ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Агалаков Александр Викторович
Под крылом - Германия

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:

  Под крылом - Германия.

  Детство Миши Матвеева прошло на берегу Волги, позади - семилетка... и безоблачная мирная жизнь. В это время 15-летний паренек постигал в ФЗУ города Чебоксары Чувашской АССР азы кузнечного дела. В июне 41-ого года в каждые двери постучалась Великая Отечественная.
   Молодых кузнецов повезли за 100 километров от волжских берегов в соседнюю Горьковскую область в село Курмыш. Враг наступал стремительно, и помощь ребят потребовалась за тысячу километров от фронта на рытье противотанковых рвов. По приезду на место подростков распределили по 3-4 постояльца в каждую избу. Ребятам запомнился радушный хозяин Николай Иванович Мальгин и его супруга, подкармливавшая юных саперов. В 6-00 следовали подъём и 6-километровый марш по берегу речки Суры до длинного змеевидного рва. Поздняя осень, холод. Взрослые строители возводили рядом доты и дзоты, а Миша Матвеев с товарищами отогревали и долбили землю на 4 метра вглубь и на 3 - в ширину. Темнело быстро, мела позёмка. К январю земляные работы завершили.
   Фронту нужны были воинские специальности. Михаил Матвеев стал осваивать специальность водителя на легендарном, ныне забытом труженике войны - ЗИС-21, газогенераторной грузовой машине-"трехтонке", потреблявшей бензин и дрова. На сутки выдавалось 5 литров бензина и охапка березовых чурок. Обязательные принадлежности - топор и пила, поскольку дрова быстро заканчивались, и приходилось в пути пополнять их запас. Бросок от деревни к деревни на ЗИСе-21 или ГАЗе-42, тоже газогенераторном, вспомнится будущему фронтовику в военное лихолетье на рокадных (идущих вдоль линии фронта) дорогах. А до той поры - стажировка в 5-ой автоколонне. Водительское удостоверение Михаил Матвеевич получил осенью 42-ого. Тяжелый год. В этом году погиб старший брат-артиллерист. В бою под украинским Львовом взрывом ему оторвало ноги.
   Что такое программа всеобуча "110 часов" знает каждый призывник 1943 года. Это строевая подготовка, изучение стрелкового оружия, ручных гранат и правил обращения с ними. Вот и вся военная азбука, по изучению которой военный водитель Матвеев стал готовиться отправке на фронт. В военкомате сформировали группу из 20 шоферов, привезли на пересыльный пункт. Но судьбе было угодно распорядиться таким образом: до особого распоряжения группу распустили по домам. "Никак, нас к секретной миссии готовят", - рассуждали молодые водители. На каждом чебоксарском перекрестке их останавливали милиционеры: "Кто такой? Почему не на фронте?" 20 марта 1944 года пришла повестка. К тому времени отступление немцев шло по всему фронту, на душе становилось веселее и досаднее. "Так и война закончится, не успеем додавить фашистскую гадину?"... Но война отвела каждому свой срок.
   Призывники-шоферы прибыли под Казань в лагерь 137-ого стрелкового полка. Матвеева зачислили в противотанковый артиллерийский батальон. Кузнец, сапер, водитель, артиллерист? Нет, Михаилу Матвеевичу выпала иная стезя - штурмовая авиация. Летом 44-ого маршевая рота авиаторов последовала за 2-ой воздушной армией. Новобранцы догнать её никак не могли. В вагонах, в колонне на машинах с боеприпасами, а где и пешком догоняли бойцы стремительно громящую врага летучую армаду. Вокруг разруха, опустошение, страшные картины войны. Под Львовом - немецкое кладбище без конца и края с касками на крестах. В Молдавии, около станции Бельцы - смрадные виноградники с неубранными трупами. Бои прошли здесь недавно. В штабе 8-ой гвардейской штурмовой авиационной дивизии прибывшее пополнение распределили по полкам. Матвеева записали стрелком в 1-ую эскадрилью знаменитых штурмовиков ИЛ-2, о которых немцы отзывались почтительно - "черная смерть".
   Всем хорош "летающий танк" ИЛ-2, особенно передним вооружением: двумя 23-миллиметровыми скорострельными пушками ВЯ (Волкова-Ярцева) с боекомплектом из 300 снарядов, двумя пулеметами с 1600 патронами, плюс реактивные снаряды под плоскостями. Лобовое стекло вражеские пули не брали. Спину летчика прикрывали бронеспинка и... стрелок с пулеметом УБТ (универсальный Березина турельный). Однако случалось в воздушном бою и стрелку покомандовать летчиком, чтобы направить самолет вправо, влево, вверх - поскольку стрелок "отвечал" за хвост самолета.
   Михаил Матвеевич рассказывает, как довелось воевать на штурмовике. "На задание вылетали вместе с истребителями, которые в бою прикрывали Илы. А нет истребителей, то немцы на "Мессершмидтах-109", прозванных за особенность фюзеляжа "худыми", для атаки заходят со стороны солнца. Наши - ослеплены. Тогда Илы образуют круг и отстреливаются от наседающего противника. В феврале 45-ого в небе над польским городом Ченстоховым нашей эскадрилии пришлось воспользоваться этим приёмом. Один "худой" попробовал нырнуть под огненную карусель. Четыре стрелка Илов зажали немца огненными струями УБТ. Кто подбил - неизвестно. Может, я, может, кто из товарищей. Немец загорелся и пошел вниз".
   На Берлин Матвеев летал 3 раза в составе "конвейера". Т.е., сначала заходили на боевой разворот штурмовики, затем средние бомбардировщики "Пе-2", следом разгружались "боинги". Столица третьего рейха полыхала. Война вернулась туда, откуда пришла. С высоты птичьего полета (а Илы летали на высоте от 5 метров над землей до 3 км) гнездо врага напоминало основательно разворошенный муравейник. Однако при передислокации авиачасти под немецкий город Лигниц советские летчики обратили внимание на другой разрушенный город - Дрезден, буквально стертый с лица земли американской авиацией. Это было настоящее пекло. Говорили, что когда "летающие крепости" - "либерейторы" шли бомбить Дрезден, то гудела земля и меркло солнце. Напалмовые бомбы сделали остальное.
   Михаил Матвеев отметил Победу на стационарном аэродроме около города Нойвельцов. Родина отметила ратный путь стрелка двумя медалями "За отвагу". На этом служба Михаила Матвеевича не закончилась. Ему предложили перевод в отдел военной контрразведки. А в органы транспортной милиции Матвеев пришел в 1954-ом году. Сначала служил оперуполномоченным дорожного отдела в городе Сталинске (ныне Новокузнецк). Затем полковник милиции Владимир Матвеевич Мальков заметил перспективного сотрудника и назначил его на должность начальника отделения уголовного розыска. ...Ветеран ушел из жизни в 2010 году.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023