БОМБА
Колонна тягачей, прикрываемая бронетехникой и вертолетами, тянулась по серпантину горной дороги. Ущелье с нависающими над дорогой скалами осталось позади, а с ним и ожидание частого в этом месте нападения "духов" - афганских партизан. Через полчаса всех водителей и большую часть охранения колонны ожидает отдых. Можно будет спокойно покурить, размять ноги и спины. И вдруг что-то произошло впереди. Взрыва не было слышно, значит это не мина. Что же?
Тягачи стали сбавлять ход, а затем и тормозить, не съезжая на пыльную обочину. На обочинах "духи" очень часто любили ставить свои мины и фугасы. Через несколько минут от автомобиля к автомобилю полетела команда "по машинам", хотя никто из них и не выходил. Автомобили в голове колонны, что-то объезжая, двинулись вниз в долину. А остановку вызвала скатившаяся на дорогу из перегруженной платформы огромного тягача - МАЗа пятисоткилограммовая авиабомба. За эти пять минут растерянность водителей сменилась решительностью старшего колонны. Не имея возможности загрузить бомбу обратно, вручную это невозможно, а ремонтная машина с грузовой стрелой не могла подъехать из-за узости на повороте, было принято решение бомбу оставить на дороге. Каждая минута остановки колонны могла привлечь афганских партизан. И потери могли бы быть гораздо больше. О бомбе сообщили по радио в штаб охраняющего дорогу батальона, и ушла колонна, оставив лежать на раскаленной бетонке громадину, таящую в себе десятки, сотни смертей.
Два дня валялась на дороге покрытая желто-серой пылью бомба. Уже колеса множества советских машин и афганских "барбухаек" утоптали объезд, пока не увидел бомбу дедок - афганец, ехавший на ослике. Остановился, потрогал, попытался откатить. Да куда там! Сел на ослика и уехал. С советского выносного поста хорошо был виден этот дед и все его действия около бомбы. О нем доложили в штаб оперативному дежурному и продолжили наблюдение. Дедушка появился рано утром следующего дня и, разложив гаечные ключи и отвертки, стал что-то колдовать над бомбой. Сразу же повторный доклад об афганце полетел в эфир. Из штаба батальона срочно выехала комендантская машина с группой солдат и представителем особого отдела КГБ. Особист, наверное, рапорт начальству настрочил о террористе и пяти, захваченных у него, центнерах взрывчатки. Мысленно уже по четвертой звездочке на свои погоны прикрепил. И еще появилась надежда орден получить. Никто у них в отделе душмана - заговорщика лично не захватил и не смог обнаружить полтонны взрывчатки. А он смог! Мечты старшего лейтенанта оборвались в тот момент, когда водитель резко нажал на тормоз около навьюченного ослика. Пока машина с солдатами кружила по серпантину, дедок успел полностью разобрать бомботару. Оказалось "матерому душману" и даром не нужна была бомба и взрывчатка в ней. Ему нужны были дрова. А их вон сколько получилось!
Интересная это штука - бомботара, бомба в ней как в скорлупе. А скорлупа эта сделана из отличных покрашенных зеленой краской березовых брусьев, с массой всяческих железячек и войлочных прокладок. И все это крепко-накрепко скреплено шурупами и болтами. Вот их вывинчивал и скручивал старый афганец, когда о нем докладывали в комендатуру. Дрова в Афганистане на базарах на вес продают, в большой цене они в горно-пустынной местности. А тут на бетонке бесхозные бруски двухметровой длины и толстые деревянные боковины, только поработать седобородому "заговорщику" пришлось. Переводчик-таджик задал несколько вопросов старому афганцу, тот ответил. Выслушав перевод, приказал старлей отпустить "террориста". Через десять минут скрылся за скалой на повороте дороги ослик и его сухощавый владелец. Скрылись за поворотом и звездочки на погоны, и орденок на грудь длинноногого особиста.
А бомба? Еще неделю валялась она на обочине, пока нежданный ливень не превратил пыль в грязь. Соскользнула бомба вниз по склону и упала с обрыва в речку Баклин. Больше ее и не видели.