ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Аблазов Валерий Иванович
Афганская арена. Дипломаты. Военно-дипломатическая служба

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Военно-дипломатическая служба - особый вид дипломатической деятельности. С ее задачами и формами работы знакомит читателей данная статья.

  Афганская арена. Дипломаты.
   Военно-дипломатическая служба
  
   Военно-дипломатическая служба (ВДС), представляет собой совокупность официальных органов военных ведомств в центре и за рубежом, предназначенных для представительства своих вооруженных сил в иностранных государствах, развития военного сотрудничества с другими странами и их вооруженными силами.
   Деятельность военно-дипломатической службы осуществляется в соответствии с положениями права внешних сношений - отрасли международного права, которая представляет собой совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
   В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали военно-дипломатическую отрасль, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., а также Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.
   К источникам права внешних сношений относятся также двусторонние соглашения по военно-дипломатическим вопросам, соглашения (протоколы) относительно открытия военных представительств.
   Главные функции военной дипломатии остаются неизменными и заключаются в представительстве вооруженных сил страны в государстве пребывания, а также в "выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству государства" (ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
   Наряду с добыванием информации, в функцию военной дипломатии входит также ее анализ и оценка. При этом важно не столько определение существующего, сколько возможностей данной страны в военное время. Важно оценить не только то, что есть, а то, что может быть, т. е. что может дать страна при полном ее напряжении в военное время.
   Вся работа по сбору сведений и в мирное, и в военное время должна носить строго систематический характер. Важно не столько количество собранных сведений, сколько ответы на те вопросы, которые ставит оперативное задание.
   К числу устоявшихся функций относится выполнение военным атташе функции советника посла по военным и военно-политическим вопросам.
   К новой функции, получившей особое развитие в послевоенное время, стала относиться информационно-разъяснительная (пропагандистская) работа.
   Основными наиболее распространенными на практике методами военной дипломатии являются:
   официальные и иные (рабочие, дружественные) визиты и переговоры представителей военных ведомств и командования вооруженных сил;
   военные конференции, совещания, встречи;
   подготовка и заключение двусторонних и многосторонних соглашений, регламентирующих самые различные вопросы отношений по военной линии; участие в работе международных организаций и их органов;
   постоянное представительство государства за границей, осуществляемое аппаратами военного атташе или военными миссиями.
   Огромные изменения, произошедшие в последнее время на международной арене, в структуре вооруженных сил, военной технике, формах и способах ведения войны, повышают значение военных и военно-политических вопросов. Для их конкретного изучения и решения дипломатическим путем за рубеж направляются представители военных ведомств.
  
   Военно-дипломатические представительства - это учреждаемые за рубежом с согласия соответствующей страны постоянные органы военного ведомства или группы военнослужащих, временно направляемые за границу для выполнения каких-либо конкретных задач своего командования. К военно-дипломатическим представительствам относятся:
   аппараты военных атташе (по вопросам обороны, военного, военно-воздушного и военно-морского);
   военные советники и специалисты в иностранных армиях;
   военные миссии;
   военные наблюдатели и инспекторы;
   военные делегации;
   военные эксперты и специалисты в составе смешанных делегаций;
   представительства (делегации) в Военно-штабном комитете ООН;
   постоянные представительства при НАТО.
  
   Аппараты военных атташе являются неотъемлемой составляющей процесса активизации внешней политики Украины в интересах национальной безопасности. От их работы зависит то, как в государствах пребывания воспринимают Украину и те процессы преобразования, которые проходят в Вооруженных силах страны. Эти вопросы приобретают особое значение в связи с европейскими и евроатлантическими устремлениями Украины.
   С учетом этого приоритетными направлениями деятельности аппаратов военных атташе Украины являются своевременное выявление и адекватная реакция на новые вызовы и угрозы национальной безопасности Украины в оборонной сфере, изучение опыта стран, которые недавно интегрировались в евроатлантические системы коллективной безопасности, военно-техническое сотрудничество с ведущими странами мира и создание благоприятных условий для продвижения продукции украинского военно-промышленного комплекса на международных рынках.
  
   Военные атташе являются официальными представителями вооруженных сил своего государства в иностранных государствах и аккредитуются через министерство иностранных дел при военных ведомствах соответствующей страны на долговременной, практически постоянной основе.
   В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. все военные атташе относятся к членам дипломатического персонала дипломатических представительств и имеют в своем распоряжении аппараты, являющиеся составной частью посольств. С учетом этого аппараты военных атташе относятся к органам военно-дипломатической службы и являются основными официальными зарубежными представительствами военных ведомств (министерств обороны). Но в отличие от других членов дипломатического персонала, военные атташе получают дополнительное согласие на деятельность данного должностного лица от военного ведомства. Т.е. назначение военных атташе носит двойной характер, потому что нота направляется и в Министерство иностранных дел, и в Министерство обороны, где также рассматривается данная кандидатура. Эта процедура отдельно не прописана в Венской конвенции 1961 г. о дипломатических служащих, но в ст. 7 отмечено: " что касается военных, военно-морских и военно-воздушных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена предварительно сообщались и согласовывались".
   К числу документов, регламентирующих деятельность аппаратов военного атташе, помимо Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., относятся уставы, наставления и инструкции вооруженных сил своей страны, а также Руководство для иностранных военных атташе в государстве пребывания.
   Деятельность военных атташе строится в соответствии с общими принципами и нормами международного права. Действуя в соответствии со своим официальным статусом, военные атташе и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.
   В практике дипломатической службы отсутствуют единые подходы и сложились различные системы служебных отношений между военным атташе и руководителем дипломатического представительства.
   В зависимости от исторических условий развития страны пребывания, ее отношений с государством-партнером, задач внешней политики, а также в соответствии с достигнутой на основе взаимной договоренности в стране пребывания могут быть аккредитованы атташе по вопросам обороны, военные, военно-воздушные и военно-морские атташе или только некоторые из них.
   При этом координация деятельности военных атташе в одном государстве по вопросам возложенных на них функций осуществляется атташе по вопросам обороны, а при его отсутствии - одним из военных атташе. Военные атташе могут представлять один или несколько видов вооруженных сил. В зависимости от уровня представительства вооруженных сил иностранного государства в стране пребывания и имеющейся квоты атташе по вопросам обороны могут одновременно являться военными и (или) военно-воздушными, и (или) военно-морскими атташе.
   Военные атташе аккредитуются в одной стране, но в ряде случаев они могут быть аккредитованы в двух и более государствах с постоянным местом пребывания в одном из них и выполнением обязанностей по совместительству.
   Военные атташе дипломатических рангов не имеют, а в штатном расписании посольства приравниваются к советникам.
   В состав аппаратов военного атташе входят: помощники, имеющие статус дипломатических работников, а также сотрудники (референты, переводчики, секретари, машинистки, водители и т. д.), находящиеся на положении административно-технического состава.
   Анализ истории военной дипломатии показывает, что институт военных атташе возник как орган разведывательной деятельности государства в целях организации обороны и подготовки нападения на другие государства. В настоящее время, институт военных атташе играет все большую роль в современных международных отношениях и выступает как орган внешних сно?шений государства, призванный способствовать взаимопониманию в военной и военно-политической области, укреплению обороны, коллективной безопасности и военного сотрудничества.
   При представительской деятельности военные атташе руководствуются указаниями министра обороны, начальника Генерального (Главного) штаба, начальника Управления внешних сношений МО, а также соответствующими разделами "Руководства для иностранных военных атташе", действующего в государстве пребывания. Вопросы представительской работы аппаратов военных атташе согласуются с послом своего государства.
   Основными направлениями представительской работы аппаратов военных атташе являются:
   установление и поддержание официальных сношений с руководством министерства обороны и командованием вооруженных сил государства пребывания;
   присутствие по приглашению местных властей на парадах, смотрах и церемониях, на военных учениях и маневрах, участие в посещении военных объектов и военно-учебных заведений, поездках по стране;
   самостоятельные поездки по стране, согласованные с властями страны пребывания;
   посещение приемов и других официальных мероприятий, устраиваемых правительством, военным руководством государства пребывания, иностранными посольствами и военными представителями государств, с которыми имеются дипломатические отношения с учетом состояния двусторонних отношений и принципа взаимности;
   участие в торжественных собраниях, выставках, симпозиумах и конференциях, организуемых негосударственными организациями государства пребывания;
   организация протокольно-представительских мероприятий самостоятельно или совместно с посольством своей страны;
   обеспечение пребывания в стране военных делегаций, визитов военных кораблей и самолетов; контроль соблюдения мер доверия в военной области и др.
   оказание помощи и содействие группам военных наблюдателей и инспекторов, направленным в государства пребывания в соответствии с международными соглашениями и договора?ми по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, или выступать в роли таковых, что предусмотрено рамками Венского документа 1994 г. (раздел V, ст. 48);
   участие в переговорах с официальными властями государства пребывания и подписанию соглашений с военными представителями иностранных государств по реше?нию министров обороны.
   Первые решения об аккредитации ряда советских военных представительств при дипломатических миссиях за рубежом были приняты Реввоенсоветом России в мае 1920 г. Тогда же были утверждены "Положение о военных представительствах за границей" и "Инструкция военным представителям, посылаемым в иностранные государства". К концу 1921 г. такие представительства имелись в Литве, Латвии, Турции, Афганистане, Персии и Финляндии. В 1924 г. советские военные агенты назначаются также в Германию и Китай. К 1928 г. они уже были аккредитованы в 13 странах, а к 1936 г. - в 24.
   Рост международных связей Советской республики по военной линии потребовал появления в сентябре 1926 г. в оргструктуре штаба РККА Отдела внешних сношений, который осуществлял руководство работой военных аппаратов за границей и поддержание связей с иностранными военными атташе в Москве.
   Жестокие репрессии, получившие массовый характер в 1937-1938 гг., обрушились и на кадры военно-дипломатической службы. Надо было вновь налаживать работу военных аппаратов за рубежом, которая, лишившись наиболее опытных своих сотрудников, практически была парализована. К началу 1941 г. с большим трудом удалось заполнить в советских посольствах штаты 21 аппарата военных и военно-морских атташе.
   С окончанием войны Отдел внешних сношений вошел в структуру Министерства обороны. Число военно-дипломатических представительств СССР за рубежом вновь начало неуклонно расти. К концу 60-х годов Советский Союз имел при своих посольствах 54 аппарата военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. В начале 80-х годов аппараты советских военных атташе были аккредитованы уже в 63 странах.
   Время потребовало ввести в их состав зарубежных военных аппаратов дополнительно должность атташе по вопросам обороны. Вооруженные силы СССР направили своего первого атташе по вопросам обороны (в звании генерал-майора) в 1988 г. в Соединенные Штаты Америки по личной просьбе министра обороны США в преддверии широких советско-американских контактов по военной линии.
   В мире насчитывается сейчас более 220 суверенных государств и примерно половина из них аккредитует при своих посольствах военных представителей. Устойчивые дипломатические отношения между странами, как свидетельствует практика, выстраиваются с непременным наличием между ними соответствующих связей по военной линии.
   В начале 1991 г. иностранный военно-дипломатический корпус в Москве был одним из самых крупных в мире: 59 стран направили сюда своих военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. В Вашингтоне в это же время 80 стран имели военные аппараты при своих посольствах, в Париже - 72, Лондоне - 70, Бонне - 62, Риме - 51, Оттаве - 52, Пекине - 44, Стамбуле - 35, Токио - 24, Гааге - 32, Буэнос-Айресе - 21, Аммане - 30. После распада СССР и образования ряда новых государств число военно-дипломатических представительств в мире заметно увеличилось. В Российской Федерации аккредитованы военные дипломаты от 83 стран. В свою очередь, российские военные атташе находятся за рубежом в 107 государствах. При 64 дипломатических представительствах Украины имеется аппарат военных атташе и аппарат представителя Министерства обороны, а в Украине аккредитованы военные дипломаты 47 стран.
   Немаловажное значение в развитии добрососедских отношений имеет также уровень иностранного военного представительства: кто конкретно и в каком воинском звании возглавляет аппараты атташе по вопросам обороны, военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. В 2004 г., например, список иностранных атташе по вопросам обороны, военных, военно-морских и военно-воздушных атташе, аккредитованных в Российской Федерации, включал в себя 25 генералов, 4 адмирала, 61 полковника и 6 капитанов 1 ранга. Внушителен был также и состав российских атташе по вопросам обороны, военных, военно-морских и военно-воздушных атташе за рубежом: 13 генералов, 4 адмирала, 87 полковников и 17 капитанов 1 ранга.
   В Украине аккредитованы военные дипломаты из 47 стран, из них 37 имеют постоянные резиденции в Киеве. Нормативно-правовым актом, определяющим порядок их работы, является "Положение о порядке взаимоотношений между Министерством обороны Украины и военными атташе иностранных государств, аккредитованными в Украине", которое утверджено Приказом министра обороны Украины 2 февраля 2000 г.
   Положение подтвердило общепринятые нормы: военные атташе аккредитуются при Министерстве иностранных дел Украины по согласованию с Министерством обороны Украины, военные атташе являются членами дипломатического персонала, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами с учетом принципа взаимности.
   В процессе аккредитации военных дипломатов просьба в виде ноты с биографической справкой направляется Министерству иностранных дел Украины. Министерство иностранных дел Украины в случае одобрения кандидатуры Министерством обороны посылает ответ. Если кандидатура не одобрена то ответ не посылается.
   Когда военный атташе прибывает в Украину, он наносит первый визит директору Департамента международного сотрудничества Министерства обороны (Департамент). Военный атташе приступает к выполнению своих обязанностей только после представления директору Департамента. В свою очередь Департамент должен организовать представление военного атташе первому заместителю начальника Генштаба Вооруженных сил Украины. В соответствии с родами войск осуществляется представление других атташе. Например, военно - морских атташе представляют начальнику штаба ВМС Украины. Перед завершением своей миссии он так же наносит визит директору Департамента.
   В Положении определены источники, из которых военный атташе. может получать информацию: это официальные контакты военного атташе с военным руководством страны пребывания, а также СМИ и ежегодное издание "Белая Книга". Обмен информацией ограничивается в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной тайне" и в соответствии с международным договором о защите секретной информации между Украиной и страной, которую представляет военный атташе.
   В корпусе военных атташе определяется его дуайен. Иерархия устанавливается по дате представления директору Департамента. Дуайеном может быть военный атташе, который имеет постоянную резиденцию в г. Киеве и раньше других приступил к выполнению своих обязанностей. При временном отсутствии дуайена, его обязанности исполняет следующий по иерархии военный атташе.
   Государства и статус военных дипломатов, аккредитованных в Украине (на 2015 г.):
  Австрия - атташе по вопросам обороны (бюро - Киев).
  Азербайджан - военный атташе (Киев).
  Алжир - атташе по вопросам обороны (по совместительству, резиденция в Москве).
  Аргентина - атташе по вопросам обороны (по совместительству, резиденция в Москве).
  Бельгия - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Беларусь - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Болгария - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Великобритания - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Венгрия - атташе по вопросам обороны, военный, военно-воздушный атташе (Киев). Вьетнам - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Германия - военный атташе (Киев).
  Греция - военный атташе (Киев).
  Грузия - военный атташе (Киев).
  Дания - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Израиль - военный атташе (по совместительству, резиденция в Бухаресте).
  Индия - военный, военно-морской атташе, военно-воздушный атташе (Киев).
  Индонезия - атташе по вопросам обороны (по совместительству, резиденция в Москве).
  Иран - военный атташе (Киев).
  Испания - атташе по вопросам обороны, военный, военно-морской атташе, военно-воздушный атташе (по совместительству, резиденция в Москве).
  Италия - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Казахстан - военный атташе (Киев).
  Канада - военный атташе (Киев).
  Китай - военный, военно-морской атташе, военно-воздушный атташе (Киев).
  Республика Корея - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Латвия - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Литва - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Мексика - военно-воздушный атташе (по совместительству, резиденция в Москве).
  Нигерия - военный атташе (по совместительству, резиденция в Москве).
  Нидерланды - военный атташе (Киев).
  Норвегия - военный атташе (Киев).
  Пакистан - атташе по вопросам обороны (по совместительству, резиденция в Москве).
  Польша - атташе по вопросам обороны, военный, военно-морской атташе, военно-воздушный атташе (Киев).
  Португалия - атташе по вопросам обороны (по совместительству, резиденция в Варшаве).
  Россия - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Румыния - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Сербия - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Словакия - атташе по вопросам обороны (Киев).
  США - атташе по вопросам обороны, военный, военно-морской атташе, военно-воздушный атташе, атташе корпуса морской пехоты (Киев).
  Турция - военный атташе (Киев).
  Туркмения - военный атташе (Киев).
  Финляндия - военный атташе (по совместительству, резиденция в Варшаве).
  Франция - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Хорватия - военный атташе (Киев).
  Чешская Республика - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Швейцария - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Швеция - атташе по вопросам обороны (Киев).
  Эстония - военный атташе (резиденция в Таллинне).
  НАТО - военный офицер связи (Киев).
  
   Военные миссии - представители или делегации военного ведомства одного государства, направляемые в другое с согласия последнего для выполнения специального поручения своего правительства. Военные миссии являются, как правило, временным органом, выполняющим свои функции в течение срока, необходимого для решения конкретных задач.
   Согласно нормам международного права, военные миссии имеют представительный характер и обладают дипломатическим статусом, что нашло свое отражение в Конвенции о специальных миссиях, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 декабря 1969 г.
  
   Военные наблюдатели и инспекторы. Сфера деятельности военных наблюдателей расширилась и приобрела обязательный и правовой характер в 1980-90-е годы в связи с принятием Документа Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе 1986 г., Венского документа по мерам укрепления доверия и безопасности 1994 г. На период работы военные наблюдатели и инспекторы пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. К обеспечению их деятельности на территории иностранного государства привлекаются офицеры аппаратов военных. Нередко, по указанию своего руководства, они сами выступают в роли военных наблюдателей и инспекторов.
  
   Военные делегации - группы военнослужащих или отдельных генералов и офицеров, направляемых командованием за границу на непродолжительное время для решения задач, связанных с реализацией заключенных соглашений в военной области, обмена опытом в строительстве вооруженных сил, участия в различных торжественных и иных церемониях, решения вопросов военного сотрудничества и других задач. Правовое положение членов военных делегаций, состав и сроки их пребывания в стране определяются взаимной договоренностью между военными ведомствами государств.
   Пребывание и работа военных делегаций за рубежом обеспечивается аппаратами военных атташе, а там, где их нет, - сотрудниками посольства соответствующего государства.
  
   Военные эксперты и специалисты в составе смешанных делегаций. Генералы и офицеры вооруженных сил могут включаться в состав смешанных делегаций, направляемых на различные международные конференции, совещания и переговоры в качестве членов делегации, военных советников, экспертов, наблюдателей или технических сотрудников. Штаты делегаций и количество включаемых в их состав офицеров зависят от повестки дня конференции (переговоров), сложности и характера рассматриваемых вопросов.
   С учетом характера подобных конференций и переговоров, продолжительность которых может колебаться от нескольких дней до нескольких лет, перед офицерами ставятся конкретные задачи.
   Все члены делегаций, эксперты и специалисты пользуются дипломатическим иммунитетом и привилегиями, которые обычно предоставляются дипломатическому составу посольств.
  
   Руководство деятельностью военно-дипломатической службы возлагается на специальные департаменты (управления, отделы, рефераты, конторы) военных ведомств, например, в США и в России - это управления внешних сношений Министерства Обороны.
   На руководящие органы внешних сношений возложены следующие задачи: подготовка предложений по осуществлению официальных контактов с вооруженными силами иностранных государств;
   организация приема иностранных военных делегаций и направления за рубеж своих военных делегаций, возглавляемых министрами обороны, их заместителями, начальниками генеральных (главных) штабов и лицами, соответствующими им по должности;
   контроль и оказание содействия штабам видов ВС в вопросах организации приема ими иностранных военных делегаций;
   руководство военно-представительской деятельностью аппаратов атташе по вопросам обороны, военного, военно-воздушного и военно-морского атташе, аккредитованных при посольствах за границей;
   организация для представителей иностранного военно-дипломатического корпуса мероприятий, связанных с посещением объектов собственных вооруженных сил;
   поддержание контактов с иностранными военными атташе в целях решения вопросов, представляющих взаимный интерес для военного руководства своей страны и зарубежных стран.
   Для выполнения поставленных задач руководящие органы внешних сношений имеют соответствующую организационную структуру и возглавляются, как правило, опытными военными дипломатами.
  
   Военно-дипломатическая академия Украины. В соответствие с Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 2009 г. ? 836 на базе Объединенного института при Национальной академии обороны Украины была сформирована Военно-дипломатическая академия Украины (ВДАУ). 24 февраля 2010 г. ей было вручено Боевое знамя. А 23 июня 2010 г. состоялся первый ее выпуск.
   Военно-дипломатическая академия - это высшее военное учебное заведение IV уровня аккредитации, которое осуществляет подготовку магистров военного управления по специальности "Военное управление в в международных отношениях."

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018