Парашют - от французского parachute (от греческого para
- "против" и французского chute - "падать") - устройство
для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы.
Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов,
космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке
самолетов и др. (Советский Энциклопедический Словарь,
издание третье г.1985 , стр. 965)
Санкт - Петербург, Комендантское поле, 24 сентября 1910 года (по старому стилю).
- Покупайте газету! Покупайте газету! Только в сегодняшнем номере, программа полетов! Программа полетов, авиаторы и высокопоставленные гости! Покупайте газету!
- Экий ты звонкий. Ну, давай, - Котельников бросил мальчишке монетку и выудил у того из стопки один экземпляр газеты.
- Благодарствую, - мальчуган ловко поймал монету, рука тут же исчезла в длинном рукаве камзола явно приходящегося ему не по плечу. Серые глаза мальчика радостно блестели. Картуз был сдвинут на затылок и чуть-чуть на бок, выставляя на обозрение, копну темных волос. Краем мятого и засаленного рукава камзола мальчишка утер мокрый нос и улыбнулся.
- Беги, созывай публику, - Глеб щелкнул пальцами по козырьку картуза. - Ну-с, посмотрим, - и Котельников развернул газету.
- Покупайте газету! Только в сегодняшнем номере..., - доносились уже из-за спины Глеба возгласы разносчика газет.
- Глеб! Котельников? Ты ли это?!
Котельников поднял голову, разыскивая глазами того, кто его окликнул.
- Ну, не ожидал тебя видеть здесь, а праздник то, какой! Гостей сколько! Да каких! - с восхищением подходя к Глебу, произнес мужчина среднего роста в шинели с погонами штабс-капитана. Средних лет, его круглое лицо, нос картошкой и лучезарная улыбка заставили улыбнуться Котельникова. Узнал.
- Добрынин? Это ты? Какими судьбами? Да в столице! - радостно откликнулся Глеб и развел руки, принимая друга в объятия.
- Ну, ты - прямо франт! - освобождаясь от объятий, похлопывая дружески по плечу Котельникова и с улыбкой глядя на товарища, восхищенно сказал Добрынин. - Ну, дай-ка я тебя разгляжу, мы же с 1894-го не виделись, как училище окончили. Усы, какие отпустил, обольститель сердец женских! Пальто модное, брюки, туфли. Ну, совсем не изменился. Разве что чуть возмужал. Взгляд такой - серьезный, проникающий. Очень рад тебя видеть! Ты сейчас, где и кем служишь?
- Служил и служу, - улыбаясь, ответил Глеб. - В 1897 я подал в отставку и сейчас служу в труппе Народного дома на Петербургской стороне, может быть, доводилось слышать? Мой псевдоним Глебов.
- От чего же, слышал. А я вот прибыл в столицу в распоряжение Льва Макаровича Мациевича! Ну что же мы стоим, пойдем ближе к летному полю, - и Добрынин сделал приглашающий жест рукой.
- Да Павел, прости, я немножко от такой встречи под впечатлением. Конечно же, пошли. Я хотел прочесть, кто сегодня будет участвовать в празднике, вот газету даже купил, - Котельников продемонстрировал Добрынину купленную газету.
- Я тебе по дороге все расскажу и даже покажу. Не нужна нам твоя газета. Ты женат?
- Да.
- И кто она?
- Юлия Васильевна Волкова.
- Рад, очень рад! Вы же с детства были знакомы.
- Да, я очень счастлив!
- А что сейчас один?
- Захворала, чувствует не очень хорошо себя, решили, что схожу один и все ей поведаю вечером. Она заочно о тебе знает по моим рассказам, поэтому, будет очень рада живой встрече, если только самочувствие позволит.
На поле, близ стоянки аэропланов уже начала собираться толпа любопытствующих горожан. Справа от стоянки отдельно возвышалась трибуна с местами для высокопоставленных гостей. Над трибуной был развернут большой транспарант "Императорский Всероссийский Аэроклуб". Рядом были расположены трибуны для обычных зрителей. Чуть поодаль от трибун виднелись разбитые палатки для авиаторов и обслуживающего персонала. Яркий шатер, видимо импровизированная столовая для высоких чинов, выделялся на фоне этого полевого лагеря украшенный красивыми разноцветными лентами. Из полевой кухни установленной среди палаток выходил дымок. А ветер, дующий с поля, разносил приятный запах готовящихся на ней яств. Вдалеке величественно возвышалось несколько ангаров, из одного технический персонал выкатывал аэроплан.
Легкие облака неспешно проплывали по небу, утреннее солнце отдавало тепло своих лучей людям, собравшимся на празднике.
К полю из-за трибуны вышел стройными рядами военный оркестр и на радость публике заиграл торжественный марш.
- Уже прибыл генерал-губернатор. Сейчас должен прибыть великий князь Александр Михайлович.
- Он же шеф нашей военной авиации? - перебил друга Котельников.
- Да, да. А вон посмотри, видишь, левее трибуны, висит змейковый аэростат?
- Вижу.
- Этот аэростат изобрел подполковник Ульянин Сергей Алексеевич, он авиатор и тоже участвует в состязаниях на празднике, - продолжал Добрынин. - И затем на аэростате покатают всех желающих.
- Да?! Как интересно.
- Сергей Алексеевич великий естествоиспытатель и пионер нашего воздухоплавания! Он, как и Мациевич, окончил авиашколу Анри Фармана во Франции и вернулся в этом году на Родину. Ох, Глеб, голова кругом идет от его изобретений, один миниатюр-полигон чего стоит. Ну, об этом не сейчас.
Котельников и Добрынин уже приблизились к стоянке аэропланов. Там собралась толпа.
- А вот и сам Лев Макарович, он сегодня будет видимо вновь, производить катание высокопоставленных лиц на своем "Фармане". Если те изъявят желание, а они точно его изъявят. Вон видишь в кожаном пальто. Шлем и очки держит в руках.
- Тот, справа от двух офицеров? - вытянул руку Котельников, указывая на троих мужчин стоящих у одного из аэропланов.
- Да, он самый. Он тут очень популярная личность. Ты знаешь у Льва Макаровича тоже головокружительные идеи, он в прошлом году представил на обсуждение Морского технического комитета модель корабля отдельного типа, который способен нести двадцать пять аэропланов! - с восхищением продолжал Добрынин. - Вон смотри скорее! Столыпин Петр Аркадьевич прибыл. Видишь, к трибуне направляется?
- Точно! Председатель правительства собственной персоной.
- Лев Макарович вчера катал министра на "Фармане", и приятно видеть, что премьер-министр относится с большим вниманием к развитию авиации. Сейчас главная задача праздника воздухоплавания, чтобы присутствовало как можно больше предпринимателей, промышленников, очень многих пригласили и их главное свести с заинтересованными людьми в развитие воздухоплавания, ведь для государства это имеет в будущем огромное значение. На празднике уже демонстрировали первый серийный аэроплан отечественной конструкции, авиатор Сегно поднял его в небо. Называется "Россия-А".
Толпа на поле шумно загудела, приветствуя высокопоставленного гостя, заглушая оркестр. Столыпин в сопровождении своего секретаря направился к троице, на которую только что обратили внимание Котельников и Добрынин.
Офицеры подобрались, капитан Мациевич надел на голову шлем, откозыряли подошедшему к ним председателю правительства. Столыпин каждому пожал руку, о чем-то заговорил. После ответа Мациевича, секретарь Столыпина тут же принялся вести записи в своем блокноте. Премьер-министр слегка кивнул, офицеры приняли стойку смирно и вновь откозыряли собравшемуся уходить высокопоставленному лицу. Как только Столыпин удалился, Лев Макарович подозвал знаками к себе Добрынина, которого разглядел в толпе.
- Глеб, я пошел, вон Мациевич зовет, ты будь, пожалуйста, по правому краю трибуны, чтобы я тебя легко нашел.
- Да, здесь удобно будет все наблюдать.
- Хорошо. Как только у меня появится время, я тебя здесь найду. А вечером, вечером обязательно отужинаем, я приглашаю, и только чтобы был вместе с супругой, - пятясь, прокричал Добрынин.
- Хорошо, хорошо, Павел. Я буду ждать здесь.
Глеб заложил руки за спину, вытянул голову приподняв подбородок и привстал на носки, чтобы разглядеть, как его друг пробирается сквозь толпу.
Оркестр заиграл легкую и быструю польку. Кто-то на поле даже пустился в пляс. Народ отдыхал и ожидал красивого зрелища.
Котельников осмотрелся, приметил среди толпы юнкеров, которые обсуждали качества новых аэропланов, Глеб услышал обрывки их спора. Множество любопытствующих мальчишек старались протиснуться в первые ряды, чтобы поближе увидеть, а может и прикоснуться к чудо-технике - аэроплану.
Все вокруг наперебой только и говорили о воздухоплавании, о новых рекордах. Об авиаторах, чья новая профессия вызывала восторг у многих юных барышень и стремление к учебе и карьере воздухоплавателей у юношей. Начиналась новая эпоха, эпоха двадцатого века.
В небо над полем подняли небольшой воздушный шар, в корзине под шаром находился человек, он стал подавать световые сигналы при помощи светового телеграфа. Представление начиналось.
Толпа вновь бурно зашумела. На праздник прибыл великий князь Александр Михайлович. В сопровождении адъютанта и еще каких то лиц прошел сразу на трибуну. На трибуне поздоровался с премьер-министром и представителями духовенства, о чем-то с ними заговорил. Затем встал и легким кивком поздоровался с присутствующими на поле. Толпа опять зашумела, послышались радостные возгласы. Великий князь повернулся к воздушному шару, зависшему над полем и взмахом руки возвестил о начале праздника.
На шаре телеграфист передал короткое послание, и шар начали опускать. Громыхнул выстрел пушки. Начинались полеты.
Вдоль ровного строя аэропланов по полю прошел батюшка, настоятель одной из церквей Санкт-Петербурга, благословил славных авиаторов на полеты. Летчики и их техники, выстроившиеся возле аэропланов, обнажив головы и припав на одно колено, осенили себя крестными знамениями. Все мужчины сняли шапки и шляпы в толпе и перекрестились. Оркестр заиграл "Боже Царя храни".
Глеб прочитал программу и свернул газету. В празднике принимали участие двенадцать русских авиаторов: подполковник Ульянин С.А., капитан Мациевич Л. М., лейтенант Пиотровский Г. В., поручики Руднев Е. В., Матыевич-Мацеевич Б. В., Горшков Г. Г., шесть офицеров и шесть штатских: Сегно Г. С., Ефимов М. Н., Уточкин С. И., фон Крумм А. В., Кузьминский А. А., Лебедев В. А..
Рядом с Глебом стояли двое мужчин и негромко переговаривались, обсуждали авиаторов и их полеты. Из разговора Котельников понял, что Мациевич должен был подняться в воздух на аэроплане "Соммера", но ветер усилился, и полет решено было отложить. В воздух капитан поднялся на "Фармане". На радость публике он летал очень красиво. Демонстрация взлета, заход на посадку, прямые пролеты вдоль трибун под возгласы толпы. Практиковал и набор максимальной высоты. Пробовал свою машину. Зрители, с восхищением и затаив дыхание, наблюдали за полетами.
- Глеб, ну как? Не скучаешь? - хлопнув Котельникова по плечу, неожиданно из-за спины появился Добрынин.
- Уф! Напугал, - Глеб улыбнулся.
- Вот смотри, почувствовал, как Лев Макарович летает, разницу усмотрел с другими авиаторами?
- Да! Видно, красота линий, какая!
- Да брат, ты прав. А вот сейчас начальника Главного морского штаба будет катать. Это вице-адмирал Яковлев изъявил желание. Все хотят летать с Мациевичем! Ну ладно, я тебя забежал проведать. Смотри и наслаждайся. Постараюсь скоро вернуться.
- Павел, да ты бы из-за меня так не суетился. Я отдыхаю, смотрю, а ты на службе. Вечером к концу дня и встретимся.
- Ну, хорошо. Договорились, - и Добрынин опять исчез где-то за спиной Котельникова.
Глеб повернулся, покрутился, пытаясь понять какими путями, его друг оказывается на трибуне, но народа было слишком много, и он потерял Добрынина из виду.
Увлеченный полетами авиаторов, став невольным свидетелем множества споров и рассуждений, находящихся на трибунах абсолютно разных людей, сословий и профессий, Глеб не заметил, как приблизился вечер.
Его поражало, как летает "Фарман", поражало простейшее устройство аппарата. Две плоскости, скрепленные тонкими стойками и растяжками между ними, видимо придававшими жесткость конструкции. Сидение, на которое забирался авиатор, крепилось на нижней плоскости, чуть впереди за плоскостью располагалась металлическая подножка, куда можно было поставить ноги во время полета. Мотор находился позади авиатора, руль высоты находился по правую руку, обычный длинный рычаг. А желавшие покататься забирались за спину авиатора и держались либо за его плечи или за тонкие стойки. Глеб восхищался умением управлять аэропланом и храбростью мужчин, обучившихся и вкусивших ощущение полета. Он искренне завидовал тем, кто смог подняться в воздух вместе с авиаторами и испытать эти ощущения, пускай в качестве пассажира.
Грохнул выстрел пушки, сигнал о завершение очередного праздничного дня. Котельников откинул полу пальто и из кармана брюк достал часы, взглянул на них, было начало шестого.
В воздухе уже находился поручик Руднев. А Мациевич, уверенно, кругами набирал высоту. Глеб осмотрелся, народу уже было не так много, несколько десятков толпилось у змейкового аэростата, всех желающих на нем поднимали в небо. На трибуне все смотрели как "Фарман" Мациевича забирается все выше и выше, высота уже была около четырехсот метров. Оставшаяся публика была в предвкушении, как умелый авиатор в скором времени начнет снижаться и продемонстрирует свой фирменный трюк с посадкой. Его аэроплан коснется земли и побежит вдоль поля, так умел делать пока только Мациевич.
Возглас ужаса пронесся по трибунам, Глеб сам издал нечленораздельный звук, спазм сдавил его горло. Все замерло. Зрители увидели, как аэроплан нырнул носом к земле. Как начал разламываться, маленькая фигурка авиатора отделилась от аэроплана и, размахивая руками, быстро понеслась к земле. Мотор, отвалившийся от аэроплана, быстрее человека тяжелее его в несколько раз упал на землю. Многие женщины зажали рот руками, кто-то упал в обморок, кто-то отвернулся. На глазах у сотен зрителей произошла непоправимая трагедия и все были в каком-то оцепенении.
Все было кончено. Лишь небольшой фрагмент плоскости, закрученный воздушными потоками, кувыркаясь, медленно опускался на землю.
Солдаты и полиция уже устремились к месту падения и стали оцеплять его. Глеб увидел, как двуколка Красного креста устремилась к лежащему на поле телу авиатора. Еще откуда-то со стороны палаток бежали люди с носилками и в белых халатах.
Глеб был потрясен происшедшим на его глазах. Он не помнил, как очутился дома. Он очнулся, когда зашел в комнату и увидел Юлю, свою жену.
- Глебушка, да на тебе лица нет?! Что стряслось?! - взволновано спросила Юлия Васильевна, прижимая край теплой шали руками к груди.
- Я, - Глеб сглотнул, - я видел ужасное, Юленька. На моих глазах погиб сегодня капитан Мациевич. Я должен, должен сделать одну вещь. Я должен ее придумать, сконструировать и эта вещь сослужит авиаторам добрую, хорошую службу.
Глеб поднял руки, подошел к жене и обнял ее, она тихонечко уткнулась ему в плечо и пальцами вытерла выступившие на глазах слезы.
--
- Л. М. Мациевич - капитан корпуса корабельных инженеров, талантливый конструктор - создал более десятка моделей субмарин для флота, один из первых летчиков Империи. Первый погибший авиатор в России.
--
- С. А. Ульянин -после окончания Третьего Александровского военного училища определен в пехоту. Но страсть к конструкторскому делу и любовь к технике способствуют переводу в Варшавскую крепостную артиллерию, где он начинает опыты с воздушными змеями, с целью приспособить их для обмена сигналами между фортами и крепостями, фотосъемки с воздуха, в последствии сконструировал змейковый аэростат (поезд) позволяющий поднимать в небо наблюдателей (до трех человек). В 1904 взялся за разработку системы радиоуправления аэропланами. Один из первых летчиков Империи. В 1910 изобретает систему автоматического фотографирования местности с воздушного змея. В 1911 году конструирует собственный аэроплан ПТА-1.
--
- миниатюр-полигон - прибор для обучения артиллерийской стрельбе с закрытых позиций, имитирует местность и разрывы снарядов на ней, изобретен в 1899 году и практически без изменений применяется в наши дни.
--
- Г. Е. Котельников - изобретатель первого авиационного ранцевого парашюта
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023