ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Альфия
Афганистан глазами художника и журналиста

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.40*26  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приложены сканеры картин А.Хомутинникова.

  Афганистан глазами художника и журналиста
  
  
   Никогда не могла бы подумать, что картины, написанные рукой талантливого художника, могут не только оживить в памяти события давних лет, но и заставить услышать и почувствовать давно забытые голоса, звуки и даже... запахи.
   Именно такие чувства я испытала, когда познакомилась с творчеством петербургского художника, бывшего афганца, Анатолия Хомутинникова.
   Не скрою, я была скептически настроена, когда шла на эту первую встречу с художником, предполагая увидеть наброски-портреты ребят-афганцев, да обычные пейзажи гор, которые не раз видела в дембельских альбомах.
   Увиденное - поразило, удивило, восхитило. Но, что самое невероятное, словно машина времени, перенесло меня на 28 лет назад, когда я впервые ступила на выжженную солнцем афганскую землю, где был другой счет времени, другой менталитет, особенные выражения лиц, иная речь...
   Я попала в тот день, когда весь афганский народ отмечал новогодний праздник - по мусульманскому летоисчислению у них наступил 1360 год. На нашем календаре было 21 марта 1981 года.
  "Уазик", на котором я еду в воинский штаб, движется через центр Кабула. Перед глазами мелькают нарядно одетые люди: мужчины в чалмах, большинство женщин под паранджой. Автобусы похожи на разноцветные кибитки, разрисованные, разукрашенные орнаментом, ромбами, красочными витиеватыми надписями - в основном изречениями из Корана. Тут же ослики, несущие на себе большие корзины с фруктами, зеленью. Проносится военная машина с сарбазами - афганскими солдатами, слышится заунывное пение муэдзина, призывающего к намазу...
   Восток есть Восток. Его нельзя описать, его надо хотя бы раз увидеть. Увидеть, чтобы уже никогда не забыть и суметь воплотить увиденное в картинах, даже спустя много лет. И это удалось сделать Анатолию Хомутинникову. Все до мельчайших подробностей и деталей отражено в его картинах: "Горячий Восток", "Конец жаркого дня", "Мечеть в Балхе", "Восточный мотив", "Кишлак в окрестностях Кабула", "Дукан", "Продавец специй"...
  
   []
  
   []
  
   Афганистан - живописная страна, это вообще находка для художника. Чего стоят одни только горы, которые занимают 4/5 часть территории страны. Гряда холмов наподобие волн и создается ощущение моря, пустынного каменного моря. Красоту и величие гор вряд ли удастся описать словами, и даже фотоаппарат не в состоянии запечатлеть все цвета и несоизмеримость пространства. Это под силу сделать только художнику.
  "Горная дорога", "Горный кишлак", "Горы на закате солнца", "Вечером на Саланге", "По горным дорогам", "Ущелье", "На блокпосту" - на этих и многих других картинах Хомутинникова горы занимают особое место, и везде они разные: то серые, то пурпурно-красные, то седые.
  
   []
  
   []
  
   []
  
  
  О, эти горы уже не казались мне такими прекрасными. Они таили опасность. Страх я испытала позже, когда из штаба ехала на БТРе в Баграм, к месту службы. Офицеры, ехавшие вместе со мной, держали наготове автоматы, напряженно всматриваясь в очертания гор, на которые уже сползали сумерки. Горы могли в любую минуту вспыхнуть автоматными, пулеметными очередями.
  Немало картин у автора с караванами верблюдов - обычное явление в горной стране, которая не имеет железной дороги и основные виды перевозок осуществляются автомобильным, но в большей степени гужевым транспортом.
  Замечательная картина "Осмотр каравана".
  
   []
  
  Определить наличие груза, провозимое на верблюдах, можно было еще с высоты. Если караванщики, увидев патрулирующие вертолеты, разбегались в разные стороны, значит, везут оружие и боеприпасы. Ну, а караваны с мирным грузом после соответствующего досмотра продолжали свой путь дальше.
  Вспоминая Афганистан, я чаще всего вспоминаю встречи с афганскими женщинами, детьми, стариками. В составе БАПО (боевой агитационно-пропагандистский отряд), куда я была зачислена командованием дивизии, не раз приходилось выезжать в отдаленные кишлаки, видеть уклад их жизни, бесправие женщин, продолжающих носить паранджу, несмотря на произошедшую в их стране апрельскую революцию, нищету, болезнь. Мы возили медикаменты и продукты для нуждающихся, организовывали совместные встречи.
  Бесконечные войны, которые веками происходят на этой земле, не отняли у афганцев веры в устои ислама, который исповедует здесь почти все население. Для отправления религиозных обрядов в Афганистане имеется свыше 15 тысяч мечетей, только в Кабуле их насчитывается 545.
  С особенной точностью у художника выписаны мечети, соблюдены все пропорции, цвета, тщательно нанесены восточные орнаменты, узоры, надписи из Корана.
  
   []
  
  Глядя на портрет дуканщика, белобородого старца в чалме, вспоминается старый дехканин (крестьянин), который говорил: "Настанет день, когда земля наша, наконец, отдохнет от войн, когда брат перестанет убивать брата, а сын - отца, когда мир и покой спустятся с этих вершин, Когда крестьянин встретит завтрашний восход солнца на своей вспаханной земле без оружия в руках, когда дети наши, наконец, не будут знать горя и слез".
  Особое место в афганской тематике Анатолия Хомутинникова занимает серия картин с участием воинов-афганцев: "Из разведки", "С задания", "Прощание"... Группа разведчиков часто попадала в засаду, которую устраивали душманы. И приходилось вступать в неравный бой, без потерь не обходилось.
  
   []
  
   []
  
   []
  
  Эту войну в Афганистане длившуюся 9 лет, 1 месяц, 19 дней будут помнить долго. Забыть эту войну, вычеркнуть из своей жизни, из памяти невозможно. Какая же судьба выпала молодым ребятам в той войне: они горели в боевых машинах, подрывались на минах, падали в ущелье на подбитых вертолетах, закрывали своими телами командиров от снайперских пуль, выносили раненых товарищей из-под обстрела, делились последним глотком теплой воды, последним сухарем, последней сигаретой... Сколько ребят перенесли жуткие пытки и приняли мучительную смерть, попав в руки душманов, а сколько их попало в плен...
  Афганская война нанесла неизлечимые душевные раны многим семьям и морально искалечила целое поколение. Об афганской войне еще не сказано последнее слово, еще не названы все имена героев, не только награжденных орденами и медалями, но и тех, кто достойно и честно выполнил свой долг до конца, кто не струсил, не предал, не смолчал...
  По-разному сложилась дальнейшая судьба этих 18-20 летних ребят волею судьбы попавших в Афганистан. Многие из них потеряли ноги, руки, зрение или остались прикованными к инвалидной коляске. Сегодня им уже больше 40 лет, у них должны быть уже свои дети такого же возраста, как им было в ту войну. Афганистан еще до сих пор дает им знать о себе: ноющей болью в несуществующих ногах, забытыми лицами погибших друзей однажды всплывущими в памяти, и тяжелыми неспокойными снами, вновь уносящими в далекие горы Гиндукуша...
   Будущему художнику Анатолию Хомутинникову видимо судьбою было уготовано пройти через это тоже. В армию был призван в 1987 году, в Афганистане в это время уже 8 лет шла война. Вначале было учебное подразделение в Ашхабаде, откуда через полгода в звании сержанта был направлен в минометную батарею знаменитого 180-го мотострелкового полка в Кабул. А мог ведь и не попасть в Афганистан. Увидев его художественные способности, предлагали остаться в части, в Ашхабаде, но Анатолий не использовал этот шанс. "Неудобно было перед ребятами, которые должны были продолжить службу в горячей точке". О том, что там идет война, унесшая уже немало молодых жизней, конечно же, знали, но страха не было.
  В полку, где его назначили командиром миномета, уже через 2 месяца попал в инфекционный госпиталь. Наряду с душманами не менее опасным врагом в Афганистане была эпидемия гепатита, дизентерии и брюшного тифа, эти страшные заболевания перенесли многие солдаты, офицеры и служащие.
  Госпиталь находился рядом с аэродромом, и именно тогда аэродром обстреляли реактивными снарядами: было уничтожено 8 МиГов, а все, кто находился поблизости, получили ранения и контузию. Не избежал этой участи и Анатолий.
  Через месяц после лечения вернулся в строй, продолжил службу командиром миномета "Василек" на заставе, которую нередко обстреливали душманы.
  Именно там, в Афгане, Анатолий делал зарисовки, по просьбе писал портреты ребят - кто знает, сколько этих портретов сейчас находится по всей бывшей советской стране...
   Отслужив армию, в январе 1989 года Анатолий вернулся домой в Свердловскую область, устроился на Новотрубный завод в Первоуральске. По настоянию родных и друзей в 1990 году поступил в Екатеринбургское художественное училище им. И.Д.Шадра по специальности живописно-педагогическое отделение. Именно в эти годы он начал писать картины на афганские темы.
   В 1994 году состоялась его первая выставка в Екатеринбурге в музее "Шурави", здесь он представил 7 своих работ. Одну из них - "Караван" купили на этой выставке, к сожалению, не осталось даже репродукции этой картины. Потом были коллективные выставки с другими художниками-афганцами в галерее "Окно" в Екатеринбурге, затем в Рязани, Нижнем Тагиле. В 1997 году Анатолий создал диораму "Колонна" для муниципального музея памяти воинов-интернационалистов "Шурави".
   Одним из знаменательных событий в своей жизни считает поступление в 1998 году в Санкт-Петербургский академический институт архитектуры, живописи и скульптуры им. И.Е.Репина на живописное отделение в мастерскую В.В.Пименова. Во время учебы несколько раз по состоянию здоровья (сказывалась контузия, полученная в Афганистане, за которую дали инвалидность) приходилось брать академический отпуск. Поэтому институт закончил уже в 2007 году. В 2003 году стал членом Союза художников России.
   При содействии Союза ветеранов войны в Афганистане "Афганвет" в 1999 году состоялась персональная выставка в Смольном. В 2003 году - выставка в стенах Государственной думы.
   На сегодняшний день у Анатолия Хомутинникова более 100 картин, половина из них на афганскую тему. Особого внимания заслуживает тема мирного времени: пейзажи, часовни, натюрморты, старинные здания, мосты и каналы Санкт-Петербурга. Эти картины можно разглядывать часами, удивляясь точности выверенных контрастов цветов, теней. Даже чувствуется ветер, мороз, зной. Репродукции картин не смогут донести все тонкости и детали, исполненные художником. Такие картины, как "Русская зима", "Пихтовый лес", "Ломоносовский парк", "Лесная речка", "Боголюбо", "Канал Грибоедова", "Обводный канал", "Ипатьевский монастырь", "Деревенская церковь" и многие другие невозможно описать словами, их надо увидеть вживую.
  
   []
  
   []
  
   [А.Хомутинников]
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
  Анатолий свои картины пишет маслом, некоторые получаются на одном дыхании, к другим возвращается по нескольку раз.
  Картины художника можно увидеть на выставках, которые часто проходят в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве. Одна из последних выставок состоялась в Кронштадте в ДК "Бастион" на 20-летие вывода войск из Афганистана.
  Юбилейную медаль "20 лет вывода войск из Афганистана" ему лично вручал в Москве герой Советского Союза, председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников СНГ Руслан Аушев, который дважды был в Афганистане в том же 180-м мотострелковом полку 108-й Невельской Краснознаменной мотострелковой дивизии, где служил и Анатолий Хомутинников.
  
  
   []
  
  Анатолий Хомутинников
  
  

Оценка: 7.40*26  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018