Около семи часов вечера авиадиспетчер дал "добро" на посадку в вертолет заменщиков. Так в Афганистане называли тех, кто прибыл заменить выслуживших свой срок в Ограниченном Контингенте офицеров и прапорщиков. Сержант с полетным листом и списком в руках повел их через летное поле к зеленому в камуфляжных пятнах вертолету с желтой цифрой "40" на борту. Заменщики молча тащили свои опустевшие на пересыльных пунктах чемоданы, думая о предстоящем полете в далекий и пока неизвестный им Файзабад.
Их там ждут с нетерпением те, кто уже "оттрубил" свои два года, отмечая в календариках прожитые в отрогах южного Памира, дни. Ждут те, кто с лихвой наглотался весеннего тополиного пуха и летней дорожной пыли минированных дорог, нахлебался водички из речки Кокча, едва очищенной от песка и глины фильтратором с красивым названием - "Марс". Ждут те, кто намерзся в холодных модулях пехотного полка и аэродромной роты, кто снимал с горных застав обмороженных бойцов, кто топил зимой облицовку землянок, а летом, разбирая снарядные ящики, прибивал ее обратно. Ждут заменщиков те, кто служил и жил иногда без самого элементарного. И в Файзабад добрался пресловутый советский дефицит, не было недостатка только в патронах. Ни один теперешний контрактник не стал бы служить в тех условиях, а файзабадцы не только жили, но и воевали. И воевали успешно, гоняя по горам и ущельям банды разных, как теперь говорят, полевых командиров. А тем, кто шел за сержантом к вертолету, все это еще предстояло хлебнуть, испытать и, главное, дожить. Дожить до своей замены.
Не доходя до вертолета считанных метров, заменщики увидели выруливающий из-за "вертушки" ГАЗ-66 с брезентовым тентом. Разгрузившись, машина уехала, а у открытых дверей вертолета остались два вояки, глядя на которых заменщики не смогли сдержать улыбок. И как не улыбаться, когда на дворе жара за сорок градусов, а эти двое стоят в меховых черных куртках, в ватных штанах. К рукавам курточек, как у малых детей, пристегнуты на пуговички меховые трехпалые солдатские рукавицы, из-под высоких берцев десантных ботинок выглядывают местной афганской работы шерстяные носки. Нет, определенно смешно такое видеть, когда на календаре конец мая, и под Кундузом уже жнут созревший ячмень первого урожая. Смешно и странно. А странно заменщикам оттого, что завидев их, как-то загадочно переглянулись между собой эти двое с закрепленными под парашютной подвеской автоматами. Сержант отдал документы командиру вертолета, получив команду на погрузку засуетились заменщики-мотострелки, впервые в жизни цепляя на себя парашюты, а экипаж в это время прогревал двигатели. Через несколько минут вертолет уже кружил над аэродромом, набирая высоту, и после пятого круга взял направление на северо-восток, в сторону старинного городка Файзабад.
Минут десять в салоне вертолета было тепло, если не сказать, жарко. Но постепенно температура стала снижаться и через некоторое время при дыхании, у пассажиров появился пар. Заменщики, обменявшие на пересылках казавшиеся уже ненужными кителя и оставшиеся в тоненьких офицерских рубашках стали то один, то другой растирать ладони. Затем согревающие движения начали гонять кровь уже от ладоней до плечей. Задремавшие было, те двое, тепло одетых чудака, проснулись от странного гремящего звука и, поняв, в чем дело, сами заулыбались. А посторонний звук, нехарактерный для родного почтового вертолета, исходил от восьми заменщиков, яростно выбивающих своими ногами в коричневых форменных туфлях чечетку. Один из тех вояк зная, что лететь еще двадцать пять минут, показно, почти с издевкой расстегнул верхние пуговицы своей меховой длиннополой куртки и начал обмахивать себя рукавицей. Второй, что постарше, глянув в круглое вертолетное оконце на ледники и заснеженные вершины проплывающих мимо гор, наклонился и засунул руку под сиденье. Там что-то скрипнуло, щелкнуло и почти сразу стало теплее.
А скрипнула, захлопнувшись, заслонка отопителя салона. Авиамеханики или летчики после дневных полетов забыли закрыть заслонку и холодный забортный воздух вовсю хлестал из-под сиденья на околевающих на трехкилометровой высоте заменщиков. А может, это было самое первое испытание на прочность новеньких еще не нюхавших пороха офицеров и прапорщиков. По инструкции отопитель салона приходилось выключать во время ночных полетов, чтобы "духи" не шибанули "Стингером" по вертолету либо не наделали в его корпусе пулеметами крупнокалиберных дыр. Работающий отопитель давал достаточно яркую светящуюся точку в темном небе и с земли не составляло большого труда по ней и по звуку двигателя прицелиться. Те двое чудаков служили давно и, сопровождая почту, налетали немало над севером Афганистана, заменщикам все объяснят уже на земле после посадки и в следующий свой полет они, как и все, даже жарким летом оденутся потеплее.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023