ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Советские соколы в первый год войны. Часть 4. Отдельно взятая эскадрилья и все вертолеты Ми-6.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 6.45*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На войне, как на войне ... .


Афганская арена. Советские соколы в первый год войны.

   Часть 4. Отдельно взятая эскадрилья 50 осап и все вертолеты Ми-6.

Опыт боевых действий вертолетной эскадрильи 50-го отдельного смешанного авиационного полка ВВС 40-й армии за первый год войны.

   Вертолетная эскадрилья входила в состав 50 ОСАП авиации 40 армии. В штатах эскадрильи было предусмотрено 27 экипажей и 23 вертолета. Командир эскадрильи подполковник Кучеренко Олег Михайлович имел опыт боевых действий на Кубе в 1962-1963 годах и в Чехословакии в 1968 г. За 1,5 года общий налет в эскадрильи составил 16240 час (в мирное время налет за такой срок составил 4500 час). Израсходовано: НУРС - 56400, авиабомб - 1328. Количество боевых вылетов 14500. Средние данные на экипаж - налет 601 час, расход НУРС - 2088, авиабомб - 49. В период с марта по ноябрь 1980 года уничтожено: - живой силы противника - 2300, боевой техники-36, опорных пунктов- 277, - складов с оружием и боеприпасами - 59, штабов мятежников- 26, огневых точек противника - 341, исламских комитетов- 32, караванов с оружием и боеприпасами - 20.
   За героизм и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, 37 летчиков и техников награждены орденами и медалями. В 1980 г. еще 60 человек были представлены к наградам.
   Боевые потери составили 1 экипаж: 6 июня 1980 г. был сбит огнем крупнокалиберного пулемета верто­лет Ми-8т (командир ст.л-т Никифорович, летчик-штурман ст.л-т Варла­мов, борт-техник ст.л-т Польских). В районе н.п. Газни экипаж снизил­ся, попал в зону огня стрелкового оружия, и погиб. Посмертно представ­лен к правительственным наградам.
   Потери техники - 5 вертолетов:
   - 2 получили боевые повреждения и разрушились при грубой посадке на высокогорных площадках (м-р Половников, к-н Сапега);
   - 3 потеряны по вине личного состава из-за неграмотной эксплуата­ции - разрушились при взлете и посадке на высокогорных площадках (к-н Иваненко, ст. л-т Соколов, к-н Гималетдинов).
  
   Основу эскадрильи составляли 16 экипажей Александрийского полка. Доу­комплектовывалась эскадрилья 4 экипажами Калиновского полка, 4 экипажами Кобринско­го полка, а затем и 4 экипажами из Средне-Белой. Слаженность и подготов­ка эскадрильи осуществлялась в г. Чирчике. Там отработали полеты на практический потолок 4500 м, посадку на площадки с высотой 1400 м. Командиры звеньев освоили посадку на площадки с вы­сотой 2600 м. Все экипажи работали по целям на высокогорном полигоне, т.к. аэродром Кабул, на котором предстояло базирование, находится на высоте 1750м.
  
   Просчеты и недоработки в воспитательной работе и в обучении лич­ного состава:
   - личный состав плохо знал театр военных действий (ТВД);
   - отсутствовало квалифицированное информирование о военно-полити­ческой обстановке в ДРА и вокруг страны, о ситуации в ДРА в данный момент;
   - отсутствовала информация о Вооруженных силах ДРА;
   - не было информации о противнике.
   Низкая, неоперативная информированность порождала почву для расп­ространения слухов, домыслов. Имели место "моральные потери" перед отправкой в ДРА: командир звена к-н Смирнов собрал массу недостоверных документов о болезни матери и не пересек границу, к-н Жданов слег в госпиталь, списался с летной работы, убыл в Александрию, борт-техник ст.л-т Ковальский запил, пытался водкой заглушить страх, списан с летной работы, отправлен в госпиталь, командир вертолета к-н Титов прибыл на место Жданова, но тоже списался по здоровью в Ташкенте. Все они в последующем были уволены из Советской армии по соответствующим статьям и исключены из партии.
   Перед вылетом в ДРА в г. Кокайты руководство полка и командиры подразде­лений присутствовали на совещании, которое проводил Маршал авиации Си­лантьев. В середине марта 1980 г. полк перелетел на аэродром Кабул в распоряжение командира полка полковника Будникова Бориса Григорьевича. Начинали боевые вылеты командиры, но уже через неделю вся эскадрилья приступила к напряженной боевой работе. В этот период и раскрылись лучшие качества наших авиа­торов, нормой жизни для многих стал подвиг.
   М-р Рудников летом 1980 г. в районе н.п. Катай-Ашру (70 км. зап. Кабула) произвел посадку в глубоком ущелье на высоте 3000 м под огнем противника и спас экипаж м-ра Северина, который был сбит противником. Сам м-р Северин был ранен (трещина черепа), но сумел приземлить горящий вертолет и в таком состоянии вытащил из-под обломков своих товари­щей и укрыл их за валуном до того, как начали взрываться боеприпасы. В состав экипажа м-ра Рудникова входили летчик-штурман л-т Никитин, борт-техник ст. л-т Аллянов. Ведомый к-н Лубягин прикрывал операцию спа­сения с воздуха.
   Пара Ми-8, ведущий к-н Гуничев, ведомый к-н Панга, в августе 1980 г. выполняла минирование перевалов сев-вост. г. Джелалабад на границе с Пакистаном. Ведущий вертолет был обстрелян из ДШК и получил поврежде­ние. Ведомый засек огневую точку и нанес по ней снайперский удар. Ве­дущий благополучно сел в н.п. Асадабад. Вертолет был в течение суток восстановлен. По данным разведки был уничтожен расчет из 4 пакистанс­ких солдат и 1 офицера.
   В провинции Газни (90 км южнее Кабула) действовала банда Му­хаммеда Хасана. Главарь банды ранее учился в СССР, затем дезертировал из ВС ДРА. Приказом Военного совета исламской партии ему присвоено звание генерала. Эта банда контролировала 5 ущелий, ве­дущих в Хазараджат. Они были заминированы, находились под постоянным наблюдением и перекрестным огнем из различных типов тяжелого оружия и ДШК. Штаб бандитов находился на высоте 3500 м, хорошо укреплен и за­маскирован. В этом районе были сбиты 2 Ми-24. Оба экипажа погибли. Здесь же был ранен из ДШК летчик-штурман л-т Савенков из экипажа ст. л-та Ризаева.
   В этом районе умело действовали пары к-на Тебенькова - к-на Лубя­гина, к-на Острового - к-на Козмина, к-на Панкратова - к-на Жилютова. Они уничтожили 9 складов с оружием и боеприпасами, много огневых точек и живой силы противника.
   Пара м-р Гулецкий - к-н Мочальников эвакуировала группу глубинной разведки, окруженную бандитами.
   Пара м-р Сапожников - к-н Бабаков в Кунарской долине за короткий срок перевезла по 80 т грузов каждый и обратными рейсами доставила 300 чел - призывников.
   Пара м-р Половников - к-н Соколов зажигательными авиабомбами (ЗАБами) уничтожила в логове бан­дитов в пещерах около 200 душманов. Это в 8-10 км южнее Кабула. Эта банда делала ночные вылазки и совершала теракты в Кабуле.
   Пара к-н Раффе - к-н Вожакин по данным разведки в труднодоступном горном районе (100 км южнее Газни) накрыла бомбовым ударом и огнем НУРС участников совещания "Хезбе-ислами" (комитета исламской партии этого района).
   Инжерено-авиационная служба (ИАС), которую в эскадрильи возглавлял Лопатников, обеспечила ввод в строй 12 вертолетов, получивших боевые повреждения. Обслуживание авиационной техники осуществлялось одновременно на 2-3 точках.
   Начальник группы авиационного вооружения и десантного оборудования ст. лейтенант Вотинцев хорошо организовал работу группы, которая несла огромную нагрузку по обеспечению боевых вылетов.
   Конечно, работа авиации в ДРА в 1980 г. проходила в условиях несколько упрощенной ПВО против­ника. Он не имел средств воздушного нападения, МЗА, а применение ракет "РЕД-АЙ" и "Стрела" не было отмечено.
   Однако, при ежедневной напряженной боевой работе с рассвета и до темноты, бы­ли упущены некоторые вопросы воспитания и дисциплинарной практики. Участились случаи употребления спиртных напитков, нарушения правил обращения с оружием, техники безопасности полетов. Летчики начали хулиганить в воздухе, выходить за пределы установленных ограничений по вертолету и двигателю. К-н Горшков в апреле 1980 г. при рулении из-за слабой осмотри­тельности поломал лопасти несущего винта о вертолет ведомого. В мае 1980 г. он отказался подвешивать бомбы при подготовке к вылету, в этом же месяце он отказался от выполнения боевого вылета в район с сильным ПВО противника (требо­валось вывезти раненых с поля боя), а затем последовал срыв боевого вылета в связи с злоупотреблением им спиртных напитков. За эти действия он уволен из армии, исключен из партии. Ст. лейтенант Шевченко - летчик-штурман в экипаже Горшкова, злоу­потреблял спиртными напитками, снят с летной работы, летом 1980 г. отправлен в СССР и через некоторое время осужден на 8 лет за торговлю нарко­тиками. Ст. лейтенант Егоров - борт-техник, с необщительным скрытным ха­рактером, пил редко, но однажды, в состоянии опьянения угрожал товарищу оружием. А в ноябре 1980 г. при работе в отрыве от основной базы в Газни после употребления спиртных напитков смертельно ранил лейтенанта Назарова. К-н Денищев принял самостоятельное решение на обстрел войск и обстрелял свои боевые порядки. В результате убито 6 советских, 2 афганских солдата и 12 ранено. Ст. лейтенант Кушка - борт-техник при взлете с горной площадки потерял ориентировку, без разрешения командира выключил двигатели "стоп-кранами". Это привело к поломке вертолета. К счастью, экипаж остался невредимым.
   Основными причинами всех нарушений на земле и в воздухе явилось ослабление уставной требовательности командирами всех степеней. Мы не сумели быстро перестроиться с мирной жизни на военную.
  

Базирование подразделений вертолетов Ми-6.

   Подразделения вертолетов Ми-6 входили в состав отдельных вертолетных полков, которые базировались на аэродромах Кандагар и Кундуз. Командирами полков в первый период были полковники Будников Б.Г. и Ркшинский В.А. В последующем этими полками командовали в Кандагаре полковник Савченко В.И. (1981-1982 гг.), полковник Цалко А.В. (1982-1983 гг.), полковник Миронов (1983-1984 гг.)., полковник Горшков В.Г. (1984-1985 гг.), подполковник Филюшин Ю.В., а затем после его гибели полковник Извалов В.В. (1985-1986 гг.), полковник Петриченко А.С. (1986-1987 гг.), полковник Игнатов Е.И. (1987-1989 гг.), в Кундузе полковник Варюхин Е.А. (1981-1982 гг.), полковник Сергеев Г.Н. (1982-1983 гг.), полковник Бегеев М.С. (1983-1984 гг.), подполковник Письменный В.М. (1984-1985 гг.), подполковник Козлов В.С. (1985-1986 гг.), полковник Калинин В.Н. (1986-1987 г.), полковник Белов В.А. (1987-1988гг.), полковник Леонов Г.А. (1988-1989 гг.). Кроме того, в 1984 году в Кундуз была передислоцирована отдельная вертолетная эскадрилья на вертолетах Ми-6 под командованием подполковника Сальникова Г.А. Состав вертолетных эскадрилей менялся в зависимости от выполняемых задач и в разные годы насчитывал от 8 до 20 вертолетов Ми-6. Основными точками базирования являлись аэродромы Кандагар и Кундуз, но для выполнения боевых задач отдельные пары и отряды временно базировались на аэродромах Кабул, Шинданд, Файзабад. Для загрузки и выгрузки грузов использовались аэродромы Джелалабад, Газни, Герат, площадки Пули-Хумри, Чагчаран, Лашкаргах, Бамиан, Гардез и др.
   Основными задачами подразделений вертолетов Ми-6 являлись перевозки грузов и горючесмазочных материалов. Вместе с тем, эпизодически подразделения вертолетов Ми-6 привлекались для высадки тактических воздушных десантов.

Оценка: 6.45*5  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018