостоятельно выбирать вид маневрирования по маршруту в со­ответствии с конкретной обстановкой в районе боевых действий.
   Боевой опыт наиболее подготовленных экипажей показывает, что ве­роятность выхода на цель по месту и времени выше в том случае, когда, даже в простых метеоусловиях, экипажи постоянно сочетают приборное самолето (вертолето)- вождение с визуальной ориентировкой, коррекцией своего места по конт­рольным ориентирам. Нельзя в условиях гор и пустынь, даже в простых метеоусловиях, пола­гаться только на визуальную ориентровку.
   Отсутствие автономных бортовых средств навигации на самолетах МиГ-21бис, СМ, Р существенно снижает боевые возможности ИА, ИБА в ус­ловиях горно-пустынной местности, особенно в сложных метеоусловиях и ночью.
   Всего за 1980 г. ВВС 40А выполнено 71866 маршрутных полетов на боевые действия. Из них на малых, предельно малых высотах с ограниченным примене­нием РТС - 59716, на средних и больших высотах - 12117, в стратосфере - 33.
   За 1980 г. выполнено 7810 бомбометаний и израсходовано 16525 ави­ационных бомб. Из них ОФАБ-250-270 36%, ОФАБ - 100-120 - 14%, РБК - 250-275 - 23%, ФАБ - 500 - 6%, ФАБ -250 - 7%, ОФАБ-250 - 6%, РБК - 500 -375 - 1%.
   . Инженерно-авиационное обеспечение. Главными новыми вопросами являются боевые повреждения, их устра­нение и эвакуация поврежденной техники. В таблице приведено распреде­ление боевых повреждений по системам и время на их устранение.
  
  
   Таблица
  

Система летательного аппарата

Количество

%

Чел/час

   Фюзеляж

96

12,8

380

   Капот

17

2,3

51

   Стабилизатор

40

5,1

231

   Фонари, остекление

43

5,6

294

   Крыло, форма

4

0,5

17

   Килевая, концевая балка

87

12,2

338

   Главный редутор

14

1,9

-

   Втулка НВ, автомат перекоса

17

2,3

-

   Система кондиционирования

20

2,7

273

   Противопожарная система

29

3,6

94

   Топливная система

38

4,5

217

   Гидросистема

40

6,2

195

   Шасси

20

2,3

71

   Воздушная система

28

3,7

74

   Несущий и хвостовой винты

91

11,9

197

   Силовая установка

35

4,6

69

   Управление

11

1,5

321

   Управление двигателями

47

6,1

123

   Масло системы

30

3,8

89

   Трансмиссия

29

3,7

217

   Управление стабилизатором

31

4,0

126

   Всего

781

100

3377

  
  
   В начальный период (январь-март), когда мятежники не имели опыта борьбы с авиацией, боевые повреждения от стрелкового оружия в основном приходились на килевую, концевую балки, и лопасти несущего винта (НВ). По мере появле­ния у мятежников инструкторов огонь стал более прицельным, стали ис­пользоваться крупнокалиберные пулеметы типа ДШК и КПВТ. Боевые повреж­дения стали более значительными и потребовали для ремонта больших тру­дозатрат.
   Наибольшее количество повреждений имеет килевая и хвостовая балка - 12,86%, лопасти НВ и КВ - 11,2%, гидросистемы - 6,2%, т.е. где нет защиты бронеплитами от стрелкового оружия. Ремонт авиационной техники (АТ) выполнялся груп­пами ремонта, созданными в каждой части, на стоянке, если трудозатраты не превышали 25-30 чел/час и в ТЭЧ АП, если ремонт требовал больших трудозатрат.
   За время эксплуатации произошли 83 случая поломки силовой уста­новки по причине абразивного износа лопаток компрессора, что составля­ет 38,4% от общего количества предпосылок. Остальные предпосылки к летным происшествиям распределяются следующим образом: по вине: летного состава: 8,3%, инженерно-технического состава - 5,5% авиаремонтного предприятия - 8,3%, батальона авиационно-технического обслуживания - 3,9 %, из-за конструктивно-производственных недостатков - 35,6%.
   Решением начальника управления технической эксплуатации ВВС уменьшен допуск на износ лопаток компрессора, что позволило раньше снимать двигатель с эксплуатации до появления помпажа. Распределение причин снятия авиадвигателей показано в таблице:
  

Причины снятия

Количество двигателей

   Ресурс

112

   Износ лопаток

195

   Помпаж

83

   Попадание посторонних предметов

64

   Попадание птиц

13

   Конструктивно-производственные недостатки

62

   Недостатки АРП

6

  
   Количество отказов радиоэлектронной аппаратуры показаны в таблице:
  

Тип аппаратуры

Количество отказов

Тип аппаратуры

Количество отказов

   Р-860

106

   РВ-3

94

   Карат - М 24

20

   ДИСС-15

38

   Р-856

6

   АРК-15

25

   Р-886

3

   АРК-УД

10

   Р-857

3

   АРК-10

33

   Р-863

15

   РВ-5

21

   Р-832М

12

   СРО-2,СРЗО-2

41

   Микрон

10

  
   Всего
  

437

  
   Отсутствуют специалисты по обслуживанию средств связи самолетов Ан-26рт и вертолетов Ми-9.
  
   Авиационное вооружение. Продолжается доработка авиационной техники, направленная на расширение возможностей систем авиавооружения. По предложениям лет­ного и инженерно-технического состава выполняются следующие доработки:
   - Ми-8Т: установка бронеплит для защиты экипажа, пулеметов АКТ-4, гранатомета АГС-17, автомата сброса отражателей АСО-2В. Всего планируется доработать 100 вертолетов;
   - Ми-24: установка АСО-2В, раздельный пуск неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) на блоках УБ-32, раздельное открытие створок грузовой кабины. Производится установка кнопки управления электроподтягом в кабине оператора, дорабатывается тракт питания универсальной подвижной стрелковой установки УСПУ-24, производится доработка для обеспечения возможности подвески блока УПК-23-250 с пушкой ГШ-23.
   Инженерно-техническим составом усовершенствована система пуска НУРС вертолетов Ми-8Т, что дает возмож­ность производить подвеску на внешние держатели 2-х блоков УБ-32.
   В процессе эксплуатации систем авиационного вооружения выявлены следующие недос­татки:
   - при пуске противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС) ЭМ114 имели место случаи схода ракет вместе с пусковой трубой-контейнером из-за несовершенства транспортировочного узла. При этом были повреждены консоли Ми-24;
   - через 75-85 выстрелов НУРС происходит размытие изоляции контактной муфты и обгорание проводников, это приводит к тому, что снаряды не сходят и остаются в бло­ках УБ-16 и УБ-32. Кроме того, увеличивается износ ствола из-за пыли, что приводит к увеличению рассеивания снарядов;
   - при наработке более 18-19 тыс. циклов в УСПУ-24 наблюдается разру­шение верхних и нижних шторок УСПУ-24, а также происходит срез шпилек крепления и направляющих пулемета ЯКБ-12,7.
   Рационализаторы разработали:
   - чехлы для УБ-16,32 и УСПУ-24, которые защищают от пыли;
   - новую нижнюю шторку установки УСПУ-24, которая защищает от стреляных гильз и звеньев антенну системы "Радуга Ф" и "Радуга Ш";
   - приспособление, исключающее непроизвольную стрельбу из ГШ-23.
   В воинские части поступают пулеметы, не прошедшие испытания отстрелом на заводе. Таких пулеметов большинство. Это приводит к отказам пулеметов в начальный период эксплуатации.
   Специалистами по авиационному вооружению в целом выявлено и устранено более 600 отка­зов и неисправностей вооружения.
  
   Авиационное оборудование. В начальный период базирования в ДРА отсутствовали зарядно-аккумуляторные станции. Приходилось возить аккумуляторы для зарядки в СССР.
  
   Вопросы требующие решения по инженерно-авиационной службе (ИАС):
   - улучшить подготовку специалистов по ИАС по практическому выпол­нению ремонта боевых повреждений;
   - поставить вопрос о разработке и выпуске аэромобильного (на Ми-8) грузоподъемного устройства (до 1,5 т) для выполнения замен двига­теля и главных редукторов на местах вынужденных посадок вертолетов;
   - поставить вопрос о разработке аэромобильных автономных полевых зарядно-аккумуляторных станций.
  
   Работа аэрофотослужбы. Осваивается воздушное фотографирование с борта Ми-8 аэрофотоаппаратами РА-39 и АФА-42/100. Аэрофотоаппарат РА-39 полностью подходит для ведения фотографирования отдельных объек­тов с различных высот. Аэрофотоаппарат АФА-42/100 пригоден для воздуш­ного фотографирования в районах с равнинной местностью. В горных райо­нах он малопригоден из-за большого угла наклона аппарата (75-80 граду­сов), обеспечивает фотографирование объектов на дальнем плане, что исключает его применение в ущельях.
   Поисково-спасательное обеспечение (ПСО).
   Особенности ПСО в ДРА:
   - отсутствие обозначенной линии фронта, требующее постоянного применения новых способов, приемов и маневров, а также нахождение эки­пажа в постоянном напряжении в полете;
   - ограниченная дальность обнаружения РТС при полете над сложным рельефом;
   - сложность управления экипажами из-за отсутствия радиолокацион­ного контроля и непрерывной связи с ними;
   - необходимость привлечения дополнительных сил и средств;
   - проведение поисково-спасательных работ (ПСР) в условиях высокогорья с посадкой на площадке ограниченных размеров, в условиях высоких температур, большой турбу­лентности воздуха и нередко под обстрелом противника.
   Наиболее эффективным способом оказания помощи терпящим бедствия является действие из состава боевого порядка. В большинстве случаев спасение производилось ведущим или ведомым пары. Всего за 1980 г. про­ведено 57 ПСР, спасено 192 человека, из них летного состава 126 чело­век. При этом из боевого порядка проведено 32 ПСР и из положения де­журства на аэродроме - 21 ПСР. Все работы проводились в светлое время суток.
   Необходимо ввести в штаты ПСС группу альпинистов-инструкторов для обучения личного состава приемам горно-спасательной работы и применения альпи­нистского снаряжения. Внедрить систему "Против", установив ее на наиболее сохра­няемой части хвостовой балки вертолета. Проводить работы по уменьшению веса и габаритов аварийно-спасательных станций.

Тыловое обеспечение.

   Расход боеприпасов за 1980 год составил: бомбы (ФАБ, ОФАБ) - 12639, БЕТАБ-500У - 242, РБК - 1847, ЗБ (ЗАБ) - 452, ОДАБ-500 - 40, САБ - 1045, КМГУ-АО-2,5рт - 258, Р-3Р - 15; НУРС (С-5,8,24,250) - 634862; ПТУРС (9М114, 9М17) - 33; снаряды к пушкам и пулеметам НР-30 - 12480; ГШ-23, АМ-23 - 290439, А 12,7 - 309190, ЯКБ-12,7 - 674210. Наиболее широко применялись бомбы ОФАБ-250 - 270; ОФАБ-100 - 120.
   Среднесуточный расход авиатоплива с 01.01.80 г. составил 380т. В период с мая по август он возрос до 490 т, а в отдельные сутки доходил до 730 т. Среднесуточный подвоз авиатоплива в 1980 г. составил 430 т.

Медицинское обеспечение.

   Летный состав истребительной авиации имеет налет до двух годовых норм, армейской авиации - до 2-3 годовых норм, военно-транспортной авиации - до 3 годовых норм.
   Физическое утомление, нервно-эмоциональное напряжение, вынужден­ные нарушения предполетного режима вызывает физическое ис­тощение летного состава. У летного состава АА и ВТА отмечена потеря в весе до 4 кг, ИА - до 2 кг.
   Прошли ВЛК в 340 ОВГ г. Ташкента 240 чел. Признаны негодными к летной работе 44 чел. Распределение по группам выявленных болезней приведены в таблице .
  

Заболевание

Количество

Процент

   Нервные болезни

19

43,2

   Внутренние болезни

18

40,9

   Хирургические болезни

5

11,3

   Болезни уха, горла, носа

1

2,3

   Глазные болезни

1

2,3

   Всего

44

100

  
   Из 44 человек 7 признаны негодными к летной работе после аварийной ситуации: 3 летчика-штурмана (2 с невроло­гической, 1 - с хирургической патологией), 4 борттехника (3 с невроло­гической, 1 с хирургической патологией). Из таблицы видно, что больше всего дисквалифицировано летного состава с заболеваниями нервной сис­темы. Это связано с недостаточной морально-психологической подготовкой летного состава к ведению реальных боевых действий, высоким нерв­но-эмоциональным напряжением, большими физическими нагрузками в сложных климатических условиях.
  
   Безвозвратные потери личного состава ВВС приведены в таблице.
  

Характер потерь

Летный состав

Наземный состав

Всего

   Боевые

46

19

65

   Небоевые

1

21

22

   Всего

47

40

87

  
   Санитарные потери личного состава ВВС приведены в таблице.
  

Характер потерь

Летный состав

Наземный состав

Всего

   Боевые

29

34

63

   Небоевые

1

35

36

   Всего

30

69

99

  
   Распределение боевых ран у личного состава наземных сил приведено в таблице.
  

Локализация ранений

Количество

   Голова

2

   Грудная клетка

2

   Живот

4

   Верхние конечности

2

   Нижние конечности

19

   Ожоги

5

   Всего

54

  
  
   Боевые потери связаны с выполнением боевых вылетов, у наземного состава с рейдовыми операциями, обстрелом колонны. Небоевые потери - с неосторожным обращением с оружием.

Организация связи и радиотехнического обеспечения (РТО).

   Для организации связи штаба ВВС 40 армии широко используются радиостанции Р-140 и Р-118ОП. В настоящее время на территории ДРА с аэродромами базирования организовано семь радиотелефонных каналов, закрытых оборудованием Т-217, шесть радиотелеграфных, закрытых оборудованием Т-206 и три радиорелейных направления, закрытых оборудованием Т-217, Т-206.
   В начальный период (январь-май) из-за отсутствия радиостанций Р-140 и Р-118ОП, использовались радиостанция Р-849 и воздушный запасной пункт управления (ВЗПУ) Ми-22 и Ми-9. Но ВЗПУ применения не нашли из-за большого расхода топлива для источников питания аппаратуры и огра­ниченного ресурса.
   Комплектование частей связи производилось личным составом с крайне низкой подготовкой, что соответственно сказалось на качестве каналов связи.
   КВ радиостанция Р-140 при обеспечении боевых действий практи­чески используется в режиме работы по двум полосам частот, т.е. под­держания радиосвязи одной радиостанцией в двух направлениях. Радиостанция Р-847, которая входит в состав Р-849 и Р-975, из-за конструктив­ных недостатков используется нешироко.
   При организации УКВ радиосвязи в воздушных радиосетях, в основ­ном, используются радиостанции Р-845 и Р-831. Однако, использование УКВ возможно в ДРА только при применении самолетов ретрансляторов.
   В оперативные группы для обеспечения боевых действий, как прави­ло, выделяется: радиостанции Р-140, Р-845, аппаратная П-532, авиационная командно-штабная машина (АКШМ) Р-975 (по коли­честву мотострелковых частей), радиостанция Р-809 (по количеству мотострелковых подразделений), самолет ретранслятор Ан-26рт или ВЗПУ Ми-9. Средства связи на автомобилях не обладают достаточной маневренностью в горах и не защищены от стрелкового оружия. Необходимо разрабатывать радиопунк­ты на базе бронетехники.
   Радиотехническое и радиолокационное обеспечение. В качестве приводных использованы станции ПАР-8сс и ПАР-9м. ПАР-9м при высоких температурах атмосферы работает неустойчиво, сигналы позывных искажаются. Надежной показала себя в работе ПАР-8сс, которая использо­валась как ближняя и дальняя приводные радиостанции в различных метеоусловиях.
   Радиолокационная система посадки РСП-6, РСП-7т, РСП-10 работали устойчиво. Основной режим работы диспетчерских радиолокаторов (ДРЛ) активный с селекцией движущихся целей (СДЦ). Радиомаяки систем РСБН-4Н (Кабул, Шинданд, Баграм) работают устойчиво. Необходимо обеспечить за­щиту моторов вращения и ЭМУ-5п от пыли; агрегаты питания АД-20 работа­ют только на 80% мощности, целесообразно заменить их на АД-30. Автома­тические радиопеленгаторы АРП-6, АРП-9 работают нормально и обеспечи­вают круглосуточное дежурство на канале ПСС (121,5МГц).
   Для светооборудования аэродромов используются: кодонеоновые маяки КНС-1П, КНС-3, прожекторные установки АПМ-90, светооборудование АС-59У, АС-67У (светлушка).
   Создать сплошное радиолокационное поле из-за гор на территории ДРА невозможно. Используется радиолокационные станции (РЛС): П-35, П-37, П-18, П-40, П-12, П-15; радиовысотомеры ПРВ-13, ПРВ-11, ПРВ-9, ПРВ-16. Все они работают устойчиво.
   На территории ДРА управление и наведение ИА на воздушные цели непрерывно на всех высотах обеспечить невозможно. Поэтому здесь целесообразно ис­пользовать самолеты с аппаратурой радиолокационного обнаружения и уп­равления.
   Восстановление и ремонт. Наибольшее количество боевых потерь и отказов средств связи приходится на период апрель-сентябрь. Причинами отказов были неисправности в блоках питания и в выходных каскадах пе­редатчиков. Боевые повреждения - пулевые повреждения различных схем, деформация шасси и монтажа. В радиостанциях КВ диапазона Р-140, Р-118 ОП, Р-847 наиболее часто выходили из строя: электромоторы, венти­ляторы, выключатели высоковольтного напряжения в блоках усилителей (УСС), радиолампы выходных каскадов, трансформаторы и стабилизаторы напряжения. В приемопередатчиках Р-847 испарялась охлаждающая жидкость. Ни одна из радиостанций Р-847 не выработала своего гарантийного срока. Имелись случаи ухода частоты и падения выходной мощности передатчика при крат­ковременной работе, отсутствие управления при выборе каналов с пульта управления.
   За период с 06 по 09.1980 г. было восстановлено 6 комплектов ап­паратуры Т-817НМ и 14 комплектов аппаратуры Т-217Н, основными неисп­равностями которых были выход из строя электролитических конденсаторов. За этот же период восстановлено 20 комплектов аппаратуры Т-206-2Б, вы­шедших из строя, в основном, из-за обрыва обмоток ферромагнитных эле­ментов и потери эмиссии электронными лампами. Кроме того, имели место отказы электромоторов вращения ППК П-37, переключателя фаз П-15, антенного переключателя РСБН-4М.
   Конструктивные недостатки средств связи. В АТО-18 - мало места для организации ремонта телеграфной и телефонной аппаратуры. Необходимо ввести вторую ма­шину на базе автомобиля ГАЗ-66. Радиостанции Р-808М2 -имеет большие габариты и вес, ненадежное крепление, плохие аккумуляторы, в Р-847 - быстрое испарение охлаждающей жидкости. В авиационной командно-штабной машине Р-975 - нет возможности кругового визуального обзора начальнику ГБУ; нет бойниц для применения экипажами стрелкового оружия в случае напа­дения противника; основной КВ радиостанцией является Р-847, которая не обеспе­чивает устойчивой работы; не обеспечивается закрытие канала аппарату­рой Т-817АМ и одновременная работа в КВ и УКВ диапазонах при работе с выносного пульта управления. Агрегат питания АБ-4 - Т/230, входящий в комплект радиосредств, бензиновый двигатель УД-25Г необходимо заменить на дизельный. Общим конструктивно-производственным недостатком является отсутствие малогабаритных кондиционеров в аппаратных и станциях, что не позволяет поддерживать постоянную тем­пературу внутри кузовов. При охлаждении аппаратуры наружным воздухом в аппаратуру попадает большое количество пыли.
  

Оценка: 6.33*10  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018