ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Чернышёв Юрий Иванович
Тиха украинская ночь

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:

   "ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ..."
  
   ... Эту замечательную поэтическую строку великого русского поэта А.Пушкина весьма логично продолжить не менее замечательной сентенцией великого украинского писателя Н.Гоголя: "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!"
   А знал ли ее сам Николай Васильевич - урожденный украинский шляхтич Яновский, вошедший в историю мировой литературы как великий русский писатель Гоголь? Над этим, скорее риторическим, вопросом наверняка задумывались многие литераторы двух минувших столетий, да и просто умеющие думать читатели его гениальных произведений. И ночь в гоголевской прозе - не просто поэтический образ, метафора. Ночь, как естественная противоположность дня, нередко воспринимается как теневая сторона жизни людей. И не только современников Николая Гоголя, но и нас, ныне живущих на украинской земле.
   Сдается мне, как сказал бы один из гоголевских персонажей, что именно эта сторона человеческого бытия больше всего интересовала писателя, в ней он искал и находил какие-то зерна истины, стремясь отделить их от плевел повседневности, обильно зараженных ложью, подлостью, предательством. Ведь что есть на самом деле поэма Гоголя "Мертвые души", по сути, венчающая всё его творчество? Это гротеск на современных ему хозяев Российской империи - групповой портрет помещичьего класса, представленного в виде живых мертвецов. Его сатирические образы выходят далеко за пределы разоблачения феодально-крепостнического общества 19-го века. Кто сейчас сумел бы так броско и беспощадно описать жизнь современного украинского села, как и прежде, закрепощённого мертвенной властью теперешних Плюшкиных и Маниловых?
   Но еще менее способны нынешние мастера слова дать подлинную характеристику денежного человека - Чичикова 21-го века, разъезжающего по стране с одной единственной целью: скупать всё и вся! Подлец ли Чичиков? - спрашивает читателя Гоголь. "Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные... Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель". Вот, оказывается, в чём вина всего: приобретение!
   А разве в наши дни что-либо изменилось категорически? Нет и нет! Чем больше миллиардов "баксов" и "евриков" скапливается на закордонных счетах украинских олигархов, тем более нищает простой человек, нередко уже не имеющий не только хлеба насущного, но и возможности его заработать. Тема "мертвых душ" в поэме Гоголя возникает и как мертвая душа тех самых денег, отвергающая живую человеческую душу; для неё не существует ничего человеческого, для неё человек - лишь носитель чужого денежного мешка. И здесь, как и во многих других произведениях Гоголя, доминирующую роль играет противопоставление жизни и смерти, света и тьмы, дня и ночи...
   Так воспринимал Н.Гоголь окружающую действительность на склоне своей, столь непродолжительной жизни. А каково было его мировосприятие на заре писательской биографии, каким он сам был тогда? "Зри в корень", - сказано у Козьмы Пруткова. Корень же Николая Гоголя, как известно, украинский. Родился он 1 апреля (не с тех ли пор отмечается День смеха?) в Сорочинцах на Полтавщине в 1809 г., а учился в Нежинской гимназии на Черниговщине. И лишь в 19-летнем возрасте отправился он для поступления на службу в столицу империи Санкт-Петербург.
   В ту пору он еще далек был от писательского творчества, мечтая лишь о государственной деятельности в области юстиции. В одном из гимназических писем Николай признается в этом своему дяде, поясняя, почему он хотел бы отдать свои силы подвигам именно на этом поприще: "Неправосудие - величайшее в свете зло, более всего разрывало мне сердце". Государственная служба представлялась юному Гоголю благороднейшим трудом во имя счастья сограждан, а его идеалы, далёкие от официозных представлений, были согреты гуманизмом, патриотическим и гражданственным пафосом.
   С такими возвышенными мечтами появляется нежинский гимназист в суровой и серой северной столице. Все здесь холодно и равнодушно к нему, к его восторженным мечтаниям. Попав все же, после долгих хождений, попыток и унижений, на государственную службу, Гоголь испытывает жестокое разочарование. "Здесь всё подавлено, - пишет он матери, - всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах". Осуществить свои мечты, быть полезным соотечественникам оказалось невозможным!..
   Царский Петербург оказался иным, чем представлялось в провинциальном Нежине. И Гоголь обращается всеми своими помыслами к животворному источнику: к народу. Он глубоко затаил едкую горечь разочарования, в душе его откладывались столичные чиновничьи впечатления, чтобы впоследствии оформиться в классические Петербургские повести. Но и они не могли вырасти на пустом месте - плодородной почвой для них стали детские и юношеские впечатления народной жизни его родины, вылившиеся в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".
   Первые литературные успехи Н.Гоголя были замечены самим великим Пушкиным, который и вдохновил молодого писателя, вывел из унылого одиночества. Их дружба, завязавшаяся в 1831 г., стала одной из самых счастливых и гордых страниц нашей литературы, символизирующей неразрывность российской и украинской культуры. Гоголь обязан Пушкину темами и сюжетами своих главных произведений - "Ревизор" и "Мёртвые души". Давая их молодому писателю, мэтр российской литературы ставил перед ним большие общественные, исторические задачи - еще более глубокой разработки критического начала в искусстве. Гоголь выполнил эту задачу, углубив народное начало русской литературы, утвержденное Пушкиным, сделал его еще более непосредственным, еще прямее связав литературу с жизнью, мышлением, языком народа.
   Может быть, глубже всех других ощутил Гоголь и тягу народа к веселью - смех и слезы, при всей их противоположности, часто переходят друг в друга в его произведениях. Но не чужд ему и пафос национально-патриотической героики, особенно ярко проявившийся в величественной повести "Тарас Бульба". В ней Гоголь привлек внимание читателей к истории украинского народа в момент его высокого подъема, когда проверяются характер и традиции нации. "Тарас Бульба", по словам литературной критики, это выражение братской, нежной и мужественной любви русской литературы, русского народа к Украине. "Это поэтическое утверждение того прекрасного и великого, что есть в национальных характерах народов-братьев, русского и украинского, того, что роднит их друг с другом и делает их неразрывными!"
   Патриотизм старого казака Тараса Бульбы, его любовь к Украине неотделимы от осознания братства с русским народом, великим заступником народа украинского. Но и здесь, как и во многих других произведениях Гоголя, все громче звучит тема борьбы добра со злом, света с тьмой. "Я тебя породил, я тебя и убью", - произносит отец, поднимая меч на своего сына, предавшего Отчизну. А разрывающая душу сцена казни ляхами самого Тараса заканчивается восклицанием старого казака, особенно глубоко отзывающимся в сердце русского человека:
   - Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу! Не было, нет и не будет никогда такой силы! - можем ответить мы всем тем, кто отрицает или переиначивает на другой лад великое пророчество нашего славного земляка, украинского писателя Николая Гоголя - классика всемирной литературы.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023