ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Аблазов Валерий Иванович
Воины-интернационалисты. Династия, преемственность. Совпадение или судьба

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент будущей книги "ВОЙНЫ и ВОИНЫ". Авиационная династия и преемственность были для меня предопределены. К авиации имеют отношение многие наши родственники: одни работали на авиазаводах, другие служили в военной авиации, третьи - в гражданской. Нам с моим отцом пришлось выполнять свой интернациональный долг в разных странах и в периоды, разделенные четвертью века. Он был военным советником в Китае в 1951-1954 гг., а я - военным советником в Афганистане в 1979 - 1981 гг. Но удивительное совпадение состояло в том, что направили нас служить "на чужие войны" в одном возрасте и на примерно одинаковые должности. Совпадение или судьба?

  Воины-интернационалисты. Династия, преемственность.
  Совпадение или судьба.
  
   Авиационная династия и преемственность были для меня предопределены. К авиации имеют отношение многие наши родственники: одни работали на авиазаводах, другие служили в военной авиации, третьи - в гражданской.
   Нам с моим отцом пришлось выполнять свой интернациональный долг в разных странах и в периоды, разделенные четвертью века. Он был военным советником в Китае в 1951-1954 гг., а я - военным советником в Афганистане в 1979 - 1981 гг. Но удивительное совпадение состояло в том, что направили нас служить "на чужие войны" в одном возрасте и на примерно одинаковые должности. Совпадение или судьба?
  
   После победы над Японией и окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) на Дальнем востоке обострилось соперничество за сферы влияния бывших основных союзников по антигитлеровской коалиции. В Китае оно проявилось в поддержке враждующих сторон в Гражданской войне. В результате побед, одержанных Народно - освободительной армией Китая (НОАК), на территории континентального Китая была основана Китайская Народная Республика (КНР), 1 октября 1949 г.), которую поддержал СССР. А на островах Тайвань, Мацу и Киньмень - Республика Китай (РК, 7 декабря 1949 г.), которую поддерживали США. Таким образом, был создан очаг напряженности и соперничества в регионе на долгие годы.
   Другой очаг напряженности в этом регионе был создан на Корейском полуострове, который международными соглашениями, подводившими итоги Второй мировой войны, был разделен по 38 - й параллели на две части Северную (Корейская народно-демократическая республика - КНДР образована 9 сентября 1948 года) и Южную (Республика Корея - РК образована 15 августа 1948 года). КНДР пользовалась поддержкой СССР и КНР, а РК - США и другими странами. Договоренности о создании единого государства остались невыполненными. Попытка КНДР вооруженным путем объединить страну привела к войне, в которую были втянуты вооруженные силы СССР и США, не привела к успеху.
   Руководство Китая после обретения государственности направило обращение к руководству СССР об оказании помощи в создании в течение года Военно - воздушных сил (ВВС) НОАК. Для этого предполагалось закупить в СССР 350 - 400 самолетов и отправить советских специалистов для подготовки китайских летчиков. Китай должен был в кратчайшие сроки сформировать 6 авиационных школ, включая 4 школы летчиков-истребителей и 2 школы пилотов бомбардировщиков, в которых за один год с помощью советских специалистов подготовить 350 - 400 летчиков.
   15 октября 1949 года первая партия советских самолетов прибыла в Китай. До конца того же года Китай импортировал из Советского Союза 185 самолетов разных типов. К январю 1950 года в Китай прибыли 870 советников и специалистов из СССР. Среди них 159 работали в Первой авиашколе, 168 - во Второй авиашколе, 123 - в Третьей авиашколе, 124 - в Четвертой авиашколе, 128 - в Пятой авиашколе и 146 - в Шестой авиашколе.
   Подполковник Аблазов И.С. в 1951 - 1954 гг. работал военным советником начальника Авиационной школы истребителей ВВС КНР в г. Шицзяджуане. В ней готовили китайских летчиков для ВВС НОАК на самолеты МиГ-15, в первую очередь - для Объединенной воздушной армии (ОВА), которая воевала в Корее.
   Аблазов Иван Степанович, родился 27 апреля 1915 г. в селе Калинино Новодеревенского района Рязанской области. После окончания сельской школы работал в ней учителем, а затем, не смотря на юный возраст, был избран председателем местного колхоза. В 1935 году проявил настойчивость и поступил в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
   С первого курса МГУ по специальному комсомольскому набору Аблазов И.С. был направлен в авиационное училище в г. Оренбург, переименованный в период 1938 - 1957 гг. в город Чкалов, в честь знаменитого лётчика Валерия Чкалова.
   Учебная группа, которой командовал старшина Аблазов И.С. за успехи в учебе была награждена Красным Знаменем Наркома обороны и носила наименование Краснознаменной. В 1938 году лейтенант Аблазов И.С. с высокими показателями закончил училище и был оставлен в нем летчиком - инструктором. Молодой летчик имел высокий авторитет среди сослуживцев и в 1939 году был избран депутатом Чкаловского городского совета.
   В 1940 году проводилась большая реформа ВВС в интересах массовой подготовки летного и технического состава. Училища с трехгодичной универсальной подготовкой летчиков для истребительной и бомбардировочной авиации реорганизовывались в годичные Авиационные специализированные школы пилотов для истребительной и бомбардировочной авиации. Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии" ? 0362 от 22 декабря 1940 года было установлено, что набор в авиационные учебные заведения будет проводиться не на добровольной основе, как прежде, а по призыву и направлению, а выпускникам авиашкол будут присваиваются воинские звания сержантов. Все они должны находиться на казарменном положении без права иметь в гарнизоне семью. Эти же условия распространялись и на окончивших ранее авиационные училища офицеров, которые занимали должности ниже командира эскадрильи (в авиашколах - ниже командира звена) или прослужили в Красной Армии меньше 4 лет.
   В декабре 1940 года при реформировании ВУЗов ВВС истребительный дивизион Чкаловской авиашколы был передислоцирован в Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Вместе с ним старший лейтенант Аблазов И.С. был переведен на должность командира звена СВАШП.
   В период Великой Отечественной войны, летом 1942 года, при обороне Сталинграда СВАШП была включена в состав Действующей армии. Инструкторский и командный состав школы, не останавливая учебных полетов с курсантами, выполнял боевые задачи по разведке, управлению войсками, нанесению ударов по противнику. Многие военнослужащие из летного и инженерно-технического состава школы были направлены на пополнение и формирование новых авиационных частей для фронта и ПВО Сталинграда.
   В последующем директивами командования Красной Армии было запрещено направлять инструкторский и преподавательский состав военно-учебных заведений в Действующую армию, поскольку актуальными оставались задачи подготовки офицерских кадров для восполнения потерь на фронтах и подготовки кадровых резервов для последующих стратегических операций. Поэтому перевод летчиков - инструкторов из ВУЗов в строевые части до окончания Великой Отечественной войны был крайне редким и носил исключительный характер.
   Осенью 1942 года СВАШП была перебазирована в Кустанайскую область Казахстана. Аблазов И.С. приобрел большой опыт в подготовке летчиков в условиях войны, дефицита времени и материальных ресурсов и был назначен командиром авиаотряда.
   В кратком, конкретном изложении личного боевого подвига и заслуг в представлении на награждение командира отряда Сталинградской Военной Авиашколы Пилотов старшего лейтенанта Аблазова И.С. орденом Красной звезды, подписанном 20 мая 1943 года начальником Сталинградской авиашколы полковником Соколовым и утвержденным 31 мая 1943 г. заместителем Командующего ВВС КА генерал-полковником авиации Никитиным, записано:
   "Старший лейтенант Аблазов как командир отряда имеет отличные организационно - методические качества. Дисциплинированный и требовательный командир как к себе, а также к подчиненным. Умеет хорошо организовать и нацелить свой состав на выполнение поставленных задач командованием. В тяжелых условиях зимы 1942 - 43 гг. при больших перебоях с горючим, организовал работу так, что план выпуска летчиков в его отряде в течение 4-х месяцев 1943 г. перевыполняется, из месяца в месяц его отряд за 1943 г. дал стране 47 человек высоко-квалифицированных летчиков - истребителей, в совершенстве владеющих самолетом Як-1, из них: с оценкой отлично - 41 чел., и хорошо - 6 человек. Таким образом план, установленный командованием выполнен: в январе на 110%, в феврале на 122,2%,в марте на 106,4%, в апреле на 270%. В отряде имеется катастрофа - курсантская, по причине отказа мотора и ошибки в технике пилотирования.
   При общем налете отряда 9458 пос., 1844 час. 50 мин. И дневном налете на самолет 3 часа 18 мин., в настоящее время борясь за безаварийную работу, добился того, что в отряде в течение апреля и мая месяца нет ни одного летного происшествия и нарушения. Дисциплина в отряде среди личного состава хорошая. Борясь за экономию горючего и моторессурса, его отряд сэкономил в 1943 г. - 72 часа моторессурса, бензина 25 323 кг., масла 3 368 кг.
   Тов. Аблазов имеет отличные методические качества обучения летчиков и служит в этой области примером для личного состава эскадрильи. Является лучшим методистом в обучении курсантов. Личная техника пилотирования отличная. Летает на самолетах: У-2, УТ-2, И-16, ЯК-1, ЯК-7. Тактическая подготовка отличная. Огневая подготовка отличная".
   В 1945 году капитан Аблазов И.С. закончил Краснознаменную военно-воздушную академию и был назначен командиром эскадрильи в Сталинградское Военное Авиационное Училище летчиков (СВАУЛ), которое базировалось в тот период в Новосибирской области (н.п. Толмачево, Обь, Чик, Коченево, Бердск)
   К середине сентября 1949 года (на 10.09.1949 г.) заместитель командира авиационного полка боевого применения (3 иап) СВАУЛ по летной подготовке майор Аблазов И.С. имел в своем активе более 11000 полетов на истребителях с общим налетом около 2100 часов, из них на самолетах КБ Яковлева соответственно: УТ-1 - 15 полетов, 7 часов; УТ-2 - 1494 полета, 437 часов; Як-1 - 605 полетов, 165 часов; Як-3 - 25 полетов, 8 часов; Як-7 - 2543 полета, 349 часов, Як-9 (в, д, ду, п) - 849 полетов, 255 часов.
   В сентябре 1949 года майор Аблазов И.С. первым из СВАУЛ был направлен на переучивание на реактивную технику в в/ч 23599-А (г.Липецк).
   Записи в личной летной книжке свидетельствуют, что для освоения реактивного самолета МиГ-15 в качестве переходного использовался самолет Як-17. Общий налет по программе переучивания составил по типам реактивных самолетов: Як-17 - 10 полетов, 1 час 41 мин.; МиГ-15 - 9 полетов, 2 часа 01 мин.
   Результаты проверки техники пилотирования майора Аблазова И.С. на самолетах Як-17 и МиГ-15 по отдельным упражнениям программы переучивания и общие оценки "хорошо" и "отлично" дали основание сделать руководству вывод: "Разрешаю самостоятельный вылет и дальнейшую тренировку на самолете МиГ-15".
   В конце 1951 года командир полка боевого применения СВАУЛ подполковник Аблазов И.С. был направлен в Китай (КНР) на должность военного советника начальника Авиационной школы истребителей, где в течение трех лет (1952-1954 гг.) готовил летчиков на самолеты МиГ-15 и вместе со своими китайскими воспитанниками оказывал помощь вооруженным силам КНР и КНДР в защите молодых государств.
   О напряженности учебной и боевой работы в КНР свидетельствуют такие личные летные данные Аблазова И.С., приведенные в справке:
  Справка
   Подполковник Аблазов Иван Степанович за время спецкомандировки с ноября 1951 г. по декабрь 1954 г. имеет следующий налет (по годам и типам самолетов):
   1952 г. УМиГ-15 76 полетов 8 час. 28 мин Миг-15 32 4 58 Як-17 29 4 18 Як-11 106 32 19 Як -18 181 42 29 Як-12 41 9 55 Итого 465 102 55 (Четыреста шестьдесят пять полетов, сто два часа 55 минут) 1953 г. УМиГ-15 107 полетов 13 час. 01 мин Миг-15 59 11 42 Як-11 239 46 22 Як -18 117 30 48 Як-12 96 49 30 Sokol 37 11 05 Итого 655 162 28 (Шестьсот пятьдесят пять полетов, сто шестьдесят два часа 28 минут) 1954 г. УМиГ-15 151 полетов 20 час. 42 мин Миг-15 53 6 30 Як-11 183 31 16 Як -18 152 26 33 Як-12 37 12 25 Sokol 96 33 22 Aero-45 91 37 04 Итого 763 167 52 (Семьсот шестьдесят три полета, сто шестьдесят семь час. 52 мин.)
  
   Начальник штаба Тын (подпись, печать) 11.12.54г.
   Генерал-лейтенант авиации Косых (подпись) 16 декабря 1954 г.
   Подпись генерал-лейтенант авиации Косых заверяю.
   Старший помощник военного атташе при Посольстве СССР в КНР
   полковник Я.Фоменко (подпись, печать) 17 декабря 1954 г.
  
   Таким образом, за период 1952 - 1954 гг. военный советник Аблазов И.С. выполнил на 8 типах самолетов всего - 1883 самолетовылета (более 52 самолетовылетов в месяц), всего 433 часов налета, из них 478 самолетовылетов и 65 часов налета на МиГ - 15 (УМиГ - 15, МиГ - 15УТИ).
   За военные заслуги перед КНР военный советник подполковник Аблазов И.С. был награжден двумя правительственными наградами КНР:
   - медалью "Китайско-Советская дружба", которой награждались за трудовые подвиги советские специалисты и за личное мужество советские военные советники, сражавшиеся вместе с китайскими добровольцами в Корее в 1950-1953 годах;
   - медалью "За военные заслуги", которой награждались военнослужащие Народно-освободительной армии Китая, а также советские военные советники и специалисты.
   После возвращения из специальной правительственной командировки из КНР Аблазов И.С. командовал Грозненским (1954 - 1956 гг.) и Луганским (1956 - 1960 гг.) военными авиационными училищами летчиков.
   С 1960 по 1963 г. Аблазов И.С. - заместитель начальника отдела боевой подготовки и военно-учебных заведений 69 (17) воздушной армии (г. Киев).
   За время службы в ВВС Аблазов И.С. освоил 25 типов самолетов, на которых выполнил 16 041 полет с налетом 3 601 час.
   В 1963 г. Аблазов И.С. вышел в отставку с военной службы по состоянию здоровья и работал до 1985 г. в военном представительстве на авиазаводе им. О.К. Антонова.
   Статус: Военный летчик 2 класса, Участник Великой Отечественной войны (ветеран войны, участник боевых действий), Ветеран военной службы, Ветеран труда.
   Награды: орден Красного знамени, орден Отечественной войны II степени, два ордена Красной звезды, медали: За боевые заслуги, За Победу над Германией, Ветеран военной службы, Ветеран труда, две медали КНР: "Китайско-Советская дружба" и "За военные заслуги", юбилейные медали, ведомственные награды, награды неправительственных организаций.
   Авиационную династию Аблазова И.С. продолжили:
   Сын Аблазов Валерий Иванович, 1940 г.р., в ВВС 1957 - 1991 гг., полковник в отставке.
   Внук Аблазов Константин Валериевич, 1969 г.р., в ВВС 1986 - 1994 гг., капитан в запасе.
   Внук Аблазов Иван Валериевич, 1975 г.р., в ВВС с 1992 г., полковник.
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2017