ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Чаботько Алексей Анатольевич
Ковшов В.Д. Так было...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ковшов В.Д. - генерал-майор в отставке, командир 159 ОДСБр (1974-81 г.г.), заместитель Председателя Объединенного Совета ветеранов военных строителей и Председатель Совета ветеранов отдельных дорожно-строительных бригад.


   Так было...

            В феврале - марте 1980 года 159 отдельная дорожно-строительная бригада на основании решения правительства была снята со строительства рокадной автодороги Чита-Хабаровск и передислоцирована в Демократическую республику Афганистан для решения задач обустройства войск 40-й Армии.
          Я не касаюсь вечного вопроса: нужно - не нужно, это оставляю для демагогов. Приказ есть приказ, присяга и приказ для военнослужащих - это основа. Такова жизнь при всех режимах. В противном случае - "бардак".
         Задача была поставлена в первых числах января. Два месяца на доукомплектование (до 5000 человек), довооружение и на боевое сколачивание воинских коллективов. И в эшелоны.
         Боевой дух всего личного состава был очень высокий. Проехали в эшелонах почти всю Россию, но ни единого случая оставления части не было, не было и ни одного грубого нарушения воинской дисциплины - все солдаты и офицеры с максимальной ответственностью отнеслись к поставленной задаче. Места разгрузки эшелонов - Термез и Кушка. Далее своим ходом и на транспортных самолетах.

В марте все батальоны заняли постоянные места дислокации:

             2 батальона в Шинданте, 1 батальон в Баграме, 1 батальон в Пули - Хумри, остальные 6 батальонов  и управление бригады разместились в Кабуле около дворца Амина. Через два месяца пять батальонов и штаб бригады переместились в военный городок "Теплый стан", что севернее Кабульского аэропорта.
           Как я уже говорил, бригаде поставлена задача обустроить Ограниченный контингент войск. А это строительство сборно-щитовых казарм  К - 9 , столовых, складов и модулей под общежития офицеров.
           Войска жили в палатках, питание от полевых кухонь, вместо посуды котелки и ложки. И сверхзадачей на первом  этапе становилось не строительство, а минимальное обустройство палаточных городков. Наступало лето, а при такой антисанитарии, уже просматривалась и дизентерия, и гепатит. Нужно было строить пункты мытья котелков, устраивать полы в палатках, палаточные каркасы, отопление и т.д.
          Для решения этих задач требовалось уйма стройматериалов, а их можно доставить только из Союза. Железных дорог в Афганистане нет. Вся тяжесть по доставке грузов легла на автотранспорт. В бригаде всего 3 автобата, нагрузки на них оказались неподъемные. Заместителем Министра обороны по строительству и расквартированию войск генерал-полковником Шестопаловым Н.Ф. принимается решение о вводе в штат бригады еще 3-х автобатов и 1-ой роты тяжелых машин - "Ураганов" с трейлерами. Дышать стало намного легче. Да и войска контингента своими транспортными частями и подразделениями оказывали существенную помощь.
              Длина ездок в один конец составляла 500 - 700 км, на круг 1000 - 1500 км, после рейса 2-3 дня на отдых, баню, обслуживание техники и снова в рейс. И так бесконечно. Каждая рота - это колонна. Автомобильных батальонов 6, колонн 19. Контроль со стороны управления 40-й армии и управления бригады жесточайший. График доставки грузов по гарнизонам, движение по горным дорогам и нередко под огнем "духов", постоянная жизнь на колесах, охрана колонн и поддержание высокой технической готовности автомобилей (все ЗИЛ-130) при  полном отсутствии запчастей - такие нагрузки мог выдержать только человек, прошедший "Крым, Рим и медные трубы". Такими оказались Забайкальские военные дорожные строители.
            Боевые потери в автобатах росли не по дням, а по часам. Если все строительные батальоны, ремонтная и промышленная базы трудились в военных городках, то водители автобатов были один на один с "духами". В июне - августе 1980 года почти каждая колонна приходила с потерями в личном составе и технике. Нужно было что-то делать. Стрелковым оружием уже обходиться было нельзя. Душманы все больше зверели на автотрассах, колонна машин в составе 70-80 единиц растягивалась до 3-х километров, каждый водитель действовал практически самостоятельно, а тактика у противника была самая простая - засада, очередь по машине и ушел, в скалах и в зеленке много мест, где можно спрятаться.
        Я попытался у командования 40-й армии выпросить подразделение БТР-ов для охраны колонн под видом, что мы военные строители. На что командующий армией генерал-лейтенант Ткач Б.И. ответил четко:
   - У меня все части строевые - нет обслуживающих. Тебе нужна артиллерия? Бери, сколько хочешь!
   - Так у меня в штате нет.
   - Плевал я на твой штат. Проси что хочешь - получишь все!!!
               Короче, уехал я не солоно хлебавши. Приехал в управление бригады, злой как мигера, собрал совещание и доложил обстановку офицерам. Выработали решение: создать свою внештатную роту зенитчиков. От БТРов отказались сразу - консервные банки, ни обзору, ни нормального вооружения, остановились на зенитных прицепных установках ЗУ-23, хороший калибр, большая скорострельность, поворот орудия на 360 градусов, прекрасно вмещается в кузов автомобиля.
             За помощью обратился к моему другу, командиру соседнего181- го мотострелкового полка подполковнику Насырову Володе, который выделил инструкторов для обучения. В роту набирали солдат и сержантов добровольно. От рапортов отбоя не было. Вот она черта Советского человека. Я все задумываюсь. А если то время перенести на сегодня ... А где гарантии, что нам сегодня не выпадет что-то типа войны. Найдутся ли добровольцы? У меня много сомнений на этот счет. "Всюду деньги, деньги, деньги, всюду денежки, друзья..." Что-то усиленно мы вытравливаем из наших людей патриотизм.
         Дело сделано, Получили по две ЗУ-23 на каждую колонну. Поставили и закрепили в кузове автомобиля ЗИЛ-130, обстрел получился от -30 градусов до вертикали.  В течение месяца обучили стрельбе и обслуживанию, и в путь. При прохождении опасных участков по 2-3 предупредительные очереди... Стало намного спокойнее и надежнее.
         Я это пишу для того, чтобы читатель ощутил ту обстановку, которая сложилась на автотрассах Афгана.  Мне частенько приходилось ездить по маршруту в колоннах, разговаривать с водителями, чувствовать их настроение, тяжелая им досталась армейская служба, но нытиков не было, после отдыха редко какой водитель оставался в парке, да и то, только при большой неисправности автомобиля. Командиры рот иногда чуть ли не силой оставляли нуждающихся на длительный отдых.
   Автодороги Афганистана это горы, ущелья, стремительные речушки, перевалы, туннели, длинные тягуны, крутые спуски... и разбитая техника вдоль дороги и в пропастях.  Жутко? Да, но такая была реальность.  Молодые водители становились мастерами своего дела уже после 2-х 3-х рейсов.
         Как то на одном из тягунов на ходу вскочил в кабину к водителю, спросил:
   - Как дела? - Хорошо.  Давно служишь? - Уже почти год.  - Ну и как?  - Ништяк.  - Сколько уже сделал рейсов? -  Больше 20.!!! - Нормально. А почему гранаты не полу валяются? Положил бы в бардачок.  - Нее. Так удобнее. Под рукой. - На духов напарывался? - Бывало.
         Разговор получился обыденный, короткий, деловой. Ни кичливости, ни неуверенности, а этот человек ежеминутно рисковал своей жизнью - это была его каждодневная работа.
        Я и сейчас вспоминаю их лица, когда вручал боевые медали и ордена, как светились огоньками глаза, как гордились они. За службу в 159 ОДСБр в Афганистане было награждено несколько сотен солдат, сержантов и офицеров.
         Я после этого вступления прошу прочитать серию очерков - рассказов о наших водителях, которые печатались в нашей бригадной газете "Сын Отечества" и в окружной газете ТуркВО "Фрунзевец". Правда там все подавалось как ученья, все в кавычках: "противник", "учебный бой", "вводная" "убит", "ранен" и т.д. Просьба читать без кавычек. Все это было не условно, а реально, и потери реальные, и награды реальные. Это была какая-то игра в секретность. Именно игра, весь мир знал, что мы воюем в Афганистане.
         Все это было, было...
      Самое реальное, что были и потери личного состава. Вечная память всем, кто отдал свою жизнь в той войне. Мы живые будем Вас помнить всегда.
    

Командир 159 Отдельной Дорожно-строительной бригады (1974-1981 г.г.)

генерал-майор в отставке Ковшов Владимир Дмитриевич.

    

ТуркВО

Окружная газета "Фрунзевец".

Четверг. 28 июня 1981 года

 

Доблесть, мастерство, отвага


Второе рождение.

                   После того, как Сергею Дуднику вручили медаль "За отличие в воинской службе" 2-й степени рядовой Садык Нишонов подошел к  сослуживцу, робко дотронулся до нее рукой. Он с большим уваже-нием смотрел на отличившегося товарища.
    
                  Теперь же не только в роте, но и во всей части известно имя Нишонова. За это время он успел стать настоящим военным водителем -- умелым, решительным. На его счету десятки труднейших рейсов по горным дорогам. Среди них немало и тех километров, которые по праву называ-ют километрами мужества. 
    
                 Рассматривая медаль на груди Дудника и мысленно примериваясь к герою ратных будней, Содык не в последнюю очередь рассчитывал на уже приобретённый опыт - как-никак, а до армии более года трудился шофёром на базе "Узторгодежда" в города Джизаке. К тому же профессия водителя у Нишоновых стала семейной. Три старших брата Содыка Эркин, Шароф, Собир были водителями в армии, а сейчас водят машины по магистралям Узбекиста-на. Конечно, отставать от братьев было бы не к лицу.  Есть у Нишонова - младшего и другие преимущества. С тех пор, как неопытным но-вичком сел за руль, минуло более трех лет. Опыт, стало быть, у него немалый  и обеспечивает солдату первенство в соперничестве с другими признанными аса-ми.    
                 Содык говорит: В нашем подразделении немало водителей, которым, как и мне опыта не зани-мать. Только среди передовиков их всех не увидишь. А все потому, что кое-кто еще не проникся до конца высоким чувством от-ветственности за выполнение своего долга. В ответственности, выходит, дело. У сол-дата это чувство воспитали школа, отец Туран Нишонов,  учитель по профессии, ар-мейский коллектив.
    
                 Стремление быть среди лучших всегда прибавляло Нишонову сил.  И это стало чер-той характера. Можно с уверенностью сказать, что только на характере и держался он в тот памятный рейс, да еще на ответственности. На той, что заставляет солдата по-дняться в рост даже под свинцовым лив-нем.
       
               Под вечер колонна достигла посёлка, разбросанного по долине. Позади была бу-рая степь, а впереди на востоке громоздились горы - препятствие нешуточное. Его не обойдешь, не объедешь. Путь лежал лишь через перевал с многочисленными туннелями и террасами, крутыми подъёма-ми и спусками. "Штурмовать" его решили утром. А пока втягивались в поселок - водители жили уже предчувствием отдыха после долгого и утомительного пути.
    
               В этот момент как раз и поступила вводная о нападении "противника". Заухали взрывы гранат, послышались хлёсткие автоматные очереди. Движение колонны застопорилось.  Выскочив из кабин, водители без промедления заняли огневые позиции. Приготовились  к отражению атаки. Первым открыл огонь по "противнику" рядовой Нишонов. От его метких очередей атакующие залегли и используя складки местности, стали отползать назад. Выстрелы прекратились быстро,  как и начались
               Но "противник" оказался коварным. Отступив, он перегруппировал силы и, когда колонна вновь двинулась по маршруту, пустил в ход "карманную артиллерию". На дороге выросли султаны огня и дыма. Маневрируя по трассе, рядовой Нишонов бросил машину вправо к обочине. Но или слишком круто вывернул руль, то ли в динамике "боя" не заметил препятствия. В первый момент даже не понял, что в самом деле произошло, почему вдруг перед глазами поплыли разноцветные крути. Только значительно позже сообразил, что ударился головой о крышу кабины. Закусив от боли губы, сжав в кулак во-лю, Содык все-таки сумел вывести машину в безопасное место, там ему была оказа-на первая медицинская помощь.
               До большого привала оставалось еще не-сколько десятков километров. Как быть дальше, кто поведет машину? Этот вопрос не давал покоя командиру.  И тут, превозмогая боль, с камня поднялся рядовой Нишонов: - товарищ лейтенант - обратился он к начальнику колонны - я сам доведу автомобиль до места. Каких это трудов стоило, знает только сам Нишонов, но поставленную задачу он выполнил до конца. 
               На всем пути рядом с Содыком были его боевые товарищи рядовые Сергей Дудник н Андрей Ачилов. Они каждую минуту готовы были прийти на помощь своему сослуживцу
               Годы юности -- это своего рода лестница: по ней человек с помощью взрослых и самостоятельно поднимается к тому рубе-жу, когда он становится способным созна-тельно пойти на подвиг.
               В детстве начина-ется становление, личности. В отрочестве и юности вырабатывается отношение ко всему окружающему, формируются нрав-ственные и политические идеалы. Человёк домысливает собственное я и свое место в жизни.
               Происходит как бы второе рождение - человека, воина, гражданина,
    
             О Нишонове можно сказать: его Второе рожде-ние состоялось на ратном поле. Правда, поле учебном. Но можно с  уверенностью сказать, что не дрогнет он и в настоящем бою. До конца выполнит долг патриота, Верного сына Родины - Матери.
            
              Именно о таких воинах, как комсомолец рядовой Содык Нишонов, говорил на XXVI съезде партии Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Леонид Ильич Брежнев; "теперь в рядах защитников Родины стоят уже сыновья и внуки героев Великой Отечественной Войны. Они не прошли суровых испытаний, выпавших на долю  их отцов и дедов. Но они верны героическим традициям нашей армии, нашего народа. И каждый раз, когда того требуют интересы безопасности страны, защиты ми-ра, когда нужно помочь жертвам агрессии, советский воин предстает перед миром,  как бескорыстный и мужественный патриот, интернационалист, готовый преодолевать любые трудности".
    
              Эту готовность рядовой Нишонов дока-зал делом. Его грудь украсила высокая на-града -- медаль "За отвагу", Медаль, ко-торой так гордились фронтовики. Ведь это награда смелых, мужественных и силь-ных духом.

       Майор В. ВОЛКОВ.

159 ОДСБригада.

Бригадная газета "Сын Отечества".

12 июля 1980 года.

 

Готовность к подвигу.

 

                Машина все выше и вы-ше взбиралась в горы. Ско-ро уже и конец подъему. Но случается непредвиден-ное -- отказал карбюратор. Его, рядового Александра Федорова, считают одним из лучших водителей подразде-ления. А он явно озадачен. Вновь и вновь прикидывает в уме, какие могут быть неисправности в карбюраторе. На перевале и летом-то озноб до костей пробирает, а зимой и говорить нечего. Руки так и прилипают к же-лезу. Федоров торопится. Пока еще не остыл двига-тель, вскрывает верхнюю крышку карбюратора, вни-мательно осматривает каж-дую детальку. Наконец не-исправность обнаружена: под запорную иглу попала едва различимая невоору-женным взглядом песчинка. Потому-то и переполнялся карбюратор. Устранив неполадку, Александр завел и прогрел двигатель. Машина снова тронулась в путь. Приказ командира был выполнен в срок. 
    
             Но были в службе Федорова и другие рейсы. Рей-сы, когда из-за непредви-денной остановки в пути пришлось выдержать на-стоящий экзамен на муже-ство. ...Когда водитель вновь сел за руль, колонна ушла далеко вперед. Но Федоров рассчитывал догнать ее быстро. Надеялся на опыт, на умение водить машину на повышенной скорости в горных условиях.  Только вот догнать колонну на этот раз ему так и не удалось. Командир, решив лишний раз прове-рить, как ведут себя водители при выполнении одиноч-ных рейсов в условиях мак-симально приближенных к боевой действительности, мо-гут ли они принять само-стоятельное решение, зара-нее на пути движения ма-шины предусмотрел ряд вводных. Едва водитель вырулил на относительно открытую мест-ность, послышались гулкие очереди.  
          
            "Засада "противника" сразу же догадался води-тель. Проскочить ее будет не так-то просто. Впереди просматривался крутой по-ворот. Значит, скорость не разовьешь. Решение пришло мгновенно. Вывернув руль круто влево, Александр бу-квально прижал машину к громоздящимся неподалеку валунам.
               А как быть дальше? Ведь "противник" не отступится. Уж он наверняка постарает-ся побыстрее разделаться с одиночной машиной. Выход один - надо принимать "бой". И взяв в руки автомат, Фе-доров выскочил из кабины. Полоснул очередью по ка-менным глыбам, за кото-рыми затаился "противник". Этим моментом не преминули воспользоваться  Н. Костников и еще двое его сослуживцев. Быстро выпрыгнув из кузова ав-томобиля, они тоже пусти-ли в ход свои автоматы.  "Противник" вынужден был отступить. Машина снова тронулась в путь. Однако "противник" не оставил своего намере-ния захватить ее. Еще два-жды Федорову и его това-рищам пришлось вступать с ним в схватку. Особенно трудным был третий "бой".
              По замыслу командира на этом отрезке маршрута была создана особенно сложная обстановка. Местность от-крытая: ни кустика, ни де-ревца, пристрелян каждый бугорок. Машину "противник" за-метил загодя и встретил ее сосредоточенным огнем. А тут подоспела и новая вво-дная: "убит" рядовой Костников. Однако и в этой, до предела сложной ситуации, Федоров не растерялся, не спасовал. Он, примеряясь к местности, дал возможность рядовому А. Киселю вынести своего товарища с поля "боя", а затем, совершив отвлекающий маневр, сумел ввести в заблуждение  "про-тивника", не позволил ему перегруппировать свои силы. А тут и подмога подоспела.  До предела измотанные "боем" товарищи Александра повалились на дно кузова, а ему отдохнуть не при-шлось. Пристроившись в хвост подошедшей колонны, он повел свою машину да-льше по маршруту. 
               Были в службе рядового Фе-дорова и другие, не менее сложные рейсы. Но этот запомнился особо, именно с него начиналось у Алек-сандра восхождение к вер-шинам ратной славы, кото-рое увенчалось высокой пра-вительственной  наградой - медалью "За боевые заслуги".
              Беседуем с рядовым Фе-доровым в редакции солдат-ской газеты. Прошу его еще раз вспомнить подробности  этого "боя". - Был такой случай. К тому же и не один я был! Любой бы на моем месте... Любой? Вполне возможно, что окажись на месте Федо-рова другой водитель, посту-пил  бы так же.  Верно и то, что случай  поставил в критическую ситуацию  Але-ксандра.
    
              Но дальше случайности уже кончились. Даль-ше проявилось все, что зре-ло в нем годы и годы - убе-ждения, крепнущие в ратном труде моральные и физичес-кие силы.  Сейчас в подразделение прибыло очередное пополне-ние, и молодым солдатам го-ворят: рядом с вами служит отважный военный во-дитель, проявивший себя в учебных буднях. Отважный. Это верно конечно. Но как он стал таким, как воспитал в себе необходимые качества - вот что прежде всего особен-но важно усвоить молодым солдатам. И командир подраз-деления офицер И. Степанюк, партийные активисты, проводя  беседы о подвиге и мужестве  рядовых Федорова и  Костникова и их това-рищей, постоянно подчеркивают верную мысль: подвиг-- не дело стечения обстоятельств.                
              Моральные силы, ведущие к доблести и отваге, благородству, зреют в буднях, накапливаются по бесчисленным капиллярам повседнев-ных поступков. Бывает, что подвиг совершается в не-сколько секунд, а подгота-вливается он  всей жизнью.
              "Следует постоянно иметь в ввиду то, что и сейчас не меньше, чем прежде,- гово-рил товарищ Л. И. Бре-жнев, обращаясь к молодежи, - нужны и  самоотвер-женность, и энтузиазм, и преданность идеалам, и готовность к подвигу. Вам защищать завоеванное ваши-ми отцами, вам воплощать в жизнь грандиозные планы коммунистического строитель-ства".
               Готовность к под-вигу... Ее рядовой Алексан-др Федоров доказал практи-ческими делами. В трудных условиях, в обстановке  максимально приближенной к боевой дей-ствительности, он действовал смело, решительно и ини-циативно.
               Своими действия-ми и поступками Александр доказал, что за время служ-бы вырос в настоящего сол-дата, защитника Родины, на которого можно всегда поло-житься. Им сегодня могут гордиться и родители, и товарищи по труду из ав-тотранспортного предприятия города Омска.
                                                                     Майор В. ВОЛКОВ.

ТУРК ВО.

Окружная газета "Фрунзевец". Вторник. 28 июня 1981 года 

Эстафета боевых дел

  

Эх, дороги.

             
             Конечно, многие хо-рошо помнят песенку о военных водителях. Она и дань уважения тем, кто и в дождь, и в стужу, под бомбежками и артобстрелами доставлял на передовые позиции  продовольствие, боеприпасы...  Действительно им "трудно было очень". Но и снаряды, и горючее, до-ставлялись к месту назна-чения точно и в срок.
    
             Давно отгремели последние залпы, заросли бурьяном или  распаханы старые во-ронки и траншеи. Ушли на заслуженный отдых те, кто возил снаряды  "по путям - дорогам фронтовым". Но не уходят в запас боевые тра-диции. Дело старшего поко-ления в надежных ру-ках солдат восьмидесятых годов. И пусть они не прошли суровых  испытаний, выпавших на долю их отцов и дедов, - они верны ге-роическим традициям нашей армии, нашего народа.  
           " И каждый раз, - отмечал на XXVI съезде партии Гене-ральный  секретарь ЦК КПСС, Председатель Прези-диума  Верховного  Совета СССР товарищ Л.И. Бреж-нев, - когда того требуют интересы безопасности стра-ны защиты мира, когда нужно помочь жертвам агрес-сии, советский воин предста-ет перед миром как беско-рыстный и мужественный патриот, интернационалист, готовый преодолевать любые трудности".
            Многим из них нет еще и двадцати, но в жизни уже повидали немало. Проложи-ли свою заметную стежку в эстафете добрых дел. 
            Вот рядовой Сергей Швех. До армии окончил курсы ДОСААФ, получил удостоверение водителя. Правда, поработать много не успел. Подошла пора отдать свой долг Родине. Сергей стал солдатом. Служить его направили в автомобильное подразделение. Любознательный, пытливый юноша быстро ос-воил новую марку автомо-биля, научился хорошо уп-равлять им. Немало наездил он кило-метров за это время. Были среди них и те, что запом-нятся на всю жизнь....
            Ранним утром подразде-ление получило задачу по доставке грузов на строя-щийся объект. Марш пред-стоял долгий по сложной горной трассе.  К тому же командир принял решение использовать его и в учеб-ных целях. А это значит, что в пути придется решать самые различные вводные: по отражению диверсионных групп  "противника", преодолению завалов...
             Рядовой Швех, как наиболее опытный из водителей в колонне, был направляющим. Именно от его умелых дей-ствий зависело ее движение. С этой задачей он справился успешно. Быстро ориенти-ровался в дорожной обстановке, своевременно реаги-ровал на ее изменения. Особенно же рядовой Швех хорошо проявил себя в отражении диверсионной группы "противника". "Мина" взорвалась чуть ли не под колесами его машины. Следом послышались хлесткие автоматные очереди. Од-нако Сергей не растерялся. Вывернув руль круто  впра-во, он объехал опасный уча-сток , постепенно гася ско-рость, остановил машину на обочине. Взял в руки авто-мат. Пока его сослуживцы выполняли маневр, Швех успел открыть прицельный огонь по "противнику". Этим он дал возможность другим водителям занять выгодные новые позиции.
           По следующей вводной комсомолец  Швех, умело используя  местность, вывел в безопасное место два "подбитых" автомобиля. Смелые, решительные действия Сергея во многом помогли, подразделению ус-пешно выполнить задачу. Были в практике рядового Швеха и другие, не менее трудные рейсы. Но всякий раз он служил  образцом для своих товарищей.
   Майор В. ВОЛОДИН.

159 ОДСБригада.

Бригадная газета "Сын Отечества". 12 июля 1980 года.

 

Водитель тоже боец.

 

          ...Утро. Автомобильное под-разделение готовится к мар-шу. Приглушенно урча мото-рами, машины выстраиваются в колонну. Водители, негром-ко переговариваясь, вгляды-ваются в сторону горизонта, куда уходит трасса и высве-чивая вершины гор, поднимается солнце. Впереди нелег-кий, изобилующий различны-ми препятствиями, путь...
               Накануне командир подразделения старший лейтенант  Мельник довел подчиненным задачу. Водители стара-тельно изучили условия пред-стоящего занятия, меры безо-пасности. Все без исключения, подготовились к занятиям на совесть.
             Ровно в назначенное время поступила команда "Вперед!" - и колонна трону-лась в путь.
                 В район  занятий выдвига-лись на  предельно допустимой скорости. И хотя, време-ни было  в обрез, командир роты решил использовать его с наибольшей   эффективностью. Путем  подачи раз-личных вводных он добивался, чтобы    подчиненные умело ориентировались в боевой об-становке, находили оптималь-ные режимы движения колон-ны.
            Трасса все выше и выше уходила в горы, огибала ущелья, ныряла в ложбины. С каждым километром трасса становилась сложнее. Водите-ли стали  действовать  более внимательней и  осмотритель-ней. И все-таки никто из них не предполагал, что так быс-тро придется встретиться с "противником".  Словно гром с ясного неба,  прогрохотали первые выстрелы, что-то сбилось в колонне, застопори-лось. Но уже в следующую секунду хлесткие автоматные очереди наблюдателей ударили по "противнику". Под их при-крытием колонна остановилась и быстро спешившись водите-ли  заняли оборону.
            -  Старший машины млад-ший сержант Нагорный и во-дитель рядовой Волков тяжело ранены - подал новую ввод-ную командир роты офицер Мельник. А сам подумал - "Как-то будут дальше действовать подчиненные?"
                 Под прикрытием бронетран-спортера лейтенант Борсяк, сержант Згоняйко,  рядовые Михуля и Егоров, несмотря, на огонь "противника" пришли на помощь товарищам, эвакуировали их в безопасное место.
                - Вышла из строя маши-на - передал новую вводную командир.
   "Как же теперь будут дей-ствовать солдаты? Сумеют ли правильно оценить создавшу-юся обстановку? Кто, кто пе-рвым проявит находчивость?" И только успел подумать, как увидел, что машина под прикрытием массированного огня водителей двигается в нужном направлении.
                В динамике "боя" Мельник даже не успел заметить кто и когда забрался в кабину автомобиля. И лишь позже, ко-гда машина была выведена в безопасное место, рассмотрел: рядовой Егоров.
            - Молодец солдат - не уде-ржался от похвалы.
   - Да они все у меня герои - подвел офицер итог своим мыслям.
         Стрельба прекратилась также внезапно, как и началась. Но Мельник не был спокоен. Настораживала вдруг наступившая как-то сразу тишина. Наверняка "противник" что-то замышляет. Не может он так просто отступить.
           И офицер принял решение: организовать разведку местности и только потом продолжать марш. В своих предположениях Мельник не ошибся. Разводка доложила, что "противник" со-средотачивается в лощине. Но с какой целью? Разгадка наступила быстро. Пропустив головную колонну, "неприятель" попытался отсечь сзади идущие машины. Видимо он рассчитывал на то, что водители дрогнут перед усиленным огнем. Однако просчитался.
             Управление оставшейся частью колонны и боем на себя приняли лейтенанты Борсяк и Гавришов. По их команде во-дители фланговым огнем при-жали "противника" к земле.
             А когда в дело вступили сержанты Згоняйко, Декгяренко, Шапран, младший сержант Штекман, ефрейтор Шильберг, то он и вовсе не выдержал, стал отступать.
            ..Учебный бой показал, что водители не только мастерски действуют за рулем, но если потребует обстановка, могут показать себя настоящими бойцами, смелыми, решительными, четко ориентируясь на местности, проявляя упорство и слаженность в действиях, воины с честью вышли из 30-ти ми-нутного "боя". "Бой" подошел к концу. И он, несомненно, принес большую пользу воинам-водителям, яви-лся своеобразным экзаменом на боевую зрелость и мастер-ство.
            Подводя итоги прошедшего марша командир подразделения по достоинству оценил де-йствия военных водителей:
   - Марши будут продолжать-ся и впредь. Отрадно отме-тить, что водители, взяв на себя повышенные обязательс-тва по достойной встрече 26 съезда родной Коммунистиче-ской партии, уверенно идут к вершинам ратного мастерства, совершенствуют навыки веде-ния боя в сложной обстанов-ке.
             Кое-где еще бытует мнение, что в армии водитель знает лишь одно: крутить "баранку". Как ошибочно такое утверждение, можно лишний раз убедиться на примере полраз-деления, которым командует старший лейтенант Мельник...
              Здесь водители -- настоящие бойцы, смелые, мужествен-ные, находчивые. Для них, как и для мотострелков, тан-кистов, воинов других специ-альностей основной солдатс-кой академией является поле. Совершая марши, отрабаты-вая в ходе них различные вводные, они в полной мере постигают нелегкую науку побеждать.

Старший лейтенант Н. БОРИСОВ.

ТУРКВО.

Окружная газета "Фрунзевец". Четверг. 25 июня 1981 года

 

 Их мужает поле.

            
                  "Вся техника вовремя при-была в назначенный район и выдержала "бой"  без единой поломки и неисправности. Особенно отличились, показав образцы эксплуатации техни-ки и владений ею водители - рядовые Тавлинов, Нестеров, Леонов, Черепанов и другие."
    
                Это - строки из донесения, которые замполит роты нап-равил в штаб сразу пос-ле марша. Они красноречиво говорили о том, что и  люди и техника испытание выдержа-ли.
    
                Но за этими лаконичны-ми строками - большая орга-низаторская и воспитательная работа, проводимая в подразделении. Особенно большой вклад внесли пропагандисты военно-технических знаний. Они старались, прежде всего, привить каждому воину настоящую любовь к боевой технике, стремление до тон-костей ее познать и заботли-во сберегать, использовать максимум ее возможностей.
                В этих целях накануне  марша пропагандисты и аги-таторы выступили с лекция-ми и беседами на военно-технические темы. Так, например, капитан Зайчук выс-тупил о мерах безопасности при действиях в горной мест-ности, а  капитан  Рассадни-ков прочитал лекцию "Тех-ническое оснащение Советских Вооруженных Сил", Не оста-лись в стороне и комсомольс-кие активисты роты. Нака-нуне совершения марша был проведен рейд по проверке готовности техники к выходу на учения. Комиссию, если так можно назвать членов рейда, возглавил член ВЛКСМ роты рядовой Тавлинов. Ни одна мелочь не ускользнула от зоркого глаза активистов, вскрытие недостатков стало принципиальным предметом принципиального разговора на собрании личного состава.
              Большую помощь водите-лям оказал и офицер вышес-тоящего штаба. С беседой о порядке и правилах эксплуата-ции техники в горных условиях выступил коммунист Муллер. К тому же водители изучили и обсудили ряд статей, напе-чатанных в военных газетах, о поддержании техники в по-стоянной боевой готовности на длительных маршах и соблю-дении мер безопасности.
              Все эти проводимые мероп-риятия вызвали у солдат, осо-бенно  молодых,  интерес к техническим и специальным  знаниям. Они сами шли  к опытным водителям, задава-ли вопросы, старались перенять их опыт.
             И когда военные водители стали брать социалистичес-кие обязательства на период прохождения марша, все мо-лодые солдаты включились в борьбу за отличную эксплу-атацию техники, за перекрытие установленных нормати-вов.
           Высокие обязательства при-няли на себя все без исклю-чения. Солдаты решили:
                     - каждому опытному специалисту передавать свое мастерство сослу-живцам;
                      -содержать в отличном состоянии вверенную техни-ку, полного использования ее возможностей.           
                      - исключить случай выхода техники из строя в период учения, стро-го соблюдать меры безопас-ности.
                      - Дал слово - сдержи! - таков закон соревнования.
   И каж-дый военный водитель старал-ся с честью выдержать пред-стоящее испытание, хотя оно было не из легких.
              Участок местности, по которому проходил марш, был "насыщен" разными поворотами, подъе-мами, спусками, туннелями, неровностями дорог. Но это были, как говорят "цветочки", - "ягодки" появились потом, когда часть колонны приня-ла на себя "бой" с противни-ком. Надумал  старший  ко-лонны проверить своих под-чиненных на выдержку, уме-ние отразить атаку "против-ника". Много вводных было в этот раз: и пробоины в ра-диаторе, переднем колесе  и другие, но из всех водители выходили с честью.
          
            А вот комсомольский активист Тав-линов отличился больше всех. Когда начался "бой" он вмес-те с другими своими сослу-живцами, проявив личную инициативу, принял огонь на себя, давая тем самым воз-можность пройти колонне без остановок.
           Едва кончился очередной этап марша, как перед стро-ем раздался голос старшего колонны. Он благодарил во-дителей за успешное выполнение задачи и тут же напомнил, какие еще сложные задачи ожидаются впереди,  что нужно сделать для поддержания техники в постоянной боевой готовности. Указания командира служили руководством к действию агитаторов и редакторов боевых листков. Они на всех привалах и остановках зорко следили за состоянием техники, помогали молодым  воинам устранять недостатки. Буквально за считанные секунды "потерпевшие" водители с помощью товарищей устраняли неисправности, и машины вовремя догоняли подразделение, а иногда и вступали в "бой".
          Командир объявил благодарность и особо отметил умелые действия рядовых Черепанова, Юдина, Леонова, Ташкенбаева, Гливицкого...
         ...Впереди у военных водителей новые задачи. И их вновь будет испытывать поле на возросшее мастерство.
                                                                              Б. НИКОЛАЕВ.

ТУРКВО.

Окружная газета "Фрунзевец".Четверг.3 сентября 1980 года 

 

Твои люди, комсомол.

 

 

Испытание на прочность.

 

                 Перед водителями, возглавляемыми прапорщиком В. Иванцовым, была поставлена конкретная задача: "В предельно сжатые сроки доставить грузы на строительную площадку". И вот колонна на марше. На небе ни облачка. Нещад-но палит солнце. В кабине автомобиля, словно в парной. Однако водители держатся молодцом. Уверенно ведут ма-шины по сложной трассе.
           Для автомобилистов подобные марши не в новинку. Но каждый из них по-особому памятен. Ибо это - пос-тоянное испытание на прочность характеров, проверка за-калки, выносливости. И главное - взаимовыручки, товари-щества, силы духа!
           Кое-кто еще ошибочно полагает, что для водителя глав-ное "чтобы колеса крутились". Нет, это далеко не так. Марш для автомобилистов - не просто быстрая езда. В ходе него они решают различные вводные: преодолевают "зара-женные участки", завалы и... даже учатся отражать атаки диверсионных групп "противника".
           Вот и в этот раз обстановка на марше была создана сложная, предельно приближенная к боевой действительно-сти. Водителям все время приходилось быть в напряжении, в ожидании встречи с "противником". Положение еще усу-гублялось тем, что видимость была на пределе: мешала пыль, большие перепады высот, "противник" ожидался с разных направлений. Счет времени шел буквально на секу-нды. И вот поступила вводная: "Разведдозор соседнего подразделения завязал бой о "противником", преодолевая упорное сопротивление, отходит в южном направлении". Прапорщик Иванцов быстро разобрался в сложившейся ситуации. Остановив колонну, он спешил водителей и по-вел их в обход "противника". Но этот номер был разга-дан. По атакующим ударил пулемет. Ситуация создалась критической. И в тот момент тактически зрелым командиром проявил себя прапорщик Иванцов. Разделив группу на две части, он атаковал "противника" с разных направлений. Пока тот разобрался в чем дело, водители дружным, стре-мительным броском вынудили "неприятеля" отступить, а потом завершили и его окончательный разгром.
           В маневренном, скоротечном "бою" с самой лучшей сто-роны проявили себя рядовые Ю. Лалетин, А. Глинский, В. Вутько и другие воины - комсомольцы.  Смело и решительно действова-ли рядовые К. Кучкаров, Т. Авезмуартов. Когда их сослу-живцы оказались в тяжелом положении, они отвлекли на себя огонь "противника" и тем самым помогли своим товарищам перегруппировать силы.
            Подан сигнал отбоя. Водители вновь занимают свои ме-ста в кабинах автомобилей. Чувствуется, что все устали, но держались стойко, я бы сказал мужественно. Глядя на этих собранных, подтянутых парней, невольно ловишь себя на мысли: "железные они что - ли?"  Впрочем, записав железные, я не погрешил против истины. Ратную закалку в подразделении они получают настоящую. И  только что закончившийся "бой" лучшее тому подтверждение.  
                В последнее время автомобильное подразделение, в кото-ром служит прапорщик Иванцов, в нашей части все чаще и чаще называют образцовым. И это закономерно: его воины во всем впереди, во всем лучше. Поделюсь одной, может быть не очень значительной, но по-своему выразительной деталью. Если вы встретите на маршруте молодцеватых, оп-рятных военных водителей, можно безошибочно определить, что этот солдат из подразделения, где служит прапорщик Иванцов. Водители здесь выделяются особой подтянутостью, строевой выучкой. Здесь давно изжиты случаи грубого на-рушения воинской дисциплины.
            Высоко несут честь родного коллектива рядовые В.Андреев, И.Исаков, И. Муравский и многие другие. Убедительное тому свидетельство - итог прошедшего марша. Несмотря на непредвиденные задержки в пути, задача по доставке грузов была выполнена в срок. Все водители за умелые действия удостоились благодарности командира. Успешно справиться с поставленной задачей помогло высокое ратное и специальное мастерство. Оно твердо сплавлено с такими их качествами, как глубокая идейная убежденность, дисциплинированность, бдительность.
           Где же истоки этих замечательных качеств? Как приш-ли они к молодым людям в солдатских погонах? Ответ один - эти качества приобретены в повседневном ратном тру-де, в ходе хлопотливой партийно-политической, воспитате-льной работы.
         В органическом единстве производственного процесса, учебы и воспитания видит цель своей практической деяте-льности каждый офицер и прапорщик подразделения.  
          Особенно хочется сказать о воспитательной роли личного примера. Почему, например, водители в учебном бою ока-зались на высоте, почему они не дрогнули в трудную ми-нуту. Перед ними всегда был пример их командира - прапор-щика Иванцова. Именно он был, если так можно выразить-ся, душой коллектива. Умело организовав атаку, он посто-янно оказывался на самых трудных участках. Своим мужес-твом и отвагой вселил в подчиненных уверенность в победу.
         ... Когда-то мне довелось прочитать и запомнить навсегда слова А.Макаренко о том, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество. Они, эти слова, вспом-нились мне, когда знакомился с делами подразделения, с итогами маршей, которые совершают в учебных целях военные водители. Именно там, в горах, в условиях, макси-мально приближенных к боевой действительности, в преодо-лении трудностей воспитываются мужество, смекалка, отва-га, стойкость, товарищество и коллективизм.

В. Волков.

ТУРКВО.

Окружная газета "Фрунзевец".Вторник.12 мая 1981 года 

НАСЛЕДНИКИ

Один час и вся жизнь. 

                  В этот день в степи буше-вал ветер - "афганец". Он сорвался с окрестных гор, как всегда, внезапно, шумно, с чудовищной силой. Тучи песка и каменистой пыли с воем и свистом носились по равнине и гнули к земле то-ненькие деревца, ломали их, злобно хлестали по кабинам машин. Вот уже несколько часов колонна в пути, и добрую по-ловину ее сопровождала зной-ная, пыльная круговерть. В кабинах душно, горячо. Ды-шать нечем: жара и пыль... Однако колонна продолжает движение - соблюдает тра-фик. Все водители держатся молодцом.
        ...Пристально вглядывает-ся в дорогу рядовой Сергей Швех, вспоминает только что закончившийся учебный бой.
        Сергей уже не впервые по-падает в подобные ситуации. И поэтому в условиях, максимально приближенных к боевым, он расторопно, без растерянности среагировал на вводную о нападении "про-тивника". До этого дня все было привычным: и колонна машин, взбирающихся все вы-ше в горы, и монотонный, усыпляющий гул мотора. И вот, когда позади остались трудные участки дороги, когда облегченно вздохнули во-дители, последовала вво-дная. Враз по колонне ударили автоматы "противника", послышались взрывы мин.
         Однако водители, хотя и были застигнуты врасплох,  не растерялись. Колонна прижалась  к обочине. Солдаты, быстро выпрыгнув из кабин, и укрывшись в кювете и за колесами машин, открыли от-ветный огонь.
          "Бой" то затихал, то раз-горался. Казалось, две сторо-ны испытывали друг друга на стойкость.
       -  Машины выводить из-под обстрела...  - Выход прикрывают... - сквозь грохот "боя" рядовой Швех услышал свою фамилию. Поняв замысел командира, солдат, уме-ло используя местность, за-шел во фланг "противнику" и своим огнем заставил на какое-то время отвлечь его внимание от колонны. Этим воспользовались сослуживцы. Перегруппировав силы, они нанесли целенаправленный удар. "Неприятель" дрогнул и отступил.
       - "Ранен" рядовой Швех. Группе прикрытия выводить свои машины, - вновь по-дал команду офицер.
   Но Сергей и в этом случае оказался на высоте. Он выз-вался прикрыть отход това-рищей. "Молодец, солдат, -  подумал офицер, -- из таких получаются настоящие ге-рои"...
          Поле "боя" Швех покинул лишь тогда, когда убедился, что все машины благополучно миновали   опасный участок...
             Немногим более часа вы отражали нападение "нас-тупающих" - делал разбор после "боя" командир. Это время позволило вам по настоящему испытать себя. Высокая динамичность обстано-вки достигалась   сегодня не только своевременными и верно принятыми решениями, но и другими факторами. Она стала   возможной благодаря возросшему мастерству, самоотверженному ратному труду; каждого из вас...
         Только один час напря-женной боевой учебы. Но в нем, как в фокусе, сконцен-трировалась вся солдатская жизнь, нелегкая доля воен-ного водителя. Эти шестьде-сят минут наглядно показа-ли, чего можно достигнуть в ратном труде, если относить-ся к нему с полной отдачей. Так, как относится к нему рядовой Сергей Швех - кото-рый за достигнутые успехи в боевой и политической подго-товке удостоен государственной награды.

 Старший лейтенант  Н. БОРИСОВ.


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018