ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Фролов Игорь Александрович
Postscrip"ка, или Практическая теология

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
Оценка: 9.80*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, какие уроки может преподать автору его собственный текст

  Когда ты разговариваешь с Богом - это молитва. Но когда Бог разговаривает с тобой - это шизофрения.
  
  
  
  Перед вами - текст неопределенного жанра. Вернее, всего будет обозначить его как комментарий-постскриптум к рассказу "Наша маленькая скрипка" http://artofwar.ru/f/frolow_i_a/text_0290.shtml , напечатанному в журнале "Бельские просторы" (Љ 9, 2010). Желающим понять, о чем я повествую здесь, не помешает предварительно ознакомиться с вышеуказанным рассказом. Понимаю, что необходимость лишнего чтения резко уменьшит количество читателей данного постскриптума, но пусть будет так.
  
  
  Смерть ангела, потеря скрипки и привет с того света
  
  Будем считать, что читающий эту строчку уже внимательно прочитал рассказ и помнит его героев. Теперь я могу перейти к событиям, сопровождавшим написание и публикацию "Скрипки".
  Чтобы люди реалистичные не теряли времени зря, предупрежу: речь пойдет о мистике, возникающей на стыке литературы и жизни. Все мы знаем о необъяснимых (в рамках современной науки) совпадениях, когда, например, выдуманный писателем самый большой корабль "Титан", столкнувшись с выдуманным айсбергом, тонет, а через четверть века все это случается с настоящим "Титаником" и действительность совпадает с вымыслом вплоть до даты, технических характеристик корабля и количества жертв. Менее масштабные литературные пророчества исчисляются сотнями, если не тысячами. Но и человек, не имеющий отношения к литературе, знает, что не все так ясно в нашем причинно-следственном мире. Иногда нам снятся вещие сны, сбываются гадания на картах или на кофейной гуще. А иногда случаются курьезы и странности, которые иначе, как вмешательством неизвестных нам сил не объяснить. В таких случаях мы предпочитаем говорить о невероятных совпадениях.
  В моей жизни были и вещие сны, и сбывшиеся гадания и невероятные совпадения - как в жизни, так и в литературе, когда написанное сбывалось до деталей. Меня это не смушало. Я был пантеистом, а вдобавок еще и детерминистом, то есть - вольтерьянцем, ламертианцем, лапласианцем в одном флаконе. Я жил во Вселенной, работающей как часы, в которой все события предопределены, весь фильм уже снят, на ленте существует прошлое, настоящее (кадр на экране, проявленный светом), и будущее, и кадры этого будущего каким-то непонятным, но вероятным путем иногда попадают нам на глаза. В этом холодном мире не было места одушевленности, а религия во всех ее проявлениях объявлялась производной детского сознания человечества, уделом нестрого мыслящих (мягко говоря) людей.
  Не буду утверждать, что сейчас я далеко отошел от тех убеждений, но после событий, сопутствующих возникновению "Нашей маленькой скрипки", в модель моего мира пришлось внести некоторые уточнения.
  
  Рассказ писался в два приема. Прошлой осенью, после переезда прототипа поэта Чугунова на съемную квартиру, я, неожиданно для себя сел, и в три дня написал рассказ. Главной была тема родителей моих персонажей - поэта и фотохудожника, - да и рассказчика тоже, потому что в конце рассказа ему становилось стыдно, что они похоронены в другом городе, и он никак не может съездить и навестить могилки. Одним из рабочих названий рассказа было "Мамины дети". Где-то сбоку родительской темы притулилась тема фотографии девочки - как единственное и случайное достижение персонажа-фотографа.
  Но когда я этим летом решил подготовить рассказ к публикации, я увидел, что тема девочки слишком слаба и решил ее усилить. Но она начала конкурировать с главной темой, и постепенно, под воздействием урезаний и доработок, родители ушли, и на первый план выступила тема художника и его природных прав. Девочка стала центром, вокруг которого вращались три моих персонажа, и начала обретать в моем сознании живые черты. Важно отметить, что уже под конец я вдруг понял, что выступаю по отношению к своим персонажам не как автор, который знает о них больше, чем пишет, а как рассказчик равный своему же персонажу-рассказчику. Это касается в основном, главной героини, юной скрипачки Насти, - автор не знает о ее судьбе более того, чем он написал, - чем видел рассказчик, чем рассказывали о ней другие персонажи. Единственное, что я как автор мог подозревать, возникло из эпизода в подземном переходе. Там сама собой напрашивалась символика мифа об Эвридике. И, отталкиваясь от этой символики, автор написал образ девушки - певчей на клиросе.
  Да, в отличие от окончательной редакции с юношей по имени Малик, вначале была девушка, с которой Чугунов (по его словам!) переспал, и которая утром исчезла, умыкнув золотую медаль. Имени сначала у нее не было, она оставила записку со словами: "С ангелами спать нельзя", - тут обыгрывалась клиросная символика ангельского хора. Посмотрев информацию по ангелам, я встретил в мусульманской мифологии (а местность моего проживания находится в ведении Аллаха) ангела по имени Малик - Короля Ада http://www.babulabvab.ru/content/view/23/18/ , который в отличие от христианского Князя Тьмы, наказывает в своем ведомстве грешников, провинившихся перед Аллахом. Восседает ангел Малик в центре ада на троне из огня. И девушка-певчая получила имя Малика.
  Рассказчик, как вы уже поняли, заподозрил, что дело тут не чисто - или это сама героиня, или ее явление с того света, или...
  Но автор, перечитав рассказ, увидел, что внезапно, да еще в конце появившаяся, Малика перешла дорогу Насте, она неприемлема чисто композиционно, эта девушка. Ведь теперь Чугунов не может не думать о таинственной воровке, отодвинув мысли о главной героине. Возник треугольник, который портил автору его генеральный замысел. И после некоторых колебаний автор поменял девушку Малику на юношу по имени Малик.
  Перемена пола героини случилось 30 июля. Я сохранил файл с женским вариантом Короля Ада, и последнее изменение этого документа датировано 29 июля.
  
  Так мы переходим от литературы к жизни. Вернее, к смерти. Потому что, едва из моего рассказа исчезла вымышленная Малика, как информагентства сообщили, что 1 августа в Чечне, в автокатастрофе погибла известная журналистка Малика Бетиева http://www.doshdu.ru/?p=1758
  - Конечно, это случайность, - скажет реалист (назовем его так)-материалист. - Совпадение, не стоящее упоминания. Не хотите же вы сказать, автор, что своей клавишей delete стерли из этой жизни журналистку, а вместе с ней ее мужа, двух ее сыновей и сестру мужа, ехавших в той машине?
  Нет, не думаю, что я причастен. Но вот насчет случайности... Можно назвать это совпадение и так, если бы не следующее совпадение. Оно касается главной героини рассказа, юной скрипачки.
  Я готовил рассказ к публикации в сентябрьском номере "Бельских просторов", и первую редакцию решил выложить для читательской "обкатки" на на своей страничке в Артофваре. Я сделал это 4 августа. Дата пригодится нам чуть ниже, а пока - цитата из рассказа, в которой описана фотосессия героини:
  "...Нам была явлена девочка-пацанка, которой судьба вместо рогатки (с последующим превращением ее в различные виды оружия) вручила скрипку. Копна зеленых косичек, переплетенных разноцветными ленточками, кошачьи скуластость и курносость, лукавость и шаловливость, буратинская курточка-распашонка, под ней - обтягивающая, даже обливающая тело, как латекс, зеленая футболка с надписью на груди "It"s your paradise!" (не отвлекайся, читатель!), ниже - нет, еще ниже - широкий лаковый ремень, короткая клетчатая юбка-клеш, полосатые шерстяные гетры и высокие зимние кроссовки на шнуровке..."
  Я выделил полужирным клетчатую юбку и полосатые гетры, потому что они - одни из главных точек последующего совпадения. Нелишне упомянуть, что когда я писал, то мне не понравились полосатые гетры, я подумал - а не безвкусица ли сочетать их с клетчатой юбкой? - но дело в том, что я просто увидел на своей героине именно такие детали одежды, а остальное - куртка, футболка, кроссовки - было уже додумано.
  И еще цитатка - про фото (кстати, оригинал http://pics.livejournal.com/racoshy/pic/0006fhfd , от которого отталкивалась моя фантазия, не несет никаких следов скрипки):
  "Это была гениальная в своей простоте и красоте черно-белая фотография. Крупным планом - хохочущая девочка. Она смотрит за мое левое плечо, куда-то вверх, в ее глазах - восторженное удивление, словно она увидела чистое счастье, - рядом со щекой - смычок, ее косичка обвилась вокруг натянутого пучка конского волоса, костяшки ее тонких пальцев, сжимающих рукоять смычка и гриф скрипки, перекликаются с белыми колками...".
  19 августа я отдал текст корректору и больше никаких правок в него не вносил, - пошел процесс верстки, но без меня, поскольку я в это время лежал в больнице (и эта деталь тоже сыграет свою роль в дальнейшем).
  А 6 сентября в своей ЖЖешной френд-ленте мне попал на глаза пост о том, что 1 сентября ушла в школу и пропала девочка, 15-летняя Серафима Ауэрбах. Увидев ряд ее фотографий, я тут же сделал перепост http://racoshy.livejournal.com/102018.html , потому что на первом фото была девочка со смычком у щеки, на другом - она же в полный рост - клетчатая короткая юбка и шерстяные, правда, черные, гетры. Уже потом, по наводке ее сестры, я нашел блог Серафимы, где увидел ее фото в 13-летнем возрасте (в котором была моя героиня во время описанной фотосессии), - и вот на тех снимках http://vkontakte.ru/photo9475470_119471793#photo/9475470_124172344 девочка Серафима была в клетчатой юбке и полосатых гетрах.
  Кстати, имя Серафима в переводе с еврейского означает "Пламенный ангел". Есть ли связь этого имени с именем ангела, сидящего на пламенном троне?
  Ауэрбах в переводе с немецкого = Зеленый луг + поток, ручей.
  Героиня моего рассказа жила на склоне заросшего сиренью оврага над речушкой-ручьем.
  Серафима нашлась через две недели, живая-здоровая, но в Питере, о чем поведала стране "Комсомолка" http://vrn.kp.ru/daily/24559.4/734009/ . По словам сестры (позже она удалила запись о приключениях сестренки в своем блоге), девочка сбежала туда с 41-летним мужчиной. Уместна цитата из моего рассказа:
  "- Будь она в Москве, я бы знал, - сказал Каплин. - Она бы проявилась. Спивакова знаю, Фролова, Башмета, преподов консерваторских... Нет, в Москве тишина. Если только Леня что-то слышал в своем Питере..."
  Кстати, нги рассказчик ни автор не знает, до какого предела дошел поэт в своих дионисийских прогулках у дома нимфетки, и почему его жена так спешно совершила перемещение семьи.
  И парочка дат для сравнения. 4 августа я закончил первую редакцию, которая и теперь висит на моей страничке. По данным блога Серафимы 5 августа у нее День рождения. 4-го я выложил первую редакцию. 19 августа я закончил вторую редакцию и послал ее корректору. В этот день, по словам "Комсомолки", девочка первый раз исчезла из дома и была найдена через сутки с помощью милиции. Такая вот самостоятельная девочка.
  
  А теперь обратимся к последней странице рассказа, к теплоходу и полонезу.
  Теплоход "Алдан" и полонез не случайно идут неразрывной паррй. Тем самым внимательному читателю дается подсказка - в этой связке скрыто название полонеза. Дело в том, что Алдан - маленький городок (20 тыс. жителей) в Якутии, в котором я родился и окончил школу. И когда теплоход "Алдан" http://www.bp01.ru/upload/medialibrary/fe1/1.jpg отваливает от дебаркадера, скрипка, конечно же играет полонез Огинского, - и не столько потому, что с этого полонеза, посмотрев одноименный фильм, я захотел учиться на скрипке, сколько потому, что второе название полонеза - "Прощание с родиной".
  Сам теплоход с именем моей родины возник тоже не случайно. Я уже говорил, что рассказ начал писаться в сентябре 2009 года - сразу после того, как в конце августа я закончил, и в начале сентября опубликовал в "Бельских просторах" (Љ 9, 2009) повесть "На пересылке" (Главы семейной хроники) http://artofwar.ru/f/frolow_i_a/text_0230.shtml . Это мифологизированное повествование о моем детстве, о моих родителях, - и о Иосифе Бродском, который в год моего зачатия работал на золотом Алдане в геологической партии, одновременно и одноместно с моими молодыми родителями-геологами. Если коротко, то повесть посвящена маме, папе, моей родине. Отсюда и возникла в следующем рассказе сцена символического прощания с родиной. (Конечно, второй смысл сцены - а для читателя даже первый! - прощание Маленькой скрипки с героями, но это только на уровне зыбких предположений, поскольку, как я упоминал, даже автор не знает судьбы его героини).
  Теперь, когда все необходимое и достаточное для понимания дальнейшего указано, перейдем в больницу, в Центр глазной хирургии доктора, путешественника, художника и писателя Эрнста Мулдашева. Вполне могу предположить, что указанное место, хозяин которого искал Шамбалу и Атлантиду, способствовало той странной встрече, в нем случившейся.
  11 августа в Центре мне сделали операцию, и через неделю отпустили лечиться в режиме дневного стационара, то есть, днем посещать процедуры, ночуя дома. А 26 августа мой лечащий врач решил попробовать новую методику терапии и положил меня снова в стационар. Я оказался в той же 6-местной палате, но на другой койке, потому что на бывшую мою вчера "прописали" нового пациента. Он был слеп полностью (последствие травмы глаз - избили какие-то ублюдки). Его сопровождала жена. Обоим за 50, врачи, он после травмы переквалифицировался в массажиста, надеется, что Мулдашев ему поможет увидеть хотя бы свет. Оказалось, что первый раз они были здесь ровно год назад, в те дни, когда я заканчивал повесть "На пересылке". Важность этого обстоятельства стала ясна мне на следующий день нашего знакомства, когда в разговоре я узнал, что семейная пара - из Алдана. Я тут же решил подарить им журнал с главами семейной хроники (взял с собой презентовать своему доктору), открыл его, спросил, как зовут моих земляков, и надписал над заглавием: "Александру и Валентине от автора-земляка". И только потом понял - я написал то, что должно было быть напечатано как посвящение. Потому что Александр и Валентина - это имена моих родителей, которым повесть и посвящена.
  Оказалось, что эти Саша м Валя живут в доме на том месте, где когда-то стоял дом моей бабушки по маме, в котором я бывал в детстве. У них, как и у моих родителей, двое детей, тоже девочка и мальчик, они переехали в Алдан в 1986 году из Тюмени, - в тот год мои родители, выйдя на пенсию, переехали в Тольятти, где и умерли - мама в 90-м, папа в 96-м.
  На всякий случай отмечу, что город Тольятти до переименования назывался Ставрополь, "город креста", (ставрос в евангелиях - столб, крест на котором распяли Христа), а Тюмень производят от ордынского "тумен" - легион в 10000 воинов, по-русски называвшийся "тьма"...
  Необходимо заметить, что за 30 лет посталданской жизни вот так случайно я земляков не встречал. К тому же, во дни своего зачатия (25-28 августа с высокой вероятностью), на той кровати, с которой только что выписался, с именами моих родителей...
  Мы много говорили, они рассказали мне, что сейчас с городом, какие здания снесены, какие сгорели, обещали посмотреть, жив ли мой дом, и если да, то сфотографировать и прислать. А ночью я проснулся и услышал из открытой двери палаты голос Валентины, которая в пустынном ночном холле на диване тихо читала Александру мою повесть...
  
  
  От физики к метафизике
  
  Практика - несомненно, критерий истины. Но как быть, когда жизнь вдруг подбрасывает в твой неутомимо тикающий часовой механизм камушек, способный поломать шестеренки и погнуть оси?. Таким камушком стало не совпадение имени Малика или девочки-скрипачки в юбке и гетрах с героиней рассказа. Это я мог объяснить как тот же Лаплас, или сегодня Хоукинг, - не привлекая гипотезы Бога. Однако теория должна быть по возможности непротиворечива, и все эмпирические факты должны получить объяснение в одной модели бытия. Если я принимаю концепцию пантеизма (Бог есть все), да при этом Бог всего лишь четко и безошибочно работающая машина, - то буду вынужден признать факт появления "моих родителей", весточки с родины не вписывающимся в механистическую теорию парадоксом. И в самом деле, внимание часового механизма к отдельному своему атому не предусмотрено в алгоритме его внутреннего движения. При этом я не могу предположить, что подобные миниспектакли с привлечением настоящих, ничего не подозревающих людей, есть дело рук каких-то локальных потусторонних сил - ангелов-хранителей, душ моих родителей, - хотя бы потому, что любое изменение должно быть вписано в общий контекст, учтено как изменение Целого.
  Итак, как бы ни сопротивлялось мое пантеистичное сознание, я вынужден признать, что это Целое обладает психологизмом, подобным человеческому, Иными словами, сейчас я, отталкиваясь от вышеприведенных совпадений, сам для себя строю начала непротиворечивой (для моего разума) теологии.
  Когда-то мне понравились гегелевские категории Абсолютной идеи и Абсолютного духа. Я считал, что марксистская диалектика, избавляясь от идеализма, зря выкинула эти понятия. В стройной картине диалектического мира не стало основы, смысла. Эти абсолюты были, в общем, понятны мне. Что, как не локальные абсолютные идеи воплощаются в сообществах муравьев, термитов, пчел, что, как не единый разум управляет движением стай рыб и птиц, как единых организмов, - да и человечество, при взгляде на него сверху, явно подчиняется своему единому Сверхразуму. Любое множество одинаковых объектов оказывается связанным в некое подобие организма и действует по законам, которые вырабатывает для него некий невидимый Сверхразум, связывающий разумы индивидуумов, составляющих данную общность. Интересно, что такому управлению подвержены не только живые организмы - замечено, что в большом цеху множество работающих токарных станков через некоторое время синхронизирует вращение своих шпинделей, как и летящее в боевом порядке звено вертолетов непонятным науке образом приводит вращение своих винтов к единой фазе. Это похоже на то, как в огромном зале после выступления артиста разрозненные хлопки через некоторое время сливаются в четко ритмизированную овацию - то же самое приведение разных циклических процессов к одной частоте и фазе.
  Таким образом, мы видим, что элементы множества (по крайней мере, состоящего из одинаковых элементов) связаны между собой информационной сетью, подобно нейронным сетям мозга, образуя тем самым Сверхэлемент. В нем идут процессы передачи и переработки информации, принятия коллективных решений, на основе которых свершаются осмысленные (если посмотреть в больших относительно отдельного элемента масштабах времени и пространства) движения.
  Принимая такую модель Сверхразума (кибернетика, синергетика и пр., если займутся, могут построить его модель много подробнее, чем я), мы можем правдоподобно и не привлекая лишних (метафизических) сущностей, объяснить, например, откуда берутся вещие сны или те литературные вспышки провидения.
  Если принять, что Сверхразум, прежде чем совершить какое-либо действие (перемещение, уничтожение, преобразование элемента или группы элементов, изменение своей конфигурации как целого или отношения к другому целому), - принимает, как это присуще разуму, решение, то предсказания получают право на жизнь и без понятия "существующее будущее". То есть, Сверхдействию предшествует Сверхмысль. И распространяется она по "нейронным сетям", то есть, по элементам, составляющим связанное множество.
  В случае человеческого множества роль нейронов играем мы, а наши органы чувств, посредством которых осуществляется обмен информацией - это межнейронные связи. А значит, наши мозги не могут не участвовать в процессе рождения и развития Сверхмысли - по меньшей мере, они являются ее проводниками. Если я, корпускула Сверхразума, во время сна или в процессе творчества снижаю порог сознания (которое и делает меня отдельным, корпускулярным "Я"), то мое бессознательное, в котором, скорее всего, и лежат структуры, связывающие нас воедино, в коллективное бессознательное (или, вернее, в коллективное Сознание?), ловит если не всю Сверхмысль, то ее фрагменты. Может быть, играют наводящую роль ключевые слова или образы, - как, например, девочка-скрипачка, когда мозг-приемник выбирает из потока Сверхмысли то, что лежит рядом с этим образом - фотографии, одежда, пропажа юной скрипачки и т.д. Как и имя Короля Ада - Сверхмысль уже дала импульс к исполнению, когда я выбирал имя - говоря словами классика, "Аннушка уже разлила подсолнечное масло"...
  Получается, формула евангелиста Иоанна - В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог - верна, если только переводить греческий Логос не как Слово, а как мыслительный процесс - в духе толстовской трактовки. А то и как Голос - все тот же, но анаграмматически рустфицированный, Логос.
  
  Модель Сверхразума чрезвычайно плодотворна. С ее помощью можно непротиворечиво - и кибернетически точно - объяснить предсказательные способности человека, мантические и шаманские практики, определить такие зыбкие до того понятия как рок, судьба, Дао (Запад более корпускуоярен, сознателен, Восток же более доверяет своему Сверхразуму), переосмыслить с естественнонаучной точки зрения религию, начиная с язычества и кончая пантеизмом. Особенно интересно было бы понять законы взаимодействия разума индивида со Сверхразумом - когда они вступают в противоречие, а когда сосуществуют гармонично, помогая друг другу.
  Тут самое время задуматься о том, как Сверхразум относится к составляющим его элементам, и если вступает с ними в диалог как Разум с разумом, то на каком языке, и можно ли малому понять, что говорит ему большое?
  Логично предположить, что Сверхразум построен по образу и подобию его составляющих элементов, но, конечно, подобие весьма приблизительное. Аналогия, тем не менее, помогает понять некоторые особенности Сверхмышления. Например, становится ясно, почему в эволюционных цепях есть далеко не все промежуточные и переходные звенья (что является основой для сомнений в дарвинизме). Но если Сверхразум, подобно нам, вначале перебирает варианты в Уме, и воплощает в материи тот из них, который посчитал оптимальным на данном этапе в данном месте, то прерывистость эволюции становится понятной.
  Скорее всего, структура Сверхразума концентрична, он состоит из все возрастающих, все более общих структур. Разумы всех муравейников объединены в единый муравейный, но и он включен в единый насекомый, а тот в свою очередь - в единый всего живого и тт.д. - от самого частного и малого (собрание элементарных частиц в атом) к самому общему (Вселенная).
  Но говорить о физике можно долго, и аналогия человеческого мозга и Сверхразума поможет не только построить модель Сверхмышления, но и позволит понять много глубже законы нашего собственного. В рамках же постскриптума к рассказу мне важнее понять - как общается Сверхразум с отдельно взятым своим элементом - в нашем случае, с автором данного текста (погодите вызывать бригаду). Когда совпадения накапливаются и выстраиваются в некое осмысленное, но не человеком составленное послание, я вынужден признать, что Сверхразум обладает психологией, подобной нашей. Это не снобизм, наоборот, мне не хотелось предполагать, что всезнающий Разум может иметь качества, которые, по моему мнению, у нашего разума обусловлены его несовершенством, незнанием, немощью. Чем совершеннее разум, тем он равнодушнее. Но как прикажете расценивать те знаки, которые явлены мне? Я вспоминаю лемовско-тарковский Солярис, разумный океан, создающий фантомы, воплощая тайные желания, страхи людей, пользуясь их памятью именно тогда, когда они спали. Теперь мне кажется, что это не просто фантазия Лема. Как и одна из марсианских хроник Брэдбери, в которой землян на Марсе встречали их умершие родные, на самом деле оказавшиеся изощренной ловушкой марсиан, таким образом уничтожавших все экспедиции землян.
  В нашем случае, конечно, ситуация иная. Не двойники, но определенным образом выстроенная ситуация, которую нельзя воспринять иначе, как знак, некую картинку, пусть чисто символическую пиктограмму. И этот знак несет в себе, по крайней мере, два смысла. Первый: знак указывает, что он не есть случайность, что это персональное обращение к тебе - от большой персоны к малой. Вспоминается "Место встречи изменить нельзя", фото любимой девушки Шарапова на двери в подвале, которое сказало ему: "Тебе сюда". То есть знак в первую очередь обозначает присутствие некоей Сущности, которая обратила внимание конкретно на тебя, поскольку знак построен из твоих личных, семейных символов. Это есть свидетельство не только существования некоей высшей сущности, но и ее неравнодушия именно к тебе. Если привлечь на помощь аналогию с нашим мышлением, то можно провести следующую параллель. Когда я думаю о каком-либо человеке, то мозг помимо присущих этому субъекту признаков - внешности, голоса, походки и пр. - привлекает косвенные его признаки - например, связанные с ним людей, самыми близкими из которых являются его родные. Но я не думаю, что появление темы родины и родителей сразу после воплощения этой темы в моих двух текстах есть свидетельство только равнодушной мимолетной Сверхмысли, скользнувшей по своему элементу. Мне кажется, что сам знак не только проявляет Присутствие, но и представляет собой некое послание, которое я должен постараться понять. Однако расшифровать его оказывается труднее, чем поверить в существование Сверхразума. Слишком много вариантов, не говоря уже о том, что этика Сверхразума, его понятия справедливости, наверняка не совпадают с нашими. То, что ему здорово, нам, вполне возможно, и смерть. Но не наоборот. Это я о том, что если, к примеру, мне будет предложено, окончательно лишившись зрения, стать, предположим, новой Вангой, я усомнюсь в том, что Сверхразум точно знает, как правильно распоряжаться ценными кадрами. Но мое сомнение не значит, что я прав с точки Его Зрения.
  Завершить путаные рассуждения хочется все же оптимистично. Можно, приняв образ и подобие за постулат, понять случившееся как открытку с образом родителей, как поддержку в трудную минуту, ответ на мою память. И это означает, что не только я могу в состоянии сна или творческой прострации поймать Сверхмысль, но и Он может поймать мою, посланную если не во сне, то в тексте, написанном искренне и, предположим, вдохновенно. И моя мысль, уловленная Сверхразумом, обернулась знаком, что я был услышан.
  Что ж, мысль о способности творческого импульса достичь ушей Бога - а я говорил именно о нем, - эта мысль есть хорошая награда мне, как автору рассказа "Наша маленькая скрипка". Вернее - соавтору.
  
  P.S.
  ...И тут родилось подозрение... Если Он способен слышать нас, тогда очень вероятно, что, прочитав, к примеру, роман о "Титане", Сверхразум впечатлившись, сделал по нему свою постановку. То есть, мы и в самом деле можем не знать, как отзывается наше слово.

Оценка: 9.80*5  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012