ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Аблазов Валерий Иванович
Записки военного советника. Март 1980 года.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
Оценка: 5.21*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Весна идет! Весна идет! Но ...


   Записки военного советника. Новый, военный, 1980-й год.
  
   Март 1980 г.
  
   01.03.1980. 12.00 Старший переводчик Румянцев: Самолет Ан-12 с телом тов. Сульженко вылетел. Передать диспетчеру - пусть на "Кумаче" организуют встречу с машиной. Диспетчер ответил, что этот вопрос решен - будут встречать на вертолете.
   12.55 Генерал Лепаев: В 12.35 на высоте 6 км восточнее Джелалабада наш Ан-26РТ был атакован пакистанскими истребителями. Была поднята пара с Баграма, она сейчас в Джелалабаде над приводом. Передайте генералу Шапошникову - пусть ПВО ДРА пошевеливается.
   13.30 Полковник Войтов: военно-транспортные самолеты Ан-12 выполнили 2 рейса в Хост. Отвезли 9 т топлива и 4 т грузов. Из Хоста привезли 10 шоферов, которые должны убыть в Герат, с ними командир роты. Что с ними делать? Куда им следовать: отправить в Кабул или пусть остаются в Баграме до отправки в Герат.
   14.05 Из Кундуза звонил подполковник Недопехин: стоят 3 Ан-12, никто не знает, что с ними делать.
   14.40. В Баграм прибыла группа приемщиков для приемки 4 СУ-7БМК в ремонт. Старший Колесников, с ним 7 человек.
   15.37 Главком ВВС и ПВО ДРА: появилась цель в районе Кандагара. Афганцы поднимают пару МиГ-17.
   15.44 Дежурный по Главному командному пункту: сведения о цели в Кандагаре ошибочны.
   18.20 Советник начальника войск связи полковник Герасименко В.Д просил узнать на "Помпе", когда в Баграме садится ретранслятор Ан-26РТ (N 46112). Как только сядут, командира экипажа вызвать на КДП на связь ЗАС и спросить: время, место, под каким курсом он был атакован, сколько самолетов, высота, в каком строю, опознавательные знаки на фюзеляже, крыльях, киле.
   Доклад из Баграма принят не был, а потом связь испортилась.
   19.05 Согласно телеграмме МВД ДРА 107 человек из 1-го батальона 45 пехотного полка 7-й пехотной дивизии, перевезенных несколько дней назад из Файзабада в Кундуз, требуется перевезти из Кундуза в Кабул.
   Данные разведки из оперативного отдела "Помпы": 2 км южнее Барикот (53 км сев-вост. Асадабада) до 50 автомашин; 8 км южнее Барикот группа 30-40 человек движется на юг; 4-6 км сев-вост. Асхар 4 группы 5-6 вьючных лошадей, движение на восток; 3 км. южнее Нарой 1 БТР, палатка и машина; 9 км. юго-вост. Пакистан (зап. Герата) караван из 5 верблюдов, движение на запад; 2 км. сев-вост. Гермай (зап. Мазари) до 100 всадников движется на восток, а восточнее Гермай (27 км) до 150 всадников и 10 автомашин двигаются на восток; 15 км южнее Гермай караван из 10 верблюдов движется на запад.
   21.30 По докладу капитана Соколова (начальника огневой подготовки вертолетного полка) сегодня из Файзабада в Кундуз советскими вертолетами Ми-6 (из Кокайты) переброшен афганский батальон десантников. Нужен транспорт для доставки их из Кундуза в Кабул. В ВВС СА средств для их доставки нет.
  
   02.03.1980. 07.50 По данным оперативного отдела МО ДРА в Кундузе находится 310 человек, которые ждут отправки в Кабул.
   12.30 На плане перелета в Кабул 10 вертолетов Ми-8. Чьи они?
   13.04 По телефону из Кундуза: В госпиталь доставлен капитан Мухамед Васир. Он тяжело ранен в живот, прооперирован, находится в тяжелом состоянии и его необходимо срочно отправить в госпиталь Кабула.
  
   03.03. 1980. 13.00 Полковник Кучеряев из Баграма: провели пропагандистскую работу в окрестных селах. Посылали агитаторов. Старейшины уверяли, что стрельбы не будет. О посторонних они сообщат или сами расправятся.
   15.50 Цель - воздушный противник около границы на восток от Пешавара. Дали команду в Баграм перейти на готовность N1, на "Помпу" - поднять из Баграма два советских истребителя МиГ-21Бис. Если там есть погода, поставить задачу так, чтобы не нарушили границу. Почерк нарушителей такой же, как и 01.03.
   16.05 С борта перехватчика: Цель не наблюдаю. Были от Джелалабада "за бортом" 25-40 км, азимут 90-110 градусов, время 15.41-15.44.
  
   04.03.1980. 19.00 Джелалабад: по радиолокационному посту (РЛП) ведется стрельба с севера, запада и востока. Наши отвечают огнем.
   В 20.20 огонь со всех сторон прекратился.
  
   05.03.1980. 0.30 Оперативный дежурный с "Помпы": стрельба в районе Газни. Беспокоится о связи с этим о судьбе их колонны с двигателем для вертолета, которая направляется туда.
   Через оперативного дежурного ГКП ВВС и ПВО ДРА выяснили, что в это время отмечалось вооруженное столкновение между мятежниками и подразделениями вооруженных сил ДРА. Через некоторое время стрельба прекратилась. В городе загорелось несколько домов.
   17.00 Над новым микрорайоном г. Кабула на высоте 5-6 км воздушный шар с подвеской.
   17.20 Поставлена задача 77 зенап (Суторнину) на включение технических средств для обнаружения и сопровождения шара (СОН-9).
   В районах Джелалабада, Газни, Спинбулдака вечером 04.03.1980 и ночью 05.03.1980 произошли столкновения между мятежниками и подразделениями вооруженных сил ДРА.
  
   07.03.1980. Генерал армии Ахромеев и Маршал авиации Силантьев приказали советнику начальника политического отдела полковнику Козину привезти и передать им лично текст речи Главкома ВВС и ПВО ДРА.
   8.58 Запрос по телефону: вчера вечером привезли из Мазари-Шариф 12 тонн НУРС. Куда их девать?
   12.30 Телеграмма: 10.03 рейсом 605 в Кабул прибывают 22 афганских военнослужащих, которые закончили авиационные курсы во Фрунзе (Минаичев).
   16.25 Советник командира авиационного полка полковник Иванцов из Кандагара для генерала Егорова: сделал 8 разведвылетов над пустыней. В 65 км от Кандагара (азимут 180 градусов) уничтожил 1 автомашину.
   19.05. Диспетчер "Помпы": из Союза (Мары) шла десятка вертолетов на Шинданд. Ни один из них в расчетное время не сел.
   Через ГКП ДРА связались с одним из летчиков семерки вертолетов, севших в Герате (Дологов). Он сказал, что три вертолета сели на перевале. Начальник КП "Помпы" уточнил, что у одного вертолета отказал двигатель, летчик сам доложил об этом, а два вертолета вернулись к месту вынужденной посадки.
   20.25 Указание: выяснить в Герате, кто командир, почему не сели в Шинданде, уточнить позывные севших на перевале, во сколько произошла вынужденная посадка, место посадки. Полковник Шишков вышел на связь и доложил, что он ничего не знает, группа выехала на место вынужденной посадки. Когда разберутся, доложат.
   При перелете из Мары в Шинданд приблизительно на линии отметок высот 2043 и 1443 у одного из вертолетов отказал двигатель и он пошел на вынужденную. Два вертолета из этой же десятки вернулись к потерпевшему. Информация об отказе поступила приблизительно в 18.50. Посадку в Герате произвели только 7 экипажей. Судьба трех экипажей выясняется.
  
   08.03.1980. 10.30 Капитан Рыжий, начальник штаба авиационной эскадрильи из Шинданда: вертолет сел на вынужденную в 15 км севернее Герата в расположении советского мотострелкового батальона. Командир Лебедев (N 61634). Экипаж невредим, находится в штабе. 7 вертолетов благополучно сели в Герате. Старший группы Гизатулин. 9-й вертолет, командир - капитан Горячев, при посадке коснулся хвостовым опереньем. Лететь дальше не может (авария). 10-й вертолет, командир Морозов (N 61635) пропал без вести. С утра пытались организовать поиски с воздуха, но из-за плохой погоды их прекратили. Наземные группы ведут поиск.
   10.40 Советник командира авиаэскадрильи майор Громов из Баграма: 4 пары Миг-21 с 9.14 до 9.40 вели разведку над провинцией Нангархар. Противника не видно. Наши войска на ключевых позициях. Запросил Асмар. Оттуда ответили, что целей нет - работайте по плану.
  
   09.03.1980. Советник командира авиаполка полковник Скугарев из Баграма о вертолетах: 7 - в Шинданде, 1 - в Герате, 1 - в Герате сломан, 1 - разбился, катастрофа. Выполнять задачу по погоде не можем: видимость 1500 м, осадки.
   Советник полковник Чернышов: пропавший вертолет в районе Герата (командир экипажа Морозов, N 61635) не обнаружен. С утра начали поиск 4 вертолета с аэродрома Шинданд.
  
   10.03.1980. В 12.40 - 12.48 предотвращена попытка нарушения воздушного пространства в район Вазиава.
   В 20.00 из аппарата советских военных советников в Главный штаб ВВС и ПВО ДРА поступил сигнал о возможных ненормальных явлениях на батареях 216 озенад (Суроби). (принял Герасименко В.Д.).
  
   11.03.1980. Распоряжение: 12.03.1980 г. в 11. 00 маршал Силантьев проводит совещание в штабе ВВС 40-й армии о ведении систематической воздушной разведки над всей территорией страны, о передаче разведданных во все заинтересованные штабы и ведомства. От советников быть на совещании: Шапошникову, Аблазову, Бачинскому, Герасименко, Макарову, Уварову.
   Телефонограмма: 12.03.1980 из Москвы прилетает генерал-полковник Казаров. Советнику главного инженера ВВС полковнику Саврасенко встретить его и быть готовым к докладу о техническом состоянии всей авиатехники ДРА (Якушин).
   В 19.20 от оперативного дежурного командного пункта "Помпа" поступил сигнал о возможном нападении на аэродром Газни.
  
   12.03.1980. 10.00 Советник командира авиаполка полковник Голованов из Шинданда советнику Главкома ВВС и ПВО ДРА генералу Шапошникову А.М.: генерал Егоров требует в Баграм перебросить большую группу Ил-28. Распоряжение выполнить не могу, самому надо летать. Как работать? Вся техника и экипажи задействованы на уничтожении укрепленных горных объектов по плану и приказу Главкома ВВС и ПВО ДРА. Прошу документально подтвердить его отмену или изменения.
   17.45 Оперативный дежурный МО: в районах Паргама (провинция Фарах), Багхана (провинция Гильменд) не обеспечена безопасность. Летать и садиться в этих районах до последующего распоряжения оперативного дежурного МО нельзя.
   18.10 Результаты воздушной разведки (2 Ми-24): в районе н.п. Руха (Панджшер) движение автотранспорта нормальное: 3 машины идут из Панджшера в Кабул и 4 машины - из Кабула в Панджшер. За улусвами на расстоянии 4-5 км какие-то люди собрались в большие группы. Движение автотранспорта не наблюдается. На общем виде - мосты разрушены. После н.п. Руха, ближе к н.п. Базарах дорога была завалена камнями. Люди убирают камни с дороги в сторону. Оружия у людей нет.
  
   13.03.1980. 22.00 Начальник ГШ ВВС и ПВО ДРА полковник А. Кадыр: в районе ангара ТЭЧ во второй роте афганского батальона охраны советский военнослужащий (возможно офицер) зашел в роту к афганским солдатам и принуждая стрельбой из оружия стал выгонять их из помещения. Кроме того, этот военнослужащий забрал у афганского часового один рожок от АКМ. Мною лично был вызван и повторно опрошен начальник караула, который доложил командиру батальона об этом сейчас. В то же время часовым был задержан в совершенно нетрезвом состоянии прапорщик. Личность уточняется. В ходе расследования виновник стрельбы не обнаружен.
  
   14.03.1980. 11.00. В результате расследования по происшествию 13.03 80 установлено: в афганской казарме стрелял прапорщик Ежатнов Геннадий Максимович, 1948 г.р., г. Калининград, в/ч 51914. Второй прапорщик Боришполец Александр Петрович из той же части, пьяный, находился там же в караульном помещении и дебоширил. Командир - майор Буряченко Владимир Семенович, начальник КЭО 40-й армии полковник Рубин. Оба прапорщика после беседы с генералом Шапошниковым переданы Буряченко.
  
   15.03.1980. 18.00. Над ГЭС Суроби на высоте 4000 м обнаружена воздушная цель. Подняли 4 МиГ-21 из Баграма. Оказались советские самолеты.
   23.00 Приказ: ущелье и населенный пункт Баркандай не бомбить.
  
          -- 13.27 Указание А.Кадыру, Скугареву: во время полетов внимательно осматривать район Панджшера (ущелье, 70 км северо-восточнее Баграма) на предмет обнаружения мятежников.
   15.00 На аэродроме Баграм в авиаэскадрильи Войтова сгорела палатка, а в ней техническое имущество.
  
   22.03.1980. Советник командира авиаполка полковник Кучеряев из Баграма доложил результаты воздушной разведки Панджшерской долины: на дороге и в Акаве (сев-вост. до удаления 50-75 км) отдельные группы животных с грузом передвигаются в сторону Баграма и обратно. Караваны до 10 животных, 8 групп. Подозрительного не наблюдается.
   17.20 Из 99 зрбр: Ми-8 обстрелял ракетами С-5 войска около штаба 40-й армии (опознавательные знаки - афганские).
   В воздухе после обеда были вертолеты афганской авиации: авиаэскадрилья Белова - последний сел в 15.00. Советник командира вертолетного полка майор Абрамов доложил в 18.00: майор Фарух, борт N 270, сел в 17.20. Разобрались и уточнили: пару Ми-8 вызывали. Стрельба велась с земли по войскам в районе Дарламана, за штабом 40-й армии. Они вызвали советские вертолеты, которые отработали по наземным целям.
  
   23.03.1980. 34 км юго-зап. Джелалабада, в районе населенного пункта Мимла большое скопление караванов, следующих в западном направлении, а также в 14 км на юго-зап. Мимла, район Калагай.
  
   24.03.1980. Советник Главкома ВВС и ПВО ДРА генерал Шапошников командиру вертолетной эскадрильи подполковнику Белову: Мне сообщили, что вертолет при посадке поломал шасси, у людей есть травмы. Прошу разобраться и доложить.
   19.55 Дежурный по МО сообщил: разбился вертолет. Один советник погиб или три человека погибли пока не выяснили. Чей вертолет, тоже пока не знают, выясняют.
   20.40 Советский вертолет из Асадабада, командир вертолета капитан Мингалев, борттехник Слесарев, нарушил правила посадки и упал в ущелье. Летчик поломал ноги, второй летчик сломал руку, бортмеханик жив и невредим. Командир 9-й дивизии ДРА подполковник Рафик погиб, командир 69-го полка ДРА погиб, советник командира дивизии Расин погиб, солдат погиб. Просят прислать в Джелалабад самолет, забрать погибших и раненых.
  
   25.03.1980. Распоряжение: из Джелалабада забрать вещи погибшего советника Расина и доставить в Кабул.
  
   31.03.1980. Маршал Соколов - генералам Шапошникову и Егорову: изменить схему воздушного парада, привлечь к участию в нем 12 вертолетов Ми-24.
   10.00 Советник командира корпуса полковник Вишневский из Гардеза: прошу решить вопрос о заправке афганских вертолетов Ми-8 в Гардезе. Афганского топлива нет, заправляются советским, а советские товарищи протестуют.
   12.30 Полковник Иванцов из Кандагара: в Калате сел вертолет Ми-8. Ему отбили хвостовой винт.
   14.00 Полковник Саврасенко: посадку совершил вертолет Ми-8, борт N 273, командир - майор Саид Гуль, штурман - Саид Бахадыр Шах, бортмеханик майор Хаджи Мухаммад. Состояние машины: втулка рулевого винта и задний редуктор разрушены, в
   2-х местах нарушена трансмиссия от главного редуктора к хвостовому винту.
   Генерал Шапошников принял решение везти вертолет трейлером из Калата до Кандагара. В Кандагар перебросить на Ан-26 группу 7 человек для ремонта лопастей и вертолета.
  
  

Оценка: 5.21*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012