Аннотация: Статья вышла в журнале "Казачье-Братство" No7 за 2019, на страницах 85-90 моя статья: "Как живете семиреки, или размышление о гражданской войне".
Как живете семиреки, или размышление о гражданской
Минуло уже 100 лет с тех огненных событий начала ХХ века, а тема не перестала быть трагичной и тяжёлой... Для многих жителей Российской Империи буржуазная февральская революция 1917 года в далеком столичном Санкт-Петербурге не принесла никаких изменений в обычную размеренную жизнь провинциальной глубинки. Мало изменила уклад слоев общества: дворян, мещан, крестьянства и рабочего люда. Первая мировая война, так опостылевшая солдатам и всему народу, продолжалась. Для казаков и казачества в целом это был тревожный звонок - ведь они считались опорой трона и православия! А законного Императора России Николая II вынудили отказаться от своей власти помазанника Божьего... А как же присяга казаков?! C 1827 года атаманом всех казачьих войск должен был быть наследник царского престола.
Казачьи сотни, лучшие из лучших, охраняли покой непосредственно царской семьи, обеспечивали оборону и порядок на пограничных землях, также несли внутреннюю службу в каждом крупном российском городе. Казачьи подразделения (полки, отдельные сотни) всегда отмобилизовывались по штату военного времени и поднимали на своих плечах все тяготы любых войн Империи: осуществляя прорывы в ходе наступлений, рейды в тыл противника, разведку, вестовую службу и охрану коммуникаций. Казаки выполняли ратную службу честно, с младенчества готовя к ней своих сыновей. Присяга для казака была свята... Это было основной их обязанностью, так как казаки и несущие казачью службу инородцы (татары, башкиры, калмыки, буряты и так далее) подушной подати не платили. Родовое казачество было отдельным сословием с юридической точки зрения, и относилось к неподатным сословиям Российской Империи. Российские цари и императоры за преданную службу жаловали казаков воинскими чинами и наградами. Казачьи войсковые земли обладали широкими привилегиями и автономией управления. Каждому новорожденному сыну нарезалась дополнительный пай земли и делалась денежная выплата. С опаской ожидало казачество перемен от новой власти. Тоже уставшее от боев на фронтах, окопной военной жизни и не хватки мужских рук для тяжелой работы на земле в исконных войсковых землях.
Отмена сословий стала планироваться Временным правительством сразу после Февральской революции; ожидалось, что всесословный характер будущей Российской Республики будет утверждён Учредительным собранием. Но этого так и не произошло. 8 марта 1917 года, прощаясь с армией, Государь объявил о передаче власти Временному правительству и призвал к сохранению порядка в армии и общественной жизни.
Идейные вдохновители февраля в трудный момент не смогли объединиться ради интересов Отечества. Солдатская масса, большинство которой были представителями крестьянства, восприняли отречение Николая II, как освобождение от присяги. Дисциплина в армии упала. На политическую сцену вышли деструктивные силы и беспрепятственно вели свою разрушительную пораженческую агитацию. Произошел октябрьский вооруженный переворот. К власти пришла партия большевиков во главе с В.И.Ульяновым (Лениным). Начался жесткий слом старой системы ценностей и построение единого интернационала.
Сословная организация общества была упразднена по одному из первых декретов "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" в ноябре 1917 года. Ни одна казачья область не признала власть большевиков.
Советская власть пыталась привлечь на свою сторону хотя бы часть казаков. Второй съезд Советов обратился с призывом к трудовому казачеству брать власть на местах в свои руки. Было предложено сформировать казачьи части Красной армии, созвать походный круг Советского войска Донского, даже сохранить автономии казачьим округам. На эти призывы откликнулись немногие - самые беднейшие слои казачества.
Основная масса казаков, вернувшихся с фронтов Германской войны или турецкого фронта, выбрала нейтралитет. Фронтовики не хотели войны, тем более братоубийственной, не хотели ввязываться ни в какое противостояние. Ни за белых, ни за красных. Хватит, навоевались, решили они, и разошлись с оружием по домам, даже с пулеметами и с батареями приданной артиллерии.
Офицеры, часть старшин, почти вся молодежь, юнкера и кадеты пошли служить в Белую армию. Они попытались защитить свои привилегии: на ношение формы, оружия, наград, сохранить свой общинный родовой уклад жизни. Причиной раскола казачества стал также и "Декрет о земле", в котором говорилось о национализации всей земли и раздачи ее нуждающимся.
В 1918 году в казачьи земли пришли интернациональные бригады под красным знаменем, несшие пожар мировой революции и разорение казачьим куреням.
Многим казакам пришлось сделать выбор на чьей они стороне или погибнуть. На Дону вспыхнуло Вёшенское восстание.
Полились реки казачьей крови... Так как казаки оказались по обе стороны барикад: красные и белые. Обладающие превосходной военной подготовкой, боевым опытом, они были способные повести за собой людей примером личной храбрости и удали. Взять инициативу на себя в критические моменты. Умело владели и холодным и огнестрельным оружием, легко справлялись и с конем, и с артиллерией. Неприхотливые в походе, стойкие в бою, веселые и хозяйственные в минуты затишья. Казаки стали незаменимыми военными спецами в противоборствующих идеологиях и армиях.
24 января 1919 году Председателем ВЦИК и фактическим руководителем молодого Советского государства Яковым Свердловым было подписано циркулярное письмо об отношении к казакам. На основании этой дерективы предписывалось провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно. Провести массовый террор в отношении всех казаков, принимавших какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры.
Когда Свердлов обращался к своим партийным товарищам, находящимся в казачьих регионах, он так и говорил: Казачество - это единственная часть РУССКОГО народа, способная к самоорганизации.
Этот вихрь кровавых событий не мог не коснуться и самого молодого казачьего войска - Семиречинского.
Историческое отступление: Проникновение русских в Жетысу было составной частью поступательного движения Российской Империи в Туркестан и далее, к теплым морям, Индийскому океану. Надо было защитить торговые пути и противостоять экспансии Китая и Кокандского ханства. "Бросок на юг" через Жетысу начался с 1831 года, когда по прошению султана Средней орды Сарта был основан внешний Аягузский округ и приказ на реке Большой Аягуз, где разместился гарнизон из сибирских казаков. Генерал-губернатор Западной Сибири Вельяминов предложил охотникам из сибирского войска переселиться во внешний округ с семьями, предложив льготу на два года освобождения от службы. Но добровольцев охотников нашлось всего 20 семей.
В 1847 году сотник Абакумов с отрядом из 200 сибирских казаков заложил Капальское укрепление. Между Аягузом и Капалом было построено 12 пикетов, куда стали прибывать казаки 9-го Сибирского полка для охраны пути. Из казаков четырех полков Сибирского войска с семьями основываются станицы Урджарская и Лепсинская.
В мае 1851 года командир 6-го Сибирского казачьего полка подполковник Карбышев с 400 казаками и батальоном пехоты, при двух легких и шести батарейных орудиях впервые перешел на левый берег реки Или и разрушил кокандскую крепость Таучубек на р. Каскеленка.
Летом 1853 года экспедиционный отряд майора Перемышльского в составе двух сотен казаков 7-го и 8-го Сибирского полков, роты 8-го Сибирского линейного батальона, при двух орудиях и двух ракетных станках, всего 470 человек, вышел из Капальского укрепления, перешел за р.Или и в июле-августе провел осмотр местности для основания новой крепости в Заилийском крае, как опорного центра для дальнейшего продвижения на юг. Самым удобным местом оказалась широкая долина между реками Малая и Большая Алматинками с густыми лесами, плодородной почвой, обилием воды и сенокосов. Местные казахи враждебно встретили отряд Перемышльского, но подчинились требованиям о поставке верблюдов для перевозки грузов.
В следующем, 1854 году, было заложено Заилийское укрепление, в 1855 году переименованное в форт Верный. В июле 1855 года сюда прибыли еще 139 семей казаков и 200 крестьянских семей из Томской и Тобольской губерний, 242 крестьянские семьи из Воронежской губернии. Были заложены новые казачьи станции и построены храмы, хутора и выселки (разъезды) на реках Талгарка, Иссык, Каскелен и Чемолган.
Период 1855-1860 гг. был временем активного казаче-крестьянского заселения Заилийского края, когда Россия империя закреплялась в Жетысу. Чтобы поощрить переселенцев в новый край, царское правительство предоставляю им немалые льготы. Выдавали денежное пособие 55 руб. серебром, хлебное довольствие, сложение недоимок по податям, земским повинностям и хлебному сбору, земельный надел в 30 десятин. Привлечению из внутренних российских губерний крестьян содействовал новый военный губернатор Семиреченской области генерал-майор Г. А. Колпаковский.
На реке Талгарка - станица Софийская (ныне г. Талгар), здесь поселились казаки хорунжего Жеребятьева и сто семей крестьян из Сибири. В 1858-1860 гг. закладываются станицы Надеждинская (ныне Иссык), Любавинская (ныне Чемолган), Коксуйская, Саркантская, Каскеленская, Арасанская, Карабулакская и др.
К 1860 г. население станицы Малоалматинской настолько выросло, что она была разделена на две: на севере - Малоалматинскую, на юге - Большеалматинскую.
В связи с ростом колонизации края отвод новых земель казакам и крестьянам производился произвольно. Казачьи станицы располагались по долинам рек и у входа в горные ущелья, для охраны дорог и торговых путей, преграждая тем самым казахам традиционные пути перекочевок в горы.
13 июля 1867 года указом императора Александра II на базе 9-го и 10-го полков Сибирского казачьего войска создается самостоятельное Семиреченское казачье войско. Задачами его являлись окончательное закрепление России в новом крае, его колонизация и хозяйственное освоение, охрана границы, составление части вооруженных сил в регионе.
Штат войска был определен в два конных полка шестисотенного состава.
1-й полк располагался в станицах Большеалматинской, Софийской, хуторах Илийский, Малоалматинский, Каскеленский, Надежинской, штаб - в Большеалматинской станице.
2-й полк дислоцировался в станицах Капальской, Сергиопольской, Урджарской, Лепсинской, хуторах Саркантский, Арасанский, Карабулакский, Коксуйский, а штаб - в Капальской станице.
Всего в новом войске насчитывалось 43 офицера, 123 урядника и 2366 рядовых казаков. Первым наказным атаманом Семиреченского казачьего войска был назначен Г.А. Колпаковский, за заслуги в освоении края избранный "Почетным стариком Большеалматинской станицы".
Семиреченское казачество активно участвовало в походах царской России в Туркестане, в 1860 году отрядом полковника Циммермана (600 казаков, шесть рот пехоты, 12 орудий и одна ракетная команда) в северной Киргизии была взята крепость Томак и разрушена. В ответ у села Узун-Агач появился 5-тысячный отряд кокандского военачальника Канаат-Ша. Навстречу ему выступил Колпаковский во главе четырех сотен казаков, трех рот пехоты при четырех орудиях и двух ракетных станках. Превосходство русских в артиллерии решило исход боя. Заилийский край окончательно вошел в состав России и превратился в плацдарм для дальнейшего продвижения в Среднюю Азию.
В 1862 году русские войска захватили укрепления Мерке и Пишпек.
В 1864 году командующий Ново-Кокандской военной линии полковник Черняев во главе сильного экспедиционного отряда (десять рот пехоты, две сотни казаков-семиреченцев при 13 орудиях и 5 мортирах) захватил Шымкент, а в 1865 году - Ташкент.
Летом 1871 года казачий отряд занял китайский город Кульджу, наложил на население контрибуцию в размере 53 тыс. рублей и находился там до 1883 года.
В 1873 году пятая сотня 1-го Семиреченского казачьего полка участвовала в хивинском походе и "отличилась" при преследовании туркмен. Как писал историк Семиреченского войска Н. В. Леденев, "лавина казачьих сотен, не щадя никого, сметала все на своем пути".
В 1875-1876 гг. вторая сотня того же 1-го полка участвовала в завоевании Кокандского ханства и при сражении у кишлака Гур-тобе казаки изрубили 700 человек, штурмовали Андижан. Таковы были заслуги и боевые подвиги казаков-семиреков при покорении Средней Азии.
6 декабря 1903 года царь Николай II пожаловал казакам войсковое георгиевское знамя с надписью: "Семиреченскому казачьему войску, доблестно поддержавшему в среднеазиатских походах боевую славу своих предков Сибирских казаков 1582-1903".
***
Про циркулярную директиву в отношении казаков подписанную Свердловым знают многие.
Но немногие знают, что политика расказачивания и массовых репрессий в отношении казаков началась еще задолго до появления этого страшного письма. В частности, на территории Семиреченского казачьего войска расказачивание началось гораздо раньше.
Советская власть установилась в центре Семиреченской области городе Верном (ныне Алматы) намного позднее, чем в других городах бывшей Российской Империи. Это произошло в результате вооруженного переворота в ночь со 2 на 3 марта 1918 года. Первые дни процесс взаимодействия новообразованных органов большевицкой власти с казачеством проходил довольно мирно. Но уже 22 марта большевиками был распущен Войсковой Совет Семиреченского войска и арестован первый легитимно избранный Войсковой атаман полковник А.М. Ионов. Но настоящее вооруженное противостояние казаков с Советской властью началось только в середине апреля, после того, как в ближайшие к Верному станицы был отправлен красногвардейский отряд с артиллерией и пулеметами, целью которого была реквизиция хлеба и разоружение казаков.
16 апреля этот отряд был наголову разбит казаками станиц Софийской (Талгар), Надеждинской (Иссык) и Мало-Алматинской и эта победа послужила сигналом к началу восстания пяти южных станиц Семиречья. В результате этого восстания казаками был осажден город Верный, освобожден арестованный Войсковой атаман, но все боевые действия свелись к небольшим стычкам в предместьях - казаки не решались войти в город, а красногвардейцы боялись выйти за его пределы и разгромить повстанцев.
Видя, что своими силами справиться с казачьим восстанием не удается, и желая выиграть время необходимое для мобилизации сил в Семиречье и подхода помощи из Ташкента, Совдеп пошел на мирные переговоры с казачеством восставших станиц и 24 апреля был заключен "мирный договор". Но уже 11 мая, из-за несоблюдения большевиками условий договора, бои вокруг Верного возобновились. К середине месяца к городу подошел красногвардейский отряд Мураева из Ташкента в количестве 600 штыков с пулеметами. Он сразу же вступил в бой у станицы Любавинской (Каскелен) и вскоре взял ее. После соединения отряда Мураева с местными большевицкими силами, 21 мая была взята Малая Алматинская станица, затем станицы Софийская и Надеждинская, выселок Илийский и развернут беспощадный террор против казачества, офицеров и интеллигенции. Отрядом Мураева в станицах принародно, на площадях, производились расстрелы и рубки казаков, подчистую реквизировалось казачье имущество, скот и инвентарь. Расстрелы вовсю производились и в тюрьмах города Верного. Это было только начало массового антиказачьего террора, вспыхнувшего в Семиречье еще задолго до печально известного циркулярного письма Оргбюро ЦК РКП(б) от 29 января 1919 г. о расказачивании.
В начале июня 1918 года выходит серия зловещих декретов Советской власти Семиречья по казачеству: 2 июня - Приказ большевицкого командующего войсками области Л.П. Емелева об упразднении Войскового Правления и всех станичных правлений СКВ; 3 июня - декрет ? 1 Семиреченского облисполкома об аннулировании навсегда сословия казаков, должности Войскового атамана, Войскового Правления и прочих казачьих учреждений и должностных лиц, конфискации принадлежащего им имущества, инвентаря и денежных сумм; 6 июня - постановление Семиреченского облисполкома о конфискации пенсионных земель казачества и лишении казачества избирательных прав.
Декрет ? 1 Семиреченского областного исполнительного комитета гласил:
"Согласно постановления Областного исполнительного комитета от 3 июня протокол ? 9 заседания своего от того же числа, обсуждая вопрос о создавшемся положении в области, вызванным со стороны бывшего казачества, объединенное заседание постановило: сословие казаков, должности: войскового наказного атамана, наказного атамана, Войсковое Правление и прочие казачьи учреждения и должностные лица сим аннулируются в области навсегда. Все имущество, инвентарь и денежные суммы, имеющиеся на текущих счетах и депозитивах, перечислить в полное распоряжение на текущий счет Семиреченского областного исполнительного комитета".
А вот текст постановления Семиреченского облисполкома о пенсионных землях казачества от 6 июня 1918 года:
"Все пенсионные казачьи земли, как таковые в данный момент, а также перепроданные или переданные каким бы то ни было путем другим лицам, социализируются и переходят в пользование всего трудового народа.
Все таковые земли от частных владельцев, нетрудовых хозяйств и эксплуататоров чужого труда, со всем сельскохозяйственным живым и мертвым инвентарем, а также со всеми сельскохозяйственными и жилыми постройками, со всеми запасами сельскохозяйственных продуктов и материалов, со всеми водами и лесами, - отныне отбираются навсегда, составляя достояние и собственность Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Исполнение по собиранию необходимых сведений, по составлению соображений и заключений, по выполнению необходимых подготовительных действий, фактического изъятия пенсионных земель из владения пенсионеров, построек, инвентаря, сельскохозяйственных продуктов и материалов, распределению земельного фонда и сельскохозяйственного инвентаря в уравнительное трудовое пользование и немедленного проведения в жизнь настоящего декрета возлагается на все местные уездные Совдепы впредь до создания на местах земельно-водных комитетов и фактического начала функционирования таковых".
Из этих документов видно, что едва укрепившийся в области Советской властью, начался натуральный грабеж одной из групп населения, проживающей здесь уже долгое время. В числе первых в Большой Алматинской станице было реквизировано здание Войскового Правления Семиреченского казачьего войска и передано Высшему начальному училищу. По решению Семиреченского облисполкома в дома участников белоказачьего мятежа, убитых, или ушедших в Китай, началось переселение семей т.н. "трудящихся".
Таким стало начало расказачивания в Семиречье и так началась ожесточенная Гражданская война на этой далекой юго-восточной окраине России.
***
Прошло 100 лет, а что они те казаки? Потомки тех русских, кто отстроил Форт Верный...
По воле истории стали гражданами независимого Казахстана и продолжают трудиться на благо этой страны!
С современным укладом общества и власти, само понятие казачества - стало весьма узкое. Невозможно отличить казака от простого гражданина. Нет того почета и обязательств в воинской службе. Нет мирного труда на земле.
В воскресенье 27.01.2019 года в Свято-Никольском храме города Алматы с благословения Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра была отслужена панихида по невинно убиенным и пострадавшим казакам в связи со столетием с начала массовых репрессий в отношении казачьего народа. Казаки, старики, атаманы станиц и казачьих обществ всего города Алматы и Алматинской области собрались вместе вне зависимости от принадлежности к обществам. После службы в храме детский хор Верненского Казачьего Станичного Общества (#ВКСО) исполнил песни о казаках. Подключилась и инициативная группа казаков-пластунов из Семиреченской Пластунской Казачьей Общины (#СПКО) первого отдела Союза Православных Граждан Казахстана (СПГК).
Казаки всегда отличались уникальной способностью к саморегулированию, самоуправлению, да много к чему, что можно было сделать без вмешательства извне.
А что теперь? Извне не только ограничили всё, что можно, и подавно, что нельзя... Что остаётся: одеваться во всё, что смог купить за свои деньги а-ля казацкая справа и красоваться по церквям и управам... Стуча кулаком в грудь, что ты казак и ничего не умеешь, кроме как любить и охранять, нет не Родину, а, как ни странно РОССИЮ! Большинство даже в армии не служили, а многие в офицерских погонах и медалях.
Что даёт вхождение человека в организацию или объединение таких как он, кроме осознания, что он не одинок? Клуб по интересам, где можно побалакать о чём дозволено, себя показать, да на других посмотреть... Шириной и цветом лампаса померяться.
А главное, что никто ни в чём большем и не нуждается! О большем - всё только в рамках пустого разговора, вперемешку с негодующей бранью о безысходности, с одним утешением в православной вере...
Ну не об этом казачество, по сути, по статусу и по своему могучему духу!
"Казаком нужно родиться! - Казаком нужно стать! - Казаком нужно быть!"
А у нас уже по первому пункту никто не проходит! Ибо стать, худо-бедно, испытательный период проходят... Верстаются в казаки. А как дальше быть?
"Хочешь что-то изменить? Начни с себя!" - учили меня в армии отцы командиры.
Надо стать реальным примером нашим детям в изучении правдивой собственной истории, в следовании богатейшим традициям казачества, в привитии любви ко всему, что неразрывно связано с нелёгкой казачьей долей. Объединиться и помочь подрастающему поколению, через его воспитание на подлинных ценностях.
Только конкретными делами, изучением казачьей истории основываясь на реальных исторических событиях и датах, организацией военно-патриотического воспитания молодежи на реальных героических личностях предков и примерах героизма.
Возродится ли родовое казачество в богатом землей и историей Семиречье? Осилят, поймут ли потомки цикличность событий исторической спирали?
Записал очерк капитан в отставке,
казак станицы Крестовоздвиженской, Верненского Казачьего Станичного Объединения
Бочаров Дмитрий Николаевич
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023