|
||
|
Везде в Сибири нужна была тягловая сила, чтобы сено/дрова привезти, почту доставить или извозом заняться. Некоторые иппологи (ученые по лошадям) отмечали, что у сибирских лошадей имелось двойное дыхание - т.е. объем легких у них был больше, чем у "расейских" - лошадей европейской части России. А потому в селе Спасском (современное Венгерово НСО) в ХIХ веке вывели и стали разводить породу лошадей под названием "смяток" - это помесь белого саргатского жеребца (поселок Саргатка Омской области) с местной кобылой "барабинка".
Лошадиные метисы оказались чрезвычайно трудоспособны, обеспечили Сибирский тракт тягловой силой и даже вошли в герб Венгеровского района в виде причудливого коня на зеленом поле, и задняя часть символа переходит в разветвленный хвост, что отчасти напоминает летящего супермена с развевающимся плащом. Для Сибири это характерно: гербом соседнего Томска также является скачущий конь на зеленом поле.
У древних славян конь это символ солнца, свободы и удачи. Наши предки считали, что небесные кони возят по небу светило, а земные даруют людям силу солнца в труде, что связано с плодородием земли. По поверьям, лошади отгоняли нечистую силу - поэтому подкову, снятую с копыта, вешали над дверью жилища как оберег. Нюанс: подкова привешивалась концами вверх и образовывала как бы чашу, из которой счастье не выливалось.
У азиатских народов лошади считались священными животными и наделялись свойствами оберега, талисмана, приносящего счастье, богатство и удачу. Особую ритуальную роль эти животные играли в традиционной погребально-поминальной обрядности. Например, у казахов и кыргызов с покойным хоронили лучшую лошадь, которая ему могла понадобиться в ином мире.
Кельты почитали богиню Эпону - покровительницу лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков. Богиня изображалась молодой женщиной, сидящей верхом на лошади. Впрочем, у кельтов все боги разъезжали на конях, предпочитая пешком не ходить. И многие другие народы, особенно кочевые, чтили лошадей в труде и в бою. Сохранились давние свидетельства, как в сражениях лошади кусали врагов своими "ядовитыми зубами" и били острыми копытами. И это помимо того, что взмыленный боевой конь пробивал брешь в коробке пехоты, - он еще вывозил раненого всадника из битвы, спасая ему жизнь.
В Сибири сохранились "самодельные" молитвы, которыми в праздник и в будни погонщики сопровождали лошадей. Вначале шла откровенная абракадабра в виде слов "резюме, кансоме, сильвупле, аллилуйя", а концовка произносилась от души: "Милостивый конный заступник, Фрол и Лавёр, заступи, сохрани и помилуй, лошадушку в работу, а мне, рабу Божьему коновалу, рупь серебром за заботу".
Некоторые традиции праздника было бы совсем неплохо возродить в Сибири: в этот день, помимо ранее перечисленных благ, лошадей купают, расчёсывают и украшают ленточками гриву и хвост. Священник окропляет животных святой водой. Лошадей кормят досыта, не жалея лакомств - представляете, как этому празднику обрадуются дети, готовые кормить величественных созданий бесконечно! В этот день не используют коней в работе, считая, что этим накличут беду.
К сожалению, в НСО ранее большой народный праздник широко не отмечается. Хотя именно на лошадях держится работа ипподрома - на сайте бегового предприятия никаких анонсов "по Фролу и Лавру" нет. Но, может быть, здесь придерживаются доброй традиции в этот день не надевать на лошадей сёдел. А прямое обращение в новосибирскую епархию о том, как в НСО церковь будет отмечать лошадиный праздник Фрола и Лавра, осталось без ответа. Потому что отвечать нечего? Просто в каком-нибудь селе с крепкой паствой батюшка окропит тягловую скотину, и на том спасибо.
Вместе с лошадьми отдыхают табунщики, которым устраивают мирское угощение: потчуют медовухой - безалкогольным напитком, приготовленным с использованием пыльцы растений.
Интересны другие региональные особенности празднования "фролова дня".
В степных губерниях с этого дня начинались "помочи", т.е. работы, которые всё село проводило в пользу вдов и сирот. На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы, а лошади паслись на лугу и отдыхали.
В чернозёмных губерниях было принято вешать икону святых Флора и Лавра прямо в конюшне над яслями, так как люди верили, что лошадь и сама может богу молиться.
Широко празднуют фестиваль "Лошадиный праздник - Фролов день" в селе Куштомак в Пермском крае. К этому делу пермяки подошли с выдумкой и сохранением традиций. Например, показывают церковный обряд освящения домашних животных и демонстрируют всем желающим старинную технику обработки земли, в том числе с использованием настоящего деревянного плуга. Устроители празднества организуют выставку-продажу изделий ручной работы "Ремесленное подворье", проводят традиционные игры и забавы. Рядом шумит эко-ярмарка с фермерской продукцией и мастер-классами по её переработке и заготовке. Изюминкой мероприятия является реконструкция праздничного крестьянского обеда 1864 года по старинным сельским рецептам.
А в северных областях, к каким относится НСО, в этот день обычно начинаются первые заморозки и заканчивается посев озимых, что отмечают гуляньями и праздничной трапезой, и к этим мероприятиям лошадиный праздник органично примыкает. Вот только закопёрщика, заединщика - хорошего организатора нет.
|
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025 |