ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Плен и безвестие. Часть 2. Благие намерения или Международное гуманитарное право о военнопленных и без вести пропавших.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
Оценка: 9.66*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Незнание законов не освобождает от ответственности. А мы стали постигать основы Международного гуманитарного права только после возвращения с войны и сверять с ним уже совершенное...


   Афганская арена. Плен и безвестие.
   Часть 2. Благие намерения или Международное гуманитарное право о военнопленных и без вести пропавших.

   Международное гуманитарное право (МГП) призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. МГП согласовывает военную необходимость с требованиями гуманности, проводит границу между тем, что разрешено (законно), и тем, что запрещено.
   По своей природе МГП является обычным правом, т.е. оно базируется на сложившихся обычаях и практике. Постепенно оно все в большей степени становилось предметом международных договоров, принимаемых на международных конференциях, т.е. договорным правом.
   МГП устанавливает определенные ограничения в отношении: военных действий в целом; ведения боевых действий вооруженными силами; поведения комбатантов в бою; поведения гражданских властей и лиц во время войны; поведения по отношению к лицам и объектам во время войны, обращения с ними, в частности с жертвами войны; управления оккупированной территорией и поддержания порядка; взаимоотношений между воюющими и нейтральными государствами.
   В ситуациях, не подпадающих под действие договорного права, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и в сфере действия принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности, требований общественного сознания.
   МГП возникло применительно к ситуациям вооруженных конфликтов между государствами или группой государств, т.е. международных вооруженных конфликтов. Поэтому, большая часть содержания МГП относится к международным вооруженным конфликтам и содержит детально проработанные правила.
   Традиционно в рамках МГП существовали гаагское право и женевское право, содержание которых определили две группы договоров:
   - Гаагские конвенции, регулирующие в общем боевые действия, концепцию оккупации, концепцию нейтралитета.
   - Женевские конвенции, предоставляющие защиту жертвам вооруженных конфликтов (военнопленным, раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, умершим), гражданскому населению в целом, лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов (медицинским службам и др.).
   Четкое первоначальное различие между гаагским и женевским правом постепенно стерлось и привело к формированию права смешанного типа. Тем не менее различие между ними по сути по-прежнему важно для практического понимания МГП.
  
  
  
   Правила, относящиеся к защите военнопленных, изложены в Ш-й Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными (Ш ЖК) и 1-м Дополнительном протоколе от 8 июня 1977 года (ДП 1), который касается жертв международных вооруженных конфликтов.
   Этими документами определен статус военнопленного. К категории военнопленных может быть отнесен широкий круг лиц, прекративших свое участие в боевых действиях и вышедших из строя. Шпионы и наемники не подпадают под этот статус. Однако и лица, лишенные права на статус военнопленного, также находятся под защитой Международного гуманитарного права, хотя и в ином объеме. Военнопленные находятся во власти державы противника, а не отдельного лица или воинской части, которая захватила их в плен. Обязанности пленных вытекают из законов войны и норм военной дисциплины.
   При допросе военнопленных, предусматривается, что военнопленный обязан назвать свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер, а за неимением такового, другую равноценную информацию. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не должны применяться к военннопленным для получения от них каких-либо сведений.
   Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику и вести военные действия на такой основе. Противник, вышедший из строя, сдавшийся в плен или выражающий намерение сдаться в плен или тот, кто покинул на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, не должен быть объектом нападения.
   Военнопленные не должны без необходимости подвергаться опасности, ожидая эвакуации из зоны военных действий. Когда же они попадают в плен при необычных условиях военных действий, при которых невозможна их нормальная эвакуация, они должны быть освобождены и для обеспечения их безопасности должны быть приняты все возможные меры.
   Военнопленные могут быть размещены в помещениях, расположенных тольки на суше и предоставляющих полную гарантию гигиены и сохранности здоровья.
   Военнопленные могут быть переданы держащей их в плену державой только державе, которая является участницей настоящей конвенции, и только после того, как держащая в плену держава удостоверилась в желании и способности державы, которой передаются военнопленные, применять конвенцию.
   Для того, чтобы работа, выполняемая военнопленными, не превратилась в бесчеловечную эксплуатацию или в участие в военной деятельности держащей в плену державы, предусмотрены очень строгие правила, регламентирующие такую работу.
   В конвенциях содержится несколько положений, касающихся побега и попыток к бегству. Общепризнано, что эти поступки не противоречат понятиям чести военнослужащего, любви к отечеству и мужества, поэтому наказания за побег довольно ограничены. Применение оружия против военнопленных, совершающих побег или попытку к бегству, является мерой чрезвычайного характера, которой всегда должны предшествовать предупреждения, соответствующие обстоятельствам.
   Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы.
   Гарантии судебного рассмотрения являются частью основных гарантий, т.е. они должны быть предоставлены пленным, даже если не признан их статус в качестве военнопленного. Военнопленного могут судить только военные суды, за исключением строго оговоренных случаев.
   Смертный приговор, в принципе, может быть вынесен за совершение преступлений, карающихся смертной казнью в вооруженных силах держащей в плену державы. Но поскольку военнопленный не является гражданином этой державы, не связан долгом верности по отношению к ней и находится в ее власти вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли, суд должен принять это во внимание перед вынесением смертного приговора. Смертный приговор может быть приведен в исполнение не ранее, чем через 6 месяцев после вынесения.
   Непосредственная репатриация раненых и больных предусматривается уже во время военных действий. Тотчас же по прекращении военных действий, то есть после прекращения огня, военнопленные репатриируются.
   Далее конвенцией предусматривается, что представителям или делегатам держав - покровительниц должно быть разрешено посещать все места, где находятся военнопленные, в частности, места интернирования, заключения и работы. Они должны иметь доступ во все помещения, используемые военнопленными. Представители Международного Комитета Красного Креста пользуются такими же правами.
   В отношении лиц, пропавших без вести и умерших, стороны, находящиеся в конфликте и международные гуманитарные организации в своей деятельности прежде всего исходят из права семей знать о судьбе своих родственников. Как только позволят обстоятельства, и самое позднее сразу после окончания активных военных действий, каждая сторона, находящаяся в конфликте, разыскивает пропавших без вести.
   Сведения о пропавших без вести, и запросы о таких сведениях передаются либо непосредственно, либо через державу - покровительницу, через Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста или через национальные общества Красного Креста. Когда сведения передаются не через Международный Комитет Красного Креста и его Центральное агентство по розыску, каждая сторона, находящаяся в конфликте, обеспечивает, чтобы такие сведения также направлялись в Центральное агентство по розыску (ЦАР).
   В случае международных конфликтов, гражданских войн, нарушений внутреннего порядка и напряженных ситуаций ЦАР выполняет также такие функции:
  -- получение, регистрация, обработка и передача всех сведений, необходимых для выявления лиц, нуждающихся в помощи ЦАР;
  -- передача корреспонденции сежду членами разъединенных семей в случае, если прервано функционирование нормальных каналов связи;
  -- розыск лиц, пропавших без вести или тех, о которых их родственники не имеют известий;
  -- воссоединение семей, организация перемещения и репатриации лиц;
  -- выдача проездных документов лицам, не имеющим удостоверения личности (беженцам, перемещенным лицам, политическим изгнанникам), которые желают отправиться в страну, готовую принять их, или желают быть репатриированными; выдача свидетельств о взятии в плен, о болезни лицам, которые для получения помощи или пенсий должны представить такие свидетельства.
   Стороны, находящиеся в конфликте стремятся прийти к соглашению о создании команд для розыска, опознания и вывоза умерших из районов боевых действий. Персонал таких команд пользуется уважением и защитой при выполнении им исключительно таких обязанностей.
   Останки лиц, которые умерли в заключении или в следствие военных действий, и не являющихся гражданами страны, в которой они умерли, пользуются уважением, и места погребения всех таких лиц пользуются уважением, содержатся и обозначаются.
   Как только позволят обстоятельства, стороны, на территории которых находятся могилы, заключают соглашения с целью:
   - содействия доступу родственников умерших и представителей официальных служб регистрации могил к местам погребения, а также определения практических мер по обеспечению такого доступа;
   - постоянного сохранения и ухода за такими местами погребения;
   - содействия возвращению останков и личного имущества умерших на родину по просьбе этой страны или, если эта страна не возражает, по просьбе близких родственников умерших.
   В случае отсутствия таких соглашений и если страна, являющаяся родиной умерших, не согласна обеспечивать содержание таких мест погребения за свой счет, сторона, на территории которой находятся такие места погребения, может предложить оказать содействие возвращению останков таких умерших на родину. Когда такое предложение не принимается, сторона по истечении пяти лет с даты такого предложения и после должного уведомления страны, являющейся родиной умерших, может принять меры, предусмотренные в ее собственном законодательстве в отношении кладбищ и могил.
   Стороне, на территории которой находятся места погребения, разрешается производить эксгумацию только в указанных случаях или когда эксгумация вызывается высшей общественной необходимостью, включая случаи, вызываемые медицинской необходимостью и необходимостью проведения расследования; в этом случае сторона всегда с уважением относится к останкам и уведомляет страну, являющуюся родиной умерших, о своем намерении произвести эксгумацию, а также сообщает ей подробности о предполагаемом месте перезахоронения.
  


Оценка: 9.66*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012