Началась она с длинного, насколько это было возможно, отпуска Кота, которому было положено отгулять все отпуска, которые он не использовал за три года. А с учетом "тропических" два отпуска были по 45 суток. Практически все лето Кот был в отпуске. И начал он с освоения в новом государстве. Все было по-другому. Люди стали иными. Другой стала одежда, поступки. Все пытались найти себя в новых условиях. Подвернулся случай и Коту. Традиционная июльская жара загнала Кота в булочную у Думской улицы, где продавали мороженное. Впереди Кота две недозрелые девицы отбивались от вопросов мужчины восточной наружности. Озабоченный иноземец пытался выяснить, знают ли девицы английский.
Рефлекс у Кота сработал автоматически. Обратившись к восточному гостю на английском, Кот выяснил, что у того назрели переговоры с российским партнером, а переводчица, от которой и так было мало проку, вообще сбежала. Кот тут же согласился помочь. Выйдя на свежий воздух, Кот прислушался к акценту и предположил, что гость прибыл с Ближнего Востока. Тот тут же предложил угадать, из какой он страны. И Кот сразу угадал - из Сирии. Мгновенно перестроившись, Кот включил свои знания сирийского диалекта. Гостя в буквальном смысле прибило к асфальту. Глядя на Кота мгновенно посерьезневшими глазами, он медленно, чтобы придать своим словам особое значение произнес, что у входа в магазин помолился аллаху, и тот послал ему Кота.
Переговоры, где Кот помогая себе в некоторые моменты на арабском, чем привел российскую сторону в легкий шок, прошли успешно. Сириец щедро расплатился в Котом, при этом вывалил из своих запасов еще какие-то незамысловатые сувениры для жены Кота. Российская сторона попросила Кота также помогать им при необходимости. Впервые Кот ощутил себя востребованным не только своей службой.
И снова он попал под разворот, когда прибывший шурин попросил помочь его коммерческой деятельности. Завязались новые знакомства, которые стали Коту весьма интересными и полезными. В разгар 90-х эти первые навыки и новые сферы приложения помогли семье выжить. Кот впрягался во все, что можно, но три года в тропиках сделали свое дело - обратная адаптация организма пошла сложно. Зимой Кота увезли на носилках в госпиталь с ангиной, которой он крайний раз болел еще в детстве. А через три дня, когда Кот еще валялся в пустой палате под капельницей, сестра привезла весть, что мать Кота была насмерть сбита автомашиной. Кем и почему, Кот выяснять не хотел.
Но оказалось, что все не так просто. Мать в тот день собиралась составить и нотариально заверить завещание в пользу Кота. А завещать собственно квартиру. Все положенные документы были при ней, и эти документы с места происшествия пропали... В те годы шла настоящая охота на одиноких стариков, чтобы забрать у них единственное, что у них еще можно было отобрать - жилье.
Среди друзей матери, собравшихся ее помянуть, была женщина, судья с опытом. Как-то так получилось, что Кот выбежал в магазин за хлебом, когда в квартире раздался телефонный звонок. И трубку взяла именно она. Человек, не назвал себя, но сообщив, что он работник милиции, пытался разузнать, кто находится в квартире, кто там будет жить и прочее. Коту судья выдала указание, выполнение которого должно было обезопасить квартиру - немедленно наложить арест на любые действия с квартирой до вступления в права наследства по закону, и заняться восстановлением свидетельства о приватизации. Да и неплохо бы пожить в квартире недельку другую. Кот принял все всерьез. И не напрасно.
Не надо было обладать особыми навыками как у Кота, чтобы зафиксировать открытое наблюдение за квартирой и утром, и вечером. Незнакомые люди толклись внаглую на лестничной площадке ниже этажом. Разглядев, что из квартиры выходит и в нее возвращается офицер, возможно кто-то пытался выяснить, кто он и где служит, но уже тогда по фамилии Кота найти было можно, но вот кто он и где - тут любой, даже государственный орган упирался бы в тупик. Не все еще тогда было можно купить. И ситуация перестала быть напряженной.
В какой-то момент Кот почувствовал искреннее сочувствие со стороны жены. Никого у него не осталось. Бабушки не стало еще за год до отъезда на Кубу. И теперь были только родственники, но не такие близкие. Вновь начались попытки найти мост понимания, но эти хрупкие конструкции также легко разваливались, как и возникали. Сложные это были годы. Психологически тяжелые и непонятные своими перспективами. Жить приходилось одним днем. Но все равно, жизнь продолжалась, надо было учить детей, надо было искать себе место для будущей жизни.
Уже тогда Кот понял, что его навыки и способности востребованы в нескольких областях. Связи с перспективой нарабатывались и множились. К концу своей службы Кот подошел, имея три вполне конкретных предложения от различных компаний - двух туристических и театрального агентства, где его ожидали полтора года, испытав в своих проектах, под которые Кот даже брал отпуска, чтобы погрузиться в этот новый для него мир. То есть завершавшаяся жизнь в военной службе, уже практически подготовила новую увлекательную и интересную жизнь в театральных кулисах и гримерках, оркестровых ямах и на сценах. Кто-то процитировал бы Сталина: "Жить стало лучше, жить стало веселей...". Но все было не так просто.
Благополучно прослужив все положенное, Кот решил не поддаваться на уговоры остаться еще на год, чтобы получить следующее звание. Новое и интересное звало. Пару лет до ухода в запас Кот участвовал в работе театрального агентства на добровольных началах, осваивая новое для себя поле деятельности. Фестивали и мастер-классы современного танца и балета втянули Кота в орбиту новых знакомств и отношений. Как и в годы работы за океаном, эта стезя доставляла много хлопот, давала много поводов для размышления, приносила положительные эмоции, раскрывала новые горизонты. Кот становился "публичным" человеком. Приходилось общаться с официальными лицами, вести, а не только переводить переговоры с иностранными представителями этого своеобразного мира. А несколько раз и представлять свою страну на международных мероприятиях. С самого начала, Кот понял, что наступила новая полоса. И она ему нравилась. Все более или менее шло гладко, если исключить отношения с женой. Дети закончили школу и пошли учиться дальше. Все было почти спокойно. Но звонок прозвучал. И случилось это на фестивале современного танца в Ярославле.
До этого, роль Кота в фестивальных проектах ограничивалась устным переводом на мастер-классах, при беседах и на банкетах. Последнее, кстати часто это подтверждалось товарищами и коллегами, было самым трудным. Оставаться трезвым, успевать реагировать на реплики, даже если в рот что-то успел засунуть, чтобы не остаться голодным. До этого, тоже имелся кое-какой наработанный личный опыт. В Петербурге проходил российско-американский конгресс нейрохирургов, на котором Кот присутствовал в качестве ассистента по общим вопросам. Была поездка со светилом американской медицины и его женой в Пушкин, в Екатерининский дворец. Светилу были малоинтересны банальные экскурсионные пояснения работника дворца, к группе которого Кот незаметно пристроил своих подопечных. Вероятно, они с женой имели возможность побывать во всех интересных музеях мира. Зато байки из истории, в интерпретации Кота, рассказанные прямо на месте излагаемых исторических событий, вызвали неподдельный интерес. А уж когда Кот припомнил факты из жизни своих предков, которые имели возможность наблюдать выезды царской семьи и несли службу по охране Царского Села в далекие годы начала двадцатого века, отношения с четой стали совсем приязненными.
На приеме в резиденции генерального консула Коту пришлось переводить беседу светила из США с нашим маститым нейрохирургом. Может показаться, что перевод диалога двух таких специалистов вещь без подготовки невозможная. В какой-то степени это так. Но к тому времени Кот уже перевел с английского материалы конгресса нейрохирургов и часть книги по малоинвазивной хирургии при органических поражениях головного мозга...
А выдающиеся специалисты - они оказались людьми простыми в общении и заботливыми. Наш профессор посетовал американцу, что пока они тут закусывают коньячок всякой вкуснятиной, их переводчику не достает времени ни выпить, ни закусить, и предложил Коту принести с общего большого стола-буфет все блинчики, что еще остались на большом блюде, и что-то себе выпить. Американец тут же оценил выбор российского коллеги. В блинчиках оказалась красная икра. Диалог при посредничестве Кота продолжался ко всеобщему удовольствию.
В Ярославле на фестивале банкет продолжался все время за исключением дней выступлений и мастер-классов. Спонсор фестиваля компания "Ярпиво" не поскупилась. В холодильниках в номерах участников фестиваля и гостей банок пива всех сортов было под завязку. Организованная в один из дней экскурсия за Волгу в Толгскую обитель совпала с большим первопрестольным праздником. Только по таким праздникам в главный храм приносили старинную икону Божьей матери, обретенную еще в период Батыева нашествия. Страшно подумать, но иконе почти 800 лет.
Танцы - дело не божеское, но встретившая участников фестиваля послушница деликатно обошла эту тему. К тому же посетители прибыли на теплоходе, к которому за несколько минут до отхода подошел автофургон, из которого на борт спонсор переправил несколько ящиков своего пива и несколько коробок легких закусок к нему.
Украшенная белыми гладиолусами Икона выглядела нарядно. Часть посетителей прикладывались к иконе, как полагается верующим. Кот подошел к Иконе и коснулся оклада рукой. Непонятное чувство овладело им тут же. Из глаз обильно полились слезы. Объяснения не нашлось никакого. Слезы не унимались достаточно долго. Озадаченность произошедшим не проходила долго и сгладилась только с помощью спонсорского пива. К тому же среди участниц фестиваля нашлась очаровательная девушка из Екатеринбурга, с которой Кот устроил вылазку на местный рынок за вкуснейшей волжской рыбкой - чехонью.
В один из вечеров местный джаз-клуб пригласил американских участников фестиваля - чикагский коллектив "Айзер Оркестра" помузицировать вместе. Это было азартно, это было искренне, это было зажигательно. Американская ритм группа меняла российскую, солирующие инструменты перенимали партии один у другого. Знакомые и незнакомые мелодии бодрили слушателей. И одна девчонка из танцевальной составляющей фестиваля не выдержала. При том, что зал был набит предельно, перед сценой оставался маленький незанятый пятачок. Она, как показалось Коту, прыгнула на этот пятачок через два ряда стульев и выдала ко всеобщему восторгу молниеносное сольное выступление. Рев восторга был всеобщим.
Потом был фестиваль в Саранске, фестиваль в Волгограде, фестиваль в Москве... А зимой пришла беда. Кот понял, что именно тогда в Ярославле получил предупреждение свыше. Периодически жаловавшаяся на головные боли жена, почувствовала себя настолько плохо, что пришлось вызывать "скорую". Болевые явления сняли, но рекомендовали пройти обследование. Хорошо, что в этой жизни Кота именно с нейрохирургами свела судьба. Обследование показало опухоль, при этом были явные показания к срочной операции. Надежда оставалась, что все не так страшно. Но после исследования приговор все же вынесли.
Чего стоило Коту не показать, что он знает то, чего жене знать не нужно, говорить бесполезно. Три курса химиотерапии и курс радиотерапии сделали возможной длительную ремиссию. Да еще золотые руки лучшего нейрохирурга города, сделавшего операцию. От положенной первой группы инвалидности Кот, оформлявший документы, отказался. Надо было привезти на комиссию измученную процедурами жену. Через некоторое время она потребовала снова пройти комиссию, чтобы получить вторую, но "рабочую" группу. Потеряв за время болезни 23 килограмма веса, она не потеряла интереса к работе. И снова пошла в класс, чтобы учить детей. Коту оставалось, сжав зубы, надеяться, что это продлится достаточно долго. Он знал, что неизбежно ее потеряет, не знал только, как скоро это случится.
В их отношениях начался новый период, жена оценила его усилия, пока она лежала то в одной, то в другой больнице, Кот успевал приехать навестить ее и утром до работы, и вечером после работы. А когда потребовался послеоперационный уход, он просто ложился спать на пол возле ее больничной кровати, чтобы она в любой момент могла разбудить его, если потребуется помощь. Ему пришлось почти полностью сменить ее гардероб. Периодические проверки показывали, что рецидива не возникало. Но неизбежное висело над головой словно Дамоклов меч. И время испытаний все же пришло.
Однажды Кот вернулся домой и порога ощутил запах подгоревшей еды. Кухня была полна чада. Жена смущенно заявила, что не успела что-то там снять с плиты. Кот понял, что вот и пришел конец. Жена был отличной хозяйкой, и чтобы что-то у нее на кухне подгорело... Такого Кот не помнил за все прожитые вместе долгие годы. И не сам факт просигналил Коту о неизбежном, реакция жены на этот факт была совершенно неадекватной.
Дальше все развивалось стремительно. Очередная проверка показала возобновленный рост опухоли и образование еще чего-то. Показания к повторной операции были явные. После операции жена уже не смогла восстановиться. Отек головного мозга привел к неподвижности половины тела. Как тяжело для женщины быть неподвижной, когда за ней ухаживают мужчины - муж и сыновья, наверное, трудно даже объяснить. Четыре месяца мучений. Но не было болей. Она просто заснула в начале января. До даты их серебряной свадьбы оставалось четыре с половиной месяца.
Несмотря на нелады и прочее, Кот почувствовал, от него оторвали половину его сущности. На улице он не реагировал на окружающих, порой не замечал довольно близких друзей и знакомых. На работу приходил и как бы присутствовал, но вроде бы и не был там. Все шло как-то само собой. На повестке дня была организация очередного фестиваля, и он сложился, и прошел с успехом. Но все шло мимо души.
Пока жена болела и во время улучшения Кот еще ездил на разные фестивали, в том числе за границу. Но все время в мозгу настойчиво крутился один и тот же вопрос: сколько ей отпущено?
Состояние Кота после его потери хорошо понял его непосредственный руководитель. И как старший товарищ дал единственно возможный совет. "Женщину для постели ты себе найдешь легко, найди себе друга". Но это случилось уже в следующей жизни.
Картинки к жизни
В последний путь проводить ее пришел весь класс ее выпускников. Она успела выпустить только один класс. Проработав очень много в средних классах, она закладывала основы грамотности. И только один свой класс она довела до выпуска. Из этих ребят на вступительных экзаменах в институты за сочинения ниже "четверки" не получил ни один. И выпускной вечер они провели совсем нестандартно - на необитаемом острове в замечательном месте Вуоксы, добравшись туда на байдарках. Привыкнув все делать только на "отлично", она своим участием обеспечила успех этого небольшого похода. Сама впервые села в байдарку, чтобы оставить у своих учеников впечатление на всю жизнь. Встречая ее выпускников на улице, уже взрослыми, окончившими институты, обзаведшимися семьями, первое, что от них слышал Кот после приветствия - "тогда с вами на Вуоксе...".
>>>>>>>>>
Темные глаза девушки-официантки улыбнулись вместе c ее губами в ответ на "здравствуйте", сказанное по-грузински. Обычная, домашняя, чем-то похожая на сестру жены Кота. Она быстро прошла на кухню, и что-то сказала повару. Тот кивнул головой и скрылся. Ждать пришлось недолго. Аккуратно завернутый в фольгу и пакет кружок только что испеченного хачапури приятно грел ладони. Уже на выходе, благодаря за быстро исполненный заказ, Кот увидел искренний интерес и доброжелательство в этих же глазах. Она пригласила приходить еще. Особенно, когда услышала, что у Кота в Тбилиси полно родственников. Кот снова поблагодарил и попрощался по-грузински. Запах свежего, или как говорят в Грузии "молодого" хачапури наполнил салон машины. Он будил воспоминания и тревожил душу. Такие же, или почти такие же хачапури пекла жена, собирая Кота на охоту. Положив в карман охотничьей куртки пакет с несколькими лепешками, имея на другом боку флягу с водой, можно было пробегать по зимнему лесу с рассвета до темна, не испытывая голода и усталости.
Пакет с горячим хачапури лежал на переднем сидении так, чтобы даже при резком торможении он не упал. В Грузии каждая хозяйка печет хачапури по-своему. Жену учила этому немудреному внешне делу ее бабушка - имеретинка. Интересно, что все грузины делят себя на кахетинцев, имеретинцев, сванов, хевсуров, да мало ли еще на кого. Странно, что живущие в долинах называли тех, кто жил в горах "черными" людьми.
Свояк Васико, кахетинец, не очень любил своих соседей по деревне. Обманывали часто. Но странно было другое. Кота - русского, эта семья приняла как родного сразу, что называется, без испытательного срока. Может потому, что тесть - имеретинец всю жизнь мотался по гарнизонам России, Украины, Белоруссии. Там и жену нашел - украинку из Полтавы. Хотя, может и не украинку, фамилия Добродомова никак к тому не располагает. Теща тоже пекла хачапури, тоже вкусные, но немного другие. Из рук жены выходили маленькие солнца, наполненные энергией. Дети могли умять все напеченное за один день. Больше в тот день ничего есть они не желали. Теперь вот пришлось заказывать этот хлеб с сыром, как переводится с грузинского хачапури, в грузинском кафе. Если относится к процессу с юмором, то ко времени, когда Кот доехал до дома, запах свежего хачапури помутил его разум окончательно, а желудок стал бездарно подражать грузинскому многоголосию. Есть его в одиночку, Кот счел покушением на преступление с отягчающими обстоятельствами. Но и тут не повезло, сын, как всегда, задержался на тренировке. Когда он наконец появился, то сразу учуял запах, распространившийся по дому.
- Это - тебе вместе с приветом из Тбилиси.
- Ты им звонил?
- Нет, по интернету общаемся. Хотят посмотреть наши последние фотографии и твои видеоролики из Штутгарта с танцами.
Когда-то теща на полном серьезе заявила, что человек, однажды испивший воды горных рек Грузии, обязательно вернется туда. Тогда, в 70-е, это звучало обыденно. Что такое - съездить в Тбилиси в отпуск? Ерунда. Полтора суток поездом с остановкой на полдня в Адлере, чтобы покупаться в Черном море. Еще ночь пути, и ты в Тбилиси. А теперь? Но мы все обязательно вернемся, вернемся к нашим братьям и сестрам, придем поклониться могилам родителей, вернемся как друзья, вернемся как родные люди!
>>>>>>>>
Первый опыт всегда волнителен и интересен. Но никто не мог предположить, что Коту придется выходить на сцену академического театра. И не просто выходить, а участвовать в сценическом действии. И не просто обозначать присутствие в ограниченном кулисами пространстве, а еще и что-то вещать в зрительный зал. И куда только не заносит порой судьба переводчика. Фестиваль включал в себя несколько спектаклей, а его учебная часть - ряд мастер классов по техникам современного сценического танца. Что такое мастер-класс, может интересовать лишь людей вовлеченных. Зато спектакль - действо всем понятное и достаточно привычное. Только вот не всегда современное искусство укладывается в прокрустово ложе академизма. Именно это эпатажное искусство и втянуло Кота в свою орбиту, увлекло и вытолкнуло на сцену.
Венгерско-голландский дуэт танцовщиков Эстер Гал и Питер Плейер решил показать с академической сцены ряд миниатюр, мягко говоря, не укладывающихся в привычные понятия. Теперь и на телеэкранах и, порой, на сценах мы это видим и не смущаемся. А тогда...
Готовились к спектаклю вместе. Эстер и Питер собирались не только танцевать поставленные Эстер танцы, но и читать со сцены некие обращенные к залу тексты. Понятно, что Коту их предстояло перевести. Спокойненько так, Кот готовился озвучивать процесс в микрофон, сидя за кулисами. И тут Эстер со всей серьезностью заявила, что сидеть придется на авансцене в свете прожектора и следить за последовательностью их работы, вставляя куски перевода. Собственно, и делалось это затем, чтобы пока один партнер читает, другой меняет костюм. Мысленно Кот содрогнулся, но взял себя в руки и пошел на край сцены.
Репетиция пошла, и тут Эстер повергла его в шок, заявив, что перед одним из фрагментов они оба будут раздеваться полностью..., то есть совсем. А перед тем, как пойдет фрагмент, в котором они своими обнаженными телами будут играть в свете проекторов, в которые будут заряжены слайды с их же фотографиями в обнаженном виде, Коту предстоит прочесть отрывок из "Улисса" Джеймса Джойса. И дала переведенный кем-то на русском языке текст. И тут Кот проникся важностью момента, попросил текст оригинала и решительно сказал, что текст перевода ему совершенно не нравится, и он попробует написать что-то, более соответствующее и содержанию оригинала, и характеру хореографического действия.
Мозговой штурм в гримуборной завершился написанием некого стихотворного отрывка в стиле Гарсиа Лорки, которым Кот тогда интересовался. Прослушав стихи, изучавшая русский язык в школе Эстер безапелляционно заявила, что читать надо стихи Кота, а не тот текст, что она нашла. Воспроизвести сейчас написанное тогда невозможно, черновика Кот не сохранил. Но заключительная фраза... Сотрудница агентства, ставшего потом и местом работы Кота, припоминала долго.
До поднятия занавеса осталось всего несколько минут, когда Кота "заколотило". Такого состояния он не испытывал с момента последнего своего участия в союзном первенстве по стрельбе. Стрелки говорят, что есть 42 вида мандража, и только два способа их снять. Что это за способы, теперь вспоминать было поздно. И тут Кот понял, что ему действительно придется сидеть перед заполненным театральным залом, который будет наблюдать не только за танцовщиками, но и за ним, и что сидеть придется весь спектакль...и во время этого самого..., когда они будут без всего...
Приехали... Кот начал собираться в кучку, заглянул за боковую кулису и немного успокоился. Свет рампы буквально отгораживал сцену от лиц зрителей. Зал представал неким темным провалом, в котором кто-то двигался, дышал, кашлял, переговаривался, листал программки, шелестел еще чем-то бумажным. Занавес пошел вверх. Кот шагнул вперед...
Ощущения медленно возвратили его в реальный мир, негромкий шум в зале затихал по мере того, как Кот усаживался в кресло и придвигал ко рту штатив микрофона. Большое дело - переводческая закалка и навык работы с аудиторией, даже если ее не видишь. Мысленно представив себя рядом с преподавателем по электрооборудованию самолета, Кот вспомнив свои ощущения тогда, когда предстояло произнести свою первую фразу на арабском языке, набрал в грудь побольше воздуха... .
Поехали! Теперь то говорить надо по-русски. Эстер и Питер заняли позиции для первого фрагмента. Пошло дело. Один танец, другой. Пошли переодевания прямо на глазах у изумленной публики. И тут пришел момент истины. Кот читал свой весьма и весьма вольный перевод Джойса. Старик, надеюсь, простил эту бесцеремонность. Голос не подвел и заключительная фраза, которую Кот буквально выдохнул в микрофон, как оказалось позднее, совершенно не подозревая, что этот прием называется "сценический шепот", - "Да, о да, я хочу...".
Фигура обнаженной Эстер скользнула в луч проектора подобно спустившемуся по лиане удаву. С другой стороны, в луч второго проектора выпрыгнул Питер. Зрелище было необычным и на удивление эстетичным. Повисшая в зале тишина сгустилась до состояния вязкости. Негромкая музыка фонограммы не давила, не отвлекала от плавных, завораживающих движений. Ничего, хоть сколько-нибудь неприличного, в этом не было! Следя за происходящим боковым зрением, Кот едва не выпустил из рук папку с текстами. Свет проекторов потух. Музыкальная заставка, позволявшая обоим одеться в темноте, не уходя со сцены, была заглушена шквалом аплодисментов.
Свет! Предпоследний фрагмент. Вся в черном глухом комбинезоне из материала с тонкими серебристыми искрами Эстер металась по сцене под музыку "Бичи Бойз", как взбесившаяся пантера. Лучи прожекторов, как стволы охотничьих ружей выцеливали ее то там, то здесь, не успевая за ее движениями! Пауза, еще фрагмент, новый шквал аплодисментов. Эстер берет Кота за руку и выводит на авансцену на поклоны. Голова идет кругом.
Эта фраза - "Да, о да, я хочу..." встречала Кота в приемной агентства почти каждый день утром, если сотрудница приходила раньше на работу и успевала наложить на себя "боевую раскраску" макияжа. А после спектакля Кот подслушал диалог двух театральных критиков, которые, гуляя в фойе, обменивались мнениями и сомнениями, рассказывать кому-нибудь о том, что они видели, или нет.
>>>>>>>>>>
На сцену Малого зала филармонии вышел мальчик неординарной внешности. Потом Кот узнал, что темные словно маслины глаза он унаследовал от папы индуса. Глядя в это лицо, Кот ощутил отсутствие этого ребенка - он был здесь и уже как бы не был. Он был где-то в иной сфере, выше и дальше. Сев к роялю, мальчик сосредоточился, и в зал полились аккорды концерта Мендельсона для фортепиано с оркестром... Сложный для исполнителя концерт заполнил своим звучанием все пространство зала, полился через двери и окна на существующий в отдельном измерении Невский проспект, хлынул волной в воды канала Грибоедова, раскачав белоснежные туристические катера...
Шел концерт учеников музыкальной школы Василеостровского района. Помощь в организации концерта оказывало агентство, где трудился Кот, поэтому ему нашлось место в первом ряду вместе с преподавателями консерватории. Все выступления были по-своему интересны и прекрасны, но то, что делал этот мальчишка с залом не поддавалось осознанию. Затихли звуки последних аккордов. Коту показалось, что мертвая тишина в зале в течение нескольких секунд могла бы быть нарушена даже звуком пролетевшей мухи. Взрыв восторженных аплодисментов, и фраза, произнесенная одним из седовласых профессоров консерватории: "...если он так играет в тринадцать лет, то что же будет, когда ему будет двадцать?" А под сценой возле гримерок после концерта этот мальчик весело играл в догонялки с прочими детьми - воспитанниками школы. Сейчас он стал достоянием уже не просто российской, а мировой исполнительской школы. Его трудно услышать на концерте в Санкт-Петербурге. Он уже гражданин мира, и этот мир стоя аплодирует этому "мальчику", имя которого Мирослав Култышев.
>>>>>>>>>
Заканчивался мастер-класс по партнерингу. Кот и проводивший класс хореограф из "Вашингтон Данс Энсембл" вышли в коридор из зала. В соседнем зале за неприкрытой дверью готовились к выступлению на сцене театра имени Мусоргского танцовщицы театра танца Евгения Панфилова. Об этом коллективе можно говорить долго. Важно, что человек, создавший этот уникальный коллектив, сам был уникален. Коту повезло встретиться с ним на фестивале в Волгограде. Эпатажный, как многие в мире современного танца, Евгений был кумиром своих танцовщиков. Его спектакль "Бабы, 1945" получил "Золотую Маску". А в 2002 Евгений трагически погиб. Для этого спектакля Панфилов создал специальный "Балет толстых". По его же словам, он набирал туда девушек весом не менее 100 кг! И эти вот дамы разминались классическим экзерсисом, от которого пол репетиционного зала слегка поскрипывал. Кот поманил американца к двери в зал.
Надо было видеть выражение на лице щупленького хореографа ростом едва 165 см, когда он увидел этих 100-килограммовых танцовщиц. Первое, что он сумел выдохнуть, был вопрос - "Когда они выступают? Я должен это увидеть!" Коту пришлось огорчить приезжего хореографа, - "Выступают они послезавтра, а ты улетаешь завтра, виза у тебя заканчивается...". Отчаяние на лице американца было столь очевидным, что Коту пришлось сгладить его сообщением о возможности увидеть спектакль в Интернет.
В фестивале участвовали и другие коллективы, но пермский коллектив Евгения Панфилова был, что называется, "гвоздем". Они показали "Весну священную", "Бабы 1945" и незаконченную Евгением работу "БлокАда", поработать над которой мастер хотел именно в Петербурге. Первый раз Кот увидел "Бабы 1945" на фестивале в Витебске. В антракте в комнате для прессы кто-то глотал успокоительные таблетки, кто-то - коньяк, кто-то с шумом захлебывался газировкой, чтобы замаскировать выступавшие слезы. Кот своих эмоций не стеснялся - слезы текли по щекам... Таким было впечатление от спектакля Евгения Панфилова, ровесника Кота. Жизнь Евгения оборвалась в 47 лет, на самой грани международного признания его удивительного таланта.
>>>>>>>>>
По сцене, где шла репетиция фрагментов выступления американской труппы "Дансинг Пипл", осторожно двигался Володя - профессиональный балетный фотограф из Москвы. Работал он исключительно в черно-белом фото, но печатал хорошие кадры на бумаге "бромпортрет", что давала своеобразный коричневатый тон его произведениям. Кот занимал привычное для себя место за правой кулисой. Оттуда подавались команды на запуск звука и светового сопровождения.
Американским коллективом руководила хореограф и танцовщица Робин Стайэм. Кот с первого взгляда утонул в ее огромных, глубоких и пронзительных глазах. То, что она делала на сцене, тут же отошло на второй план. Подозвав Володю, Кот тихонько перенацелил его и его фоторужье на охоту за взглядом Робин. Через полчаса перемещения по сцене вслед за танцовщиками, фотограф подошел к правой кулисе в состоянии легкого обалдения - "Да... Только ее и следует снимать крупным планом".
Потом был успешный спектакль, удачно справился Кот и с проблемой, в которую Робин оказалась вовлечена, с грустью Кот проводил всю труппу в аэропорту. Потом с танцовщиками труппы Кот встретился на фестивале в Ярославле. Но Робин туда приехать не смогла. А вот в Витебске на фестивале она была уже председателем международного жури. Кот немного опоздал к началу работы жюри и представителей прессы и других агентств, поэтому присел у входа. Разглядев в зале танцовщиков из "Дансинг Пипл", Кот помахал им приветственно, приготовившись слушать организаторов фестиваля.
И тут произошло непредсказуемое, что повергло в шок всех присутствовавших в зале и самого Кота: встав из-за стола жюри со своего председательского места, очаровательная Робин направилась своей летящей походкой прямо к Коту, обняла его и прижалась, прошептав на ухо - "Я так тебе благодарна, ты тогда меня просто спас". Это была самая волнительная минута на всем фестивале, если не считать эмоций, пережитых на спектакле Панфилова. Ради таких мгновений стоит жить и работать.
>>>>>>>>>>
Первый фестиваль современного танца, в котором Кот принимал активное участие, открыл для него новый и совершенно неожиданный мир. Мастер - классы, которые приходилось переводить, был самыми разными по тематике, наполнению и эмоциональному накалу. Прилетевший из Гон-Конга Барри Юен проводил мастер-класс по джазовому танцу.
Азартный по натуре, Барри впрыгнул в зал с готовыми к работе студентами подобно бенгальскому тигру. Каскады шли за каскадами, зал гремел ритмами, а Коту приходилось перекрывать голосом этот шум, переводя указания Барри, да еще и держать в кадре самого Барри. Тот вручил Коту свою видеокамеру и дал указания, как и что снимать. Совершенно неожиданно для себя, Кот увидел, как и Барри и его студенты смотрят на него и даже аплодируют. Ничего не понимая, Кот оторвался от видоискателя, и только тогда понял, что смотрят все на него, на его ноги, которые параллельно с тем, что говорил его язык, делали, его руки и тело, двигались в том самом задорном, огненном ритме, заданным музыкальной фонограммой мастер-класса. Да уж, ничего тут не скажешь, искусство оно существует в нас, помимо нас и властно над всеми.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023