Всегда задавал себе вопрос, почему "Наше Все" подчеркнул именно эту любовь? Как можно любить гробы, пусть даже и отеческие, и пепелище...? И тем не менее. Кроме "самостоянья человека" и "залога его величия" - понятий скорее философских, чем приземленных и утилитарных, что кроется за этими чувствами? Неразрывность связи поколений? Есть пример из жизни, скорее обратный, но подтверждающий нашу особенность и исключительность, непонятную и вызывающую зависть всего остального мира.
В далеком 1993 году я имел возможность общаться с американцем - талантливым изобретателем из Сан-Франциско. Проживал он в то время в съемной квартире на Кузнецовской улице, где собирал для работы над своими идеями обездоленных происходящими изменениями инженеров, которые были готовы за горстку "зеленых" трудится над чем угодно, чтобы прокормить свои семьи. Моя роль была схожа, я толмачил на американца, получая такие же крохи. Как-то мне случилось поинтересоваться его родителями. Кто они и где живут. Ответ был неожиданным - мать умерла, а отец живет где-то на Гавайях. Налицо разрыв между самыми близкими друг другу людьми и поколениями. Может быть, это следствие прошедших десятилетий девальвации семейных ценностей? Теперь они спохватились и стараются вернуть уже сформировавшееся общество потребления к подлинным истокам, создающим условия для единения нации. Хотя, какое может быть единение, когда "черный расизм" давно перехлестнул по непримиримости все прежние проявления расизма белого. Если полицейский застрелит бандита с белым цветом кожи, это никого не возмущает. Стоит бандиту оказаться представителем афроамериканского компонента, тут же поднимается вой. Впрочем, это их проблемы. Европа уже до икоты и другого явления, в медицине именуемого vomitus, наелась собственной толерантности и либерализма. Теперь разгребают.
А мы? Поездка в Прагу, и как непременный атрибут программы знакомства со страной и городом - поездка на Ольшанское мемориальное кладбище. Воинские захоронения 1813 и 1945 годов. Битва при Лейпциге - битва народов против тирана, возомнившего себя повелителем Европы, и битва против новой напасти - нацистской чумы. Каждая обошлась дорого. Ухоженность и чистота, подобающие святому для многих месту. Для нас также. Почему же так резко начала сокращаться память у наших былых собратьев по оружию. Припоминаю Краков, памятник советскому воину - освободителю, стоявший у Флорианских ворот, уже в 2004 году покинул свое место. А может, не стоило жизни класть и разведчиков напрягать на спасение этого дорогого для каждого поляка города - свидетеля былого величия польских королей. Ну, не было бы великолепного Вавеля, разнесли бы нацисты весь Старый город вместе с его Глувным рынком и соборами в каменную крошку. Что бы изменилось? Кто бы обеднел от этого? Отстроили же Варшаву после войны, и здесь бы чего-то конструктивистское наляпали. Стала бы польская нация от этого беднее? Зачем я буду отвечать на вопрос, на который сами поляки не способны ответить.
Другой пункт, смысл которого трудно поддается моему пониманию - сохранение в качестве мемориалов таких ужасающих воображение объектов как Освенцим, Майданек и прочих. Кого останавливает на пути падения в расизм, фашизм, терроризм существование этих "музеев"? Во время обхода территории Освенцима я не мог отделаться от впечатления, что очень многое здесь искусственно, заточено на прибыль, на извлечение дивидендов из трагедии. Может быть, мое впечатление было ошибочным?
Итак, пепелища рукотворные, той или иной стороной образованные, возьмем самые известные. Герника в 1937 году в ходе гражданской войны в Испании. Будущие асы люфтваффе размялись, стерев в порошок небольшой городок со всем населением, Ковентри - 14 ноября 1940 года около 500 бомбардировщиков люфтваффе провели операцию "Лунная соната". Итог - город и старинный собор, а также 20% авиастроительной промышленности Англии превращены в руины. 13-15 февраля 1945 года силами англо-американской авиации в крошево превращен немецкий Дрезден, при этом основные жертвы - гражданские лица. Соответственно, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, не имевшие никакого смысла, кроме устрашения своего же союзника. И менее известные - 90% центра Мюнхена к апрелю 1945 года после налетов союзной авиации представляли собой горы битого кирпича. 9 - 10 марта 1945 года около трех сотен американских Б-29 превратили застроенный деревянными домами Токио в один большой костер. О Гернике не даст забыть полотно Пикассо. А вспоминают ли об этих событиях жители современных Ковентри, Дрездена, Мюнхена, Токио? Да знают ли они об этих страницах своей истории?
Я всегда с душевным трепетом прохожу мимо сохраненной на стене дома на Невском проспекте надписи "Граждане! Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна". Но вот ни разу не видел в репортажах и не слышал о традициях вспоминать о жертвах перечисленных выше "пепелищ". Это происходит разве только в Дрездене, а Хиросима и Нагасаки в эту категорию не попадают. Тут уж ничего не спрячешь, можно только вывернуть наизнанку. А об остальном лучше молчать, чтобы забылось. Порой англосаксы напоминают мне комедийного персонажа из фильма "Свадьба в Малиновке": "А это не ты за купающимися девками подглядывал, а они за то вываляли тебя голого в крапиве? За мельницей, где вербы и обрыв? Да! Нет, не я!".
И куда этим "Джонам", родства не помнящим, миром править? Только и могут - подгадить кому-то, чужими руками уголья разгрести и свои "гамбургеры" на запаленном на чужом несчастии огне пожарить. И тогда уже о двух других возникающих чувствах - презрения к тем, кто прогибается под дядю Сэма, чтобы отгрести себе кусочек от его гамбургера, и жалости к тем, кто оказывается в плену иллюзий и вынужден находиться под властью прогнувшихся.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023