Эта книга мне попала случайным путём. Человек, подаривший мне ёё, сказал, что нашёл на развалинах библиотеки им. Чехова в Грозном. Я не понимаю как она сохранилась- сказал он- даже кирпич был превращен в крошку- лежала под бетонным осколком. Я знаю- ты любишь всякие ребусы-сказал он, прощаясь.
Это был "Граф Монте-Кристо". Идя домой, я на ходу пролистал томик- какие могут быть ребусы в давно знакомой книге? Обычное издание, ничего особенного. Но потом я заметил, что многие страницы на полях, а иногда и между строк, испещрены карандашными записями. Книга видимо побывала под дождём или снегом и часть страниц были в желтых пятнах, а часть слиплись. Почерк показался мне подростковым, хотя возможно записи делались при плохом освещении. В любом случае, на ходу читать было неудобно и я отложил это до дома. Но так получилось, что в тот день я книгу не смог почитать, а потом и забыл. Наткнулся на неё я спустя года два во время переезда на новую квартиру. Я положил её на видное место, чтобы всё таки прочитать, но хлопоты, связанные с переездом, полностью заняли меня и опять оказалось не до неё. И лишь через полгода, когда я по причине травмы ноги, оказался на неделю на больничном, появилась возможность. Первые два дня я пересмотрел очередной раз все фильмы с Пуаро и лишь после этого вспомнил о книге и сел за чтение.
Записи поблекли, страницы приходилось осторожно разлеплять и тем не менее мне удалось разобрать большую часть слов.
Там говорилось о некоем герое произведения, который пытается помочь людям, но рядом оказываются то ли завистники, то ли просто злые люди, которые передают его властям. (Вначале было написано "предают", а потом зачеркнуто, но зачеркнуто так, что можно различить, и такое впечатление, что в сомнениях, чтобы обдумать позже, и сверху -"передают".) Власти не хотят его наказывать и делают это почти через силу. Наказание осуществляется то ли на скале, то ли на горе, то ли на скалистом острове. После долгих мучений герой то ли умирает, то ли считается умершим. Его хоронят и он низвергается в пучину. После этой смерти он является перед людьми, знавшими его, в разных обличиях. Он помогает несчастным и наказывает злодеев. Потом не то исчезает, не то уезжает.
Отдельно от этой записи несколько раз встречается три имени, соединённых в цепочку:"Прометей- Христос- Дантес" Рядом с именем Дантес два раза в скобках написано "Данте" и стоит вопросительный знак.
Ещё я смог разобрать запись "Дерево познания добра и зла - ящик Пандоры(Мерседес)- знание о зле". Мне самому всегда казалась странной эта связь между деревом познания добра и зла и ящиком, который в действительности был ящиком Прометея. Здесь же в соединении с Мерседес, вернее с тем, что Дантес узнал о причинённом ему зле и о измене, испортив потом мщением свои годы на свободе, вред от знания, которое всегда неполно, но всегда кажется окончательным и потому часто приносит печаль и вред, смысл этой связи стал более понятен.
Особняком находилась запись о некоем человеке, который был несправедливо наказан, сидел в тюрьме, познакомился там со священником, потом, вышедши из тюрьмы ,обогатился, а затем начал мстить своим обидчикам, троих он жестоко убил, четвёртый, наименее виновный убил его самого и скрылся. Рядом написано имя "Пико".
Вот, пожалуй, и все записи, которые мне удалось разобрать. Ещё в нескольких местах я нашёл подчеркивания в тексте самой книги и значки, связывающие их между собой. Как я понял, автора записок интересовала тема предательства и он обнаружил то ли нестыковку в романе, то ли намеренно оставленный знак, что предательство то ли было, то ли не было. Действительно, при самостоятельном прочтении я это не заметил, а теперь вынужден был задуматься. Дантес рассказывает аббату Фариа, что видел у заговорщиков перо у бумагу и для него -это одно из доказательств, что они авторы доноса, но, с другой стороны, всё перечисленное Данглар потребовал уже после ухода Дантеса. Получается, что донос возможно и не писали, по крайней мере, в глазах Дантеса или автора. И, наконец, донос не был использован, и причиной для Вильфора было другое, и Дантес был посажен без суда и следствия. Выходило, что заговорщики виноваты не столько в несчастиях Дантеса, сколько в своих намерениях.
Да, и последнее, на одной из страниц мне удалось разобрать слова "давамеск" и "цветы зла". Насколько я могу догадаться автор записок имел ввиду клуб Ассаинов, в кором Дюма и Бодлер принимали этот наркотик то ли в поисках новых ощущений, то ли пытаясь открыть некую дверь в сознании.
Когда я, наконец, разобрал, что мог, я почувствовал некое, скажем так, затруднение. Автор записок пытался провести линию между фигурами Прометея, Христа и Дантеса. Я перечитал о прототипе Дантеса и увидел, что изменения в его истории сделаны, скажем так, своеобразные. С одной стороны, сохранены некоторые не столь значащие детали, с другой, изменено главное- герой как бы и не мстит, он делает так, что злодеи сами приводят себя к погибели. И это изменение вряд ли случайно. И этот вопрос с предательством. Такое впечатление, что и Дюма, и автор записок считают, что истины в этом вопросе быть не может и каждый должен поступать, понимая, что он не судья и его преступлению не может быть оправдание, что злодей это заслужил- вынося приговор ему, ты выносишь его самому себе.
Размышляя о авторе этих записок, представляя как он сидел в подвале библиотеки и зачем то или для кого то писал эти строки, писал их, а не прощание с родителями или любимой, впрочем, он видимо понимал, что они не получат его послание, т.е. писал тому, кто найдёт, и почему то выбрал именно эту тему, эту книгу, хотя, не знаю, был ли у него выбор, но в любом случае, почему. Я попытался найти через Гугл-Земля Чеховскую библиотеку, но долго вообще ничего не мог узнать и уже было бросил поиски, когда увидел русло реки Сунжа. Пройдя по нему, я наткнулся на старый мост, перешел через него, но опять засомневался- за мостом справа должен был быть кинотеатр "Космос", но его не было -был один бурьян, в сомнениях я двинулся дальше, но не было ни парка, ни фонтана- ничего. Затем я дошел до того места, где был нефтяной институт- вместо него лежал пустырь, и лишь затем, вернувшись, нашёл то, что искал. Вместо библиотеки виднелись лишь контуры, заметные наверное, как и в пустыне Наска, только с высоты. Где то там, под каменной пылью лежало то, что когда то было автором этих строк. Мне вспомнились строки из Достоевского, про то, как приговорённый к казни, согласен, сколько это возможно, стоять на столбе и эта ничтожная опора ему достаточна в преддверии бездны. Может быть и этот неизвестный мне человек, понимая приближающуюся кончину, попытался ухватиться за эту опору и даже здесь найти какую то опору, смысл, а может быть просто след бога.
Или всё таки он прав, и из веков в века люди пишут о некоем герое, который пытается помочь, предаётся, страдает на скале, умирает,но потом воскресает и возвращается к людям, пусть и в ином обличье. Странным, непонятным для меня образом, вначале это выдумка, миф, потом жизнь, и снова выдумка. Что то заставляет людей возвращаться к этой теме, иногда это давамеск, который открывает некую дверь и позволяет услышать слова, то ли бога, то ли дьявола; иногда это поиск опоры в преддверии и ощущении бездны.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023