Аннотация: Фильм посвящен специфике вывода 108 МСД из района БД через перева Саланг (согласно сценария кинофильма)
Рецензия на фильм П.Лунгина "Братство".
Вначале о шуме вокруг фильма (свою оценку представлю немного ниже): прав тот человек, который сказал, что в шоу-бизнесе главное - шум. Шум вокруг "Братства" поднят изрядный - от предельно негативной оценки ветеранов войны, до запредельных восторгов записных кинокритиков: "Я боюсь следующим тезисом сильно перехвалить фильм, но это лучшее произведение об войне за последние лет двадцать. И при желании может срезонировать сильнее, чем "Спасти рядового Райана" - это только одна из цитат из рецензий на "Братство", написанных на сайте КиноПоиск, при этом все оценки рецензентов весьма положительные в среднем 8-9 баллов по десятибальной шкале. Насколько это соответствует действительности? В рецензиях на фильм за профессиональными оценками разных авторов погладывается основной посыл - "фильм антивоенный, мы понимаем гнев ветеранов, но ценность фильма в его художественных свойствах, о том, как он раскрывает вечные темы добра и зла," и так далее... Настолько ли фильм соответствует камерным оценкам профессионалов?
Постараюсь изложить мнение рядового зрителя, неотягощенное предвзятостью ни к автору (даже напротив), ни к теме (не пацифиста и не милитариста), ни к идеологии (не записной патриот и не рьяный либерал). Во-первых, сюжет: тема вывода войск из ДРА была затронута еще в 1991 году в "Афганском изломе" В.Бортко, затем ее через 13 лет повторил С.Бондарчук-мл. в "9 роте" и снова мы с ней сталкиваемся в "Братстве". На всякий случай, война шла более девяти лет и там было немало драматических эпизодов в разных районах этой непростой страны. Ну да ладно, Бог с ним, с выводом - это настолько емкое событие, что будет вдохновлять мастеров искусств на различные произведения - ничего против этого не скажешь. Давайте рассмотрим сюжетную линию: фильм рассказывает о работе разведывательной роты по обеспечению безопасного вывода частей 108- й дивизии из Чарикарской "зеленки" через перевал Саланг в Союз, при этом задача осложняется поиском сбитого летчика, а по совместительству сына командира дивизии (или командующего армии, судя по званию "генерал-лейтенант"). Кто главные герои фильма? Лейтенант по прозвищу Грек, майор - очевидно начальник разведки, прапорщик -старшина роты, разведчик- разгильдяй, руководитель опергруппы КГБ, его заместитель, хадовец (аналог местного КГБ), и до кучи местные аборигены в лице главаря банды, учившегося в СССР, его верного телохранителя и мальчишки лет 11.
Начало фильма не отличается оригинальностью: разгромленная советская колонна (подбитый БТР в "Изломе", уничтоженные автомобили в "Охотниках за караванами"), разбросанные трупы наших солдат и, как ангел возмездия, разведывательная рота прибывает для восстановления статуса quo (во всех перечисленных фильмах). Во время боя пулемётчик из сопровождения колонны теряет рассудок и стреляет в небо в состоянии глубокого аффекта (повтор эпизода с боевым охранением в "Изломе"). В дальнейшем эта рота перехватывает караван с мирными (или не очень) афганцами у которых пропадает полмиллиона афгани (примерно двадцать тысяч чеков Внешпосылторга, по нынешней покупательной способности около двадцати миллионов рублей) - сюжет перекликается со шмоном каравана в начале "Излома", где разведчики майора Бандуры так же лихо обыскивают разгромленный караван и сетуют на отсутствие "пайсы". В дальнейшем по ходу фильма появляется советский пилот, спасшийся после падения самолета и его "ангел смерти" афганский мальчик, который умудряется захватить пилота в плен. Эпизод похода в дуканы так же отсылает нас в "Афганский излом", правда конфликт в дуканах закручен более забористо- тут и впервые показан пронырливый старшина роты, демонстрирующий свое искусство товарно-денежных отношений, и два терминатора спецназовца в роли гопников, решивших пограбить своих солдат-разведчиков (почему не афганцев, что было бы более продуктивно и менее опасно?), а самое главное за всем этим действом наблюдает лейтенант, нет не так - "Лейтенант"... Он мудро попивает чаёк в углу до поры -до времени, наблюдая за происходящим, и потом, когда, по его мнению, ситуация выходит из под контроля (спецназовцы-гопники добрались до святого - до магнитофона за полмиллиона афгани) решает вмешаться и восстановить справедливость. Восстановление справедливости происходит сначала в дукане, а затем на улице, спецназовцы-хулиганы посрамлены, что засвидетельствовал майор - начальник разведки, который оказывается так же был неподалеку, но в конфликт с избиением его подчиненных почему-то не вмешивался. Ах, да - все это происходит на глазах у почтенной публики - торговцев и покупателей из числа местных, которые в восторге от происходящего и только не делают ставки на победу одной из сторон. При просмотре этого эпизода начинаешь уже позевывать - снова штамп, теперь уже голливудский. После победы над хулиганами майор приглашает лейтенанта-победителя к себе в разведку, выяснив, что тот сегодня только прибыл из Союза. Наверное, это самая лучшая сделка в дукане за весь фильм; и вообще с этими дуканами в фильме связано очень много: может авторы имели некую слабость к торговым рядам и самому процессу товарно-денежных отношений? А что же наш летчик - он уже в плену, причем знатно избит, но при этом оберегаем всеми, как источник огромного выкупа, кто же поймет загадочную восточную душу. Его пребывание в узилище относит нас к повести "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого, что сильнее всего подтверждается и изготовлением кораблика пленным летчиком и дарением его своему знакомому мальчику. О том, почему в руках у пленного находился нож, мы скромно умолчим, отнесем это так же к загадке восточной души. Кроме морально разложившихся военных в фильме присутствуют персонажи более высокого порядка - сотрудники опергруппы КГБ СССР (сами слова-то какие... ух). Правда руководитель группы имеет вид спившегося хипстера, а его зам тянет на второго прапора, но это и объяснимо - руководитель прибыл в Афганистан аж из самого Лондона (очевидно, что он был внедрен в сообщество бездомных возле Трафальгарского моста, но по идеологическим мотивам прекратил это задание и был переброшен в Кабул. А почему бы и нет - наши кгбэшники они такие, сегодня в Лондоне, завтра в Афганистане - им все ни по чем - есть чем гордится наследникам Дзержинского). Этим отечественным Джеймсам Бондам поручено найти пленного летчика и спасти его, а заодно и обеспечить беспрепятственный вывод 108-й дивизии через Саланг. Со всей своей мощью они закручивают оперативную загогулину и за пять миллионов афгани уже почти договариваются с главным душманом (что равно по цене десяти магнитофонам в дукане - не понятно, то ли душманы такие тупые, то ли магнитофоны настолько эксклюзивные). Об этом радостно докладывается на совещании у командира дивизии (или командующего армии), в общем у генерала, а заодно раскрывая и всю схему работы и исполнителей. У генерала имеется некий советник из числа местных афганцев, который ходит в меховой шапке и портит всю игру - он-то и говорит, что тот, кто берется за работу - таджик, а им верить нельзя. Что в конечном итоге и приводит к краху всей операции. Правда в составе опергруппы КГБ СССР находится еще предатель поменьше - тот сдает маршрут движения своих работодателей и те чуть не погибают от лап душманов, но разведрота тут как тут, и вновь спасает погибающих. Приходится иногда, знаешь ли отрываться от бухла и дерибана - мы же своих не бросаем. Все, понял, вот откуда название фильма - "Братство" - оказывается, что так как по ходу фильма разведчики трижды или четырежды ввязывались в бои - то это и есть Братство. Дошло на третий день после просмотра, но это потому, что не в тренде. А почему предатель не сдавал своих раньше, нам не ведомо, может в цене не сторговался. Итогом всей этой уникальной операции является спасение прапора, попавшего в плен в ходе торговли АГСом (кстати за один миллион афгани), получение трупа летчика, убитого мальчиком в ходе помывки перед передачей своим. Духи настолько увлечены предстоящей дележкой бабла, что не догадываются обыскать как следует пленников и сообщить им, что их будут обменивать. Да, а еще один из душманов - русскоязычный, что открывается в ходе неудачного побега летчика, оно-то и понятно, когда у тебя из под носа уходит два с половиной миллиона долларов афгани, а за это с тебя могут спустить шкуру , причем в прямом смысле - еще и не так запоешь. Но шкуру ему не спустили, видно радость от половины сделки перевесила осознание потери, и все виновные были прощены. Теперь настает черед второй части Big Deal - обеспечение вывода дивизии, и главарь басмачей предлагает провести операцию при наличии залога - двух шурави. Происходит небольшое замешательство в рядах спецов: главный чекист отменяет операцию, а его зам кричит, что готов положить свою никчемную голову за други своя (Блин, вот оно братство-то, наконец-то до меня дошло!), после недолгого сопротивления шеф соглашается, но нет второго, а самому в полон нельзя. Подворачивается под руку Лейтенант по прозвищу Грек, он то и становится вторым. Сделка состоялась, ура! Поутру заложников пинками выпроваживают из зиндана и с почетом усаживают за столом вместе с главарем, подключают телевизор и начинают созерцать вывод войск - все идет по плану и нужно уже возвращаться к свои. Но! Злобный советник командира дивизии (или командующего армии) добивается-таки своего, вначале подпаивает генерала водкой, тот в состоянии алкогольного опьянения принимает решение на разгром кишлака, причем крайне вероломно (видно водка паленая) - когда войска уже вышли. Что и происходит- кишлак разбивают в пух и прах , и только наши заложники, чудом выжившие, наблюдают этот бесчеловечный акт советской военщины (эпизод опять же относит нас к "Афганскому излому" и "9 роте"). После возвращения в расположение (куда, если войска вывели?) лейтенант Лейтенант Грек напивается в хлам и идет плясать джигу на минное поле, но по милости Проведения остается живой и даже невредимый. На следующий день войска уже собрались в Кушке на плацу и на радостях все бухают: комдив (или все-таки командарм - уж больно он на генерала Громова смахивает, да и еще звание у него не комдивское), разведчики разных рангов, а вот кгбэшники не бухают с генералом - западло с такими тупыми пить из одного стакана.
Во общем-то и все - кино закончилось. Что можно сказать в итоге? Сейчас активно выясняют, что хотел автор этим фильмом сказать, зачем он снял такое произведение, какой он выдающийся мастер или наоборот исчадие ада. Но на мой взгляд все гораздо проще -- режиссер П.Лунгин, продюсер П.Лунгин, автор сценария П.Лунгин и А.Лунгин, а бюджет при этом, по одним сведениям, 270 миллионов рублей, по другим 15 миллионов $. (для сравнения у "28 панфиловцев" бюджет 150 миллионов рублей), Как говорится все в дом...
Можете дальше ломать копья и возмущаться (восхищаться), только все это пустое- Just business!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023