ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Филиппов Дмитрий
Дети Деркулова

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:

  У литературных героев, конечно же, есть дети. Не в сюжетном, а в метафизическом смысле. Вышедшие из характера, поступков и самой сути персонажа. Так случается, когда выстраданный текст разрывает границы вымысла и прорастает в реальность. Так дети Ставрогина в начале 20 века устроили в России кровавую баню. А дети Деркулова прямо сейчас защищают русский мир на Донбассе. На новоязе мятежной республики их называют красивым и крепким словом ополчи с ударением на первую -о.
  
  Десять лет назад луганчанин Глеб Бобров начал писать "Эпоху мертворождённых" - роман-предсказание, роман-прозрение. В 2007 году текст был опубликован издательством "Эксмо" в неудачной серии. Что-то вроде "новый русский боевик" или "военное фэнтэзи". Это как раз тот случай, когда серия портит книгу. Написанный по всем законам жанра, мастерски сделанный роман затерялся в потоке масслита. А надо было миллионным тиражом размножить и заставить прочесть каждого украинца: смотрите! вот так будет! вот именно так всё и будет! смотрите и не говорите потом, что не видели!
  Основатель и главный редактор сайта военной литературы "Окопка.ру", "афганец" Глеб Бобров угадал всё, что сейчас происходит на наших глазах: раскол Украины, отделение мятежных республик, войну отрядов ополчения с регулярной армией когда-то братской страны, появление Стрелкова, позицию России, которая то поможет, то откатится... Угадано до мелочей. И это предсказание оглушает с первых же страниц. Главный герой, полевой командир Деркулов ведёт повествование от первого лица и последовательно рассказывает, как и почему Украина сошла с ума.
  Читать "Эпоху мертворождённых" страшно. Во-первых, Бобров не щадит читателя. Война описана без пафоса и героики, а как грязное, жестокое и кровавое камлание. На войне отрезают губы, сжигают живьём, вешают без суда и следствия. Человеческие законы перестают работать. Не бывает на войне хороших парней. Во-вторых, разрывает мозг вереница совпадений. События угаданы практически до географии. И Бобров предстаёт шаманом, которому подвластно будущее. Кажется, что как он напишет дальше - так и будет. И начинаешь ловить себя на мысленном обращении к автору: ну, сделай ты, чтобы всё кончилось хорошо! Ну, что тебе стоит, брат! Ты же можешь...
  Ещё одна заслуга Боброва в том, что грубый реализм войны не застилает простую истину: всегда есть правые и виноватые. Всегда! И в этом смысле роман не похож на современные примеры депрессивной военной прозы, но ведёт свою генеалогию от лучших образцов литературы о войне: "В окопах Сталинграда", "Живые и мёртвые", "Горячий снег". Потому что, когда пишешь о войне, крайне важно знать, что дело твоё правое.
  Метод... Я не знаю, как назвать метод, которым пользуется Бобров. Нет, конечно, это реализм, но точно не "новый". Не смотря на жестокость сцен и правду войны, в романе нет социального пессимизма. Напротив, он напитан яростным порывом вперёд, накачан бугристой, мускульной силой мужчины, воина, который в поле один, и наперекор всему остаётся воином. И это точно не классический реализм, и не соцреализм, хотя элементы и того и другого в тексте присутствуют... Нет точного термина. Я бы назвал метод, которым пользуется Бобров - языческий реализм. Потому что мир изменился бесповоротно, и автор не верит больше в идеи гуманизма, на которых столетия держался корпус мировой литературы. Полевой командир Деркулов является воплощением древнего, как человечество, закона: око за око. И даже если платой за исполнение этого закона будет бессмертие человеческой души - он на это согласен. Прозвучит кощунственно, но есть вещи дороже: земля, язык и голос крови.
  А ещё в романе нет идеологии. Редкость для современной литературы. Вопросы, поднятые Бобровым, глубже и шире сформировавшихся идеологем. Это на страницах "фэйсбука" прослеживается разделение на патриотов и либералов, левых и правых, консерваторов и демократов, а на войне только одно имеет значение: знаешь ли, за что воюешь, и готов ли умереть за это знание. Деркулов готов. И его дети в окопах Новороссии готовы.
  "Эпоха мертворождённых" очень точна в вопросах военной тактики и стратегии. Видно, что автор знаком с войной не понаслышке. Сцены боёв и войсковых операций описаны с дотошностью профессионала. Это генералам на заметку. Какой мы тираж нафантазировали? Миллион? Пару сотен надо в Генштаб отправить.
  Вот что ещё! В романе нет тишины. Совсем. Автор не даёт читателю передышки. Гремящая, лязгающая гражданская война заполняет тебя всего без остатка, и в какой-то момент тебе кажется, что дальше некуда, всё, границы человеческой души исчерпаны. И в этот момент происходит необъяснимое. Ты проглатываешь войну, пропускаешь её через себя и вместе с Деркуловым жертвуешь бессмертием своей души ради чего-то невыразимо большего, звучащего в тебе голосом из правремен. Душа ширится и становится безразмерной.
  Бобров шаманит, пишет историю рукой пророка. Но беда современного мира в том, что пророки не нужны, им никто не верит. Пройдена точка невозврата, и мир с улыбкой умалишённого катится в бездну. Культовый мем "улыбайся - людей это раздражает" придуман, чтобы скрыть сумасшествие мира. И только дети Деркулова не смеются. Тормозят падение изо всех сил, сдирая в кровь руки, бросаясь под колёса. Благодаря им мы ещё держимся. Но сумасшедших всё больше и несть им числа.
  В интервью газете "Завтра" на вопрос, когда он понял, что события романа прорастают в реальность, Бобров ответил: "Это произошло 2 июня в 14:58. Я шёл к областной администрации Луганска, где у меня была назначена встреча, и в это время прямо над головой начал заходить на боевой курс украинский штурмовик. И в какой-то момент я увидел, что это уже не обычный облёт, а заход на цель. Штурмовик завалился на левое крыло и нырнул к земле. Ошибиться было невозможно, единственно, что я успел сделать - посмотреть на часы - зафиксировать время БШУ. А потом из-под крыльев к земле рванули чёрные росчерки "нурсов". Подбежал к зданию администрации и понял, что "Эпоха мертворождённых" началась. Вокруг меня в лужах крови умирали люди. Там погиб Саша Гизай - афганец, историк, общественник, поисковик - всю жизнь после Афгана спасавший обездоленных: бомжей, сидельцев, - поднимавший со своим поисковым отрядом тысячи незахороненных воинов Великой Отечественной. Вот так началась эпоха, так началась война". Я хочу, чтобы вы понимали - это не рецензия, но лишь наброски к ней, попытка подкопаться под глыбу, а поднимать будут другие. Не пришло ещё время для полновесной оценки романа в контексте истории и современной литературы. А пока... Читайте "Эпоху мертворождённых". Слушайте, что говорит нам Деркулов. Молитесь за его детей. Потому что мир хоть и катится в пропасть, но надежда есть. Фронт не прорван пока дети Деркулова стоят насмерть.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023