Аннотация: Много интересного скрыто в морских войнах, где гибнут люди и корабли. Попутно можно познать тайну зомбирования, очень необходимую для управления универсальными солдатами.
"Страна чудес" в условиях Крайнего Севера
В Великую Отечественную войну на Северном морском театре главной заботой Северного флота была охрана портов и конвоев, следующих в западном и восточном направлениях. А для немецких морских сил (кригсмарине) основной задачей являлось уничтожение судов, идущих с грузами для СССР. Борьба носила драматический характер, и многое в этом противостоянии до сих пор хранит немало загадок.
Катастрофы в "Европейском полярном море"
С начала 30-х годов ХХ века немецкие военно-морские исследователи проявляли к советской Арктике подозрительный интерес, на удивление, обеспеченный необходимым сервисом со стороны СССР. Более того, район от Мурманска до устья Лены, изученный немцами на дирижаблях и кораблях, был даже назван ими "Европейским полярным морем" и выделен в стратегически важный для Германии театр предстоящих военных действий. Перед самой войной этим маршрутом прошел немецкий крейсер "Комет", сопровождаемый советскими ледоколами и занимавшийся промером глубин. С него также производились высадки групп "ученых" немцев на архипелаг Норденшельда, острова Свердруппа, Сидорова, Геркуле, Арктического института, Белый и Вилькицкого и другие территории.
Если взглянуть на карту, то становится ясно, что все эти объекты находятся в непосредственной близости от Северного морского пути. Адмирал Редер, главком кригсмарине, хорошо понимал стратегическое значение арктических коммуникаций и до начала боевых действий стремился организовать над ними контроль. Изученность района позволила немцам не только следить за перемещениями судов, но с началом войны захватить инициативу и безнаказанно топить как конвои, так и неохраняемые отдельные пароходы.
После того, как в 1942 году разгром конвоев, следовавших под маркой PQ в восточном направлении, обрел постоянный характер, от их использования союзники отказались. С "очистившегося" Баренцева моря театр боев переместился в море Карское, где кригсмарине помимо торпедирования внутренних конвоев и одиночных судов минировала подходы к порту Диксону, морским проливам, устьям рек Оби и Енисея. У немецких подводников появились особые самонаводящиеся безпузырные торпеды, применение которых приводило к страшным последствиям.
Самый трагический случай произошел в Печорском море у острова Матвеев. Подводная лодка U-209 напала на безоружный караван судов, шедший в Нарьян-Мар. Два буксира "Комсомолец" и "Комилес" вели две баржи. На судах помимо строительных материалов находились несколько сот человек, в том числе около 300 заключенных. Подлодка потопила баржи, подожгла "Комсомолец" и расстреляла всех оказавшихся в воде людей. Погибло 305 человек. В другом случае подлодка U-365 потопила пароход "Марина Раскова", шедший с оборудованием для арктических станций и продовольствием для зимовщиков, и два из трех тральщиков, охранявших пароход. Погибло около 300 пассажиров и более 170 членов экипажей.
Рейдер и субмарины в "Стране чудес"
Между тем морские сообщения в Северном Ледовитом океане с первых месяцев Великой Отечественной войны превратились в самые короткие пути для доставки грузов в СССР. Они составляли 1,5-2 тысяч миль и были не сравнимы с 15 тысячами миль южного маршрута (через Персидский залив). Поэтому, несмотря на отказ поставок из Великобритании, оставалась возможность проведения конвоев через Берингов пролив до Карского моря. Это прекрасно понимало командование кригсмарине, у которого возник план проведения операции "Страна чудес", связанной с рейдом в Карское море линкора "Адмирал Шеер" и группы субмарин, которым предписывалось уничтожать конвои, разрушать сооружения полярных портов и станций.
Тем более, что в июле 1942 года немцы узнали о прибытии к берегам Камчатки 20 транспортов из США, которые в сопровождении четырех ледоколов, лидера "Баку" и двух эсминцев направившись в Архангельск Северным морским путем. Им навстречу из Архангельска в сквозное плавание в США направили 10 транспортов. Эти встречные потоки судов, сопровождаемые всеми советскими ледоколами, были заманчивой добычей для кригсмарине. Однако охота провалилась. На помощь караванам пришла суровая Арктика. На поверхность Карского моря упал плотный туман. Немецкий линкор попал в полосу плотного льда и оказался затерт. Кроме того, караваны применили защитный прием - они рассредоточились и укрылись во льдах и бухтах. Линкор "Шеер" настиг и потопил лишь один ледокол "Сибиряков", а немецкая подлодка - лишь один транспорт "Куйбышев". С досады на проваленное задание линкор подошел к порту Диксон, где уничтожил нефтехранилище и угольные склады, вскоре восстановленные.
В июле 1943 года наступил завершающий этап "Страны чудес". В Карское море вошли 13 немецких субмарин, причем одна из них проникла в море Лаптевых. Заняв боевые позиции, подлодки стали поджидать добычу, надеясь на русское "авось", которое не раз играло им на руку. Часто капитаны советских и союзнических транспортов нарушали режим радиомолчания и переговаривались, передавая оперативную информацию. А капитан сухогруза "Беломорканал" открытым текстом сообщил в эфире о дате выхода и прибытии в конкретный порт. В итоге подлодки потопили 3 транспорта и тральщик.
Немецкие базы в советской Арктике
Успех кригсмарине в начале войны объяснялся не только предварительно и хорошо разведанными данными. На исследованных архипелагах, островах и материке немцы оборудовали многочисленные доки, стоянки, склады, метеостанции, пункты наблюдения и т.п. объекты. Собственно, советская Арктика была ими практически освоена, о чем не любят говорить российские военные историки. Наибольшее количество этих пунктов находилось на острове Новая Земля и архипелаге Франца-Иосифа. Только взлетных полос на острове было три, а на архипелаге находились база для субмарин, минный арсенал, склады продовольствия и боеприпасов, закрытые металлической сеткой от белых медведей. После войны полярники обнаружили здесь 5 блиндажей, из них 2 - офицерских, на 25-30 человек, метеоплощадку и радиомачту с антенной. А еще одну покинутую секретную базу немцев обнаружили на острове Гукера лишь в 1951 году.
На Новой Земле в заливе Ледяная гавань, у неприметного домика обнаружили продовольственный склад и несколько бочек соляра. Еще один опорный пункт (в виде пещеры, со своим складом продовольствия и топлива) находился в заливе Благополучия. В оборудованной пещере могли укрыться 8 человек, в ней валялись обрывки немецкого обмундирования и пустые консервные банки с германской маркировкой. И только в конце 1980-х годов в дельте Лены наткнулись на секретный опорный пункт, имевший большой запас топлива. Из таких мест немецкие десанты совершали глубокие рейды на материк. Зачем?
Понятное дело, что захват советской полярной материковой станции на мысе Стерлегова имел смысл в том, что главной удачей противника стало обретение секретных документов, в том числе и радиошифров. Найденная после войны и лежащая на берегу таймырской бухты Эклипс немецкая подлодка свидетельствовала о другой гипотезе - это была конвойная лодка, перевозившая ценнейшее сырье (алюмосиликаты), столь необходимое для стекол манометров германских паровозов и кораблей. Но более правдоподобной выглядит изотерическая версия, связанная с происками оккультной организации Третьего рейха Аненербе.
Торпедный след доктора Абста
Дело в том, что эту организацию заинтересовали полярные колдуны и шаманы - потомки найдов, вышедших из северной народности саами. Найды обладали редкой способностью - с помощью крика-заклинания они вводили аудиторию в состояние зомби, или мерячения. Это явление известно также как арктический, северный психоз, превращавший любого человека в послушное существо, готовое выполнить любое приказание. Поиски этих специалистов-аборигенов связаны с различными опытами над человеческой психикой, которыми любили заниматься нацисты. Фильм "Эксперимент доктора Абста", в котором рассказывается о зомбировании людей, которые врезались на управляемых торпедах в корабли, отчасти свидетельствует о поисках и находках, имевших место при совершении немецких десантов вглубь территорий советской Арктики.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023