Александров Сергей Константинович
Безруков и Астахов
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
English
] [
Помощь
] [
Построения
]
[
Окопка.ru
]
Комментарии: 4, последний от 08/04/2009.
© Copyright
Александров Сергей Константинович
(
ska8587@gmail.com
)
Размещен: 06/04/2009, изменен: 07/04/2009. 7k.
Статистика.
Рассказ
:
Афганистан
,
Проза
Скачать
FB2
Годы событий: 1985-1986
Оценка:
8.90*7
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
БЕЗРУКОВ И АСТАХОВ.
БЕЗРУКОВ.
У Вас не выхватывали бойцов для выполнения несвойственных задач? Да ещё в ходе
боевых действий? Не лишали возможности помочь им словом и делом? Вам повезло!
Играть роль ангела, но - не хранителя, отправляющего людей на почти верную гибель,
поверьте - тяжко.
Если двигаться вдоль Панджшера на Юг от Рухи, то где-то за Коравой ущелье сужается до
нескольких десятков метров. Скалы мрачны, голы, отвесны и высоки; Панджшер угрюмо
шумит и пенится, а под обрывом мокнут и ржавеют БТР-152 и несколько грузовиков -
остатки неудачливых колонн. Здесь и открывается маленькое пыльное плато. Даже не
плато, а так - "лысинка" на месте разбитого кишлачка, на которой ютился не то - усиленный
взвод, не то - "урезанная" рота десантников. На "доступных" скалах осели их посты, а на
самой "лысинке" начинался серпантин, шириной в одну БМПшку, ведущий к Шутулю.
Оставив "колёса" и артиллерию в Анаве, командир полка решил поднимать всю "броню"
в гору. Поначалу всё шло хорошо, а потом, пройдя метров 500, БМП встали впритык друг
к другу, дальше хода не было. Получилось как в старинном присловье: "Танк Рено, ни - тпру,
ни - но". Ребята пошли прямо по крышам бронетехники к месту высадки. Увы, мне не
удалось подняться в горы. Получил приказ согнать БМП вниз, а это было вoзможно только
задним ходом; построить колонну и отвести её в Анаву. Приказ есть приказ, но перед этим
я получил и другой. С нами шли "зелёные". Мне предстояло в течении десятка минут
выбрать радиста, снабдить его всем необходимым и отдать... афганцам, явившимся без
связи. Выбор был невелик и пал на рядового Безрукова. Не путайте его с актёром, просто
молодой воин с Волги, крепкий, спортивный и весёлый. Отдавать его в эту плохо
управляемую и вечно голодную "банду" не очень-то хотелось, но я предполагал, что он
всегда будет на связи. Сарбозы тоже прошли по крышам, на ходу выпрашивая что-нибудь
"пожрать" у остававшихся водителей. Единственное, чем я мог "помочь" Безрукову -
крепко пожать на прощание руку. Сказать, что в ходе рейда на душе лежал тяжёлый
камень - значит, ничего не сказать. Когда я увидел его живым и невредимым, оборванным,
похудевшим, но улыбающимся - хотелось кричать "ура". Скуп я был на награды, о чём
теперь сожалею, но он стал сержантом, начальником экипажа. Были с ним "разногласия",
за которые ему попадало, но в глубине сознания всегда стояло это его боевое крещение.
АСТАХОВ.
1985-й, декабрь. Полк готовился к зиме. По вечерам уже курились "буржуйские" дымки
над дувалами. Редкие "вертушки" - а чаще солдатские спины - таскали на посты, с трудом
добытые "дровишки". Таскали боеприпасы, воду, почту и новые радиоданные. Планово
менялись смены на постах и в охранении, и уже пришла колонна, привезшая и зимнее
обмундирование; всё рутинно шло к заморозкам и вдруг... Афганская разведка вроде
доложила о сдаче почти сотни "духов" и "зелёные" отправились туда, на проклятый
Писгоранский крест. Не то душманы и не собирались сдаваться, не то успели раньше, но
союзников там "зажали" и им приходилось солоно, тем более, что силы противника
увеличивались с каждым часом. Нам пришлось их выручать, полк подняли по тревоге.
Подготовка к зиме связана с некоторой неразберихой, но через час-полтора колонна пылила
к "пляжу" в Бараке - последнему афганскому гарнизону. Оттуда двигались по дну, уже
по-зимнему обмелевшего Панджшера и по валунам Хазары. Гусеничная техника шла
более-менее, а на колёсную страшно было смотреть, а ведь зарядная база устанавливалась на
ГАЗ-66. Слава Богу, прорвались и... нас "зажали" тоже. Дело принимало суровый оборот.
Вертолёты доставили десантников и сапёров из Чарикара; на нашу голову "свалилась"
дивизионная опергруппа, всё ощутимей вырисовывались контуры большой операции.
Зимнее обмундирование и боеприпасы перебрасывали "вертушки", а обратными рейсами
забирали раненных и убитых. Не стану описывать детали боёв. Надеюсь, что это сделает
тот, у кого память помоложе и впечатления посвежее, но здесь я впервые загонял
командно-штабную БМП на гору, превышавшую её возможности; здесь впервые видел, как душманы
и пакистанские инструкторы ходят в атаку; здесь погиб старший лейтенант Шахворостов,
став посмертно Героем Советского Союза. Бояться и спать было некогда. Все выполняли
свою задачу. Приказ поступил, как всегда, неожиданно. Из немногочисленных связистов
выделить двух бойцов стрелками на СПС. Опираясь на целесообразность, наскребли и
отправили. И случилось. 14-го декабря погиб Саша Астахов. Пули его не пощадили, а ведь
ему оставалось служить всего-ничего.
В конце-концов "духи" отступили и мы, спася "зелёных", с кровавыми злоключениями
вернулись на зимние квартиры.
На бетонной стеле у роты связи появилась надпись: "Астахов Александр Александрович"
и - звёздочка, а Сашино тело улетело на Родину. Не знаю, уцелела ли та стела в Рухе, но так
оборвалась ещё одна молодая жизнь. Саша Астахов всегда живёт в моей памяти.
_____________________________
БТР-152 - старый трёхосный бронетранспортёр на базе ЗИЛ-157, без броневой крыши.
СПС - стрелковое полевое сооружение из подручного материала, в данном случае - из
камней.
Комментарии: 4, последний от 08/04/2009.
© Copyright
Александров Сергей Константинович
(
ska8587@gmail.com
)
Размещен: 06/04/2009, изменен: 10/05/2023. 7k.
Статистика.
Рассказ
:
Афганистан
,
Проза
Оценка:
8.90*7
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023