|
||
Траектория судьбы С. Буковский
Огромное влияние на формирование Виталия Крайнова, как личности, оказал Набоков Анатолий Алексеевич - преподаватель топографии, специальной тактики и курса выживания в экстремальных условиях. Анатолий Алексеевич, человек широкой души, делился с каждым учеником самыми сокровенными тонкостями науки. При этом никогда не выказывал своего превосходства в знаниях, а по-отечески подводил учеников к принятию правильных решений в обстановке любой сложности.
Вот один из ярких примеров "набоковской" науки по морально-психологической подготовке слушателей. 1975 год, середина апреля, СКЗ (специальное комплексное занятие), суточный выход слушателей на выполнение учебного задания.
Группа, преодолев за ночь 17 километров, вышла к охраняемому участку шоссе, где при попытке скрытного перехода шоссе была обнаружена и обстреляна "противником".
В этом случае, по плану занятия, группа должна была уходить на запасной пункт сбора (ЗПС), что удлиняло маршрут еще на 12-14 километров. Командир группы доложил об этом по рации посреднику и увел группу на ЗПС.
На ЗПС группа пришла с большим опозданием и предельно уставшая. Сказывались и моральная усталость от того, что группа была обнаружена, и проделанные лишние километры. У многих разведчиков ноги были истерты в кровь. Единственным желанием у всех было сесть в машину и добраться до базы, где их ждали баня, горячая пища и постель.
Вместо команды "в машину" преподаватель Анатолий Набоков подал команду "в одну шеренгу становись", что в конец расстроило слушателей, и они с ворчанием построились.
- Товарищи, в ходе СКЗ с одной из наших групп случилась беда...
- Случайно захватили "Бычий глаз" и женскую баню?..
- Отставить шутки!.. У них двое ребят получили серьезные ранения. Учишь вас, учишь... а вы все равно куда-нибудь да вляпаетесь... Необходимо помочь группе срочно доставить раненых к ближайшей шоссейке. Туда прибудет "скорая помощь". Группа от вас в девяти километрах... Как поступим, товарищи?
Слушатели, нахмурившись, удрученно молчали. После непродолжительной паузы заговорили разом, выказывая свое недовольство и возмущение:
- Товарищ майор, они что, не могут сами справиться?..
- Пока мы до них дотопаем...
- У самих сапоги кровью хлюпают...
- Надо у Центра помощь просить...
Набоков дал возможность слушателям высказаться и подал команду "становись": "Кто желает помочь своим товарищам - два шага вперед. Остальные в машину - едете в Балашиху..."
Пауза была долгой и мучительной. Каждый делал свой выбор и принимал решение за себя. В гробовой тишине вся группа сделала два шага вперед...
Набоков поблагодарил слушателей за проявленную заботу о своих товарищах и... к большой радости обучаемых, дал команду "в машину, возвращаемся домой, ребятки".
Этот маленький эпизод возвысил каждого слушателя в собственных глазах и в глазах своих товарищей, еще более сплотил учебную группу. И таких эпизодов...было, было, было.
Однажды, во время занятий по выживанию, Анатолий Алексеевич сделал следующее. По ходу лекции он, продолжая излагать материал, взял стакан, налил в него из графина воды. Обычное дело - человек захотел пить. Набоков ставит стакан на стол, достает из портфеля металлическую банку, открывает ее и ставит рядом со стаканом. По классной комнате поплыл запах гуталина. Затем достает из портфеля обычную чайную ложечку и, на глазах изумленных слушателей, кладет в стакан несколько ложек гуталина.
- Добровольцы на коктейль есть? - обратился Набоков к аудитории, помешивая ложечкой черную жижу в стакане. Добровольцев не оказалось.
- Правильно, - заключил Анатолий Алексеевич, - я тоже пока воздержусь - не время.
Затем он извлек из портфеля коробочку с какими-то коричневыми таблетками. Достал одну и бросил ее в стакан. Послышалось легкое шипение. Раствор стал потихонечку светлеть сверху вниз. Через несколько минут весь гуталин собрался на изрядно раздувшейся таблетке, осевшей на дне стакана. Набоков поднял стакан, демонстрируя эффект действия таблетки.
- Обратите внимание, две трети стакана занимает чистая питьевая вода. А гуталин поглощен таблеткой. Теперь эту воду можно пить. Вам более не предлагаю. Вкушу сей плод моего труда сам.
С этими словами Набоков сделал несколько глотков.
Анатолий Набоков был одним из разработчиков средств по обеззараживания воды и улучшению ее качества. Стояла задача: обеспечить группы спецназа средствами, позволяющими делать из непригодной для питья воды питьевую. И эта задача была успешно выполнена.
В июле 1980 года в Афганистане, будучи командиром отряда специального назначения "Урал", Анатолий Алексеевич дал мастер-класс. Ввиду того, что в Афганистане, особенно в летний период, свирепствуют всевозможные инфекционные заболевания, стал архиважным вопрос чистой питьевой воды. Отряд был снабжен индивидуальными устройствами обеззараживания питьевой воды: пластиковая трубка диаметром до двух сантиметров и длиной двадцать пять сантиметров, начиненная фильтрующими и обеззараживающими материалами.
Но устройство - устройством, а своя задница ближе к теме. Мало ли, что на заборе написано! Итак, внимание, мастер-класс. Мэтр дает команду нескольким чекистам разуться и пройтись по пылищи и грязищи босиком. Понятное дело, там где-то кто-то плюнул, там когда-то "присела" птичка, там - ослик. Служивые, опять же, "приседали". После променада Набоков рекомендует этой босоногой гвардии вымыть ноги в тазике с водой дегтярным мылом. Один "стахановец" даже носки свои в тазу простирнул. Для полного, так сказать, ублажения командира. Ставят это корыто, наполненное продуктом священного омовения стоп, перед Набоковым. Мол, командир, любой каприз! И тут мэтр извлекает "волшебную палочку", опускает ее одним концом в тазик, другой конец пригубил, и, с явными признаками удовольствия на лице, стал лакать жижу из корыта. Сёрб-сёрб - уровень жижи опустился ниже. Сёрб-сёрб - еще ниже... Отчетливые разводы на стенках тазика давали свои грязные свидетельские показания. Лица чекистов вытягиваются, морщатся, перекашиваются, доходят до точки кипения и... как говорится, делай, как я! Или - дурной пример заразителен. Эта трубка уберегла многих спецназовцев от желтухи, амебиаза, дизентерии, тифа. А в первую очередь от обезвоживания организма.
***
Была у Набокова одна, но пламенная страсть - музыка. Впрочем, почему была? Есть как есть - жива-живёхонька. С ней, как водится, и помирать будет - дай ему Бог здоровья и долгия лета... Причины возникновения этой страсти у Набокова современной науке не известны. По версии одной старенькой австрийской гармошки с венским строем, хорошо знававшей семейство Набоковых, в детстве Толика осенила Муза. Эта Муза, позычив у соседей по селу, вложила ему в руки лиру в виде рассохшейся семиструнной гитары с проржавевшими струнами. Соседи же и показали, как берутся аккорда - целых три, и все минорные! Цепкие пальчики десятилетнего пионера-первопроходца принялись усердно извлекать из инструмента звуки, складывать звуки в мелодии и... натирать о ржавые струны кровяные мозоли.
Пионер-первопроходец - масло масляное? Ан нет! Пионером Толик был в школьной организации, а первопроходцем - в семье и, бери выше, в родном украинском селе Мурованные Куриловцы. Это следует из показаний гармошки-австриячки: "... Других музыкантов в округе в то время, не наблюдалось..."
Молодое дарование было в восторге! Соседи тоже, ибо получили возможность слушать песни на заказ, а их гитара преобразилась: струны сияли начищенной медью, колки держали строй, корпус из разбитого корыта преобразился в божественную фигуру Музы, которая вложила в руки ребенка позыченную лиру в виде рассохшейся гитары. Квинтовый круг траектории судьбы замкнулся.
Австрийская гармошка была благодарна Музе за осенение мальца, но гитару недолюбливала. Ибо, как всякая женщина, оспаривающая пальму первенства, ревновала его к соперницам. Быть второй - удел не первых.
Гармошку купили в базарный день: подержанную, австрийскую, с венским строем. Купили дёшево - за две синеньких. Синенькая - купюра достоинством в пять советских рублей... по-ученому. Пришли с матерью на базар за спичками... И тут Толя услышал знакомую мелодию песни:
Потянул маму за рукав в направлении гармониста. Им оказался парнишка чуть постарше Толи, и при нем отец-фронтовик...
Придя домой Толя первым делом принялся наигрывать услышанную песню. Сначала на гитаре. Гитара послушно вторила руке музыканта. Затем - на гармошке. И тут гармошка, как пить дать, приревновав музыканта к гитаре, стала выкидывать коленца: растягиваешь меха - выдает один звук, сжимаешь - другой.
- Зараза австрийская! Ничего, победа будет за нами! - выплеснул эмоцию маэстро. К вечеру зараза сдалась на милость победителя, раскусившего ее чуждое советскому музыканту венское нутро.
Дальше - больше: отец купил Толе роскошный, по тем временам, баян "Кремине" Закарпатской фабрики музыкальных инструментов.
- Вот это машина! - восхищался Анатолий, пробегая пальцами правой руки по пуговицам клавиш хроматического звукоряда инструмента. Пальцы левой руки осваивали басовые кнопки, извлекая в нужный момент гармоничные аккорды. Под воздействием воздушной струи, посылаемой мехами, притаившиеся в чреве баяна металлические пластинки оживали, щебеча язычками, каждая на свой лад.
Баян, по его гофрированному убеждению, названный так в честь древнерусского певца-сказителя вещего Бояна, был, по-своему, философ. Первое, что он сделал, - опроверг расхожее умозаключение "Язык мой - враг мой". Ибо заливался многоязычием голосов на все лады, а врагов не наживал. Наоборот, обретал все больше и больше поклонников. Одни вечера танцев, теперь регулярно устраиваемые в сельском клубе, чего стоили! Без него - никак!
Второе, разбил в пух и прах лозунг: "Болтун - находка для шпиона!" Ибо болтал напропалую, а шпионов среди слушателей его болтовни не обнаруживал. Но об этом баян молчал в чехольчик. Кому охота менять судьбу первого парня на деревне на судьбу лагерного запевалы?
Особой гордостью баяна было его новаторство в области этимологии и фразеологии. Например, слово "заколебал" благодаря живому участию баяна приобрело революционно-новое, неповторимо-устойчивое значение. Действия человека, то и дело достающего вас своей глупостью, можно сравнить с монотонными колебательными движениями мехов баяна. Такому говорят: "Ты меня заколебал!". Другой пример, еще более яркий и заразительный, связан, опять-таки, с движением мехов: выражение "Туда-сюда, обратно - тебе и мне приятно". В смысле нет движения мехов - нет приятной музыки. Ну, выражение "движенье - жизнь" и так понятно - тоже баяновское. В настоящее время баян-лингвист работает над устойчивым словосочетанием "на фига козе баян, а попу гармошка". Процесс идет нормально...
И все же лингвистика это так - баловство. Главное - покорение все новых и новых музыкальных вершин. Баян с маэстро жили душа в душу и покорили множество вершин, как, впрочем, и женских сердец, на брудершафт. Шли годы, Анатолий, будучи студентом Одесского фармацевтического института, освоил игру на домре и контрабасе. Участвовал и побеждал в составе секстета - музыкальной группы на областных конкурсах среди художественных коллективов.
Муза, в свое время осенившая дитя и взявшая над ним шефство, привела Набокова в Комитет государственной безопасности. Привела не как маленького несмышленыша - взяв за ручку, а как зрелого парня - взяв прямо за кадык: голосовые связки по-ученому. Пел тенором в областном хоре, был замечен, взят на карандаш, проверен, привлечен...
Вскоре баяну пришлось освоить французский язык. А куда денешься, когда твой хозяин стал слушателем курсов Высшей Краснознаменной школы имени Дзержинского, где, помимо прочего, он усиленно изучал французский?! Баян был счастлив. Еще бы! Не многим инструментам в те годы выпадала возможность аккомпанировать французские песни. И не заезженную "Марсельезу", а шансон! Его любимой песней была песня Сальваторе Адамо "Tombe la neige" - "Падает снег" по-нашему.
По мнению баяна, Анатолий и невесту себе подобрал прежде всего по той причине, что невеста была с богатым приданым - гитарой-семистрункой. Единственное, чего так и не смог понять баян своими раскинутыми мехами, как маэстро удалось достигнуть таких вершин музыкального олимпа, руководствуясь исключительно слухом и смекалкой, при полном отсутствии знаний нотной грамоты. А ведь баян был отнюдь не глуп. Он даже понимал смысл слов "нотариальная контора", "нота протеста"... Понять "игру вслепую" в прямом смысле было выше баяновских сил.
В походах баян подменяла гитара. Ну кто из КУОСовцев не помнит горную подготовку в Кировакане и песни под набоковскую гитару у костра! А Ташкент восьмидесятого, когда спецкоманда "Урал", следуя в Демократическую Республику Афганистан, собравшись под крылом Ила, слушала песню "Белые крылья" в исполнении своего командира полковника Анатолия Набокова!
Набоков пел, и как пел - Ободзинский, не меньше! А уж какой отдушиной была гитара вдали от Родины, в Афганистане!.. В московском доме терпеливо ожидал своего хозяина баян "Кремине"...
По сообщению надежного источника - владельца баяна Анатолия Набокова, баян-пенсионер в отличной форме и совсем не прочь намять бока: погонять меха - по-ученому.
http://ser-buk.com/
|
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023 |