Значительная часть нынешнего населения Восточной Галиции, а это три, точнее - две с половиной области (Ивано-Франковская, Львовская и половина Тернопольской) на западе Украины, считают себя "галычанамы", т.е. потомками галилеян, относя в то же время своих предков к древнеславянскому племени тиверцев. Но что-то здесь определённо не вяжется: то ли галычане, то ли тиверцы?
Так кто же они на самом деле, эти носители экстремистской идеи ортодоксального украинского национализма? Известный киевский учёный и политик Дмитрий Табачник неоднократно в своих устных и письменных выступлениях называл их неславянским народом, чьи предки пришли когда-то в Приднестровье с Ближнего Востока. Именно эти высказывания, а не его семитское (как и самих галилеян!) происхождение, стали причиной той "анафемы", которой многие западно-украинские политики предавали тогдашнего министра образования и науки. Однако доктор исторических наук Д.Табачник отнюдь не сделал при этом никакого открытия - исторического или этнографического. Он всего лишь процитировал некоторых "щирых" идеологов украинского национализма. А вот что сообщают об этом подлинные древние источники...
1. ГАЛИЛЕЯНЕ - СОПЛЕМЕННИКИ ИИСУСА ХРИСТА?
Жители палестинской области Галилея сохраняли ханаанский элемент с особенным упорством, потому что находили себе постоянное подкрепление из соседней Финикии. Истые иудеи, гордясь большею чистотою крови, относились к галилеянам с высокомерным пренебрежением. На самом деле, однако, галилеяне отличались крепкой преданностью Моисееву закону и большими массами посещали Иерусалим во время годичных праздников. Также тщательно они обрабатывали землю и довели культуру своей области до высокой степени. По словам историка и писателя Иосифа Флавия, "область Галилея всегда славилась храбрыми людьми, и трусость никогда не была их недостатком". Галилеяне были непримиримыми врагами римлян, первыми во время мятежей выступали против их легионов и причиняли правителям множество затруднений. В последней борьбе с Римом погибло до ста тысяч галилейской молодежи. Даже император Тит, чтобы поднять дух своего войска, ставил ему в пример геройство галилеян.
Греческое образование, к которому с крайним недоверием относились тогда иудеи, находило среди галилеян горячих приверженцев; а в некоторых галилейских городах преобладающим языком был греческий. Да и своим выговором жители Галилеи резко отличались от южных иудеев, вследствие чего раввины относились к галилеянам. как к провинциальным неучам, "людям земли". Апостол Петр во время суда над Христом был признан за галилеянина, потому что "речь его обличала его". По причине указанного недостатка в произношении еврейских слов, строгие иудеи не дозволяли галилеянам читать святое Писание в синагогах. А вследствие важной роли, принадлежавшей галилеянам в продвижении христианства, "галилеянами" стали со временем нередко именовать всех христиан. Римский император Юлиан и умер со словами: "Ты победил меня, галилеянин"...
Так кто же они в действительности - галилеяне?
Народ, населявший Галилею, родился во 2 веке до Рождества Христова, при правлении там династии Селевкидов. Галилеяне есть результат этнической инкорпорации сирийских арамеев в эллинское общество. При этом арамейская составляющая галилеян была незначительной и никак не изменила эллинов. Арамеи в составе галилеян фактически стали эллинами. Возможно, в составе галилейского народа присутствовали и другие, в т.ч. еврейские этнические составляющие, но численность их при этом вероятно была небольшой. Как самобытный народ галилеяне осознали себя с начала Христианской эры, при правлении тетрарха Антипы. При нём число галилеян значительно возросло, а в Галилее появились многочисленные цветущие города. В книге "Жизнь", составленной во 2 половине 1 века по Р.Х., Иосиф Флавий сообщил, что в Галилее того времени было 204 города. Население самых больших городов Галилеи могло достигать 50 тысяч человек. Особенно населённым в начале Христианской эры было побережье Генисаретского озера. "Страна, окружавшая озеро, была во времена Господа самою населённою из областей Палестины", - сообщает источник. При этом берега Генисаретского озера "кипели некогда жизнью и деятельностью". Так же много городов в Галилее было расположено вдоль главных дорог, причём города эти порой располагались не более чем в часе ходьбы между ними. До сих пор сохранились их руины - "попадаются вдоль дорог земляные курганы, внутри которых сохранились развалины древних городов".
Иерусалимские иудеи, ненавидя всё галилейское, дискриминировали даже прозелитов иудаизма из Галилеи, которых фарисеи чрезвычайно редко вербовали в этой стране, как об этом говорил Иисус Христос. Этих прозелитов, а точнее - полупрозелитов, поскольку таких галилеян не обрезали, евреи называли - себоменои. Себоменои не допускались в училища иудаизма, в местечковых синагогальных собраниях их не вызывали к чтению Ветхого завета. "Галилеяне не допускались из-за их произношения". Разумеется, эта фарисейская мотивация дискриминации сама по себе оскорбительна, и не способствовала увеличению полупрозелитов иудаизма в Галилее.
Естественно, в ответ галилеяне испытывали к евреям неприязнь. Так, "население Акко выказывало особенно сильную ненависть к евреям". Правда ответная ненависть оказалась ещё более сильной: в 66 году, в самом начале иерусалимской революции, евреи из Иудеи учинили погром в Акко. Но галилеяне вскоре выбили их из своего города, пролив при этом "много еврейской крови". Так было и ранее. По смерти Ирода в 4 году до Р.Х. восставшие галилеяне преследовали не только римлян и наёмников Ирода, "не щадили они и иудеев, если последние попадались к ним в руки". Об отношении к галилеянам евреев свидетельствует Евангелие, повторившее еврейскую фразу: "из Назарета может ли быть что доброе". Евреи всегда презирали жителей Назарета.
"Назарянин - так называли иудеи Христа, желая подчеркнуть его происхождение из презираемого, незначительного города". После проповедей Иисуса Христа среди галилеян в 30-33 гг. жителей Галилеи особенно возненавидели вожди иудаизма. Иудейский источник XIX века связывает возникновение христианства в Галилее с вторжением в неё римской карательной армии в 67-м году. Этот источник считает, что "в Галилее появились тогда разные сильные духом мечтатели, которые организовывали секты с целью добиться политической и духовной свободы. Тогда же в Галилее возникло и Христианство. Конец этим смутам положили Веспасиан и Тит". Иными словами, иудеи считают, что легионы Флавиев появились в Галилее для того, чтобы уничтожить христианство истреблением первых христиан, то есть галилеян. Так это или нет, но римляне тогда опустошили именно Галилею, хотя принято считать, что римские каратели появились в Палестине для пресечения еврейской революции. Иерусалим был взят в 70-м году, и, видимо, потому, что вожди иудейства перестали контролировать ход революции.
Кроме того, следует вспомнить имя римского императора, который направил в Галилею для истребления сопротивления войска. Это был Нерон, до безумия ненавидевший христиан. Тот самый Нерон, который в 64-м году сжёг Рим лишь для того, чтобы истребить в нём христиан. Тот самый Нерон, который в 67-м году замучил до смерти апостолов Петра и Павла. Тот самый Нерон, которого христиане того времени считали антихристом. Вторгшиеся в Галилею римские каратели, "не отдыхая ни днём, ни ночью, опустошали поля, грабили имущество поселян, убивали каждый раз способных носить оружие, а более слабых продавали в рабство. Убийство и пожары наполняли всю Галилею. Никакие бедствия и несчастья не остались неиспытанными". Большую часть галилеян римские каратели истребили или продали в рабство. Прежняя Галилея, вместе с гибелью большинства своего населения, перестала существовать. Галилея после вторжения римских карателей исчезала год за годом, города приходили в запустение, поля и сады лишились ухода, постепенно начали исчезать леса и оливковые рощи. Уже через несколько десятилетий вид страны заметно изменился - Галилея без своего народа, убитого римлянами, умирала. Уцелевшие в бойне галилеяне расползались всё дальше от родных мест - на восток и на запад от Земли обетованной.
Таким образом, приведенные выше цитаты исторических документов позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, искусственно созданная эллинско-иудейская нация галилеян прекратила спустя два столетия свое существование на одноименных Ближневосточных землях, будучи частично уничтоженной, а частично выселенной в отдаленные территории Римской империи. Потомки галилеян получили новое имя - тиверцы, значительная часть которых обосновалась в Каппадокии, унеся с собой не только привычную иудейскую религию, но и генетическую ненависть к близким по крови евреям. И это - второй вывод: откуда у современных галычан та патологическая юдофобия, которой "прославились" во время Второй мировой войны отряды т.н. бандеровцев.
2. ТИВЕРИЯ - ТЕРРИТОРИЯ ССЫЛКИ?
Следы потомков галилеян до сих пор легко обнаруживаются во многих странах Европы по топонимике ряда городов и территорий. Помимо Галиции - в Польше и Украине, легко отыскать Галлию - историческое название значительной части нынешних Италии и Франции. Известен город Галле в Германии, Галац - в Румынии, тот же Галич в Прикарпатье, его тезка в России, пролив Геллеспонт ( ныне Дарданеллы), река Галие и государство Галатия на ее берегах...
Напомним еще раз исторические события: в 70 (при императоре Веспасиане) и 135 (при императоре Адриане) годах н. э. Римская империя потопила в крови первое и второе Иудейские восстания. Было уничтожено много палестинских городов, в т.ч. Иерусалим, и фактически совершен геноцид на всей территории Палестины. Иудеям под страхом смерти было запрещено появляться в Иерусалиме, сам он был переименован на Aelia Capitolina (в честь императора Адриана), а Иудея стала римской провинцией Сирия Палестина. Поскольку галилеяне также были участниками боевых действий, изменили и Галилейские топонимы, в частности, Галилею переименовали в Тивериаду - по имени Тиверии - столицы тетрарха Галилеи и Перии, названной так в честь императора Тиберия. Соответственно, галилеяне стали называться тиверийцами.
Более полувека почти сплошных войн и восстаний, иудейского давления и римского преследования христиан заставили остатки галилеян-тиверийцев покидать насиженные места. Естественно, что они пошли на север, к этнически близким Каппадокии и Галатии, а далее двинулись на благодатные земли Приднестровья. Очевидно, основные волны галилеян-тиверцев прибыли в низовье рек Прут, Днестр и Буг в I-II вв. н. э., что совпадает с сообщениями о стремительном распространении христианства на территории юго-западной Украины. "Тиверцы и уличи были христианами еще до Никейского собора 325 года", - сообщает апостол Филипп.
Но еще до перехода галилеян-тиверцев из Палестины в Приднестровье к ним приобщи-лась и значительная часть галатов. Дело в том, что первой территорией, которая полностью оказалась под христианским влиянием, была Малая Азия. А преследование христиан римскими императорами, начиная с Нерона и до Диоклетиана, способствовало вытеснению христиан за пределы Римской империи. Похоже, именно миграция стала главной причиной, что до III-IV вв. на территории Малой Азии на смену языку галатов пришёл греческий язык, которым пользовалось большинство галилеян. Таким образом, на территории Приднестровья состоялось дуальное взаимодействие галилеян-тиверцев с местным населением, вследствие чего сначала возникла Тиверия, а уже позднее появилось могучее объединение племен под названием Антский союз. Так неистребимая энергия галилеян-тиверцев и там - в ссылке! - позволила им доминировать на огромной территории среди местных, не столь активных славянских племен.
Анты являлись восточными славянами и представляли собой связующее звено между скифами и позднейшими славянами (русичами) в территориальном, культурном и этнографическом отношении. Есть сведения, что некогда существовало единое славянское государство, которое затем распалось. Царём этого государства был Мах из племени венедов. Историки считают, что венеды - это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Русы и словены были единым народом, но между ними вспыхнула междоусобица. Восточная часть управлялась князьями и воеводами, западная - выборными начальниками. По этой причине единый народ распался на два - восточные продолжали называть себя русами, а западные стали называться словенами. От венедов - прямых предков западных славян - произошли склавины и анты. На Волынь переселилось племя невров, обладавшее высокой по тому времени культурой. Под давлением венедов они отходили на восток, что в дальнейшем способствовало рождению и в Приднепровье родственной с венедами антской культуры.
Задолго до Рюрика, якобы основавшего Русское государство, существовали различные образования, военно-политические союзы наших предков - антов. Известно объединение волынян с их князьями Межамиром и Издагом, сражавшимися с аварами, объединение Рос под предводительством князя Божа, боровшимся с гетами. Существует мнение, что объединение антов послужило ядром древнеславянской народности. "Народ этот (русы) могущественный и телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьёт или будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие", - писал арабский летописец. Его земляк в IX веке подтверждал: "И если какое их племя (род) поднимается против кого-либо, то вступаются они все. И нет между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью".
Значение Антского союза в образовании Киевского государства надо признать весьма большим. Возникновение его относится к первым векам новой эры, во время борьбы с готами, которые пришли от Вислы к Чёрному морю. Уничтожение готских держав гуннами, а затем и раз-гром самих гуннов в 451г., поставили антов в благоприятные условия существования. Они остались единственно значимой силой в борьбе с Восточно-Римской империей. В VI в. имя антов было знаменито в Черноморье, мужество и опытность их создали такую славу, что германцы называли их исполинами, а историки с удивлением отзывались о силе и храбрости. Поэтому греческие императоры охотно приглашали их к себе на службу. В 20-е годы VI в., при византийском императоре Юстиниане, славяне разрушают оборонительные сооружения на Дунае и проникают на Балканы. Образуется южная ветвь славянских народов (протоболгары, сербы, хорваты и др.).
3. ОТ АНТОВ К ГАЛИЦКОМУ КНЯЖЕСТВУ
К VII в. Антский союз распался на ряд племён, перечень которых упоминается в русских летописях. Создаются предпосылки для возникновения нового государства в Приднепровье, которое позднее здесь складывается с центром в Киеве. Славяне после падения владычества аваров занимались мирным трудом - историки до IХ в. не говорят об их войнах с чужими племенами. Русь в историческом развитии несомненная преемница антов. К VII веку в хозяйственном, культурном и общественно-политическом развитии славяне достигли таких высот, каких варяги - только к IX веку. Варяги, как разрозненные группы наёмников, не могли создать никакой новой культуры, не могли повлиять на социальные отношения, сложившиеся на Руси. Поэтому горстки варягов, искателей приключений, попали в старую, устойчивую культуру Приднепровья и очень быстро растворились в ней. Влияние варягов на славян - это злонамеренный миф, созданный позднее норманистами. Предпосылки к возникновению государства Ярослава Мудрого начали складываться не в IХ веке, а за 300 лет до варягов. Поэтому историю Киевской Руси надо начинать не с Рюрика и Олега, а с Божа и Мезамира, с первых походов антов на Византию в VI веке.
Но где же здесь галилеяне-тиверцы?
А они, как было сказано выше, расселились на берегах Днестра, ассимилировавшись с местным славянским населением и приняв его язык, но сохранив свое искусственное имя "тиверцы". Как считают многие современные ученые, население нынешней территории Украины в III - YII вв. составляли, в основном, пять племенных групп - поляне, древляне, волыняне, тиверцы и уличи. Историки допускают, что в начале 60-х годов X века земли Галиции и Волыни были присоединены к Киевской Руси Святославом Игоревичем, но после его смерти в 972 году были захвачены соседним Королевством Польским. Киевский князь Владимир в 981 г. овладел на западе землями вятичей, радимичей, дулебов и хорватов. Но после его возвращения в Киев эти народы отказались подчиняться ему и Владимир в 982 г. снова овладел землей вятичей, а в 984 г. - землями радимичей, дулебов и тиверцев.
Поскольку "столицей" тиверцев был Галич, то их княжество в составе Великого княжества Киевского было названо Галичским, а тиверцы - галичанами. Великий князь Киевский назначал во все подчиненные ему периферийные княжества князей только из своей династии. Но против этого были тиверцы-галичане, а поэтому они просто убивали князей, присланных им князем Киевским. Таким путем галичане добились, чтобы их бояре обирали князя Галичины, а Великий князь Киевский утверждал его в этой должности. В 992 году он покорил белых хорватов и окончательно подчинил Руси Подкарпатье. Но в 1018 г. польский король Болеслав Храбрый воспользовался межусобицами русских князей и захватил Червенские города. Они пребывали под его властью 12 лет, пока Ярослав Мудрый не вернул их в походах 1030-31 годов. Далее с Польшей был заключён мир, который закреплял за Русью Червен, Белз и Перемышль.
К середине XI века земли Галиции и Волыни окончательно закрепились в составе Киевской Руси. Среди них главное место занимала Волынь - многолюдная земля с развитыми городами и торговым путем на запад. Столицей западнорусских земель был Владимир - Волынский, где находился княжеский престол. Киевские монархи долгое время удерживали эти стратегически важные территории, сберегая их от дробления на удельные княжества. В 1084 г. в землях Галиции к власти пришли Ростиславичи - князья Рюрик, Володарь и Василько. В результате войн с волынскими и киевскими князьями в конце XI века они добились для себя отдельных княжений. В 1141 г. эти княжества были объединены Владимиром, сыном Володаря Ростиславича, в единое Галицкое княжество со столицей в Галиче. Оно поддерживало связь с киевскими и суздальскими князьями, а также половцами для противостояния с польскими, волынскими и венгерскими правителями. При Ярославе Осмомысле, сыне Владимира Володаревича, Галицкое княжество получило контроль над землями современной Молдавии и Придунавья. После смерти Осмомысла в 1187 году бояре не приняли объявленного им наследником внебрачного сына Олега, и поэтому "случился великий заговор в Галицкой земле", в результате которого она была оккупирована венгерскими войсками короля Белы III. Только при помощи императора Фридриха Барбароссы и Польши Галич был возвращён последнему князю из ветви Ростиславичей - Владимиру Ярославичу.
В отличие от скорого преобразования Галиции в отдельное княжество, стратегически важная для Киева Волынь пребывала в зависимости от него до 50-х годов XII века. Её обособление от Киева начал князь Изяслав Мстиславич, внук Владимира Мономаха, в период киевского правления Юрия Долгорукого. Сын Изяслава Мстислав сумел оставить Волынь своему потомству, и с того времени волынская земля развивалась как отдельное княжество. Объединение Галиции и Волыни было совершено волынским князем Романом Мстиславичем, сыном Мстислава Изяславича. Воспользовавшись беспорядками в Галиции, устроенными боярами-тиверцами (кем же еще!), он впервые занял её в 1188 году, но не смог удержать под натиском венгров, которые также вторглись в галицкую землю по просьбе все тех же бояр. Во второй раз Роман присоединил Галицию к Волыни в 1199 году, после смерти последнего галицкого князя Владимира Ярославича из рода Ростиславичей. Он жёстко подавил боярскую оппозицию, которая сопротивлялась его попыткам централизовать управление, и этим положил основу для создания единого Галицко-Волынского княжества.
Одновременно Роман вмешался в борьбу за Киев, который получил в 1201 году, и принял титул Великого князя Киевского. В 1202 и 1204 годах он совершил несколько успешных походов на половцев, чем завоевал популярность среди населения. В списках летописей он носит титул "великого князя", "самодержца всея Руси" и также называется "царём в Русской земле". Погиб Роман в битве при Завихосте в 1205 году во время своего польского похода. Вследствие этого, в период малолетства его сыновей Даниила и Василька, в Галицко-Волынском княжестве возник вакуум власти - Галицию и Волынь охватила череда непрекращающихся междоусобиц и иностранных интервенций. В первый год по смерти Романа его вдове и детям удавалось удерживать Галич с помощью венгерского гарнизона, но в 1206 году вернувшаяся в Галич из изгнания боярская группировка Кормиличичей способствовала приглашению в Галицко-Волынское княжество сыновей новгород-северского князя Игоря (1206-11гг.).
А Волынь после смерти Романа распалась на мелкие удельные княжества и её западные земли были захвачены польскими войсками. Святославу Игоревичу не удалось утвердиться на Волыни, и она вернулась под контроль местной династии. Законные наследники Галицко-Волынского княжества, малолетние Даниил и Василько Романовичи, удерживали за собой лишь второстепенные территории княжества. Развернув репрессии против галицкой боярской оппозиции, Игоревичи дали повод для вмешательства Польше и Венгрии. В 1211 году Романовичи с матерью вернулись в Галич, Игоревичи были разбиты, захвачены в плен и повешены. Однако вскоре возник конфликт между вдовой Романовой и галицким боярством, и Романовичам вновь пришлось покинуть столицу. Княжескую власть в Галиче узурпировал боярин Владислав Кормиличич, который был изгнан в 1214 году венграми и поляками. Андраш II, король Венгрии, и Лешек Белый, краковский князь, разделили Галицию между собой. Андраш II посадил в Галиче своего сына Коломана. В скором времени венгры поссорились с поляками и завладели всей Галицией, в результате чего Лешек позвал на помощь новгородского князя Мстислава Удатного. В 1215 году c польской помощью Романовичи вернули себе Владимир, а в 1219 отвоевали у Польши земли по Западному Бугу.
Несколько лет Мстислав Удатный вёл борьбу за Галич против венгров с переменным успехом, пока в 1221 года не утвердился на галицком княжении окончательно, заключив с королём мир и выдав дочь замуж за королевича Андрея. Для укрепления своей власти Мстислав заключил союз и с молодыми князьями, выдав за Даниила другую свою дочь. Однако вскоре после битвы на Калке (1223) возник конфликт между Лешеком и Даниилом, с одной стороны, и Мстиславом и удельным белзским князем Александром Всеволодовичем, с другой. Вызывая недовольство боярства и не имея сил удержаться у власти, Мстислав ещё при жизни передал галицкое княжение королевичу Андрею. В 1227 году Даниил с братом разбили удельных волынских князей и к 1230 году объединили в своих руках Волынь. Таким образом, Даниил и Василько вернули себе половину земель, принадлежавших их отцу. Следующие восемь лет они вели войну за Галицию, сначала против венгров, затем против Михаила Черниговского.
В 1238 году Даниил окончательно занял Галич и воссоздал Галицко-Волынское княжество. Объединив раздробленные владения отца Романа, братья Даниил и Василько мирно распределили власть. Первый сел в Галиче, а второй во Владимире. Лидерство в этом дуумвирате принадлежало Даниилу, так как он был старшим сыном Романа Мстиславича. Перед монгольским нашествием на Русь Галицко-Волынское княжество успело расширить свои границы. В 1238 году Конрад Мазовецкий подарил добжинскому ордену крестоносцев русский город Дорогочин, и Даниил Романович занял его и северо-западные земли Берестейщины. Весной 1238 года набег на Мазовию совершил Миндовг - союзник Даниила, а в следующем году Даниил присоединил к своим землям Турово-Пинское княжество и завладел Киевом.
С приходом монголов позиции галицко-волынских князей пошатнулись. В 1240 г. монголы взяли Киев, а в 1241 г. вторглись в Галицию и Волынь, где разграбили и сожгли множество городов, включая Галич и Владимир. Воспользовавшись отъездом князей в Венгрию и Польшу, боярская верхушка подняла мятеж. Слабостью княжества воспользовались его соседи, которые постарались захватить Галич. В ответ галичане захватили в 1244 г. польский Люблин, а в 1245 г. разбили венгров, поляков и взбунтовавшихся бояр в битве под Ярославом. Боярская оппозиция была окончательно уничтожена, и Даниил смог централизовать управление княжеством. Усилением позиций Галицко-Волынских земель были недовольны в Золотой Орде, которая поставила князю ультиматум: передать ей Галицию. Не имея сил противостоять монголам, Даниил был вынужден признать сюзеренитет золотоордынского хана в 1245 г., но сохранил права на Галицко-Волынское княжество. Попав в зависимость от Золотой Орды, князь направил свой внешнеполитический курс на создание антиордынской коалиции государств. С этой целью он заключил союз с Польшей, Венгрией, Мазовией и Тевтонским орденом, а также захватил ятвяжские земли и Чёрную Русь в 1250-53 годах, чем ликвидировал угрозу нападения литовцев на Волынь.
В 1254 г. Даниил принял в Дорогочине титул "Король Руси" от папы римского Иннокентия IV. Папа обещал организовать крестовый поход против монголов и действительно призвал к нему христиан Центральной Европы, а затем и Прибалтики. Но Даниил не пошёл на католизацию подвластных земель, поэтому должен был не только сам воевать против монголов, но и вместо изгнания ордынских баскаков из Киева отражать нападение на Луцк литовцев, которым папа уже в 1255 г. разрешил воевать Русскую землю. Разрыв союзных отношений произошёл после самостоятельного взятия Звягеля галицко-волынскими войсками в Киевской земле, до подхода литовцев. Первая война (1254-57) против войск Куремсы была победной, но в 1258 году монгольские войска возглавил Бурундай, который в следующие два года совместно с Василько Романовичем провёл военные походы на Литву и Польшу, а также вынудил срыть укрепления нескольких волынских городов. В 1264 году король Даниил скончался, так и не освободив Галицко-Волынское княжество из-под ордынского ига...
4. ПОД ЧУЖОЙ КОРОНОЙ
В дальнейшем Галичина и Волынь взяли прозападную ориентацию. В 1370 г. Галичина во-шла в состав Венгрии, а с 1387 г. (как и Волынь) была включена в состав Польши. Из них было образовано воеводство Галиция, в состав которого была включена и территория хорватов с центром в Перемышле. Галиция оказалась восточной окраиной Польши и поляки называли галичан окраинцами. Со временем галичане осознали себя украинцами по национальности, а хорваты и далее оставались хорватами. В 1772 г. Польшу разделили между собой Австро-Венгрия, Пруссия и Россия. В результате Галиция оказалась в составе Австро-Венгрии, в качестве административно-территориальной единицы Австрии. Чтобы на выборах в местные органы власти Галиции получить больше депутатских мест, нежели поляки, галычане-украинцы безуспешно склоняли хорватов тоже осознать себя украинцами по национальности. Однако у западных склонов Карпат, т.е. в составе Венгрии, также проживали автохтонные хорваты, которые до покорения их Венгрией входили в состав первого славянского государства Великая Моравия. Поэтому венгерских хорватов в документах и литературе записывали "rutheni", сами хорваты произносили "русенi", а впоследствии (и поныне) - "русины". Подражая им, хорваты Галиции тоже назвали себя "русины" по национальности, что вызывало у лидеров украинцев Галиции большую озлобленность на русинов, которые к тому же ориентировались на Россию.
Митрополит греко-католиков Галычыны Шептицкий, в первые дни Мировой войны в об-ращении к прихожанам призывал их вступать в формируемые австрийские полки "Украинских сечевых стрельцов". Он сказал: "Мы по Божьей воле соединены с Австрийской державой... Когда армия нашего Цесаря победит - ожидает нас более красивая и лучшая будущность. До крови будьте верны Цесарю". Добровольцами в корпус "Украинских сечевых стрельцов" записалось более 30 тысяч украинцев Галычыны. Из них было сформировано девять полков УСС, в которые были мобилизованы и русины. Однако армия России в первые недели войны нанесла сокрушительное поражение австро-венгерской армии. В сентябре 1914 г. она вошла во Львов, а через месяц, преодолев Карпаты, вступила на русинскую территорию Венгрии. Чтобы не отвечать за это катастрофическое поражение перед Германским кайзером, австрияки начали искать оправдание. Его подсказали лидеры украинцев Галычыны утверждением, что русины дезертируют из "усосовских" полков и переходят на сторону русской армии якобы с целью сообщения военных планов австрийской армии. Кроме того, все русинское мирное население откровенно симпатизируют русской армии, и это якобы свидетельствует о том, что вся русинская нация шпионит в пользу России. В итоге цесарь Франц-Иосиф I официально признал русинскую нацию враждебной и в обращении к населению обещал денежное вознаграждение каждому, кто донесет на шпиона-русина.
Вот он где проявился - злобный и мстительный характер тиверцев-галычан!
Украинцы Галычыны составляли списки русинов, подлежащих аресту как шпионы. И уже за несколько дней львовские тюрьмы были переполнены русинами, а в Австрии для них создавались концентрационные лагеря. Наибольший из них - "Талергоф" был создан под открытым небом, и за два года от холода и голода в нем погибло почти три тысячи русинов. Если украинцы Галычыны укрепляли свое положение в Австрии, то русины, совместно с чехами, словаками, сербами и другими славянскими народами Австро-Венгрии, добивались независимости. 21 декабря 1918 г. русины создали автономную республику, а через год добились ее присоединения к Чехословакии под названием Подкарпатская Русь.
Поскольку Галычына оказалась в составе возрожденной Польши и вдали от Австрии, то в конце 1918 г. ее украинские лидеры решили создать свою суверенную республику. С помощью расквартированных во Львове "усосовцев" они захватили город и провозгласили Галычыну Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР). В результате между поляками и украинцами Галычыны возникла гражданская война, закончившаяся поражением украинцев. Позднее депутаты-украинцы польского Сейма пообещали поляку Г.Нарутовичу поддержать его кандидатуру на пост президента Польши при условии, что он предоставит Галычыне статус автономии. Нарутовича избрали президентом, и он внес законопроект об автономии Галычыны. Но депутаты-поляки расценили это как сговор с украинцами, инициировав президенту импичмент. Тогда он отозвал законопроект, за что, по решению украинских национал-радикалов, 16 декабря 1922 г. - на 5-й день своего президентства - был убит. Затем последовал еще ряд убийств галычанами государственных деятелей, в том числе - президента Польши С.Войцеховского.
Чтобы поставить террористические акты на конвейер, была создана "Легия украинских националистов" во главе с сотником "усосовцев" М.Сциборским, а также - "Организация украинских националистов" во главе с полковником "усосовцев" Е.Коновальцем. Для повышения квалификации их боевиков отправляли на курсы в фашистскую Италию. Только в 1930 г. боевики ОУН провели 2200 поджогов и других насильственных действий. В августе 1931 г. боевик ОУН В.Билас в курортном Трускавце убил Т.Голувку, видного деятеля парламента Польши. Р.Шухевич руководил совершенным в 1932 г. во Львове террористическим актом против генконсула Советского Союза. Террор ОУН проводился с целью вызвать со стороны польских властей массовые репрессии против украинцев, чтобы создать и закрепить у них генетическую ненависть к полякам.
Избегая репрессий, сотни украинских интеллигентов эмигрировали в автономную русин-скую республику Чехословакии. Многие из них устроились преподавателями в русинских школах, гимназиях и семинариях, где внушали ученикам, что слово "русин" якобы от названия "Киевская Русь". Поскольку все славяне - это русичи бывшей Киевской Руси, ныне осознающие себя украинцами по национальности, то и русинам Подкарпатской Руси следует называть себя "украинец" и вместе с галычанами бороться за Соборную Украину. Однако русины и далее осознавали себя русинами по национальности. Поэтому руководство ОУН решило начать террористические акты и в Подкарпатской Руси против лидеров русинской нации. Но в результате устроенного эмигранткой из Львова С.Новакивской кровавого теракта в Ужгороде произошло еще большее сплочение русинов, а правительством Чехословакии лидеры эмигрантов-галычан были выдворены из страны.
В 1933 г. в Германии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. Они обещали лидерам галычын передать во владение не только польскую Галычыну, но и Советскую Украину. Однако это они должны заслужить! Поэтому ОУН полностью перешла в подчинение Абвера - военной разведки Рейха. По его заданию боевики ОУН, в их числе С.Бандера и Р.Шухевич, уже 15 июня 1934 г. в Варшаве убили Б.Перацкого, министра внутренних дел Польши. Боевик ОУН М.Колодзинский 9 октября 1934 г. участвовал в убийстве короля Югославии Александра I и министра иностранных дел Франции Л.Барту - потому, что они инициировали объединение Европы против фашизма и его фюрера Гитлера. В то же время русины польской Галычыны были против проводимого украинцами террора. Русин по национальности С.Твердохлеб в издаваемой им газете на русинском языке призывал русинов к нейтралитету, а украинцев - к благоразумию. И бандеровское руководство ОУН приняло решение убить Твердохлеба. На суде его убийцы заявили, что русинская (назвав ее "кацапская") нация является враждебной украинцам, а поэтому подлежит уничтожению.
Вот так! И ничуть не меньше!..
Руководство фашистской Германии обещало, что "подарит" Соборную Украину галычанам после того, как на пути к ней перестанут существовать Чехословакия и Польша. По планам Берлина, первой предстояло уничтожить Чехословакию путем ее раскола с последующей аннексией. С помощью проживающих в Судетах этнических немцев Абвер начал "расшатывать" страну с Чехии, а, опираясь на словацких национал-радикалов, стал "расшатывать" и Словакию. Поскольку в автономной республике Подкарпатская Русь Абвер такой возможности не имел, было организовано наводнение ее "туристами" из числа проживающих в Германии эмигрантов-галычан. Им предстояло организовать "расшатывание" Подкарпатской Руси, но по распоряжению ее премьер-министра А.Бродия их пособников из числа эмигрантов стали выдворять за пределы республики. Поэтому Абвер провел акцию по компрометации и снятию с должности А.Бродия, с последующим назначением на эту должность Августина Волошина, своего агента влияния. Чтобы наводнить Подкарпатскую Русь украинцами Галычыны, была проведена акция по массовому нелегальному переходу границы молодых галычан. Из них "усосовцы" (уже в чине офицеров Абвера!) при содействии Волошина создали штурмовые отряды под названием "Карпатская Сечь". Из числа офицеров-галычан Абвер создал штаб Сечи, который возглавил гауптман М.Колодзинский, а обер-лейтенант Р.Шухевич возглавил в нем отдел разведки и контрразведки.
На недовольстве словаков тем, что Прага предоставила им только статус автономной рес-публики, сыграл Берлин. Втайне заседавший парламент автономии вечером принял закон о суверенитете Словакии и ее выходе из состава федеративной Чехословакии. В эту же ночь Германия начала вводить в Словакию свои войска, якобы для защиты суверенитета Словакии от возможного противодействия со стороны Праги. Чтобы избежать войны, Прага объявила о признании суверенитета Словакии и обратилась в Берлин с просьбой прекратить ввод в нее войск. В ответ Берлин потребовал, чтобы президент Э.Гаха и министр иностранных дел явились на переговоры с Гитлером в Рейхстаг, где их продержали до полуночи. А тем временем Гитлер потребовал от Венгрии немедленно начать оккупацию Подкарпатской Руси. Чтобы дислоцированные в ней воинские подразделения Чехословакии, на 70 % укомплектованные местными русинами, не смогли оказывать венгерским войскам сопротивление, "Карпатская Сечь", по приказу своих германских хозяев, начала вооруженный захват власти. Для подавления этого путча сечевиков-галычан были задействованы воинские подразделения чехословацкой армии, а венгерские войска начали беспрепятственное вторжение в Подкарпатскую Русь. Поскольку оторванная от Чехии Подкарпатская Русь не могла существовать как автономная республика, ее парламент 15 марта 1939 г. принял закон о преобразовании своей республики в суверенное государство под названием Карпатская Украина, без выхода из федеративной Чехословакии. Но оккупация русинской республики венграми стала необратимой...
А штурмовики "Карпатской Сечи", после выполнения задания Абвера в Подкарпатской Руси, были отправлены в Германию, где из них сформировали карательный батальон "Нахтигаль" во главе с получившим звание гауптмана Шухевичем. Многие русины тогда бежали в Советский Союз, где за нелегальный переход границы нередко становились узниками ГУЛАГа. Но с началом войны они добровольно вступили в созданную на территории СССР Чехословацкую бригаду и принимали участие в боях под Харьковом, в освобождении Киева и других городов Украины. После освобождения Подкарпатской Руси местные русины были мобилизованы в Чехословацкую армию, но более 20 тысяч добровольно вступили в ряды Красной армии и в ее рядах громили фашистскую Германию. В то же время многие украинцы Галычыны, чтобы не быть мобилизованными в Красную армию, прятались в лесах и вступали в созданную своими нацистами УПА, которая вела вооруженную борьбу против Красной армии, активно помогая фашистской Германии.
5. ТАК ЧТО Ж ЭТО ЗА НАЦИЯ - ГАЛЫЧАНЫ?
Из всего вышеизложенного можно сделать лишь один вывод - родившийся более двух тысячелетий назад, на пересечении эллинов и семитов, народ этот генетически сохранил неизменными основные черты своего характера: агрессивность и нетерпимость к иному мнению, но в то же время - способность ассимилироваться в чужой среде, становясь со временем ее проводником. Отсюда и радикальный экстремизм нынешних галычан - нацiонально свiдомих українцiв.
Первой жертвой этого неугомонного народа стало Иудейское царство, окончательно разгромленное римскими легионерами. Далее, по пути на восток, тиверцы сумели сгубить только еще зарождающееся государство Каппадокия. А осев на землях нынешней Украины, в Прикарпатье, они в ускоренном темпе превратились в славян, приняв их язык и отказавшись от иудейской религии. Там, как мы видели, тиверцы все больше перетягивали на себя национальное "одеяло", подмяв вначале Антский союз, а затем - и Галицкое княжество.
Оказавшись со временем в составе Австро-Венгерской империи, галычане упорно пробивались к ее вершинам, сумев в ходе Первой мировой войны сформировать уже собственные вооруженные силы, сражавшиеся с русской армией, - корпус "Українських сiчових стрiльцiв" (УСС). При том, что никакого отношения ни к козакам, ни к Сечи галычане не имели! Впоследствии один из его создателей Е.Коновалець привел "сiчовикiв" в Киев, сделав их стержнем петлюровской армии. Нет сомнений в том, что и к развалу могучей Австро-Венгрии галычане приложили руку!..
Следующей их жертвой стала Польша, по собственному недоумию включившая террито-рию Галычыны в состав своей возрождаемой Речи Посполитой. Кровавый политический террор галычан был замечен приближенными Адольфа Гитлера и вскоре ОУН превратилась в подразделение Абвера, выполнявшее задания фашистов по ликвидации Чехословакии, Польши, а затем - и Советской Украины. Вторая мировая война завершилась в 1945 году полным крахом фашистской "оси" Берлин - Рим - Токио. Были погашены и очаги фашизма в странах-союзницах - Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии. И лишь на территории Западной Украины еще более 10 лет продолжали из подполья огрызаться остатки ОУН-УПА.
С государственной системой Страны Советов галычане тягаться не могли и решили пойти однажды проверенным (в Австрии) путем. Многие со временем стали членами КПСС, заняли государственные и партийные должности разных уровней, просочились также в армию и КГБ. Кто знает, может в наши дни они бы и в Кремль проникли, но обстановка резко поменялась и собственные манкурты разрушили Великую страну. А на ее осколках сразу же заплясали галычане, взяв в свои руки дело создания ""диної неподiльної України". И, возможно, этот проект мог бы реализоваться, мир мог получить новое цивилизованное государство! Если бы не все тот же ортодоксальный национализм галычан. А первыми врагами их стали ближайшие соседи - русины Закарпатья. После провозглашения Советской Украиной суверенитета и ее выхода из СССР, жители Крымской и Закарпатской областей решили восстановить прежний статус своих автономных республик. Внеочередная сессия депутатов Закарпатского областного совета 27 сентября 1991 г. собиралась принять соответствующее решение. С целью воспрепятствовать этому из Львова в Ужгород прибыли десятки автобусов с "туристами". Поскольку "туристам" не удалось прорваться в зал заседания, они начали у здания облсовета провоцировать массовые беспорядки. Чтобы избежать кровопролитного противостояния, областной совет принял решение провести 1 декабря референдум, на котором закарпатцы "примут желаемое ими решение".
В этом референдуме приняло участие 92 % взрослого населения, из них 78 % проголосовали за возвращения Закарпатью статуса автономной республики. Против реализации этого решения повели решительную борьбу украинские национал-радикалы Галычыны. Некоторые из них, будучи депутатами Верховной Рады, в перерывах ее заседаний угрожали физической расправой народным депутатам от Закарпатья, если они не прекратят добиваться реализации результатов референдума. По указанию из Киева, где галычане имели уже значительный вес, при Всеукраинской переписи населения 2002 г. из более чем 700 тыс. проживающих в Закарпатье русинов было записано таковыми лишь 10 тысяч, после чего власть не пожелала и далее признавать русинскую национальность.
И хотя Комитет ООН по борьбе с дискриминацией указал Украине, что непризнание русинского национального меньшинства ведет к его дискриминации, рекомендовав прекратить это путем его признания, Киев ничего не выполнил. И в марте 2007 г. Закарпатский облсовет сам принял решение об официальном признании русинской национальности и внесения ее в реестр. Это стало причиной того, что украинские национал-радикалы забросали Президента страны, Генпрокурора и СБУ жалобами, в которых требуют привлечь лидеров русинских организаций к уголовной ответственности за "сепаратизм и симпатии к России". Вот так воинственные галычане стремятся уничтожить мирную русинскую нацию, некогда присоединившуюся к Украине своей республикой!
Акция в Закарпатье была лишь пробным камнем, настоящую войну галычане развязали на другой окраине страны - в Донбассе. Чем завершится противостояние самопровозглашенных ДНР и ЛНР против незаконных войск ряда олигархов, поддерживаемых всей мощью украинских ЗС - говорить рано. Но то, что поводом к развязыванию гражданской войны на Украине стал ЯЗЫК - очевидно всем и с самого начала. И началась она не под Славянском, а в Киеве, в зале заседаний Верховной Рады - с тех пор, как сформировавшая свою фракцию пробандеровская партия Свобода стала затыкать рот всем депутатам, выступающим на их родном русском языке. Дальше - больше! Пошли в ход кулаки, затем биты и другие орудия "майданной демократии". Прозвучали первые выстрелы и появились первые "двухсотые" в столице, а там недалеко уже осталось и до настоящей катастрофы в донецких степях.
Но виноваты во всем оказались ... русские! И галычане тут вовсе не при чем - их даже не вспоминают в числе участников межнациональной бойни, не то чтобы в качестве зачинщиков. Совсем как в библейские времена в Палестине, когда галилеяне развязали террор против римлян, а в результате теми было уничтожено - на многие века! - еврейское государство. Сейчас жители Западной Украины все чаще именуют себя ранее призабытым именем галычан, стремясь подчеркнуть этим свою "особость", возвыситься над обитателями других регионов страны. И возникает мысль поддержать их в этом заблуждении, отпустив в самостоятельное "плавание". Может быть, это единственно правильное решение проблемы сохранения единого государства на остальной территории Украины? Ведь возродился же Израиль без галилеян!..
P.S. C целью подтверждения объективности автора приведу несколько цитат из мемуаров гетмана Скоропадского - великого украинца и подлинного государственника, правившего нашей страной почти сто лет назад. 1."Было два течения как в социальном, так и в национальном вопросах, оба крайние, ни с тем, ни с другим я не мог согласиться. Это трагично для меня... Я люблю русский язык,украинцы его терпеть не могут, по крайней мере, делают вид, что не любят его; я люблю среднюю Россию, Московщину - они находят, что эта страна отвратительна... С другой стороны,великорусские круги на Украине невыносимы, особенно теперь, когда за время моего гетманства туда собралась чуть не вся интеллигентная Россия... Эти великороссы совершенно не понимали духа украинства". 2."При существовании и свободном развитии у нас русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем... будем жить объедками от немецкого и польского стола". 3."Великороссы и наши украинцы создали общими усилиями русскую науку, русскую литературу, музыку и художество, и отказываться от этого своего высокого и хорошего для того, чтобы взять то убожество, которое нам, украинцам, так наивно любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо". Но это все написано для тех, кто умеет читать и осмысливать прочитанное. Это я говорю для тех, кто с порога отвергает все написанное в этой статье, не прочитав и трети ее...
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023