ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Баджер Ник
Пылающие Палубы: Самые Смертоносные Пожары, Поражавшие Авианосцы Сша После Вмв

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полеты с палубы авианосца - это наверно самое сложное (и опасное), что приходится выполнять на море. История с пожаром и ремонтом на авианосце "Адмирал Кузнецов" постоянный объект насмешек для западных СМИ, масс-медиа вероятного противника (уже вполне конкретного) и российских "либералов" (хотя последних уже наверно нет). Статья ставит вопрос ребром - Вам смешно!? Ну давайте похохочем вместе...

  ПЫЛАЮЩИЕ ПАЛУБЫ: САМЫЕ СМЕРТОНОСНЫЕ ПОЖАРЫ, ПОРАЖАВШИЕ АВИАНОСЦЫ США ПОСЛЕ ВМВ
  
  Забытые катастрофы, в результате которых погибло более 200 американских моряков и еще более 630 получил ранения.
  
  Дональд Холлуэй (DON HOLLWAY), 19 августа 2020 г.
  https://www.historynet.com/flaming-flattops/
  
  Аннотация: Полеты с палубы авианосца - это наверно самое сложное (и опасное), что приходится выполнять на море. История с пожаром и ремонтом на авианосце "Адмирал Кузнецов" постоянный объект насмешек для западных СМИ, масс-медиа вероятного противника (уже вполне конкретного) и российских "либералов" (хотя последних уже наверно нет). Статья ставит вопрос ребром - Вам смешно!? Ну давайте похохочем вместе...
  
  Игнорирование Закона Мерфи - "все, что может пойти не так, пойдет не так" - при выполнении полетов на авианосце является тяжким преступлением. 30-тонные реактивные машины взмывают в воздух с носовой части полетной палубы, аварийные посадки производятся на корме, а раскаленные выхлопные газы вырываются из сопла реактивного двигателя в опасной близости от бомб, ракет и емкостей с топливом. Один неверный шаг, или малейшая неисправность могут привести к фатальному исходу.
  В октябре 1966 года американский авианосец "Орискани", находясь в Тонкинском заливе у побережья Северного Вьетнама, угодил в смертельный переплет, когда горящая магниевая сигнальная ракета была брошена в шкаф, заполненный другими сигнальными ракетами и боеголовками ракет.
  Еще одна аварийная ситуация возникла на американском авианосце "Форрестол", находившемся в Персидском заливе, в июле 1967 года. Причиной аварии послужила ракета под крылом припаркованного истребителя, которая взорвалась прямо на переполненной полетной палубе.
  В январе 1969 года на борту атомного авианосца США "Энтерпрайз" у берегов Перл-Харбора, Гавайи, очередная ракета подверглась воздействию раскаленных газов реактивного двигателя. Ракета закономерно взорвалась и вызвала цепную реакцию других взрывов.
  Всего в этих трех инцидентах погибло 206 американских моряков и еще 631 был ранен.
  Правительственные инженеры-эксперты по безопасности полагали, что строжайшие процедуры обеспечения безопасности и организации хранения взрывоопасных материалов на американских авианосцах сводят практически на нет риски возникновения взрывов и пожаров на этих кораблях. Однако, как это бывает везде строгость правил "компенсируется" беспечностью персонала в сочетании с непредвиденными событиями.
  По этому поводу своеобразно высказался в своей статье в журнале "Популярная механика" в 1974 году исполнительный директор Учебного центра по борьбе за живучесть ВМС США лейтенант-коммандер Джон Доннелли (Lt. Cmdr. John Donnelly) - "На флоте 14 авианосцев, и я готов поспорить, что в море у них случается по нескольку пожаров в день". Учебный центр в Филадельфии отвечал за подготовку моряков к борьбе за живучесть корабля, включая пожаротушение. "На авианосце следует ожидать пожаров", - продолжал Доннелли. "Вы не можете избежать этого события при таком огромном количестве топлива и взрывчатых веществ, смешанных с небрежностью и случайностью неизбежных при наличии 5000 человек, живущих и активно действующих в относительно ограниченном пространстве".
  
  "ОРИСКАНИ"
    []
  Авианосец USS Oriskany (CV-34), между собой моряки называли его "Могучий О" (Mighty O)
  
   "Орискани" не был новичком в борьбе с пожарами на море. В марте 1953 года авианосец осуществлял боевые действия в Японском море у восточных берегов Кореи вблизи порта Вонсан. Истребитель F4U-4 Corsair под управлением лейтенанта Эдвина Л. Куммера (Lieutenant Edwin L. Kummer) приземлился с зависшей в бомбодержателе 250-фунтовой бомбой, которая при посадке отсоединилась и взорвалась. От взрыва пятнадцать человек были ранены и двое погибли: снимавший посадку Томас Лео МакГроу-младший (Airman Thomas Leo McGraw Jr.) и авиатор-электрик Томас М. Йегер (Aviation Electrician Airman Thomas M. Yeager). Осколки пробили несколько припаркованных реактивных истребителей F9F-5 Panther, из пробитых баков на концах крыльев на ангарную палубу вылилось горящее топливо. На ангарной палубе возник пожар, который удалось быстро затушить. Тем временем, Ричард Д. Донован (Airman Richard D. Donovan) помог лейтенанту Куммеру выбраться из горящего самолёта быстро перерезав ремни безопасности.
    []  []  []
  Бомба с самолета лейтенанта Куммера кувыркается по палубе авианосца "Орискани"
  Видео можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=XeRXre_FG1w
  
  В марте 1954 года один из реактивных самолётов совершил аварийную посадку, снова на "Орискани" возник пожар, авианосец получил небольшие повреждения.
  
  "БОКСЕР"
  
  Значительно меньше повезло другому ветерану Корейской войны - авианосцу "Боксер" (USS Boxer (CV21)), 6-го августа 1952 г. в 5:30 утра на ангарной палубе возник пожар. Авианосец в это время выполнял боевую работу в Японском море у восточных берегов Кореи. Причина пожара до сих пор неизвестна, ясно только, что первым загорелся топливный бак на законцовке крыла одной из "Пантер" F9F. Вскоре пламя перекинулось на находившееся рядом топливо и боеприпасы. Густой дым окутавший ангарную палубу мешал бороться с пожаром и был смертельной угрозой для людей. Пожарные бригады заливали горящие самолеты водой и пеной. Вскоре произошел взрыв одной из бомб, что стимулировало горение и убило нескольких пожарников.
    []
  Дым окутывает "Боксер"
  
  В какой-то момент многие члены экипажа решили, что корабль гибнет, и поддавшись панике, стали прыгать за борт. Всего в море сигануло 63 человека.
  Наконец командовавшему пожарной командой Лейтенанту Нортону и его людям удалось спустить вниз площадку 3-го элеватора и загнать на нее один из "Корсаров". Более того им удалось запустить двигатель. Ангарную палубу сразу продуло и очистило от дыма, что облегчило борьбу с огнем. Таким образом после 5 часов активной борьбы за живучесть пожар на авианосце "Боксер" был потушен.
    []  []
  Ангарная палуба авианосца "Боксер"
  
  Официально было объявлено о 8 погибших, одном пропавшем без вести, одном тяжело раненном, одном серьезно обгоревшем, 32 человека получили более легкие ранения, 70 членов экипажа отравились продуктами горения. Всех, плававших за бортом спасли вертолеты и эсминцы. В разной степени от огня и морской воды пострадали 18 самолетов, в основном реактивные "Пантеры".
  Среди погибших были врач лейтенант Джэймс Шропшир (Lt. James E. Shropshire) и санитары Ричард Тейлор (Richard S. Tylor) и Джэймс Варк (James V. Wark). Все они задохнулись в дыму.
    []
  Жертвы пожара на авианосце "Боксер"
  
  "ОРИСКАНИ"
  
  Во время второго похода "Орискани" к берегам Вьетнама, который начался в июле 1966 года, пять эскадрилий, базировавшихся на авианосце, выполнили 8000 боевых вылетов за четыре месяца. Когда министр обороны Роберт Макнамара (Robert McNamara) после визита 1 октября отметил, что члены экипажа превышают рекомендации Пентагона, направленные на предотвращение усталости летного персонала, капитан Джон Иарробино (Capt. John Iarrobino) ответил, что боевые условия вынудили его пренебречь принципами безопасности. Всего несколько недель спустя корабль уже собирался покинуть зону боевых действий и направиться в Гонконг, чтобы дать своей команде отдохнуть, когда последствия переутомления настигли "Орискани".
  Утром 26 октября два молодых матроса - 18-летний Джордж Джеймс (George James) и 17-летний Джеймс Сайдер (James Sider) - находились на ангарной палубе и занимались укладкой цилиндрических парашютных сигнальных ракет Mark 24 Mod 3 длиной 3 фута и весом 25 фунтов. Всего надо было обработать 117 ракет. Как выяснилось в последствии матросы не прошли специального обучения, как обращаться с этим боеприпасом. Никто не контролировал их работу. Внезапно запальный шнур сигнальной ракеты за что-то зацепился, и она сработала, произошла яркая вспышка. Ослепленные и напуганные ярким огнем матросики запаниковали. Не найдя ничего лучшего Джеймс Сайдер бросил горящую сигнальную ракету в ближайший металлический шкафчик для хранения боеприпасов, возможно, надеясь, что недостаток воздуха в замкнутом пространстве потушит огонь, а скорее просто пытаясь избавиться от нее.
  К сожалению, в шкафчике хранилось около 650 таких же сигнальных ракет и 2½-дюймовые неуправляемые авиационные ракеты (НУР), каждая из которых была уже снабжена боеголовкой весом около 6 фунтов (примерно 2,7 кг). Горящая ракета создавала температуру порядка 4500 градусов по Фаренгейту (2500 градусов Цельсия) и естественно через несколько минут шкафчик мощно рванул! Содержимое разлетелось по ангарной палубе. Магний сигнальных ракет ярко и жарко горел, НУР-ы взрывались. Помещение быстро наполнялось ядовитым дымом. Огонь добрался до находившегося здесь A-4 Skyhawk. Пушки самолета были снаряжены лентами с 20 мм снарядами. Начавшиеся рваться снаряды подожгли два находившихся рядом вертолета. Но наибольшую опасность представляли бомбы, поднятые на ангарную палубу, и приготовленные к подвеске на самолеты. Наверно у тех, кто находился на палубе и пытался бороться с огнем волосы вставали дыбом и не только на голове, когда они видели, как на бомбах пузыриться от жара краска, а из отверстий, куда еще не вставили взрыватели начал выходить дымок. Пожарные поливали бомбы водой до тех пор, пока их не удалось выкинуть за борт. "Если бы бомбы взорвались, - позже сказал в интервью журналу "Life" один из офицеров, - мы бы потеряли корабль".
    []  []
  "Орискани" горит, 26 октября 1966 г.
  
  Также еще худшие последствия предотвратили моряки, выкатившие на руках из огня вооруженные и заправленные топливом самолеты.
  Но вода оказалась бесполезной при тушении горящих магниевых сигнальных ракет, она распадается на кислород и легковоспламеняющийся водород при температуре порядка 3000 градусов по Фаренгейту (1600 градусов по Цельсию). Как уже было сказано выше горящий магний давал значительно большую температуру. В результате шланги пожарных и автоматические разбрызгиватели буквально подпитывали пламя. Не удивительно, что пожар быстро распространился, преодолев 5 палуб.
  Капитан корабля Джон Ларробино (Captain John H. Iarrobino) развернул "Орискани" по ветру, пытаясь с одной стороны снести дым и облегчить работу пожарных команд, с другой - не раздувать при этом огонь. Он дал приказ затопить погреба боезапаса, чтобы предотвратить их взрыв.
  Внизу, в недрах авианосца, разворачивалась настоящая трагедия. Вернувшиеся с боевых заданий пилоты спали в своих каютах, когда в вентиляционную систему затянуло токсичные пары и дым. В результате многие опытные пилоты ветераны войны погибли, надышавшись продуктами горения. Другие потерпели неудачу в попытках спастись от жара и дыма, пробираясь через задымленные, пылающие коридоры.
  Отрезанный дымом и огнем в своей каюте, лейтенант-коммандер Марвин Рейнольдс (Lt. Cmdr. Marvin Reynolds) завернулся в мокрое одеяло и принялся шарить в удушающей темноте в поисках гаечного ключа, чтобы разбить иллюминатор. "Теперь просто успокойся", - сказал он себе. "Если ты выронишь этот чертов гаечный ключ и потеряешь его в дыму, то ты точно сыграешь в ящик". Иллюминатор поддался, и он высунул голову наружу. После того, как он отдышался, матрос сверху передал ему дыхательную маску и пожарный шланг.
  Коммандер Ричард Беллинджер (Cmdr. Richard Bellinger), командир истребительной эскадрильи VF-162, выживший в двух воздушных боях с истребителями "МиГ", вырвал кондиционер, вмонтированный в стену его каюты, образовавшаяся дыра позволила ему выбраться наружу из развезшегося ада. Ему было абсолютно "пофиг", что он был наг, как младенец, так как чтоб протиснуться в дыру диаметром не более 18 дюймов (порядка 46 см) ему пришлось сбросить с себя все. Ничуть не смущаясь он позаимствовал у кого-то летный комбез и включился в борьбу с пожаром.
    []
  Коммандер Ричард Беллинджер выбирается из кабины после очередного боевого вылета, 1966г.
    []
  Моряки борются с пожаром на "Орискани", 26 октября 1966 г.
  Постепенно пожар удалось взять под контроль. Последней точкой оставался металлический ящик с осветительными ракетами. Его просто заливали водой пока все ракеты не сгорели. Все закончилось следующим утром. Удивительно, но две ракеты в деревянных укупорках пережили это адское пламя.
  Пожарные насосы закачали на корабль такое огромное количество воды, что для спасения людей, оказавшихся запертыми в ловушке в нижних помещениях корабля, потребовались команды аквалангистов.
  Один член экипажа умер от ожогов, а 43 человека, включая 25 пилотов, - от вдыхания продуктов горения, многие пилоты были опытные ветераны. Еще 156 человек получили ранения. Два вертолета и A-4E "Скайхок" были уничтожены, и еще три "Скайхока" получили серьезные повреждения.
  Ремонтно-восстановительные работы на авианосце были завершены 23 марта 1967 года, и обошелся примерно в 13 миллионов долларов (сегодня - 103 миллиона долларов).
  Военно-морской флот США предъявил обвинения пятерым морякам, включая Джеймса Сайдерса и их начальника, в непредумышленном убийстве, но все они были оправданы, когда следователи обнаружили, что сигнальная ракета Mark 24 имеет склонность к самовоспламенению.
  "Орискани" совершили еще три боевых похода во Вьетнам. В мае 2006 года авианосец был затоплен у побережья Мексиканского залива Флориды, превратившись в самый большой в мире искусственный риф.
  
  "ФОРРЕСТОЛ"
  
  Восемь месяцев спустя в Тонкинском заливе авианосец "Форрестол" постигла та же участь. "Форрестол" был первым суперавианосцем, разработанным специально для реактивных самолетов. Его летные экипажи совершили 700 боевых вылетов за четыре дня - это было очень много! В результате у них закончились модернизированные современные бомбы, начиненные современной взрывчаткой "Н6". Капитан судна Джон Белинг (Capt. John Beling) неохотно принял решение загрузить на борт тысячефунтовые бомбы старого образца AN-M65 "Толстячок" (fat boy). Кроме того, что они были устаревшими, они еще и произведены были десять лет назад. Бомбы были тонкостенными и покрыты ржавчиной. В некоторых случаях была нарушена герметичность и произошла утечка состава "В" - взрывчатого вещества времён Второй мировой войны. Деградация взрывчатки делала ее почти на 50% более мощной, но в то же время и более чувствительной к ударам и нагреву.
  Именно такие бомбы находились на летной палубе 29 июля 1967 года. Незадолго до 11 часов утра произошло нештатное срабатывание пусковой системы 5-ти дюймовой (127-мм) неуправляемой ракеты Mk-32 Zuni, которая уже была подвешена под крыло истребителя F-4B Phantom II, припаркованного по правому борту в кормовой части корабля. Ракета пробила насквозь стоявший впереди A-4E Skyhawk, и не взорвавшись улетела в океан. Однако радоваться было рано, ракета пробила топливный бак "Скайхока".
  При нормальных обстоятельствах зажженная спичка не сможет воспламенить основное реактивное топливо JP-5, используемое авиацией военно-морского флота. По составу это керосин с более высокой температурой вспышки, чем топливо JP-4, используемое военно-воздушными силами. Однако его величество случай снова вмешался в дело. Раскаленные газы из сопла готовящегося к взлету самолета подожгли разлитое топливо. В рамках взлетных процедур авианосец стоял по ветру и пламя быстро распространилось по палубе под 10-ю "Скайхоками". Температура горения JP-5 составляет примерно 1800 градусов по Фаренгейту (около 1000 градусов Цельсия). От перегрева начали лопаться топливные баки других самолётов, и пламя получило дополнительную поддержку.
  Команды по борьбе за живучесть приступили к действиям, полагая, что у них есть как минимум 10 минут до того, как бомбы на палубе достигнут температуры детонации. Однако разложившееся взрывчатое вещество состава "В" в старых бомбах было нестабильным. Всего через 96 секунд после того, как ракета с поразила A-4 Skyhawk, одна из подвешенных на самолет бомб под которой горело топливо "спеклась".
  Будущий сенатор США и кандидат в президенты Джон МакКейн (John McCain) был лейтенантом-коммандером на борту "Форрестола". В тот день он находился в кабине своего "Скайхока", припаркованного рядом с тем, который погиб первым. Сенатор вспоминал - "Когда я выбрался из своего самолета и побежал по горящей полетной палубе, я наблюдал, как матросы тащат шланги и огнетушители к месту возгорания. Мгновение спустя взорвалась первая бомба, и эти храбрецы просто исчезли".
  Взрыв не только перебил большую часть первого пожарного расчета и разбрызгал горящее топливо по палубе, но и пробил дыру с полетной палубы в ангарный отсек. В течение пяти минут "Форрестол" сотрясли девять мощных взрывов, каждый из которых окатил пожарные команды и самолеты пламенем и осколками. Так же начали взрываться ракеты и снаряды 20-мм пушек. На некоторых самолетах сработали катапультные кресла. Пилот "Скайхока" лейтенант-коммандер Херб Хоуп (Lt. Cmdr. Herb Hope) успел выскочить из своего самолета и скатился с летной палубы в страховочную сетку, затем присоединился к группе контроля повреждений внизу. "Левой части полетной палубы, там, где был я больше нет" сообщил он им.
    []  []
  Горящие самолеты на палубе "Форрестола", 29 июля 1967 года.
  Феерическое видео здесь: https://www.youtube.com/watch?v=chuiyXQKw3I
  Взрыв первой бомбы и гибель первого пожарного расчета, срабатывание катапульты, сброс самолетов за борт.
  
    []  []
  "Форрестол" в огне, 29 июля 1967 года.
  
  Бомбы пробили в бронированной палубе большие отверстия, через которые горящее топливо стало стекать внутрь, в жилые помещения и на палубу ангара. Около 40 000 галлонов (около 150 тонн) вытекшего реактивного топлива проникли через пробитую полетную палубу "Форрестола" и начали поступать вглубь корабля. Этот смертельный поток преодолел 3 палубы. Куда бы ни попадало топливо, за ним следовал огонь. Большинство личного состава из групп по ликвидации последствий погибли в самом начале пожара. Моряки, не имевшие противопожарной подготовки, взялись за пожарные рукава. Только половина экипажа корабля были обучены борьбе с пожарами, и никто из летного персонала.
    []
  Дыра в палубе от взрыва 1000 фунтовой бомбы.
  
  Один из офицеров вспоминал - "Я наблюдал за ними с острова. У них были проблемы! Огонь отрезал их от водяных гидрантов на корме. У тех, кто находился в средней части судна, возникли проблемы с насосом. Так что ребятам пришлось тащить шланги с носовых постов".
  За командой, распылявшей огнетушащую пену, следовали матросы, которые тащили водяные шланги. Из-за отсутствия опыта они просто смывали с таким трудом разлитую пену. Неумелое использование пожарных рукавов также привело к уничтожению хрупкого и дорогостоящего компьютерного оборудования, не тронутого огнем. Команда пожаротушения установила буферную зону из пены, чтобы пламя не распространилось на остров авианосца, и откатила несколько уцелевших самолетов на нос. Уцелевшие самолеты с ангарной палубы также были подняты наверх и перемещены в носовую часть.
  К полудню пожар на летной палубе был взят под контроль. Вертолеты с вернувшегося в строй "Орискани" подобрали людей, которые прыгнули или упали за борт. Эсминцы USS George K. MacKenzie и Rupertus подошли к борту, чтобы забрать раненых и направить дополнительные пожарные рукава на пламя. Герметичные двери были закрыты, чтобы изолировать нижние отсеки. В конце концов, пожар был локализован и в значительной степени потушен, но пожарная тревога не отменялась еще два дня.
    []
  Пожар взят под контроль.
  
  Главный старшина Джерард Г. Джонсон (Chief Petty Officer Gerard G. Johnson) вспоминает - "Я потерял счет времени, но я точно знаю, что все еще тушил пожары, когда судно прибыло на базу Субик Бэй на Филиппинах". После катастрофы на "Форрестоле" экипажи ВМС прошли более тщательную подготовку по борьбе с пожарами.
    []
  Погибшие во время пожара моряки.
    []
  Траурные мероприятия на 40-ю годовщину трагедии.
  
  В результате инцидента погибло 134 и был ранен 161 человек. Материальный ущерб составил 72 миллиона долларов (512 млн долл. в эквиваленте на 2008 год), не считая стоимости сгоревших самолётов
  Многие самолёты были сброшены за борт во избежание возгорания и взрывов. Из военно-морского регистра был вычеркнут 21 самолёт (7 F-4 Phantom II, 11 A-4E Skyhawk и 3 RA-5C Vigilante). Пожар показал, что на палубе необходимо иметь тяжёлые бронированные автопогрузчики, поскольку попытки сбрасывать самолёты за борт силами команды оказались неэффективными.
  Авианосец находился в ремонте до 8 апреля 1968 года. Ремонт зимой 1967-68 годов обошелся в 72 миллиона долларов (сегодня - 545 миллионов долларов).
  Комиссия по расследованию заявила: "Плохая и устаревшая доктринальная и техническая документация по боеприпасам и авиационному оборудованию и процедурам, очевидная на всех уровнях командования, была одной из причин случайного запуска ракеты". Однако никто не был наказан.
  Когда "Форрестол" был выведен из эксплуатации, планировалось использовать его в качестве плавучего музея или искусственного рифа, но из этого ничего не вышло. Корабль был продан за 1 цент в 2013 году и разобран на металлолом в 2015 году.
  
  "ЭНТЕРПРАЙЗ"
  
  Когда похожая авария произошла на авианосце "Энтрепрайз", то к этому времени уже 96% состава экипажа (2997 из 3123 матросов и офицеров авианосца) и 86% летного персонала (1753 из 2039) прошли обучение в специальной школе по борьбе с пожарами. Первый на флоте США атомный авианосец "Энтерпрайз" был крупнейшим судном в мире, когда он был спущен со стапеля в 1960 г.
  В январе 1969 г. авианосец готовился к своему 4-му боевому походу к берегам Вьетнама и находился на Гавайях. 14-го января он маневрировал в районе острова Оаху примерно в 70 милях к юго-западу от Перл-Харбора. Авианосец, проводивший летные учения, на полетную палубу было поднято большое количество бомбардировщиков F-4 Phantoms и A-7 Corsair II, каждый из которых был загружен пакетами неуправляемых ракет "Zuni" и 500-фунтовыми бомбами Mk-82.
  Запуск самолетных реактивных двигателей производился машиной по прозвищу "Huffer" (дующий) - это небольшой трактор с установленным реактивным авиационным двигателем MD-3A. Из-за некоторых технических особенностей агрегат подгонялся к самолету практически в притык. Так же, как и у самолета у "Хаффера" имелось сопло с выхлопом раскаленных газов, и надо было внимательно следить куда он направлен.
  В 8:17 утра стартер авиационного двигателя MD-3A "Хаффер" был припаркован так, что его сопло находилось всего в 2 футах от НУРС под крылом одного из "Фантомов". На таком коротком расстоянии температура выхлопных газов "Хаффера" составляла от 326 до 590 градусов по Фаренгейту (163-310 по Цельсию). При этом температура детонации взрывчатого вещества в боеголовке НУРСа Mk-32 "Zuni" составляла 358 градусов по Фаренгейту (181 градус по Цельсию). Боеголовка НУРСа содержала 15 фунтов ВВ (почти 7 кг).
  Ошибку водителя стартера заметили! Не менее 4 человек на палубе получили сообщение об этом, однако 1 минуты и 18 секунд не хватило для того чтобы ее исправить, первый НУРС "Zuni" взорвался в 8:18.
  Взорвавшаяся ракета разорвала алюминиевые подвесные топливные баки на самом "Фантоме", а также баки на нескольких самолетах, припаркованных поблизости. Авианосец двигался со скоростью 10 узлов (около 12 миль в час) при встречном ветре в 19 узлов (22 мили в час), пары разлитого топлива JP-5 немедленно вспыхнули от множества выхлопных газов работающих авиадвигателей. Общий объем топлива на 15-ти ближайших самолетах составлял 15 000 галлонов (примерно 4 тонны). Их боекомплект состоял из 30 500-фунтовых бомб и 40 ракет "Зуни", которые начали нагреваться по мере того, как горящее топливо заливало полетную палубу.
  Всего через 20 секунд после первого взрыва три следующие ракеты из пакета НУРС-ов "Фантома" сработали и ударили по палубе. Через три минуты в открытом пламени взорвалась первая бомба, проделав в бронированной полетной палубе толщиной 2½ дюйма дыру размером в 2×2,5 метра. Хуже того, взрыв вывел из строя два насоса, подающие пенный огнетушительный состав, и перебил шланги пожарных рукавов.
  Через несколько минут сдетонировали еще несколько авиабомб, в том числе одна большая, 500-фунтовая. В полетной палубе появилась еще одна дыра, размером 6×7 метров. Всего на корабле произошло 18 крупных взрывов, поражавших экипаж осколками, обломками и горящим топливом. На палубе образовалось 8 пробоин. Горящее топливо получило возможность проникнуть во внутрь корабля. Огонь распространился на третью, вторую и первую палубы.
  Кроме того, огонь добрался до самолета-заправщика, на борту которого находилось до 23 тонн топлива, и над "Энтерпрайзом" образовался огромный огненный шар.
    []
  "Энтерпрайз" в огне, 14-го января 1969 г.
  
  "Мы услышали несколько взрывов и увидели, что кормовая часть корабля окуталась дымом и клубами оранжевого пламени, мне показалось, что я попал в адский водоворот" - вспоминал курсант Джим Джирафалько (Seaman Apprentice Jim Girafalco), находившийся на палубе в качестве наблюдателя.
  Старшина 3-го класса Фрэнк Ноймайер (Petty Officer 3rd Class Frank Neumayer) из истребительной эскадрильи VF-96 был сбит с ног первым взрывом и потерял сознание. Очнувшись он начал сдирать с себя горящую одежду, сорвал оплавленные очки и увидел, что горящее топливо смыкается вокруг него. Позже он вспоминал - "Рев огня был просто ужасающим, он заглушал любой другой звук. Дышать было совершенно нечем, только ужасный дым от горящего топлива и взорвавшихся боеприпасов".
  Ноймайер сполз с края палубы на мостки внизу как раз перед тем, как две 500-фунтовые бомбы разорвались в 10 ярдах от его предыдущей позиции. Он потерял левую ногу и во время лечения дважды находился на краю гибели, но выжил.
  Лидер команды заправщиков Майк Карлин (Airman Mike Carlin) вспоминал - "Трудно передать силу этих взрывов. Невероятная сила просто сдувала всех с палубы, как пыль".
  500-фунтовая бомба скатилась в дыру в полетной палубе, пробила несколько палуб ниже и вышла наружу в кормовой части авианосца... не взорвавшись. Но это оставило дыру всего в 3 футах (1 метр) над ватерлинией. Следующей взорвалась тележка сразу с тремя бомбами, пробив 22-х футовую (7 метровую) брешь в палубе и пробив топливный бак объёмом 23 куб. м, установленный на реактивном самолете-заправщике КА-3В. Лужа горящего топлива JP-5 разлилась по кормовой полетной палубе и пролилась на шесть уровней вниз во внутрь корабля.
  Экипаж "Энтерпрайза" создал противопожарную полосу, откатив неповрежденные самолеты вперед, где они были вне зоны огня. Уоррент-офицер Джим Хелтон (Warrant Officer Jim Helton), офицер по обеспечению живучести, вспоминал - "Мы пытались защитить остров, если бы и эти [бомбы на уцелевших самолетах] взорвались, все на острове - капитан на мостике, офицер по управлению полетами, все эти люди - оказались бы в ловушке и, вероятно, погибли".
    []
  Уцелевшие самолеты откатили в носовую часть палубы.
  
  После того, как пожарные гидранты были отремонтированы и давление в пожарных рукавах восстановлено, команда "Энтерпрайза" смогла организовать борьбу с пламенем. Матросы заливали пену через отверстия в палубе, чтобы потушить горящее топливо. Эсминец USS Rodgers и атомный крейсер УРО USS Bainbridge подошли к борту, чтобы задействовать свои средства пожаротушения. К 10 часам утра вертолеты из Перл-Харбора приземлились на палубу для оказания медицинской помощи раненым. К 11:30, всего через три часа после начала пожара, он был взят под контроль. "Биг Э" вернулся в Перл-Харбор и на 51 день встал на ремонт, прежде чем вернуться в строй.
    []
  Эсминец "Роджерс" участвует в тушении пожара на авианосце "Энтерпрайз".
  
  В результате пожара на "Энтерпрайзе" погибло 28 человек и 314 были ранены, 17 самолетов было повреждено и 15 уничтожено вместе с оборудованием и вооружением. Стоимость ремонта корабля, замены утраченного оборудования и самолетов составила более 126 миллионов долларов (сегодня - 912 миллионов долларов). Дисциплинарные меры были спорными. Все члены экипажа, которые, как полагают, были ответственны за пожар, погибли при первоначальном взрыве. Были внесены изменения в конструкцию пускача, и в процедуры обеспечения безопасности и пожаротушения.
    []
  Пожар взят под контроль.
  
  После аварии "Энтерпрайз" выполнил еще шесть боевых походов во Вьетнам. После войны, у берегов Вирджинии 8 ноября 1998 года, самолет противолодочной обороны Lockheed S-3 "Viking", только что совершил посадку на палубу, когда отставший реактивный самолет радиоэлектронной борьбы Grumman EA-6B "Prowler" попытался сесть на занятую палубу, и слишком поздно это заметил и не смог уйти на второй круг. Самолеты столкнулись, экипажи катапультировались. Возникший пожар был потушен за 7 минут. Экипаж "Викинга" был спасен, экипаж "Проулера" погиб.
  В 2012 году, после 51 года плавания, "Энтерпрайз" был выведен из эксплуатации и ожидает своей окончательной участи на верфи в Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии.
  Сегодня суперавианосцы класса "Нимиц" оснащены 22-мя станциями для подключения пожарных рукавов по периметру летной палубы, пожарной машиной с башней для подачи пожарных брандспойтов высокого давления и бортовым баком на 750 галлонов, а также системой нагнетания, которая может перекачивать до 27 000 галлонов в минуту.
  В мае 1981 года во время ночных операций у побережья Флориды "Проулер" приземлился на "Нимице" не по центру, задел припаркованный вертолет и врезался в шесть других самолетов на палубе, вызвав пожар. Пламя было локализовано и потушено за 28 минут. Однако, когда палубные экипажи приступили к уборке, четыре ракеты класса "воздух-воздух", охваченные огнем, сдетонировали одна за другой, убив 14 моряков. Общий ущерб составил более 58 миллионов долларов.
  В ноябре 1988 года 20-мм пушка на реактивном самолете, припаркованном на летной палубе "Нимица", не санкционированно сработала, убив одного моряка и воспламенив шесть других самолетов, включая воздушный заправщик КА-6. Второй матрос умер от ожогов, которые покрывали более 70 процентов его тела. Экипаж потушил пламя, и "Нимиц" не покинул зону патрулирования.
  В июне и августе 2017 года произошло два столкновения с участием американских эсминцев, столкнувшихся с гражданскими судами, в результате которых погибли 17 моряков. Эти инциденты, приписываемые усталости и ошибкам экипажа, побудили Военно-морской флот вновь пересмотреть свои процедуры обеспечения безопасности. Все, можно смеяться....

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018