ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Бобров Глеб
Будущее, Которое Не Пожелаешь

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
   "ЭПОХА МЕРТВОРОЖДЕННЫХ":
   БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ
  
  
   Украина рассыпалась на части и захлебнулась в гражданской войне. Танки "свидомитов" утюжат разрушенные города Донбасса...
  
   ...а малороссийские ополченцы устраивают засады элитным батальонам галичан и их польским союзникам. Страна, которую мы знаем, больше не существует, превратившись в кровавые руины...

Нет, это не пророческое видение бабы Ванги и не очередная трактовка центурий Нострадамуса - хотя последний якобы предсказывал большую войну в Северном Причерноморье в начале XXI века. К счастью, это пока только фантастика, сюжет повести Глеба Боброва "Эпоха мёртворожденных" - относящейся к популярному литературному жанру "альтернативной истории", и недавно появившейся на полках книжных магазинов.

Прошлое, настоящее или грядущее в представлении писателей всегда вызывало живой интерес у читателей. Многие из которых и сами не прочь помечтать на тему "а вот если бы..." - мысленно изменяя историю Древнего Рима или Российской Империи, придумывая неожиданные варианты развития сегодняшней ситуации, или представляя себе мир будущего.

Правда, грезы о будущем в основном трансформируются у нас в жанры научно-популярной или "космической" фантастики, "кибер-панка" и даже странной смеси фэнтези со "спецназовским боевиком", но вот если оно интересует вас с точки зрения социально-политического развития, то это уже будет "утопия" или "антиутопия". А добавьте сюда какую-то катастрофу - и получите "постапокалипсис". В общем, направлений много, а книг и экранизаций вообще не сосчитать.

В СССР "антиутопия" или "постапокалипсис" в применении к собственной стране не приветствовались, и за попытку расписать крушение первой страны социализма можно было встретиться со строгими мужчинами в серых костюмах. Поэтому за несколько десятилетий был создан лишь почти безобидный "Остров Крым" Василия Аксенова. И сюжеты подобного жанра советские читатели черпали из зарубежной литературы или произведений Алексея Толстого и Александра Беляева.

Впрочем, даже на "свободном" Западе есть черта, за которую не рекомендуется переступать. Так, книга "Дневники Тернера" Эндрю Макдональда запрещена в ряде стран как произведение, пропагандирующее нацизм и даже признана "пособием террористов". Хотя, по сути, она является типичным произведением об одном из вариантов распада США - но только написанная с позиции "темной стороны". Эдакое "евангелие от Иуды".

С развалом Союза в отечественно литературе наступил полный плюрализм фантазии, и, накушавшись бандитских детективов и повестей о крутых десантниках, читатель с увлечением взялся за более серьезные и увлекательные жанры. В том числе за отечественные "утопии" и "постапокалипсис". Россия, конечно, в этом плане лидирует - всех изданных там произведений на эту тему и не упомнишь. От оптимистического "Виват, Император!" до мрачных "Мы, силы" и "Мародера".

У нас пока что широкому кругу известны только три произведения, причем все они посвященны такой острой и тревожной теме, как распад Украины и противостояния возникших на ее территории самостийных государств. Теме, которая, в отличие от угрозы из космоса или ядерной войны, не только не надумана - подобное уже было в нашей истории. Достаточно вспомнить события 1917-1920 годов. Поэтому такие книги задают вопрос не о том, реален ли такой сценарий. Скорее, они спрашивают, может ли он повторится - и в каком варианте.

Роман Александра Ирванца "Рiвне/Ровно (Стiна)" был написан в 1999 году, а в 2007-м получил в Польше престижную литературную награду "Angelus" (и денежную премию). Повесть Дмитрия Губенко "Сходославия" увидела свет в 2003 году. Первое и самое главное впечатление о них - обе они объедены эдаким западноукраинским оптимизмом и даже, кажется, заносчивостью.

Западноукраинская республика (у Ирванца) и Украинская Республика (у Губенко) имеют на порядок более высокий уровень жизни, чем у их оппонентов на Востоке - Социалистической Украины и Федеративной республики Украина. Они наслаждаются покровительством Запада и "европейскими стандартами", наблюдая, как по ту сторону границы страдают в очередях за продуктами незадачливые "схидняки".

Честно говоря, это ничуть не удивляет - потому что это не более чем реальное отражение мировоззрения, преобладающего в западных регионах Украины. Действительно, немало людей там всё еще верят в политические лозунги национал-патриотов, что путь к достатку лежит через "интеграцию в Европу" - а по "советскому прошлому" и России тужат только "манкурты" Донбасса и Крыма, неспособные устроить свою жизнь. Чем-то напоминает известный "Фатерланд" (с Рутгером Хауэром в главной роли), вот только авторы не задаются вопросом, что же скрывается за фасадом этого внешне кажущегося благополучия.

Высокоинтеллектуальный обеспеченный галичанин с чашечкой кофе в руке - и нищий донецкий шахтер, закусывающий водку ливерной колбасой. В таких вот фигурах воплощается их представление о различие между Востоком и Западом. Понятно, что подобное мировоззрение - полнейшая утопия, поэтому и созданные на его основе литературные произведение тоже хочется отнести к утопическому жанру.

В "Эпохе мертворожденных" Боброва, законченному в 2007 году (и в этом вышедшем в тираж) реализма куда больше, и о таком будущем совершенно не хочется мечтать. Потому что в нем вообще нет наивности и романтики - а даже совершенно наоборот. Конечно, читателям Юго-Востока наверняка бы хотелось углубиться в совершенно другой сюжет, в котором Донбасс побеждает и, освободившись от "галицких нахлебников", начинает жить как кот возле крынки со сметаной. Ведь настроения сторонников сепаратизма по оба берега Днепра в принципе совершенно одинаковые: во всем виноваты иждивенцы галичане (донбасята), вот отделимся от них - и заживем как люди!

Книга Глеба Боброва опускает таких мечтателей на грешную землю. В ней Украина развалилась даже не на две, а на три части: республику Галицию, Центральноукраинскую республику (ЦУР) и конфедерацию Восточной Малороссии (плюс Крым с неопределенным статусом). Но вместо того, чтобы меряться уровнем жизни, эти республики начинают кровавую гражданскую войну - описанию которой и посвящен сюжет повести.

Автор не стал фантазировать на тему непобедимости армии Малороссии - нет, в книге объединенные силы ЦУРа, Галичины и восточных членов Евросоюза (во главе с Польшей) наносят малороссам сокрушительное поражение. Разрушен Северодонецк, пал Луганск, последние защитники обороняют Донецк, а толпы беженцев стремятся к границе с Россией.

Изюминка повести и в том, что она написана с точки зрения простого участника боевых действий - и простого гражданина вымышленной Малороссии. А не политика, супергероя или жующего бутерброд обывателя теплого дома. Это дает большое понимание того что, что ждет каждого из нас в случае реализации такого сценария.

Книга наполнена подробностями, которые несколько озадачивают и утомляют тех читателей, которые войну и даже службу в армии видели только в кино. Но думается, это не потому, что автор - ветеран Афганистана, а скорее для того, чтобы мы смогли полноценно представить себе всю ужасающую реальность подобного варианта развития истории. С кровью и грязью, с жестокостью и падением не то что нравов - но даже элементарных основ человеческого общества, которое придают повести черты самого настоящего "постапокалипсиса". Однако ведь такой война и является на самом деле. И это хорошее предупреждение тем, кто по наивности желает поиграть в "войнушки", забросав противника шапками.

Весьма запомнилось и то, что политики, после раскола страны объявившие себя властями Малороссии, в конечном итоге оказались бездарными предателями - которые были свергнуты и расстреляны в ходе переворота военных, взявших оборону республики в свои руки. Наверное, большинство жителей Юго-Востока согласятся с таким сюжетом - потому что они прекрасно знают, что из себя представляют те, кто воссел бы у них на вершине власти в случае раскола Украины. Сегодня эти люди надувают щеки в Верховной раде и областных органах власти Донбасса, являясь членами одной очень известной партии.

Словом, книга достойна того, чтобы ее прочитать - тем более, что в связи со своим специфическим сюжетом она тут же попала в разряд скандальных. А уже какие из нее вы сделаете выводы - это уже ваше дело.

Интересно вот что: осматривая полку украинской "антиутопии" и "постапокалипсиса", с удивлением обнаруживаешь, повести о падении на Неньку астероида или затопления ее водами поднявшегося в результате глобального потепления океана, пока никто не видел. Неужели писатели действительно считают, что самая реальная опасность для Украины - это ее распад и гражданская война?
  
   (с) "From-ua", Сергей Волошин
  
   http://www.from-ua.com/kio/ba783b3741271.html
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023