Обещанный дождь не состоялся. Зимние "гиславеды" гудели по сухому ровному асфальту стальными шипами, словно шмели, возмущенные тем, что вместо обещанного поля иван-чая им подсунули голое футбольное поле. Рядом мирно подремывал мой дорогой штурман. Полночи готовила отход с занимаемых позиций - надо было оставить сыновьям вкусной еды на два дня, как минимум, чтобы не дергали звонками по мелочам. До рассвета уже недалеко. Первые признаки приближающегося дня уже просматриваются в светлеющем слое густых облаков. Ну, и хорошо, что дождя нет, а то тем, кому не терпится продемонстрировать "народное единство" в новый, никак не укладывающийся пока в народное сознание праздник, было бы совсем неуютно. Три выходных - неплохо, когда есть желание оторваться от привычного уютного дивана и посмотреть что-то для себя новое. Короче, маршрут проложен, термос уложен, фотоаппарат заряжен. Вперед и с песнями.
Лень было взять в руки инструкцию к маленькому "Асусу" - висит в держателе под потолком, типа при деле. На самом деле и маршрут не заложен, только на флэшку музыки написано метров 120, можно через маленький динамик слушать, чтобы не скучать и подпевать по дороге. Ладно, разберемся - атлас области имеется, карта Финляндии в наличии. Чего там сложного?
Легкая дымка появилась после развязки на Рощино. Уже совсем рассвело, и даже солнце начало пробивать толщу почти дождевых облаков. Еще пяток километров и туман стал погуще. Невысокая загруженность трассы не вызывала тревоги, туман и туман, метров пятьсот вперед просматриваются - и то ладно. Еще минут двадцать уверенной езды со скоростью около сотни, и туман перестал ассоциироваться со словом "томный". Ситуация на дороге поменялась. Встречные машины выскакивали из сгустившегося белого месива, как чертики из табакерки, иногда пугая своими размерами. Скорость упала до семидесяти. Больше "притапливать" педаль газа не хотелось.
Мой милый штурман потерла глазки и с удивлением обнаружила перед лобовым стеклом молочную пелену с проблесками фар дальнобойных монстров.
- И где мы?
- Уже на подходе к Выборгу, скоро развязка должна быть. Там должен быть указатель на Светлогорск, нам туда.
Промелькнули виадуки какой-то крупной развязки. Указатели на нужный нам городок отсутствовали. Названия на стрелках ничего не говорили. Едем прямо. Значит, еще одна должна быть. Ага, вот, то, что нужно, налево - на Выборг 5 км, а направо - ... .
Какое-то Улыбино.
- Я сворачиваю, посмотри по карте, где Улыбино. Должно вроде быть на шоссе на Светогорск.
- Похоже, что так.
Главное, отъехать на предусмотренное приличиями расстояние от оживленного шоссе, чтобы сделать "тактический" привал. Выпитая утром для профилактики кровяного давления таблетка начала давить на мочевой пузырь с утроенной силой. Все! Терпежу больше нет. Лес у дороги оказался замусоренным, даже разбитые компьютерные мониторы валялись в пяти метрах от обочины. Сколько же вторсырья можно подобрать вдоль наших дорог.
С самого начала дорога показалась подозрительно пустоватой. На Светогорск поток должен быть, и должен быть оживленным. Заранее спланированное на последний этап перед границей пополнение бензобака стало выглядеть проблематичным. Наконец, мелькавший за окнами прозрачный лес с вкраплениями темно-зеленых елей расступился, и показались домики дачного типа. На выезде из дачного поселка какой-то парень открывал ворота на участок, чтобы загнать туда свою машину. Для того язык человеку приделан, чтобы спрашивать, а уши - чтобы выслушивать ответы.
- Подскажите, я по этой дороге выеду на ....
- Нет, это надо вернуться до первой развилки, взять направо, и далее все время вправо...
Туман усиливал звук наших голосов, словно мы стояли в середине гулкого пустого зала. Очертания дачных домиков расплывались в отдалении.
- Все, не туда повернул я. Вроде, тоже железнодорожный переезд был. Надо возвращаться, а то присохнем тут с пустым баком. Ни попутного, ни встречного транспорта.
- А по карте, мы должны быть где-то тут.
- Карты, картами, а без приключений у нас не получается. Все разворачиваюсь. И не поеду я направо. Вернемся на большую трассу.
- Ну, там легче будет определиться. А канистру с бензином не взял?
- Специально выложил, чтобы таможенники дурацких вопросов не задавали.
Обратное мелькание уже противненьких голеньких перелесков. Глаз косит на указатель топлива в баке. Индикатор пока не мигает, и то хорошо. Ага, вот переезд железнодорожный, вот уже и просветлело - вон она большая трасса. Указатель на Лапеенранту. Это нам подходит, пока. Еще несколько километров, и из тумана, который поредел под лучами солнца, наплывает большой виадук с шоссейной развязкой. Указатель на Каменногорск. Ну, это хоть в ту же сторону, куда нам надо. Все, уходим с трассы М 10 "Скандинавия". Кстати, покрытие везде отремонтированное. И очень, пока, ровное. Ставшая уже привычной на больших трассах колейность не ощущается никак. Значит пока не прокатали.
А я все голову ломал, почему на наших автострадах, появившихся в последнее время, через пару лет после укладки свежего покрытия уже появляются "волны". Прокатанные колеи, при их пересечении, напоминают гигантскую стиральную лоску. А в Финляндии, при той же интенсивности и большегрузности движения, этого не наблюдается. Полез в проектные документы, посмотрел нормативы. Ага, подложный слой, определяющий прочность "дорожной одежды" в целом и состоящий из гранитного щебня, по финским нормам, в полтора раза толще, чем по нашим. Значит, верхний, так называемый нашими горе-дорожниками "изнашиваемый" слой, не при делах. Сие изобретение - для откачки бюджетных, а точнее наших кровных, заплаченных в виде транспортного налога, денежек. На фрезеровку изношенного мягкого слоя, на его же обратное никому не нужное укладывание, вместо того, чтобы один раз и лет на десять - двадцать уложить прочный насыщенный крепчайшим карельским гранитным щебнем, которого мы добываем достаточно, слой асфальто-бетонной смеси.
Ну, наконец, - Красный Холм и указатель с расстоянием до Светлогорска. Правильно едем. И заправочка подходящая. В Европе на девяносто втором уже не ездят, его и в продаже нет. Так что на полной автономности придется передвигаться. Девяносто пятый моей кореяночке не рекомендован.
Ну, все правильно, и шоссе пошире, и большегрузов погуще, и скорость движения повыше. Снова вперед и с новыми песнями. Разволновавшийся было штурман опять прикорнула на сидении. Вот и первый шлагбаум - въезд в погранзону. Пара погранцов торопливо машут жезлом всем на шоссе - не тормози, давай дальше, кому нужны ваши паспорта?
Мерцание сигнальных маяков машины ДПС - парень заставляет всех открыть водительское окно и выслушать указание - "В Финляндию, в правый ряд на обочине, все в очередь". Значит "хвостик" приличный. Туман потихоньку рассеивается. Теперь все ясно - простоим прилично.
- Все. Рули, милый мой штурман, потихоньку. Пойду я дойду до самого впуска на пост, оценю, сколько мы простоим.
- Кушать хочется.
- Без проблем. У меня кипяток в термосе. Баранки с маком. Вон, впереди кафешник какой-то, гляну, что там есть на вынос.
Идти вдоль выстроившихся в один ряд машин, как оказалось, пришлось через весь Светогорск. Довольно резвой рысью у меня на это ушло около 50 минут. Заняв наблюдательную позицию, засек время. Каждые 6 -7 минут на территорию пограничного перехода запускали 12 машин. Обратно шел, отсчитывая дюжины машин и зажимая пальцы. Пока дошел до своей, насчитал тридцать одну дюжину. Теперь отнять количество машин, прошедших пост, за время моего обратного пути... . А, все равно меньше, чем на Брусничном или Торфяновке, о чем мне тут же сообщило радио Светогорска.
Принес в пакетике салатики и бутербродики, прикупленные на автозаправке у самого пограничного поста, все кафе вдоль трассы оказались закрытыми, или там просто ничего на вид съедобного не было обнаружено. По очереди с моим штурманом, вторым пилотом и ежиком в одном лице заправлялись, подгоняя машинку к таможенному посту. Какой-то умной голове наконец-то пришло в голову, что проще вбить в компьютер марку и номер машины, чем заставлять владельца переписывать ВИМ номера на таможенную декларацию, с указанием адреса регистрации и прочих никому не нужных сведений. Бумажки исчезли с постов перехода, и скорость прохождения паспортного и таможенного контроля возросла как минимум раз в шесть. Правильной дорогой идете товарищи пограничники и таможенники. Следующим шагом к совершенству будет отмена виз, избирательный паспортный контроль, свободный проезд в сопредельное государство... . Что-то размечтался!
Через финский паспортный контроль проходишь быстрее.
- Куда едете?
- В Савонлинна...
- В гостиницу?
- Да...
- В какую?
- Еще не знаю, их там, в городе семь штук.
- Проезжайте.
Зимой уже приходилось быть в Иматра. И катались по разбросанному по берегам Вуоксы городку. Теперь скорее на трассу номер 6, до Савонлинна еще 105 километров, а дело уже к сумеркам. Развязка с выездом на нужную трассу "Via Karelia" впереди. Вот вроде съезд в нужную сторону. Только он неожиданно куда-то закругляется и выводит в какой-то населенный пункт, который определить по карте не удается. Опять туман виноват, хоть уже и рассеялся давно. Остается только развернуться и рулить назад к большой автостраде. Перескакиваю ее по автомобильному виадуку, осознаю, где съезд в нужную сторону, и вписываюсь в поток автомобилей, идущих по этой широкой магистрали с разрешенной скоростью в сто километров в час.
- Ну, не можем мы с первого раза попасть туда, куда надо!
- А когда мы с тобой ездили без приключений и запуток?
- Да, уж.
- По-моему, после перегона до Уфы и обратно, местные расстояния нам уже не страшны.
Гладкие финские шоссе убаюкивают своей монотонностью. Нигде не тряхнет, прогоняя расслабленность, скорость приходится держать постоянную. За тобой тянется хвост из дисциплинированных финнов. На магистрали строгий контроль. Камеры стоят по всей трассе. Не проскочить бы съезд на четырнадцатую дорогу в Сяркисальми. Темнеет довольно быстро. Вот и поворот с тривиальным светофором. Все, теперь до Савонлинна никуда поворачивать не надо. Дорога постепенно сужается сумерками до очерченной светом фар асфальтовой кляксы. Боковое зрение ловит мрачные стены елей и сосен, озерные просветы, прозрачные без листвы березовые рощи. Вверх, вниз, с одной каменной гряды на другую. Дорога кое-где петляет, обходя уж очень высокие гранитные скальные массивы, то проскакивает в прорубленные в них расселины с мрачными стенами из темно-серого гранита.
Ура! Указатель "Савонлинна" 4 км означает конец пути и начало работы в режиме поиска. Городок настолько небольшой, что сориентироваться по месту в темноте не удается. Понятно только, что вот она главная улица городка, а вот она уже как бы и заканчивается. Значит, центр остался позади, вместе с ним намеченные для возможности поселения отели. Только вот ни одной вывески с призывной надписью "отель" глаз не зафиксировал. Справа по курсу знакомое название "Sokos". Рулим туда. Заезжаем на стоянку. Осечка. Это не отель знакомой до боли сети, а всего лишь гипермаркет. Заходим.
Предпраздничная сонная обстановка. "Ша, никто уже ничего не хочет".
Завтра у них День всех святых и он объединяет в себе да праздника - день памяти всех почитаемых Церковью святых и день всех усопших. И этот день плавно переходит в Кекри -- это праздник в честь окончания всех сельскохозяйственных работ и времени, когда коров с пастбищ загоняют в хлева на зимнее стойло. Кекри -- это период перехода от осени к зиме. Первоначально праздник отмечался 29 сентября в День святого архангела Михаила (Michaelmas / Saint Michael the Archangel), но позднее был перемещен на 1 ноября -- День Всех Святых (All Saints' Day). Считалось, что на Кекри, который обозначает период между старым и новым годом, духи ушедших предков возвращаются и навещают родные дома. Соответственно, живые поминают ушедших. В этот день для духов предков оставляется еда и напитки, готовится сауна, и ушедших в мир иной называют "святыми людьми". В основном, это семейный праздник, но в некоторых областях Финляндии празднование включает разделку овцы деревенским старостой. Также в некоторых местностях Кекри отмечают в первую субботу ноября. Также этим удивительным словом финны обозначают все последнее (например, последний листок на дереве или последняя незамужняя дочь) и все первое (первый весенний дождь, первый внук). "Кекри" -- это то начало, которое обозначает конец чего-либо и тот конец, за которым что-то начинается.
Философы, однако, - сплошное практическое подтверждение диалектического закона отрицания отрицания. Прибавим к этому нововведенный праздник Отца (то есть фактический аналог "мужского" праздника, который у нас до сих пор маскируется под День защитника Отечества), который у них 8 ноября, а 7 ноября у них день шведской культуры ... . Короче мы конкретно попали на самое крутое осеннее финское разгуляево.
- Нет ли у вас схемы города, где можно увидеть отели, где можно остановиться?
Держу в руках простенькую схемку. Мне любезно поясняют, что отели вот тут, тут и еще здесь.
А не проветриться ли нам по свежему воздуху, провести рекогносцировку, найти отель, бросить кости, а потом уже и машину перегнать? На том и порешили.
Похоже, весь город уже распалил свои сауны и млеет от удовольствия. По улицам никто не ходит. Прохожие настолько редки, что можно решить, что город вымер. Идем мимо какого-то клуба. Резкий звук чечетки заставляет вздрогнуть и заглянуть сквозь распахнутую на улицу дверь. Есть от чего обалдеть - финки, танцующие испанское фламенко! Да, неплохо у них дамы устроились. Пока мужики в саунах разогреваются, они тут кровь разгоняют испанскими ритмами. А чего потом будет?
Опять же проще отловить одинокого прохожего, чем блуждать среди полутемных улочек. Финка оказалось, как то "кажуть на незалежной - размовляет" - по-русски объяснила, что перейдя через мостик, мы выйдем к отелю. Название отеля воспроизвожу в оригинале "Seurahuone". Сами попробуйте прочесть и оценить изящество звучания. Холл отеля принял наши уже остывающие на холодном ветре тушки в свои теплые объятия. Хотелось поесть вкусной рыбы и упасть в койку. 95 евро за уютный ночлег и завтрак, при скидке в 30% на бокал вина к ужину в ресторане "Пьятта" не показались чрезмерной ценой. Испортила моему драгоценному штурману настроение официантка, получившая однозначный заказ на две порции обжаренного сига, но распорядившаяся приготовить только одну. Пришлось ждать еще. Но состояние сытости и неги в тепле номера испортить невозможно. Особенно если все это сдобрить добрым глотком французского коньяка из фляжки, закупленной в магазине на границе.
Разница в два часа подняла на ноги, когда все нормальные финны еще не остыли от вечерней сауны - почти в пять утра по местному времени. И куда себя девать, если завтрак подадут только через два с половиной часа? Остатки кипятка в термосе пошли на промывание горла. Эти "ненормальные русские" отправились гулять по городу еще в темноте... .
Чего, собственно, смотреть в крохотном финском городке? Окружающие холмы с лесом? Два озера по сторонам узкого перешейка. А на этом самом перешейке - крепость. Но обо всем по порядку: Савонлинна - Венеция Финляндии, расположенная в самом центре Сайменского озерного бассейна. Почти 40 процентов города занимают чистейшие пресные реки и озера. Приятнее всего знакомиться с этими местами воспользовавшись экскурсией на круизном теплоходе (стоимость такой поездки составит 8 евро, и этот час запомнится Вам как красивейшее приключение). Большой известностью пользуется проходящие в городе оперный и балетный фестивали. Оперный Фестиваль был впервые проведен в 1912 году по инициативе звезды оперной сцены Аино Акте. И теперь ежегодно Савонлинна позволяет всему миру восхищаться красотой музыки, в сочетании с великолепием финских озерных пейзажей, что делает впечатления неповторимо сильными. Оперные спектакли фестиваля ставятся в средневековом замке Олавинлинна. На столь яркое культурное событие съезжаются любители искусства со всего мира, так что греховно не побывать там при доступности этого путешествия, ведь дорога занимает всего пару часов от границы. Город является также центром, объединяющим восемь общин (волостей): Эннонкоски, Керимяки, Пункахаръу, Сулкава, Рантасалми, Париккала, Кесялахти и Савонранта. Каждая из них интересна своей историей и переполнена достопримечательностями. В качестве исторической справки стоит рассказать, что история города начинается с 1475 года, когда датский рыцарь Эрик Тотт основал на острове крепость, предназначенную для защиты от восточных соседей. Крепость получила название в честь святого Олава - Олавинлинна (крепость Олава), а на находящемся рядом с крепостью острове Вяярясаари возникло поселение, которому в 1639 году Питером Брахе был присвоен статус города. Город получил название Савонлинна. В 1803 году император Александр первый был настолько восхищён природой этих мест, что повелел сохранять её. Позднее в этом регионе была построена гостиница и "купальня", где отдыхали влиятельные петербуржцы. И город начал ускоренно развиваться. Открытие Сайменского канала и строительство железной дороги дало новый толчок в развитии, и Савонлинна стала столь популярна, что среди туристов иногда трудно встретить коренного жителя. Да это и не удивительно, ведь крепость Олавинлинна (Olavinlinna), улица Линнаанкату, церкви и музеи расскажут многое об истории города и региона. Недалеко от крепости, на острове Риихасаари находится музей Савонлинны и четыре музейных корабля.
Пощелкав фотокамерой в темное время, захотелось после завтрака снова обойти городок посмотреть, что и где.
Интерес вызвал сарай из серых грубо оструганных досок, обнесенный своеобразным финским "плетнем" из тонких сосновых стволов. Точно такие заборы мы увидели позже, по дороге домой. "Средневековый ресторан", как гласила вывеска, был закрыт по причине холодного времени года.
Весь город еще не проснулся. Мало прохожих. Только собачники - эти заложники потребностей своих четвероногих друзей, прогуливаются, нахлобучив капюшоны и теплые шапки, закрываясь от усиливающегося холодного северного ветра.
И нам захотелось поскорее усесться в теплый салон нашего авто и пуститься дальше, испытывая до конца нашу везучесть в деле прохождения дорожных развязок и путепроводов.
- Время есть, может, поедем через Миккеле?
- А поехали. Еще один городок посмотрим.
За что я обожаю своего штурмана, уговорить ее на какую-нибудь авантюру можно быстро. Тронулись. До Миккели прямо по 4 трассе всего 105 км. Катим и катим, кругом сельские пейзанские картинки. Холмы и озера. Где-то на подъезде к Миккеле есть поворот налево, куда нам и надо, чтобы повернуть на Иматра. И как раз тут, около этого поворота из-за кромки деревьев показался шпиль местной кирхи и сам симпатичненький такой городок. Штурман немедленно потребовала изменить условия движения и заехать в Миккеле. Ну, разве такой женщине откажешь в такой малости?
Штурман рулит, исходя из собственных соображений. На самом въезде в городок - финский гипермаркет "Prizma". Собственно в Питере они тоже есть, но хотелось бы сравнить... . Само собой, заедем, все равно выезжать из Миккеле надо в сторону Савонлинна, потом сворачивать, но уже направо, на ... язык не поворачивается изображать это название русскими буквами, поэтому в оригинале - Kuohukuja.
В 1270 году Миккели - новгородский погост. Старейшее упоминание о посёлке Миккели 1323 года содержится в Ореховском мире, согласно которому область Саволакс отошла к Шведскому королевству. Миккели возник в результате окончания русско-шведской войны 1809 года и присоединения Финляндии к России в качестве Великого княжества Финляндского. Он был основан 7 марта1838 года по указу императора Николая I. В Российской империи город был центром Санкт-Михельской губернии; под названием ляни (губернии) Миккели она, как и другие дореволюционные финляндские губернии, просуществовала до 1897 г., когда вошла в губернию Восточная Финляндия. В 1918 году во время гражданской войны, в Миккели в отеле "Seurahuone" был создан штаб Белой армии. (Ну, где же еще они могли заседать, как не в отеле с не вполне приличным названием?) В годы Второй мировой войны в здании средней школы Миккели располагался главный штаб вооружённых сил Финляндии под командованием Карла Маннергейма. Из-за этого город сильно бомбили, но быстро восстанавливали, так как в то время не существовало высотных зданий.
Миккели - признанный горнолыжный курорт Восточной Финляндии на северо-западном берегу озера Саймаа среди более чем полсотни живописных озер. Он получил свое название в честь святого Михаила еще XVI веке. В середине XIX века город стал одним из форпостов Российской империи. Круглый год посетители могут интересно и разнообразно проводить время в туристическом центре "Висулахти", наслаждаться водной стихией в закрытом аквапарке "Рантакюля", гулять среди доисторических монстров в парке "Динозаврия" и осматривать исторические и культурные достопримечательности. Например, здесь можно побывать в усадьбе Канкаверо, Музее изобразительного искусства "Каменная ризница", Музее пехоты, Музее главной ставки. Очень красивы парк Анья и центр природы Урпола. Ежегодно в Миккелипроводятся различные фестивали: музыкальный, балетный, танцевальный, театральный и другие.
Вокруг собора обошли, пощелкивая объективами. Интересно, есть где-то еще пирамидальные ели? Пирамидальные тополя видел совсем недавно в Башкирии, а вот ели раньше видеть не приходилось. И ползучая сосна... . А может они ее так специально гнули?
Все, все мой любимый штурман, поехали. В "Prizma" еще надо заглянуть. Кстати, рекламного динозаврика в полный рост видно прямо с шоссе. Крутимся по развязке и по кривой въезжаем на стоянку перед вожделенным гипером, успевая издали уловить отсутствие машин на стоянке и света внутри. Да, праздник же! Хоть поесть нашли в рядом расположенном МакДональдсе, будь он неладен.
Рулим отсюда! Где-то тут должен быть поворот направо, чтобы выехать в итоге на 62 дорогу. До Санкт-Петербурга от Миккеле 391 км. И название у населенного пункта конкретно поворотное - Kuohukuja. Поворачиваю и уже через пару километров понимаю, что опять не туда. И тут туман проклятый достал! Асфальт сменился грейдером. Штурман на мой нервяк реагирует философски.
- А все равно у нас не получается не плутать. Давай уж рули прямо, там где-то эта дорога, судя по карте, выходит на трассу 62, которая нам и нужна.
- А черт с ним! Поехали.
Финский грейдер от российского отличается существенно. Вызывающий знак ограничения скорости "80" - просто плевок в душу русского автолюбителя. Здесь по грейдеру можно идти и 90. Главное варежкой не щелкать. Мелкий щебень укатан так, что только кое-где слышно, как он разлетается испод шипованных покрышек. Не то, что "стиральная доска" сразу за Гранит-Кузнечным в сторону Сортавала. Там на 60 км в час трясет как в лихорадке, а сухим летним днем пыль застилает видимость. Зато тут надо рулить по полной. Вверх и вниз, влево и вправо, вниз и влево, вверх и круто направо, дорогая петляет по лесу, обходя болота и озера, огибая каменные лбы и взбираясь на холмы, поросшие редким сосняком. Деревень нет. Иногда из леса выползают к дороге одинокие летнего плана домишки, хотя за летним видом у финнов скрывается основательное утепление стен, наличие всех удобств и готовность к любым холодам. Долго пилим по этому грейдеру. Мое терпение на исходе. Штурман мой продолжает философствовать по поводу разгильдяйского отношения к современной технике, когда вместо компьютерного курсоуказателя приходится руководствоваться отпечатанной черти где картой и принципом "на два лаптя правее солнца". Да и где оно, это солнце, за такой облачностью о его наличии в природе можно только догадываться. И еще, принципом "язык до Киева доведет" не воспользуешься, поскольку можно здесь, на этой лесной дороге просидеть в засаде неделю прежде, чем такого "языка" сумеешь выловить.
По обочинам пошли поляны лесозаготовок. Настроение мое еще понизилось до градуса, что называется "возле плинтуса", ибо принцип "чем дальше в лес, тем больше дров" здесь тоже может исправно работать. Вариант "тем злей и толще партизаны" не сработает, потому, что на оставшихся в наличии баранках, прихваченных из Питера, и на стыренном с завтрака карельском пирожке с кусочком сыра особо не растолстеешь, а кроме нас на роль партизан в этом лесу никто,[Author ID1: at Mon Nov 7 16:43:00 2011
]похоже, и не претендует.
Впереди просвет. И что-то мелькает сквозь жидкие посадки. Давно не испытывал такого удовольствия от перекрестка с большой оживленной дорогой. К тому же она оказалось вожделенной дорогой 62 - рулим на Иматра.
Подъезжаем неторопливо и торжественно к развязке с "Via Karelia". Нам направо, поворачиваю в ответвление и опять, через пятьсот метров становится ясно, что это дорога так и пойдет параллельно с автострадой и никогда с ней не сольется. Чертыхнувшись, разворачиваюсь и снова забираюсь на виадук. Когда же мы уберемся из этого "тумана"? Вспоминаю всякие нехорошие слова, молча. Штурман меня морально поддерживает, тоже молча. У нее запас этих слов гораздо скромнее. Филологу свои эмоции выразить гораздо легче. Особенно, если эмоции отрицательные.
Все. Спускаемся, наконец, на широкую автостраду и я жму на газ, держась в пределах разрешенных 100 км в час. Наконец указатель с долгожданным названием "Светогорск". Фу! Наконец-то "партизаны" вырвались из лесных объятий. И кажется, "дым Отечества", особенно осевший на жирных боках лосося и сига в приграничной рыбной лавочке, действительно нам "сладок и приятен".
Обратно через пограничные препоны идем как горячий нож сквозь масло, шипя и распространяя приятные запахи копченой рыбы и сырокопченой колбасы из оленины.
Вечерний пробег Светогорск - Выборг (развилка) - Санкт-Петербург - милая прогулка, омраченная в середине пути грустным зрелищем. На обочине тяжелый "мерседес" с едва заметными повреждениями передка и то, что до встречи с ним было автомобилем. Нечто, более похожее на разорванную консервную банку, - следствием невнимательного отношения к процессу изготовления вареной сгущенки. Вряд ли там осталось что-то живое. Печально.
Освещенные ртутными лампами набережные родного города снимают стресс. Неторопливо вкушаю удовольствие от езды по родным проспектам и улицам. И как будто нет усталости. Хорошо дома.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023