Весна 2001 года привела в наше театральное агентство гостей - председателя Совета ветеранов моряков-полярников Александрова и канадца хореографа и танцовщика Билла Коулмена. Выяснилось, что они обошли уже несколько театров и антрепренерских контор с предложением поставить в Санкт-Петербурге и провести мировую премьеру спектакля, посвященного трагической судьбе конвоя PQ17. "Скромные" деятели культуры везде требовали от 30 до 50 тысяч долларов за претворение в жизнь этих творческих планов.
После вежливой беседы оба гостя уже собрались уходить и не ожидали, что получат решение: "мы будем это делать без какой-либо оплаты - это наш долг памяти".
Все лето загруженный балетными спектаклями симфонический оркестр практически не вылезал из оркестровой ямы, разучивая очень непростую партитуру. В итоге в дирижерской, готовясь к премьере, наш главный дирижер Грибанов и композитор Баттерфилд, мешая немецкие и французские слова с итальянскими музыкальными терминами, вносили последние правки. Я все время поскуливал - "Может я пойду...". Но две творческие личности не смогли оторваться от дела вплоть до десяти вечера. Канадцы примеривались провести около 10 оркестровых репетиций. Благодаря предварительной работе потребовалось только три.
Мои мучения с растаможкой контейнера с декорациями достойно отдельного описания. С тех пор слова "декларант" и "таможенник" для меня перешли в категорию груборугательных. Наконец, к арьеру Александринского театра подвезли контейнер с огромными коробами, заполненными стальными и деревянными деталями. Предстояло провести несколько репетиций с декорациями. Для начала их предстояло собрать и установить. Незадача была в том, что потом их снова предстояло разобрать и растащить по боковым пазухам сцены из-за вечерних спектаклей балетной классики.
Вопрос к авторам декораций был простой:
- Сколько времени вы их собирали?
- Вдвоем мы их собирали 8 часов.
Было о чем подумать. Но профессиональные машинисты сцены академического театра - народ повидавший все и везде. В Канаде они тоже бывали. Разложили чертежи, и прежде всего определили, на столько частей предстоит растаскивать декорации после сборки. Работа закипела. Постепенно на сцене образовалась часть палубы корабля, которая по мере удаления от зрительного зала превращалась в разрозненный набор деревянных элементов. Из зала казалось, что этот кусок палубы взорван, и обломки еще разлетаются.
С первого захода на сборку и навеску всего ушло около 3 с половиной часов. Разобрали все за полтора часа. Матерясь и напрягаясь, растащили части палубы по краям сцены, освобождая место под декорации очередного "Лебединого озера". На следующий день на сборку из готовых кусков уже ушло только полтора часа, а разобрали после репетиции всего за час. На третью сборку потратили чуть больше часа, а растащили буквально минут за тридцать. Бригаду, в работе которой пришлось принимать самое непосредственное участие с разводным ключом и отверткой в руках, в буквальном смысле охватил азарт.
- На спектакль вообще соберем за час, а то и меньше...
- Еще пару раз потренируемся, и можно будет на время засекать.
И вот в день, когда в 1941 году в Мурманск пришел первый караван с товарами и оружием из США и Англии под кодовым наименованием "Дервиш", 31 августа 2001 года, ровно через 60 лет, состоялась мировая премьера спектакля "Конвой PQ17".
Краткая выдержка из статьи в газете "вечерний Мурманск":
"12 августа 1941 года "Дервиш", в который входили шесть британских и одно датское судно, скрытно покинул Ливерпуль. В трюмах находились мины, бомбы, стрелковое оружие, продовольствие, медикаменты, шерсть и крайне необходимый нашей промышленности каучук. Кроме того, транспорты везли грузовые автомобили и 16 истребителей "Харрикейн" в разобранном виде. Все это равномерно распределили по судам, чтобы потеря любого из них не привела к полной гибели какого-либо вида перевозимого груза. Эскорт составляли корабль ПВО, эсминец и пять вооруженных траулеров. Караван направился в Исландию. После краткой стоянки в Хаваль-фиорде, где траулеры охранения заменили более мореходными эсминцами и тральщиками, 21 августа "Дервиш" взял курс на Архангельск. Вышел в океан и отряд прикрытия, который составляли авианосец, два крейсера и три эсминца.
Всего за годы Великой Отечественной войны в северные порты СССР отправился 41 союзный конвой в составе 811 судов, из которых достигли цели 720, 58 погибли при переходе и 33 по различным причинам вернулись в порты отправления. В 37 обратных конвоях из 715 судов в Англию и Исландию прибыли 680.
28 августа 1991 года в Мурманск пришел караван "Дервиш-91", состоявший из судов и кораблей стран - участниц антигитлеровской коалиции. По старой военной трассе он, выйдя из Исландии, доставил в наш город ветеранов полярных конвоев. На следующий день в сквере у кинотеатра "Родина" состоялось торжественное открытие обелиска в честь тех исторических событий. Через шесть лет память о ветеранах увековечили в Лондоне. В соборе Святого Павла на почетном месте между захоронениями национальных героев - адмирала Нельсона и герцога Веллингтона установили мемориальный знак. Надпись на камне гласит: "В память трех тысяч мужчин и женщин, отдавших жизни в арктической кампании 1941-1945 в конвоях в Россию и из нее. Мы будем их помнить".
На спектакль в Александринском театре 31 августа 2001 пришли те самые канадцы, американцы, англичане, голландцы, русские, что остались живы в этих испытаниях. На их головах белели не седины - белые береты - символы ветеранов полярных конвоев. Этот спектакль для них создал и исполнил Билл Коулмен с товарищами - сын одного из моряков конвоя PQ17, чудом спасшегося после его разгрома немецкими субмаринами и самолетами. Я перевел четыре интервью различным нашим телеканалам этого величественного сухопарого старика - Джозефа Коулмена. Все вопросы были обращены к его памяти о тех событиях. А его дважды поднимали из воды Баренцева моря. И он каждый раз повторял:
- Все эти годы я старался забыть этот ужас.
И уже в ходе последнего интервью я попросил его:
- Джозеф, скажи им, что ты помнишь свое пребывание в России, тогда в 42-ом году.
Старик помедлил и произнес:
- Я помню лица советских медсестер, выхаживавших меня в госпитале в Мурманске, после того, как меня второй раз поднял на борт из воды уже советский тральщик.
.
На снимке капитан первого ранга Юрий Александров в черном берете и ветераны полярных конвоев в белых беретах.
Александров вручил мне памятную медаль, выпущенную к 60-летию "Дервиша", на реверсе портреты Рузвельта, Сталина и Черчилля. На аверсе - сцена морского боя. Если я могу гордиться чем-то, что сделал в своей жизни, то это тем, что сделал как профессионал и офицер для того, чтобы состоялся этот спектакль памяти
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023