ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Агалаков Александр Викторович
Сибирские авиачп: ретро и дежавю

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авиаторы Нестеров, Чкалов, Покрышкин были воздушными хулиганами, что не мешает их последователям необдуманно заниматься таким сложным делом, как воздухоплавание. И не только им, с очевидными проекциями в историю.


   Сибирские авиаЧП: ретро и дежавю
  
   История воздухоплавания Новониколаевска - Новосибирска имеет ряд воздушных происшествий, которые как будто проецированы друг на друга. Произойдет где-нибудь авиаЧП -- так и в Сибири его обязательно кто-нибудь повторит. Воздушным хулиганом прослыл Валерий Чкалов, не доживший до Великой Отечественной, в которой проявил свои "хулиганские" воздушные способности новосибирский асс-истребитель Покрышкин. Впрочем, эти связи прошлого и настоящего в небе, правда, гражданской авиации легко проследит читатель.
  
   Воздушные эксперименты
  
   В 1911 году впервые в Новониколаевске летчик Яков Седов блистательно и безаварийно выполнил показательные полеты на аэроплане "Фарман" над городским ипподромом. Мероприятие сопровождалось большим стечением публики, за ложи на ипподроме богачи выкладывали по 8 рублей, а прочие зрители глазели бесплатно, толпясь на улицах.
   В советское время полеты над городом запретили. А, значит, пришло время для подвига, когда воздушную машину все-таки заносило на городские кварталы. В 1943 году над Новосибирском заводской испытатель чкаловского авиазавода Василий Старощук пытался минимизировать последствия от падения неуправляемого ЯК-7, который был собран под девизом "все для фронта!", т.е. в ежедневной спешке и в том числе детскими руками. Истребитель грохнулся на Красный проспект (на пересечении с улицей Фрунзе), жилые дома не задел. Пилот погиб, аварию засекретили на долгие годы. Сейчас на месте падения установлен памятник.
   После геройского поступка в небе появились летуны-рогоносцы и летуны-хулиганы. В 1954 году над городом выделывал фигуры высшего пилотажа даже не летчик, а ревнивый бортмеханик Владимир Поляков (о нём речь впереди). В 1976 году по аналогичным мотивам угнал с аэродрома Северный самолет АН-2 Виктор Серков. В 1965 году хулиганистый военный летчик Валентин Привалов пролетел на МиГ-17 под аркой Октябрьского моста над Обью. Причем у истребителя была одна секунда, чтобы по минованию арки сделать "свечку" и уйти вверх, избежав прямо по курсу столкновения с соседним железнодорожным мостом.
   Современные летатели продолжают линию аварийности ввиду экспериментаторства и безответственности. Вот Новосибирский транспортный прокурор принял меры к самодеятельному изобретателю Борису Половинкину, который изготовил автожир (смесь самолета и вертолета). Изобретение с конструктором на борту взмыло вверх в районе Клещихинского кладбища. Сверхлегкий аппарат испытания не выдержал и упал, но счастливый случай не добавил автора автожира к числу упокоившихся за недалекой кладбищенской оградой. Зато Половинкину поставили в вину много чего: отсутствие и прав на пилотирование, и разрешения на использование воздушного пространства вблизи от аэропорта Толмачево, и постоянной радиосвязи, и плана полета.
   Топливный голод
   Даже имея "корочки" пилота, можно "влететь в историю" по банальной причине: в воздухе кончилось топливо. Вообще-то легкомоторный самолет Maule-MX7 американского производства требовалось разобрать и перевозить в таком виде наземным транспортом. Но хозяева аппарата из ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания" решили сэкономить: перегнать его своим ходом (лётом) из Архангельска в столицу Саха-Якутии с промежуточными остановками для дозаправки. В Барабинске аэропорт, который обслуживает исключительно вертолетную технику, "добро" на посадку не давал. Поэтому горе-летатели сели с грехом пополам. Находившиеся на борту пилот и представитель компании-собственника не пострадали. А вот после жесткой посадки самолет все же пришлось разобрать для вывоза и ремонта. Кроме того, возникли сложности юридического свойства.
   Между тем самолеты с пустыми баками иногда приземляются благополучно. То ли у летательного аппарата течь в воздухе произошла, то ли перед вылетом летчик не удосужился заправиться как следует, надеясь "стрельнуть" бензинчику на дороге...
   Такая ситуация сложилась в небе Новосибирской области, когда летевший из Омска в новосибирский пригород Мочище сверхлегкий самолет "Птенец-2" совершил несанкци­онированную посадку в аэропорту Толмачево, который вообще-то не принимает подобного рода суда. Однако ситуация сложилась критическая -- в 50-литровом баке "Птенца" оставалось совсем мало бензина, и поэтому пилот, в прошлом танкист, просто поставил толмачевских авиадиспетчеров перед фактом неизбежной посадки и пошел напролом. Сел на взлетно-посадочную полосу как будто без последствий.
   Тем самым пилот нарушил законодательство об авиабезопасности, поскольку вторгся в воздушное пространство над аэродромом, где запрещено движение судов сверхлегкой авиации. Строгость административного наказания по части 1 ст. 11.4 КоАП РФ сказалась на сумме назначенного штрафа -- 25 тысяч рублей.
   Характерно, что такие самолеты могут сесть на шоссе и на ровную лужайку. В приключенческих фильмах показывают, как авантюристы-пилоты прямо в воздухе дозаправляют эти летательные аппараты горючей жидкостью -- виски, причем прямо из бутылки. А потому пилот-танкист при пролете над Толмачево приобрел порцию необходимой практики, которая ему пригодится в запланированном на следующее лето приключении - кругосветном путешествии.
   Беда -- когда с пустым баком в небе рискует один человек. А если за спиной - сотня пассажиров? Такие истории чреваты трагедиями и поэтому долгие годы скрываются от начальства и общественности. Вот какой случай рассказал бывший командир воздушного судна (КВС) Михаил Русских.
   В советское время знакомый экипаж на ТУ-104 выполнял рейс "Новосибирск-Владивосток" с посадками в Иркутске и Хабаровске. При вылете из Иркутска оказалось, что пассажиров на борту 110 человек и перевес груза составляет две тонны. Уже в то время экономическая составляющая была в приоритете перед правилами безопасности полетов. Поэтому КВС того рейса решил взять топлива на две тонны меньше.
   Однако при заходе на посадку в Хабаровске экипаж получил приказ уйти на запасной аэродром в связи с занятостью полосы. Пришлось летчикам лететь до конечного пункта без дозаправки. Когда до посадки во Владивостоке оставалось четыре километра, то бортинженер доложил, что топлива осталось на пять минут.
   Один двигатель уже остановился. Второй заглох, когда шасси коснулись бетонки. Сели кое-как. Знающий ситуацию диспетчер скомандовал: "Выключить двигатели и ждать буксировщика". (Он хотел спасти и спас экипаж от расследования летного происшествия - рука руку умыла.) Самолет, как только встал на стоянку, тут же заправили топливом, чтобы ни у кого лишних вопросов не возникало. КВС от переживаний не смог сразу встать из кресла... Пассажиры долго ждали выхода командира из пилотской кабины, но причины задержки так и не узнали.
   Основной закон чартерных рейсов (заправляться минимально - брать на борт максимально) сегодня воплощен в идею лоукостерных (удешевленных) рейсов, которые по сервису значительно облегчены. В этом есть много плюсов, но и один большой минус, когда минимальная заправка грозит вопиющим явлением - топливным голодом в полете. А вдруг надо грозовой фронт обойти стороной? А вдруг основной и запасной аэродромы закрыты? Как в фильме-катастрофе "Экипаж".
   Именно из-за нехватки горючего потерпел крушение Boeing-707, выполнявший в январе 1990 года рейс из Боготы в Нью-Йорк. Из-за плохой погоды самолет кружил над аэропортом более часа. Наконец, экстренная посадка в тяжелых метеоусловиях вынудила экипаж увести самолет на второй круг. Из-за истощения топлива двигатели остановились, самолёт упал на лес, погибли 73 человека. В сходных условиях шлепнулся на ВПП Амстердама турецкий лайнер.
   За последние десять лет в мире из-за топливного голода печальную судьбу разделили как минимум пять авиалайнеров.
  
   Раздолбайство в аэропортах неистребимо?
  
   Трагедия, произошедшая в ночь на 21 октября 2014 года во Внуково-3, когда взлетающий легкомоторный самолет Фалькон-50 столкнулся со снегоуборочной машиной, явилась вторым случаем в России, когда авиационное происшествие такого рода повлекло за собой человеческие жертвы. Первое, связанное с массовой гибелью людей, произошло в Западной Сибири 30 лет назад около 6 часов утра, т.е. в еще темное время суток. И еще несколько подобных инцидентов имели место на новосибирских аэродромах.
   Тогда и теперь положение дел, когда на взлетно-посадочной полосе (ВПП) при взлете-посадке самолета внезапно появляется препятствие, можно охарактеризовать лишь эмоциональными эпитетами. Вернувшийся с места происшествия во Внуково заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов прокомментировал авиакатастрофу коротко и довольно экспрессивно: "Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет".
   Выживший при столкновении 60-летний водитель внуковской снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, употребивший якобы накануне кофе с ликером, говорит, что потерял ориентиры и незнамо как оказался на ВПП во время взлета французского борта. Чем чревата потеря ориентиров, а равно и общее управление судами и сервисными машинами, курсирующими по территории аэропорта, досконально знают диспетчеры, которые сидят на вышках и несут ответственность за все передвижения и, следовательно, все происшествия.
   Если во Внуково взлетом командовал диспетчер-стажер, и самолет набрал скорость 250 км/час, задел крылом препятствие, перевернулся и загорелся, то в далекое советское время в омском аэропорту зашедший на посадку ТУ-154Б-1 врезался сразу в три уборочные машины. В московском аэропорту погибли 4 человека, в том числе вип-персона - генеральный директор компании "Тоталь" и большой друг России Кристоф де Маржери, а в Омске заживо сгорели 178 человек. Тот рейс был транзитным: Краснодар - Омск - Новосибирск. Люди летели с юга, со сборов возвращалась спортивная команда, метеоусловия были терпимыми, но на омской бетонке самолет подстерегала череда чудовищных "раздолбайств", допущенных не стажерами, а халатными людьми. Их было четверо.
   В омской трагедии обошлось как будто без пьянки, но несогласованные действия на вышке и на "земле" (один диспетчер ушел, другой недопонял, третий не уточнил, четвертый понадеялся на "авось") привели к тому, что 2 снегоуборочные машины с "уазиком" сопровождения вышли сушить ВПП "ветродуями" --- списанными турбинами, закрепленными на грузовиках. В это время вместо того, чтобы отправить борт на второй круг, летчикам разрешили посадку.
   ТУ-154Б-1 врезался, перевернулся и загорелся: его топливо и 15 тонн керосина, находившихся в аэродромных машинах, взорвалось. У пассажиров не было шансов уцелеть, так как вокруг фюзеляжа пылало, а последний путь через кабину пилотов был невозможен --- двери заклинило. Однако летчики спаслись. Об их состоянии остались свидетельства: будто командир воздушного судна держал в руках табельное оружие и на полном серьезе угрожал застрелить диспетчеров, которым впоследствии суд определил наказание от 12 до 15 лет. Но и половины срока они не отсидели, освободились.
   Много позже на вопрос автора этих строк о вынесенных уроках тогдашний Западно-Сибирский транспортный прокурор Виктор Марин ответил: "После этого трагического случая в правила внесли пункт --- любой автотранспорт на территории любого аэропорта должен иметь проблесковый маячок, который при движении машины должен находиться во включенном состоянии". Очевидно, что одного случая оказалось мало. Но вплоть до внуковской трагедии как-то обходилось.
   Новосибирску пока везет. Бывший помощник Новосибирского транспортного прокурора Вера Колесникова дополнила картину ненадлежащей дисциплины периода 80-х годов историей о том, как при посадке самолета в ночное время в аэропорту Толмачево опытный летчик заметил, что на ВПП меж посадочных огней промелькнула тень. Доложив диспетчеру, что ВПП занята, пилот предусмотрительно ушел на второй круг. А оперативные службы выяснили, что тень имела опасное происхождение.
   Оказалось, что аэропортовский водитель "ветродуя" подвозил на работу подружку, работавшую тоже в Толмачево. В целях экономии времени он провез ее через ВПП. Чуть было не повторилась омская трагедия, но Новосибирску крупно повезло. Вернее, пронесло. Водителя судили по статье 85 УК РСФСР за нарушение правил безопасности полетов. С учетом того, что тяжелые последствия не наступили, и все 170 пассажиров остались живы, да и жена водителя оказалась беременной (на суде это явилось смягчающим вину обстоятельством) - виновному присудили 3 года работ на стройках народного хозяйства.
  
   Летчики летают, жены изменяют?
  
   Случается и так, что несанкционированно воспаряющие в небо после размолвок с супругами пилоты сильно пугают население и тревожат начальство.
   В Красноярском крае расследовано и передано в суд уголовное дело, возбужденное в отношении пилота Альфреда Шайдурова (имя и фамилия изменены в интересах правосудия), который 6 июня с.г. с аэродрома Туруханска угнал вертолет МИ-8Т. Угонщик утверждает, что таким образом он "выпускал пары" после ссоры с женой. В небе Сибири подобные случаи не редкость. Сравним два случая.
   Надо сказать, что угоны воздушных судов вследствие супружеских размолвок имеют драматичные последствия. В 1976 году летчик Виктор Серков на АН-2 протаранил в Новосибирске жилой дом с неверной женой. А более 60 лет назад менее трагичный случай произошел на новосибирском аэродроме "Северном", ныне закрытом. Тогда в июле 1954 года бортмеханик Владимир Поляков сумел угнать ИЛ-12 после того, как накануне застал супругу с любовником -- соседом по коммуналке. Соперник, будучи по комплекции более крепким, выкинул авиатора из комнаты. Оскорбленный муж выпил водки, пришел на аэродром, выбрал самолет, забрался в него и запустил двигатели.
   А в причинах семейной размолвки Альфреда Шайдурова суду еще предстоит разобраться - в том, что за телефонный разговор состоялся у него с женой, проживающей в Казани. Что заставило 26-летнего пилота, прибывшего в Туруханск в командировку из столицы Татарстана, после нервного уличающего разговора хлебнуть более 3 литров пива и отправиться на аэродром, чтобы развеяться. Альфред явился на туруханский КПП около 22 часов в трико, сунул в окошечко с дремлющим охранником удостоверение пилота, сказал, что хочет встретиться с какими-то летчиками и прошел к вертолету, предназначенному для экстренных санитарных вылетов.
   На земле сразу забили тревогу и в случае с Поляковым и - с Шайдуровым, но сделать ничего не смогли. Новосибирские авиадиспетчеры заметили, что кто-то несанкционированно заводит моторы ИЛ-12 и выводит судно на взлетную дорожку. Взлетев, ИЛ-12 первым делом так низко прошел над вышкой контрольно-диспетчерского пункта, что по рации ему никто не ответил, так как в это время диспетчеры устроили давку на лестнице вниз, а кое-то экстренно покидал опасное место через окно.
   А пропустивший пьяного пилота туруханский охранник встревожился, когда увидел, как у вертолета закрутился винт. К взлетающему судну уже подбегал начальник охраны, который махал руками, приказывая остановиться, но пьяный пилот не послушался. Ведь он только что сорвал ломом навесной замок с основной двери вертолета. Желание снять негативные эмоции, связанные с женой, у него успешно воплощалось и уже ничто не могло ему помешать "развеяться".
   Если Поляков общался по рации с наземными командирами, то Шайдуров хранил молчание. Сообщив о намерении таранить дом с женой и любовником, четыре часа бортмеханик кружил над Новосибирском, вытворяя фигуры высшего пилотажа и сея панику среди горожан. Он сшибал антенны и пролетал между домами, делая "бочку" -- срезая крылом провода, совершал кобрирование и пикирование -- имитируя воздушные фигуры при сбрасывании авиабомб.
   По рации его хотели уговорить вылететь за город, чтобы сбить поднятыми истребителями. Но оскорбленный мужик не поддавался. Тогда начальство применило уловку: к рации подвели 5-летнего сына Полякова, который попросил папу посадить самолет. Папа послушался. Из самолета бунтаря вывели под конвоем.
   А Шайдуров белой июньской ночью поставил на уши жителей сразу двух населенных пунктов - Туруханска и соседней деревеньки Фарково. По свидетельству очевидцев, он пролетал над домами на 10-метровой высоте, закладывал крутые виражи и совершал резкие развороты. Звенели стекла в окнах, в сервантах брякала посуда, ревела скотина в хлевах. "Вот он заденет какой-нибудь высокий объект и потерпит крушение", -- говорил свидетель из числа дежуривших полицейских. Через два часа, выпустив пар, пилот благополучно посадил вертолет рядом с точкой взлета, но добровольно покидать кабину отказался. Его схватил за туловище и выволок из кабины начальник службы безопасности, подоспели правоохранители с наручниками. На аэродроме уже столпилось встревоженное угоном и возможным терактом местное руководство.
   В 1954 году в тогдашнем УК РФ не было статьи "угон самолета". Поэтому в суде угонщика обвинили по статье "хищение социалистической собственности в особо крупных размерах", присовокупив к этому "создание аварийной ситуации на транспорте", "покушение на убийство" и "экономический саботаж". По совокупности, путем сложения наказаний, нарушителя приговорили к расстрелу, и "воздушный акробат" просидел в камере смертников полгода. Однако затем "вышку" заменили на 4 года тюрьмы. В конечном итоге Поляков отсидел всего около года. В отправление правосудия вмешался знаменитый авиаконструктор Ильюшин, который, узнав о трюках Полякова на ИЛе, сумел сохранить "асу" жизнь. Ведь воздушная акробатика над Новосибирском показала надежность конструкции пассажирского самолета, не предназначенного для подобных перегрузок. Это повышало престиж Ильюшина и его КБ. Одновременно с этим конструктор якобы предложил осужденному должность испытателя. Дальнейшая судьба Полякова неизвестна.
   А вот для Шайдурова, находящегося под арестом в СИЗО, пожалуй, такого защитника не найдется. Правда, авиапредприятие простило угонщику причиненный ущерб в размере 208627 рублей, не посчитав его существенным. Тем не менее, как сообщила представитель Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Оксана Горбунова, по части 1 ст. 211 УК РФ виновному в угоне воздушного судна грозит лишение свободы сроком 8 лет. К смягчающим обстоятельствам суд отнесет наличие у подсудимого малолетнего ребенка, а вот отягчающим моментом, конечно, является совершение преступления в пьяном виде. В материалах расследования он значится уже как неработающий. И после отбытия наказания с трудоустройством по основному профилю у Альфреда возникнут не сложности, а табу. Кому нужны такие "испытатели" машин и нервов граждан?
  
   Лайнеры в горах
  
   Прошёл 21 год с того момента, как весной 2015 года авиакатастрофу А-320 рейса Барселона - Дюссельдорф в Южных Альпах предварило сходное крушение "рейса миллионеров" на А-310, летевшего из Москвы в Гонконг и упавшего в горах недалеко от Междуреченска Кемеровской области.
   Сходство наблюдается в том, что действия экипажей обоих аэробусов привели к гибели и самих лайнеров, и всех пассажиров, находящихся на бортах. Если сегодня разгадка А-320 потихоньку распутана - командира воздушного судна (КВС) перед падением самолета не было в кабине пилотов, хотя он рвался на рабочее место, стучал и ломал бронированную дверь, то в междуреченской трагедии КВС вообще находился в кресле... пассажира.
   Подоплека этих событий кроется как в суицидальных мотивах или злонамерениях второго пилота А-320, так и в откровенной глупости и безалаберности, связанной с допуском подростка к управлению А-310, что благополучно закончиться не могло. Конечно, по расшифровке "черных" ящиков для широкой аудитории многие детали останутся за кадром по этическим соображениям. Ведь последние минуты жизни воздушного судна и людей сопровождает, как правило, густой мат. Эмоциональные фразы лётчиков звучат на фоне завывания пассажиров в салоне пикирующего лайнера, который через несколько минут будет неминуемо распотрошён на горных склонах.
   23 марта 1994 года с экранов локаторов пропал рейс N 693 Москва - Гонконг, выполнявшийся на суперлайнере А-310. Это был один из первых чартерных рейсов в неведомую заграницу, какую поехали открывать бизнесмены и осматривать толстосумы. Но в 40 км от Междуреченска самолет разбился при полном радиомолчании в эфире, что повторили события с А-320, когда в течение всего падения, а это 8 минут, авиадиспетчеры не могли связаться с пилотами и получить доклад о причинах потери лайнером высоты.
   Напомним общие места. Командир корабля, пилот первого класса Андрей Данилов в момент падения оказался в кресле пассажира. Сын другого пилота Ярослава Кудринского - 15-летний Эльдар, путешествовавший с отцом, - за штурвалом. До аварии "15-летний капитан", по данным экспертизы, употребил барбитураты, или "колеса", популярные у молодежи. Посаженный в кресло пилота немного подурачиться, подросток по недомыслию отключил автопилот и одновременно привел в действие спойлеры (закрылки). Одни спойлеры выдвигаются при наборе высоты, другие - при посадке. В случае с А-310 выдвинуты были и те, и другие, что на крейсерской скорости 860 км/час привело к возникновению воздушного тормоза. Лайнер свалился в двухминутный штопор, откуда выхода не последовало.
   Выписав в воздухе сложную загогулину, А-310 упал на сопку и раскрошился на склоне, сломав вековые сосны. Наибольшие разрушения получила передняя часть фюзеляжа, где экипаж и часть пассажиров просто перемололо. Никто не выжил. Место падения оцепили внутренние войска, которые затем заменили ОМОНом. Сформировали штаб по ликвидации аварии (так это тогда называлось), одним из первых решений "ликвидаторов" было ограничение доступа журналистов к информации, в том числе и к списку пассажиров.
   Из 75 погибших установить личности 6 человек оказалось делом невозможным. Их останки кремировали. Опознание остальных 69 человек происходило по фрагментам тел, знакомых родственникам, которые съехались к месту трагедии в 10-дневный срок. Участник расследования авиакатастрофы подполковник милиции в отставке Владимир Палатов вспоминал, что место трагедии представляло собой "пепельно-кровавое месиво". Предъявлять для опознания приходилось оторванные головы (опознавали по сережкам в ушах), оторванные руки с золотыми кольцами на пальцах.
   Опознавали и по таможенным декларациям, найденным при трупах, поскольку перед вылетом за рубеж заложники рейса 693, как положено, заявили о вывозимых ценностях. Это был рейс миллионеров. На месте трагедии с общей площадью 3 квадратных километра участники поисковой операции собрали три мешка валюты. Кровавые доллары, марки и фунты. В перерасчете по тогдашнему курсу по 20 миллионов рублей пришлось на каждого погибшего.
   Одна из тайн авиакатастрофы заключалась в том, что все пассажиры были представителями фирм. Назовем некоторых. Президент "Норд-Экспо" из Якутска с переводчицей. Гендиректор и его заместитель "Балаконских волокон" из г.Балаково Саратовской области. Директор кондитерской фабрики АО "Метеорит" и его зам из Барнаула. Главбух ЧП "КВТ"... Больше всего погибло директоров предприятий разных форм собственности из Нижневартовска - 6 человек. Лишились жизни 2 предпринимателя из Латвии, 4 китайца, 2 англичанина и по одному бизнесмену из Австрии, Канады, США, Кореи и Тайваня.
   Если "рейс миллионеров" представляли 75 бизнесменов, то в трагедии с А-320 заметна "культурная" составляющая - погибли 16 немецких школьников, изучавших испанский язык, оперный певец и оперная дива. А всего на борту было 150 человек.
   Авиакатастрофа под Междуреченском вызвала международный скандал. В той атмосфере таинственности, какой была окружена эта трагедия, выдвигались версии о неудачной конструкции самолета. Поэтому к месту его падения прибыли представитель компании GENERAL ELECTRIK (США), двигатели которой были установлены на авиалайнере, и специалисты европейского консорциума Airbus Industrie, изготовившие корпус воздушного судна. В случае подтверждения худших опасений (технические ошибки в конструктивных расчетах модели) международным авиакорпорациям грозило банкротство. Но "человеческий фактор" в лице несовершеннолетнего шалуна отмел эти опасения. В то же время некоторые иностранные страховые компании отказались страховать граждан, пользующихся услугами непредсказуемого российского авиасервиса, когда КВС уступает штурвал, чтобы порулил мальчишка.
   Итоги междуреченской истории подвела Новокузнецкая транспортная прокуратура, установившая, что в А-310 под Междуреченском школьник приложил к штурвалу усилие, что привело к частичному отключению автопилота, повлекшему за собой неуправляемый крен в правую сторону. Из-за возникшего крена только один из двух пилотов смог занять свое место. Когда крен достиг 90®, А-310 стал быстро терять скорость. Первому пилоту удалось вывести самолет из сваливания, а второму занять свое место. Теперь лайнер быстро набирал скорость и стремительно терял высоту, запаса которой (или двух секунд) не хватило для выхода из штопора.
   На компьютерном моделировании этого полета видны невероятные для пассажирского лайнера маневры, которые совершил самолет. В отдельные моменты полета перегрузка достигала 4,8 g. А допустимое значение перегрузок для гражданских самолётов составляет 2,5 g. Перегрузка опасна тем, что увеличивает нагрузку на конструкцию машин и может привести к их поломке или разрушению. Необходимо также отметить, что пассажиры А-310 переживали перегрузку, превышающую показатели, которые испытывают космонавты при спуске на Землю.
  
   История современных авиа-инцидентов пишется и сегодня, с оглядкой на историю.
  

Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015