ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Агалаков Александр Викторович
Фаэтон на параде

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Военные парады командующие начали впервые в стране объезжать на автомобилях в Новосибирске


   Фаэтон на параде
  
   О том, что в военно-парадном деле Новосибирск оказался впереди всей страны, стало известно недавно. Помните кадры военных парадов в Москве, когда командующие - представляющий войска и принимающий парад - объезжают коробки пехоты, десанта, военных училищ на автомобилях. (Сегодня это кабриолеты представительского класса). Так вот начало этому действу было положено не в столице, а в Новосибирске, ещё в 1935 году!
  
   Скок-скок на лошадке
  
   Всем памятен парад 24 июня 1945 года, когда два полководца, маршалы Победы, оба - кавалеристы, точнее - два драгуна: Жуков и Рокоссовский перед строем полков и батальонов исторического парада на Красной площади в Москве летели по площади на конях. ...Из всего обширного фотодокументального наследия парада Победы особо удачными кадрами сами командующие считали те, на которых видно, как их летящие кони не касаются копытами кремлевской брусчатки. Однако впоследствии от использования лошадей отказались - как-никак на дворе был ХХ механизированный век. Хотя по всей территории СССР военачальники принимали парады на лошадях ещё пять лет.
   А в Новосибирске, ещё тогда в безуездном Новониколаевске, парадные церемонии начались в 1913 году. Первая военная процессия прошла в честь празднования 300-летия дома Романовых. Затем в годы Первой мировой войны и в Гражданскую войну русских парадов в нашем городе не было. Лишь после окончания братоубийственной войны возобновились шествия - красноармейцев. На относительно небольшой площади в центре города старались разместить как можно больше войск и силовых подразделений. Для их обхода начальствующим составом не требовалось много времени. Затем под медь полкового оркестра части маршировали с площади вон.
  
   Под лязг гибридов
  
   А 1 Мая 1935 года в Новосибирске прошёл необычный парад. Впервые на площади Ленина помимо пехоты, артиллерии, кавалерии и бойцов внутренних и пограничных войск НКВД была впервые за Уралом представлена бронетанковая техника родной Красной армии (РККА). Точнее - танкетная и танковая роты.
   Это сегодня, более 80 лет спустя, гибридная (созданная на базе английского образца) танкетка Т-27 выглядит несерьёзно. А тогда на этот двухтонный "вездеходный бронированный пулемет" сибиряки смотрели с гордостью. Лязгающий десяток танкеток смотрелся довольно грозно, хотя из РККА эту боевую, но сильно устаревшую модель "уволили" перед самой войной. Практика показала, что многие Т-27 были просто брошены на поле боя - танкетчики не хотели быть легкими мишенями.
   В том памятном параде также приняли участие свежие, недавно вышедшие с ленинградского завода имени тов. Ворошилова лёгкие пехотные танки Т-26. Эти боевые машины также имели гибридное происхождение, вооружались лёгкой пушкой и пулемётом. Танк весил 9 тонн, и был тихоходным - только на шоссе развивал скорость 30 км/час. Имел броню, противостоящую лишь бронебойным пулям и осколкам, легко горел, так как имел бензиновый двигатель. Этими танками был вооружён 35-ый отдельный танковый батальон, размещённый в Новосибирске в 17-ом военном городке.
   Необходимо отметить интересную особенность того первомайского бронетанкового парада. Дело в том, что местная пресса скупо и без фотографий отразила торжественное событие, связанное с дефилированием по центру города механизированной колонны войск. А за лязгающей техникой открыто наблюдали представители германского и японского консульств, расположенных в городе. С учетом того, что два года назад в Германии пришёл к власти Гитлер, а самураи уже устраивали провокации на берегах Амура, то парад явился демонстрацией мощи нашей страны, неким сдерживающим фактором, наводящим потенциальных агрессоров на полезные размышления. Если уж в центре Сибири танки колоннами по городу ходят, то что будет на границе - напади Германия или Япония в этот период на СССР?!
  
   Подать фаэтон!
  
   К интересным новациям в парадном деле относилось также и то, что в бронетанковом параде Новосибирске командующий Сибирским военным округом приветствовал и поздравлял воинские части, передвигаясь на автомобиле. Оказывается, такого не было даже в Москве и Ленинграде!
   В начале 1935 года в Новосибирск доставили 6 автомобилей среднего класса ГАЗ-А типа фаэтон. Все авто определили в гараж штаба округа. На парад подали одну из них. В фаэтоне, помимо водителя машины и врио командующего войсками СибВО тов. Драчёва, разместились также другие ответственные лица: Эйхе, Грядинский, Уласевич и Каруцкий. Вообще-то автомобиль вмещал пятерых, но ради вместительности сняли заднее сидение и в салон вошли все 6 человек. Шофер, понятное дело, сидел за рулём, а пять начальников ехали гурьбой стоя и приветствовали командиров и красноармейцев, приветственно делая ручкой.
   Этот механизированный парад с едущими на фаэтоне начальниками можно было проиллюстрировать редкой фотографией, где все пятеро теснятся и приветствуют войска. Но практически все они через 2 года попали в мясорубку 37 года, были репрессированы и стали врагами народа. А потому кто-то из энкаведешников покуражился над этой фотографией, пририсовав "рожки" к улыбающимся физиономиям, которые стали ненавистными. Редкое фото безнадежно испорчено.
   В заключение упомянем о том, что подать на парад ГАЗ-А распорядился упомянутый Драчёв, который в виду отсутствия старшего начальника принимал парад, хотя был помощником командующего по тылу и ведал совсем не боевыми делами военного округа. Но и далее, находясь на комендантской должности, тыловик прославился тем, что добился появления в каждой части подсобного хозяйства и улучшения медицинского обслуживания личного состава. По его почину в сибирских гарнизонах стали строить казармы и дома для командиров.
   Осенью 1935 года в РККА были введены персональные воинские звания, и Драчёв стал дивизионным интендантом, что с введением генеральских званий стало соответствовать званию генерал-майора. Таким образом, начало автомобильному сопровождению военных парадов командующими было положено в Новосибирске, шагавшим с ХХ веком в ногу.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023