Аннотация: Курсантская быль о специфических особенностях гранатометания
Не бойся гранаты, она ручная Курсантская быль
Посвящается всем живущим преподавателям Огневой подготовки Высшего Пограничного Командного Ордена Октябрьской Революции Краснознаменного Училища КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского
Много курьезных случаев происходило на практических занятиях по огневой подготовке в полевом учебном центре (ПУЦ).
Самые драматичные были связаны с занятиями по метанию ручных гранат.
Пока производилось метание имитационных болванок, все было более-менее терпимо.
Лирическое отступление: Для имитации бросков гранат использовались железные болванки, выполненные в форме противотанковой гранаты с ручкой и расширенным навершием весом 600-700 грамм. Тащить ящик данных боеприпасов до учебного места проведения занятия на городке гранатометания было удовольствием из разряда экстремальных. Обычно им премировались "залетчики". Если таковых не находилось, то это чаще всего бывали те, кто в строю ближе всего стоит к заместителю командира учебной пограничной заставы (ПОГЗ).
В первой шеренге за командиром 1-го отделения стоял Женька Старчеус, литовец алматинского разлива в два метра ростом, а рядом с ним Ваш покорный слуга. Не знаю, как Женька, но я в силу своей природной наивности мечтал о том, чтобы "залетчики" были всегда! Говорится же в библии - не возжелай зла ближнему своему! Поэтому залеты сыпались на мою голову как из рога изобилия...
И как следствие Женьке приходилось таскать ящик с боеприпасами и меня в придачу. Что с учетом его богатырских габаритов было не очень уж обременительно.
Обычно выдвижение на учебное место совмещалось с пробежкой строя в колонну по три. Что при наличии штатного вооружения, комплекта ОЗК и шансового инструмента, малой саперной лопатки - МСЛ было упражнение воспитывающее выносливость в будущих командирах Пограничных войск. По мерам безопасности, метающий гранаты должен быть в стальном шлеме. Поэтому мы получили в оружейке (Комнате хранения оружия) ещё и каски в придачу ко всему прочему снаряжению. Наш с Женькой удел был бежать с ящиком боеприпасов позади строя в клубах пыли поднимаемой нашим подразделением. Это реально напрягало. С учетом не милосердного южного солнышка, которое стабильно поддерживало температуру более 30º С в тени. По дороге на стрельбище с тенью была напряженка. Так, что к концу лета выгорала вся возможная растительность. После 15 минут бега в таких условиях мозг под кепкой цвета хаки, отяжеленной каской, перегревался и включался автопилот, позволяющий тупо переставлять ноги. Последним усилием воли выбрасываешь ногу в кирзовом сапоге вперед, пока она летит - отдыхаешь. Потом следующий бросок. Ощущение не реальные, полнейшая нирвана.
По прибытию на учебное место преподаватель объяснял тему практического занятия по успешно пройденным и моментально забытым теоретическим разделам Огневой подготовки.
Показывал, как правильно выполнять необходимые приемы и упражнения. И мы приступали к тренировкам, так сказать для закрепления теоретических знаний и получения практического опыта.
Зная феноменальную способность курсантского организма к систематическому выветриванию любых знаний, преподаватели пытались довести наши действия до автоматизма. Чтобы мы не пытались напрягать извилины серого вещества в наших черепных коробках, а работали как механизмы, направленные на выполнение военных задач.
Спинной мозг усваивает движения механически после трех повторений, отцы командиры перестраховывались, и мы всё повторяли и повторяли упражнения.
Выйти на огневой рубеж, достать гранату из подсумка, граната в правой руке, левой сымитировать вворачивание запала, также левой сымитировать выдергивание предохранительного кольца чеки, далее имитация броска.
- На исходную, следующая пара!
- Закончить упражнение! Переходим к броскам!
Далее следовали броски имитационных болванок.
Выйти на огневой рубеж, достать гранату-болванку из подсумка, болванка в правой руке, левой сымитировать вворачивание запала, также левой сымитировать выдергивание кольца чеки, далее бросок.
Сначала броски были просто на дальность метания. Наши юные организмы откликнулись на них молодецкой удалью. Дальность в 50 метров и выше не была пределом! Отрывались от души. Первые два броска пробных, третий на оценку.
- Закончить упражнение! Переходим ко второму огневому рубежу!
Начались броски на метание ручных гранат в цель!
Выйти на огневой рубеж, достать гранату-болванку из подсумка, болванка в правой руке, левой сымитировать вворачивание запала, также левой сымитировать выдергивание кольца чеки, далее бросок в цель. В траншею противника, в окно строения, в амбразуру ДОТа...
Первые два броска пробных, третий на оценку.
- Закончить упражнение! Переходим к следующему огневому рубежу...
Ощущение бесконечности и методичности происходящего просто нереальное...
Чувствуешь, что все человеческое в тебе умирает за ненадобностью, и ты становишься роботом, этакой боевой машиной пехоты!
Уяснил задачу, вышел на рубеж - выполнил!
- На исходную, следующая пара!
- Закончить упражнение! Сдать болванки!
Как! Почему! Неужели все...
Но это было только начало.
Преподаватель выстроил нас в две шеренги и голосом, нетерпящим возражений, вселил в нас божественный трепет:
- Приступаем к метанию БОЕВЫХ гранат!
Он кратко пересказал нам тему ?3: "Ручные гранаты. Противопехотные и противотанковые гранаты. Способы их применения".
Теоретическое отступление: Ручные гранаты классифицируются по назначению на противопехотные (оборонительные Ф-1, РГО и наступательные РГД-5, РГН) и противотанковые.
Устройство:
1) Корпус (Ф-1, РГО чугунный, литой и РГД-5, РГН из штампованной листовой стали);
2. Тип срабатывания - Ф-1 и РГД-5 - дистанционного действия, новые образцы РГО и РГН - ударно-дистанционного действия;
3. Время дистанционного действия оборонительные 3,2-4,2 секунды, наступательные 3,3-4,3 секунды;
4. Радиус убойного действия осколков оборонительные 200 метров, наступательные до 25 метров.
Позволю себе опустить меры безопасности и методы применения ручных гранат, чтобы не отнимать много вашего времени, дорогие друзья!
Два солдатика из роты обеспечения полевого учебного центра подтащили ящик с гранатами и ящик с запалами. Мой мозг позеленел от зависти и несправедливости. Значит, как ящик с болванками таскать, так это мы со Старчевусом, а как с боевыми гранатами, так это солдатики на машине доставят. Вот блин армия, а слабо было и болванки в кузов закинуть!? Тогда я еще не понимал что, если бы не моя вечная везучесть, которая приучила мой дерзкий организм меньше думать и задавать глупые вопросы, мне во сто крат бы было тяжелей при дальнейшей службе.
Преподаватель открыл зеленый ящик, достал один корпус гранаты, взял один запал и в очередной раз продемонстрировал, как необходимо снаряжать гранату и произвести бросок. Все свои действия он сопровождал комментариями:
- Выйти на рубеж метания гранаты, достать гранату из подсумка, граната в правой руке, левой вворачиваем запал, также левой выдергиваем кольцо чеки, далее следует бросок.
- Запрещается трогать гранату, упавшую, но не взорвавшуюся после выдергивания чеки.
- Если предохранительная чека выдернута, граната подлежит уничтожению.
- Разряжать можно только те гранаты, у которых не выдергивали кольцо с чекой.
- Застава остается в укрытии на безопасном расстоянии, ко мне на рубеж гранатометания выдвигается получивший гранату и запал.
- Категорически запрещается снаряжать гранату без команды, запал без команды не вворачивать!
- Застава, в укрытие!
Мы резво спрыгнули в траншею в полный профиль, подгонять ни кого не пришлось!
По спине прошел противный холодок - гранаты БОЕВЫЕ!
Первым на рубеж с подполковником двинулся заместитель командира заставы старший сержант Крестин. Он уже отслужил два года срочной службы и вместо демобилизации из рядов Пограничных войск решил стать офицером. Видать, полученного в сержантской школе потолочного звания сержанта для него было мало.
Стас четко выполнил упражнение и зафитилил гранату, получив заслуженную пятерку в ведомость.
Первый разрыв вывел меня из оцепенения, вернув в действительность происходящего.
Стас возвращался с рубежа, преподаватель махнул рукой: - Следующий!
Получив у бойцов под роспись корпус и запал, к рубежу двинулся командир нашего первого отделения.
Следующим должен был быть Женька, а потом я! Разрыв, широкая спина Старчевуса удаляется!
В мои руки ложиться шариковая ручка, машинально ставлю подпись около пальца солдатика, которым он тычет в ведомость выдачи.
Ручку забирают и в мою правую ладонь ложиться леденящий корпус, вот и запал к этой смертельной игрушке!
- Следующий!
На встречу движется ничего не выражающее лицо Женьки, но глаза подозрительно по пять копеек! Даже его флегматичный характер данная процедура цепанула.
Машинально спрашиваю: - Ну, как?
- Нормально, пять! - так же машинально отвечает он.
Все, я на рубеже. Передо мной бетонное укрытие, стена где-то по грудь. Доклад:
- Курсант Бочаров к метанию ручной гранаты готов!
- Ввернуть запал, к выполнению упражнения приступить!
Вворачиваю запал, в руках появляется противный мондраж, запал ни как не хочет попадать в отверстие корпуса. Ввернул!
Граната в правой руке, левой выдергиваю предохранительное кольцо чеки, размахиваюсь, бросок.
Граната летит через бетонное укрытие и предательски падает в метрах восьми от него.
Я тупо смотрю, как она медленно катиться в сторону воронок, которые поразительно далеки.
Подполковник, видя такую подляну, что-то кричит рядом. У меня просто столбняк, я не слышу и не понимаю его. Я смотрю, как катится БОЕВАЯ ГРАНАТА!
Преподаватель среднего роста, полненький. Я длинный и худой. Он виснет у меня на плечах и пытается меня согнуть своим весом за укрытие. Я тупо стою и смотрю.
Подполковник, бьет мне под коленки, я складываюсь как карточный домик. Он наваливается на меня сверху. Взрыв! Нас накрывает взрывная волна, комья земли и дерна.
Преподаватель переворачивает меня, в ушах звон, но я четко слышу вопрос:
- Ты цел?
Тупо киваю головой, с каски за шиворот сыпется земля и песок.
И тут подполковник взрывается. Одной рукой выдергивает меня из-за укрытия и тычет в бетонную стену. Стена с внешней стороны вся испещрена выбоинами и ощетинилась осколками. Теперь-то я понимаю, что я был не первый и не последний, кто такое же отхлобучил, но тогда это зрелище произвело на меня разрушительное действие.
Мой моральный разгром довершил монолог военного - преподавателя огневой подготовки.
Таких многоэтажных оборотов я, воспитанный в интеллигентной семье и бандитской улицей, еще не слышал. Великий и могучий русский язык!
Если выкинуть из этой тирады ненормативную лексику, она была лаконичной:
-Два (в смысле - оценка за выполнение упражнения по гранатометанию)! В укрытие...
Я развернулся через левое плечо и побежал к траншее, а подполковник жадно закурил трясущимися руками.
Команды: - Следующий! Не было, и я не разминулся по дороге с Костей Каном, нашим единственным корейцем на целый дивизион.
Спрыгнув в траншею, я ощутил, что все кардинально переменилось. На меня смотрели как на инопланетного пришельца. Все понимали по суете на рубеже, до которого было метров 300, и близкому разрыву, что произошло, что-то экстра ординарное, но что именно понять не могли. Я был слегка шокирован произошедшим, и на все сыпавшиеся вопросы, тупо молчал, кивал головой в каске... и улыбался.
Подполковник курил, команды не было и это настораживало еще больше. Бойцы прекратили раздачу боеприпасов. Костя нервно теребил уже полученную гранату.
Наконец, преподаватель сделал последнюю затяжку и махнул рукой.
Кот, рванул на рубеж. Военный механизм опять заработал...
Но, как оказалось, тогда был "не наш день"! И в особенности не день руководителя практических занятий 306 ПОГЗ, товарища подполковника, к сожалению уже забыл его фамилию за давностью лет. Очень жаль, спасибо ему большое!
Кот, не будь дурак, шустро выполнил упражнение. Разрыв, и на рубеж рванул Валерка Комаров.
Валерка Комаров был высокий, по-юношески нескладный и худой, как комар. Но ко всему своему невезению, он был еще и левша.
В тот момент, это сыграло с ним злую шутку, в его мозгу работал автомат: "граната в правой руке, левой вворачиваем запал, также левой выдергиваем кольцо чеки, далее следует бросок"!
Валерка так и сделал, только бросок произвел левой рукой, в которой было выдернутое кольцо!!!
Кольцо улетело за бетонную стену, а боевая граната осталась в правой руке курсанта Комарова.
Валерка так и сжимал ее в руке, грядя на поле гранатометания перед собой, наверно ища глазами полет своей гранаты.
Товарищ подполковник среагировал мгновенно, он зажал правую руку Валерки, и вставил другое не весть откуда взявшиеся кольцо. Разжав усики, кольца, преподаватель не стал искушать судьбу и ждать третьего внештатного случая с нашей 306 ПОГЗ, забрал у Комарова гранату. От греха подальше, он, так же решил прекратить всё это безобразие называемое практическим занятием.
Разрыва после броска Валерки мы не услышали. Команды: - Следующий! Не последовало, и мы, сидя в укрытии, видели, как от рубежа медленно движутся обе фигуры подполковника и курсанта.
Бойцы во второй раз интуитивно прекратили выдачу боеприпасов.
Подойдя ближе, преподаватель подал команды бойцам и курсантам:
- Прекратить выдачу боеприпасов, уже выданные боеприпасы сдать!
По лицу Вовки Сенокосова было видно, как ему мучительно больно отдавать заветный кругляш обратно в ящик. Он так надеялся сегодня оправдать свое высокое звание - гранатометчика. А то надоело просто так называться и таскать эту тяжеленную "шайтан-трубу" (РПГ-7).
Подполковник без объяснения причин изложил свое решение о завершении занятия и приказал готовиться к обратной дороге.
Взысканий мне и Комарову или еще каких репрессий не последовало.
То, что произошло на рубеже Комаров смог рассказать нам только после того, как мы прибежали обратно в расположение, сдали вооружение и прочие причиндалы, окунулись в умывальники, пытаясь впитать живительную влагу всеми порами своей души и тела.
Только после этих освежающих процедур к нам вернулась способность к нормальному человеческому общению. Организм заново учился слышать и говорить, после убийственного марш броска по полуденному солнышку. Это было нам в наказание от товарища подполковника, потому что обычно бегом подразделения передвигались только утром или на спорт массовой, часов в пять, когда зной немного спадал.
Валерка, долго недоумевал, откуда "подпол" предохранительное кольцо чеки так быстро взял. А то он сам даже сообразить, что произошло, не успел...
Даже не представляю, как снимал стресс сам товарищ преподаватель огневой подготовки... Наверно долго праздновал в кругу близких друзей очередной свой день рождения...
С того самого дня у меня родилась острая физическая неприязнь к ручным гранатам.
Для себя я однозначно решил, каким боком бы не повернулась моя дальнейшая служба, ни за какие коврижки не буду преподавать Огневую подготовку.
Зато тот день, выбил из меня этот животный страх перед оружием - чему быть, того не миновать! Как говорится это как кому на роду написано - двум смертям не бывать, а одной не избежишь...
Почему то в душе отложилось четкая уверенность, что от гранаты я не должен погибнуть... Если уж раз отвело, глядишь и далее пронесет! С гранатами у меня масть прет!
Засела в мозгу, чья-то брошенная вечером шутка: "Не бойся сынок гранаты, она ручная".
Потом, не прошло и года, лежа в госпитале с первой своей контузией и осколочными ранениями от разрыва наступательной гранаты РГД-5, поставленной на растяжку, я часто ее повторял!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023