ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Галахов Владимир Владимирович
Балтийское ботофого

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:

  БАЛТИЙСКОЕ БОТОФОГО (или рывок через Прибалтику)
  
  Как заинтриговать читателя самим названием рассказа или очерка? Да влепить в название эдакое вот незнакомое большинству словцо явно иностранного происхождения. "Ха!", скажет кто-то из любителей футбола. "Удивил тоже мне!" Это известный футбольный бразильский клуб. А вот причем здесь Балтика? А вот как раз притом, что к футболу примененное слово и не относится. Хотя перевести его с нашего "бразильянского" труда не составит - "огненная нога" - и всех дел. Но вот и не совсем всех - это еще и па - то есть шаг в самом что ни наесть бразильском темпераментном танце - самбе. Оставим в стороне все эти подходцы. К делу, товарищи!
  Исходя из короткого периода времени, отведенного на путешествие, и многозначности поставленных задач, пришлось вырабатывать стратегию движения и тактику приспособления к маршруту. А стратегическими задачами были - повидаться с людьми, которых не видел более двадцати лет - братом в Минске и однополчанином в Калининграде, по ходу выполняя познавательно - отдыхательные телодвижения. То есть смотреть из окна автомобиля на пролетающие мимо города Псковской губернии, Белоруссии, Литвы. И еще надо обязательно встать на короткую передышку на Куршской косе. Это уникальное место стоит того, чтобы о нем отдельно и подробно.
  Проложив по карте предполагаемый маршрут, я получил некий фортель, который и напомнил мне траекторию, которую выписывают ноги, когда танцуешь самбу и делаешь этот крис-крос ботофога. Смотрю сейчас на разложенные на полу карты Псковской области, Белоруссии, Литвы, Латвии и понимаю, что могу стать объектом насмешек со стороны продвинутых пользователей современных электронных гаджетов. Эти подскажут куда ехать, где свернуть, где пробки, где ремонт трассы. Где можно найти ночлег, еду и топливо. А самому подумать над этим? Конечно, навигаторы - это хорошо. А вот вдруг нет над нами спутников и прочего обеспечивающего навигацию оборудования? Что? Гуляем среди трех сосен и вспоминаем, чем они отличаются от трех тополей на Плющихе?
  Спорить не время и не место. Тронулись! Естественно, когда ваш штурман - ваша дорогая женщина, стартанете вы с опозданием от намеченного времени на некоторое количество часов. В моем случае это опоздание составило 4,5 часа от обещанного и 8,5 часов от желаемого. Но главное же тронуться. И мы тронулись по шоссе, идущему в сторону Пскова и далее в направлении Белоруссии.
  Момент истины, когда ехать уже не хочется, а спать уже хочется, наступил ко времени прибытия в Опочку. Расположенный прямо у шоссе кемпинг "Сургутнефтегаз" внушал уважение аббревиатурой в названии. Предложенный нам 2-местный номер за 2 800 рублей поразил обширностью. Поверьте опыту - площадь можно было сопоставить с номером в 5-звездном отеле "Мовенпик" в Женеве рядом с ее международным аэропортом, где пришлось ночевать лет 13 назад. Только при этом швейцарцам было влом просыпаться, чтобы накормить постояльцев завтраком перед ранним вылетом, а в этом отеле нас накормили очень рано, поскольку кафе работает круглосуточно. Дорога пошла дальше на юг, покинула территорию Российской Федерации и началась территория Белоруссии, что выразилось в гораздо более ровном покрытии трассы.
  В прошлый проезд через Минск, который был просто транзитом для дальнейшего движения во Львов, случился поздно вечером, а может и не поздно, но было все равно темно. Единственной задачей было пройти с наименьшими потерями времени на трассу в сторону Полоцка. Что в принципе удалось. Теперь утренний Минск произвел впечатление монументальностью архитектуры центра города, шириной главных проспектов, некоторой запутанностью развязок. Увлекшись рассматриванием достоинств города, мы проскочили вожделенную улицу, а точнее переулок Розы Люксембург и оказались в промышленном районе, вернулись назад, уже присматриваясь к высоким современным зданиям, среди которых следовало обнаружить отель "Ренессанс", который и был реперным знаком, от которого следовало направить свой поиск. Въехали прямо во двор нужного дома.
  Как в песне "...встреча была коротка", но главное мы увидели друг друга, спустя 27 лет. Это важно. Трудно обещать кому-то встретиться, но все же хотелось, чтобы мы увиделись еще. Путь пролег далее в Литву, при этом брат предупредил, что Вильнюс в Минске называют "Минск-3", поскольку для нашего автомобилизированного века три часа езды - не дистанция, если не встрять на границе в длинную очередь...
  На переходе МАПП "Каменный лог" так и оказалось. Желающих проехать в Литву - достаточно, процедура пропуска - зарегламентирована в хлам. Впервые в жизни проходил паспортный контроль по отпечаткам пальцев! Получая визу в финском визовом центре, сдал отпечатки пальцев обеих рук, вот и пришлось прикладывать то один, то другой, автоматика не все из них однозначно распознавала. Простой на границе занял более двух часов. Поэтому решительно ускорившись, мы плавно обошли Вильнюс по окружной дороге, точно также безжалостно оставив за спиной возможность выпить кофе со сдобой на Ласвейс аллее в Каунасе. Очень хотелось попасть в Клайпеду и на Куршскую косу. Брат предупредил, что это маловероятно, но он не знал нашей решительности и подготовки, а также наезженного опыта. Штурман решительно взялась за штурвал, и в Клайпеду мы въехали в 23.00. Как и во всех европейских городах, мирные жители Клайпеды уже рассматривали свои сны, витрины не светились, и разглядеть на домах названия улиц не представлялось возможным. Ориентирование в городе свелось к выезду в исторический центр города, где дома напоминали о девятнадцатом и более ранних веках. И вот башня современного отеля с не запомнившимся названием, где единственным предложением путникам в ночи оказался президентский номер. Но доброжелательность взяла верх, и нам порекомендовали на той же улице Лиепу отель с характерным названием "Арарат". Портье воспринял английское обращение как должное и предложил номер "люкс", от которого уже не было сил отказаться. Когда вошедшая в фойе мой дорогой штурман заговорила по-русски, портье обрадовался нам как родственникам и перешел на русский без всякого армянского акцента.
  Люкс потряс своими объемами - к услугам заблудших ночных странников оказалась полновесная трехкомнатная квартира: просторный холл со встроенной в угол кухней, две спальни на 4 спальных места и прочие общечеловеческие ценности (цена вопроса - 123 Евро). Утро в отличие от предыдущих дождливых дней с налетающими порывами холодного ветра было тихим и солнечным, что расположило к длительной пешей прогулке по Клайпеде с заходами в местные магазины сувениров, кафе и прочие интересные места. По простой схеме осталось найти место переправы через залив Куршиу на пароме. Оказалось это элементарно просто - указатели на улицах стали очевидны и понятны, паром так и вовсе оказалось, что ждал нас, чтобы тут же перевезти на Куршскую косу.
  Хотелось открыть окна машины и дышать этим настоянным на сосновых иглах воздухом вместо того, чем наполнял салон штатный кондиционер. Курортная зона Литвы - поселки Юодкранте и Нида. Все идеально заточено под отдых. Без труда въехали в зону отдыха, поставили машину и с удовольствием откушали в кафе, усевшись за столиком во дворе. Кстати, накануне по дороге к Клайпеде отобедали в придорожном кафе, заказав литовские "циппелины". Но целью все же были точки на косе, ради которых сюда едут люди. Граница на косе организована просто и понятно. При въезде на косу на литовской стороне платишь 9 евро в пользу заповедной территории, пройдя паспортные и таможенные формальности, платишь еще 500 рублей в пользу той же заповедной территории на российской стороне. Разница только в том, что на литовской стороне дороги по качеству везде одинаково хороши, а на российской хороша только главная трасса, идущая по косе. Шаг в сторону того же поселка Морское и ... Это просто место, по которому можно проехать, петляя между ям и выбоен, но проехали. И быстро, с помощью любезного местного жители нашли дорогу к "Гостевому дому без звезд".
  Стоимость проживания в таком доме с простым, но сытным завтраком, с возможностью заказать обед или ужин из соседнего поселка "Рыбачий" вполне приемлемая - 1800 рублей в сутки за номер на двоих. В Трактире у дороги это все готовят достаточно вкусно и красиво. Торжественный обед по случаю моего дня рождения там и состоялся. Вечером к нам присоединились друзья, прибывшие из Калининграда с заготовками для барбекю и дровами. Все было наилучшим образом реализовано во дворе гостевого дома, где имеются все нужные приспособления. Так что для отдыха место вполне подходит. Морское - вполне респектабельным могло стать местом. Но вот что-то остановило владельцев массы недостроенных особняков и домов скромнее. Одни стоят недостроенными, а иные и просто заброшенными, и уже давно - участки заросли деревьями. От нашего Гостевого дома до небольшого пляжика в заливе, пригодного для купания - прогулка минут в десять. До морского берега Балтики 20 минут. А там - уходящий вправо и влево бесконечный пляж мелкого белого песка. От дующего с моря сильного ветра можно надежно укрыться за гребнем дюны и спокойно насладиться лучами солнца, лежа на прогретом песочке. По дороге обратно можно перекусить рыбкой горячего копчения и местного происхождения под пиво. Есть и кафе с расширенным меню, есть магазинчики. Только в магазине в самом поселке мы не увидели никаких овощей.
  Погуляв по Калининграду и переночевав перед обратной дорогой, мы проложили путь домой по самой короткой почти прямой линии - через Советск, Литву, Латвию и кусочек Эстонии в Псковскую губернию. Отставим в сторону обозначения трассы на местных участках - все они начинаются с буквы А и имеют меняющуюся нумерацию. Но главной остается трасса Е77. И это действительно трасса.
  Имея в дополнение к штатному штурману еще и местного проводника по автодорогам, можно вполне уверенно и быстро выйти на эту трассу из любого района Калининграда. Главное выехать к Советску, а там не проскочить мимо МАПП. Он оказался справа, а основной поток машин шел как раз прямо - к главному городскому рынку. Зона ожидания в очереди растянулась через могучий и широкий Неман. А Советск оказался тем самым Тильзитом... Да-да - Александр I и Наполеон встречались посередине на сколоченном для них плоту. Шампанское, наверное, пили. Голову друг другу морочили, за мир, за дружбу... Потом лихие польские уланы взялись переправляться в Россию и во славу императора Наполеона едва ли не все потонули. Два часа на мосту завершились стартом в направлении Панемуне. Далее на Таураге, Скаудвиле, Кельме и Шауляй. Смотрю на пометки моего штурмана - везде стоит "мимо". Это значит, что трасса идет мимо города, не испытывая затруднений светофорами и перекрестками. После Йонишкис только щиты с соответствующими надписями показали, что мы уже в Латвии.
  Чтобы выйти на прямую к Пскову следовало обойти район Риги, здесь трасса Е77, оставаясь под своим номером, требовала перехода с местных дорог А6, А5 и далее до А2. Поворот на Сигулда я проворонил, мы об этом не пожалели, поскольку чуть далее у места разворота оказался ресторан и отель "Балтвилле". Езда ездой - обед по расписанию. Ша! Мы никуда не торопимся, мы наслаждаемся солнцем, мачтовыми соснами, видом озера и вкусняшками в латышском исполнении. Один час для нас не задержка. За Сигулда трасса Е77 вообще не заходит ни в один населенный пункт. Покрытие ровное как стол в ресторане, поэтому скорость ограничивает только собственная решимость двигаться очень быстро. Едва солнце решило, что должно присесть и подготовить население к вечерней заре, как мы "влетели" на полном ходу в Эстонию. Качество трассы не изменилось. Только придорожные щиты известили, что мы движемся в приграничном районе. МАПП Мухамаа - отстойник для грузовиков, где замечаю автоцистерну с фирменным знаком нашего покупателя - везет сжиженный газ в Польшу. Эстонцы есть эстонцы. Машин на проезд практически нет, но в отстойник за плату извольте заехать (4,5 Евро как с куста) и следить за объявлением на табло. Едва встали на место, откуда это табло видно, как номер моей машины появился с приглашением пройти паспортный контроль. Вопрос - а за что деньги взяли? В 22.00 московского времени мы оказались на российской территории, и до Пскова рукой подать. Принимаем командное решение ехать в Питер до победного. И в 2 часа ночи - вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь в машинке я к себе домой.
  Теперь об экономике. О цене на проживание уже было. Теперь о топливе. Полный бак на старте - следующая заправка уже в Псковской губернии - бензин "до полного" чай, кофе и фисташки в дорогу итого 1623 рубля и еще 220 рублей за проезд по платной трассе. При этом качество самой трассы несколько хуже бесплатной дороги. В Белоруссии долили топлива. Сумма 32.89 белорусских умножаем на курс 30,01, получаем 987 рубликов, то есть заправка чуть более половины бака. Задача - пройти всю Литву без приобретения дорогого бензина (1.17 Евро = 75 рублей!). Получилось. Треть бака еще осталось для езды по Куршской косе. Доливался в поселке Рыбачий - чек не сохранился, но после отстоя пены потребовал долива... На выезде из Советска, чтобы пройти Прибалтийские республики без дозаправки долил еще около 15 литров по 37,99 руб. То есть на сумму 558 рублей 83 коп. Со складыванием у меня плохо. Поэтому кому интересно - просуммируйте сами. Вот, собственно, и вся экономика.
  Теперь главное - Куршская коса. Что это? Чудо природы, каприз Балтийского моря, творение рук человеческих? Для себя я понял, что все вместе. Массы мельчайшего белого песка образовали самую длинную в мире пересыпь. Вот, оказывается, где родственник одесской Пересыпи находится. Штурман определил, что такой песок можно насыпать в песочные часы. Идем по деревянным стланям. Сам песок настолько сыпучий, что ноги вязнут. Кое-где ветер и дождь его уплотнили. Но огромные массы песка живут и перемещаются. Задачу - закрепить склоны решали все. Самая высокая дюна Эфа названа в честь Франциска Эфа - человека, который исследовал и старался сохранить этот уникальный природный мир. С вершины дюны вид на Куршский залив великолепен.
  Вся коса заполнена сосновыми посадками. Иные деревья здесь редки и появляются только там, где уже образовался слой подзольной почвы. Чтобы закрепить ползущие на дома жителей огромные массы песка, склоны укрепляли ячейками из сосновых же ветвей, внутри этих ромбов высаживали траву и деревья. Тот еще труд. Кое-где по дюнам создается полное впечатление, что фильм "Белое солнце пустыни" снимали именно здесь. Вечерняя прогулка по тропинкам в прозрачном сосновом лесу доставила наслаждение - ветер уже стих и сумерки создавали настроение вполне лирическое. Нелирическим бы вопрос нашего администратора - не встретили ли мы там, в лесу кабанов... Оказалось на косе хорошо устроились многие представители фауны. При этом кабаньи выводки выходят прямо на шоссе, останавливают машины и клянчат еду... И как правило, за раздачей из кустов следит лиса, которая не прочь подхарчиться и после кабанят. Зная кабаньи повадки, я искренне порадовался, что никакая тварь лесная нам не попалась на тропах.
  Походить по линии прибоя, поискать кусочки янтаря - этим можно заниматься целый день, которого у нас не было. Все время казалось, что волна назло тебе подхватила желтый кусочек солнечного камня и утащила в глубину. А надо было обязательно увидеть еще одно чудо - "танцующий лес". Поразмыслить, какими такими силами сосновые стволы сгибались, переплетались и выкручивались - занятие неспешное. Оставалось мало времени, а спешить предстояло снова вперед - в Калининград.
  Порядок на косе общий везде - в дюнах запрещена любая человеческая активность. Слишком хрупка эта уникальная экосистема. Даже палатки можно ставить только на территории действующих поседений - Морское, Рыбачий и Лесной. А еще ближе к Калининграду уже идут курортные зоны вроде нашего Зеленогорска.
  Позади более 2 тысяч километров дороги, несколько городов и уникальный природный заповедник - всего за неполную неделю. Кто с нами в следующий раз?
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2017